Электронный проект про бориса житкова. Презентация «Борис Степанович Житков и его произведения

Электронный проект про бориса житкова. Презентация «Борис Степанович Житков и его произведения
Электронный проект про бориса житкова. Презентация «Борис Степанович Житков и его произведения

Cлайд 1

Житков Борис Степанович Биография. Творчество Библиотека БОУ «СОШ №2 г. Грязовца»

Cлайд 2

Борис Степанович Житков (1882 - 1938), русский советский писатель, автор многочисленных книг для детей

Cлайд 3

Виталий Бианки Штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара, инженер-кораблестроитель, изобретатель, настоящий «мастер на все руки», бескорыстный друг всех тружеников, человек всесторонних знаний, огромного жизненного опыта и к тому же одаренный изумительным даром рассказчика - большим талантом художника, - что же удивительного, что такой человек в конце концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки.

Cлайд 4

Детство Родился Борис Житков 30 августа (11 сентября н.с.) в Новгороде в семье преподавателя математики. Получил прекрасное домашнее образование. Детство провел в Санкт - Петербурге, Риге, Одессе. Новгород Одесса Рига С-Петербург

Cлайд 5

Cлайд 6

Корней Иванович Чуковский Титульный лист книги «Жизнь и творчество Б.С. Житкова», Худож. С. Пожарский 1955г.

Cлайд 7

Юность После окончания гимназии Б. Житков поступил на естественное отделение Новороссийского университета, откуда был дважды исключен за участие в студенческих беспорядках. В 1905 в Одессе принимал участие в революционных событиях. Окончил университет в 1906. Плавал матросом и штурманом на парусниках по Черному, Средиземному и Красному морям, участвовал в экспедиции по Енисею, успев закончить мореходное училище и получить звание штурмана дальнего плавания; читал лекции по химии и физике на вечерних курсах для рабочих в СПб. В 1911-16 г. учился в Петербургском политехническом институте на кораблестроительном отделении.

Cлайд 8

Профессии Вернулся в Одессу в 1917 г., работал инженером в порту, заведовал техническим училищем, преподавал на рабфаке. Он поменял множество профессий: ихтиолог, штурман парусника, рабочий-металлист, морской офицер и инженер, капитан научно-исследовательского судна, преподаватель физики и черчения, руководитель технического училища. Окончив в 1916 г. СПб политехнический институт с дипломом кораблестроителя, был призван на военную службу и направлен в Англию и Францию в качестве контролера по приемке моторов для русских подводных лодок и самолетов.

Cлайд 9

Литературная деятельность Переехав в Петроград, занялся литературной деятельностью; С 1924г. он печатался в сборнике рассказов «Злое море», сотрудничал также в журнале «Воробей», впоследствии «Новый Робинзон», в сборниках «Советские ребята», некоторое время работал в журнале «Еж». Был членом Союза Писателей. Морские повести Сказочные повести Научно-художественные книги Произведения для детей

Cлайд 10

Произведения для детей Житков сыграл большую роль в становлении советской детской литературы: внес в нее строгий реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе; он умел показывать красоту и творческую силу труда. Написал также «Рассказы о животных» (1935) и несколько рассказов для самых маленьких читателей. Сотрудничал во многих детских газетах и журналах: Ленинские искры, Новый Робинзон, Еж, Чиж, Юный натуралист и др. Писал и для самых маленьких читателей: Пудя, Метель и др.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Итог Всего Б.С. Житковым за четырнадцать с половиной лет литературной работы было написано 192 произведения, считая по заглавиям, то есть суммируя и крупные вещи, и маленькие рассказы для дошкольников. В том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 38 маленьких рассказов для дошкольников, 7 крупных произведений, 14 статей. Из общего числа написанных Б.С. Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.

Жизнь и творчество Бориса Житкова. Житков Борис Степанович. (1882-1932) Биография Б.С.Житкова Воспоминания К.Чуковского Творчество писателя Читаем книги Б.Житкова Борис Житков родился в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать – отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли. «Мы были однолетки, учились в одном классе Одесской второй гимназии. Мне импонировал его важность, ибо я сам был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности. Он учил меня всему: французскому языку, завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, плаванию, ловле тарантулов… …И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал: -Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка! Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился, что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» К. И.Чуковский С.Маршак встретил Житкова как долгожданного друга. В то время Маршак возглавлял созданный им детский журнал «Воробей». Житков с необычайным увлечением стал работать в маршаковском журнале. Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака « Почта ». - Заказное из Ростова Для товарища Житкова! - Заказное для Житкова? Извините, нет такого! В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра. Житков за границу По воздуху мчится - Земля зеленеет внизу. А вслед за Житковым В вагоне почтовом Письмо заказное везут « Житков избегает навязчивой морали, но сам юный и неискушённый читатель отчётливо различает в его книгах борьбу со злом, правды- с ложью. Но предвзятая характеристика, не рекомендация, данная автором, а поведение его действующих лиц в трудных и острых положениях даёт нам представление об их чувствах и характерах. В минуты тяжёлого испытания –во время шторма, крушения, метели - яснее видишь, кто смел, щедр, великодушен и кто себялюбив, мелочен, труслив. Говорить о главных, о самых существенных чертах человека – дело настоящего, большого писателя, а детского в особенности. Это умел делать Борис Житков». С. Маршак Для того чтобы написать эти рассказы, мало было одного таланта. Нужно было прожить такую жизнь, какую прожил Борис Степанович Житков. Борис Степанович окончил университет с дипломом химика, имел звание штурмана дальнего плавания, был инженеромкораблестроителем, владел десятком языков, мог ответить на любой вопрос, за всё это его называли «живой энциклопедией». Очень простое, на первый взгляд его рассказы были плодами большого труда. Он сочинял их годами, прикладывая в уме слово к слову но не записывая ни строчки. И только когда был отделен начисто и навсегда закреплён в памяти Борис Житков записывал его- а для этого нужно было один – два дня. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма порой - целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь. К тому же он оказался великолепным рассказчиком. Да и рассказать ему было о чём. Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей.Именно здесь,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека. Когда читаешь его рассказы на морскую тему, часто обращаешься в толковый словарь за объяснением значений слов. Поэтому мы в классе из слов,встречаемых в рассказах Б.Житкова, составили «Словарь морских выражений». Бак- носовая часть палубы. Бейдевинд- когда судно идёт под парусами так, что ветер дует почти в нос судну. Бизань- третья мачта, считая от носа. Брашпиль- машина,которой поднимают якорь. Бриз- ветер, который дует с берега. Ванты-верёвки, которые идут от мачты к бортам. Гот-мачта- вторая мачта, считая от носа. Дрейф-снос судна по ветру. Камбуз- кухня на судне. Кильватер- так говорят, когда суда идут гуськом. Кубрик- общая матросская каюта в носу судна. Норд-вест-направление почти прямо на запад. Житков – мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего свое дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Кто в детстве из любопытства не разбирал свои игрушки? Что же там – внутри, внутри барабана, паровоза, часиков или парохода? Хотите знать, что искал мальчик внутри парохода в рассказе «Как я ловил человечков» «Я все смотрел на пароходик. И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.» Что я видел Б.Житков создал много книг для юного читателя, самая большая его заслуга – создание своеобразной энциклопедии для дошкольников «Что я видел» « Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает. Ещё раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала». А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном». Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. А там, в клетке,мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие». Из рассказа «Зоосад» «Я увидел большую клетку, а в ней ходит зверь, и у него волосы были до половины. А сзади коротенькая шерсть. Только он очень большой и жёлтый, а не чёрный. И он очень сердито смотрел… Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких" Отвечаем на вопросы викторины Иллюстрации к рассказам Б.Житкова Викторина по рассказам Б. Житкова. 1.Рассказ «Вата». Что нашёл таможенный досмотрщик в угольной яме? 2.Какое задание было у Сеньки с его другом? 3.Кто был доносчиком? 4. Рассказ «Обвал». Как очистили дорогу от обвала? 5.Рассказ «На льдине» На льдине унесло сколько человек? 6.Рассказ «Белый домик». Почему брат с Ниночкой не попали в белый домик? 7.Рассказ «Разиня». Кто помог разине Саше найти корзину»? 8.Рассказ «Скат». Какую неприятность сделала рыба скат старику? 9.Рассказ «Как подняли пароход со дна». Как подняли пароход со дна? 10.Как звали обезьянку в рассказе «Про обезьянку»? 11.Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете? («Что я видел») 12. Как звали главного героя этой книги? Ответы на викторину 1.Рассказ «Вата». Что нашёл таможенный досмотрщик в угольной яме? (Бумаги, журнальчики) 2.Какое задание было у Сеньки с его другом? (Доставлять журналы) 3.Кто был доносчиком? (Зуев) 4. Рассказ «Обвал». Как очистили дорогу от обвала? (Насосом-гидротараном) 5.Рассказ «На льдине» На льдине унесло сколько человек? (Восемь человек) 6.Рассказ «Белый домик». Почему брат с Ниночкой не попали в белый домик? (Сели на мель) 7.Рассказ «Разиня». Кто помог разине Саше найти корзину»? (Собака) 8.Рассказ «Скат». Какую неприятность сделала рыба скат старику? (Разорвал живот) 9.Рассказ «Как подняли пароход со дна». Как подняли пароход со дна? (В бидоны накачали воздух,они поплыли вверх и подняли с собой пароход) 10.Как звали обезьянку в рассказе «Про обезьянку»? (Яша) 11.Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете? («Что я видел») 12. Как звали главного героя этой книги? (Алеша Почемучка) Список литературы 1. Черненко, Г. Две жизни Бориса Житкова//Я познаю мир: Литература. Б. С. Житков. - М., 2000.-С.: 181184. 2. Житков Борис Степанович//Кто есть кто. – М.Слово, Олма-Пресс, 2003. – С.: 541543. 3. Любые издания книг Б.Житкова. 4. Ильчук, Надежда. Житков Борис Степанович. http:// www.bibliogid.ru/. 5. Б.Житков. "Чтоя видел". Рассказы и сказки Издательство "Вэсэлка", Киев, 1988 6.Материалы сайтов: http://www.biblioguide.ru, http://www.rgdb.ru, http://bookoliki.gmsib.ru

Борис Степанович Житков (1882-1938)



Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте,

Мать - пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.


Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.

Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.


А вот стать писателем Борис Житков не собирался.

Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе

К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов.

Это решило его судьбу.






Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами

или сделать своими руками.

Поэтому так увлекательны его рассказы.

С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося

во время шторма парусного судна

(рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» - животным Борис Житков рассказал нам много.

Житков скончался от рака лёгких

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Художественная и публицистическая проза

Борис Степанович Житков (1882 -1938 г.)


1. Биография

2. Почти писатель

3. Начало творчества

4. Произведения для взрослых и детей

5. Произведения для детей – вся его жизнь

6. Б. Житков – это кладовая знаний

7. Цель жизни Б. Житкова


Биография

Русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей.



Отец Бориса был учителем математики. Мать Бориса была отличной пианисткой.


Бориса отдали во вторую одесскую гимназию, где он учился в одном классе вместе с будущим Корнеем Чуковским. Борис был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию.

К. Чуковский

Б. Житков. Гимназист


Почти писатель

Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.


Начало творчества

Когда Житков взялся за перо, новый смысл приобрела вся его прежняя жизнь, она стала материалом для творчества.



Произведения для взрослых и детей

Перу Бориса Житкова принадлежат талантливые романы, пьесы, статьи для взрослых.


За 15 лет литературной работы им написано 192 произведения, в том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений, 14 статей. Но, пожалуй, «своё, житковское, новое слово сказал он именно в детской литературе».


Произведения для детей- вся его жизнь…

За годы работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрёл и подсказал немало новых.


  • он –один из создателей научно-художественного жанра;
  • он затеял еженедельный журнал-картинку для детей, ещё не умеющих читать;
  • он придумывал разные виды книжек-игрушек;
  • он принимал участие в создании специального календаря для детей



  • Писатель рассказал детям о том, «Как советские лётчики завоевали Северный полюс»;
  • к столетию со дня смерти А. С. Пушкина подготовил в «Чиже» статью чтобы рассказать детям о великом поэте;
  • он поведал и о подвиге челюскинцев;
  • о жизни детей за рубежом;
  • о новых советских морских судах;
  • о большевике С. М. Кирове;
  • о событиях в Испании;
  • о дружбе советских людей;


Сейчас расскажу

Б. Житков – это кладовая знаний

Как и в детстве, Житков «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать» . И подчас героями его произведений становились... топор и пароход. Как автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг. Для этого он непрестанно и усердствовал выдумкой.


Пригодились и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту, а писателю К. Федину – как делают бочки. Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы... и готов был... немножко построгать вместе с замечательным бондарем – Житковым».



Произведения писателя эмоциональны, лиричны, легко находят путь к детским сердцам. «Не бойтесь вы лирики»,- говорил Б. С. Житков молодым писателям, считая всякую холодность «кощунством и пошлостью», которым не может быть никакого оправдания.




Житков писал: «Я вспоминаю пароходный трап по тому, как я на нём расшиб себе голень, вспоминаю индюка по тому, как он меня больно клюнул, когда я совал ему зёрна, а лошадь по тому, как она меня не укусила, когда я ей давал на ладони сахар. А я этого как раз ждал и боялся. А она бархатными губами затянула сахар, мягко и осторожно, а могла бы откусить мне руку по локоть».


Цель жизни Б. Житкова

Стремление передать воспринятое в течение жизни другим поколениям определило особый строй произведений Житкова.



  • https://yandex.ru/images/? redircnt=1449143668.1 – Яндекс. Картинки
  • http:// injournal.ru/biograf/zhitkov.html - Борис Житков - биография писателя
  • http:// studopedia.ru/3_89715_b-zhitkov-obzor-tvorchestva.html - Житков. Обзор творчества

    1. Русский и советский писатель
    2. прозаик
    3. педагог
    4. путешественник
    5. исследователь
    6. Интересный факт:

    Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака

    — Заказное из Ростова
    Для товарища Житкова!
    — Заказное для Житкова?
    Извините, нет такого!
    — Где же этот гражданин?
    — Улетел вчера в Берлин.

    Житков за границу
    По воздуху мчится —
    Земля зеленеет внизу.
    А вслед за Житковым
    В вагоне почтовом
    Письмо заказное везут.

  • Борис Житков стал прообразом одного из главных героев фильма «На миг оглянуться». (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин (а его друга К. И. Чуковского — Олег Ефремов). Уже по этому факту можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек- приключение, с необыкновенными талантами и с необыкновенной судьбой.
  • Борис Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; Его отец был преподавателем математики, мать — пианистка.
  • В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя — о науке. Житков писал о разных профессиях.
  • Житков был:
  1. организатором теневого театра
  2. автором незаконченной книги «История корабля»
  3. цикла «Рассказы о технике» , адресованного молодежи

Творчество Житкова, классика отечественной детской словесности, которого можно считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, что оказало существенное влияние на многих детских писателей.

Подумайте и ответьте в конце моего рассказа, действительно творчество Житкова - классика отечественной детской словесности?

  • Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и многие другие, которые вы узнаете далее
  • Цикл детских рассказов «Что я видел»

Главный герой цикла — любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.

(видеоролик «почему слон») 0:21- 0:50. («… зовут Алёшей»)

Самой трудной для писателя была задача выстроить повествование от лица четырехлетнего мальчика. Хорошо понимая условность такой формы, Житков видел в ней залог доступности для детского восприятия.

Речь маленького Алеши богата яркими сравнениями, неожиданными сопоставлениями

Вот так например описывается радиобашня:

«А совсем далеко - башня. Только она как из тесемочек сделана. Все насквозь видно».

Про холл в гостинице сказано:

«Комната большая-большая. Пол блестит, как лед. И очень скользкий. И коврики на полу, как дорожки в саду.»

  • Цикл детских рассказов «Что бывало»

Речь идет о проишествиях принадлежащих к числу экстремальных. В то же время все они из разряда «что бывало»: разлив реки, пожар на корабле, обвал в горах, снежная буря в тундре. Люди оказываются в плену разыгравшейся стихии и, казалось бы, обречены на гибель. Однако герои Житкова не торопятся сложить руки: в тяжелейших условиях они продолжают выполнять свой долг. Их поступки - истинный подвиг. Например, произведение «Наводнение»

  • Капитан биржи самоотверженно спасает людей от угрозы наводнения в то время, как угроза нависла над его домом. Но близкие капитана оказались спасены - о них позаботились тоже чужие люди. Благополучное разрешение драматической ситуации - не случайность, а закон жизни.

(аудиозапись Наводнение 2:38)

в этих строчках скрывается весь смысл произведения о взаимопомощи.

  • Еще одно произведение из цикла «Что бывало» это рассказ «Как я ловил человечков»

Написан от лица ребенка. События в нем переплетаются в двух планах - реальном и воображенном. В реальном мире над мальчиком висит бабушкин запрет: нельзя трогать модель пароходика, которая считается семейной реликвией. В мире воображаемом пароходик становится настоящим кораблем с живой командой.

Ребенок полностью захвачен преследованием воображаемых человечков. Он изобретает разные способы, чтобы захватить их врасплох, и когда это не удается, в азарте игры ломает пароходик. Чувство глубокого разочарования отягощается сознанием непоправимой вины. И это вызывает сочувствие к герою несмотря на то, что речь идет о серьезном поступке. Отказываясь от морализаторства, Житков показывает, что в детской игре раскрываются ценные качества личности ребенка: активность, упорство, смекалка, любознательность.

  • Например рассказ «Про слона»

Историю рассказывает моряк дальнего плавания, совершивший на корабле поездку в Индию. Не смотря на то что основное место в рассказе занимает слон, важная роль принадлежит фигуре рассказчика. Подобно ребенку он сгорает от нетерпения, ожидая встречи с экзотическим животным.

По-детски радуется рассказчик осуществлению своей мечты. Рассказ завершается эпизодом, в котором труд слонов описан как изнуряющая, непосильная работа. Такое отношение к животному вызывает тягостное чувство, омрачающее радость встречи. Не экзотика, а человечность выступает в рассказе на первый план.

  • Еще один рассказ из цикла о животных «Мангуста»

Это правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков-мангуст на большом корабле. Повадки необычного зверька описываются как веселая игра, в которую, как ребенок, включается взрослый. При этом рассказчик остается внимательным наблюдателем, который знает, что общение с животными требует от человека терпения. усмешка сменяется уважением, когда речь заходит о ловкости и бесстрашии мангуст при столкновении со змеей. Последний эпизод рассказа - мнимая смерть одной из мангуст. Ее возвращение к жизни вызывает у окружающих откровенную радость.

(аудиозаписаь мангуста 14:08. «… так ее любили»)

Такое завершение рассказа говорит о торжестве человеколюбия.

  • Житков скончался в 1938 г.

Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказал существенное влияние на многих детских писателей.

  1. Стиль рассказов необычен - это остросюжетные новеллы, написанные в виде «случая из жизни», как правило драматического.
  2. Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно.
  3. Задача творчества Житкова — сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств
  • Перед вами слова Маршака о Борисе Житкове.

Выделите главное и запишите в тетрадь

  • А теперь проверьте, все ли вы записали
  • В честь русского детского писателя Бориса Степановича Житкова названа улица Бориса Житкова (Киев). Названа в 1957 г

Кнопочки и человечки. — Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.

Почему слоны? — Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.

Пудя. — Реж. И. Воробьёва. СССР, 1990

  • Изучение творчества писателя в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Своеобразие творчества Б. С. Житкова »

Борис Степанович Житков (1882-1938)

  • Русский и советский писатель
  • прозаик
  • педагог
  • путешественник
  • исследователь
  • автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных

Интересный факт:

Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака

«Почта».

Заказное из Ростова Для товарища Житкова! - Заказное для Житкова? Извините, нет такого! - Где же этот гражданин? - Улетел вчера в Берлин. Житков за границу По воздуху мчится - Земля зеленеет внизу. А вслед за Житковым В вагоне почтовом Письмо заказное везут.


Борис Житков стал прообразом одного из главных героев фильма «На миг оглянуться». (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин (а его друга К. И. Чуковского - Олег Ефремов).

Уже по этому факту можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек- приключение, с необыкновенными талантами и с необыкновенной судьбой.


Борис Житков родился

в Новгороде;

Его отец был преподавателем математики, мать - пианистка.


Детство провел в Одессе .

Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию.

Во время учебы подружился с К. И. Чуковским


После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906г.

Затем с 1911г. по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института.


В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем.

Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя - о науке. Житков писал о разных профессиях.


Житков был:

  • организатором теневого театра
  • специальной серии книг для малограмотных
  • автором незаконченной книги « История корабля»
  • цикла « Рассказы о технике» , адресованного молодежи

Творчество Житкова, классика отечественной детской словесности , которого можно считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, что оказало существенное влияние на многих детских писателей.


Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.


Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами.

Поэтому так увлекательны его рассказы.


Цикл детских рассказов «Что я видел»

Главный герой первого цикла - любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.


«Что я видел»

Автор увлекательно рассказывает о ярких впечатлениях детства: о поездке на поезде в Москву, о посещении Московского зоопарка, о путешествии на пароходе в Крым. Красочно описывает увиденную природу, встречавшихся ему людей и животных.

Речь Алёши богата:

  • яркими сравнениями
  • неожиданными сопоставлениями

Красный командир Цветок Мыло В горах Как Саша маму напугал Борода Как мальчик тонул Гармонь Пожар Наводнение Как утонул пароход Как подняли пароход со дна Пожар в море На льдине Почта Приключения "партизана" Обвал Дым Скат Разиня Белый домик Как я ловил человечков Путешествие храброго Ван-Гугена

Цикл детских рассказов «Что бывало»

Короткие истории для дошкольников с непридуманными жизненными ситуациями. Истории не только расскажут о различных случаях, но и пояснят как правильно себя вести, а как поступать не следует.


«Наводнение»

из цикла «Что бывало» и «Помощь идет»

Капитан биржи самоотверженно спасает людей от угрозы наводнения в то время, как угроза нависла над его домом. Но близкие капитана оказались спасены – о них позаботились тоже чужие люди. Благополучное разрешение драматической ситуации – не случайность, а закон жизни.


«Как я ловил человечков»

из цикла «Что бывало»

Написан от лица ребенка. События в нем переплетаются в двух планах – реальном и воображенном. Ребенок полностью захвачен преследованием воображаемых человечков. Он изобретает разные способы, чтобы захватить их врасплох, и когда это не удается, в азарте игры ломает пароходик.

Житков показывает, что в детской игре раскрываются ценные качества личности ребенка:

  • активность
  • упорство
  • смекалка,
  • любознательность


Рассказы о животных Бориса Житкова - это короткие истории отношений человека с животными. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.

Рассказы о животных:

Беспризорная кошка

Девочка Катя

Как слон спас хозяина от тигра

Кружечка под ёлочкой

Мангуст

Охотник и собаки

Про обезьянку

Про слона

Храбрый утёнок


«Про слона»

Из цикла рассказов о животных

Историю рассказывает моряк дальнего плавания, совершивший на корабле поездку в Индию. Подобно ребенку он сгорает от нетерпения, ожидая встречи с экзотическим животным.

Рассказ завершается эпизодом, в котором труд слонов описан как изнуряющая, непосильная работа.

В рассказе на первый план выступает. человечность


«Мангуста»

Из цикла рассказов о животных

Это правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков- мангуст на большом корабле.

Повадки необычного зверька описываются как веселая игра, в которую, как ребенок, включается взрослый.

Последний эпизод рассказа – мнимая смерть одной из мангуст. Ее возвращение к жизни вызывает у окружающих откровенную радость.

Завершение рассказа говорит о торжестве человеколюбия.


Житков скончался в 1938 г.

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Его наследие составляют более 500 произведений.

Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказал существенное влияние на многих детских писателей.


  • Рассказы написаны простым понятным языком, через них автор стремился передать как можно больше впечатляющих знаний, полученных им во время жизни и работы.
  • Стиль рассказов необычен – это остросюжетные новеллы, написанные в виде «случая из жизни».
  • Тема подвига тесно связана с идеей взаимопомощи
  • Слова «Помощь идет» можно поставить эпиграфом ко многим рассказам Житкова

Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно.

Задача творчества Житкова - сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.


« Житков избегает навязчивой морали, но сам юный и неискушённый читатель отчётливо различает в его книгах борьбу со злом, правды- с ложью. Но предвзятая характеристика, не рекомендация, данная автором, а поведение его действующих лиц в трудных и острых положениях даёт нам представление об их чувствах и характерах. В минуты тяжёлого испытания –во время шторма, крушения, метели - яснее видишь, кто смел, щедр, великодушен и кто себялюбив, мелочен, труслив.

Говорить о главных, о самых существенных чертах человека – дело настоящего, большого писателя, а детского в особенности. Это умел делать Борис Житков»

С. Маршак


Ваша запись должна содержать следующее:

  • Избегает навязчивой морали
  • В его книгах есть борьба со злом, правды - с ложью
  • Поведение его действующих лиц даёт представление об их чувствах и характерах
  • Есть темы шторма, крушения, метели
  • Прославляет такие качества как смелость, щедрость, великодушность
  • Высмеивает такие качества как себялюбивость, мелочность, трусливость
  • Умел говорить о главных, о самых существенных чертах человека

  • В честь русского детского писателя Бориса Степановича Житкова названа улица Бориса Житкова (Киев). Названа в 1957 г
  • По мотивам рассказов Житкова из цикла «Что я видел» созданы мультфильмы:

Кнопочки и человечки. - Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.

Почему слоны? - Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.

Пудя. - Реж. И. Воробьёва. СССР, 1990

«На миг оглянуться» / «Я жил тогда» (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин

В 1967 году на киностудии Мосфильм. Реж. А. Сахаров и А. Светлов. по рассказам «Погибель», «Вата» и «Компас» был поставлен фильм «Морские рассказы».

В 1968 году на Одесской киностудии. Реж. С. Говорухин. по мотивам рассказа Б. Житкова «Механик Салерно» был поставлен фильм «День ангела».

В 1975 году на киностудии им. Горького. Реж. Э. Бочаров. по мотивам рассказов Б. Житкова был поставлен фильм «Шторм на суше».


Изучение творчества писателя в начальной школе

Чаще всего учителя в начальной школе используют произведения Бориса Житкова на уроках внеклассного чтения и на внеклассных мероприятиях, когда затрагивается тема взаимоотношений между людьми, тема о гуманном, бережном отношении к животным, а также тема отношений людей и животных (помощь друг другу, жизненные ситуации, интересные моменты, которые могут случиться с каждым).

название учебников

название учебников

произведения

Литературное чтение УМК «Гармония»

Родная речь «Школа России»

Храбрый утенок, Галка

Родная речь «Школа России»

Как я ловил человечков


Спасибо за внимание!