Что такое акафист и зачем их читают? Что такое акафист.

Что такое акафист и зачем их читают? Что такое акафист.
Что такое акафист и зачем их читают? Что такое акафист.

Акафистом называют жанр правослано-церковного хвалебного песнопения. Данные произведения создаются во славу Господа, Богородицы, Святых Угодников, чудотворных икон и других православных святынь. Жанр этого не входит в церковные богослужебные сутки православных обителей, а скорее его относят к молитвам келейного чтения, то есть, домашнего, но как правильно читать акафист дома, знают не все.

Как нужно читать православный акафист дома

Акафист в своем значении равнозначен с гимном. Следовательно, читая акафист не принято отвлекаться и обязательно нужно стоять. Исключение возможно для немощных стариков и больных людей, которые стоять не в состоянии. Желательно читать акафист у иконы Святого, которому он написан. Полезно узнать факты о житие Святого и почему он возведен в лик Святых, чтобы лучше понимать,когда читать акафист и при какой нужде. Обязательно уточните, как правильно читать нужный акафист дома и нужно ли брать благословение священнослужителя. Приступая к чтению произнесите сперва молитвы: «Молитвами святых Отец…», «Слава Тебе Боже наш…», «Царю Небесный…», «Трисвятое» по «Отче наш», а закончив: «Достойно есть..», «Слава и ныне», Господи помилуй (произнесите обязательно трижды), «Молитвами святых Отец..». Если читаете акафистваша голова должна быть свежей,а мысли свободны, это значит, что лучше всего читать акафисты утром.

Когда читать акафист

Каждый человек сам принимает решение, когда и по какой причине читать акафист. Случается, что чтение начинают по зову сердца или прибывая в нужде, а иногда батюшка дает наставление. Бывает ещё, что читать акафист начинают прихожане малоопытные, которые совершенно не знают, как правильно читать акафист дома. Конечно, могут ответить на все возникшие вопросы, но многие думают, что удобней поискать интересующую информацию на просторах интернета. В свою очередь, церковь пользуется интернет сайтами, которые позволяют распространить больший объем информации за более короткое время. На сайтах православной тематики размещают тексты молитв, записи церковных хоровых песнопений, цитаты из проповедей, а также абсолютно все, что имеет отношение православной церкви. Следовательно, в интернете можно всю информацию, а как правильно читать акафисты дома и какие молитвы произносить с каждым из них написано на многих сайтах, которые посвящены данной теме.

Очень полезно слушать акафисты в записи, а на православных сайтах вы можете найти абсолютно любой, который вас интересует. Слушая пение церковного хора в записи вы разберетесь во всех тонкостях и узнаете на какой слог падает ударение, а значит как правильно читать акафист дома самостоятельно.


Если у вас есть свободное время, вы можете прочитать

Текст православной молитвы святому преподобному Нифонту Цареградскому

О великий угодниче Божий, святителю Нифонте! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся, яви нам, грешным (имена), любовь твою отеческую и многомощное твое заступление. Испроси нам веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, в добрых делах преспеяние, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, в молитве постоянство, здравие же и спасение. Призри милостиво на нас и вся прошения наша во благо исполни, и всем нам в жизни временней и вечней потребная даруй, во славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Словарь Ушакова

Акафист

ака фист , акафиста, муж. (греч. akathistos - букв. такой, во время которого не сидят) (церк. ). Род хвалебного церковного песнопения.

Культурология. Словарь-справочник

Акафист

(греч. - «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») - жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии - кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии - кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием - избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки - рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 - Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 - девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 - вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 - Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» - «радуйся». В каждом икосе - 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть...», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом... яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления - Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Католическая Энциклопедия

Акафист

(греч. άκάθιστος) - хвалебное песнопение Вост. Церкви в честь Иисуса Христа, Богородицы или к.-л. святого; во время исполнения А. не позволяется сидеть (в этом отношении противоположность А. - седален, или кафизма). А. состоит из вступительной строфы, или кукулия, и 24 следующих за ней песен: 12 более кратких (кондаков) и 12 более продолжительных (икосов); первый икос звучит сразу после кукулия, и в дальнейшем оба вида песнопений чередуются друг с другом. Заключительную часть каждого икоса составляют т.н. похвалы, или хайретизмы (от χαϊρε - «радуйся!») - приветственные обращения, последнее из которых - припев, воспроизводящий заключительный стих кукулия; все кондаки имеют припев Аллилуйя.

Наиболее известным А. древней Церкви является А. Пресвятой Богородице, созданный в V - нач. VI в. Его автором предположительно является Роман Сладкопевец. Гимн состоит из двух частей: исторической (в ней отражены события истории спасения, связанные с Воплощением) и богословской (содержит исповедание догматов веры). Этот А. на протяжении веков исполнялся христианами как Вост., так и Зап. Церквей. В 1981 А. Пресвятой Богородице был торжественно исполнен в ознаменование 1500-й годовщины Эфесского собора в базилике Санта Мария Маджоре. По решению Папы Иоанна Павла II от 31 мая 1991 с исполнением А. Пресвятой Богородице связано получение полной индульгенции. Первый перевод на лат. язык (ок. 800) оказал заметное влияние на ср.-век. гимнографию. В наст. время известны многочисл. переводы А. на совр. языки.

Другие А. (Иисусу Сладчайшему, Страстям Христовым, Николаю Чудотворцу и т.п.), вошедшие в церк. обиход, во многом были созданы по образцу А. Пресвятой Богородице. Их исполнение в Вост. Церквях не предусмотрено богослужебным уставом, однако по желанию они могут быть включены в молебны, а иногда в вечерню или утреню; А. часто используют также в домашних молитвах.

Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997; Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998; Акафист Пресвятой Богородице / Пер. с греч. яз. А. Десницкого. М., 1999; Meester P. de. L’inno acatisto. R., 1905; Wellesz E. The Akathistos Hymn. Kopenhagen, 1957; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1961.

М. Насонова

Православие. Словарь-справочник

Акафист

(греч. «неседальная песнь»)

особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых и состоящее из основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуия». Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов. Автором этого акафиста считают или монофилитского патриарха Сергия (610-638), или Георгия Писидийского, летописца при императоре Ираклии, или же патриарха Фотия, воспевшего эту песнь якобы в связи с нашествием россов.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Акафист

, а , м.

Церковное хвалебное песнопение, которое слушали только стоя.

* [Лукерья:] Прочту отче наш, богородицу, акафист всем скорбящим -дай опять полеживаю себе безо всякой думочки . // Тургенев. Записки охотника //; По воскресеньям в приемной кто-нибудь из больных по его приказанию читает вслух акафист . // Чехов. Палата № 6 // *

Православный энциклопедический словарь

Акафист

(греч. - неседальный) одна из форм церковного гимна, ведущая начало от песнопения в честь Богородицы.

Словарь музыкальных терминов

Акафист

(от гр. akathistos - не сидящий) - торжественное песнопение православной церкви, исполняемое стоя (отсюда - происхождение названия).

Словарь церковных терминов

Акафист

(греч. неседальное (пение)) - форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом "Аллилуйя"). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова "радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом. посвященный Богородице ("Взбранной Воеводе..."), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VII - IХ вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII - XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

Православная энциклопедия

Акафист

(в переводе с греческого означает «неседальное пение»)

одна из форм церковной поэзии, произошедшая от древних кондаков. Современные акафисты посвящены прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери и Ее образов, праздников и святых мучеников.

Обычно акафист включает 25 строф, разделенных попарно. Каждая пара строф, кроме последней, является смысловым звеном. Первая строфа, или кондак, менее пространная, она служит вступлением и завершается возгласом «Аллилуйя». Исключение – предначинательный кондак. Вторая, более пространная строфа называется икосом и заканчивается 12 приветствиями, начинающимися словом «Радуйся». Последняя строфа акафиста – это молитвенное обращение к прославляемому. Первый (или Великий) акафист был посвящен Божьей Матери. Он был составлен в начале VII века в память об избавлении Константинополя от персидского нашествия. Чуть позднее – в VIII–X веках – акафист вытесняется каноном. Но в VIII–XIX веках этот жанр возрождается в России. Что касается Устава, то акафисты читают в составе как молебнов, так и других богослужений. Великий же акафист принято читать на пятой неделе Великого поста.

Молитва – одна из важнейших составляющих жизни православного человека. Акафист – молитвенное восхваление, начинающееся и заканчивающееся по уставу, то есть также – с молитвой.


Как правильно читать Акафист

Еще с древних времен в православном мире прибегали к помощи Божьей, Богоматери, святых, или по случаю церковного праздника. Для этого христиане сложили специальное молитвенное правило, хвалебный гимн – акафист. Существует и особый порядок его прочтения. Сегодня можно заказать его в любом действующем храме (подать записку о здравии, которую прочитает священник). Однако, иногда верующие хотят, помимо общей церковной молитвы, совершить сугубую молитву у себя дома. Именно акафист можно читать дома, без участия священнослужителей. Последние, часто даже рекомендуют своим прихожанам и духовным чадам читать дома тот или иной акафист.

Как часто бывает, не у всех есть духовник. И спросить о правиле чтения акафиста дома – просто физически нет у кого. А вопросов много. Например, что читать перед акафистом и нужно ли это вообще? Так вот то, что нужно знать: существует установленное Церковью правило для чтения акафиста. Это молитвы перед чтением самого акафиста и по его окончании. Предначальные молитвы перед акафистом обычно читают стоя, как и сам акафист. Ведь в переводе с греческого языка, акафист - это «пение не садясь». Но если человеку, по причине плохого самочувствия, трудно стоять на ногах – можно и присесть.

К тому же, акафист – довольно таки длительное молитвенное восхваление. И у многих может возникнуть вопрос – зачем нужны еще и начальные молитвы перед чтением акафиста. Не довольно ли его самого? Однако, молитвы перед акафистом благотворительно сказываются на молящемся. Человек настраивается на длительную, внимательную сердечную молитву. Он как бы разминается, разжигает свое сердце славословием Бога. А ведь только тогда Господь и святые слышат нас, когда мы обращаемся искренне, от всего сердца и с искренней верой, а не механически бормоча под нос сухой текст. Такое отношение не будет услышано свыше, а возможно даже будет наказание. Молитва – та, что от сердца, а не на устах.

Предначальная молитва служит предвкушением радости. Ведь не зря же каждый акафист исполнен словами «Радуйся…». Бог и святые радуются, глядя на молящегося. И нам стоит, всегда радоваться. Акафист и молитвы его сопутствующие – это хвалебное прославление, слова сердечной радости.

Еще одним важным моментом перед чтением акафиста является то, что нужно упорядочить свои мысли, отвлечься от всего земного. Отсекать все приходящие и нарушающие молитву мысли. Ведь они от лукавого, который хочет воспрепятствовать вам читать акафист и славить Бога и святых Его.

Возможно также прочтение акафиста сообща – коллективно, всей семьей. Общая молитва имеет сугубую силу. Ведь каждый молится в свою меру, в зависимости от своего духовного опыта и от сердца. Рекомендуют предварительно взять благословение у священника на домашнее его прочтение. Это нужно для того, чтобы избежать всевозможных искушений и козней дьявола. Также священник может посоветовать, какому святому или какой иконе Богоматери читать акафист в той или иной ситуации. К тому же, у православных христиан, любое дело должно начинаться с молитвы и благословения.

Главное, чтобы все собравшиеся понимали важность молитвенного правила. Чтобы был мир и прощение ближних, особенно молящихся вместе. Чтобы старались проникнуться, отдать Богу свое сердце. А именно этого жаждет Господь. Тогда Он отвечает на наши молитвы, пение акафистов и псалмов, помогает в наших нуждах.


По каким дням нужно петь Акафисты

Акафисты поют Господу, Матери Божьей, святым. При этом молитвы перед чтением акафиста, скажем, как Николаю Чудотворцу, так и другим святым будут идентичны. То есть неизменные. Сами же акафисты, одинаковы по своей структуре, но разны по смыслу.

Если припадает по календарю большой церковный праздник – можно читать акафист по этому поводу. Не забывая при этом прочесть предначинательные молитвы. Если праздника нет, то обычно читают акафисты по дням их небесных покровителей:

  • В понедельник – Небесным силам бесплотным (Ангелу Хранителю или Архангелу Михаилу);
  • Во вторник – св. Иоанну Предтече;
  • В среду – Иисусу Сладчайшему (есть в обычном православном молитвослове);
  • В четверг – св. Николаю Чудотворцу (также есть в молитвослове);
  • В пятницу – Животворящему Кресту Господнему;
  • В субботу – Божьей Матери (имеется на страницах молитвослова);
  • В воскресение – Светлому Воскресению Господа нашего, Иисуса Христа.

Однако, если вы хотите прочитать акафист другому святому, или иконе – читайте то, что вам по сердцу. Ведь это самое важное – чтобы молитва шла от всей души и сердца. Иногда даже священники благословляют читать один акафист, скажем по одному разу, каждый день. На продолжении сорока дней. Повторим, что для этого нужно брать благословение.

Чтение акафистов можно совмещать с ежедневным правилом. Таким как утренние молитвы, или молитвы на сон грядущий. Они есть в каждом православном молитвослове. То есть, не нужно добавлять к этому правилу еще и предначинальные молитвы. А в случае, когда вы читаете акафист отдельно, не соединяя с утренними или вечерними молитвами, нужно прочесть еще и такие молитвы перед чтением самого акафиста:

Боже, милостив буди мне грешному. (Покло н)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, им я) моли Бога о мне. (Поклон)

Акафист нужно читать также внимательно, не спеша и концентрируясь умом и сердцем на его смысле. И на завершение нужно прочесть молитвы после чтения акафиста. Они так же, как и предначинальные, есть в православном молитвослове.

Не стоит пренебрегать молитвенным правилом. Оно весьма не сложное. И при этом позволит молящемуся настроится на молитвенный лад, с благоговением прочитать акафист. А ведь после его искреннего прочтения совершилось и продолжает совершаться столько чудес в жизни верующих! Акафист – лекарство в дни скорби и уныния, а также усладительное восклицание во дни душевной радости.

Молитва перед чтением Акафиста - как и зачем читать was last modified: Октябрь 24th, 2017 by Bogolub

Что такое акафист? Зачем их читают? Какие бывают акафисты и как понять, какой из них лучше читать? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой заметке.

Акафист – это хвалебное песнопение в адрес Господа, Богородицы или святых. Состоят акафисты из 25 частей, которые называют песнями. Число 25 выбрано не случайно, а по аналогии с греческим алфавитом, в котором 25 букв. 25 частей включают в себя 13 кондаков (хвалебные песни) и 12 икосов (пространные песни, объясняющие суть события).

Акафист – это молитва. Как и любая другая молитва, акафист является диалогом молящегося и Господа (Богородицы или святых, смотря кому адресован акафист).

Зачем читают акафисты?

Обычно верующие читают акафисты в двух случаях:

Особая радость и благодарность Господу.

Прошение помощи в трудных обстоятельствах.

Также нередко верующие договариваются читать акафисты в одно и то же время, несмотря на то, что территориально они находятся не рядом. Это называется молитвой по соглашению. Опыт миллионов верующих – лучшее доказательство удивительной силы такой молитвы!



Как читать акафист?

Слово «акафист» переводится с греческого языка как «неседящий». Поэтому акафисты читают исключительно стоя (исключение – больные или паломники в автобусе).

На чтение акафистов желательно попросить благословение у духовника, т.к. чтение акафистов – тяжёлый духовный труд.

Какие бывают акафисты?

Существует множество акафистов, адресуемых Господу, Богородице и святым. Традиционно те или иные акафисты читаются при определенной потребности.

Ознакомиться со списком существующих акафистов и узнать, какой акафист читать в какой нужде, а также получить больше информации о молитве по соглашению можно .

Например, перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» православные христиане молятся об исцелении от онкологических заболеваний.

Чудесная история помощи Господней после чтения Акафиста перед иконой Божией Матери «Всецарица», рассказанная Еленой из Украины

Здравствуйте! Мой отец с 2013 года болел онкологией. Жизнь он прожил бурно, попробовал, что называется, все в этой жизни. И наркоманил, и водку пил, меры не знал, и ни в чем себе не отказывал. Но свою семью никогда не обделял, старался, хотя и не всегда получалось… В январе 2016 года мама начала читать акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Всецарица».

Мы все молились и надеялись до последнего на выздоровление отца, но Господь рассудил иначе. 26 отца не стало… Но польза в этой молитве огромнейшая!!! Все врачи, и даже патологоанатом, удивлялись тому, что мой отец не испытывал физических мучений при такой пораженности метастазами всего организма!!! Он полностью поменял свой образ жизни в последние полгода, и раскаялся во всех своих грехах, рассчитался со всеми кредитами и долгами, отбыл условное наказание, и сплотил всю нашу семью!!!

Похороны, в основном, оплатили его друзья и товарищи. Пришли и протянули руку помощи даже те, о ком мы и забыли уже! Вот так, с Божией помощью, мой отец ушел от нас без мучений и с улыбкой на лице, рассчитался со всеми своими земными долгами перед семьей и людьми, а также очистил свою душу перед Господом нашим! Молитесь, братья и сестры дорогие! Молитесь и Господь наш никогда нас не оставит в беде!!! Мира, добра и доброго здоровья всем нам.

На нашем вы можете присоединиться к молитве по соглашению и получить помощь Господа!

С уважением,

команда портала Правжизнь.рф

В последнее время распространяются группы, в которых совершается молитва по соглашению. Чаще всего читают акафисты. Что это такое, когда их читают? Подробные пояснения в данной статье.


Когда нужно читать Акафист

Молитва бывает разных форм, прежде всего - церковная, она самая важная, поскольку в храме совершаются все церковные Таинства, дающие спасение души. Но есть и домашняя, или келейная. Дома многие верующие любят читать различные акафисты. Что это такое? Это вид церковной поэзии. Если перевести название с греческого, то в нем указывается, что во время произнесения данных молитв нельзя сидеть (например, во время чтения кафизмы - можно).

Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам - нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно - если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:

  • во время болезней;
  • при желании найти жениха или зачать ребенка;
  • когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
  • о прекращении войн;
  • просят и о бытовых нуждах.

Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто - люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.


Другие виды церковной поэзии

  1. Кондак - хвалебное пение, оно является кратким
  2. Тропарь - еще один вид церковного стиха, в нем в сжатой форме излагается суть праздника, или восхваляется святой (если тропарь святому). Каждый великий праздник (Пасха, Рождество, Богоявление и т.д.) имеют собственный тропарь.
  3. Икос - тоже относится к хвалебным гимнам, но более пространным, т.е. продолжительным.

Когда читаются акафисты в храме

Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах. Верующие самостоятельно могут заказывать молебны - перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды.

Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме - можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.

Строение акафиста

Этот вид молитв представляет неизменную форму. Она содержит 25 песен (13 кондаков и 12 икосов), которые чередуются друг с другом. Самый первый акафист написан около 626 г. Строго говоря, только он официально входит в богослужебный устав. Посвящен Богородице и до сих пор имеет широкое хождение среди верующих.

Икосы, или строфы, делятся на более короткие стихи, которые содержат по 12 приветственных обращений со слова «Радуйся!» В целом гимн можно разделить на 2 части: в первой ведется повествование о неких событиях (из жизни святого или история праздника). Далее более сложная часть - догматическая, которая задевает темы спасения, Боговоплощения. Услышать его в храме можно один раз в году, в великопостный период. В церковном расписании он называется «Похвала Богородице».

Жанр развивался довольно медленно, поскольку довольно сложен. Например, известный Акафист Иисусу Сладчайшему относят к 13 в., на славянском он появился лишь в 14 в. Авторство приписывается афонским монахам. Сегодня можно выбрать из огромного числа, в зависимости от своей духовной нужды.

Что такое акафист, кондак и тропарь - когда их читают, для чего нужны was last modified: Июль 7th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0