Его знала вся образованная Россия: скульптор Александр Опекушин. Школьная энциклопедия Награды и звания

Его знала вся образованная Россия: скульптор Александр Опекушин. Школьная энциклопедия Награды и звания
Его знала вся образованная Россия: скульптор Александр Опекушин. Школьная энциклопедия Награды и звания

Родился в с. Свечкино Даниловского у. Ярославской губ. в крепостной крестьянской семье потомственного лепщика М. Е. Опекушина. Среди крестьян Даниловского у. ремесло лепщиков, каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом. Начальное образование будущий скульптор получает в сельской школе с. Рыбницы, куда Саша с родителями и братом Константином переехали жить из близлежащего Свечкино. Заметив очень рано проявившиеся творческие способности сына, Михаил Евдокимович, с согласия своей помещицы Е. В. Ольхиной, увозит Сашу в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже в этот период выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и исключительная преданность русскому искусству. Вместо положенных трех лет он блестяще заканчивает школу в два года и в 1852 принят на обучение в мастерскую известного петербургского педагога, академика скульптуры Д. И. Иенсена, которую оканчивает за три года вместо пяти. Под руководством Д. И. Иенсена Опекушин приобретает феноменальную технику искусства орнамента и мастерства скульптуры. По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859-62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сент. 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р. К. Залеман, М. А. Чижов, И. П. Шредер, Н. А. Лаверецкий. В 1864 за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» Императорская Академия художеств присуждает Опекушину звание неклассного художника и награждает серебряной медалью. В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве (торжественно открыт 21 мая 1873, уничтожен после 1917). Совместной работой А. М. Опекушина, М. О. Микешина и М. А. Чижова стал петербургский памятник русской Императрице Екатерине II, установленный в сквере Александринского театра 24 нояб. 1873. (Опекушину принадлежат здесь девять статуй сподвижников русской Императрицы). Всемирную славу А. М. Опекушину принес его знаменитый памятник А. С. Пушкину в Москве, открытый в обстановке общенационального торжества 6 июня 1880. Право на его создание скульптор получил после участия в чрезвычайно напряженной конкурсной борьбе и убедительной победы в последнем, третьем конкурсе 1875. Все три конкурса (1873, 1874, 1875) собрали практически весь цвет тогдашней отечественной скульптуры. Сохранились воспоминания А. М. Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. Менее известны созданные Опекушиным памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913). В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 нояб. 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 авг. 1889 в Пятигорске, также став неотъемлемой достопримечательностью прославленного курорта. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) - самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м. В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я. Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся

модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губ., в н. 20-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия. Монархическая тема - основная в творчестве скульптора, что особенно тщательно замалчивалось в послереволюционной искусствоведческой литературе. Здесь Опекушиным созданы наиболее крупные произведения. Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

Памятник Александру II в Кремле

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал вел. кн. Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено революционными вандалами. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апр. 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи. Уже в 20-е многие вехи его творческой биографии намеренно замалчивались и искажались. В официальном советском искусствоведении был создан и усиленно пропагандировался миф об Опекушине как «авторе одного гениального памятника». Скромная могила скульптора находится в с. Рыбницы Ярославской обл.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (16( 28) ноября 1838, д. Свечкино Даниловского уезда Ярославской губ. — 4 марта 1923, с. Рыбницы Даниловского уезда Ярославской губ.(ныне Некрасовский район Ярославской области), похоронен на местном кладбище возле Спасской церкви) — выдающийся русский скульптор.

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Многие дома в Москве и Петербурге отделывались лепниной, выполненной нашими земляками. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Александр жил в Петербурге в 1850-х гг. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д. И. Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре.

Уже в первой самостоятельной работе Опекшина« Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Александр посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В этом состояло его художественное образование, остальное — талант и громадное трудолюбие.

В 1861 скульптор женится на золотошвейке Е. И. Гуськиной. Встреча с М. О. Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике« Тысячелетие России»(Новгород, 1862). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Петербурге(1873), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 за статую Петра I Опекушин получает звание академика.

Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А. С. Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина. Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту — М. Ю. Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 в Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 в г. Дерпте(ныне г. Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли« лучшим русским скульптором», он был обласкан царской фамилией, награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде.

К сожалению, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 г. «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христа Спасителя в Москве. В разряд« слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский и адмирал А. С. Грейг, чьи памятники(в Хабаровске и Николаеве) работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства, собранные общественностью, в последние годы восстановлены Опекушинские памятники Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске(1991) и И. Г. Харитоненко в Сумах(1996). Поднимался вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя(но в 2005 году на его месте был установлен памятник Александру II работы современного скульптора Александра Рукавишникова). До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина — станковая скульптура: портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее.

В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в д. Свечкино и с. Рыбницы сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея — мемориальный Дом-музей А. М. Опекушина.

Этот человек никогда не жил на Тверском бульваре, но о нем говорят все, кто проходит по бульвару, кто останавливается на Пушкинской площади.

Александр Михайлович Опекушин.

Родился он 11 ноября по старому стилю 1838 года в деревушке Свечине Даниловского уезда Ярославской губернии. Не думаю, что его отец, крепостной Михайл Евдокимович Опекушин не думал, что его сынишка, записанный под № 9 в поместье надворной советницы Ольхиной, будет известным российским скульптором. Ольхиной принадлежала вся семья Опекушиных. Она отпускала крестьян на отхожий промысел, и отец скульптора был опытным лепщиком на петербургском бронзолитейном заводе англичанина Кохуна. Лепка, ремесло каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом крестьян Даниловского уезда. Михаил Евдокимович рано заметил талант сына и, с согласия своей помещицы Е.В.Ольхиной, отдает его в обучение лепкой в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.

В чужом, холодном Петербурге Опекушин работает мальчиком на побегушках в мастерской известного в то время скульптора Д.И.Иенсена. Его замечают, доверяют копировать гипсовые орнаменты. Когда умер отец Александра Михайловича, на его плечи свалилась забота о всей семье, оставленной в Ярославской губернии. Заработанные деньги Опекушин посылал родным, а оставшиеся крохи откладывал. Он хотел избавиться от крепостной зависимости, и за два года до манифеста 1861 Опекушин покупает себе свободу.

1862 стал поворотным в жизни А.М.Опекушина. Ему 24 года. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М.О.Микешин приглашает никому не известного молодого скульптора принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сентября 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий.

У подножия этого памятника помещены многочисленные фигуры русских военачальников, ученых, государственных деятелей и писателей, среди которых была фигура А.С.Пушкина. Это было первое по времени изображение поэта в монументальной скульптуре.

В то время у А.М.Опекушина было много работы, много заказов. Он делает бюст цесаревича Николая Александровича, за который получает диплом кадемика скульптуры, статую Петра Великого, бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков, памятник флотоводцу-адмиралу А.С.Грейгу в Николаеве, памятник Императрице Екатерине II в Петербурге (Опекушину принадлежат девять статуй сподвижников русской Императрицы).

И вот в 1873 году объявлен конкурс на памятник А.С.Пушкину в Москве.
Сохранились воспоминания А.М.Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Этот памятник стал событием в жизни Москвы, да и всей России.

Опекушину принадлежат и менее известные памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913).

В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 ноября 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 августа 1889 в Пятигорске. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) - самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м.

В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я.Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губернии, в начале 1920-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия.
Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал великий князь Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апреля 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи.

170 лет назад 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика родился Александр Михайлович Опекушин. Большинство знает о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но как странно устроена судьба человека в России: крепостной, сын крепостного, Александр Михайлович своим трудом смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором - Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей... и... умер 4 марта 1923 года совершенно забытый всеми в ужасающей нищете. Так советская власть отблагодарила скульптора за его А.С.Пушкина и за памятники царям России... Парадоксально?

Опекушин А.М. Памятник А.С.Пушкину в Москве

Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян уезда, где родился Александр Михайлович Опекушин. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.

Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.

По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859—62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.


Виллевальде Б. Открытие памятника Тысячелетие России в Новгороде в 1862 г.

По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.

Микешин М.О. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.


Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным А.М.

В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве.

Опекушин А.М. Памятник русскому адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве.

Город Николаев. В 1873 году на пересечении Адмиральской и Соборной улиц был воздвигнут величественный монумент адмиралу Грейгу работы М.О.Микешина и А.М.Опекушина. Деньги на его строительство были собраны моряками и жителями Николаева. В 1922 году памятник сняли, а на его место поставили памятник вождю революции. Плиты с надписями были сброшены в Ингул, якоря и трофейные пушки переданы в Историко-археологический музей.

Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин.

Памятник Екатерине II. Санкт-Петербург. Фото 1890 гг.

В 1862 году исполнилось сто лет со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II. В ознаменование этого события по эскизу художника М. Микешина, на Александровском заводе в Петербурге была отлита скульптура императрицы. Работа Микешина была удачной: скульптура удостоилась медали на Всемирной выставке в Лондоне и понравилась императору Александру II. По первоначальному замыслу памятник Екатерине II предполагали установить в Царском селе. Но Городская дума обратилась с ходатайством о том, чтобы перенести памятник в Петербург, для него даже стразу же выбрали место - сквер перед Александринским театром


Фрагменты памятника Екатерине II. Санкт-Петербург. Фигуры выполнены скульптором Опекушиным А.М.

Памятник Екатерине II. Санкт-Петербург

Монумент был открыт 24 ноября 1873 года в обстановке особой торжественности - по периметру площади установили почетный караул, от Казанского собора к памятнику направился крестный ход, был отслужен молебен, прогремел салют, вечером устроили иллюминацию. На церемонии открытия памятника присутствовала вся царская семья.

Опекушин А.М. Пётр I около 1872 г.

(Омский музей)

Опекушин А.М. Скульптурный бюст «Петр I» 1872 г.

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов.

Опекушин А.М. Памятник А.П. Волынскому, А.Ф. Хрущову, П.М. Еропкину. Санкт-Петербург

Опекушин А.М. Памятник М.Ю.Лермонтову. Пятигорск

16 августа 1889 года был открыт памятник М.Ю.Лермонтову, первый в России. Этому событию предшествовали долгие 18 лет, в течение которых по всей стране продолжался сбор средств для его создания. Статуя отлита в Петербурге из бронзы.

1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все", - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Александр Михайлович вспоминал: "В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, "вековечного памятника ".

Неизвестный художник. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г.


Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).



Памятник Александру II в Кремле. Москва

Заложен в 1883 году

Освящен и открыт в 1898 году

Фигура царя-освободителя сброшена в 1918 году

Сень и галлерея окончательно разобраны в 1928 году

Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса ».

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

Молебен перед открытием памятника Александру III

Опекушин А.М. Памятник Александру III

Памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.

Опекушин А.М. Екатерина II

Скульптура чудом уцелела в советское время. Из неё должны были изготовить 40 бюстов Карла Маркса. Спас ее скульптор Меркулов.

1917 год… Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день. Его имя даже не было упомянуто в многотомной "Истории русского искусства", хотя памятник великому поэту до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Москвы.

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду ".

Опекушин А.М.

В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. "Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, - холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание - как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему !", - приводила 8 марта 1923 года ярославская газета "Крестьянский кооператор" свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова.

4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. "Совершенно забыты всеми!!!", - с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина.

Мемориальный дом-музей скульптора А.М. Опекушина - памятник деревянной архитектуры начала XX века.
Музей открыт в 1988 г. в с. Рыбницы Ярославской области.

Могила Скульптора Опекушина А.М.

В мире можно найти немало памятников, которые не только поражают воображение своим величием, отточенностью линий, но и помогают проследить развитие искусства скульптуры в веках. Но что мы знаем о тех людях, которые создают эти памятники, которые вкладывают частицу своей души в любимое дело?

В данной статье мы вспомним об известном русском скульпторе. Опекушин Александр Михайлович - кто он, какой вклад внес в мировое искусство, и какими работами прославился?

Биография

Родился А.М. Опекушин 28 ноября 1838 года (по другим источникам 1833 г.) в маленькой волжской деревне Свечкино (Ярославская губерния). Происходил он из крестьянской семьи. Его отец был крепостным помещицы Екатерины Ольхиной, искусным лепщиком-самоучкой.

С детства Опекушин проявил художественный талант и вкус, подходя к простым крестьянским задачам творчески. Он успешно окончил сельскую школу. На одаренность мальчика сложно было не обратить внимания, поэтому отец, часто бывавший с поручениями барыни в Санкт-Петербурге, решил отправить мальчика учиться. Добившись согласия Е. Ольхиной, юный Опекушин в 12-летнем возрасте поехал поступать в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников.

Образование

Обучение в Санкт-Петербурге давалось легко. И вместо положенных трех лет он потратил всего два. А.М. Опекушин проявил незаурядные способности за время учебы и покорил сердца известных художников и профессоров. Одним из них оказался датский скульптор Давид Йенсен. После окончания Рисовальной школы он пригласил Опекушина в свою мастерскую в качестве вольноприходящего лепщика.

Дальнейшее образование и карьера для юного скульптора были невозможны, так как по документам он все еще был крепостным. Для решения проблемы Опекушину необходимы были деньги для выкупа - 500 рублей. Для этого он много работал, выполняя дополнительные заказы и получая жалованье.

Сильное эмоциональное напряжение, ежедневная учеба, постоянное недосыпание и недоедание значительно ослабили организм Опекушина, и он тяжело заболел. Лишь забота друзей по академии и молодой возраст помогли преодолеть недуг. И в 1859 году Опекушину была подписана вольная. Теперь он был свободен и мог продолжать творческий путь, как и где ему хочется.

Новой альма-матер стала Императорская академия художеств. Параллельно юный лепщик продолжал посещать мастерскую Йенсена и усердно завоевывал звание одного из лучших русских скульпторов.

Семья

В 1861 году Александр Михайлович женился. К сожалению, в источниках не приведены точные данные о его супруге и детях. Известно только, что у Опекушина была большая семья, несколько дочерей. Содержать ее помогал регулярный доход от создания декоративных скульптур.

Опекушин Александр Михайлович был глубоко верующим человеком и убежденным монархистом. Его творчество высоко ценили в императорской семье. Во время сложного периода в России семья уже прославленного русского скульптора нищенствовала и голодала. За государственный счет она переехала из революционного Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в родную губернию Опекушина. А позже в Рыбницах получила дом в бесплатное пользование. Александр Михайлович был в преклонном возрасте и уже не занимался любимым ремеслом. Однако Наркомпрос выделил для его семьи Академический паек.

В 1923 году Опекушин заболел воспалением легких и умер. Его похоронили в том же селе Рыбницы, рядом со Спасской церковью, в которой был крещен. Полвека спустя на могиле скульптора появилась скромная надгробная плита. А в 2012 году неизвестный поклонник творчества Опекушина выделил деньги на гранитное надгробие с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Начало карьеры

Работать Опекушин Александр Михайлович как художник и лепщик начал рано. Уже к 17 годам он создал себе авторитет талантливого мастера. Однако поворотным в судьбе его стал 1862 год. Барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово» стало своеобразной отправной точкой в большое искусство для молодого скульптора.

Вскоре его заметил известный художник Михаил Микешин и предложил принять участие в создании монумента в Новгороде «Тысячелетие России» - масштабного в то время проекта. Безусловно, сотрудничество с Микешиным оказало серьезное влияние на Опекушина. Однако в то же время оно и тяготило скульптора. Стиль молодого ваятеля во многом был сформирован и под воздействием творчества русского скульптора-реалиста Марка Антокольского, в частности, его статуй Ивана Грозного и Петра I.

Работы

За весь творческий путь Опекушин создал несколько десятков шедевров. За некоторые из них русский скульптор получил награды и звания. Но, к сожалению, немалая часть монументов была снесена в революционный период. Таковым, например, стал памятник Александру II. Он был открыт в 1898 году. Бронзовый монумент возвышался у южной кремлевской стены.

Широкую известность Опекушину принесли работы, продемонстрированные на Всемирной выставке в Париже. К таким относится чеканное блюдо с изображением исторических сцен, которое было сделано по модели мастера.

Невозможно отрицать тот огромный вклад, который внес в развитие русской и мировой скульптуры Опекушин Александр Михайлович. Скульптуры его отличаются простой, сдержанной, но в то же время глубоко индивидуальной манерой исполнения. Список работ включает памятники известным поэтам А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, естествоиспытателю Карлу фон Бэру и адмиралу Грейгу, бюст графини Шуваловой и цесаревича Николая Александровича.

Однако позднее творчество скульптора критиками рассматривается как менее удачное и выразительное. Так, например, памятник императору Александру III был не очень высоко оценен современниками.

Статуя Петру I

Опекушин любил работать с портретными скульптурами известных Особенно успешной стала его работа, посвященная Петру I. Статуя изображает царя, сидящего на стуле в мундире и ботфортах.

Скульптору поразительно удалось запечатлеть порывистость и подвижность характера, которым обладал Петр Великий. Однако, как было сказано уже, это далеко не единственный портретный шедевр, созданный мастером.

Памятник Пушкину

Одной из самых значимых работ, которые создал Опекушин, - памятник Пушкину. За его создание скульптор принялся в 1872 году, забросив все остальные проекты. Долгие три года ушло на разработку эскиза монумента. Для этого мастеру пришлось изучить не один десяток портретов поэта и его творчество. После утверждения кандидатуры Опекушина в 1875 году, он приступил к реализации эскиза. В помощники скульптор взял зодчего И. Богомолова.

Только спустя пять лет все работы были закончены. И 6 июня 1880 года на в Москве был официально открыт памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину. Бронзовый монумент величественно возвышался на пьедестале и сразу вызвал массовый восторг у горожан.

И сегодня русский поэт в бронзовом исполнении задумчиво стоит на одной из главных улиц столицы в элегантном сюртуке, поверх которого накинут широкополый плащ. В позе его ощущаются непринужденность, живость. Легкий наклон головы и взгляд Пушкина выражают вдохновение и благородное величие.

Сам Опекушин памятник Пушкину считал одной из самых серьезных и грандиозных работ, в реализацию которой он вложил не только свое время и силы, но и часть своей души, любовь к поэтическому искусству.

Памятник Лермонтову

В 1889 году обратился к творчеству другого известного русского поэта и воздвиг В композиции его отчасти запечатлен и источник вдохновения и бесконечных дум стихотворца - Кавказ.

Глядя на монументального Лермонтова, невольно ловишь себя на мысли, что поэт после некоторых блужданий присел на скалу и, склонив голову, любуется белоснежными шапками гор. Взгляд его выражает глубокую задумчивость и вдохновение. Некоторые любители скульптуры посчитали, что памятник Лермонтову запечатлел поэта довольно печальным и некрасивым, с резкими чертами. В то время, как портреты его говорят больше о мягкости. Однако это творение художника в индивидуальной манере и восприятии так и осталось украшением города.

Памятник Муравьеву-Амурскому

Самым крупным по размерам сооружением в дореволюционной России и в творчестве Опекушина (16 метров в высоту) стал памятник графу Муравьеву-Амурскому - губернатору Восточной Сибири. После его смерти в 1881 году император Александр III решил увековечить память приближенного. Поэтому в 1886 году он объявил конкурс для скульпторов. В их числе была и «золотая троица» Микешин, Антокольский и Опекушин.

Проект Александра Михайловича признали лучшим. Закладка монумента произошла в 1888 году, а три года спустя он был официально открыт в Хабаровске и установлен на Хабаровском утесе. Фигура графа возвышалась на пьедестале, взгляд его был устремлен в сторону Китая. Пьедестал украсили пять памятных табличек с именами офицеров и гражданских лиц, которые активно участвовали в присоединении Приамурья к России. Однако в 1925 году, в связи с «Декретом о памятниках», монумент был снесен и отдан в краеведческий музей, а позже разделан на металлолом.

Декоративная скульптура

Особое место в творчестве Опекушина занимала декоративная скульптура. Именно она была предметом его неустанного внимания, совершенствования и основным источником дохода. Именно благодаря ей Александр Михайлович уже в юном возрасте был признан талантливым лепщиком.

После искусного исполнения барельефов и знаменитых семи фигур для монумента Екатерине II в Санкт-Петербурге Опекушину было поручено оформить для иконостаса в Воскресенском соборе. И справился он с этим мастерски.

В портретных бюстах, которые были созданы скульптором, отмечался реалистичный подход с тонким отражением индивидуальных черт. В остальных авторских произведениях декоративной скульптуры искусствоведы подчеркивают художественную выразительность образов и изящность, мягкость линий.

Награды и звания

  • В 1978 году в память о скульпторе (к его 140-летию) был выпущен иллюстрированный (художественный) конверт с его портретом на лицевой стороне.
  • В 1986 году астроном Людмила Черных открыла астероид, который назвала именем русского скульптора.
  • С 1993 года выдающимся деятелям культуры ежегодно вручается Ярославская премия имени Опекушина.
  • В 2013 году вышла книга Ольги Давыдовой о жизни и творчестве скульптора. К слову, автор несколько раз публиковала очерки об Опекушине. Данная же книга содержит описание наиболее значимых периодов жизни и произведений великого мастера. На создание ее ушло без малого 30 лет. А поводом для издания послужили сразу две даты: 175-летие со дня рождения Опекушина (по версии источников 1833 г.р.) и 90-летие со дня его смерти.

P.S.

Пример, который явил миру Опекушин Александр Михайлович, биография его и достижения в искусстве, - это поистине подвиг крепостного крестьянина. Он одним из первых пошел против общественной системы и доказал, что ни социальный статус, ни какие-либо другие ограничения не мешают человеку заниматься любимым делом и создавать нечто прекрасное, навсегда оставляя память о себе на этой планете. И пусть о русском скульпторе после многочисленных восхвалений и званий забыли на несколько лет, искусствоведы уверены, след его в монументально-скульптурном искусстве однозначно глубок и не имеет границ памяти.