Что такое считалка. Этот неизвестный жанр «Считалки
Читайте также
Что такое считалка? Возможно, хотя бы раз, но каждый человек задавался этим вопросом. Общеизвестным определением данного понятия является следующее: считалка - это вид детского творчества, характеризующийся шутливой формой произношения. Используется в игре, предназначена для случайного выбора одного человека - водящего или выбывающего. Действительно, знакомое «Вышел месяц из тумана…» или «Эники-беники ели вареники…» невольно возвращает в детство, счастливое и беззаботное, с догонялками и игрой в вышибалу.
«Мы играем - водишь ты…»
Среди ребятишек считалка - это своего рода ритуал, прелюдия к игре. Она объединяет, сплачивает коллектив, помогает установить дружеский контакт. Ведь в процессе счета ребятишки дотрагиваются до груди всех участников, проявляя в такой форме доверие друг к другу. Произносимые детским голосом рифмованные строки дают старт подвижной и увлекательной игре, шанс одному водить, другому убегать, прятаться и искать.
«Речка вдаль бежит лесная,
Вдоль по берегам кусты.
Я друзей всех собираю,
Мы играем - водишь ты!»
Что такое короткие запоминающиеся стишки, которые произносятся с четко выраженным ритмом. Причем строки в большинстве своем построены таким образом, что их хочется напевать. Да и веселая обстановка к этому располагает. Вот и рождаются из обычных считалок-стишков веселые считалки-песни.
Историческая справка
Этот жанр народного фольклора - считалка - возник в давние времена и, что удивительно, использовался взрослыми. Так они распределяли тяжелую работу, за которую никто не хотел браться. Современные считалки также выполняют функцию распределения, но уже в детских играх. Обычно при их произношении указывают на участников. На кого придется последнее слово, тот и становится водящим. Либо же выбывают постепенно все игроки, а водящим становится тот, кто остался.
Дети, знающие много считалок, уважаемы в своем коллективе, востребованы, так как могут организовать множество интересных затей. Что такое считалка для ребенка, не имеющего лидерских качеств, стеснительного и молчаливого? Это шанс проявить себя, почувствовать главным, игроком, членом команды. К тому же считалка развивает внимание. Передаваясь из уст в уста в процессе игры, она требует от участников сосредоточенности и умения быстро запоминать.
Секретные слова
Взрослые часто, прислушиваясь к считалкам детей, задумываются, почему в них используются какие-то придуманные, несуществующие, странные слова.
«Эни, бени, рики, таки,
Уоба, турба, синтибряки,
Бэус, эус, краснобэус,
В древние времена человек сильно верил в силу слова, использовал считалки в гаданиях, ведь они чем-то походили на заклинание. Тогда люди еще не могли понять и объяснить многие явления окружающей среды, поэтому боялись ее проявлений и гнева. Охотники, к примеру, считали, что звери могут понимать человеческий язык. Поэтому, собираясь на промысел, общались с применением «тайных», «секретных» слов, чтобы зверь не смог почувствовать и понять, что за ним идут охотиться.
Чтобы было весело
Сейчас даже сложно определить, какие из считалок относятся к древности, а какие придуманы современным человеком. Жанр ничуть не устарел, и сегодня он актуален, поэтому считалочки среди ребятишек всегда востребованы. С их помощью детям легко распределить в игре роли так, чтобы никто не обиделся, и было очень весело.
"Раз, два, три, четыре, пять.
В прятки все скорей играть.
Солнце, небо, лес, цветы.
Выходи из круга ты!"
«Возле школьного крыльца
Мы садили деревца.
Валя - вербу,
Яша - ясень,
Сеня - сливу,
Катя - клен.
Ты работал - оставайся!
Ты ленился - вышел вон!»
Немного математики
Это эффективный инструмент для обучения малышей счету. В процессе игры цифры схватываются на лету. Ребенок с удовольствием будет учить такие считалки, чтобы потом применять их в коллективных играх.
«Три, четыре, два, один,
Ты брюнет, а я блондин.
К нам голубка прилетала
И водить тебе сказала»
«Пять, четыре, семь, шесть, десять,
В темном небе круглый месяц!
Кто к нему дойдет быстрей,
Тот и прячется скорей».
Смешные считалки
В основном все считалочки шутливые, что уже изначально настраивает ребятишек на позитивный ход игры. Произнося смешную считалку, можно от души повеселиться и заодно решить, кто будет водить.
«Жили в море три селедки:
Муля, Гуля и Балда.
Муля с Гулей спали вместе,
А Балда совсем одна».
Русские народные считалки
Считалки отлично развивают дикцию малыша, показывают красоту звучания рифмованных строк, родной речи. А это в дальнейшем проявляется любовью к литературе. На Руси за сотни лет придумано много народных русских считалок:
«Кукушка-рябушка,
Курочка-потатурочка,
Сели, горели,
За море полетели.
Там за морем горка,
А на ней дубровка,
А внутри царица,
Красота-девица.
Сахарок-медок,
Поди-ка вон, королек».
В процессе произношения считалки взрослому следует приучить ребенка к разным интонациям. В возрасте 5-6 лет малыш сумеет почувствовать наличие либо недостаток звука.
Считалка - полезный инструмент для детского ума
Конечно, некоторые взрослые могут полагать, что для детского мозга считалка совершенно бесполезна и лишь только засоряет его. Но это не так. В действительности функций, которые выполняют эти незамысловатые стишки, достаточное количество. Итак, подведем итог. Что такое считалка? Это своего рода инструмент, который:
- Помогает распределить роли в игре без споров, обид и лишних вопросов.
- Обучает
- Тренирует память.
- Развивает внимание и речь.
- Помогает проявиться скрытым талантам. К примеру, ребенок, не запомнивший окончание стишка, додумывает его сам. А это дает полет фантазии, воображению, развивает умение сочинять стихи.
- Пробуждает чувство юмора, так как стихотворные тексты в основном шутливые.
Учите детей считалкам, ведь это положительно отражается на их развитии.
Что такое считалка?Для чего нужны считалки?
Считалки- это такая детская забава, но к которой иногда и ввзрослые прибегают.
Используется она для того чтоб решить кто будет, что-то делать.
Например, игра впрятки, чтоб определить голящего, нужно произнести считалочку в стихотворной форме, в финале на ком остановится считалка, тот и будет голить. Правила очень просты)
Считалка жанр устного народного фольклора. Стишки небольшого размера с чтко выраженным ритмом.
Некоторые считают считалки бесполезными, лишним засорением детского мозга. Но на самом деле считалки выполняют много нужных функций. Они просто необходимы в жизни малыша.
Они помогают распределить роли в игре без лишних споров, вопросов, типа, А почему она Красавица, а я Чудовище? и без обид за то, что сейчас он всего лишь простой игрок, а какой-то Петя, Вася, — командир.
Водящего выбирают не по желанию или симпатии, а совершенно честно, отдаваясь на волю его величества Случаю. Считалка является как бы своеобразным жребием, гаданием, решение которого нельзя оспаривать. Поэтому считалка позволяет на некоторое время слабому почувствовать себя лидером, и наоборот.
Знание множества считалок позволяет ребнку в игре стать организатором детских затей. Такие дети всегда востребованы .
Разучивая считалки, дети учатся чувству ритма , которое так необходимо в музыке, танцах, математике.
Считалки также нужны для развития речи т.к. они чем-то похожи на чистоговорки. Порой считалки имеют иноязычные слова или даже слова, не имеющие аналога ни в одном из известных языков, типа,
слова, от которых язык сломать можно.
Считалка развивает память, внимание детей . Обычно она передатся из уст в уста во время игры, что требует большой сконцентрированности на считалке и умения быстро запоминать.
Дети, не запомнившие все слова, пытаются самостоятельно придумать окончание считалки. Получается, что считалки также развивают умение сочинять стихи, воображение, фантазию, а порой и чувство юмора т.к. тексты считалки, в основном, имеют шутливый характер.
Некоторые считалки до того любимы в народе, что их можно услышать у детей разных поколений. К примеру,
На основе текстов считалок придумывают мультфильмы.
Им посвящают фильмы: Кошмар на улице Вязов, Десять негритят, quot;
Ну и главное в считалке вс-таки то, что она является как бы прелюдией к игре. А в игре дети сплачиваются, сдруживаются. Когда проводится ритуал считалки и дети дотрагиваются до груди участников, это позволяет им устанавливать между собой дружеский контакт, показывая друг другу доверие . А что может быть важнее этого?!
контрольная работа
1. История появления считалки
Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:
считалка речь воспитание художественный
Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.
Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
Вопрос судьбы и случая в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х годов, задумал написать роман...
Кроме повести-притчи "Скотный двор" и её идейного продолжения - "1984", названного "книгой века", он написал 4 романа, 4 автобиографического эссе, сборник стихов и 4 тома публицистики и писем...
Джордж Оруэлл: история жизни и творчества
"Скотный двор" считается единственным не автобиографическим произведением Оруэлла просто потому, что его персонажи - животные. Но и эта книга, стремительно вывалившаяся "прямо на машинку" (ноябрь 1943 - февраль 1944), выросла из воспоминания...
Искусственный интеллект: научно-художественная проблематика
Традиционно рождение мифологемы искусственного разума относят к средним векам. «Наконец осуществилась мечта средневековых оккультистов - создан механический разум» - указывает современный автор }