Что такое сиквел. Что такое приквел и сиквел

Что такое сиквел.  Что такое приквел и сиквел
Что такое сиквел. Что такое приквел и сиквел

Наиболее часто более позднее произведение описывает события, непосредственно следующие за событиями предыдущего произведения. В подобных случаях либо используются второстепенные сюжетные линии предыдущей работы, либо добавляются новые конфликты, приводящие к новым событиям.

Триквел

Триквелом является сиквел сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений.

Развивая предыдущий пример: роман «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя » является продолжением для романа «Двадцать лет спустя » и, таким образом, триквелом романа «Три мушкетёра ».

Триквел отличается последовательностью замысла от трилогии , которая изначально создаётся как трёхчастное произведение.

Квадриквел

Также иногда используется термин «квадриквел», для описания четвёртого произведения в серии.

Приквел

Приквелом является более позднее произведение, описывающее события, предшествующие более раннему.

Мидквел

Мидквелом является произведение, развивающее сюжет предшествующих произведений на ту же тему.

Особенность мидквела в том, что изображаемые в нем события хронологически относятся к периоду внутри исходного сюжета.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Философская энциклопедия
  • Славутич (город)

Смотреть что такое "Сиквел" в других словарях:

    СИКВЕЛ - (англ. sequel результат, следствие), продолжение фильма, пользовавшегося коммерческим успехом, как правило, с теми же актерами в основных ролях. Продолжения популярных картин появлялись еще в период немого кино: «Шейх» (The Sheik, 1921) и «Сын… … Энциклопедия кино

    сиквел - сущ., кол во синонимов: 2 продолжение (10) фильм (86) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    СИКВЕЛ - а; м. [англ. sequel от лат. sequēla сопровождение, следствие] Иск. Художественное произведение (пьеса, кинофильм и т.п.), являющееся продолжением другого произведения. * * * СИКВЕЛ СИКВЕЛ (англ. sequel результат, следствие), продолжение… … Энциклопедический словарь

    сиквел - сущ. продолжение, новая серия || Сиквел под названием iPad 2, анонсированный в марте 2011 года, оказался успешным … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    сиквел - (англ. sequel продолжение) книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

    сиквел - а, ч. Продовження кінофільму, який користувався комерційним успіхом, зазвичай, з тими ж акторами в головних ролях; іноді оригінал і продовження пов язані лише формальною загальністю персонажів … Український тлумачний словник

    сиквел - продолжение (фильма) …

    сиквел - продолжение (фильма) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

    сиквел - а; м. (англ. sequel от лат. sequēla сопровождение, следствие); иск. Художественное произведение (пьеса, кинофильм и т.п.), являющееся продолжением другого произведения … Словарь многих выражений

    Сиквел (значения) - Сиквэл (иногда сиквел) англ. sequel, /ˈsiːkwəl/ Сиквел (искусство) произведение искусства, являющееся прямым продолжением какого нибудь более раннего произведения. SQL (компьютерный сленг, по названию первой реализации SEQUEL) … Википедия

Книги

  • Карточная игра "ХУГЕРМУГЕР Сиквел" (GC005) , . Продолжение карточной игры ХУГЕРМУГЕР! Перед вами полностью самостоятельная игра! Те же необычные правила, несколько игровых полей и новые, меняющиеся Битвы и задания. Вам предстоит,…

Особый разряд сиквелов составляют «духовные сиквелы», которые не являются прямыми продолжениями, однако же рассматривают тот же набор понятий и идей, что и произведения, предшествующие по сюжету.

Связанные понятия

Приквел

Мидквел

Триквел

Три́квелом является сиквел сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений. Например, фильм «Тринадцать друзей Оушена » является продолжением фильмов «Одиннадцать друзей Оушена » и «Двенадцать друзей Оушена ».

Триквел отличается последовательностью замысла от трилогии , которая изначально создаётся как трёхчастное произведение.

Квадриквел

Также иногда используется термин «квадри́квел », для описания четвёртого произведения в серии (например, «Пираты Карибского моря: На странных берегах », «Такси 4 » и так далее).

См. также

Напишите отзыв о статье "Сиквел"

Литература

  • Amanda Ann Klein, ‎R. Barton Palmer (eds.). Cycles, Sequels, Spin-offs, Remakes, and Reboots: Multiplicities in Film and Television. - University of Texas Press, 2016. - 357 с. - ISBN 978-1-4773-0900-1 .
  • Carolyn Jess-Cooke. Film Sequels: Theory and Practice From Hollywood to Bollywood. - Edinburgh University Press, 2009. - 166 с. - ISBN 978-0-7486-2603-8 .
  • В. Д. Черняк , М. А. Черняк . Сиквел; Серийность массовой литературы // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015. - С. 153-154, 150-152. - 250 с. - ISBN 978-5-9765-2128-5 .
  • Сергей Иванович Чупринин . Сиквел // Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. - Время, 2007. - ISBN 5-9691-0129-X .

Примечания

  1. ] / О. Е. Иванова , В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева , Л. К. Чельцова . - 2-е изд., испр. и доп. - М .: Российская академия наук . , 2004. - 960 с. - ISBN 5-88744-052-X .
  2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
  3. Silverblatt Art. Genre Studies in Mass Media: A Handbook. - M. E. Sharpe , 2007. - P. . - ISBN 9780765616708 .
  4. . - Rodopi, 2007. - P. 183. - ISBN 978-90-420-2212-6 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сиквел

На французской стороне, в тех группах, где были орудия, показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука, один за другим, и третий.
– О, ох! – охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. – Посмотрите, упал один, упал, упал!
– Два, кажется?
– Был бы я царь, никогда бы не воевал, – сказал Несвицкий, отворачиваясь.
Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.
– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.
Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление.
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.

Мир современного кино очень разнообразен: следуя не только творческим позывам, но и запросам и пожеланиям зрителей, режиссеры и сценаристы создают много фильмов на любой вкус. Кроме того, технические возможности и инновационные разработки позволили сделать кино настоящей индустрией, поставляющей качественный продукт в короткие сроки. Ежегодно, ежемесячно, ежедневно на экраны выходят все новые и новые ужасы, триллеры, драмы и комедии.

При этом необходимо отметить, что при всем многообразии выбора есть сюжеты и идеи, которые нравятся зрителям многие годы, собирая толпы фанатов при выпуске каждого нового эпизода. Вместе с появлением этой тенденции вместо традиционного русского «многосерийный фильм» мы все чаще слышим новые, не всегда понятные слова и термины: сиквел, приквел, спин-офф…

Давайте вместе составим и разберемся в современном словаре кино.

Что такое сиквел, приквел и спин-офф
Сиквел и приквел - самые распространенные синонимы слова «фильм», когда речь идет о продолжении или предыстории основного сюжета. Фильм, который расскажет о том, что было раньше – это приквел, о том, как будут развиваться события – сиквел.
Узнать сиквел очень просто, чаще всего его выдает порядковый номер в названии фильма. Например, буквально несколько недель назад на экраны вышел фильм «Обитель зла 6: Последняя глава». Это классический сиквел, так же как и остальные фильмы из этой саги. Анонсировалось, что шестой фильм станет заключительным, но создатели не удержались и оставили маленькую лазейку, так что еще посмотрим.

А рекордсменом по поставке приквелов можно назвать вселенную Star Wars. По сути, благодаря этим фильмам и появился сам термин. Первый фильм саги (номер 4) был снят в далеком 1977 году, потом – два новых эпизода под номерами 5 и 6. Фантастический фильм мгновенно приобрел такую популярность, что в 1999 сняли первый эпизодом «Звездных войн» - он же стал первым приквелом. С тех пор сага успешно пополнилась фильмами, легендами, спин-оффами (об этом подробнее читайте дальше), мультфильмами и сериалами.

Самые ожидаемые премьеры 2017 и 2018 года:

Развитие сюжета, которое происходит параллельно с основными событиями, получила название «спин-офф». Действие в этих фильмах происходит в обстоятельствах «той же Вселенной», а главные герои были на второстепенных ролях в основной истории.

Вернемся к Star Wars. Например, события, которые происходят, в вышедшем в 2016 году фильме «Изгой один. Звёздные войны. Истории», это рассказ о Джин Эрсо и приключениях, которые происходят между и параллельно с 3 и четвертым эпизодом основных «Звездных войн».


Еще один классический спин-офф – это фантастически фильм, номинированный на Оскар 2017, «Фантастические твари и где они обитают». Мы вновь оказываемся в мире Гарри Поттера, где человечество разделено на обычных людей и магов, но сталкиваемся с другими героями и обстоятельствами. Но при этом встречаемся с совершенно новыми героями – магозоологом мистером Саламандером, его необычными питомцами, а также друзьями из мира волшебников и «немагов».


Также можно сказать, что спин-офф – это мидквел, где события развиваются из любой второстепенной сюжетной линии. В этом фильме история не продолжается, а как бы дополняется, обрастает новыми подробностями и деталями.

Фильм, который можно назвать одновременно и сиквелом, и приквелом – это интерквел. Здесь события происходят между историями, рассказанными в уже вышедших фильмах. То есть интерквел – это между прошлым и будущим, то есть настоящее. Очень сложно не запутаться, но все зависит от того, что вышло раньше.

Следите за обновлениями на нашем сайте (фильмы и сериалы в лучшем качестве), а также за нашими новыми материалами, где мы расскажем вам, что такое:

  • Байопик – особый жанр
  • Дилогия, триквел и квадриквел

Пример сиквела - эпопея «Дети Арбата»

Сиквел (от английского слова sequel - продолжение) - продолжение какого-либо художественного произведения, чаще кино- или телефильма (сериала), книги. Естественно, не успешному в коммерческом плане творению продолжение не требуется. «Сиквелированию» подвергаются лишь популярные вещи. И полбеды, если удачу пытаются развить авторы первой части - «Улицы разбитых фонарей» - 2, 3, 4….14, «Склифосовский», «Склифосовский-2», «Глухарь», «Глухарь-продолжение», «Глухарь-возвращение», «Пятницкий», «12 стульев», «Золотой теленок» Ильфа и Петров, «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» Н. Г. Гарина-Михайловского. Но бывает, что чужими руками, точнее талантом, пытаются воспользоваться другие: «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл - «Скарлетт» Александра Рипли - «Ретт Батлер» Джулия Хилпатрик.

Сиквел - слово для снобов. В русском языке существует его чёткий аналог - «продолжение», а в более сложных случаях - «дилогия», «трилогия», «цикл романов», «эпопея»: киноэпопея «Освобождение», эпопея Льва Толстого «Война и мир»

Википедия отмечает пять видов сиквела

  • Приквел
  • Интерквел
  • Мидквел
  • Триквел
  • Квадриквел

Приквел - произведение рассказывает о событиях, предшествующих основному сюжету. Примером приквела служит роман Джеймса Фенимора-Купера «Последний из могикан», написанный после романа «Пионеры» и рассказывающий историю более молодого Натти Бампо.

Интерквел - произведение рассказывает о событиях, которые происходили в промежутке между первой и второй частями эпопеи. То есть интерквел является одновременно сиквелом для одного произведения и приквелом для другого. Снова Фенимор-Купер, «Следопыт». Роман описывает жизнь Натти Бампо после приключений «Последнего из могикан», но перед «Пионерами».

Мидквел — произведение, развивающее сюжет предшествующих произведений на ту же тему. Его действие происходит «внутри» начального сюжета, возможно, второстепенные и главные действующие лица основной линии меняются местами, так сказать, «в это же время…» - «Тайна Ретта Батлера» Мэри Рэдклифф. История Ретта Батлера и много тайн из детской и юношеской жизни Скарлетт О’Хара - главных действующих лиц романа «Унесенные ветором».
«Остров сокровищ» Р.- Л. Стивенсона и «Приключения Бена Гана» Р. Ф. Делдерфилда.

Триквел — это сиквел сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений. «Виконт де Бражелон» - продолжение «Двадцати лет спустя», являющихся в свою очередь продолжением ««Трёх мушкетеров».

Квадривкел - четвертая степень продолжения произведения: «Мичман Хорнблауэр», «Лейтенант Хорнблауэр», «Все по местам», «Линейный корабль» и т. д. (эпопея Сесила Скотта Форестера о жизни капитана Хорнблауэра)

" itemprop="image">

Очень часто в разговорах и обсуждениях, касающихся каких-либо художественных произведений (будь то книга, фильм или компьютерная игра – не суть важно), можно услышать термины “сиквел”, “приквел”, “спинофф” () и многие другие непонятные англицизмы. Если подобная терминология приводит вас в замешательство, обязательно ознакомьтесь с данным материалом.

Что такое приквел и сиквел?

Сиквелами называют прямые продолжения уже снятых произведений. Sequel с английского так дословно и переводится – “продолжение”. К примеру, игра Starcraft II является прямым сиквелом оригинального Starcraft и дополнения Brood War, продолжая начатые в оригинале сюжетные линии и развивая вселенную. Встречаются также понятия “триквел”, “квадриквел” и так далее, являющиеся разновидностями термина “сиквел” и указывающие на порядковый номер фильма по счету. В фильме Назад в будущее третья часть является триквелом по отношению к оригинальному фильму, а вторая – сиквелом.

Приквел же – это предыстория к оригинальному произведению, по временной линии располагающаяся перед первоисточником. Создание приквела не обязательно происходит раньше выпуска фильма, игры или книги/комикса, продолжающего его сюжетную линию. Нередко с их помощью создатели просто развивают или дополняют уже законченную историю. Например, фильм Прометей и франшиза Чужой, к которой он является предысторией. В современных произведениях, особенно фантастической тематики и с заигрыванием с временными линиями, встречаются проекты, одновременно являющиеся и приквелами, и сиквелами. Тот же Капитан Америка из вселенной Марвел, часть событий которого происходила до Железного человека и других фильмов, а часть – позже.

Что такое спин-офф, ремейк и ремастер?

Итак, что такое приквел и сиквел мы выяснили, теперь пришла очередь не менее часто встречающихся терминов.

  • Спин-офф – сюжетное ответвление от конкретного художественного произведения, несколько дистанцирующееся от его главных героев и основной истории. Обычно героями становятся эпизодические персонажи, у которых не было достаточного количества экранного времени. Отличный пример – сериал Теория большого взрыва, который не так давно обзавелся ответвлением о детстве одного из героев – Шелдона Купера. Что примечательно, он одновременно является не только спин-оффом, но еще и приквелом к истории.
  • Ремейк – новая версия уже существующего произведения. Обычно создатели ремейков адаптируют техническую составляющую продукта, сюжет и другие детали под современную аудиторию, могут перенести место действия и даже сменить пол/расу персонажей, что нередко заканчивается возмущением фанатов оригинального художественного произведения. Хороший пример ремейка – фильм Одиннадцать друзей Оушена. Черно-белый фильм пересняли, сделали современный и интересный сюжет, привлекли известных актеров, благодаря чему и собрали кассу, позволившую снять еще и сиквел с триквелом.
  • Ремастер – термин, применяемый преимущественно к фильмам и компьютерным играм. Подразумевает под собой улучшение технической составляющей продукта с целью улучшить его восприятие аудиторией. К примеру, не так давно существенной доработке подвергся знаменитый Титаник и классический Терминатор 2: Судный День. Улучшали качество картинки и в старой трилогии Звездных Войн. В играх ремастеры еще более частое явление, чем в кинематографе – разработчики часто выпускают патчи, адаптирующие игру под современные операционные системы, добавляющие эффекты, улучшенные текстуры и разрешение. Этого оказывается достаточно, чтобы многие раскошелились на ту же игру еще раз.

Конечно, все перечисленные слова не являются частью литературного русского языка и вполне прекрасно заменяются вполне себе понятными терминами “продолжение”, “предыстория”, “реставрация” и тому подобными. Но раз эти слова уже так прочно обосновались в интернете и за его пределами, имеет смысл взять их на вооружение.