Фестиваль золотая маска в большом театре. «Золотая маска» держит лицо

Фестиваль золотая маска в большом театре. «Золотая маска» держит лицо
Фестиваль золотая маска в большом театре. «Золотая маска» держит лицо

Фото Дмитрий Дубинский

Вот уже почти четверть века премия «Золотая Маска» несет свой крест. В 1995 состоялось первое вручение премий - тогда еще московского уровня. Буквально через сезон «Маска» стала общероссийской, а вскоре превратилась в фестиваль, в рамках которого спектакли-номинанты гастролируют в столице, по стране и за рубежом. В 2019 «Золотую Маску» будут вручать в 25-й раз.

Трудно быть маской

Как любой конкурс, «Золотая Маска» существует на минном поле: нельзя раздавать награды так, чтобы не осталось обиженных и недовольных. С одной стороны, даже номинация на «Маску» - завидная строчка в резюме; с другой – всё равно остается осадок от того, что заветное фарфоровое личико досталось не тебе или твоему фавориту.

Можно придираться и к институциональному статусу «Маски», поскольку ее соучредителем и главным источником финансирования является Министерство культуры. Для театральных деятелей сотрудничество с Министерством выглядит как непростой выбор. Тем не менее, оно оправданно: даже не ради премии как таковой, а ради существования фестиваля, который за эти годы развился в масштабнейший комплекс мероприятий. В столицу приезжают спектакли-номинанты из провинции, и на некоторые их них поди достань билет; московские и петербургские постановки едут в Ульяновск и Череповец; с российским театром знакомятся в Литве и Эстонии. «Маска» организует в том числе кино- и интернет-трансляции спектаклей, и если для оперного и балетного театра в России это не прецедент (есть «Большой балет в кино», есть Мариинский-ТВ, есть показы кинопоказы Пермского оперного), то драматические спектакли сейчас выходят к удаленной аудитории только в рамках «Маски».

Ученье - свет

«Золотая Маска» активно занимается развитием профессионального сообщества изнутри. С 2012 под ее эгидой существует образовательный проект «Институт театра». Это комплекс мероприятий, направленных на развитие молодых театральных специалистов, обмен опытом, исследование современного театра и освоение его новых форм и практик.

В рамках «Института» проходят лаборатории и конференции для театральных критиков, театральных менеджеров, театральных практиков всех направлений – будь то танец, сценография, театральное образование, кукольный театр и так далее. Поднимаются не только внутрицеховые вопросы, но и, например, проблема развития аудитории; обсуждаются вопросы, связанные с социальной ответственностью театра: например, должен ли он и может ли он противостоять насилию в обществе.

Для проектов «Института» «Маска» привлекает не только отечественных, но и видных зарубежных практиков: например, в 2018 году в их были Бернар Фоккруль, интендант фестиваля в Экс-ан-Провансе, и Штефани Карп, интендант Рурской Триеннале.

Международный театральный фестиваль «Золотая маска 2018». Институт театра. Конференция «Художественная идея как бизнес стратегия». Фотографии Дмитрия Дубинского

Не маской единой

Статус «Золотой Маски» как главной театральной премии страны сегодня непоколебим, а масштаб фестивальной деятельности беспрецедентен. Такая централизация ожидаемо компенсируется центробежными течениями.

Так, с 2016 при поддержке Минкульта проходит фестиваль Ассоциации музыкальных театров «Видеть музыку», очень похожий форматом на масочный в его музыкальной части: театры из провинции привозят в Москву свои постановки, а московские театры заявляют свои спектакли как фестивальные. Никаких премий не присуждается – это просто смотр. Конечно, этот фестиваль не покушается на драматический и экспериментальный театр, охваченный «Маской», но лиха беда начало. Статус «Маски» как награды тоже пытаются размыть: в 2016 году была учреждена национальная оперная премия «Онегин». Пока масштаб этих явлений не сопоставим с «Золотой Маской», но любое из них можно при желании использовать для того, чтобы отвлечь от нее внимание.

Проблема в том, что в восприятии всех этих мероприятий зачет идет по последнему. Если на «Маску» везут отборные спектакли, то на «Видеть музыку» – любые, какие захотят представить театры-участники. А низкий уровень конкурентов обесценивает достижения лидеров и снижает ожидания от них. В итоге масштаб того, что делает «Золотая Маска», перестает восприниматься адекватно: это всего лишь один из всех этих фестивалей, вон их сколько развелось.

Железная маска

Как бы то ни было, «Золотая Маска» продолжает отстаивать свои ценности. На церемонии вручения наград, прошедшей 15 апреля 2018, всех сплотила одна тема – солидарность с Кириллом Серебренниковым, Алексеем Малобродским, Софьей Апфельбаум и Юрием Итиным. Об этом со сцены Большого театра высказались и директор фестиваля Мария Ревякина, открывавшая церемонию, и Павел Каплевич, вышедший получать награду за лучшую работу режиссера в опере вместо Кирилла Серебренникова (Каплевич продюсировал его «Чаадского»), и Ксения Перетрухина, получавшая специальный приз вместе с остальными создателями спектакля «Cantos», и Зиновий Марголин, вручавший награды за лучшую работу художникам.

О свободе говорил и художник по свету Стас Свистунович, получая награду за спектакль «Губернатор», - это происходило ровно в середине церемонии, и к этому моменту уже можно было не пояснять, какого рода свобода имеется в виду. Но особенно хорошо упоминания о Серебренникове и Малобродском прозвучали в устах Романа Романова, директора Музея истории ГУЛАГа и продюсера поставленного там кукольного спектакля «И дольше века длится день», и режиссера этого спектакля Антона Калипанова. «И дольше века…» стал лучшим кукольным спектаклем сезона.

Драма/Спектакль малой формы: «Чук и Гек», Александринский театр, Санкт-Петербург. Создатели спектакля. Фотографии Геннадия Авраменко

Алла Демидова, получая награду за лучшую женскую роль в драме, разразилась безапелляционным монологом, в котором связала утрату Кириллом Серебренниковым свободы с потерей театром влияния на умы.

«Мы все уверены в том, что скоро эта страшная несправедливость будет исправлена», – сказал Алексей Бартошевич, вручая специальный приз коллективу Гоголь-центра. Гендиректор театра Анна Шалашова, получая эту «Маску», произнесла проникновенную речь и подчеркнула важность консолидации театрального сообщества. В том, что сообщество едино, сомнений нет – как нет сомнений и в том, что оно беспомощно. Лучше всего эта беспомощность слышалась в адресованной в никуда просьбе освободить Алексея Малобродского, произнесенной Юрием Бутусовым, когда он получал награду за лучшую работу режиссера в драме за спектакль «Дядя Ваня» в Театре Ленсовета, и в словах явно ни на что уже не надеющегося Льва Додина - постановщика лучшего драматического спектакля крупной формы «Страх любовь отчаяние».

Развлекательная часть церемонии, поставленная режиссером Ниной Чусовой и сценографом Зиновием Марголиным, наоборот, представляла собой идиотски-жизнерадостное описание театра будущего - этакий футуристический спектакль-ликбез для младшего школьного возраста в русле советской стратегии по инфантилизации зрителя. Заподозрить Чусову в попытке иронии было сложно, поскольку в 2018 слишком многие практикуют оптимизм и ликование по поводу и без. Но ура-оптимистического праздника не получилось: театр ответил театральным жестом. Михаил Патласов, режиссер лучшего драматического спектакля малой формы «Чук и Гек», не стал втискивать в отводимые лауреатам полминуты громкие слова, а призвал к молчанию и погружению в себя - но это молчание получилось не столько медитативным, сколько траурным.

Церемония вручения Премий «Золотая Маска» 2018 Фотограф Дмитрий Дубинский

Цитаты о «Маске»

«…Вручение национальной театральной премии «Золотая маска» выстроилось в цельный сюжет – можно назвать его гражданским, политическим или сюжетом единения театрального сообщества» (Петр Поспелов, Катерина Вахрамцева, Анна Гордеева, «Ведомости»).

«Главные “Золотые маски” в этом году получили Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Софья Апфельбаум и Юрий Итин» («Ведомости» на странице в Facebook).

«Главным лейтмотивом церемонии стали слова поддержки от ее участников своим коллегам, которые сегодня являются фигурантами уголовного дела о хищении государственных средств и находятся под домашним арестом» (РИА Новости).

«Главной темой церемонии награждения 24-й театральной премии “Золотая Маска”, лауреатами которой стали Кирилл Серебренников, Теодор Курентзис, Лев Додин и другие, стала поддержка фигурантов дела “Седьмой студии”» (Интерфакс).

«В этом году жюри музыкального театра в разделе “Опера” проявило не только мудрую дипломатичность, но и умение расслышать эпоху» (Мария Бабалова, Лейла Гучмазова, Ирина Корнеева, «Российская газета»).

Многие из награжденных сочли нужным поблагодарить членов экспертного совета премии - тех, кто в течение предыдущего сезона ездил по стране и отсматривал спектакли, из которых потом были составлены лонг- и шорт-листы.

Председатель: Марина Гайкович - музыкальный критик, заведующий отделом культуры «Независимой газеты», кандидат искусствоведения

Анна Гордеева - балетный критик, автор интернет-издания «Lenta.ru», журнала «Музыкальная жизнь», «Петербургского театрального журнала»

Лейла Гучмазова - музыкальный и балетный критик, автор «Российской газеты»

Сергей Конаев - театровед, балетный критик, эксперт архива Нотной библиотеки Большого театра, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения

Майя Крылова - балетный и музыкальный критик, обозреватель интернет-изданий «Газета.ru», «Lenta.ru», «Музыкальные сезоны», «Ревизор»

Илья Кухаренко - музыкальный критик

Дмитрий Ренанский - музыкальный критик, редактор интернет-издания «Colta»

Алла Туева - театровед, заведующий литературной частью театра «Московская оперетта»

Ольга Федорченко - балетный критик, обозреватель газеты «КоммерсантЪ. Санкт-Петербург», старший научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения

Кроме петербуржцев Ренанского и Федорченко, все эксперты - из Москвы. Кроме того, на тот момент, в сезоне 2016/17, эксперт еще мог аффилирован с потенциальным участником премии (пример Аллы Туевой, завлита в музыкальном театре): текущее Положение о фестивале «Золотая Маска», принятое 13 марта 2017, оговаривает, что театральный критик, состоящий в трудовых отношениях с театром, не может входить в состав Экспертного совета в силу конфликта интересов.

Чего Положение не учитывает и вряд ли может учесть, так это личное отношение экспертов к материалу, который они призваны оценивать. Даже известный своей пристрастностью к тому или иному театру, режиссеру или дирижеру критик может попасть в состав экспертного совета «Маски».

Если посмотреть на экспертный совет в драматическом театре и театре кукол, состоящий из 12 человек, то видно, что там куда больше людей, связанных с профессиональным театральным образованием: в музыке таковых совсем нет. Это неудивительно: музыкальное образование в России не включает глубокое изучение музыкального театра, поэтому не позволяет потом его критически осмыслять, как требуется от экспертов.

Кто судьи

Лауреаты наперебой благодарили и тех, кто выполняет самую неблагодарную работу на конкурсе – членов жюри. В самом деле: отобрать для каждой номинации три-пять-десять спектаклей или людей из нескольких сотен могут и 12, а в музыкальном театре 9 человек. А вот чтобы выбрать из этих трех-десяти того единственного, кто должен получить безглазое лицо с крылышками, нужно не меньше пятнадцати.

Жюри в музыкальном театре:

Председатель: Павел Бубельников - главный дирижер Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», Санкт-Петербург

Мария Александрова - балерина, народная артистка РФ, Москва

Екатерина Василева - главный режиссер Челябинского театра оперы и балета, руководитель лаборатории «КoOperaция», Челябинск-Москва

Анна Галайда - балетный критик, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра, обозреватель газеты «Ведомости», Москва

Манана Гогитидзе - солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, Санкт-Петербург

Илья Демуцкий - композитор, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», Санкт-Петербург

Сергей Землянский - хореограф, режиссер, Москва

Михаил Кисляров - режиссер музыкального театра, Москва

Евгения Кривицкая - музыкальный критик, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», доктор искусствоведения, Москва

Юрий Мазихин - актер мюзикла, продюсер проекта «Открытый мюзикл», Москва

Ирина Муравьева - музыковед, музыкальный критик, обозреватель «Российской газеты», Москва

Вячеслав Окунев - главный художник Михайловского театра, художник-постановщик Мариинского театра, народный художник РФ, Санкт-Петербург

Наталья Петрожицкая - солистка Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Кирилл Симонов - хореограф, художественный руководитель балета Детского музыкального театра им. Н.И. Сац и Музыкального театра Республики Карелия, заслуженный деятель искусств Карелии, Петрозаводск

Елена Черемных - музыковед, музыкальный критик, обозреватель издания «Бизнес Online», автор газеты «Ведомости», «Российской газеты», журнала «Музыкальная жизнь», «Петербургского театрального журнала», Москва

Павел Бубельников, Мария Александрова, Манана Гогитидзе и Юрий Мазихин сами являются лауреатами «Золотой Маски». Бубельников уже возглавлял жюри «Маски» в 2010 году, а в 2005 и 2016 являлся его членом.

Снова жизнь сконцентрирована вокруг двух столиц. И снова, если мы смотрим на драму, то наблюдаем совсем иной охват регионов – появляются Екатеринбург, Воронеж, Красноярск, даже Элиста. Разумеется, количество музыкальных театров не сравнить с количеством драматических, но они не сводятся к Москве и Петербургу. Должно быть, даже «Маске», несмотря на ее всероссийский уровень, нелегко выйти за определенный круг рукопожатий.

Лучший оперный спектакль

  1. «Cantos», театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь (7 номинаций, 1 победа, специальная премия)
  2. «Билли Бадд», Большой театр, Москва (8 номинаций, 2 победы)
  3. «Манон Леско», Большой театр, Москва (6 номинаций, специальная премия)
  4. «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург (4 номинации, 2 победы)
  5. «Родина Электричества», театр оперы и балета, Воронеж (5 номинаций)
  6. «Саломея», Мариинский театр, Санкт-Петербург (6 номинаций)
  7. «Турандот», театр «Геликон-опера», Москва (8 номинаций)
  8. «Фауст», Театр «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, Москва (7 номинаций, 1 победа)
  9. «Чаадский», театр «Геликон-опера», Москва (6 номинаций, 1 победа)

Сцена из спектакля "Билли Бад". Фото Дамир Юсупов

На волне солидарности было бы логично дать «Золотую Маску» «Чаадскому», поставленному Кириллом Серебренниковым. Но победителем стал «Билли Бадд» - выверенная работа его международной команды всё же на несколько голов превышает то, что способен сделать отечественный театр. При этом «Билли Бадд» - спектакль об отсутствии свободы, откровенно затрагивающий целый ряд неудобных для истеблишмента тем: от злоупотребления властью до гомосексуальных отношений.

А ведь хорошим решением для «Маски» могло было бы стать присуждение награды сразу двум спектаклям. Это могло бы создать резонансный прецедент для того же «Чаадского». Доводилось же «Маске» в свое время отказываться от присуждения премии в той или иной номинации. Или главная театральная премия страны может позволить себе только скупость, но никак не щедрость?

Впрочем, де факто вторую награду тоже выдали, и получила ее - в виде специальной премии жюри - опера «Cantos»: «за художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей». «Cantos» и впрямь завораживает своей формой: от прохода по темному коридору на сцену, превращенную в зрительский зал, до выхода из театра к горящим в ночи кострам. Так и должно быть, ведь только форма на зрителя в этом спектакле и действует.

Лучшая работа дирижера в оперном спектакле

  1. Юрий Анисичкин, «Родина электричества», Театр оперы и балета, Воронеж
  2. Оливер фон Дохнаньи, «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  3. Феликс Коробов, «Чаадский», театр «Геликон-опера», Москва
  4. Теодор Курентзис, «Cantos», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  5. Ян Латам-Кениг, «Фауст», театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва
  6. Уильям Лейси, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
  7. Владимир Федосеев, «Турандот», театр «Геликон-опера», Москва
  8. Филипп Чижевский, «Галилео», Электротеатр Станиславский и Политехнический музей, Москва

Опера/Работа дирижера: Оливер фон Дохнаньи, «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург Фотографии Геннадия Авраменко

Вновь открываемый Вайнберг продолжает будоражить умы - ничем иным не объяснишь победу Оливера фон Дохнаньи над всеобщим любимцем Курентзисом и над Уильямом Лейси с его феноменальной тонкой работой над партитурой Бриттена. Хотя возможно, что жюри хотело тем самым поощрить саму оперу «Пассажирка» с ее темой свободы и несвободы и сопротивления угнетению.

Лучшая работа режиссера в опере

  1. Дмитрий Бертман, «Турандот», театр «Геликон-опера», Москва
  2. Михаил Бычков, «Родина электричества», Театр оперы и балета, Воронеж
  3. Екатерина Одегова, «Фауст», театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Москва
  4. Дэвид Олден, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
  5. Кирилл Серебренников, «Чаадский», театр «Геликон-опера», Москва
  6. Адольф Шапиро, «Манон Леско», Большой театр, Москва
  7. Тадеуш Штрассбергер, «Пассажирка», Театр оперы и балета, Екатеринбург

Кирилл Серебренников

В этой номинации победа Серебренникова в принципе уравновешивает не полученную «Чаадским» «Маску» за лучший спектакль: в успехе постановки сегодня решающее значение имеет работа режиссера.

Лучшая женская и мужская роль в опере

Среди дам соревновались в том числе Анна Нетребко (заглавная роль в «Манон Леско» Большого театра) и сверхновая звезда Мариинского Елена Стихина (заглавная роль в «Саломее»). Но «Маска» досталась не ослепительным дивам-сопрано в партиях объективированных женщин, а меццо Надежде Бабинцевой, исполнившей в «Пассажирке» неоднозначную роли лагерной надзирательницы, которая находится в сложных отношениях со своей совестью.

В мужском соревновании трое солистов из восьми были из «Билли Бадда», но если в номинации заявлено слишком много исполнителей из одного спектакля, значит, «Маску» не получит ни один из них. Так было с «Роделиндой» в прошлом году, так произошло и с «Билли» сейчас. А если всего два, как с «Фаустом» из Новой оперы, то еще ничего – так что награда досталась Евгению Ставинскому, спевшему Мефистофеля.

Юсиф Эйвазов, певший в «Манон» в паре с супругой, тоже был претендентом на «Маску». И хотя оба проиграли в своих номинациях, жюри посчитало нужным им «Маску» вручить, выдав специальный приз «за уникальный творческий дуэт в спектакле Большого театра “Манон Леско”». То есть по сути в номинациях на лучшие роли тоже оказалось по два победителя.

Таким образом, из главных фаворитов премии ни в одной своей номинации не выиграли только «Турандот» «Геликон-оперы» и воронежская «Родина электричества» - зато важен сам факт, что спектакль регионального Платоновского фестиваля в Воронеже благодаря режиссерской работе Михаила Бычкова и сценографии Николая Симонова и Алексея Бычкова был показан в Москве.

Лучший балетный спектакль

  1. «Времена года», Мариинский театр, Санкт-Петербург (4 номинации)
  2. «Вторая деталь», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва (1 номинация)
  3. «Золушка», Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь (8 номинаций, 3 победы)
  4. «Клетка», Большой театр, Москва (3 номинации, 1 победа)
  5. «Наяда и рыбак. Сюита», Театр оперы и балета, Екатеринбург (5 номинаций)
  6. «Снежная королева», Театр оперы и балета, Екатеринбург (6 номинаций)
  7. «Сюита в белом», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва (3 номинации, 1 победа)

Сцена из спектакля "Сюита в белом", хореография Серж Лифарь, МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Фото Михаил Логвинов

Присуждение приза абстрактной белотюниковой «Сюите» Сержа Лифаря разрывает цепь решений, за которыми хочется видеть скрытый политический смысл. Возможно, жюри показалось, что «Золушка» Мирошниченко слишком нежно вспоминает о людоедских советских временах.

Лучший современный танец

  1. «Memoriae», Проект К. Матулевского и С. Гайдуковой, Москва
  2. «Зов начала (Алиф)», Фонд культурных инициатив «Творческая среда» и Театральный проект «Камень. Облако. Птица», Казань
  3. «Имаго-ловушка», Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
  4. «Коллекционер», Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
  5. «Объект в отдалении», Танцевальная компания «Воздух», Краснодар
  6. «Шелк», Театр современного танца, Челябинск
  7. «Эссенция», Танцевальная компания «Zonk’a», Екатеринбург

Сцена из спектакля "Имаго-ловушка". Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург

Современный танец, представленный в номинации, при всем желании не натянешь на политическую повестку дня. Победа «Имаго-ловушки» - признание достойного уровня развития жанра в регионах.

Лучшая работа дирижера в балете

  1. Алексей Богорад, «Наяда и рыбак. Сюита», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  2. Игорь Дронов, «Клетка», Большой театр, Москва
  3. Павел Клиничев, «Снежная королева», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  4. Феликс Коробов, «Сюита в белом», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
  5. Теодор Курентзис, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Балет/Работа дирижера: Теодор Курентзис, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь Фотограф Дмитрий Дубинский

Раз Теодор Курентзис не получил «Маску» за оперу, ожидаемо, что ее вручили за балет. На самой церемонии выступление Курентзис не коснулось магистральной линии солидарности с фигурантами дела «Седьмой студии», но мы помним, что Курентзис официально поддержал Кирилла Серебренникова после ареста, разместив соответствующее обращение на сайте Пермской оперы и подписав международную петицию в защиту режиссера.

Лучшая работа хореографа

  1. Татьяна Баганова, «Имаго-ловушка», театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
  2. Юрий Бурлака, «Наяда и рыбак. Сюита», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  3. Риккардо Бускарини, «Шелк», Театр современного танца, Челябинск
  4. Илья Живой, «Времена года», Мариинский театр, Санкт-Петербург
  5. Константин Матулевский, Софья Гайдукова, «Memoriae», Проект К. Матулевского и С. Гайдуковой, Москва
  6. Алексей Мирошниченко, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  7. Ксения Михеева, «Коллекционер», Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
  8. Марсель Нуриев, «Зов начала», Фонд культурных инициатив «Творческая среда» и Театральный проект «Камень. Облако. Птица», Казань
  9. Вячеслав Самодуров, «Снежная королева», Театр оперы и балета, Екатеринбург
  10. Олег Степанов, Алексей Торгунаков, «Объект в отдалении», Танцевальная компания «Воздух», Краснодар
  11. Анна Щеклеина, Александр Фролов, «Эссенция», Танцевальная компания «Zonk’a», Екатеринбург

Там, где эксперты раздули список, включивший все от аккуратной реконструкции Юрия Бурлаки до брейкдансовых экспериментов с татарским алфавитом Марселя Нуриева (кажется, все-таки не родственник), жюри остановились на типичной неоклассике Алексея Мирошниченко.

Лучшая женская и мужская роль в балете/современном танце

Соревновались преимущественно артисты из пермской «Золушки», екатеринбургских «Наяды» и «Снежной королевы». «Маски» получили Анастасия Сташкевич за партию Новенькой в балете Джерома Роббинса «Клетка», поставленном в Большом театре, и Нурбек Батулла, единственный перформер в казанском спектакле Марселя Нуриева «Зов начала».

Вообще в танце в этот раз злободневная повестка отразилась куда меньше. То ли будет в следующем году, когда «Маске» придется иметь дело с «Нуреевым» Серебренникова.

Бедные родственники: оперетта и мюзикл

В легком жанре традиционное безрыбье: мюзикл не приживается в России, хоть убей. Чего-то органически не хватает и публике, и зрителям. В итоге между собой соревнуются по большому счету только два спектакля молодого режиссера Алексея Франдетти с разных концов страны: классическая оперетта Гилберта и Салливана «Микадо», поставленная в екатеринбургском Театре музкомедии, против классического же бродвейского мюзикла Стивена Сондхайма «Суини Тодд» в московском Театре на Таганке.

В итоге «Суини Тодд» взял «Маски» за лучший спектакль, лучшую работу режиссера и лучшую мужскую роль (Петр Маркин), «Микадо» победил в номинации на лучшую женскую роль (Анастасия Ермолаева), а остальные две награды достались «Безымянной звезде», поставленной Филиппом Разенковым в Музыкальном театре Новосибирска: Александра Новикова наградили за лучшую работу дирижера, Евгению Огневу – за лучшую роль второго плана. Всего экспертный совет внес в шорт-лист только пять спектаклей; без «Масок» остались «Гадкий утенок» петербургского театра «Карамболь» и «Принцесса цирка» московского Театра мюзикла. Работа композитора в музыкальном театре: Алексей Сюмак, «Cantos», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Премию вручает Леонид Десятников. Пермь Фотограф Дмитрий Дубинский

Такого скопления композиторов за церемонии вручения «Золотой Маски» никогда не было: даже «Сверлийцы», «оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах», номинировались в 2016 за отдельные эпизоды – и далеко не за все.

Сказать, что какая то работа была сильнее и ярче, трудно – в проекте Электротеатра участвовала топовая подборка композиторов, Маноцков и Васильев тоже сработали очень крепко. Вообще «Маска» могла бы сделать отдельную номинацию для музыкальных спектаклей для детей: этому субжанру не хватает видимости, в поле зрения серьезной критики он попадает только тогда, когда за него берутся такие мастера, как Артем Васильев и Вячеслав Самодуров – а ведь выпускаются новые детские спектакли регулярно и повсеместно.

Победивший таких сильных конкурентов Алексей Сюмак написал, строго говоря, не «оперу для хора и скрипки соло», как озаглавлен «Cantos», а скорее кантату или произведение категории «эксперимент». Но сегодня бытует мнение, что принадлежность к жанру оперы устанавливается самим композитором.

Лучшая работа художника в музыкальном театре

  1. Этель Иошпа, «Фауст», Новая опера им. Е.В. Колобова, Москва
  2. Моника Пормале, «Саломея», Мариинский театр, Санкт-Петербург
  3. Ксения Перетрухина, «Cantos», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  4. Альона Пикалова, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  5. Николай Симонов, Алексей Бычков, «Родина электричества», Театр оперы и балета, Воронеж
  6. Пол Стейнберг, «Билли Бадд», Большой театр, Москва
  7. Евгений Терехов, «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», Театр на Таганке, Москва
  8. Алексей Трегубов, «Чаадский», театр «Геликон-опера», Москва

«Музыкальное обозрение» в свое время подробно анализировало сценографию Пола Стейнберга в «Билли Бадде»: ничего красивого, ничего уродливого, ничего случайного; в самом деле идеальная работа - сценическое воплощение плавучего ГУЛАГа. Вообще тренд среди номинантов - осмысленная, многозначная сценография: такой она была и в «Чаадском», и в «Манон Леско», и в «Саломее», и в «Турандот».

Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре

  1. Юлия Ветрова, «Родина электричества», Театр оперы и балета, Воронеж
  2. Камелия Куу, «Турандот», театр «Геликон-опера», Москва
  3. Леша Лобанов, «Cantos», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  4. Олег Молчанов, «Гадкий утенок», Театр «Карамболь», Санкт-Петербург
  5. Татьяна Ногинова, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  6. Кирилл Серебренников, «Чаадский», театр «Геликон-опера», Москва
  7. Мария Трегубова, «Манон Леско», Большой театр, Москва
  8. Елена Турчанинова, «Безымянная звезда», Музыкальный театр, Новосибирск
  9. Констанс Хоффман, «Билли Бадд», Большой театр, Москва

Здесь бы дать премию Констанс Хоффман с ее тюремными робами и надзирательскими галифе, но жюри предпочло поощрить титаническую работу Татьяны Ногиновой, создавшей калейдоскоп костюмов для пермской «Золушки».

Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре

  1. Семен Александровский, «Cantos», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
  2. Константин Бинкин, «Времена года», Мариинский театр, Санкт-Петербург
  3. Александр Наумов, «Саломея», Мариинский театр, Санкт-Петербург
  4. Алексей Хорошев, «Золушка», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

«Саломея» из своих пяти потенциальных номинаций выиграла в одной, зато тем самым Александр Наумов встал на одну доску с Робертом Уилсоном, получившим «Маску» за свет в 2017 году.

Эксперимент

  1. «В гостях. Европа», Фестиваль «Территория», Москва, и «Rimini Protokoll», Германия
  2. «Вернувшиеся», Театральная компания YBW, Москва
  3. «Галилео. Опера для скрипки и ученого», Электротеатр Станиславский и Политехнический музей, Москва
  4. «Лесосибирск Лойс», Театр «Поиск», Лесосибирск
  5. «Музей инопланетного вторжения», «Театр взаимных действий», Москва
  6. «Я Басё», «Упсала-цирк», Санкт-Петербург

Соревновались два иммерсивных спектакля, опера пяти композиторов, спектакль-чат, горизонтальный спектакль-экскурсия и социальный проект. Общественное благо победило: «Маску» получил «Упсала-цирк», где заняты трудные подростки и дети с особенностями развития.

Какая драма

Какая драма

Как видно из описания церемонии вручения «Масок», в драматическом театре хватало победителей, чья злободневность бросалась в глаза.

Лучшим спектаклем большой формы стала работа Льва Додина «Страх Любовь Отчаяние» в петербургском Малом драматическом театре, основанная на текстах Брехта о преднацистской Германии.

Лучший спектакль малой формы - «Чук и Гек» Михаила Патласова в Александринском театре, посвященный репрессиям 37-го года.

«Маска» за лучшую женскую роль досталась Алле Демидовой за работу в спектакле Серебренникова «Ахматова. Поэма без героя» в «Гоголь-центре».

За лучшую работу художника по свету награду получил Стас Свистунович за «Губернатора» Андрея Могучего в БДТ: спектакль посвящен отношениям власти с самой собой, но власти, не потерявшей страх и совесть; он - зеркало, в которое сегодняшняя власть не посмотрится.

Лучшая работа драматурга проделана Дмитрием Даниловым в спектакле Театра.doc «Человек из Подольска». Это спектакль-утопия о добрых полицейских, но Театру.doc, который существует на осадном положении, приходится иметь дело совсем с другими стражами порядка.

Из двух специальных премий жюри в драме одна из формулировок была обтекаемой: Хабаровскому театру юного зрителя - «за тонкое и сценически выразительное прочтение повести Льва Толстого «Детство» средствами целостного актерского ансамбля»; зато с помощью второй жюри заявило, что хотело: коллективу театра «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова - «за создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности».

В Москве стартовал театральный фестиваль "Золотая маска", который уже в 24-й раз покажет наиболее значимые спектакли городов России всех жанров театрального искусства - драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр. В этом году номинантами на премию объявлено около 60 спектаклей. ТАСС выбрал лучшие постановки, которые нельзя пропустить.

Одноактные премьерные балеты в Большом театре

9 февраля на Новой сцене Государственного академического Большого театра покажут три одноактных балета Харальда Ландера, Джерома Роббинса и Иржи Килиана. Это "Этюды" , "Забытая земля" и "Клетка" соответственно.

"Этюды" - самая известная работа датского педагога и хореографа Харальда Ландера. Как сообщили в пресс-службе Большого театра, этот бессюжетный балет он поставил в 1948 году на музыку западного композитора ХIХ века Карла Черни, взяв за основу развитие движений классического балета.

Спектакль "Забытая земля" в постановке чешского мэтра Иржи Килиана ставится на московской сцене впервые. Балет был создан Килианом в 1981 году для труппы Штутгартского балета на музыку "Симфонии-реквиема" Бенджамина Бриттена.

"Клетка" - балет одном действии на музыку Игоря Стравинского в постановке выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса, созданный в 1951 году. "Под дерзкую музыку Стравинского "Клетка" погружается в мир насекомых, мир естественного отбора, где жестокий инстинкт принуждает женскую особь воспринимать своего партнера как жертву", - рассказали в пресс-службе ГАБТ.

Ахматова в "Гоголь-центре"

"Гоголь-центр" представит спектакль "Ахматова. Поэма без героя" 27 февраля. Это спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, находящегося в данный момент под домашним арестом. "Поэма без героя" - произведение Анны Ахматовой, над созданием которого поэтесса трудилась более 20 лет; при жизни автора в СССР этот труд не был опубликован.

Демидова в своей книге "Ахматовские зеркала" отмечает, что чем больше она углублялась в произведение, тем яснее понимала, что "буквально расшифровывать ее, наверное, не надо". "Не так уж важны в "Поэме" конкретные лица, важен аромат времени, ведь в "Поэму", помимо всего прочего, вошел огромный пласт культуры целой эпохи, которая для многих нынешних молодых людей стала давно прошедшей историей", - писала Демидова.

В спектакле задействованы Алла Демидова, Светлана Мамрешева, Александр Болдачев, Даниил Журавлев и другие.

Воронежский Театр оперы и балета в Москве

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представит 13 марта спектакль "Родина электричества" Воронежского театра оперы и балета.

Это опера Глеба Седельникова по произведениям Андрея Платонова рассказывает о событиях, происходящих на электростанции в маленькой деревне Рогачевке под Воронежем. Платонов сам участвовал в строительстве электростанции и отразил свои наблюдения в рассказе "О потухшей лампе Ильича".

Спектакль поставил режиссер Михаил Бычков - художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского камерного театра.

"Наша постановка родилась в год столетия революции 1917 года. Дух революционных надежд, ожиданий, что жизнь неким чудесным образом удастся повернуть к счастью, сопутствовал раннему Платонову. Но дальше у него была своя внутренняя эволюция, которая происходила одновременно с тем, как трансформировалась в стране идея построения нового мира", - рассказывает режиссер.

"Опера для скрипки и ученого" в Центре им. Вс. Мейерхольда

На сцене Центра им. Вс. Мейерхольда 13 марта представят спектакль "Galileo. Опера для скрипки и ученого". Это совместный проект "Электротеатра Станиславский" и Политехнического музея в постановке художественного руководителя "Электротеатра" Бориса Юхананова.

Партитура, состоящая из пяти частей, посвященных разным аспектам деятельности легендарного ученого Галилео Галилея, написана пятью композиторами: Сергеем Невским, Кузьмой Бодровым, Дмитрием Курляндским, Кириллом Чернегиным, Павлом Кармановым. Каждый из них через музыку и слово транслирует фрагмент из жизни Галилея, роль которого исполняет знаменитый российский физик Григорий Амосов. Ощущая через столетия веру ученого в силу прозрения, зрители увидят, как на территории "Галилео" встречаются академическая наука и гуманизм искусства, рассказали в пресс-службе.

Тургенев в Театре им. Евг. Вахтангова

14 марта Пермский академический Театр-Театр представит на сцене Театра им. Евг. Вахтангова спектакль "Месяц в деревне" по пьесе Тургенева.

Написанная в первой редакции в 1848 году, пьеса вышла в свет только в 1855, сменив при этом два названия: "Студент", "Две женщины" и, наконец, "Месяц в деревне". Сам Тургенев отмечал, что эта комедия никогда не предназначалась для сцены. Тем не менее к этому сочинению обращаются многие театры и сегодня.

Режиссер пермской версии пьесы Тургенева Борис Мильграм много лет искал подход к этой пьесе: "Я об этой пьесе думаю всю свою жизнь. Все время искал ее коды и шифры. И в какой-то момент понял, что эта пьеса может сотворить со зрителем удивительные вещи - возбудить чувственную природу каждого, - отмечает Мильграм. - Мы хотим в нашем спектакле поместить всех в атмосферу любви. А точнее - в атмосферу возникновения и зарождения чувства влюбленности, когда человек попадает в ситуацию, где чувства начинают так явно расти, что управляют поступками и мыслями".

Спектакль идет 2 часа 20 минут с одним антрактом. В постановке звучат композиции Баха.

Александринский театр на сцене МХТ им. А.П. Чехова

МХТ им. А.П. Чехова на Основной сцене представит 17 марта спектакль санкт-петербургского Александринского театра "Преступление и наказание".

Постановка по роману Федора Достоевского - это первая работа на александринской сцене художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского. Как отметил сам режиссер, для венгров этот роман - основное произведение зарубежной литературы.

"Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно дает Достоевский, - отмечает режиссер. - Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере - в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, <…> что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе".

Стивен Сондхайм в Театре на Таганке

22 марта Театр на Таганке покажет спектакль "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит" по пьесе Хью Уиллера. Это постановка одного из самых ярких произведений всемирно признанного классика современного музыкального театра Стивена Сондхайма на российской театральной сцене. Над премьерой Таганки работал Алексей Франдетти, обладатель Национальной театральной премии "Золотая маска".

Режиссер отмечает, что в середине 70-х Стивен Сондхайм проявил невероятную творческую смелость, когда "на фоне безудержного Бродвейского веселья создал мюзикл, разрушающий все привычные каноны легкого жанра. Эта постановка - первый в России иммерсивный мюзикл, где зритель - не только наблюдатель, но и полноценный участник действия, спектакль, где погружение в события пьесы происходит максимально реалистично, отметили в пресс-службе театра.

Премьера постановки состоялась 27 января. Спектакль отмечен сразу пятью номинациями на премию "Золотая Маска - 2018".

Мольер в "Электротеатре Станиславский"

"Электротеатр Станиславский" представит спектакль "Тартюф" по пьесе Мольера 22 марта. Великая комедия Мольера -- один из ключевых текстов мирового театра, пьеса с грандиозной сценической историей и бурной предысторией, включающей в себя скандал и двукратный запрет, отмечают в пресс-службе. Филипп Григорьян использовал перевод Михаила Донского и пригласил в качестве драматурга-консультанта Ольгу Федянину.

Актерам взамен "скольжения по удобным стихам" приходится разговаривать "документально", отметили в пресс-службе. Хореограф Анна Абалихина предлагает им видеть реальное пространство вокруг - не абстрактность сцены, а длительность своих перемещений, свое физическое присутствие в этих стенах и на этих подмостках. "Абсурдность, болезненность ситуации, казалось бы, очевидная для посторонних, должна быть достоверной, а не фантастической", - подчеркнули в пресс-службе.

Ц еремония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» прошла на Новой сцене Большого театра. Победителей выбрали из 832 спектаклей, поставленных в более чем 100 российских городах. Решение приняло двусоставное жюри: «Драматического театра и театра кукол» под председательством театроведа и критика Алексея Бартошевича и «Музыкального театра» под руководством дирижера Павла Бубельникова.

В номинации «Оперетта - мюзикл» победителем стал спектакль «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» московского Театра на Таганке . Он получил еще две награды: лучшая мужская роль - актер Петр Маркин, работа режиссера - Алексей Франдетти. Лучшей исполнительницей женской роли назвали Анастасию Ермолаеву, сыгравшую в постановке «Микадо, или Город Титипу» Театра музыкальной комедии из Екатеринбурга. Музыкальный театр из Новосибирска забрал две премии - за работу дирижера (Александр Новиков) и лучшую роль второго плана (Евгения Огнева) в мюзикле «Безымянная звезда».

В категории «Балет» лучшей стала «Сюита в белом» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко . Лучшим спектаклем в «Современном танце» назвали «Имаго-ловушку» екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» . Постановку Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского «Золушка» отметили в номинации «Работа дирижера» (Теодор Курентзис) и «Работа балетмейстера-хореографа» (Алексей Мирошниченко). «Золотую маску» за мужскую и женскую роли получили Нурбек Батулла («Зов начала», Казань) и Анастасия Сташкевич («Клетка», Большой театр).

Сцена из спектакля «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Московский театр на Таганке. Фотография: tagankateatr.ru

Сцена из оперетты «Микадо, или город Титипу». Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, Екатеринбург. Фотография: rewizor.ru

Сцена из спектакля «Имаго-ловушка». Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург. Фотография: kudago.com

Лучшая опера - «Билли Бадд» Большого театра . Работа режиссера в опере - Кирилл Серебренников за постановку «Чаадский» в театре «Геликон-опера» . Работа дирижера - Оливер фон Доханьи в опере «Пассажирка» Театра оперы и балета Екатеринбурга, а актриса этого театра Надежда Бабинцева получила приз за лучшую женскую роль. В мужской роли отметили Евгения Ставинского - он исполнил Мефистофеля в «Фаусте» театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова .

Лучшим драматическим спектаклем большой формы стала постановка «Страх любовь отчаянье» Малого драматического театра - Театра Европы (режиссер Лев Додин), а малой формы - «Чук и Гек» Александринского театра (режиссер Михаил Патласов). За женскую роль отметили Аллу Демидову («Ахматова. Поэма без героя», «Гоголь-центр»), за мужскую - Вячеслава Ковалева («Изгнание», Театр им. В. Маяковского). Лучший драматург - Дмитрий Данилов («Человек из Подольска») московского «Театра.doc» , режиссер - Юрий Бутусов («Дядя Ваня») Театра им. Ленсовета .

Сцена из оперы «Пассажирка». Екатеринбургский театр оперы и балета. Фотография: belcanto.ru

Сцена из спектакля «Страх любовь отчаянье». Академический малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург. Фотография: mdt-dodin.ru

Сцена из оперы «Билли Бадд». Государственный академический Большой театр, Москва. Фотография: bolshoi.ru

В номинации «Куклы» победил спектакль «И дольше века длится день» творческого объединения «Таратумб» и Музея истории ГУЛАГа . Отметили также работу художников Эмиля Капелюша и Юлии Михеевой («Снегурочка», Кострома), режиссера Владимира Бирюкова («Попугай и веники», Пенза), актеров томского Театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана .

Специальные премии жюри Драматического театра и театра кукол получили Хабаровский театр юного зрителя и московский «Гоголь-центр». Специальные премии жюри Музыкального театра - спектакль «Cantos» Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и творческий дуэт спектакля «Манон Леско» Большого театра - Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. В конкурсе «Эксперимент» лучшим назвали спектакль «Я БАСЁ» петербургского «Упсала-цирка».

В этом году впервые за историю премии прошли две церемонии вручения. Первая состоялась 27 марта, в . В Белом фойе Исторической сцены Большого театра наградили 12 лауреатов в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России». «Золотые маски» получили Валентин Гафт , Александр Ширвиндт , Иван Краско, Владимир Рецептер, Николай Боярчиков, Алла Покровская, Галина Анисимова, Вера Кузьмина, Алла Журавлева, Анатолий Гладнев и Юрий Бурэ-Небельсен.

МОСКВА, 31 окт - РИА Новости. Организаторы российской национальной театральной премии "Золотая маска", вручение которой состоится 16 апреля 2019 года на исторической сцене Большого театра, в среду на пресс-конференции объявили номинантов за сезон 2017-2018.

В 2019 году премия и фестиваль "Золотая маска" отмечает 25-летие. Откроется фестиваль в январе гастролями Большого драматического театра имени Товстоногова, отмечающего свое 100-летие. В Москве будут показаны спектакли: "Гроза", "Алиса", "Губернатор", "Пьяные" и "Слава". Основная конкурсная программа "Золотой маски" пройдет в феврале-марте-апреле.

"Конкурс "Золотая маска" доказал свою необычайную жизнеспособность и востребованность. Существуют разные премии, все они важны, но быть лауреатом "Золотой маски" чрезвычайно почетно, и многие мечтают об этом", — сказал председатель СТД РФ Александр Калягин на пресс-конференции.

Говоря о выходе Минкультуры из учредителей "Золотой маски", Калягин заявил, что считает это решение правильным. "Золотая маска" — это профессиональная премия, и здесь все решать должны критики, актеры, режиссеры, а министерство культуры, которое остается партнером "Золотой маски", будет выделять деньги. И это правильно", — пояснил он.

Номинанты премии за сезон 2017-18 определены экспертными советами, которые, формируя список, посмотрели 791 драматический и кукольный спектакль и 302 музыкальных в более чем 100 городах России. Всего в конкурсе участвует более 70 театров из 24 городов, 84 спектакля, 300 частных номинаций, при этом почти 70% спектаклей представлены театрами из регионов.

В число номинантов отобрано 29 спектаклей большой и малой формы театров из Москвы и Санкт-Петербурга, а также Омска, Уфы, Казани, Ижевска, Якутска, Тюмени, Красноярска, Новосибирска, Пскова, Воронежа, Ярославля, Ростова-на-Дону, Кудымкара. В число номинантов отобрано десять кукольных спектаклей из Мурманска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Москвы, Улан-Удэ, Петрозаводска, Хабаровска.

Организаторы выбрали восемь оперных и десять балетных спектаклей, созданных в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Воронежа, Екатеринбурга, Самары, Челябинска. Также номинированы на премию девять спектаклей современного танца. В числе спектаклей-номинантов "Нуреев" (ГАБТ), "Енуфа" (Музыкальный театр), "Маленькие трагедии" (Гоголь-центр), "Три сестры (СТИ), "Старый дом" (Центр драматургии и режиссуры). Кроме того, номинированы семь спектаклей в жанре оперетта и мюзикл.

На премию номинированы такие режиссеры, как Юрий Бутусов, Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебренников, Александр Титель.

Лауреаты номинаций "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" и "За поддержку театрального искусства России" будут определены на секретариате Союза театральных деятелей РФ 10 декабря. Также в этот день будут утверждены и объявлены составы жюри премии "Золотая Маска". Торжественное вручение премий "За выдающийся вклад в театральное искусство" и чествование почетных лауреатов состоится 27 марта в Большом театре.

“Губернатор”, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург .

Худрук БДТ Андрей Могучий поставил спектакль по мотивам одноименного рассказа Леонида Андреева. В 1905 году генерал-губернатор Петербурга великий князь Сергей Александрович отдал приказ расстрелять толпу бастующих рабочих. Возмездием ему стала смерть от руки эсера-боевика Ивана Каляева. Когда долг человека государственного идёт вразрез с велением совести, личная трагедия может вырасти до вселенских масштабов.

“Кузмин. Форель разбивает лёд”, “Гоголь-центр”, Москва


Фото: Ира Полярная

Спектакль Владислава Наставшева входит в цикл, посвященный поэтам Серебряного века. Название позаимствовано у последнего сборника поэта и композитора Михаила Кузмина, Жизнь художника, преломлённая в его творчестве - терзания однополой любви творческие метания, поиски смысла жизни - обернулась эстетским сюрреалистическим зрелищем в лучших традициях этого театра.

“Царь Эдип”, театр им. Вахтангова

Фото: Валерий Мясников

Это совместная постановка театра им. Вахтангова и Национального театра Греции. Римас Туминас поставил спектакль, соблюдая каноны классической античной трагедии: хор, как и положено, комментирует происходящее, причём на языке оригинала - по-гречески. Режиссёр сумел доказать, что древний миф может, сохранив всю свою архитектонику, превратиться в более чем современную историю о природе власти и превратностях судьбы.

“Барабаны в ночи”, театр им. Пушкина, Москва


Фото: Галина Фесенко

Одноименной пьесе Бертольда Брехта в этом году исполнится ровно 100 лет. Её не часто ставят на российской сцене. Возможно потому, что сам драматург был не слишком высокого мнения о своем первом драматургическом опыте. Юрий Бутусов, которому Брехт очень близок своим бунтарским мироощущением, решил превратить “недостатки” пьесы в достоинства спектакля, выбрав для этого редкий по нынешним временам жанр рок-кабаре. Камерная на первый взгляд история солдата, сбежавшего с поля битвы под юбку своей невесты, превращена в манифест личности, не желающей становиться заложницей системы.

“Преступление и наказание”, Александринский театр, Санкт-Петербург

Венгерский режиссёр Аттила Виднянский убеждён, что для всей западной цивилизации этот роман Достоевского имеет первостепенное значение именно сегодня, когда человек понял, что, отказавшись от веры, он не нашёл, чем её заменить, и поэтому, не стал счастливее. Почему подлецы пользуются всеми благами жизни, а люди добрые и благородные вынуждены влачить жалкое существование? Вопрос этот в наше время стоит гораздо острее, чем полтора века назад и театр не может не попытаться найти на него свой ответ.

“Антигона”, Башкирский театр драмы им.М. Гафури, Уфа

Фото: Роман Шумнов

Античная мифология стала одним из лейтмотивов нынешнего конкурса. Антигона - юная девушка, рискнувшая пойти против приказа правителя страны и похоронить своего мятежного брата так, как повелевают законы предков. Режиссер Фарид Бикчантаев сократил расстояние между мифом и реалиями сегодняшнего дня, но не стал делать спектакль на злобу дня - о кризисе власти и неизбывном противостоянии властителя и подданных. Его волнует проблема гораздо более глубокая - непреложность общечеловеческих, не сиюминутных ценностей, которые только и могут остановить человечество, стоящее на грани хаоса. Для этой постановки известную пьесу Жана Ануя перевели на башкирский язык. Спектакль идёт с русскими субтитрами.

“Демократия”, РАМТ, Москва

Пьеса английского драматурга Майкла Фрейна не является в полном смысле слова документальной драмой, но в её основе лежит реальный политический скандал, разгоревшийся в 1974 году вокруг канцлера ФРГ Вилли Брандта. Его референт Гюнтер Гийом, человек, посвященный практически во все тайны государства, оказался шпионом Штази - политической разведки ФРГ. Для худрука РАМТа Алексея Бородина уроки истории - не пустой звук, его “политический театр” - пространство равноправного диалога, в котором важно услышать и попытаться понять точку зрения, отличную от твоей собственной.

“Иванов”, Театр Наций

Тимофей Кулябин - этот enfant terrible российского театра - сохранив в неприкосновенности текст чеховской пьесы, изменил условия жизни персонажей, осовременив всё, до чего смог дотянуться. персонажи Чехова жарят шашлыки и слушают модную нынче попсу, умудряясь рвать в клочья свои и чужие жизни с отчаянием, нам сегодняшним, в общем-то, не свойственным. С точки зрения режиссёра, трагедия Иванова не в том, что он не знает, зачем живёт, а в том, что не может плюнуть на этот вопрос и жить в своё удовольствие.

“Воительница-Джырыбына”, театр “Олонхо”, Якутск

Фото: Василий Кривошапкин

Режиссёр Матрёна Корнилова перенесла на драматическую сцену древний эпос народа саха, продемонстрировав тем самым простую истину о новом, которое на поверку является хорошо забытым старым. Обычная девушка получает в дар необычную, несокрушимую силу, чтобы защитить свой мир от зла и коварства -спектакль решён в столь популярном нынче жанре фэнтези, но опирается на традиционный для эпоса “Олонхо” язык и символику.


Фото: Юлия Кудряшова

Ещё одна работа Юрия Бутусова, выдвинутая на соискание главной театральной премии страны. Пьеса о крушении надежд, о падении кумиров, достаточно жёсткая комедия, набирающая к финалу высоту трагической безысходности, стала для режиссёра материалом для трагифарса о невозможности счастья для людей, позволяющим своей жизни пройти мимо них.

“Страх любовь отчаяние”, Малый драматический театр - театр Европы, Санкт-Петербург


Фото: Виктор Васильев

Маленькие люди в водоворотах великой Истории - тема, в которой Лев Додин отыскивает всё новые и новые ракурсы и повороты. Композиция из двух брехтовских текстов - “Страх и отчаяние в Третьей империи” и “Разговоры беженцев” - держится не на увлекательном сюжете, которого в ней нет, не на динамичном действии, тоже абсолютно отсутствующем, а на внутреннем драматизме крошечных исповедей крошечных персонажей, жизни которые перемалывают неостановимые жернова Жизни.

Номинация “Спектакль малой формы”

“Сучилища”, театр драмы им. А.П. Чехова, Серов

Фото: Екатерина Чижова

Пьеса Андрея Иванова с виду проста, как арифметическая задачка: девчонка из низов, торгующая на рынке рыбой плюс “высоколобый” преподаватель профтехучилища равняется… совсем не тому, чего подспудно ожидает зритель. Стандартная мелодрама с подкладкой ненормативной лексики погружена режиссёром Петром Шерешевским в многослойный культурный контекст - от греческой трагедии до Лермонтова и от средневекового плутовского романа до боккачиевой эротической новеллы. Что не помешает кому-то разглядеть в ней всего лишь современную вариацию уже совершенно не скандальной “Маленькой Веры”.

“Гроза”, Молодёжный театр, Краснодар

Фото: Марина Богдан

Взглянуть не просто на классическую, но на хрестоматийную, заученную до дыр пьесу свежим взглядом - задача столь же увлекательная, сколь и трудноосуществимая. Молодой режиссёр Даниил Безсонов, ученик Сергея Женовача, нашел в себе смелость это сделать. Возможно потому, что и сегодня встречаются люди, которым до смерти охота узнать, почему всё-таки люди не летают.

“Месяц в деревне”, Театр-театр, Пермь

Невесомое кружево самой известной пьесы Тургенева существенно овеществлено музыкой Баха: скучающая в загородном имении барыня превращена в оперную диву “в отставке” и в самых драматичных местах действие притормаживается яростными мессовыми волнами. Что ж, стихия музыки чем-то сродни женской страсти, неукротимостью которой так восхищается режиссёр Борис Мильграм.

“Король Лир”, театр-студия “Грань”, Новокуйбышевск

В этом театре предпочитают не осовременивать классические тексты, доверяясь вневременной мудрости их авторов. Шекспировские герои, балансирующие на грани разума и безумия, сами наводят мостки между всегда и сегодня.

“Изгнание”, театр им. Маяковского

Фото: Евгения Бабская

Режиссёр Миндаугас Карбаускис и драматург Марюс Ивашкявичус попытались совершенно “документальный”, обыденно-жизненный сюжет поднять до высот философской притчи. Человек, покинувший родину, но пока так и не сумевший укорениться в том “раю”, куда он отчаянно стремился, ощущает себя чужим на обоих берегах реки собственной жизни. И не сгинуть в её зыбких глубинах можно только, если найти силы не стать чужим самому себе.

“Магазин”, Татарский драматический театр, Альметьевск

Фото: Евгений Михайлов

Пьеса Олжаса Жанайдарова основана на реальных событиях: хозяйка продуктового магазина на окраине Москвы, превратила в рабынь своих продавщиц, приехавших на заработки из Средней Азии. Режиссёр Эдуард Шахов проводит зрителя по всем кругам этого почти бесконечного ада, и тот сам решает, что перед ним - гиперчернушная страшилка или психологическая драма.

“Чук и Гек”, Александринский театр, Санкт-Петербург


Фото: Анастасия Блур

Рассказ Аркадия Гайдара (опубликованный в 1939 г.), признанную классику советской детской литературы, режиссёр Михаил Патласов переплёл с воспоминаниями узников сталинских лагерей. Локальная история двух малышей, отправившихся из Москвы в Сибирь к отцу, работающему в геологической экспедиции, оказалась встроенной в глобальную историю страны на основании общности времён.

“Тартюф”, Электротеатр Станиславский, Москва

Фото: Олимпия Орлова

Филипп Григорьян превратил едкую, острую, победную мольеровскую комедию в апофеоз беспросветной безнадёги. Его Тартюфа победить невозможно, а если и возможно, то сделать это всё равно некому. И то, что старинный сюжет помещен в реалии Российской империи эпохи заката, не смягчает порождённого спектаклем чувства беспомощности перед неохватным злом. Давать отрицательные ответы на вопросы, имеющие ответ положительный - едва ли не главная черта постмодерна на отечественной сцене.

“Дыхание”, Театр Наций

У британского драматурга Дункана Макмиллана пьеса называется “Лёгкие”. Режиссёр Марат Гацалов назвал свой спектакль “Дыхание”, перенеся акцент с объекта на процесс и передав основные смыслы с помощью пластики, почти пластической драмы. Он и Она, потерявшие самих себя, друг друга и какую бы то ни было связь с реальным миром, не живут, а разговаривают о жизни, имитируя словами поступки, которых они уже не в силах совершить.

“Человек из Подольска”, Театр. doc , Москва

Фото: Айжан Жакипбекова

Человека из Подольска, имя которого никому не интересно, задерживают без объяснения причин, волокут в участок и затевают длительный допрос, от которого у нормального человека голова пойдет кругом. Нет, не от жестокости допросителей, а от абсурдности задаваемых ими вопросов. Докудрама, закутанная в лоскутки театра абсурда, сатирический памфлет и ни к чему не обязывающий стёб на тему порочности карательной системы, душащей любые ростки свободомыслия. И всё ради того, чтобы попытаться доказать зрителю бессмысленность его единственной и неповторимой жизни.

“Розенкранц и Гильдернстерн”, театр юных зрителей им. Брянцева, Санкт-Петербург

Фото: Наталья Кореновская

Знаменитая пьеса Тома Стоппарда, вздумавшего заглянуть за кулисы жизни шекспировских персонажей, переосмыслена Дмитрием Волкостреловым в реалиях советских 80-х, а если точнее - в рамках поединка за шахматную корону между Карповым и Каспаровым, который в предчувствии Перестройки многими воспринимался как противоборство “старого” и “нового”. Матч, длившийся пять месяцев, был остановлен на сороковой ничье. Стоппардовские персонажи, сидящие за шахматной доской, этого не знают.

“Я здесь”, театр “Старый дом”, Новосибирск

Фото: Виктор Дмитриев

Свобода в реалиях тоталитарной системы на нынешней “ЗМ” стала смыслообразующей. Режиссёр Максим Диденко собрал свой спектакль из текстов поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна. Медитативное действо, жанр которого обозначен как “программа совместных переживаний”, не является иллюстрацией первоисточника, но ведёт с ним изощрённо-эстетский диалог о том, как устроена машина подавления.

“Жизнь”, театр драмы, Омск

Фото: Андрей Кудрявцев

Владимир Набоков считал повесть “Смерь Ивана Ильича” самым ярким и сложным произведением Толстого. Ничем не примечательный человечек живёт свою ничем не примечательную жизнь - несложную в первом приближении коллизию режиссёр Борис Павлович превращает в многоходовую игру, которую Смерть ведет с каждым человеком.

“Детство”, Театр юного зрителя, Хабаровск


Фото: Наталья Ивацик

Повесть Толстого стала отправной точкой для совместного погружения в глубины памяти о навсегда ушедшем детстве. Режиссёр Константин Кучикин оттолкнулся от сакраментального “все мы родом из детства” и переплёл в одном пространстве воспоминания героев Толстого с воспоминаниями людей, создававших этот спектакль.

“Лондон”, Драматический театр, Новокузнецк

Фото: Фрол Подлесный

Сантехник из маленького городка волею судеб оказывается в… Лондоне. Странствие, подобное одиссее, режиссёр Сергей Чехов приравнивает к инициации, поскольку оно меняет отношение героя не столько к жизни, сколько к самому себе. Тоска по родине вернет его обратно, но вернётся он домой не испуганным провинциалом, а гражданином мира.

Известная пьеса Генрика Ибсена “Привидения” превращена в спектакль-променад. Зритель попадает в особняк XIX века, в котором “обитает” некое добропорядочное семейство и получает возможность стать свидетелем той жизни, которую принято скрывать от посторонних глаз.

“Галилео. Опера для скрипки и учёного” Электротеатр Станиславский и Политехнический музей, Москва


Фото: Олимпия Орлова

Борис Юхананов пригласил на роль Галилея не актёра, а настоящего учёного и закрутил вокруг пьесы Бертольда Брехта мистерию на тему мученичества за науку. А музыкальную партитуру оперы творили сразу пять композиторов.

“Музей инопланетного вторжения”, Театр взаимных действий, Москва


Фото: Дмитрий Блюглясс

“Научная” фантастика на театральной сцене жанр достаточно редкий. Высадка инопланетян в Томской области в 1989 году, подается как замысловатый интеллектуальный аттракцион для любителей конспирологических теорий.

“Лесосибирск Лойс”, Театр “Поиск”, Лесосибирск

Спектакль для тех, кто уверен, что при наличии интернета театр не нужен. Школьники, живущие в городе, от которого до Большой земли 400 км, сами рассказывали драматургам о своём житье-бытье, местах и страхах. Режиссёр Родион Букаев перенес всё это на подмостки. А у зрителя есть возможность “войти” в спектакль со своего мобильного устройства.

“Я Басё”, “Упсала-цирк”, Санкт-Петербург

Фото: Василий Остроухин

Спектакль Яны Туминой, прошлогоднего лауреата “ЗМ”, соткан из хокку японского поэта и мыслителя Мацуо Басё, которые разыграны не столько по канонам драматического театра, сколько по принципам так называемого “нового цирка”. В постановке заняты цирковые артисты и ребята с особенностями развития.