Что такое супрематизм? Направления абстрактной живописи супрематизм - реферат Малевич супрематическая композиция смысл.

Что такое супрематизм? Направления абстрактной живописи супрематизм - реферат Малевич супрематическая композиция смысл.
Что такое супрематизм? Направления абстрактной живописи супрематизм - реферат Малевич супрематическая композиция смысл.

Что от лат. «Supremus » - означает крайний, наивысший - разновидность геометрического абстрактивизма, направление авангардного искусства, или же «геометрический конструктивизм», как способ «выражения высшей действительности», отсюда и это название.

Представители супрематизма выражали своё интуитивное ощущение действительности в примитивных геометрических формах, в сочетании цветных квадратов, треугольников, кругов и прямоугольников.

Идея образования творческого объединения и журнала «Супремус» принадлежит Казимиру Севериновичу Малевичу после проведения в Петрограде последней выставки футуризма «Ноль-десять».

Выставка отметила завершение кубофутуризма в России, а также переход к «беспредметному искусству». На выставке он представил примерно 40 работ и среди них всем известный «Черный квадрат». Малевич сам объяснял название выставки: все предметные формы уменшены ним к нулю, а «ноль-десять» обозначает «0-1», так как художник «преображается в нуле форм и выходит „за ноль“» (-1).

Малевич вместе с «натурой» выкинул из творчества и художественную образность. «Черный квадрат» в 1915 г. многие объективно расценили не как художественное произведение, а как политическую акцию, символический знак, через который необходимо пройти, чтобы побороть академизм и натурализм. Тем не менее, сам Малевич сохранился в пустоте деклараций о «конце живописи» . На выставку «Ноль-десять» отозвался Бенуа А. Н. и назвал философию Малевича «царством не грядущего, а пришедшего Хама». В группе Малевича были его единомышленники и ученики: И. В. Клюн, О. В. Розанова, Н. М. Давыдова, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, К. Л. Богуславская, И. А. Пуни и многие другие. Тем не менее, общество «Супремус» так и не создали.

Художники супрематисты

Сам термин «супрематизм » возник в связи с похожим обозначением декораций из геометрической формы, которые созданны Малевичем к авангардистской опере «Победа над солнцем».

Позже, Малевич умышленно исправлял даты на своих произведениях, так как знал, что подобные композиции еще в 1892 г. создавал бельгиец А. Ван де Велде.

Абстрактное искусство в России возникло в результате распространения нигилизма и атеизма, кризиса гуманистических идеалов. Малевич находился в партии анархистов и принял большевистскую диктатуру в надежде на реализацию собственных идей «на всемирном масштабе». В Витебске в 1920 г. Малевич организовал УНОВИС (группа «Утвердителей нового искусства»). В 1923 году в Петрограде возглавлял ГИНХУК, но из-за конфликта с другими членами авангардного творчества вынужден был уйти. В 1923 году Малевич занимался «супрематическим объемостроением» и поиском «супрематического ордера».

Proun, Эль Лисицкий Metronome, Ольга Розанова Magazine cover design for Questions of Stenography, Любовь Попова

Согласно теории Малевича, черный квадрат являет собой «новое живописное пространство», которое вобрало в себя все предшествующее «пространство живописи», но одновременно отрицало его своей пустотой. Из «нуля форм» супрематисты пробовали проектировать новый геометрический мир цепочкой комбинаторных упражнений.

А. В. Луначарский определил Малевича «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА» (отдел изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения), но уже в 1930 году в Киеве выставку Малевича (художник родился возле Киева в польской семье) запрещают. Государственная власть сменила политику от поддержания «левого искусства» к его воспрещению и поощряет «правого» как «наиболее близкого народной массе». В 1935 году Малевич умер от рака в Ленинграде. В последние годы он жалел о своем нигилизме и отрекался от супрематизма.

«Чёрный квадрат» Малевича зачастую является единственным знакомым массам произведением принадлежащего к авангардизму абстракционизма и его направления – супрематизма. Причём, если первые два термина пользуются той или иной степенью узнаваемости, последний обычно воспринимается как осмысленное слово только из-за окончания –изм на конце. Сам же «квадрат» – бесконечный предмет насмешек и поводов обвинить автора в конъюнктурности.

Между тем даже поверхностный обзор наследия Казимира Севериновича Малевича и исторических реалий, в которых ему довелось творить, развенчивает подобные убеждения.

Творчество Малевича — от абстракционизма к супрематизму

Созданная в 1916-м году «Супрематическая композиция» является одновременно равнозначной «Черному квадрату» вершиной супрематизма в России и мире и его тупиком: это заметно по созданным в последующие годы полотнам «Звуковые волны», «Белое на белом», «Супрематизм».

В 1919-м Каземир Северинович перебирается в Витебск – для работы при Народном Художественном Училище, на тот момент (1919-1920) возглавляемом Марком Шагалом. За годы, проведенные в Витебске:

  • сложилась группа учеников (Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Лисицкий, Л. М. Хидекель) в рамках художественного объединения “УНОВИС” (расшифровка: Утвердители нового искусства);
  • написаны важнейшие философские труды Малевича – «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
  • проделанная творческая работа оказала в последующем огромное значительное влияние на художественный язык и средства выразительности.

В 1922-м году Малевич уезжает в Петроград: в Витебске царил голод, у художника начался туберкулез. Первый (и единственный) выпуск Народного Художественного Училища, несмотря ни на что состоялся – ученики покинули город вместе с учителем.

Далее, за исключением недолгого периода преподавания в Киеве, художник до самой смерти от рака в 1935-м году живет в Ленинграде. Супрематические с долей эклектики («Спортсмены» 1930-31, «Женщина с граблями» 1930-31 – отход от беспредметности, выражен сюжет, тем не менее, сохранено первенствующее значение цвета и геометрии) работы чередуются с возвратом к импрессионизму на качественно ином уровне («Сестры» 1930, «Летний пейзаж» 1929).

В русском авангарде супрематизм стал самобытным, крайне важным для мировой культуры явлением, повлиявшим на многих живописцев и дизайнеров, однако оставшимся, несмотря на наличие продолжателей, в чистом виде в творениях одного художника.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

У Малевича была вера в художественный процесс, которая появилась у него еще с раннего детства и до самой кончины не покидала его. Он не раз в своей жизни соприкасался с архаическими знаковыми формами народного искусства. В первом он видел вектор движения современного искусства. Второе дало ему истоки собственного стиля – плоскость, белый фон и чистый цвет. Такие мотивы были характерными для народного искусства в то время, стоит только вспомнить вышивку. Но каким бы не представал перед нами генезис супрематизма, главным его качеством являлась новизна, а также непохожесть на все, что создавалось ранее. Малевич противопоставлял традиционному образу супрематический знак. Но не стоит понимать это слово в общепринятом смысле.

Один из последователей Малевича рассказывал, что существует два вида знаков, к одним знакам уже привыкли, они уже известны. А вторая категория знаков рождалась в голове Малевича. Для самого же мастера его детище было большим источником интерпретаций. В различные времена он черпал оттуда различные качества. У Малевича была своя новая система, цветопись вместо живописи, а также новое пространство. У него было множество ощущений, самых разных. Но взгляд мастера постоянно изменялся.

Сначала супрематизм был чистой живописью, которая не зависела от разума, смысла, логики, психологии. Но через несколько лет для автора он превратился в философскую систему. Вскоре в таких картинах стали появляться совсем обычные знаки. Вскоре таким знаком у Малевича становится крест, что означает веру. Исчерпанность своей живописи Малевич ощутил уже в 1920 году. Он стал переключаться на другие виды работы – педагогику, философию, архитектуру. Но окончательно расстался с живописью Малевич немного позже.

В 1929 году на персональной выставке в Третьяковской галерее Малевич неожиданно выступил с серией фигуративных полотен, представленных им как работы раннего периода. Но вскоре для многих стало ясно одно - супрематический цикл завершен, Малевич начал возвращение к изобразительному искусству. Для начала он всего лишь делал вольные повторения ранних композиций: так, прообразом картины «На сенокосе» послужил хранящийся в Нижегородском музее «Косарь». Все перемены, которые произошли в жизни и творчестве Малевича, становятся очевидными.

В картинах Малевича вновь появилось пространство - даль, перспектива, горизонт. Знаменитый мастер программно восстанавливает традиционную картину мира, незыблемость верха и низа: небо как бы венчает голову человека (когда-то он писал: « <...> наша голова должна касаться звезд»). Сама эта голова с окладистой бородой уподоблена иконописному образу, а вертикальная ось композиции, проходящая через фигуру косаря, вместе с линией горизонта образует крест. «Крест - крестьяне» - так трактовал этимологию этого слова сам Малевич. У него на картинах крестьянский мир показан, как мир христианства, природы, вечных ценностей, в отличие от города - средоточия динамизма, техники, «футуро-жизни».

В конце 1920-х увлечение футуризмом ушло. Именно по этой причине появилась в картинах мастера ностальгически просветленная нота, звучащая везде. Ретроспективный характер образа был замечен в надписи; «мотив 1909» (с этой датой произведение и поступило в ГТГ). В образе присутствует нечто непохожее на прежние изображения крестьян у Малевича. Здесь нельзя не заметить кроткий взгляд этого неуклюжего, как-то непрочно стоящего человека, точно воскресшего из супрематического небытия, а также красочное незамутненное сияние, небесная синева. В этих полотнах Малевичу удалось придерживаться «социологии цвета». По его теории цвет в полной мере присущ только деревне. Город же больше тянется к монохромности, краски меркнут, попадая в городскую среду (например, одежда горожан). В этот период Малевичу удалось найти нечто среднее - «полуобраз».

Фигуративный мотив он сочетает с принципами супрематизма - эстетикой «прямого угла» и экономией средств, а главное - с достигнутой в нем смысловой многозначностью. Как пример можно посмотреть на картину «Женщина с граблями». Малевич дал этому полотну подзаголовок - «супрематизм в контуре», так и есть, силуэт просто заполнен беспредметными геометризованными элементами, которые придают фигуре отвлеченный характер, который не поддается однозначной расшифровке.

Фигуру нельзя назвать ни крестьянкой, ни роботом, ни манекеном, ни обитательницей неведомой планеты - каждое из определений не является исчерпывающим, но все они «вмещаются» в создание художника. Перед нами предстала абстрагированная формула человека в мире, очищенная от всего случайного и, рискну сказать, красивая, а своей архитектонике. Необходимо было только лишь оценить сложную ритмику прямых и кривых в верхней части фигуры. Также вы смогли бы посмотреть на конструкцию, в которую «вливается» сгустившаяся краска неба. Но сама природа, строго говоря, сократилась до гладкого поля, похожего на спортивный газон, с наступающими со всех сторон городскими строениями; грабли в руках женщины нефункциональны и условны, это что-то вроде жезла, подтверждающего устойчивость миропорядка.

Перед нами стоит главный вопрос, почему сам Малевич датировал свою картину 1915 годом? Может быть, в придуманной им эволюции своего творчества мастер отвел ей место предшественницы конструктивистских изображений нового человека. Малевич последовательно шел по пути в обратном направлении. Этот путь привел его к двум важнейшим мотивам - природе и человеку.

В годы создания супрематизма Малевич гневно громил любование «уголками природы». Теперь он возвращается к натуре, передаче воздуха и солнечного света, ощущению живого трепета природы; все это можно видеть в одном из лучших импрессионистических полотен «Весна - цветущий сад». В начале 1930 года Малевич пишет картину «Сестры», на картине Малевич помещает в живописный пейзаж странных, гротескно непропорциональных персонажей-двойников.

«Художник никогда не остается с миром наедине – стоит запомнить, что перед ним всегда всплывают образы, на которых он учится своему мастерству, которым стремится подражать. У Малевича были собственным привычки, как будто традиции. Русское искусство не раз пыталось вырваться за его пределы. Именно таким сильным рывком и стал супрематизм. В это период Малевич начал возвращение к новому искусству -импрессионизму, живописи Сезанна. В свое время они очень сильно поразили его. В картинах французов Малевича особенно привлекает художественность, которую он теперь рассматривает как беспредметный элемент, - ведь она не зависит от того, что изображает художник. По этой причине новые работы мастера не имеют ничего общего с тем, что привыкли видеть зрители того времени. Свое возвращение Малевич понимает как неизбежный компромисс.

Многие его произведения, и логично и мифологично, представляли путь от импрессионизма к супрематизму. А после этого к последнему советскому этапу, именно это было подтверждено авторской датировкой поступивших картин. Таких как: : «Весна - цветущий сад» - 1904 (образец раннего творчества); «Сестры» - 1910 (сезаннизм); «На сенокосе» - «мотив 1909» (начало кубизма), «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» - 1911 (кубизм), «Черный квадрат» - 1913; «Женщина с граблями» - 1915; «Девушка с гребнем» и «Девушка с красным древком» - с подлинными датами, 1932-1933. Только через пол века изумительная мистификация Малевича была раскрыта для глаз зрителя.


Супрематические работы Малевича - первые чисто геометрические абстракции в истории живописи. Впервые показанные в 1914 году в петроградском художественном бюро Надежды Добычиной, абстрактные композиции положили начало новой истории живописи. «Супрематическая композиция» 1916 года - одна из лучших и самых сложных работ революционной серии, воплощение того, что Малевич охарактеризовал как свое «супрематическое» видение мира.

Как написал в Instagram Лоик Гузер, сопредседатель департамента послевоенного и современного искусства Christie"s: «Созданная в 1916 году «Супрематическая композиция» Казимира Малевича – это своего рода Большой взрыв, точка отсчета в истории модернизма. Это, безусловно, самое грандиозное и прорывное с исторической точки зрения произведение искусства из всех, с которыми мне посчастливилось иметь дело на протяжении всей моей карьеры. Как художник, Малевич единолично открыл ящик Пандоры, сформировав модернизм и абстракционизм в том виде, как мы их знаем сегодня. Без Малевича были бы немыслимы ни Марк Ротко, ни Барнетт Ньюман, ни даже те художники, которые отрицали базовые принципы его творчества, такие как Джексон Поллок или Виллем де Кунинг. Если бы не Малевич, вся история искусства, начиная с 1920-х годов и вплоть до наших дней, была бы совершенно другой и, вероятнее всего, гораздо менее интересной. Это не просто Малевич, это лучший Малевич и точка (я даже помню, как изучал именно эту работу на одном из занятий в Университетском колледже Лондона). Эта работа, возможно, лучше любой из тех, что мы видим сегодня в любой частной или музейной коллекции мира. Работа, подобная этой, имеет право стать краеугольным камнем любого крупного частного или музейного собрания. Если бы рынок ориентировался на историческую значимость произведений искусства, эту работу стоило бы оценить в миллиард долларов (хотя, как специалисты, мы должны учитывать естественные законы, поэтому оценка будет составлять порядка $70 млн)».

«Супрематическая композиция» входила во все прижизненные ретроспективы художника от первой крупной выставки в Москве в 1919 году до берлинской выставки 1927 года. Из-за срочного возвращения в СССР Малевич оставил в Берлине более ста работ, и среди них - «Супрематическую композицию». От уничтожения в фашистской Германии как предмета «дегенеративного искусства» картину спас архитектор Гуго Геринг, переправив архив Малевича в Амстердам.

После Второй мировой войны наследники Геринга продали работу в собрание Городского музея Амстердама. В 2004 году Городской музей Амстердама выставил «Супрематическую композицию» в США, где наследники Казимира Малевича потребовали реституции. После нескольких лет судебных процессов работа была возвращена наследникам. В 2008-м году «Супрематическая композиция» Казимира Малевича была продана на торгах Sotheby"s в Нью-Йорке с мировым рекордом - $60 002 500. Christie"s выставляет «Супрематичекую композицию» на аукцион 15 мая с эстимейтом в $70 млн, изначально превышая мировой рекод.

Вторая работа Малевича на торгах Christie"s этим летом - «Пейзаж» 1911 года на аукционе 20 июня в Лондоне. «Пейзаж» - образец «чистой» пейзажой живописи - впервые был показан на «Московском салоне» в феврале–марте 1911 года. В 1927 году «Пейзаж» тоже был выставлен на ретроспективе Малевича в Берлине, и также был оставлен художником в Германии. Работа была обнаружена после войны, приобретена Базельским художественным музеем, в собрании которого находилась более 50 лет, а затем возвращена наследникам художника. На торгах «Пейзаж» выставляется впервые.

Самые дорогие работы русских художников


Полностью литографированное издание. 22х18 см. Из 34 рисунков большинство расположено попарно на двойном складном листе. Из 14 известных экземпляров 11 находятся за рубежом. Величайшая редкость, пожалуй, одно из самых дорогих русских изданий!


Казимир малевич. Супрематическая композиция.
Продана 11.05.2000.за 15,5 миллиона долларов



Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога). Вероятно, этим в первую очередь, а не отсутствием оснащенной типографской базы в Витебской художественной школе объясняется и литографированный характер двух самых знаменитых манифестов Малевича — "О новых системах в искусстве" и "Супрематизм". Оба они имеют характер своеобразных учебных пособий, поскольку предназначались для студентов Витебских художественных мастерских, и в этой связи должны рассматриваться как две части одного курса. В первом из них дается подробное эстетическое обоснование новых художественных течений, во втором — раскрывается природа супрематизма и намечаются пути его дальнейшего развития. Конечно, утверждение об "учебном" характере этих работ нельзя понимать буквально.

Для Малевича, по его собственным словам, это было время, когда "кисти все дальше и дальше отходят" от него. После показа на персональной выставке 1919 года серии "белых" полотен, завершивших четырехлетний период развития живописного супрематизма, художник оказался перед фактом исчерпанности художественных средств. Это состояние кризиса оказалось запечатленным в одном из самых драматичных текстов Малевича — в его манифесте "Супрематизм", написанном для каталога выставки "Беспредметное творчество и супрематизм".

"О живописи в супрематизме не может быть речи, — заявит Малевич год спустя во вступительном тексте к альбому "Супрематизм", — живопись давно изжита и сам художник предрассудок прошлого" . Дальнейший путь развития искусства лежит теперь в сфере чистого мыслительного акта. "Получилось как бы, — замечает художник, — что кистью нельзя достать того, что можно пером. Она растрепана и не может достать в извилинах мозга, перо острее". Черный квадрат. Черный крест, Черный круг были "тремя китами", на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение. В ряду супрематических работ черные первофигуры обладали программным значением, легшим в основу четко выстроенной пластической системы . Цветной период начинался также с квадрата - его красный цвет служил, по мысли Малевича, знаком цветности вообще. В середине 1918 года появились полотна "белое на белом", где в бездонной белизне словно таяли белые же формы. После Февральской революции 1917 г. Малевич избран председателем Художественной секции Московского Союза солдатских депутатов. Он разрабатывал проект создания Народной академии искусств, являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля.
В июле 1919 года Малевич написал свой первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве». Желание издать его и нарастающие житейские трудности - жена художника ждала ребенка, семья жила под Москвой в холодном нетопленом доме -заставили его принять приглашение переехать в провинцию. В губернском городе Витебске с начала 1919 года работало Народное художественное училище, организованное и руководимое Марком Шагалом (1887 - 1985). В декабре 1919 года витебский Комитет по борьбе с безработицей отмечал свой двухлетний юбилей. Комитет был детищем Февральской буржуазной революции, хотя официально открылся через неделю после перехода власти в руки большевиков. Надо сказать, что Октябрьский переворот вообще прошел как-то незамеченным в Витебске: лишь в одной местной газете на второй странице в крохотной хроникальной заметке скороговоркой извещалось о событиях в Петрограде. Оформили юбилей Кабинета в ярко - супрематическом виде.

Снимок, сделанный на витебском вокзале в субботу пятого июня 1920 года, превратился в одну из самых знаменитых фотографий эпохи. Датировалась фотография по заметке из витебской газеты Известия за 6 июня 1920 года: «Художественная экскурсия. Вчера выехала в Москву экскурсия из учащихся Витебского народного художественного училища из 60 человек, во главе со своими руководителями. Экскурсия примет участие в художественной конференции в Москве, а также посетит все музеи и осмотрит художественные достопримечательности столицы». Товарный вагон, в котором отправились витебляне в Москву, был оформлен по проекту Суетина - его украшал Черный квадрат, эмблема Уновиса.
В 1922 закончил рукопись "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой", изданную в 1962 на немецком языке
В 1927 впервые в жизни Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен целый зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября).
Выставлено было 70 картин.
В отеле Кайзерхоф, в Берлине у него состоялась получасовая встреча с самим Гитлером. Подробней читаем
Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, в Ленинград, Малевич срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение немецких друзей
так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. В архивах Гарварда обнаружились документы, касающихся картин Малевича, которые висели в Музее современного искусства ("MoMA") в Нью-Йорке и бостонской галерее Буша-Райзингера. Как следовало из документов, Малевич, предчувствуя приближение сталинского террора, после выставки в 1927 г. оставил картины в Германии…
По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении. Его арест вызвал активный протест художников, знавших его близко. Так, Кирилл Иванович Шутко, занимавший значительный пост, приложил много усилий, чтобы освободить Малевича. В результате, через несколько недель художник был освобожден. Но много картин Малевича так и осталось в Германии. Каким-то чудом они сохранились даже при режиме Гитлера. Дело в том, что супрематизм и другие подобные направления тогда массово уничтожались.
Но коллекция понесла урон накануне победы над Гитлером: во время бомбежек Берлина самые крупные полотна погибли. Только в Баварии и Ганноверском музее сохранились для потомков картоны меньших размеров. Именно в запасниках Ганноверского музея в 1935 г. Альфред Барр, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, разъезжавший по Европе в поисках экспонатов для знаменитой выставки "Кубизм и абстрактное искусство", обнаружил полотна Малевича (всего 21 - картины, гуаши, рисунки и схемы).
Александр Дорнер, бывший директор музея в Ганновере, передает их "MoMA" и "Буш-Райзингеру" в качестве экспонатов, предоставляемых во временное пользование, с обязательством выдать в случае, если они будут затребованы "законным собственником и если он документально подтвердит свое притязание согласно закону".

В начале 90-х годов был поднят вопрос о процедуре перемещения культурных ценностей из Германии и оккупированных ею стран в государства, входившие в антигитлеровскую коалицию. Речь шла о возвращении культурных ценностей музейным собраниям. С середины 90-х годов обсуждается вопрос о возвращении культурных ценностей частным владельцам.
В этом новом историческом контексте К.Туссен (Клемент ТУССЕН - широко известен в узком кругу специалистов как "охотник за произведениями искусства". Делец в сфере, связанной с похищенными произведениями искусства . ) берет на себя представлять интересы наследников Казимира Малевича. В Польше, России, Туркменистане и на Украине Туссен разыскал 31 (прописью: тридцать одного! ) наследника Малевича. Добился от них поручения "затребовать возврата имущества Казимира Малевича, которое в 30-е годы было вывезено в Соединенные Штаты Америки, и передать его общности наследников, совокупно владеющих наследством, в соответствии с разделом наследства".
В разделе 5 договора Туссен поручил записать для себя и своих партнеров "право удерживать 50% (пятьдесят!) из полученной выручки".
В течение семи лет продолжались переговоры с "MoMA". В результате Музей передал наследникам картину "Супрематическая композиция". За остальные 15 произведений "MoMA" заплатил 5 миллионов долларов. "MoMA" не советовался НИ С КЕМ, имея возможность вынести проблему на обсуждение Международного совета Музеев мира. Не была проведена экспертиза по установлению личностей 31-го наследника и их истинных претензий и требований. Чем руководствовались в "MoMA" - уже не узнать.

В порядке справки: на протяжении последних десяти с небольшим лет на международном аукционном рынке было продано всего 20 работ Мастера - 7 литографий и 13 графических работ. В вилке цен от 420 до 275 тысяч долларов, в последнем случае уплаченных за "Голову крестьянина" 26 июня 1993 г. у Сотбис в Лондоне.


Дан Клейн, исполнительный директор Филлипса, оценивает "Супрематическую композицию" (1915 г.), в которой изображены круг и треугольник, сначала в 8 млн. долларов, затем повышает цену до 10 миллионов! На 25 апреля оценка уже составляла 20 млн. долл.
Торги Филлипс привлекли внимание во всем художественном мире, и в том числе в России: впервые в открытой торговле появилось полотно основателя супрематизма Казимира Малевича.
Картина была продана за 17 052 500 долл. По слухам, новым владельцем полотна стал новый владелец дома Филлипс - Франсуа Пино…
Напомним: пятьдесят процентов - Туссену. Остальное - делится на 31 наследника.


Интересные факты.

Во время ареста и допроса, Малевич рассказывал про свою жизнь в Витебске и как вместе с Марком Шагалом принимали участие в пытках в витебской ЧК:

"Шел 1920-й год. В витебской ЧК тогда работал художник Шагал, играл
на скрипке. И как играл!

Чекисты, уставшие от однообразия своих телесных экспериментов
над арестованными, через полчаса превращавших человека в кусок
кровавого мяса, придумали себе невиданное развлечение. К вызванному
на допрос арестованному выходил человек и садился напротив него.
Он сидел неподвижно и смотрел в классово чуждое лицо. Редкий арестант
выдерживал взгляд кривого человека более одного мгновения: тусклое
свечение напряженно раскрытого глаза вызывало неизъяснимую тоску.
Веко второго глаза оставалось опущенным, из-за него Малевич и
прозвал Тениссона - Полу-Вий, что вызвало приступ безудержного
хохота у латыша, когда Казимир Северинович объяснил, кто таков
гоголевский Вий. «Поднимите мне веко» - произносил после пятиминутного
молчания Тениссон, и в тот же момент, сбоку от сидевшего в оцепенении
арестанта, раздавались звуки скрипки, - входивший следом за Полу-Вием
Шагал, начинал свою игру.

Звуки скрипки не составляли какую-то определенную
мелодию, никому и в голову не пришло бы назвать эту игру музыкой,
скорее, то был плач какой-то ночной птицы, в рыдания облекающей
неизбывность желания увидеть солнечный свет. Дуновение каких-то
подземных ветров вызывала поющая скрипка; человек чувствовал пронзительный
холод в конечностях, ощущал кристаллики инея на лице, и не мог
вздохнуть…

И, если бы только этой странной игрой кончалось действо, предваряющее
допрос! Нет, сломленной воле арестанта, голодного, измученного
неизвестностью, предстояло еще одно испытание. Малевич, неоднократно
наблюдавший происходящее на допросах витебской ЧК, видел, какой
ужас охватывал людей, когда у них на глазах скрипач начинал вдруг
медленно подниматься в воздух и, продолжая водить смычком по струнам,
плавно передвигаться под потолком просторного помещения. Увидев
такое, многие теряли сознание.

Фокусы Шагала он прекратил в один момент. И, как ни странно, ему
помог в этом все тот же Тениссон-Полу-Вий. Малевич попросил его
однажды об одолжении - прикрепить на петлицы гимнастерки два металлических
квадратика, окрашенных черным лаком. На вопрос латыша, для чего
это ему нужно, Малевич ответил, что работает над новыми знаками
различия для армейских частей особого назначения, и хочет увидеть
в естественных условиях, как будут в этом качестве выглядеть супрематические
элементы, то есть эти черные квадратики.

Перед гимназистом, взъерошенным и дрожащим, сидел латыш, как обычно,
не двигаясь. Из боковой двери вышел Шагал и сел на табурет слева
от юноши.

Поднимите мне веко, - выдавил из себя заученную фразу Полу-Вий.

В этот момент Шагал взмахнул смычком. Последовал щелчок, за ним
второй, тут же третий и четвертый - все струны скрипки оказались
оборваны. Шагал во все глаза смотрел со страхом на излучающие
сияние квадратики в петлицах латыша и не мог пошевелиться.

На следующий день Марк Захарович Шагал уехал в Польшу и, не задерживаясь
там, отправился в Париж. " Аксиомы авангарда. Арест Малевича Александр В. Медведев

В сентябре 2012г. в Витебске начались съемки художественного фильма "Миракль о Шагале" о двух величайших художниках-авангардистах ХХ века — Марке Шагале и Казимире Малевиче. История дружбы двух художников, постепенно переросшей в творческое соперничество, а затем в ярую вражду... Режиссер и сценарист -Александр Митта.


В основу формообразования советских знаков различия был положен «Черный квадрат» Малевича.

Пожалуй, для многих новостью станет случай с заменой погон в ходе Великой Отечественной войны.
6 января 1943 года были введены погоны для личного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Дело в том, что довоенная форма была определена Постановлением Совета труда и обороны от 17 сентября 1920 г., утвердившим проект, разработанный комиссаром ИЗО СНК …. художником Казимиром Малевичем . Да-да, в основу формообразования советских знаков различия был положен «Черный квадрат» Малевича. Производные от квадрата фигуры -треугольник (квадрат, разрезанный по диагонали), ромб (повернутый на 45 градусов квадрат), прямоугольник или «шпала» (2 квадрата) - показывали, по системе Малевича, степень «супрематической» силы, которой обладал человек, занимавший ту или иную воинскую должность.
И мало кто сейчас помнит, что на советских деньгах с 1917 по 1922 годы изображена была свастика, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период, то же была Свастика в лавровом венке, а внутри свастики были буквы РСФСР...
Свастика на гербе России (на деньгах Временного правительства 1917 г. и печать Московского губернского Совета народных депутатов в 1919 г.Интересно, чтона красныхзвездах буденовок зачастую нашивались голубые свастики…

Между прочим, нацистская концепция воинских знаков различия, в т.ч. эскиз знамени национал-социалистической партии Германии - черная свастика, заключенная в белый круг на красном фоне, была утверждена Адольфом Гитлером летом 1920 года (а не в 1927). Вопреки распространённому мнению, идея сделать свастику символом нацистской Германии не принадлежит лично Гитлеру. Как писал сам Гитлер в своей известной книге «Майн Кампф»: "Тем не менее я вынужден был отклонить все бесчисленные проекты, присылавшиеся мне со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест. […] один зубной врач из Штарнберга предложил совсем не плохой проект, близкий к моему проекту. Его проект
имел только тот единственный недостаток, что крест на белом круге имел лишний сгиб. После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга — чёрный мотыгообразный крест. После долгих переделок я нашел наконец необходимое соотношение между величиной знамени и величиной белого круга, а также остановился окончательно на величине и форме креста."

Что является нацистской фашистской символикой. Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Правильней называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90°

Существует даже такое мистическое мнение, почему уровень противостояния Советского Союза и Германии, символически отображаемый супрематическими фигурами в петлицах противников, обрекал обе стороны на нескончаемую битву до полного истребления народов. Первым это осознал Сталин и при-нял решение о возвращении в армию царских погон. Введе-ние новых, а не лучше ли сказать, хорошо забытых старых российских знаков различия для рядового и комсостава Красной Армии свидетель-ствовало: победа в сражении символов уже одержана Сталиным.
Любопытно, что вслед за этим британский премьер Уинстон Чер-чилль срочно встретился с такой одиозной фигурой, как оккультист Алистер Кроули, и поручил ему разрешить одну очень важную задачу также из области тайных знаков. Союзники не могли решиться на от-крытие Второго фронта до тех пор, пока у них не появилось символи-ческого жеста, способного противостоять тайной мощи нацистского приветствия, резко выбрасываемой вперед вытянутой правой руки, - он обладал «магией непобедимости», им пользовались еще римские легионеры. Кроули предложил Черчиллю знак, блокирующий силу этого приветствия. Вскоре газеты мира и кинохроника запестрели кадрами, на которых британский премьер демонстрировал облада-ние мистическим оружием: два разведенных пальца на его руке, под-нятой вверх, обозначали латинскую букву «V». Victoria! - подбадри-вал этот жест союзников, вдохновляя их на победу. Немцам буква «ν» - фау - говорила на уровне подсознания: Die Vergessenheit, -и личный состав Вермахта обрекался на поражение этим словом, означающим «забвение».

Мало кто знает, но Малевич не первый кто написал черный квадрат...

Картину под названием “Битва негров в пещере глубокой ночью ” в виде чёрного квадрата изобразил французский писатель и юморист Альфонс Алле на 25 лет раньше Казимира Малевича. Им же была написана музыкальная пьеса из одной тишины “Траурный марш для похорон великого глухого”, тем самым предвосхитив почти на 70 лет минималистическое произведение «4’33’’» Джона Кейджа.

Не все знают, что в мире сейчас известно 720 картин принадлежащих кисти будущего нацистского преступника - Адольфа Шикльгрубера (Гитлера)
На британском аукционе Jefferys были распроданы 23 акварели и рисунки Гитлера. Главным покупателем стал человек из России.
Пейзаж «Морской ноктюрн», был продан на закрытом VIP-аукционе Darte в Словакии. Стоимость этого лота составила 32 тыс. евро
Картины Гитлера в интернете может увидеть любой желающий...

Свастика на деньгах

В XX веке Свастика получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии, и в европейской культуре устойчиво ассоциируется именно с гитлеровским режимом. Однако ни для кого уже давно не секрет, что свастика имеет тысячелетнюю историю и в той или иной форме присутствовала (и)или присутствует в культуре множества народов.Изображение свастики в мозаике из золоченной смальты 11 века можно встретить даже в центре столицы Украины - Киеве, в знаменитом Софиевском соборе, основанном Великим Киевским князем из рода Рюриковичей Ярославом Мудрым. По одной из легенд, немцы не взорвали этот собор, ныне охраняемый ЮНЕСКО, потому, что увидели на его стенах изображение свастики…
Свастика — один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца. Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.
"Проблема с этой чертовой свастикой в том, что она — чересчур многозначный символ..." отмечает Антоний Бургеос, ("Сила земли").

В 1916 году царским правительством была разработана реформа денежных знаков. К 1917 году были подготовлены сложные матрицы для их типографии, на матрицах была свастика. Свастика должна была стать частью Российской империи, дополнив орла . Николай II не раз отстаивал правоту этого знака, но не успел провести реформу. В ходе Февральской революции 1917 года отрекся от престола. Однако большевикам все равно пришлось напечатать деньги со Свастикой, поскольку придя к власти, они спешили, а денег на изготовление новых матриц не было. Купюры со свастикой были в ходу до 1922 г. Затем видимо деньги появились и Луначарский А.В. запретил использовать свастику (нарукавная нашивка со Свастикой в лавровом венке и надписью «Р.С.Ф.С.Р.» (1918г).
Командовал в 1918-1919 годах на Юго-Восточном фронте Василий Шорин (царский полковник, репрессированный в 30-е годы). Возможно Шорин таким образом хотел закрепить преемство новой армии с прежним руским воинством. В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом В.И. Шоринымбыл издан приказ №213, который вводил новый нарукавный знак для калмыцких формирований. В приложении к приказу приводилось и описание нового знака: « Ромб размером 15x11 сантиметров из красного сукна. В верxнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого "ЛЮНГТН " с надписью "Р.С.Ф.С.Р." Диаметр звезды- 15мм, венка 6 см, размер "ЛЮНГТН " - 27 мм, буква- 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, "люнгтн" и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев - желтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)». 4 Загадочной аббревиатурой (если это, конечно, вообще аббревиатура) ЛЮНГТН как раз и обозначалась свастика.
Считается, что «буденовка», которую сначала называли богатырка (суконный шлем особого образца, как часть доспехов былинных руских богатырей) планировалась со Свастикой . Большевики, найдя запасы на царских складах, нашили на них пентаграммы (пятиконечные звезды).




* «Делонэ-Бельвиль 45 CV» Николая II - на пробке радиатора Свастика



"Военные корабли на рейде (во внутреннем море)". XVIII в

Изображение множества Свастик, вы можете наблюдать как на старинной японской гравюре XVIII века (снимок вверху), так и на безподобных мозаичных полах в залах Санкт-Петербургского Эрмитажа (снимок ниже).


Павильонный зал Эрмитажа. Мозаичный пол. Фото 2001 г.


Виртуальная галерея Казимира Малевича
http://www.raruss.ru/avant-garde/1280-suprematism.html
http://magazines.russ.ru/slovo/2011/69/sv38.html
http://gezesh.livejournal.com/18986.html