Фагот - это музыкальный инструмент. Описание, особенности

Фагот - это музыкальный инструмент. Описание, особенности
Фагот - это музыкальный инструмент. Описание, особенности

Фагот – духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра, изготовленный из древесины клена. Считается, что наименование этого инструмента произошло от итальянского слова fagotto, что в переводе обозначает «узел, пучок, вязанка». И в самом деле, если инструмент разобрать, то получится что-то напоминающее вязанку дров. Общая длина фагота составляет 2,5 метра, у контрафагота – 5 метров. Инструмент весит около 3 кг.

Рождение нового музыкального инструмента

Кто именно первым изобрел фагот неизвестно, но родиной инструмента считают Италию 17 века. Его прародителем называют древнюю бомбарду — басовый инструмент семейства язычковых. Фагот отличался от бомбарды конструкцией, трубку разделили на несколько частей в результате чего инструмент стало проще изготавливать и переносить. В лучшую сторону изменился и звук, поначалу фагот называли дульцианом, в переводе «нежный, сладкий». Он представлял собой длинную, согнутую трубку, на которой расположена система клапанов. Первый фагот был снабжен тремя клапанами. Позднее в 18 веке их становится пять. Вес инструмента составлял приблизительно три килограмма. Размер трубы в развернутом виде — более двух с половиной метров в длину. У контрфагота еще больше – около пяти метров.

Усовершенствование инструмента

Вначале инструмент использовали с целью усиления, дублирования басовых голосов. Только начиная с 17 века, он начинает играть самостоятельную роль. В это время для него пишут сонаты итальянские композиторы Бьяджо Марини, Дарио Кастелло и другие.
В начале 19 века Жан-Николь Саварр предложил музыкальному миру фагот, имевший одиннадцать клапанов. Немного позже, два мастера из Франции: Ф. Требер и А. Бюффе усовершенствовали и дополнили этот вариант.
Важный вклад в развитие фагота внесли немецкие мастера Карл Альменредер и Иоганн Адам Геккель. Именно они, в 1831 году в Бибрихе, основали предприятие по изготовлению духовых инструментов. Альменредер в 1843 году создал фагот с семнадцатью клапанами. Эта модель и стала базовой в производстве фаготов фирмой «Геккель», которая стала лидером в производстве этих музыкальных инструментов. До этого момента были распространены фаготы австрийских и французских мастеров.
С самого рождения и до сегодняшнего дня существует три вида фаготов: квартфагот, фаготино, контрфагот. Современные симфонические оркестры по-прежнему продолжают использовать контрфагот в своих выступлениях.

Место фагота в истории

В Германии в 18 веке инструмент был на пике популярности. Звуки фагота в церковных хорах подчеркивали звучание голоса. В произведениях немецкого композитора Райнхарда Кайзера инструмент получает свои партии в составе оперного оркестра. Фагот использовали в своем творчестве композиторы Георг Филипп Телеман, Ян Дисмас Зелекан. Сольные партии инструмент получил в произведениях Ф.Й. Гайдна и В.А. Моцарта, особенно часто звучит репертуар фагота в Концерт B-dur, написанный Моцартом в 1774 году. Солирует он в произведениях И.Стравинского «Жар-Птица», «Весна Священная», у А. Бизе в «Кармен», у П. Чайковского в Четвертой и Шестой симфониях, в концертах Антонио Вивальди, в сцене с Фарлафом у М. Глинки в «Руслане и Людмиле».
Майкл Рабинауиц – джазовый музыкант, один из немногих, кто в своих концертах стал исполнять партии на фаготе.

Сейчас инструмент можно услышать на концертах симфонических, духовых оркестров. Кроме того он может солировать или играть в ансамбле.

С другой стороны, у того же Чайковского фагот наравне со всей деревянной духовой группой служит воплощением пасторальных умиротворенных картин. И, о чудо, – тембр фагота преображается. Секрет этого перевоплощения – в обертоновом богатстве, заложенном в самой природе инструмента.

Возможно, далекой прабабушкой тембра фагота была волынка, однако у нее совершенно другое строение. Название ближайшего предка современного фагота – «дульциан» – переводится с итальянского, как «нежный, приятный». Таким образом, мы снова видим, что «Дедушка» Прокофьева (фаготовая пьеса из «Пети и волка») не мог появиться в музыке прошлого. Для барочного фагота писались пьесы, столь же изящные как для других инструментов. Антонио Вивальди создал 39 концертов для фагота, во многом предвосхитив дальнейший путь, по которому совершенствовался фагот. Купить сегодня ноты несложно. В том числе и для такого инструмента, как фагот – цена будет гораздо меньшей, чем в XVIII веке, когда любители этого деревянного духового инструмента из аристократии заказывали музыку великим классикам – и поныне одним из самых популярных произведений мировой литературы остается Си-бемольный концерт Моцарта, заказанный ему бароном Дюрницем. Некоторые поклонники фагота сами писали сочинения для него, например, в XIX веке свое имя в музыке увековечил сотрудник Австрийской тайной придворной и государственной канцелярий барон Николаус фон Круфт.

Несмотря на то, что раньше существовало несколько разновидностей фагота – альтовый фагот, фагот пикколо, фаготтино, или малый фагот – сегодня в оркестровой практике применяются только непосредственно фагот, а также контрафагот.

Изготовителей деревянных инструментов на сегодняшний день достаточно. Хорошо зарекомендовали себя немецкие фаготы, а также инструменты (и не только фагот), купить которые предлагает фирма Yamaha. Изготовленные из клена долгой выдержки, тонкостенные инструменты (клен – самое лучшее дерево, из каких делают фагот), цена которых соответствует качеству, имеют разные модификации, отвечающие поставленным музыкальным задачам. Все эти инструменты имеют гибкую механику, соответствующую требованиям современных музыкантов.

Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь: . Фагот – это инструмент наиболее низкого звучания из деревянной группы. В его регистр входят басовые, теноровые, а также альтовые звуки. Как и гобой, он имеет двойную трость, которая надета на изогнутую металлическую трубку. Это очень отличает фагот от других инструментов группы.

В отличие от гобоя (и от остальных деревяшек), его корпус как бы сложен вдвое (иначе он был бы слишком длинным). Для удобства переноски фагот разбирается по частям.

Сложенный такими частями, он напоминает вязанку дров, что и послужило поводом для названия инструмента (в переводе «вязанка»). Фагот – итальянец и свою родословную ведёт от 16 века. Диапазон его от B контроктавы до f второй.

Материалом для изготовления этого инструмента служит дерево клён. Тембр звучания фагота наиболее совершенен в нижнем регистре. В верхнем он приобретает некоторую сдавленность, гнусавость, что также является отличительной тембровой особенностью.

Вообще-то тембр фагота очень красивый и легко различаем. Кроме того, он очень нежный, за это качество данный инструмент поначалу носил название «дульциан» от слова dolce (нежный).

Обычно фагот используют в духовом и симфоническом оркестрах, однако на нём играют и сольные номера, а также используют его и в ансамблях.

На корпусе инструмента имеется до 30 отверстий. Лишь малая их часть прикрывается пальцами, в основном используется система клапанов.

Как и другие духовые, фагот претерпел эволюцию в своём развитии. Как большинство духовых, его расцвет пришёлся на 19 век (немецкая фирма «Геккель»).

Со второй половины этого века фаготу даже поручают сольные эпизоды в оркестровых партиях, хотя изначально этот инструмент просто дублировал в оркестре линию басов.

По технике игры фагот схожий с гобоем, но дыхание расходуется менее экономно, поскольку здесь более длинный столб воздуха. Легко производятся скачки, почти не заметна смена регистров, штрих стаккато достаточно острый.

В современной музыке для фагота возможно использование интонаций меньших, чем полутон (четверть и треть тона). Ноты для фагота пишутся обычно в басовом и теноровом ключах. Изредка используется и скрипичный.

В оркестрах иногда используется контрафагот – вариант инструмента, звучащий на октаву ниже.

Для иллюстрации звучания фагота с оркестром я хочу вам предложить выступление лауреата международного конкурса Алексея Левина (класс профессора Будкевича В.В.): К.М.Вебер – фрагмент из Концерта для фагота с оркестром F - dur (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь).

Фагот (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Устройство и звучание

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна.
Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.
На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.
Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.
Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды, а по музыкальному - на пол-тона.
По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка" Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская"). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.
Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты" Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс" полезен и употребим в определенном месте.

Частотный диапазон — от 58,27 Гц (си-бемоль контроктавы) до 698,46 Гц (F2, фа второй октавы). Спектр — до 7 кГц. Форманты — 440—500 Гц, Динам. диап. — 33 дБ. Звук направлен вверх, назад, вперед.
Во время звучания фагот имеет экспрессивный тембр, в полном своем диапазоне он богат обертонами. Чаще всего используется средний и нижний регистры инструмента. Что касается верхних нот, то у них более сдавленное и гнусноватое звучание. На сегодняшний день существует две модели духового инструмента, сам фагот, и одно из его разновидностей - контрафагот, который имеет идентичную конструкцию, но звучит на одну октаву ниже.
Обычный фагот имеет объем в три октавы с небольшим, начиная с "си-бемоль контр" и заканчивая "ре-второй" октавы, но все же музыканты умудряются извлечь необходимые ноты, несмотря на то, что это опасно, особенно во время концерта.
Звучание у полученных октав глухое и неприятное. Тембр звучания у фагота напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. С появлением духового инструмента фагота классическая музыка приобрела экспрессивности и стала более богатой обертонами.

История

В XVI столетии, ещё задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Эти инструменты в своём подавляющем большинстве принадлежали семейству свирелей или лучше сказать - гобоев, и были известны в тогдашнем музыкально-инструментальном обиходе под именем «бомбард» или «поммэров». Некоторые из этих инструментов, - в данном случае речь идёт о низких разновидностях семейства, - представляли собою деревянную трубу длиною до десяти футов. Они были очень легки в обращении, но для исполнителя во время игры оказывались непомерно тяжёлыми и утомительными. Такая особенность в свойствах низких свирелей, одна из разновидностей которых чуть ли не была уже известна под именем фагота, проистекала от того, что их «двойной мундштук», напоминавший очертания латинской буквы S, в своём устройстве был вполне сходен с современной тростью двойного язычка. Тем не менее, во время игры он не вкладывался прямо в губы исполнителя, как у нынешних фаготов и гобоев, но помещался в особой капсуле или «жестянке», в которую музыкант дул через отверстие так, что сама трубка мундштука приходила в содрогание. Ясно, конечно, что при таких обстоятельствах качество звука меньше всего зависело от музыканта и достигнуть тонкой, выразительной игры было невозможно. Свирели этого рода клохтали по куриному и в старину их просто называли gingrina, производя самое слово от итальянского gingrire, что значит «клохтать», «кудахтать». Большие же разновидности гудели и жужжали и в сочетании с прочими деревянными духовыми инструментами производили, вероятно, более чем странное впечатление. Однако, при всех своих относительных достоинствах и после трёхсотлетнего существования вое эти виды низких свирелей исчезли бесследно и безвозвратно. Так закончилась славная деятельность ближайшего предка современного фагота.
И вот, в 1539 году, один фэрарский каноник, аббат Афраньо дэльи Альбонэзи (1480/1495-?), родом из Павии, сочетал воедино два таких старинных инструмента. Он заставил их объединиться в одной системе труб, присоединил к ним раздувательный мех и создал, таким образом, первый фагот, который по его указанию был построен неким Джьовани-Батиста Бавилиусом из Фэрары (14??-15??). Афраньо дэльи Альбонэзи назвал свой инструмент латинским словом phagotus, что значит «сваток» или «вязанка». Он поступил так, очевидно, потому, что трубы вновь созданного им инструмента и соединённые только что указанным способом напоминали своим внешним видом небольшую вязанку дров, в противоположность бомбардам , которые составлялись из одного длинного куска трубы. Язычёк нового фагота не соприкасался с губами исполнителя, а заключался в особом «амбушюре» в виде небольшой вороночки. Благодаря такому устройству новый фагот вскоре обнаружил ряд существенных затруднений при применении инструмента в деле. По этой причине, спустя несколько десятилетий, в самом начале XVII столетия, один инструментальный мастер, по имени Сигизмунд Шэльтцэр (166?- 17??), прежде всего освободил фагот от труб раздувательного меха и создал, таким образом, тот «подлинный» фагот, который долгое время был известен под именем дольцина или дульцина-фагота, обозначенного так только благодаря своей исключительно нежной звучности. Однако, это наименование не следует понимать в прямом смысле слова и отнюдь не надо думать, что эта «нежность» в звучании - была действительной «нежностью» в современном значении слова. Нежность эта была понятием весьма относительным, и если вспомнить, что звучность старинной бомбарды хрипела, рычала и была чрезвычайно груба, то новый вид фагота, освобождённый от этих существенных недостатков, действительно должен был показаться современникам чем-то удивительно нежным и приятным. Фагот был «нежен» в сравнении с бомбардой, но он стал действительно «мягким» уже после того, как пережил все новейшие усовершенствования в устройстве своего сложного механизма.
Этот вновь усовершенствованный фагот располагал полным семейством инструментов от контрабаса до сопрано, и Михаэль Прэториус, один из самых выдающихся музыкальных писателей Средневековья, - в своем описании этого инструмента даёт пять самостоятельных разновидностей его. Но самым любопытным остаётся то, что фаготы того времени были вполне сходны по своему виду с современными инструментами, и отличаются от них лишь в подробностях своего устройства. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году были введены в оркестрах французской гвардии и уланских полков маршала Морица Саксонского (1696- 1750). В русской духовой музыке фаготы вошли в употребление в царствование Петра Великого. Но в то время, наряду с новым усовершенствованным фаготом, в этих оркестрах продолжали пользоваться сходными с ним серлэнтами и «русскими фаготами», которые отличались от обыкновенного фагота своим металлическим мундштуком.
Уже к концу XVIII столетия фагот был в большом ходу во всех городах Германии, где стояли войсковые гарнизоны. Их оркестры, особенно на военных парадах, исполняли множество музыкальных произведений, написанных для двух гобоев, двух; кларнетов, двух валторн и двух фаготов. Около того же времени, многие инструментальные мастера строили уже фаготы в разных объёмах и с отличными друг от друга границами звукоряда. Все эти многочисленные разновидности фагота имели временное распространение в Германии. Они служили там для сопровождения хоров в церквах, где каждый голос их удваивался одним из этих инструментов.
Такова история фагота вплоть до конца XVIII столетия. С началом нового, XIX века, дальнейшее развитие фагота пошло с молниеносной быстротой. Один мастер изобретал что-нибудь новое, другой - тотчас же это совершенствовал, третий - вносил нечто вполне самобытное, а четвёртый - опять это развивал и дополнял. И так дело улучшения фагота шло непрерывной чередой вплоть до пятидесятых годов XIX века, когда Эжэн Жанкур (1815-1901), в содружестве с Бюффэ (18??-?) и Крампоном (18??-?), произвёл существенное изменение в устройстве фагота. Короче говоря, современный вполне совершенный фагот своим возникновением обязан ряду выдающихся мастеров, среди которых, кроме уже перечисленных, следует назвать ещё Сакса, Трьебэра, Альменрэдера (1786-1843), Хэккеля и Бёма, клапанный механизм которого, изобретённый им для флейты, был применён спустя некоторое время, правда, не очень успешно и на фаготе.


Среди большого разнообразия деревянных духовых инструментов фагот занимает особое место. От других инструментов деревянной группы его отличают большие размеры, s-образная трубка, к которой крепится трость и корпус необычной U-образной формы.

Но это только внешние характеристики инструмента, основным же его выразительным средством является ни с чем несравнимый звук – низкий, необычного окраса тембр. Некоторым он напоминает жужжание шмеля, иным – звучание гобоя (особенно если речь идет о верхнем регистре), он яркий и экспрессивный, иногда может показаться даже немного резковатым, насыщен обертонами.

Тот, кто играет на фаготе именуется — Фаготист.

История фагота

Фагот — в переводе с итал. «связка дров». Именно такие ассоциации вызывал он у итальянцев в разложенном виде — достаточно молодой инструмент, в отличии от других деревянных духовых, история возникновения которых давно канула в лета.

Был изобретен итальянцами в XVI в. и носил название «дульциан», что в переводе означает «нежный», «сладкозвучный». Личность изобретателя остается неизвестной.

Его непосредственным предшественником считается «бомбарда» — старинный крупногабаритный деревянный духовой инструмент.

В отличии от него, фагот, для удобства транспортировки, разделили на несколько частей.

Изначально инструмент имел только 3 клапана, в последующие же эпохи, механика фагота постепенно совершенствовалась, вплоть до его современного вида.

Конструкция фагота

Изготавливают инструмент в основном из клена.

Сравнив различия того как выглядит фагот относительно музыкальных инструментов духовой группы, можно сказать что его конструкция достаточно сложна. Корпус представляет собой длинную около 2,5 м полую трубку полого-конической формы и состоит из четырех частей: нижнего U-образного колена называемого еще «сапогом», «флигеля» – малого колена, а также большого колена и раструба.

Эска – тонкая, длинная и изогнутая в форме буквы S металлическая трубка, соединяющая звукообразовательную двойную трость с корпусом инструмента.
Механика – система клапанов. Современный фагот имеет около 25-30 отверстий, с помощью которых меняется высота воспроизводимого звука, они покрываются системой мельхиоровых клапанов, и только 5-6 – непосредственно пальцами.

Относится к подгруппе «двуязычковых» инструментов, имеющих двойную трость. К ним также принадлежат гобой, дудук и т.д./p>

Виды фагота: разновидности инструмента

В настоящее время распространены виды фагота двух систем: французской и немецкой — отличаются механикой клапанов.

Существуют две разновидности фаготов – непосредственно классический инструмент и контрафагот — имеющий дополнительную октаву в нижнем регистре.

В былые времена были популярными следующие разновидности дульцианов:

  • Дискант-фагот;
  • Альт-фагот;
  • Пикколо-фагот – данные виды, в основном звучали на кварту или квинту выше;
  • Фаготтино или «малый фагот» – звучит на октаву выше современного инструмента. Был распространен до XIX в.

Данные разновидности отличаются высоким строем и были распространены в XVI-XVII вв.

Как играть на фаготе

Играть на данном, крупногабаритном инструменте достаточно сложно – нужен большой запас дыхания. Его репертуар состоит из быстрых произведений требующих от исполнителя высокого уровня мастерства и виртуозности.

Диапазон захватывает от «си бемоля» контроктавы, до «фа» второй октавы, можно сыграть и более высокие звуки, но их тембр будет уже не таким красивым.
Ноты для фагота пишут в басовом и теноровом ключах, очень редко в скрипичном.

Эффектно звучат на инструменте острое стаккато, различные пассажи, арпеджио и скачки на большие интервалы, двойное стаккато, фруллато, глиссандо и прочие технические приемы.

Где используется инструмент

Нельзя сказать, что фагот всегда занимал какое-то важное место среди оркестровых инструментов — поначалу он исполнял всего лишь функцию усиления и поддержки басовой партии.

Начиная с XVII в., для него стали писать сольные и ансамблевые произведения, а в XVIII в. — обновленный фагот получил широкое распространение и вошел в состав оперных оркестров.

Репертуар «дульцианов» состоит из творчества таких композиторов, как Кайзер, Шпеер, Люлли, Телеман, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Вебер, Россини, Сен-санс, Глинка, Чайковский и другие — все они считали фагот ярким в мелодическом и техническом планах инструментом.

Это достаточно редкий инструмент, что во многом зависит от сложности игры на нем. Отличается яркой эффектной «внешностью», и таким же звучанием — именно поэтому без него не обходится ни один симфонический, а зачастую и духовой оркестр.