Дворянство в евгении онегине. Пушкина Евгений Онегин - сочинение

Дворянство в евгении онегине. Пушкина Евгений Онегин - сочинение

Столичное И Поместное Дворянство В Романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой раскрыл русскую жизнь столичного и поместного дворянства первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой картиной проходят надменный, роскошный Петербург, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются и погибают пушкинские герои. И та среда, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состоят в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет и Евгения уехать в деревню; затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушной княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов больных», и «дам пожилых // В чепцах и розах, с виду злых», и «девиц; // Не улыбающихся лиц». Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам «благопристойного лицемерия», играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Те же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими, сатирическими красками рисует Пушкин портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец:

У матушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же скуп…

Все это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор.

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится жизнь без всякого внутреннего содержания.

Они хранили в жизни мирной

Привычки мирной старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод.

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям. Но автор вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасная примитивность интересов. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что «был простой и добрый малый», «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, // Смотрел в окно и мух давил». Этим благодушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строках умещается вся ее духовная биография.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била, осердясь, -

Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков…

Широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг социальных и нравственных проблем.

Сочинение

В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же "однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и "перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...

Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...

В шумном московском свете задают тон "франты записные", "гусары отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод... Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил" и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков...

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне". Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» создавался на протяжении семи лет. Поэт усердно работал над ним так, как ни над одним другим произведением. Иногда он называл свои разрозненные черновики романа в стихах «тетрадями», подчёркивая натуралистичность, реалистичность набросков, которые служили Пушкину своего рода записной книжкой, где он помечал особенности жизни того общества, в котором вращался.

В.Г. Белинскому, несмотря на бедность его критической статьи о «Евгении Онегине», принадлежит знаменитое выражение. Он называет роман «энциклопедией русской жизни». И пусть дальнейшие размышления критика не характеризуются логикой и глубокомыслием, вышеупомянутое высказывание как нельзя точно обозначает обширность и, без сомнения, эпохальность произведения.

Роман «Евгений Онегин» литературоведы называют первым реалистическим романом в истории русской литературы. Пушкину же принадлежит создание нового типа персонажа - так называемого «героя времени». Позднее он проявит себя и в произведении М.Ю. Лермонтова, и в заметках И.С. Тургенева, и даже у Ф.М. Достоевского. Поэт ставил перед собой задачу описать человека таким, каков он есть, со всеми пороками и добродетелями. Основной же идеей романа становится необходимость показать противостояние западной, европейской, цивилизации и исконно русской, высокодуховной. Это противостояние отразилось в образах разных типов дворянства - столичного, представителем которого как раз и является Евгений Онегин , и провинциального, коему принадлежит «милый идеал» Татьяна Ларина .

Итак, европейское дворянство, столичное, не вызывает особой симпатии у автора произведения. Он весьма иронично описывает порядки и нравы великосветского общества, подчёркивая его пустоту, прикрытую показной пышностью. Так, дворяне столицы живут, проводя время на балах, званых обедах, за прогулками. Однако эти увеселения проходят по одному и тому же сценарию день за днём, поэтому даже Евгений зачастую томится обществом.

Основной ценностью являются европейские традиции, мода, этикет, умение вести себя в обществе. Самые талантливые и образованные люди на деле оказываются пустыми, «поверхностными». Тот же Онегин учился у француженки, а после его отдали на воспитание «французу убогому», который юного Евгения «всему учил шутя». Это привело к тому, что герой знал понемножку отовсюду, но ни в одной науке не был мастером, профессионалом. Про Ленского , ещё одного представителя столичного дворянства, Пушкин пишет скромно, давая понять, что в Европе тот получил столь же поверхностное образование, а с собой из Германии привёз лишь «вольнолюбивые мечты» и «кудри чёрные до плеч».

Как и Онегин, Владимир Ленский, юный идеалист, тяготился светским обществом, но в то же время оба героя не сумели разорвать связей с ним. Так, например, оба они, остыв, мечтают забыть о дуэли, но при этом ни один из них не находит в себе сил отменить поединок, поскольку это противоречит светским понятиям о чести и достоинстве. Ценой этого эгоистичного желания не ударить в грязь лицом становится смерть Ленского.

Провинциальное дворянство изображено Пушкиным в куда более выгодном свете. Деревенские помещики живут совершенно иной жизнью: в них ещё остаётся связь с русским народом, русской традицией, культурой, духовностью. Именно поэтому Татьяне так нравится слушать рассказы своей нянюшки; Лариной нравятся фольклорные предания, она религиозна и набожна.

В деревне царит иная жизнь, более спокойная и простая, не испорченная помпезностью света. Но несмотря на это, провинциальные дворяне изо всех сил стараются соответствовать столице: они закатывают пиры настолько богатые, насколько это только возможно. Гости на вечере забавляются игрой в вист и бостон, как и жители столицы, поскольку не имеют стоящего занятия. «Барышни» Ольга и Татьяна говорят по-французски, как это принято в высшем обществе. Эта особенность трогательно отмечена Пушкиным в сцене, когда Ларина пишет любовное письмо Онегину: «Итак, - говорит автор. - Писала по-французски». «Милый идеал» с упоеньем читает французские любовные романы, которые заменяют ей всё, а Ольга обожает свой альбом, в который просит Ленского записать для неё стихи. Такое желание походить на столичных дворян не вызывает положительного отклика у поэта.

Но приверженность традициям, высокая духовность провинциальных дворян так привлекают А.С. Пушкина. Это искренние, добрые и честные люди, неспособные на обман и предательство, которое царит в мире высшего света. Поэт, как истинный христианин, хочет видеть русских людей именно русскими, православными, благочестивыми, отказавшимися от навязанных европейских ценностей. Эту же идею сохранения «русскости» продолжат другие титаны русской литературы «золотого века», например, Л.Н. Толстой или Ф.М. Достоевский.


В романе в центре повествования - самый прогрессивный класс России 1-ой половины 19 века - дворянства:поместное, Московское и Петербургское. Сегодня мы подробно разберем каждый из видов дворянства и узнаем, какому из них симпатизирует автор.

Поместное дворянство в Евгений Онегин

Представители поместного дворянства: дядя Онегина, семейство Лариных, их соседи и гости (на именинах Татьяны). В изображении поместного дворянства Пушкин продолжает традицию Фонвизина - говорящие фамилии.

К примеру, Петушков, Скотинин, Буян. Сельские жители - одна большая семья, они любят посудачить (поболтать), но не сплетничать (нужно обратить внимание, что у Грибоедова сатира - сплетни, а у Пушкина ирония). Неприятие перемен независимо от их характера, узость интерес, бытовой характер, хозяйственная деятельность, обильная и сытная еда, патриархальный уклад жизни - это признаки поместного дворянства.

Московское дворянство в Евгений Онегин

Один из признаков - представители связаны семейными узами. Основной мотив - скуки и простоты. Московское дворянство настолько лицемерно и фальшиво, что проявление простоты и естественности воспринимается как невоспитанность. Консерватизм в моде, в нарядах, на них ничего не меняется. Картина, которую описывает Грибоедов в "Горе от ума", похожа на картину Пушкина в романе "Евгений Онегин".

Петербургское дворянство в Евгений Онегин

Один из признаков - европеизация, то есть подражание Европе во всем - в моде, в манерах, в поведении, в литературных предпочтениях и т.д. (области культурной жизни). Основной мотив - суета, обилие событий при их однообразии (вспомните распорядок дня Онегина - однообразный, как механизм (брегет)). Второй мотив - мотив маскарада: маска как символ искусственности, лицемерия, фальши. Блеск, шум и веселье показные, лишь подчеркивают внутреннюю пустоту. Для петербургского общества главное честь и общественное мнение (это создает особый тип поведения).

Пушкин симпатизирует поместному дворянству. Консерватизм Москвы и фальшь и лицемерие Петербурга вызывают отторжение (поместное дворянство описывается с иронией, а Московское и Петербургское сатирически). Одна из антитез - антитеза европейского искусственного и естественного народного образа жизни раскрываются через противопоставление Татьяны (представителем поместного дворянства) и Онегиным (представитель Петербургского дворянства).


Версия сочинения №1

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой раскрыл русскую жизнь столичного и поместного дворянства первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой картиной проходят надменный, роскошный Петербург, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются и погибают пушкинские герои. И та среда, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.
В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состоят в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет и Евгения уехать в деревню; затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушной княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.
Здесь можно встретить и «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов больных», и «дам пожилых // В чепцах и розах, с виду злых», и «девиц; // Не улыбающихся лиц». Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим праʙᴎᴫам «благопристойного лицемерия», играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…

Те же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими, сатирическими красками рисует Пушкин портрет московскоᴦᴏ барства:

Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец:
У матушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же скуп…

Все это создает ощущение застойности жизни, которая останоʙᴎᴫась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор.
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится жизнь без всякоᴦᴏ внутреннего содержания.
Неоднозначно отношение автора к провинциальным помещикам, к которым принадлежит семейство Лариных. Описание их уклада жизни, привычек, нравов, занятий проʜᴎᴋнуто мягким, добродушным юмором.

Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям. Но автор вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Напротив, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасная примитивность интересов. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что «был простой и добрый малый», «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, // Смотрел в окно и мух даʙᴎᴫ». Этим благодушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строках умещается вся ее духовная биография.

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь, -
Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков…

Широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг социальных и нравственных проблем.

Версия сочинения №2


Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Р. Оуэн

В 20‑е годы XIX века, после Отечественной войны 1812 года в русском обществе произошло идейное расслоение на людей прогрессивных взглядов и на тех, кто еще остался в прошлом веке. Это было время подъема национальноᴦᴏ самосознания, усиления недовольства самодержавием.
В романе «Евгений Онегин» отражены все стороны русской жизни начала XIX века, поэтому роман можно назвать «энциклопедией русской жизни». На фоне изменений в жизни России Пушкин рисует быт и нравы разных групп дворянства.
В 20‑е годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостноᴦᴏ права и абсолютной монархии.
А.С. Пушкин изобразил в своем романе русское общество начала XIX века.
В романе нашло свое воплощение также и провинциальное общество. Таким образом, Россия XIX века изображена в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на примере представителей провинциального и столичного общества.
Картины жизни столичноᴦᴏ и поместного дворянства органически входят в реалистическое изображение Пушкиным различных сторон эпохи. Речь идет о взаимоотношениях человека со своей эпохой и своим обществом. А.С. Пушкин на примере главного героя раскрывает образ жизни «золотой дворянской молодежи».
Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Лирик детально описывает времяпрепровождение главноᴦᴏ героя, его кабинет, больше похожий на дамский будуар:

Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.

Жизнь Евгения однообразна и пестра: балы, театры, рестораны и снова балы. Такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека, поэтому можно понять, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, им овладела «хандра».
Евгений Онегин - «лишний» человек, «умная ненужность». У него прогрессивные взгляды, широкие умственные интересы, способность воспринимать прекрасное.
Высший свет в романе составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Их жизнь искусственна и пуста. Знания и чувства здесь неглубоки. Люди проводят время в бездействии при внешней суете. Пушкин описывает такое общество более подробно:

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы…

Таков высший свет. Нетрудно понять, почему Онегин, человек прогрессивных взглядов, устает от этого общества. Ему становится скучно, он холоден ко всему, его душа опустошена; он становится равнодушным.
Так же без перемен проходит жизнь в доме Лариных. Каждый занимается своим обычным домашним делом. По вечерам они иногда устраивают балы или просто приглашают гостей. Жизнь в деревне проходит не спеша, без перемен, поэтому беседовать особенно и не о чем. И если появится какая‑нибудь новость, о ней будут говорить очень долго. На балах одно и то же. Разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет поместных дворян в образах чудовищ в снах Татьяны. Они так оскудели умом, что немноᴦим отличаются от животных.
Гости на именинах Татьяны - это ярчайший пример помещичьей породы. Автор в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов. Татьяна так же скучает в кругу этого провинциальноᴦᴏ общества, как и Евгений в кругу столичного. Она увлекается романами, в которых представляет своего будущего избранʜᴎᴋа.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Она видит своего суженого во снах. Чтение для нее является самым любимым занятием, что отличает ее от Ольги, которая с детства любила играть, резвиться во дворе с ребятами. Она более разговорчива, общительна, чем Татьяна. Ольга - яркий образ простых, и жеманных провинциальных барышень. Родная природа питает духовный мир Татьяны, она любит «предупреждать зари восход».
В самом начале романа Татьяна - молодая провинциальная дворянка, в конце произведения мы видим ее великолепной светской дамой. Но с первых до последних страниц Пушкин в этом образе раскрывает лучшие черты русского характера: нравственную чистоту, цельность, поэтичность, простоту.
Хочется сказать, что для того чтобы блеснуть воспитанием, чтобы прослыть тогда в русском обществе умным и милым человеком, нужно было обладать немноᴦим: отличным знанием французскоᴦᴏ языка, манерами светского человека, умением танцевать, «кланяться непринужденно» и «с ученым видом знатока // Хранить молчанье в важном споре». Именно в высшем обществе человек поистине учится «язвительно злословить», скрывать подлинные чувства и мысли, лицемерить. Здесь все фальшиво, здесь нет искренности, кругом насмешʜᴎᴋи и эгоисты, которые почитают «всех нулями, // А единицами - себя». В этом обществе жизнь заполняется бесконечными балами и обедами, карточной игрой, интригами. Проходят годы, люди старятся, но в них не видно перемены…

Лекция, реферат. Столичное и поместное дворянство в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин - сочинение - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.