Эпоха Возрождения (кратко). Краткая характеристика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (кратко). Краткая характеристика эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (кратко). Краткая характеристика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения - это знаковый период в истории человечества. Это время изменения сознания людей, переход от средневекового господства божественного культа к стремлению возродить античные идеалы, сделать акцент на развитии человека как личности. Это период необычайного подъема живописи. Эта эпоха подарила нам таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, и других великих художников. До сих пор люди со всего мира приезжают в галереи, чтобы увидеть картины этих выдающихся мастеров. Происходит и подъем в науке, который связан с именами Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Живопись и наука эпохи Возрождения

Основные идеи эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности) нашли свое выражении в искусстве Возрождения (Ренессанса).

Великие географические открытия расширили представления европейцев о мире. Появилось доказательство шарообразности Земли, знания других культур. Это время характеризуется ростом городов, развитием мануфактур. Все это способствовало развитию науки.

События

Конец XIII-XIV вв. - Проторенессанс

XV в. - Ранний Ренессанс

Конец XV - начало XVI в. - Высокий Ренессанс

Середина - вторая половина XVI в. - Поздний Ренессанс

Черты

изобразительного искусства эпохи Возрождения:

Построение объемной композиции (трехмерность)
. применение линейной перспективы
. натурализм, подражание природе. Интерес к анатомии человека
. изменение статуса художника. Художник перестает быть анонимным ремесленником
. живописная картина вытесняет икону. Происходит обращение к внешним предметам, видимым физическим зрением (в отличие от иконы, для который первостепенный является невидимый, «прикровенный» смысл)
. появляются светские жанры, в частности, портрет
. появляется круглая (отделившаяся от стены и предназначенная для обозрения со всех сторон) и обнаженная скульптура

науки Возрождения:

Развитие наук о человеке
. развитие математики и естественных наук
. переход от чистого умозрения к опыту
. связь с практикой (развитие навигации, картографии, различных технологий)

Участники

Леонардо да Винчи :

Сандро Боттичелли:

Микеланджело Буанарроти:

Рафаэль Санти :

Питер Брейгель :

Альбрехт Дюрер :

Лукас Кранах Старший:

Заключение

Культура Ренессанса, первоначально сформировавшаяся в Италии, в XVI в. распространилась по всей Европе. Переход к Ренессансу означал новую эстетику, новый взгляд на искусство, науку и самого человека. Идеи Ренессанса оказали влияние на всю европейскую культуру Нового времени.

На данном уроке речь пойдет о живописи и науке эпохи Возрождения.

Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм . Это идейное течение выдвигало на первый план человека. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий)противопоставлялся теоцентризму (философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) Средневековья. Центром эпохи Возрождения была Италия .

В развитии итальянского изобразительного искусства эпохи Возрождения выделяют несколько этапов :

Проторенессанс (конец XIII-XIV вв.)

Раннее Возрождение (XV век)

Высокое Возрождение (конец XV - первая треть XVI вв.)

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века)

Первые художники, предвестники эпохи Возрождения, появились в Италии в конце XIII века. При создании художественных полотен традиционной религиозной тематики они стали использовать новые художественные приемы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это резко отличало их от предыдущей иконографической традиции, которая характеризовалась условностями в изображении. Для обозначения их творчества принято использовать термин - проторенессанс .

Джотто ди Бондоне - художник и архитектор эпохи Ренессанса. Среди ранних работ Джотто следует отметить фрески Верхней церкви Сан-Франческо, которые создавались между 1290-1299 гг. Так как фрески создавались группой мастеров, то достоверные работы Джотто определить крайне сложно. Некоторые исследователи вообще отрицают его авторство. Около 1310 года расписывалась нижняя церковь, в росписи которой также принимал участие Джотто. В период с 1304 по 1306 гг. Джотто создал свое самое главное произведение - роспись капеллы дель Арена в Падуе (рис. 1). Расположенные в три яруса росписи рассказывают в хронологическом порядке о жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических сюжетов, простота ситуаций, пластическая выразительность жестов и светлый колорит делают росписи шедевром проторенессансной живописи Италии.

Рис. 1. Джотто ди Бондоне - роспись капеллы дель Арена в Падуе ()

Расцвет живописи эпохи Возрождения приходится на первую четверть XVI века. Этот период называется Высокое Возрождение . Главной темой живописи эпохи Возрождения стал человек. Также живопись этой эпохи характеризуется стремлением к натуралистическому изображению оригинала, интересу к анатомии человека, появлению изображения обнаженных натур, а также появлением и распространением светских жанров: пейзажа, бытовой живописи и портрета. Даже в религиозном искусстве живописная картина вытесняет икону.

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (рис. 2) (1452-1519), знаток анатомии и физики, конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор. Он стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он составил проекты подводной лодки, летательного аппарата и парашюта. Среди художественных произведений Леонардо да Винчи наибольшую известность приобрел портрет «Мона Лиза» или «Джоконда» (рис. 3). Этот портрет является одним из лучших образцов портретного жанра эпохи Высокого Возрождения. По сей день картина находится в Лувре (Париж, Франция). Также известность получил «Витрувианский человек» (рис. 4), рисунок Леонардо да Винчи. Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок мастера. Изображение «Тайной вечери» (рис. 5) украсило стену одного из миланских монастырей. Эта картина изображает легенду, согласно которой незадолго до смерти Иисус собрал своих учеников и сказал им: «Один из вас предаст меня». На картине изображены ученики, пораженные этими словами. Гнев, отчаяние, испуг и недоверие на их лицах. Только Иисус спокоен и печален.

Рис. 2. Автопортрет Леонардо да Винчи ()

Рис. 3. Леонардо да Винчи - Мона Лиза (Джоконда) ()

Рис. 4. Леонардо да Винчи - Витрувианский человек, Галерея Академии, Венеция ()

Рис. 5. Леонардо да Винчи - Тайная вечеря ()

Микеланджело Буонарроти - младший современник Леонардо, художник, скульптор, военный инженер и поэт. Гениальным творением Микеланджело как художника является роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (рис. 6) с изображением библейских сцен. Она создавалась с 1508 по 1512 год. На площади в 600 кв. м. художник, стоя на лесах, изобразил сотни человеческих фигур, исполненных драматизмом. Основной раздел цикла составляют девять сцен из книги «Бытия» - первой книги Библии. Картины разделены на 3 группы. Тема первой группы изображений - создание Богом Земли и Небес, второй - создание Адама и Евы, грехопадение, изгнание из рая, третей - страдания, выпавшие на долю человечества через историю Ноя. Последовательность эпизодов расположена таким образом, чтобы зритель, войдя в капеллу, начал рассматривать сцены от алтарной стены. Спустя много лет Микеланджело вернулся к росписи Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд» (рис. 7).

Рис. 6. Микеланджело Буонарроти - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане ()

Рис. 7. Микеланджело Буонарроти - Страшный суд ()

Рафаэль Санти - великий итальянский художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения, современник Леонардо. Рафаэль выполнял различные работы. По приказу папы римского расписывал в Ватикане покои и залы для торжественного приема, проектировал в Риме Собор Святого Петра , занимался украшением интерьеров церквей и дворцов вельмож. Особое место в его живописи занимают женские образы . Сикстинская мадонна (рис. 8) - была написана Рафаэлем в 1512-1513 гг. для алтаря церкви монастыря Святого Сикста. Картина была создана по заказу папы римского Юлия II в честь победы над французами, которые вторглись в Италию. На картине изображена мадонна с младенцем, в окружении папы Сикста II и Святой Варвары, а также двух ангелочков внизу. Фигуры образуют треугольник, а раздвинутые занавесы лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Мастерство художника заключается и в том, что задний фон, который при первом рассмотрении кажется облаками, при более внимательном рассмотрении оказывается головами ангелов. В настоящее время эта картина находится в Дрезденской галерее в Германии.

Рис. 8. Рафаэль Санти - Сикстинская мадонна ()

Северное Возрождение - это термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в Северной Европе или по всей Европе за пределами Италии. В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежит живописи. В отличие от Италии живопись Северного Возрождения долго сохраняла традиции готического искусства, меньше внимания уделяла античному наследию и изучению анатомии человека. Среди выдающихся немецкий живописцев Северного Возрождения - Лукас Кранах Старший , его известной работой является портрет Мартина Лютера (рис. 9). Также к выдающимся немецким художникам этой эпохи относится Альбрехт Дюрер . Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры, он изучал перспективу и каноны человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Наиболее известны его гравюры из серии «Апокалипсис».

Рис. 9. Лукас Кранах Старший - Портрет Мартина Лютера ()

Также эпоха Возрождения затронула искусство Нидерландов, Испании и Франции .

Великие географические открытия расширили границы изведанных земель, доказали гипотезу о шарообразной форме нашей планеты, дали новые знания о других культурах. Рост городов, развитие мануфактурного производства, усиление торговых связей между странами требовали развития точных наук. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии .

Великий польский астроном (рис. 10) предложил гелиоцентрическую систему мира - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Он наблюдал в течение 30 лет за небесными светилами и пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси . Его гелиоцентрическая система сменила прежнюю - геоцентрическую - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды.

Рис. 10. Николай Коперник ()

Это была эпоха борьбы разума и религиозных догм. Последователем Коперника был Джордано Бруно . Он, по решению суда инквизиции, был сожжен на костре. Та же участь чуть не постигла Галилео Галилея , однако суд инквизиции сумел заставить его отречься от своих научных взглядов.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал закон движения планет по орбитам. Каждая планета Солнечной системы движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета Солнечной системы движется в плоскости, проходящей через центр Солнца.

В это время в математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии . Благодаря работам и трудам Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии Уильяма Гарвея, основоположника эмбриологии и физиологии Мигеля Сервета вперед шагнули медицина и анатомия.

Рубеж XVI - XVII вв. называют началом естественнонаучной революции .

Список литературы

  1. Баренбойм П., Шиян С. Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи. - М.: Слово, 2006.
  2. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.
  3. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М.: Алгоритм, 1997.
  4. Гребеников Е.А. Николай Коперник. - М.: «Наука» , 1982.
  5. Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980.
  6. История искусства: Ренессанс. - М.: АСТ, 2003.
  7. Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  8. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452-1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. - М.: КомКнига, 2007.
  9. Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. - М.: БММ, 2011.
  10. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. М.: «Просвещение», 2012.
  11. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  1. Fb.ru ().
  2. Studfiles.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Chuchotezvous.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечислите основные черты эпохи Возрождения, проявившиеся в живописи.
  2. На какие периоды делится эпоха Возрождения?
  3. Каких известных художников эпохи Возрождения вы знаете? Какие картины были ими написаны? Видели ли вы какие-нибудь из этих картин раньше?
  4. Расскажите о развитии науки в эпоху Возрождения.

оглавление духовности. 9.3 Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кватроченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг. XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение -до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм. Центром мироздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наиболее совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304- 1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаменитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения -Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Ми-келанджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением. В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. В период Ре- формации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528) - основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Оксфордский университет, в котором читали лекции передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 - 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающийся представитель французского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтической тематики -романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - представляло собой размышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огромную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искусства. Среди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Миран-дола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпторы, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

Однако в культуре Возрождения, наряду с прогрессивными элементами гуманизма и реализма, присутствуют средневековые пережитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в течение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того, чтобы проникнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты, из которых она соткана, -противоречия свободы и рабства, рационализма и магии, чувственности и аскетизма.

Вопросы для самопроверки:

Назовите основные черты культуры эпохи Возрождения. Дайте характеристику искусству Северного Возрождения. Почему Д. Алигьери называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени»? Что такое антропоцентризм? Почему на нем базируется гуманизм эпохи Возрождения?

Термины:

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

Аскетизм – ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.

Гуманизм - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

Мадонна – название богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

Ценности – коллективно и индивидуально вырабатываемые определения объектов мира, направленные на выявление их культурной значимости для человека и общества.

Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и
XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кват-роченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг.
XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение - до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрожде-ние» указывал на связь новой культуры с античностью. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравне-нию с периодом Средневековья. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей за-рождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм. Центром ми-роздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наи-более совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потом-ки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304-1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гу-манистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаме-нитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую извест-ность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время ста-новится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совер-шенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности пред-ставивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитек-тор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он стре-мился сочетать элементы древне-римского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрожде-ние - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой выска-заны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предна-значении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Ми-келанджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением. В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распрост-раняется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и про-грессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немец-кой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, уче-ные степени. В период Реформации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471- 1528) - основатель и крупнейший представитель немецкого Воз-рождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидер-ландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произ-ведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине нео-ценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосход-ные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно сто-летие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Окс-фордский университет, в котором читали лекции передовые уче-ные того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманисти-ческих воззрений в сфере социальной философии связано с име-нем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый харак-тер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Ши-рокое распространение получили рыцарские романы, а также плу-товские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, ав-тор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 - 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произве-дений, в том числе таких как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на разви-тие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распростра-няться только в начале XVI в. Выдающийся представитель фран-цузского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатири-ческого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтичес-кой тематики - романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влия-ние на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - представляло собой раз-мышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огром-ную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искус-ства. Среди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпто-ры, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Бот-тичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

Однако в культуре Возрождения, наряду с прогрессивными эле-ментами гуманизма и реализма, присутствуют средневековые пе-режитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в те-чение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того, чтобы проникнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты, из которых она соткана, - противоречия свободы и рабства, рациона-лизма и магии, чувственности и аскетизма.

Мир художественной культуры Возрождения

Цели: охарактеризовать тенденции развития европейского искусства в XVI-XVII вв.; определить сходство и различия твор­ческого метода творцов искусства Высокого Возрождения; фор­мировать и развивать умение работать с различными историче­скими источниками, использовать их при подготовке сообщений и презентаций.

Планируемые результаты: познакомиться с культурными до­стижениями эпохи Возрождения; сформировать представление о произведениях искусства изучаемой эпохи; оценить влияние идей гуманистов на творчество деятелей культуры эпохи Возро­ждения; давать развернутые характеристики исторических персо­налий; научиться обосновывать свои суждения; работать с допол­нительными источниками информации, создавать презентации; развивать межпредметные связи с курсом литературы, мировой художественной культуры.

Отношения , ценности , внутренние установки: дать оценку дея­тельности творцов искусства эпохи Возрождения, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое от­ношение к произведениям искусства эпохи Возрождения.

Оборудование: карта «Европа в XVI-XVII вв.», мультимедийное оборудование, портреты деятелей культуры эпохи Возрождения, репродукции картин, пакет с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

Сообщения учащихся о жизни и взглядах гуманистов Нового времени.

(Коллективное обсуждение сообщений. Выполнение тестовых заданий.)

    Перу Эразма Роттердамского принадлежит сочинение:

    «Похвала мудрости» 3) «Похвала глупцам»

    «Похвала Глупости» 4) «Похвала глупцов»

    Ф. Рабле 3) М. Монтень

    Т. Мор 4) Дж. Морелли

    Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» написал:

    М. Сервантес 3) Т. Мор

    М. Монтень 4) Ф. Рабле

    Дословный перевод слова «утопия»:

    лучшее место 3) земля будущего

    новое место 4) место, которого нет

    Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане была поручена:

    Микеланджело

    Леонардо да Винчи

    Рафаэлю

    Гансу Гольбейну Младшему

    Лордом-канцлером Английского королевства был:

    Эразм Роттердамский 3) Ф. Рабле

    Т. Мор 4) М. Монтень

    Термин «утопия» ввел:

    Т. Мор 3) Ф. Кампанелла

    Ф. Рабле 4) Н. Макиавелли

    Томас Мор жил в:

    Германии 3) Нидерландах

    Франции 4) Англии

(Проверка выполнения заданий.)

    Мотивационно-целевой этап

XVI-XVII вв. были эпохой гуманизма. Идеалы ученых-гума- нистов нашли свое отражение и в произведениях художественной культуры эпохи Возрождения. Этот период назвали эпохой ти­танов. Какой вклад в мировую художественную культуру внесли творцы эпохи Возрождения? Выясним это в ходе нашего урока. Тема урока: «Мир художественной культуры Возрождения». План урока

    Эпоха титанов.

    Северное Возрождение. «Мужицкий живописец».

    Леонардо да Винчи из Германии.

    На пути к бессмертию Работа по теме урока

    «Какое чудо природы человек!»

Презентация учащихся о деятелях культуры Возрождения (У. Шекспир и М. Сервантес).

    Работая с § 8-9 учебника (с. 75-77), заполните таблицу.

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Уильям

Шекспир

(1564-1616)

Англия

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и др.

Комедии Шекспира поражают своей живостью, искрящимся остроумием. В его трагедиях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошиб­ки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают

Мигель

Сервантес

(1547-1616)

Испа­

ния

«Дон Кихот»

За внешне смешными поступ­ками безумного Дон Кихота - мудрость, благородство и че­ловечность; последний рыцарь добра в мире несправедливости помогает людям стать немного лучше

    Эпоха титанов

Леонардо да Винчи

Настоящим памятником того, что представляет собой Леонардо как художник, как ученый, как изобретатель, как инженер, являются его записи. В этих записях огромное количество набросков, рисунков, эскизов, в них неисчерпаемый запас научных идей и технических за­мыслов.

Можно без преувеличения сказать, что нет ни одной отрасли науки, в которой Леонардо не наметил бы новых путей. Его испытующий ум проникал всюду. Во всех отраслях науки делал он попытки повернуть на новую дорогу то, что было сделано до него. Но человечество восполь­зовалось минимальной долей того, что продумал Леонардо, ибо все то, что он писал, осталось погребенным в его записях.

Его литературное наследство, в виде огромного количества кодексов и фолиантов, перешло после его смерти к его ученику Франческо Мель- ци, который выбрал из написанного Леонардо часть того, что относилось к живописи, и сделал из них ту книгу, которая сейчас известна под заго­ловком «Трактаты о живописи». После смерти Франческо драгоценные леонардовские фолианты долгое время лежали заброшенными на чердаке той самой виллыВаприо, где Леонардо в 1506-1512 годах проводил так много счастливых дней. Потом они были расхищены. В продолжение веков эти рукописи, целыми кодексами и отдельными листками, гуляли по свету. Сейчас они сосредоточиваются по разным европейским храни­лищам. Часть их уже издана, и все они тщательным образом изучаются. Но пока они лежали под спудом, научная мысль продолжала работать, и большая часть открытий и изобретений Леонардо прославила других ученых.

Непосредственным вкладом в науку оказалась лишь малая доля его наследства, которая случайно попала в руки знающих людей в ближай­шие после его смерти годы. Везалий знал анатомические записи Леонар­до, если не целиком, то некоторую часть их. Точно так же знаменитый математик Джироламо Кардано сумел воспользоваться некоторыми ма­тематическими идеями Леонардо.

Леонардо отрицал всякого рода авторитеты. Он совершенно отбра­сывал религиозные критерии, которые в то время еще господствовали в научной области. Он настаивал на том, что всякое научное положение должно быть проверено опытом, и это было основным его методологи­ческим тезисом. Опыт в его глазах был единственной решающей провер­кой научной истины. Поэтому наука с полным правом чтит в Леонардо не только одного из величайших живописцев, но и одного из первых пионеров истинных научных методов.

(Дживелегов А. «Леонардо да Винчи»)

О Давиде Микеланджело Буонаротти

Микеланджело вылепил модель из воска, задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем, чтобы подобно тому, как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял, и правители этого города [Флоренции! мужественно его за­щищали и справедливо им управляли... Мрамор был уже испорчен и из­уродован мастером Симоне, и в некоторых местах его не хватало, чтобы Микеланджело мог сделать то, что он задумал. На поверхности мрамора ему пришлось оставить первые нарезы мастера Симоне, так что и теперь некоторые из них видны, и, конечно, настоящее чудо совершил Микел­анджело, оживив то, что было мертвым.

Между тем случилось так, что Пьер Содерини, взглянув вверх на ста­тую, очень ему понравившуюся, сказал Микеланджело, который в это время ее кое-где отделывал, что нос, по его мнению, у нее велик: Микел­анджело, подметив, что гонфалоньер стоял под самым гигантом и точка зрения его обманывала, влез, чтобы угодить ему, на подмостья у плечей статуи и, поддев резцом, который он держал в левой руке, немного мра­морной пыли с площадки подмостьев, начал постепенно осыпать пыль вниз, работая будто другими резцами, но к носу не прикасаясь. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». «Теперь мне нравится больше, - сказал гон­фалоньер, - вы его оживили». Микеланджело спустился тогда с мостков, про себя над ним подсмеиваясь и сожалея о людях, которые, желая вы­казать себя знатоками, говорят такое, чего сами не понимают. Когда же статую установили окончательно, он раскрыл ее, и поистине творение, это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские... с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил ее Микеланджело.

О росписи Сикстинской капеллы

Когда работа была доведена до половины, папа [Юлий II], кото­рый и раньше не раз лазил с помощью Микеланджело по стремян­кам, чтобывзглянуть на нее, потребовал, чтобы ее раскрыли, так как от природы был он торопливым и нетерпеливым и никак не мог до­ждаться, когда она будет завершена, то есть, как говорится, последнего удара кисти.

И, как только ее раскрыли, взглянуть на нее собрался весь Рим и в первую очередь папа, который не мог дождаться, когда уляжется пыль после снятия лесов. Увидев ее, и Рафаэль Урбинский, подражавший весь­ма превосходно, тотчас же изменил свою манеру и тут же написал, дабы показать, на что он способен, пророков и сивилл в Санта Мариа делла Паче; тогда Браманте попытался добиться того, чтобы вторую половину капеллы папа передал Рафаэлю... Но папа, в способностях Микеландже­ло с каждым днем убеждавшийся все больше, пожелал, чтобы он про­должал работу; ибо, увидев работу раскрытой, он рассудил, что вторая половина могла выйти у Микеланджело еще лучше: и действительно, тот и довел работу до конца в совершенстве в течение двадцати месяцев один, даже без помощи тех, кто растирал бы ему краски. Все же приходилось Микеланджело иногда и жаловаться на то, как торопил его папа назойли­выми запросами, когда же он кончит, не давая ему закончить по-своему, как ему хотелось. И на один из многочисленных запросов он однажды ответил, что конец будет тогда, когда он сам будет удовлетворен своим искусством. [Микеланджело] приходилось писать с закинутой вверх головой, и он так испортил себе зрение, что несколько месяцев не мог читать написанное и рассматривать рисунки... Ведь, загораясь с каждым днем все сильнее желанием созидать, накопляя и улучшая созданное, он не замечал усталости и не заботился об удобствах.

(Вазари Дж. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, и зодчих»)

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Это самая знамени­тая картина Рафаэля. Художник создавал ее в 1515-1519 гг. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - легко ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иису­сом на руках. В картине царит мера. Уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рису­нок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса. Она идет к лю­дям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер ко­лышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу все­го человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зре­лище, преображающее реальность в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас.

Этой картине посвящены восторженные строки таких разных пи­сателей и критиков, как В.А. Жуковский, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев. Два великих русских писателя, Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, имели репродукции«Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. «Од­ной картины я желал быть вечно зритель...» - сказал о ней Пушкин. До­стоевский видел в «Сикстинской Мадонне» высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения.

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Италия

«Мадонна Литта», «Джо­конда», «Тай­ная Вечеря» и т. д.

Леонардо был гениальным жи­вописцем и проницательным исследователем. Длительные опыты научили его изображать объем тончайшими оттенками, игрой света. Он смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Микел­

анджело

Буонарроти

(1475-1564)

Италия

«Давид», «Моисей», «Пьета», роспись Сик­стинской ка­пеллы, купол храма Святого Петра в Риме ИТ. д.

Считал скульптуру «первым из искусств», лучше всех про­славляющим человека, его красоту. «Давид» должен был напоминать властям о спра­ведливом управлении и муже­ственной защите города. Роспись купола Сикстинской капеллы представляет собой несколько сюжетов из Книги Бытия

Рафаэль

Санти

(1483-1520)

Италия

«Мадонна Ко-

нестабиле»,

«Сикстинская

мадонна»,

«Афинская

школа» и т. д.

Мир на картинах Рафаэля выглядит совершенным и пре­красным, гармоничным и спо­койным

    Северное Возрождение. «Мужицкий живописец»

Презентация учащихся о деятелях культуры Возрождения (Питер Брейгель Старший).

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Питер Брейгель Старший (Мужицкий) (между 1525 и 1530-1569)

Нидер­

ланды

«Крестьянский танец», серия «Времена года» («Жатва», «Воз­вращение охот­ников»)

Прозван Мужицким за лю­бовь к изображению про­столюдинов и народных сцен. В неловких движениях и неуклюжих фигурах персо­нажей Брейгеля Старшего, их простоватых лицах угады­вается сила и мощь народа

4. Леонардо да Винчи из Германии

Презентация учащихся о деятелях культуры Возрождения (Альбрехт Дюрер).

- Работая с § 8-9 учебника (с. 83-85), заполните таблицу.

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Альбрехт

Дюрер

(1471-1528)

Герма­

ния

Автопортрет, серия «Апока­липсис»

Утверждал гуманистиче­ское понимание личности, чувство собственного досто­инства, стремление видеть в художниках не ремеслен­ников, а мыслителей

    Работая с § 8-9 учебника (с. 81-83), заполните таблицу На пути к бессмертию

Примерное содержание ответа

Как и в живописи и скульптуре, в музыке произведения стали обращаться к человеческим чувствам. Широкое развитие и рас­пространение получают светские произведения. Правила хоро­шего тона предписывали молодежи из состоятельных семей уметь играть на музыкальных инструментах.

    Живописцы истины

Презентация учащихся о деятелях культуры Возрождения (Ганс Гольбейн Младший, Рембрант, Веласкес).

    Работая с § 8-9 учебника (с. 87-90), заполните таблицу.

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Ганс

Гольбейн

Младший

(1497-1543)

Герма­

ния

Портреты Генриха VIII, Эразма Рот­тердамского, иллюстрации к «Похвале Глу­пости»

За непроницаемостью и урав­новешенностью образов людей отчетливо проступает индивидуальность, сложность и противоречивость человече­ской натуры

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Нидер­

ланды

«Возвраще­ние блудного сына», «Порт­рет старика в красном» и т. д.

Рембрандт старался передать на полотне душевное состоя­ние человека, умело подмечал особенности, характерные жесты и позы

Диего

Веласкес

(1599-1660)

Испа­

ния

Портреты

испанской

аристократии,

«Завтрак»,

«Пряхи»

Художник точно воспроиз­водит детали одежды, позы придворной знати, характер своих персонажей. Картины, посвященные простому на­роду, отражают благородство тружеников

    Закрепление изученного материала

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

    Назовите литературные произведения раннего Нового вре­мени. («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Дон Кихот» и др.)

    Почему Возрождение называют эпохой титанов? (Многих творцов искусства этого периода природа щедро наделила универсальными талантами.)

    Чем был известен Лоренцо Великолепный? {Лоренцо Вели­колепный сочинял веселые танцевальные мелодии для народных празднеств. Почему Питер Брейгель Старший получил прозвище «Му­жицкий живописец»? {За любовь к изображению простолю­динов и народных сцен.)

    Подведение итогов урока

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в мировую худо­жественную культуру. Произведения великих мастеров литерату­ры, живописи, скульптуры и музыки стали образцом для подража­ния и источником для творчества последующих поколений. Они составляют сокровищницу человечества.


Культура эпохи Возрождения
Введение:
1. Предпосылки возникновения новой культуры
2. Общая характеристика великой эпохи
3. Этапы развития Возрождения
4. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения
5. Натурфилософия эпохи Возрождения
Введение
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму . В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.
В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто; Высокое Возрождение , представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение , когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры . Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.
В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека.
Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве Шекспира, Микеланджело.
В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.
1. Предпосылки возникновения культуры
Непосредственные производители в период позднего средневековья находились в тяжелом положении. У лиц, находящихся в личной зависимости от собственника земли, изымалась большая часть производимого продукта.
Социальный гнет, постоянные междоусобицы, страшная эпидемия чумы, унесшая жизнь трети населения Европы - все это вытесняет последние надежды на устройство земной жизни и идеи спасения. Это способствует вытеснению унаследованного христианством от религий востока признания ценности земного бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель.
Почву для распространения идеи Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве , во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. Мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос. В идеологии Реформации Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду.

2. Общая характеристика великой эпохи.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений.
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Он возник в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания , что в нем содержатся некоторые врожденные идеи. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения.
Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени . Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм . Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия . Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа.
Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей . Антропоцентризм означал замену понятия обожения понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности.
3. Этапы развития Возрождения
Раннее Возрождение
Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни.
Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.
В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.
Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.
Высокое Возрождение
В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.
Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности.
В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога.
Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке . К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.
Кризис гуманизма выразился также в создании утопий.
В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. В произведениях художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности.
4. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. известный римский оратор Цицерон. Для него humantias - это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми являются и по сегодняшний день.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость.
и т.д.................