Девушкин макар алексеевич. "Бедные люди": о чем роман, образ Макара Девушкина Макар девушкин из какого произведения

Девушкин макар алексеевич. "Бедные люди": о чем роман, образ Макара Девушкина Макар девушкин из какого произведения

Макар Алексеевич Девушкин - один из двух главных персонажей романа «Бедные люди » русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского .

Образ [ | ]

Мелкий пожилой чиновник, у которого нет шансов сделать карьеру . В его жизни не происходит ничего примечательного. Он живёт незаметно, избегая людских глаз, в дешёвой съемной квартире на окраине Петербурга . По мере раскрытия образа Девушкин начинает казаться человеком с тонким и своеобразным характером. Кроме того он представляет собой модель героя, который будет появляться впоследствии и в других произведениях Достоевского .

Судя по письмам и сочинениям писателя, Достоевский мало интересовался своей древней родословной. Его отец «никогда не говорил о своей семье и не отвечал, когда его спрашивали о его происхождении». Из записок брата Фёдора Михайловича, Андрея Достоевского, следует, что даже в отчестве деда и девичьей фамилии бабушки братья уже не были уверены . Биограф писателя Людмила Сараскина отметила, что уже в Девушкине, главном герое первого романа Достоевского, проявляется то же отношение к своей родословной. О своём отце персонаж знает только, что тот «звался, надо полагать, Алексей Девушкин; был он „не из дворянского звания“, обременен семьей и крайне беден» .

Отношение к Вареньке [ | ]

В доме напротив расположена квартира, в которой живёт молодая одинокая девушка Варвара Доброселова . Любовь Макара Девушкина к Вареньке, по мнению исследователей творчества Достоевского, представляет собой высокое и мучительное чувство. Чиновник ограничивается отеческой заботой о девушке, которая, тем не менее, преображает его. Об этом преображении он пишет и сам: «Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить <…> я был одинок и как будто спал, а не жил на свете <…> вы всю мою жизнь осветили тёмную <…> и я обрёл душевный покой» .

Каждый вечер Макар Девушкин пишет ей длинные письма, которые старается как можно незаметнее передать вместе со сладостями и нарядами. В своих письмах он рассказывает обо всём, что увидел, услышал или прочитал, делится своими чувствами, детально описывает свою работу, соседей по квартире, даже обещает назначить девушке свидание . Для Девушкина становится необходимостью записывать ход своих отношений . Варенька особенно необходима Девушкину в качестве слушателя его самых разных чувств, способного эти чувства копить и нейтрализовать . При этом Макар не планирует жениться на ней, отказываясь даже навещать девушку: «Что же это вы пишете, родная моя? Как же я к вам приду? Голубчик мой, что люди-то скажут? Ведь вот через двор перейти нужно будет, наши заметят, расспрашивать станут, - толки пойдут, сплетни пойдут, делу дадут другой смысл. Нет, ангельчик мой, я уж вас лучше завтра у всенощной увижу; это будет благоразумнее и для обоих нас безвреднее» . Эпистолярные отношения позволяют мечтателю Девушкину в полной мере «выражать страсть». Главным для него являются собственные воображение и фантазия, а не действительность .

Девушкин способен только выплескивать на Вареньку свои эмоции, признания, фантазии. В то же время, без этих писем его душевный накал достигнет опасного градуса, что может привести к помешательству. «Ну что мы будем делать без вас; что я, старик, буду делать тогда? Вы нам не нужны? Не полезны? Как не полезны? Нет, вы, маточка, сами рассудите, как же вы не полезны? Вы мне очень полезны, Варенька. Вы эдакое влияние имеете благотворное… Вот я об вас думаю теперь, и мне весело… Я вам иной раз письмо напишу и все чувства в нём изложу, на что подробный ответ от вас получаю», - пишет он сам об этом Вареньке .

Отношение к мнению окружающих [ | ]

На службе Девушкин страшится взглядов сослуживцев, не смеет оторвать глаз от стола. «Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки» - пишет он в одном из своих писем . Сослуживцы представляются ему врагами . Девушкин сильно озабочен слухами и пересудами. Любой прочитанный роман он примеряет на себя. Ему всё время кажется, что за ним наблюдают и выслеживают, а вокруг одни враги. У него возникает острый комплекс неполноценности, страха, страдания, что мешает ему общаться с окружающими на равных .

Стремясь спрятаться от действительности, Девушкин сосредотачивается на письмах, так как они позволяют ему избежать общения с реально существующими людьми . В одном из писем Вареньке, рассказывая о страхе осуждения окружающими, Девушкин пишет: «…По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу… но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?»

Увлечение литературой [ | ]

Девушкин достаточно плохо разбирается в литературе и не способен распознать истинные шедевры, но увлечён литературой. В одном из писем он заявляет: «А хорошая вещь литература, Варенька, очень хорошая. <…> Глубокая вещь! <…> Литература - это картина» . В первом письме к Вареньке использует штампы сентиментально-романтической литературы: «Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы <…> У меня там книжка есть одна <…> так в ней то же самое, всё такое же весьма подробно описано». В следующем письме переходит к «физиологическому» очерку, рассказывая о квартире, в которой живёт . Склонность к сочинительству Макара Девушкина повлияла на выбор формы всего произведения .

Девушкин последовательно читает повести « » Александра Сергеевича Пушкина и «Шинель » Николая Васильевича Гоголя , переданные ему Варенькой. И если от Пушкина чиновник приходит в восторг, отмечая человеческую участь в судьбе Самсона Вырина, то у Гоголя находит только насмешку над собой . Уже критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с повестью «Шинель », отметили, что литературным прототипом Макара Девушкина послужил Акакий Акакиевич - главный герой повести . И сам Девушкин отождествляет себя с гоголевским чиновником . После прочтения «Шинели » Девушкин приходит в сильное волнение, так как примеряет историю на себя и чувствует себя разгаданным: «Дурно, маточка, дурно то, что вы меня в такую крайность поставили… Как! Так после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем… чтобы и в твою конуру не пробрались, да не подсмотрели… И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет, да ещё продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать - куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет…»

Духовный срыв [ | ]

Увлечение литературой становится причиной пережитого чиновником духовного надлома . Прочтение «Шинели » становится кульминационным моментом в изображенном отрезке жизни героя. Девушкин запил и стал отрицать всю литературу . Одновременно с этим персонаж начинает мыслить шире. Замечает социальные контрасты в окружающей его действительности. Видит проблему в разобщенности людей . Выводит принцип сообщества: «полно <…> о себе одном думать, для себя одного жить <…> оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!» .

Происхождение имени и фамилии [ | ]

Происхождение и значение имени Макара Девушкина было подсказано самим Достоевским . В одном из своих писем к Варваре Доброселовой его герой пишет: «Вот, маточка, видите ли, как дело пошло: все на Макара Алексеевича; они только и умели сделать, что в пословицу ввели Макара Алексеевича в целом ведомстве нашем. Да мало того, что из меня пословицу и чуть ли не бранное слово сделали, - до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались…» Таким образом, имя Макара осмысляется пословицей «На бедного Макара все шишки валятся» . Филолог Моисей Альтман особенно подчеркнул, что уже в первом романе Достоевский воспользовался художественным приёмом осмысления имени литературного героя посредством его сопоставления с тождественным именем из пословицы .

На возможное происхождение фамилии главного героя обратили внимание уже первые читатели произведения. Сам Макар в одном из писем признаётся: «У бедного человека… тот же самый стыд, что у вас, примером сказать, девический» . Особое внимание читателей и критиков оказалось обращено на это признание, а также на уменьшительные слова, характерные для «девического» стиля писем Девушкина . Другая версия происхождения фамилии героя основывается на схожести его стиля писем и стиля писем матери Достоевского. Отсюда исследователи приходят к выводу, что фамилия Девушкин может служить символом материнского начала .

В имени главного героя оказались слитно отражены школа сентиментализма и школа натурализма , при этом фамилия «Девушкин» больше относится к сентиментализму, а имя «Макар» к натурализму .

Отождествление с автором [ | ]

Современные Достоевскому критики первое время отождествляли стили и характеры Макара Девушкина и самого Достоевского, что вызывало раздражение у писателя: «В публике нашей есть инстинкт, как во всякой толпе, но нет образованности. Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя: я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе говорить не может» .

До «Бедных людей» Достоевский был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина, но открыв для себя «странного» человека и ощутив к нему глубокое сочувствие и интерес, написал первый роман именно о нём, одновременно осознав своё литературное предназначение. Данный персонаж жил в нём самом, поэтому при помощи «Бедных людей» Достоевский писал самого себя. Косвенным признаком схожести является тот факт, что Девушкин мечтает стать «поэтом», а сам Достоевский - «писателем». Возмущаясь отождествлением персонажа с автором, Достоевский хочет сказать, что Макар Девушкин, на самом деле, является его двойником, но писатель настолько умело притворился Девушкиным, что читатель этого не заметил .

Критика [ | ]

Исследователь творчества Достоевского Кэнноскэ Накамура, предприняв попытку непредвзятого прочтения романа, приходит к выводу, что главный герой - странный человек с комплексом неполноценности. Воображение и чувствительность Макара Девушкина необычайно развиты, поэтому он не способен общаться с другими людьми и излагает свои мысли в письмах. Присущие ему также чрезмерная деликатность и страх действительности делают его совершенно бессильным в реальной жизни, формируя странный и смешной типаж . В герое «Бедных людей» Достоевский открыл тайный душевный мир приниженного и больного человека, и этот роман предвосхищает все последующие произведения автора .

Влияние на дальнейшее творчество [ | ]

Макар Девушкин послужил литературным прообразом Якова Петровича Голядкина , главного героя повести «

В конце сентября 1844 года Ф. М. Достоевский, которому было тогда 24 года, оставил свою должность чертежника в Санкт-Петербургской инженерной команде и стал свободным от службы человеком. Достоевский мечтал о литературной деятельности. Ему хотелось излить на бумагу свои чувства, мечтания, мысли. Именно поэтому он и оставил должность — несмотря на то, что у него не осталось надежного источника доходов.

Оставив службу, Достоевский написал свое первое произведение — роман «Бедные люди». О чем же он?

О чем роман "Бедные люди"

Макар Девушкин, главный герой «Бедных людей», живет в дешевой съемной квартире на окраине Петербурга. Это мелкий чиновник средних лет, у которого нет шансов сделать карьеру. Напротив него, в том же самом доме, проживает молоденькая девушка Варвара Алексеевна, Варенька — она одинока и зарабатывает на жизнь шитьем. Роман «Бедные люди» представляет собой пятьдесят четыре письма, которыми обменялись эти разные по возрасту люди — так и не соединившиеся влюбленные.

Окно Вареньки расположено через двор напротив комнаты Макара Девушкина, который каждый вечер пишет длинные письма и потихонечку передает ей вместе со сладостями и нарядами. В этих письмах он обещает назначить девушке свидание, подробно рассказывает о своих сослуживцах, о поведении начальника, сплетничает о других обитателях квартиры, делится впечатлениями о прочитанном, о том, что увидел и услышал, делится чувствами. Варенька сообщает ему о своем настроении и самочувствии, о страхе за будущее, предается воспоминаниям о детстве. Это как бы гётевские Вертер и Лотта (персонажи «Страданий молодого Вертера»), помещенные в нищую петербургскую жизнь.

В жизни этих любящих друг друга людей — которые живут на окраине большого города, живут незаметно, избегая людских глаз, — не случается ничего по-настоящему примечательного. В конце романа Варвара Алексеевна оставляет доброго, но беспомощного Девушкина, и, согласившись на брак с деревенским помещиком, уезжает из Петербурга. Так кончается этот роман в письмах.

Образ Макара Девушкина

В романе не происходит ничего значительного, он кажется просто какой-то «игрой в письма», но по мере чтения Девушкин становится читателю все интереснее, начинает казаться человеком с тонким и своеобразным характером. Кроме того, этот персонаж представляет собой модель героя, который будет появляться впоследствии и в других произведениях Достоевского.

Варвара Алексеевна необходима Девушкину, но в то же время он не собирается жениться на ней и жить вместе. Хотя Варенька и приглашает его навещать ее, он неизменно отказывается под тем предлогом, что это вызовет людские пересуды. И на службе Макар Девушкин тоже страшится взглядов своих сослуживцев и не смеет оторвать глаз от стола.

Девушкин берет почитать у Вареньки гоголевскую «Шинель». Это трогательный рассказ о том, как ограбили мелкого чиновника — сняли с него с таким трудом приобретенную новехонькую шинель. Прочтя рассказ, Девушкин, хотя это и кажется смешным, чувствует себя так, как если бы был разгадан и сделан достоянием гласности его секрет — он приходит в сильное волнение и по-настоящему сердится.

Озабоченность Девушкина слухами и пересудами превосходит разумные пределы. Читая какой-нибудь роман, он немедленно примеряет его на себя, ощущает страх и гнев. Он все время боится, что за ним наблюдают и выслеживают, ему всюду мерещатся враги. Он болезненно боится людей, воображает себя жертвой, а отсюда возникает острый комплекс неполноценности, страха, страдания, а потому Девушкин не в состоянии общаться с людьми на равных. И сослуживцев, и соседей по квартире он воспринимает как своих врагов.

Снедаемый внутренним жаром и находящийся в плену своих множащихся фантазий, Макар Девушкин сторонится действительности и весь уходит в письма. Они дают ему возможность избежать общения с реально существующими людьми, и он может со спокойной душой отдаться прихотям своего сердца. Варенька нужна ему вовсе не для того, чтобы жить с ней. Она нужна ему в качестве слушателя его самых разных чувствований, в качестве «контейнера», где эти чувства копятся и нейтрализуются.

Макар Девушкин в любую минуту готов обрушить на Варвару Алексеевну свои кипящие эмоции, признания, фантазии. Он способен лишь на это. Не вызывает сомнения, что в противном случае его душевный накал достигнет опасного градуса, а это приведет либо к помешательству, либо к каким-то ужасным и неожиданным для него последствиям. И при этом каждое новое предчувствие порождает новые страхи.

В своем первом произведении Достоевский вывел вот такого «странного» человека. Критик В. Г. Белинский, живший и работавший тогда в Петербурге, прочел рукопись «Бедных людей», похвалил автора и дал ему путевку в литературный мир. Белинскому принадлежит огромная заслуга в том, что он признал в никому не известном юноше, мечтавшем стать писателем, литературный талант.

Вместе с тем, представляя читателям «Бедных людей», Белинский заронил семена неверного толкования всего последующего творчества Достоевского. Относительно Девушкина он пишет: «Чем ограниченнее его ум, чем теснее и грубее его понятия, тем, кажется, шире и деликатнее его сердце; можно сказать, что у него все умственные способности из головы перешли в сердце».

Данное толкование Белинского на протяжении последующих ста тридцати лет стало для читателей основным: «Бедные люди» — это роман, исполненный сочувствия к беднякам, которые обладают прекрасной душой. Такое понимание стало непреложным.

Однако, если попробовать прочесть «Бедных людей»» непредвзято и не оглядываясь на оценку Белинского, то выясняется: герой Достоевского — это странный человек с комплексом неполноценности, который, в силу своего необычайно развитого воображения, не в состоянии общаться с другими людьми, он одинок и умеет поверять свои мысли и чувства лишь письмам. Если оценивать характер Девушкина в целом, то его чувствительность развита сверх всякой меры, он способен погружаться с головой в «пьесу»» своих переживаний, но в то же самое время он не умеет обращаться с реальными людьми, и деликатность вкупе с чрезмерностью делают его совершенно бессильным в реальной жизни, а страх и нелюбовь к действительности образуют странный и смешной типаж.

В своем первом произведении Достоевский показал человека, который на первый взгляд кажется просто мелким и ничтожным чиновником, однако на самом деле он открыл типаж очень необычный, который носит на себе фантастическую личину, которую сразу не разглядеть.

Советский историк литературы Б. М. Эйхенбаум говорил о персонажах Достоевского как об «образах реалистической фантастики» (см. его работу «О Чехове»). Юный Достоевский до этого момента был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина, он пробовал подражать им, но, открыв «странного» человека, он ощутил к нему глубокое сочувствие и интерес и написал роман — тем самым он осознал свое литературное предназначение и талант. Поэтому он отзывался о своем дебютном произведении как о «довольно оригинальном». То есть этот реалистический и, одновременно, фантастический персонаж жил в нем самом. Несколько утрируя, можно сказать, с помощью «Бедных людей» Достоевский писал самого себя. Макар Девушкин мечтает стать «поэтом», а сам Достоевский — «писателем». В письме брату Михаилу он отмечал: «Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и не вдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может» (1 февраля 1846).

Достоевский хочет сказать, что Макар Девушкин — его двойник, но «я» настолько умело притворился Девушкиным, что читатель этого не заметил.

У Достоевского не было таланта исторического писателя, обладающим таким полем видения, которое способно запечатлевать крупные исторические сдвиги и широкую панораму событий. Не было у него и природной литературной жилки чувствовать и описывать людей, которые преодолевают трудности и совершают великие дела. Большинство его персонажей — вне зависимости от времени написания произведения — это слабые, приниженные и больные люди. Общественное мнение оценивает таких болезненных, неудачливых, бессильных, а временами и ненормальных людей только отрицательно, но Достоевский ненасытно продолжал описывать их, находя в их характерах и образе жизни кипящие чувства, драматизм, сложность, богатство. Поскольку в этих персонажах был и он сам.

В герое «Бедных людей» — мелком чиновнике Макаре Девушкине — Достоевский открыл тайный душевный мир приниженного и больного человека, и это произведение предвосхищает все последующие произведения, написанные им.

Девушкин Макар Алексеевич — главный герой романа «Бедные люди» Достоевского, пожилой чиновник. Тип маленького человека. Ближайшие литературные предшественники героя — гоголевские «маленькие люди» Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Поприщин из «Записок сумасшедшего», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Образ Девушкина, продолжая гоголевскую линию изображения маленького человека, также отчасти полемичен по отношению к нему. Если герой Гоголя одержим желанием приобрести шинель, вещь, то герой Достоевского одушевлен бескорыстной любовью к живому человеку (фамилия «Башмачкин» — вещная, «Девушкин» — личная. К. Мочульский).

Добрый, смирный, и тихий, Макар Девушкин тридцать лет на службе, всю жизнь переписывает бумаги, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сослуживцев и соседей. Он живет в страшной нищете, впроголодь. Он вынужден постоянно как бы оправдываться в своем существовании. Бедность — не только социальная, но и личная трагедия Девушкина. Она порождает особое душевное состояние, которое герой сам осознает как чувство беззащитности, запуганность, униженность и вследствие этого ожесточенность, мнительность. Время от времени его охватывает тоска от постоянного самоуничижения. Макар Девушкин бессилен помочь Вареньке Доброселовой, когда ей угрожает голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми. Время от времени в нем поднимается протест. В конце концов он начинает задаваться «либеральными» вопросами: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Отчего такая несправедливость?

Невзрачная наружность героя контрастирует с его горячим сердцем, душой отзывчивой и впечатлительной. Он любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его восхищает и трогает. Он глубоко, целомудренно и самоотверженно любит Вареньку, которой бескорыстно помогает из своих скудных средств. Благодаря этой любви он чувствует себя человеком, в нем просыпается сознание собственного достоинства. Он нарочно поселяется поблизости от нее, чтобы видеть ее окошко. Однако Девушкин старается скрыть их отношения, целомудренно опасаясь возможных насмешек и сплетен. Встречаются они редко и далеко от дома (Девушкин водит ее гулять и в театр), а в остальное время обмениваются письмами. В них он, человек одинокий и замкнутый, до встречи с ней живший очень уединенно, делится с возлюбленной всеми горькими и радостными событиями своей жизни, трогательно заботится о ней, укоряет ее за то, что она утомляет себя работой, называет ее ласковыми именами: «маточка», «жизненочек». Идеалист и мечтатель, Макар Девушкин из романа «Бедные люди» Достоевского пытается защитить Вареньку от грубых и грязных посягательств жизни. Он выслеживает офицера, приходившего к Вареньке с «недостойным предложением», является к нему в дом с целью объясниться — и в результате спущен с лестницы.

Драма Девушкина не только в его бедности, но и в неразделенной любви к Вареньке, которая ценит его как друга и благодетеля, но не более. Свою любовь он скрывает под отеческой приязнью, придумывает различные предлоги, чтобы удержать Вареньку, обещает, что сделает все, чтобы она не знала забот. Он понимает, что малообразован, и жаждет высокого, с энтузиазмом принимает участие в литературных собраниях своего соседа-литератора Ратазяева и даже мечтает сам стать «сочинителем литературы и пиитой». Девушкин заботится о слоге своих посланий. Он читает «Шинель» Гоголя, которую дает ему пекущаяся о пополнении его образования Варенька, узнает во всех подробностях быта Акакия Акакиевича свою жизнь и тем не менее считает изображение «неправдоподобным», а повесть называет «пасквилем» и «пустым примером из вседневного, подлого быта». В отличие от гоголевской повести «Станционный смотритель» Пушкина по душе Макару, в ней он узнает свое «собственное сердце, какое оно уже там ни есть». В его последнем, прощальном письме Вареньке звучит глубокое страдание и отчаяние.

МАКАР ДЕВУШКИН

МАКАР ДЕВУШКИН - герой романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» (1845), титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал в «капитальный» дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут». В том же дворе М.Д. снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заступиться. Живя рядом, они редко видятся, дабы не вызывать сплетни. Душевное тепло и сочувствие они черпают из почти ежедневной переписки друг с другом.

М.Д. счастлив, обретя сердечную привязанность. Отказывая себе в еде и платье, выгадывает на цветы и конфеты для своего «ан-гельчика». «Смирненький», «тихонький» и «добренький», М.Д. - предмет постоянных насмешек окружающих. Единственная радость - Варенька: «точно домком и семейством меня благословил господь!» Она посылает М.Д. повести Пушкина и Гоголя; «Станционный смотритель» возвышает его в собственных глазах, «Шинель» - обижает обнародованием жалких подробностей его собственной жизни.

Наконец, М.Д. улыбается удача: вызванный за ошибку в бумаге на «распеканцию» к генералу, он удостоился сочувствия «его превосходительства» и получил лично от него 100 рублей. Это спасение: уплачено за квартиру, стол, одежду. М.Д. подавлен великодушием начальника и корит себя за недавние «либеральные» мысли.

Понимая всю непосильность для М.Д. материальных забот о себе, Варя соглашается на замужество с грубым и жестоким Быковым и уезжает к нему в поместье. В последнем письме М.Д. к ней - крик отчаяния: «Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял... все оттого, что вы... здесь, напротив, поблизости жили».

В других произведениях 1840-х гг. Достоевский рисует «маленького человека» несколько по-иному, акцентируя его нравственную неполноценность (Гоаядкин, Прохарчин и др.), а в 1850-е гг.- даже уродство (Опискин). С 1860-х гг. этот тип становится для писателя второстепенным, уступив центральное место незаурядному герою-интеллектуалу.

С романом «Бедные люди» связано первое артистическое исполнение Достоевского: в апреле 1846 г. на литературном концерте в доме известных славянофилов Самариных М.С.Щепкин прочитал одно из «писем» М.Д.

Лит.: Белинский В.Г. «Петербургский сборник»

//Белинский В.Г. Полн.собр.соч. М., 1953-1959. Т.9; Григорьев А.А. «Бедные люди»

//Финский вестник, 1846. №9. Отд.У; Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году

//Майков В.Н. Литературная критика. Л., 1885; Цейтлин А.Г. Повести о бедном чиновнике Достоевского (К истории одного сюжета). М., 1923; Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л., 1929; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979; Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому

//Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

О.А.Богданова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "МАКАР ДЕВУШКИН" в других словарях:

    I Достоевский Михаил Михайлович , русский писатель. Старший брат Ф. М. Достоевского (См. Достоевский). В большинстве повестей Д., написанных в традициях натуральной школы (См. Натуральная… … Большая советская энциклопедия

    Жанр: р … Википедия

    ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович - Федор Михайлович (30.10.1821, Москва 28.01.1881, С. Петербург), писатель. Отец Д., Михаил Андреевич, происходил из многодетной семьи священника Подольской губ., учился в ДС при Шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон ре, затем в… … Православная энциклопедия

    Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

    Каждое министерство разделялось на департаменты, отделения, столы. ДЕПАРТАМЕНТЫ ведали важнейшими направлениями деятельности министерств. Должность ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА, как и министра, была слишком высока, чтобы прямо… …

    Что такое ЧИНОВНИК? До революции так назывался государственный служащий, обладающий чином, то есть определенным, строго установленным званием. Начало этой иерархии полоз Петр I, утвердивший в 1722 году «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ» по трем видам –… … Энциклопедия русского быта XIX века

    Этот чин IX класса нам более других известен по литературе и искусству. Благодаря популярному романсу Даргомыжского на слова Вейнберга, начинающемуся словами: «Он был титулярный советник, она – генеральская дочь », чин этот многим кажется … Энциклопедия русского быта XIX века

    Наиболее удобным, дорогим и комфортабельным экипажем была КАРЕТА, отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами. Кучер располагался на передке – КОЗЛАХ, подвергаясь, в отличие от ездоков, всем воздействиям непогоды. В … Энциклопедия русского быта XIX века

    Кажется, с прошлого века театр как зрелищное учреждение ничем не изменился. Даже театральные помещения полуторавековой давности используются, как прежде. Да, сцена (если не считать вертящийся круг), зрительный зал, фойе остались… … Энциклопедия русского быта XIX века

    Герой «петербургской поэмы» Ф.М.Достоевского «Двойник» (1846), титулярный советник средних лет, неказистой наружности, служащий в одном из петербургских ведомств. Душевное одиночество, полная зависимость от вышестоящих, страх перед жизнью такова… … Литературные герои

Одним из первых произведений Ф.М. Достоевского стал роман «Бедные люди». Главным героем романа является Макар Девушкин.

Его образ воплощает в себе образец гуманизма и человечности. Ничем непримечательный своей незаурядной внешностью петербуржец средних лет, работающий уже на протяжении тридцати лет на должности мелкого чиновника титулярным советником. Несмотря на рутинность работы, Макар четко выполнял свою работу, получая гроши.

Жизнь Макара не проста. Постоянные скитания по съемным квартирам, непозволяют ему обрести семью. Он одинок, но все же единственно близким человеком в его жизни является дальняя родственница Варенька Доброселова, с такой же нелегкой судьбой, она сирота.

Эти два человека несчастны, испытывая тяготы судьбы, они постоянно пытаются помочь друг другу. Меж ними заводится переписка, где оба стараются показать обширность души, сопереживания и любовь. Письма и редкие визиты Вареньки становятся для Макара смыслом его дальнейшего существования, который начал потихонечку отчаиваться в жизни, показывая свою слабость. Он обожает ее, восхищается ее начитанностью. Она же старается заниматься его воспитанием, советуя ему ряд книг.

Голодая, Макар отдавал деньги своей любимой воспитаннице, лишь бы она ни в чем не нуждалась. Бедность Макара и экономия на себе сказываются на внешнем виде чиновника, что может грозить ему увольнением со службы.

Скромность Макара показывает его широту души и огромное сердце, переполненного состраданием и любовью. Данное противостояние описано на протяжении всего романа.

Антигероем романа стал помещик Быков с классическим самодурным характером, который домогался Вареньки, и от которого она спасалась у Девушкина.

Здесь происходит столкновение добра и зла, двух образов маленького человека и мелочного человека.

Привыкшая к тяготам жизни Варенька никак не ожидает поддержку другого человека, а доброта и бескорыстие Макара помогает восстановиться ей духовно и физически. Ей очень повезло, что она встретила на своем пути такого человека, который спасает ее в непростой жизненной ситуации.

Несмотря на то, что Варя став смыслом его жизни, и отдавая ей деньги, Макар очень скоро осознает, что не в состоянии прокормить обоих. Здесь проявляется его слабая черта, он начинает пить.

Роман затрагивает тему «маленьких людей», их судьбу, их образ жизни, как среди таких неприметных обывателей можно повстречать светлых людей с огромным сердцем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тамара в рассказе Яма Куприна

    Настоящее имя Тамары – Лукерия. Она довольно красива, у неё рыжие волосы и «тёмнозолотые» глаза. Она очень скромна, у неё спокойный характер.

  • Анализ пьесы Бесприданница Островского

    Бесприданница – бедная девушка которая не получила приданного от своих родителей. Так как в те времена женщины не работали и ее должен был обеспечивать муж, бесприданнице очень сложно было найти жениха.

  • Анализ повести Остров Борнгольм Карамзина

    Произведение по жанровой направленности относится к романтическим сочинениям писателя, рассматривающим взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

  • Анализ поести Бальзака Гобсек

    Произведение является составной частью прозаического сборника «Человеческая комедия», названной сценами из частной жизни.

  • Сочинение Чацкий победитель или побежденный? 9 класс

    Чацкий – является ключевым персонажем в произведении, получившего название «Горе от ума». Изначально автор присвоил произведению совершенно другое название, в котором отсутствовал предлог «от»