Дети аллы духовой сколько лет. Алла духова - биография, фото, балет "тодес", личная жизнь хореографа

Дети аллы духовой сколько лет. Алла духова - биография, фото, балет "тодес", личная жизнь хореографа

Алла Владимировна, в этом году вы отмечаете сразу два юбилея - личный и профессиональный: у вас круглая дата, и коллективу TODES исполняется 30 лет. Какое из этих событий для вас более значимое?

Никак не могу поверить в то, что TODES разменял четвертый десяток. Кажется, что все началось вчера. Представьте: мы начинали в составе 14 человек, а сейчас в труппе 150 профессиональных танцовщиков, которые востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, у нас самая крупная сеть танцевальных школ в мире - в 111 филиалах в разных странах насчитывается 20 тысяч учеников всех возрастов, а сколько их наберется за 18 лет существования школы, сосчитать невозможно. Аналога нигде нет. Когда первому нашему составу пришла пора расставаться со сценой, я задала себе вопрос: а какая перспектива их ждет? Кому нужен танцовщик, вышедший на пенсию? Никому. Хорошо, если у него есть хватка и он способен заняться чем-то еще. Но это же исключения. Значит, надо позаботиться о его будущем. С той поры, завершив сценическую танцевальную карьеру, наши ученики становятся директорами школ, педагогами, репетиторами-хореографами. Еще одна моя гордость - наш собственный театр, открывшийся два года назад. Сбылась заветнейшая мечта. И это самый большой подарок к юбилею. В сравнении с такими свершениями личный день рождения попросту меркнет.

- Откуда вы такая - с сумасшедшей энергетикой - взялись? Из какой семьи?

- (Смеясь.) Ох, слышали бы вас школьные психологи, которые проводили тестирование учеников в рижской школе, где я училась! Меня они записали во флегматики. Потом так все и говорили: «Аллочка у нас флегматичная». Но ошиблись психологи. Нисколечко я не флегма. Просто у меня отличная стрессоустойчивость. В сложных ситуациях я внутренне собираюсь и «каменею»: меня не пробить. Но в детстве я и правда была на удивление спокойная и послушная. Единственное - постоянно танцевала, особенно перед ­зеркалом. Поняв, что я одержима танцами, мама отвела меня в ансамбль народного танца «Ивушка».

Родители, Галина Владимировна и Владимир Соломонович, были людьми очень творческими, работали педагогами. По распределению они учительствовали в Коми-Пермяцком округе, в селе Коса, а где-то через год после моего рождения переехали в Ригу.

Каждое лето мы с родителями отправлялись в палаточный городок, где проводили все каникулы. Папа организовывал там соревнования для детей и взрослых: легкая атлетика, лазание по канатам, рыбалка. А мама собирала всю детвору и готовила с нами концерты. Естественно, моих родителей все обожали. Увы, их уже нет в живых…

- С профессией вы определились сразу после школы?

Нет, сначала я захотела стать цирковой артисткой. В Ригу на ­длительные гастроли приехал цирк, и со мной в выпускном классе стала учиться Тая Корнилова - дочка потомственных дрессировщиков, сама работавшая на арене с маленьким слоном. Мы с ней сдружились. Увидев меня на концерте, она предложила: «Пойдем к нам в аттракцион «Слоны и танцовщицы». Я пришла в цирк, ее мама, руководившая аттракционом, меня протестировала и сказала: «Берем!» Естественно, все обсудили с моими родителями: они вроде сначала согласились, но потом стали активно меня отговаривать. Я уперлась. Однако правы все же оказались они. Сразу после окончания школы я вместе с цирковыми поехала на гастроли в Кишинев, где на протяжении двух месяцев меня вводили в программу: я научилась с легкостью залезать на слона и исполнять трюки у него на спине, после чего мы отправились в Минск. Первое представление я благополучно отработала, а на втором… сломала ногу - в лодыжке. Перелом был очень сложный, почти год восстанавливалась.

Летом я устроилась подрабатывать в пионерлагерь - вела занятия по танцам. Меня заметил директор Дома культуры в Юрмале и позвал работать. Там я быстренько сколотила группу из подружек. Я изучала нелегально завезенные видеокассеты с записями выступлений танцоров из Европы и Штатов и как-то их преобразовывала. Полгода спустя наш девчачий коллектив стал лауреатом городского танцевального конкурса молодых дарований в Риге. После этого нас пригласили выступать на самой модной рижской дискотеке - в ДК завода имени Попова. Туда в то время невозможно было попасть, спекулянты продавали билеты по десятикратной цене.

Однажды мы отправились на первый брейкерский фестиваль в Палангу. Там познакомились с парнями из Ленинграда, эффектно танцующими брейк-данс. Их коллектив назывался необычно - TODES. Мы решили объединить две группы в одну, исполня­ющую современную хореографию всех стилей. Название сохранили - оно яркое, броское, звучное. Этим термином обозначается один из элементов фигурного катания - чрезвычайно сложный трюк. А потом еще кто-то сказал, что с немецкого языка это слово переводится как «смертельная спираль». (Смеясь.) Не знаю уж, как там у них, в Германии, но наш балет, наоборот, очень жизнеутверждающий. Короче говоря, едва две группы соединились в одну, моментально стало понятно, что художественный руководитель тоже должен быть один. Созвали общее собрание, и… все проголосовали за меня.


- Даже подумать страшно о каком-то романе. Надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться…
­Нет-нет-нет! Фото: Николай Денисов

Каким же образом самодеятельный танцевальный ансамбль раскрутился и попал на звездную орбиту эстрадных знаменитостей?

Объединенным коллективом в составе 14 человек мы сделали ­40-минутную сольную программу, и нас с ней взяли в Северо-Осетинскую филармонию. Мы объездили весь Кавказ, но потом из-за конфликта с директором нас уволили. И мы, бесхозные, отправились в Москву. На двух-трех концертиках через чье-то посредничество выступили, и все - тишина. Наступил период бедствования. Денег - ноль. По несколько дней, бывало, совсем оставались без еды. Голодные заходили в универсам и, каюсь, таскали хлеб - мужики наши клали булочки в карманы и выносили. Стыдно, конечно, но что поделаешь - голод гнал. А ведь нам, дуракам, почему-то от этого было весело. Сейчас вспоминаю с ужасом.

Сначала мы устроились в Люберцах в общаге, а потом сняли в Москве две однокомнатные квартиры и жили в них - по 12 человек в каждой. Спали на матрасах, а уходя, скатывали их и укладывали стопкой. Чистоту поддерживали идеальную, дежурства назначали: кто за туалет отвечал, кто за плиту, кто за пыль. Вечерами готовили что-то нехитрое и все вместе садились есть. Свечу зажжем, поболтаем, похохочем, обсудим планы - и на боковую. Отлично было, весело.

Постепенно творческая жизнь стала налаживаться. Папа моей подружки - Александр Аронович Берман, администратор Рижской филармонии - отправил нас на большие гастроли, где мы попали в поле зрения , которая позвала работать с ней. Разумеется, мы согласились на такое заманчивое предложение. Помню, на первой же репетиции просто обалдели. Представлялось, что София Михайловна гораздо меньше ростом, а тут выходит на каблуках, высокая, статная, элегантная, берет микрофон и начинает петь «Лаванду» - тогда это был хит. А мы, каюсь, не любили эту песню: у нас, молодых, были другие музыкальные приоритеты. Но как только услышали ее, что называется, вживую, стало понятно, почему у этой певицы такая армия поклонников. Это было что-то потрясающее, магнетическое, аж мороз по коже. Мы тут же все в нее влюбились, бесповоротно и окончательно. И «Лаванду» полюбили - как, впрочем, и все песни Ротару.

Нас все предупреждали: с Ротару надо держать ухо востро, мол, характер у нее, мягко говоря, не сахар. А я так скажу: замечательный у нее характер. Просто она работяга, каких поискать, и, естественно, очень требовательна - и к себе, и к окружающим. У нее не забалуешь: иной раз и тарелка может полететь в сторону нерадивого музыканта или звукорежиссера. Но это творческие, рабочие моменты, никто не обижался. А по сути своей София Михайловна оказалась справедливая и добрая. И невероятно простая в общении. У нас была традиция: перед репетицией или концертом я обязательно заходила к ней в гримерку, и мы болтали по душам - ни о чем и обо всем.

Около пяти лет мы вместе выступали, а потом стали работать с Валерочкой Леонтьевым. Тоже совершенно гениальный человек и также работоспособности невероятной. А еще интеллигентный, начитанный: его в свободную минуту без книжки не увидишь. Боже, а как он общается с людьми! Я у него училась. Вообще-то я и так ко всем уважительно относилась, нас с Динкой родители в этом плане воспитали прилично: если дерзость себе какую-нибудь позволяли или не тем тоном говорили, прямо по губам били - буквально за интонацию. И все же Валера в этом смысле уникален. Помню такой эпизод. Как-то я ему сказала: «Валер, что меня восхищает в тебе, помимо таланта, так это то, как ты общаешься: абсолютно со всеми одинаково - с таким уважением относишься к каждому, даже с пиететом. Это поразительно!» Он ответил: «Только так и нужно. Хотя бы из эгоистичных побуждений: ты же не знаешь, как сложится судьба того или иного человека - может, сегодня он сцену убирает, а завтра президентом станет. Или твоим импресарио. Может такое быть? Может. Это первое… Нет-нет, неправильно, это второе. А первое и самое важное: если хочешь, чтобы к тебе люди относились с любовью, относись и к ним так же. Ко всем». Вот так - все очень просто: как хочешь, чтобы относились к тебе, так сам относись к другим. Вроде ничего нового не сказал, но из его уст эта житейская мудрость прозвучала как-то особенно - напутственно и осмысленно. Впоследствии я старалась именно так общаться со всеми окружающими меня людьми.

- А поговаривают, что как руководитель вы очень жесткая…

Но это только в коллективе, во время работы. Да и то когда я в запале. Но, во-первых, я скорее не жесткая, а громкая. Хотя это я раньше часто голос повышала, а сейчас уже помудрее стала - не порчу свои нервы. А ­во-вторых, стараюсь быть справедливой. Если понимаю, что нужно наказать, наказываю. Штрафом или выволочкой. За что? За опоздание, за невнимательность, за халтурную работу. А иначе никак. Если бы я была мямлей, мы ничего не достигли бы. Другое дело, что всегда стараюсь учитывать характер человека, его психологические особенности, жизненную ситуацию - к каждому ищу свой подход.

Кажется, первый крупный сольный концерт TODES совпал с первым большим выступ­лением Кристины Орбакайте. Интересно, кто кого, скажем так, тянул?

С мы познакомились давно - гораздо раньше создания TODES. Алла Борисовна приехала с концертами в Ригу, Кристи была вместе с ней. Гастроли эти организовывал тот самый главный администратор Рижской филармонии. И его дочка, Танька, притащила Кристю домой - смотреть кассеты по видику. Нас там много народу собралось. Кристина потом говорила мне: «Представляешь, меня еще ни разу в жизни не отпускали тусоваться на ночь. А тут вдруг мама дала добро». Так что для нее это был знаменательный момент - выход в гости с ночевкой! Ей было лет пятнадцать. Потом мы увиделись с Кристей на ­«Рождественских встречах» Пугачевой, где поручила нашему коллективу сделать для выступления Кристины подтанцовку. С этого и началась наша с Кристей дружба. Я не раз убеждалась в том, что она человек очень добрый и отзывчивый. Так вот, когда TODES впервые должен был выступать с сольной программой, я спросила: «Кристи, поможешь нам?» Она говорит: «Давай. А что нужно?» Я объяснила: «У нас хватает номеров всего на полтора отделения, не могла бы ты выступить вместе с нами, чтобы концерт получился полноценным?» Кристина тогда, как и мы, только начинала делать первые самостоятельные­ шаги на большой эстраде и в таком большом формате еще не выступала. Но все равно поддержать нас согласилась. Помню, перед представлением жутко волновалась. Но концерт получился классный, прошел с огромным успехом. Мы сняли его на видео, и Кристи потом привезла запись маме. Алла Борисовна пересматривала несколько раз, анализировала, как мы отработали. Естественно, ее в первую очередь интересовала Кристина. Мне потом попеняла: «Что ж вы мою доченьку-то обидели? Она у вас столько номеров поет, а ее поставили непонятно куда. Неправильная расстановка артистки». Я объясняла: «Алла Борисовна, да о какой расстановке речь?! Мы попросили Кристю помочь, и она просто выручила нас. Мы даже программу не формировали, а уж о таких тонкостях и вовсе не думали…»

У Аллы Борисовны я и училась правильно выстраивать программу, расставлять в концерте людей, да и попросту законам жанра. У нее гениальное режиссерское чутье - на уровне интуиции. Всегда четко знает, когда какую песню поставить, в какой момент стоит обратиться к зрителю, что сказать, с какой интонацией, где и как кланяться. Она это ощущает до мельчайшего нюанса.



- У меня дома целая гвардия: сыновья, невестка, внучка. В покое меня не оставляют. И это хорошо
. Фото: Николай Денисов

- Алла Владимировна, а как ваша насыщенная танцевальная жизнь совмещается с семейной?

Сложно. Замуж я вышла в Риге, в 22 года. Сережа был диджеем на той модной дискотеке, о которой я рассказывала. Пожили мы с ним несколько лет в браке, а потом муж решил ­уехать в Америку - насовсем: мечта у него была такая. Так вышло, что возможность эта представилась ему, когда я была беременна. Он предлагал эмигрировать вместе, но я для себя такой вариант ни на секунду не рассматривала. «Да ты что?! - говорила. - Как можно все бросить? Здесь же друзья, родные, любимая работа, да вообще вся жизнь. Никогда и ни за что!» Мы развелись, он улетел.

- Матерью-одиночкой оставаться не страшно было?

Если честно, решилась я рожать ребенка не сразу. Серьезно обдумывала сложившуюся ситуацию. Понимала, что останусь одна, без помощи. Папа к этому времени уже умер, мама неважно себя чувствовала. Как справляться, как совмещать заботу о ребенке с работой? Тут решающую роль сыграли моя сестра Дина и ее муж Аркадий - он занимается строительным бизнесом. Они сказали: «Аллуся, рожай! Не думай о проблемах, мы поможем!» Важные для меня слова, ключевые. Причем своих детей у них тогда еще не было. Всю ночь я не спала, размышляла обо всем этом. Под утро сказала себе: «Все - рожаю!» И, очень хорошо это помню, у меня внутри вдруг так - у-ух! - словно тот, кто там сидел, выдохнул облегченно. (С улыбкой.) Впоследствии это оказался Вовка, которому теперь уже 22 года.

- Появление ребенка и ответственность за все разрастающийся коллектив не вступали в противоречие?

Как-то выкручивалась. Моталась из Риги в Москву и обратно. Сначала буквально выскакивала на работу на два-три дня и тут же возвращалась. Потом стала подольше задерживаться. Мне повезло: я родила в удачное время - летом, когда у нас был перерыв в работе и я смогла три месяца кормить грудью. А потом молоко пропало. Дина к тому времени тоже уже родила - дочку Полину, и Вовка оставался с ними. Хорошо ему было - под присмотром родных, любящих людей, а вокруг свежий воздух, сосны. Да и няню мы уже могли себе позволить. В общем, на душе у меня было спокойно. А сейчас я редко бываю у сестры, обычно приезжаю к ней на Новый год и летом. Дина возглавляет рижский филиал нашей Школы танцев. Она сама была в первом составе TODES, а теперь у нее пятеро детей, и четверо из них танцуют. Станут ли мои племянники профессиональными танцорами или нет - вопрос. Это уж как они сами захотят. Но ходят заниматься уже много лет.

А Володька мой танцами не увлекся. Он окончил факультет режиссуры в США, в New York Film Academy, получил диплом бакалавра, но решил вернуться домой и оканчивать магистратуру здесь. Намеревается попробовать себя как театральный режиссер. Планирует еще и в университете преподавать - его пригласили. Кроме того, он музыкант, пишет хорошую музыку. Уже женился - на своей однокласснице Ане. Мне казалось, что слишком рано ребята затеяли семейную жизнь, ­хотя им, молодым, конечно, виднее. Два года назад подарили мне внучку - Софию. Это невообразимое чудо!

А младшему моему сыну, Костику, 14 лет. Он пока больше всего интересуется доисторическими животными. Но и танцевать Котька обожает, с удовольствием ходит в танцевальную школу, спектакли нашего театра не пропускает, пересматривает по много раз. Его папа работает у нас в коллективе техническим директором. Хотя мы с Антоном давно разошлись, продолжаем дружить. Он часто к нам приезжает, Котька любит его, мы все замечательно общаемся. Но семейной жизни в привычном понимании у нас не получилось.

- Значит, если отдаваться работе так самозабвенно, как вы, личное счастье невозможно?

Наверное, все-таки возможно, только надо сильно стараться. На это нужны силы. А их не хватает. На детей - да, а на все остальное - нет. Кроме того, нужно, чтобы все совпадало с обеих сторон: взаимопонимание, поддержка, чуткость. Чтобы близкий человек во всем тебя понимал, не дергал, когда ты внутри как оголенный нерв. Он должен чувствовать, что в этот момент лучше просто оставить в покое, дать прийти в себя, не тревожить расспросами, приставаниями. Все должно срастись, а это очень сложно. С другой стороны, ну с какой стати именно ему следует под тебя подстраиваться, а не тебе под него? Я, как могла, старалась, но иногда душевных сил не хватало: слишком выматывалась на работе. Конечно, это ненормально. Так что виню я прежде всего себя. У меня просто не хватило ресурса.

- Сейчас личное пространство у вас по-прежнему никем не заполнено?

Ничего себе не заполнено! Дома - целая гвардия: сыновья, невестка, внучка, не говоря уж о «гвардейцах» на работе. Это же огромное количество народу, и все то и дело пристают - и по работе, и по личным вопросам, и по здоровью, и по всякой ерунде. Я взрываюсь: «Да оставите вы меня уже в покое или нет?!» (С улыбкой.) Нет, не оставляют. Разумеется, я включаюсь в их ­проблемы. Но на самом деле это здорово. Они же все - мои дети. И по большому счету кто мне еще, кроме них, нужен? Даже подумать страшно о каком-то романе. Это ведь надо ходить на свидания, чистить перышки, краситься, под кого-то подстраиваться… Нет-нет-нет! Какие свидания, вы что, с ума сошли? Избави Бог! Мне и так прекрасно. (Помолчав.) Но, может, я и не права. Конечно, не права, не надо слушать мои глупости, а уж тем более поступать как я. Моя позиция неверная. Все должно быть наоборот: надо, чтобы у всех женщин были мужья - надежные помощники, заботливые и внимательные. Это однозначно.



С сыновьями Константином и Владимиром, невесткой Анной и внучкой Софией
. Фото: Николай Денисов

Тем не менее для большинства людей вы все же являетесь примером для подражания. Есть ощущение гордости - ай да Духова?

Знаете, когда я приезжаю в большие города любой страны мира, выхожу в конце концерта на сцену, слушаю четвертьчасовой гром оваций, вижу буквально ревущий от восторга битком набитый зал, из которого никто, ни единый человек, не торопится в гардероб, чувства действительно испытываю бесподобные. Их не описать. А школы наши - это же фантастика. Там ведь реально учат танцевать. И еще мы вывозим ребят в летние лагеря, на фестивали, где они соревнуются друг с другом. Танцуют все жанры современной хореографии - в разных стилях, со спортивными трюками. Энергетика колоссальная - искры летят. Это TODES, ни с кем не спутаешь! Дети полны энергии - задорные, поджарые, физически крепкие. Какие стрессы, какие комплексы, какие уличные шатания и опасные компании?! Я смотрю на это огромное количество ребят разных возрастов, впитываю в себя энергию и мощь юности, и… слезы подступают. В такие мгновения ловлю себя на мысли: какие же мы все-таки молодцы! Не «я», а именно «мы». Потому что мы сделали это! Вот в этом заключается и гордость моя, и мое счастье.

Семья: сыновья - Владимир (22 года), Константин (14 лет); внучка - София (2 года)

Образование: окончила режиссерский факультет РАТИ

Карьера: хореограф, основатель танцевального коллектива «Эксперимент»; основатель и художественный руководитель балета, сети танцевальных школ и Театра танца TODES

Алла Духова - "крестная мама" для бессчетного количества танцоров, окончивших школу-студию TODES. В реальной жизни она дважды мама. И уже бабушка - ее внучке Софии три года. Этой осенью девочка стала одной из учениц балета TODES, куда ее привели родители - старший сын Аллы Духовой Владимир и его жена Анна.

Материнство для меня - большая радость. Все свободное время я провожу со своими детьми. Например, с сыном Костей мы занимаемся скандинавской ходьбой. И утренние часы я стараюсь посвящать общению с ним. В плане выбора профессии и жизненного пути я доверяю своим детям. Старший, Владимир, учится на режиссера, Константин пока школьник. Какой они выберут путь, продолжит ли кто-то из них мое дело - жизнь покажет. Принципы моего воспитания просты: я люблю своих сыновей, уважаю их выбор и принимаю его! Сейчас внучка София вовсю танцует перед зеркалом, веселит нас, а в этом году пошла на занятия в школу TODES.

Володя танцами не увлекся. А вот Костя, младший, обожает танцевать, с удовольствием ходит в танцевальную школу. И это прекрасно, когда дети танцуют. С научной точки зрения доказано, что ни один вид спорта так гармонично не развивает тело, как хореография.

Когда дети приходят к нам в школу, они становятся настолько увлеченными, что у каждого появляется личная мотивация посещать занятия. Дети становятся дисциплинированными, организованными. Это помогает родителям в воспитании, и они с удовольствием этим пользуются.
Алла с сыном Костей

Почему выбирают танцы? Цели, с которыми приводят детей на занятия, совершенно разные: кто-то приводит ребенка, чтобы тот поправил форму, похудел, для общего физического развития. Есть детишки зажатые, и танец помогает справиться с их комплексами. Да, есть те, из кого пытаются вырастить звезду. Многие родители сами хотели танцевать, но по разным причинам у них это не получилось, и они отправляют к нам своих детей.

Утверждать можно одно: танцы дают колоссальную положительную энергетику, и независимо от поставленных целей каждый получит удовольствие и здоровое тело.
Алла Духова с воспитанницами (в центре - дочь Юлии Барановской и Андрея Аршавина Яна)

Балет "Тодес" давно завоевал популярность у зрителей своей потрясающей динамикой, уникальной музыкальностью и слаженностью движений. И все это — заслуга не только талантливых танцоров, но и их бессменного руководителя Аллы Духовой. Когда-то шестнадцатилетней девчонкой сбежавшей из родительского дома с труппой циркачей... Кто бы мог подумать, что выйдет из этой танцовщицы-самоучки? И вот, пожалуйста: на концертах балета "Тодес", которые пройдут на сцене академического театра им. М. Горького 9 и 10 июня, ожидается аншлаг.

Жизнь Аллы Духовой, руководителя балета "Тодес", поровну разделена между Ригой, откуда она родом, где ее дом и дети, и Москвой, где ее работа. "Эти два города для меня равноценны, — говорит Алла. — Но в каждом из них я веду совершенно разную жизнь".

В этом году Алла в российской столице купила квартиру в Кунцево, но руки так и не дошли до ее благоустройства. Поэтому до сих пор в Москве она живет на съемной квартире. А вернее сказать — ночует: утром, не успев позавтракать, убегает и возвращается в два-три часа ночи.

Духова признается, что если бы не Рига, то вся ее жизнь была бы сплошной работой. Но мысль о том, что ее ждут дети, помогает ей вырваться из череды бесконечных дел. И уж в Риге Алла позволяет себе сделать передышку: "Здесь я набираюсь сил и провожу все свое время с моими детьми и близкими людьми".

В родном городе у Духовой большой дом в самом дорогом, элитном районе — в Межепарке. Здесь только частные владения, сосны и умиротворяющая тишина. Зато в самом доме руководительницы "Тодеса" шум стоит нешуточный — ведь в нем живут шестеро детей! "У нас не дом, а целый детский сад," - весело замечает Алла. Дело в том, что в Межепарке живет не только Духова с двумя своими детьми, 8-летним Владимиром и 7-месячным Костиком, но и ее сестра Дина с мужем Аркадием и их 6-летняя Полина, 3-летний Иннокентий и 2-годовалые близнецы Родион и Вениамин. (Дина танцевала в первом составе "Тодеса", но когда вышла замуж и встал вопрос: семья или карьера, — выбрала семью. Сейчас она возглавляет рижский филиал "Тодеса". Аркадий же занимается строительным бизнесом.)

Сестры не всегда жили вместе. Но однажды произошла история, которая соединила две семьи под одной крышей. Когда Алла родила первого сына, у нее в квартире завелась мышка. "Я страшно боюсь мышей и в панике позвонила сестре, - вспоминает Духова. — А Дина предложила пожить у нее, пока в моей квартире не поймают эту несчастную мышь. И я переехала, сначала без вещей. Но как-то само собой получилось, что стала жить вместе с ними. Дина и Аркадий сами настояли на этом, потому что я постоянно гастролировала и мне не с кем было оставлять Вовку". Вот так, из-за анекдотической истории с мышкой, две семьи стали жить вместе, а потом решили построить один дом на всех.

"Сначала мы хотели построить два дома, — рассказывает Алла, — но Аркадий посчитал, что это бессмысленно. Тогда бы мы целыми днями бегали друг к другу в гости, а для сына Володи пришлось бы делать комнату и у меня, и у Дины — ведь, когда я в Москве, он живет с ней. О том, каким будет наш дом, мы ни с кем особенно не советовались. Все придумывали сами: Дина - на своей половине, я — на своей. Вообще-то мы были бы непрочь выстроить дом еще больше, но в Риге строго регулируются размеры строительства, так что пришлось вписаться в свои сотки", — сетует Алла. Однако дом и так получился немаленький: 2 этажа с мансардой, 1000 квадратных метров, 15 просторных комнат, среди которых помимо личных есть и общие (две гостевые, детская, игровая). Кроме этого в доме есть бассейн, солярий, сауна, гараж.

У всех членов этой большой семьи есть своя уютная комната. Единственный член семейства, остающийся пока без собственной комнаты, — это маленький Костик, который спит в маминой спальне, и его кроватка стоит рядом с ее постелью. "Со старшим сыном я проводила больше времени, чем с младшим, — вспоминает Алла, — потому что тогда было меньше работы. Восемь лет назад все было иначе: мы работали с Валерой Леонтьевым, у "Тодеса" была одна программа, которая ставилась именно на него. Не было 16 студий нашего балета, а в основном составе работало всего 16 человек, в то время как сейчас — 60! Правда, я родила Костика летом, когда в Москве студия не работает. Так что три месяца спокойно провела рядом с ним. А потом все опять завертелось, закрутилось: теперь одну неделю провожу в Москве, другую - с детьми в Риге. Причем в российской столице без конца думаю о том, все ли в порядке дома, а в Риге — как там в "Тодесе". Конечно, для меня было бы удобнее перевезти детей в Москву, но я прекрасно понимаю, что в Риге им лучше: тут и воздух чище, и школа в двух шагах, и теннисные корты рядом. Потом здесь шестеро детей, они дружат, им хорошо вместе, и оторвать от них Вовку и Костика, наверное, было бы неправильно".

Строгой мамой Аллу назвать нельзя. Да и дети почти не дают ей повода для недовольства. Вова растет очень спокойным и вдумчивым, уже год учится в музыкальной школе, и учителя его хвалят. А еще он занимается английским, карате, теннисом, так что пять дней в неделю появляется дома только в восемь вечера. "Тяжеловато ему, — признается Духова. — Но я считаю, что детей надо дисциплинировать уже с детского сада, тогда потом им легче будет". С отцом Кости, Антоном, Алла Духова встречается не так часто, как им хотелось бы: то он на гастролях, то она (они познакомилась два года назад в Болгарии. Антон — бывший ди-джей, но сейчас работает в "Тодесе" художником по свету). Вот и получается, что полгода они проводят вместе, а полгода — раздельно. "Конечно, я скучаю по нему, — говорит Алла, — жду встречи. Зато от того, что мы редко видимся, все воспринимается как в первый раз. Антон недавно сказал: "Ну надо же, у нас с тобой еще роман продолжается, а уже сыну полгода!". Кстати, Алла с Антоном официально не расписаны. Но для нее это не является важным: "Какой толк от того, что у меня был официальный муж и в паспорте стоял штамп? Это не удержало нас от развода...". (Алла один раз была официально замужем. Но ее муж Сергей, от которого она родила Володю, уехал в Америку. Духова же не последовала за ним.)

Рождение детей сильно изменило не только внешнюю жизнь Аллы Духовой, во многом она стала другим человеком: "До их рождения я была значительно жестче. А теперь стала смотреть на людей иначе: ведь каждый человек — это чей-то сын или чья-то дочь, чей-то отец или чья-то мать. Наверное, я стала добрее, внимательнее к людям. Да и жизненные цели изменились: если раньше я жила только работой, то теперь знаю, что живу ради своих детей, а потому отношусь к себе бережнее, обдумываю каждый свой шаг. Очень хочется, чтобы сыновья мной гордились и им было не стыдно сказать, что их мама — Алла Духова".

Дом Аллы — один из самых открытых в Риге, почти каждый день в нем собираются гости. Причем не только местные жители. Попадая на гастроли в Латвию, к Алле обязательно заезжают Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте и многие другие звезды. С Филиппом здесь произошла забавная история. Дом Аллы охраняет ризеншнауцер Ярма, встречающая каждого гостя грозным лаем, который, правда, является лишь формальностью. Но приезд Филиппа она пропустила. И уже поздно вечером, когда Киркоров выходил из гостиной, он неожиданно наткнулся на спокойно спящую Ярму. "Тоже мне, сторожевая собака!" - сказал певец. Она же, приоткрыв один глаз и даже не пошевелившись, для порядка лениво гавкнула. Даже собака прекрасно понимает, что в дом ее хозяйки плохие люди не зайдут.

Ирина Данилова, специально для "В"

Российский хореограф Алла Духова , известна как основательница и художественный руководитель международного балета TODES.

Биография Аллы Духовой

Алла Духова родилась в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа. Через год семья переехала в Ригу.

С детства Алла проявляла большую способность к танцам. В 11 лет она пришла в ансамбль народных танцев «Ивушка », где, несмотря на юный возраст, она во многом превосходила других, более взрослых участников. Наставниками Аллы стали хореографы Лайзане, Шуркин и Дубовицкий. По признанию Духовой, они заложили те основы, которые выстроили всю дальнейшую ее карьеру.

Когда Алла была в 10 классе, в Ригу приехал цирк. Она подружилась с дочерью главного дрессировщика, и та, восхищенная ее способностями, предложила ей работать у них в аттракционе. Алла согласилась и вслед за цирком приехала в Кишинев. Ее карьера шла в гору, она участвовала в представлениях, но всего через месяц после приезда Алла получила серьезную травму - сложный перелом лодыжки. На этом цирковая стезя завершилась.

Творческая карьеры Аллы Духовой

В 16 лет Алла уже трудилась на двух работах - дворником и экспедитором на заводе по производству мопедов. Через полгода она получила должность учителя танцев в пионерском лагере. После этого Аллу пригласили работать хореографом в дом культуры. Несмотря на юный возраст, она собрала большой коллектив под названием «Эксперимент », состоящий из родственников и друзей, которые были вдохновлены азартом девушки. Основным танцевальным направлением стал брейк. Несколько раз коллектив выступал на местных фестивалях и занимал первые места. Вскоре Алла Духова начала зарабатывать достаточно денег, чтобы отказаться от работы на заводе.

«Когда мы начинали, в нашей стране был классический балет и народный танец. Про современную хореографию слышали, но возможности научиться не было. Когда к нам попадали какие-то западные кассеты, литература, мы с жадностью хватали всю информацию. Включали клипы их артистов и учились танцевать по ним. Сейчас это может показаться смешным, но тогда брейк-данс считался пропагандой. За это в милицию забирали. Никому и в голову не приходило, что это спорт, сложные трюки, красота, ловкость и сила духа».

Вместе с коллективом она путешествовала и выступала в разных местах, пока наконец в Паланге не познакомилась с мужским коллективом уличных брейкеров из Санкт-Петербурга, называвших себя «Тодос ».

8 марта 1987 года два коллектива объединились в один и выступили на брейк-фестивале в Санкт-Петербурге в концертном зале «Октябрьский».Они назвали себя «Тодес», объединив названия. Именно в этот день коллектив Аллы Духовой (Дина Духова, Ивона Кончевска, Марина Лицова, Лена Шлык ) объединился с уличными брейк-дансерами, среди которых были Вячеслав Игнатьев, Роман Маслюков, Сергей Вороноков, Андрей Гавриленко, Геннадий Ильин . Вместе они организовали свой собственный гастрольный тур и путешествовали по городам, укрепляя успех. Вначале Алла совмещала обязанности танцора и организатора, но позже полностью взяла на себя руководство.

«Тодес» начал выступать вместе с эстрадными певцами, первым из которых стал Сергей Крылов . Популярность балета росла с каждым днем. После отъезда из Северной Осетии коллектив отправился на гастроли в Челябинск, где они выступали вместе с такими звездами, как София Ротару и группа «Браво ». София Ротару предложила «Тодесу» присоединиться к ней, и пять лет они работали вместе.

На празднование пятилетия «Тодеса» был устроен концерт, в котором участвовали Филипп Киркоров , Александр Буйнов , Татьяна Буланова . В дальнейшем они работали совместно с такими знаменитостями, как Валерий Меладзе , Кристина Орбакайте , Лариса Долина , Владимир Пресняков , Алла Пугачева . «Тодес» участвовал в таких мероприятиях, как премии «Золотой граммофон », «Юрмала », «Новая волна ».
Состав балета за это время расширялся.

Первая школа-студия «Тодес» была открыта в Лефортово. Сейчас во многих городах существуют такие студии, а большинство из 150 человек основного состава «Тодес» - их выпускники.

Многие из учеников «Тодес» стали знаменитыми исполнителями, например, Влад Соколовский, певица Ангина, ВИА «Сливки », а профессиональные балеты звезд почти полностью состоят из танцоров «Тодес».

В 2015 году на Первом канале стартовало шоу «Танцуй! », членами жюри которого стали Алла Духова вместе со знаменитым хореографом Раду Поклитару , телеведущим Дмитрием Хрусталевым и российским хореографом, режиссером и танцовщиком Вячеславом Кулаевым .

В 2017 году «Тодес» Аллы Духовой отметил 30-летие. Также «Тодес» открыл свой салон красоты и выпускает специальную линию одежды.

Алла Духова: «Тодес» - не просто танцевальный коллектив, это отличная слаженная команда, это семья, а это значит, что я не одна, потому и справляюсь со всеми трудностями. У нас все держится на взаимодоверии, помощи и поддержке».

Личная жизнь Аллы Духовой

Алла была замужем трижды. У нее есть сыновья Владимир и Константин. Имена бывших супругов Алла не афиширует, равно как и всю свою частную жизнь. По ее словам, браки распались из-за того, что у владелицы «Тодеса» почти не оставалось времени на семью. Даже роды не стали для нее поводом отказываться от работы.

«Только родила - звонит Валерий Леонтьев: «Луся, мне нужно срочно поставить номер!» Ребенку было всего три дня, и мы договорились, что ко мне приедут танцовщицы - я поставлю им танец. За пару дней до концерта приехала на репетицию и поправила все нюансы».

В тот период жизни Алла очень часто была вынуждена ездить из Москвы в Ригу и обратно, плотный рабочий график не позволял ей посвящать много времени первенцу.

Про нынешнего мужа Аллы известно только, что его зовут Антон. С балетом «Тодес» он сотрудничает в качестве постановщика света. Именно Антон стал отцом второго ребенка Аллы.

«Нам с мужем Антоном приходится часто расставаться, он постоянно на гастролях с «Тодесом» как постановщик света. Или я куда-то уезжаю. В «любви на расстоянии» нет ничего плохого - это точно. Есть только плюсы. У нас нет шансов надоесть друг другу», - рассказывала Алла Духова в одном из интервью.

Старший сын Аллы, Владимир, уже женат и с супругой живет в США. У него есть дочь София. Сам Владимир пошел по стопам матери и выбрал творческую профессию - стал театральным режиссером и музыкантом.

Младший, Константин, у которого разница с братом составляет 8 лет, тоже увлечен танцами и выступает в составе «Тодеса».

«Младший - полный фанат, он постоянно ходит в зал, старается, знает всю программу наизусть. У него точно нет никакой ревности к «Тодесу», потому что, когда он родился, многие бытовые проблемы были полностью решены и мама постоянно была рядом».

Алла Духова – хореограф, основатель танцевального коллектива Todes, который из хореографической группы за 30 лет существования превратился в настоящий бренд.

Сегодня детище Духовой балет «Тодес» – это не только танцевальный коллектив, имя которого известно во всем мире, но и сеть танцевальных школ, включающая в себя 80 филиалов, и Театр танца Аллы Духовой TODES, открывшийся в Москве в 2014 году.

Детство и юность

Алла Владимировна Духова родилась в селе Коса Коми-Пермяцкого автономного округа в ноябре 1966 года. Но уже через год семья Духовых перебралась в Ригу. Там и прошли детские и юношеские годы Аллы. В столице Латвии произошла первая встреча с миром хореографии.

Духова была музыкальной девочкой. Родители заметили это рано и отдали дочь в Рижскую музыкальную школу. Однажды мама заметила, что маленькая Алла после уроков музыки тихонько заходит в хореографический класс по соседству и долго, как завороженная, смотрит за занятиями ребят. По приходу домой девочка точно воспроизводила увиденное перед зеркалом.


Когда мама спросила Аллу, так чем же она больше хочет заниматься, дочь сразу же дала однозначный ответ: танцами и хореографией. Мама отвела дочку в местный ансамбль народного танца под названием «Ивушка», где на тот момент оказались преподаватели Лайзане, Шуркин и Дубовицкий. Они стали для Духовой главными наставниками в профессиональной хореографии и учителями всей будущей жизни.

Балет «Тодес»

Алла мечтала научиться хорошо танцевать, а также придумывать хореографические номера и полноценные спектакли. В 16 лет она собрала коллектив единомышленников. Тогда он состоял только из девушек и назывался «Эксперимент». Этот эксперимент получился удачным и завоевал немалую популярность. Что и не странно, ведь Духова взяла за основу танцевальных постановок хореографию западноевропейской и американской школ, находившуюся на начало советских 80-х под негласным запретом как чересчур откровенная.


Алла Духова с командой «Тодес» в молодости

Опыт Алла собирала по малым крохам из кассет с выступлениями западных денс-коллективов, наблюдала за уличными брейкерами.

Однажды «Эксперимент» Духовой, выступая на танцевальном конкурсе в Паланге, пересекся с ленинградским юношеским коллективом брейк-данса, носившим звучное и запоминающееся название «Тодес». Хореографу нравились рискованные трюки в танцах «Тодеса», а парни из ленинградского коллектива восхищались резкими и отточенными до автоматизма движениями девушек из рижского «Эксперимента».

Выступление балета «Тодес»

Эта симпатия привела к тому, что команды слились в одну, взяв название мужской. В нем органично переплелись хореография и брейкерские движения. Это было что-то совершенно новое и ни на что не похожее. В 1987 году Алла коллегиально была избрана творческим руководителем нового балета, ведь совмещать и постановку, и организационную работу было все сложней.

Во время гастролей по Северному Кавказу выступления «Тодеса» прошли с небывалым аншлагом. Ребятам посоветовали попробовать выступить в столице. Они подумали, что уже вполне созрели для ее покорения, и поехали в Москву. Поначалу им приходилось непросто. Ребята жили в Люберецком общежитии, сами искали площадки для выступлений и сталкивались с множеством сложных организационных вопросов. Но на их пути и на пути Духовой встретился Александр Бирман, работавший в филармонии Риги.


Он помог балету попасть в Челябинск, где в то время гастролировали популярные певцы , и другие «засвеченные» звезды эстрады. Танцоры выступили между номерами певцов и сразу же получили море оваций.

После челябинских гастролей София Ротару предложила балету Духовой выступать с ней. Их совместная работа длилась 5 лет. Потом «Тодес», уже ставший популярным, решил идти и развиваться своим путем.


5-летний юбилей коллектива был отмечен первым сольным концертом «Тодеса». Его организовал и профинансировал меценат и предприниматель Игорь Попов. После этого концерта коллектив начал регулярно получать предложения о совместных выступлениях от , и других звезд эстрады.

, – с кем только не выступал балет Духовой. Коллектив покорил самые известные музыкальные фестивали от «Новой волны» до «Славянского базара». Но наибольшая победа Аллы и ее «Тодеса» состоялась на международной сцене. Танцоры выступили на премии Music Awards в Монте-Карло вместе с и . Коллектив Духовой дважды танцевал в балете Майкла Джексона – во время его выступлений в Мюнхене и Сеуле.

«Тодес» на концерте Майкла Джексона

В 2014 году состоялось важное событие в жизни Аллы Духовой – открытие Театра танца TODES в столице России. В репертуар театрального коллектива вошли спектакли «Танцуем любовь!», «Волшебная планета TODES», Attention, «МЫ», «И приснится же такое...». Для создания шоу применяется современное световое оборудование, используются 3D декорации, оригинальные костюмы, что делает каждую постановку неповторимой.

Школа танцев

С 1992 года балетный коллектив «Тодес» постоянно расширяется. В 1997-м второй состав балета Духовой вырос до 150 танцоров и отметил свое 10-летие. С этого же года Алла начала снимать помещение в Лефортово, где открыла свою первую школу танцев балета «Тодес».


Вскоре появились еще 2 – в Санкт-Петербурге и Риге. За следующие 10 лет сеть школ расширилась по всей России, странах СНГ и появилась даже на Мальте. Самые талантливые танцовщики-выпускники школ Духовой теперь демонстрируют мастерство на мировых сценах.

В 2011 году «база» балета Духовой из Лефортово перебралась на Павелецкую набережную. За 24 года существования балета сменилось несколько поколений танцовщиков. Неизменным осталось одно: «Тодес» и сегодня собирает полные залы поклонников по всему миру. Гастрольные туры балета продолжаются непрерывно.


Сейчас эту школу, расположенную в Москве, посещают дети друзей и коллег по артистическому цеху Духовой – Филиппа Киркорова, и других. Алла не стремится из каждого ребенка сделать звезду танцпола, гораздо важнее, по ее мнению, привить любовь к танцу и научиться свободно двигаться.


Творческая биография хореографа имеет еще одну яркую страницу – талантливая женщина выпускает собственную линию одежды Todes Wear для повседневной жизни и занятий спортом и танцами. Также хореограф представила коллекцию парфюмерии, предназначенную для детей. Средства ухода отличаются тем, что создаются только из экологически чистых ингредиентов.

Личная жизнь

Личная жизнь Духовой насыщена событиями, но сама хореограф говорит о них мало. Первый раз замуж танцовщица вышла в ранней молодости – в 22 года. Разлад в семье начался после того, как супруг задумался об иммиграции в США. Алла на тот момент была беременна первым сыном Владимиром и не захотела покидать родину. Рождение ребенка не остановило его отца в принятии решения – пара развелась.


После второго брака, который также закончился расставанием, мужем Духовой стал Антон Кись, бессменный художник по свету балета «Тодес». От третьего супруга Алла родила сына Константина. И если старший Владимир стал театральным режиссером, получив диплом бакалавра в New York Film Academy, то младший увлекся спортом и танцами. Несмотря на крупную комплекцию, юноша обладает удивительной пластичностью, что давно заметила его мама. Парень нередко участвует в постановках «Тодеса».


Хореографу пришлось пожертвовать личной жизнью ради профессии и в третий раз: Алла рассталась с Антоном. Сейчас все внимание балетмейстера направлено на сыновей и на внучку Софию, которую ей подарил Владимир. В интервью хореограф отмечает, что не считает себя феминисткой, а желает каждой женщине быть под защитой мужа, надежного и заботливого. Развод не помешал Антону и Алле сохранить дружеские отношения, экс-супруги продолжают общаться.


Хореограф живет на 2 дома. В Риге вместе с семьей сестры Духова построила 15-комнатный особняк, а в Москве еще в начале 2000-х приобрела апартаменты на Звенигородской улице. Это просторная квартира, выполненная частично в античном стиле.

Алла Духова сейчас

2018 год оказался богатым на события в творческой жизни хореографа. Это и проведение TODES DANCE BATTLE, и участие в церемонии награждения VI Реальной премии MusicBox, и выступление студийцев «Тодеса» в Турине на церемонии зажжения огня зимней Универсиады-2019.


Сейчас Духова продолжает развивать сеть школ «Тодес». Ее филиалы по-прежнему открываются по всей стране, а сильнейшие участвуют в ежегодном смотре «Тодес Фест».


В 2018 году гала-концерты участников школы прошли в Казани, Воронеже, Сочи, Москве. Отчеты о проделанной работе, фото участников фестиваля попали на странички официального сайта балета «Тодес» и персонального «Инстаграма» Аллы Владимировны. Там же анонсирован новый спектакль театра «До встречи в Сказке», премьера которого стартовала в начале 2019 года.