Что объединяет хлестакова и городничего. Сравнительная характеристика Хлестакова и Городничего в комедии Гоголя «Ревизор»

Что объединяет хлестакова и городничего. Сравнительная характеристика Хлестакова и Городничего в комедии Гоголя «Ревизор»

Самый, на мой взгляд, комичный и даже немного глуповатый герой комедии Гоголя «Ревизор» - это Иван Александрович Хлестаков.

Автор говорит, что Хлестакову на вид двадцать три года, он худенький и «без царя в голове», в чем читатель убедится в течение всей комедии. По пути из Петербурга в свой родной Саратов, Хлестаков проигрывает все свои деньги, поэтому останавливается в губернии N, где и разворачиваются все события комедии.

Местные чиновники и купцы воспринимают Хлестакова как строжайшего ревизора, мнение о нём у них сложилось ещё до их личного общения, это один из главных моментов комедии, ведь если люди сами выдумали себе властителя своих судеб, то их будет очень трудно переубедить, даже если вести себя настолько глупо и бестактно, как вёл себя Хлестаков.

Из-за того, что Ивана Александровича все воспринимают как судью своего будущего, люди просто не замечают, что его повадки, речь и истории, которые он о себе рассказывает, расходятся с действительностью. А даже если и замечают, то это для них не бревно в глазу, а небольшая пылинка. Примером тому служит разговор Городничего, который после хвастовства Хлестакова о своём положении в Петербурге и общении на короткую ногу с самим императором, говорит, что даже если половина от того, что сказал Хлестаков, правда, то это уже крах, ведь такой уважаемый человек увидел все недостатки города, которым управляет Городничий.

Хлестаков же, будучи человеком не самой честной породы, пользуется моментом и получает от сложившейся ситуации максимальную выгоду. Хотя он и не догадывается, что его воспринимают как ревизора, который может упечь всех в тюрьму, он понимает, что его положение среди этих глупых жителей кажется им очень высоким, связи его в Питере крайне мощные, поэтому он пользуется силой, которая у него есть: якобы занимает деньги у всех чиновников, которые никогда и не вернёт, хотя и обещает; ест вдоволь, где только можно; принимает плату за себя в гостинице, где у него долгов за две недели проживания и пропитания.

Он выслушивает все жалования купцов на своего Городничего, обещает разобраться и, конечно, наказать виновного. Берет за это деньги с рабочих, выслушивает проблемы двух женщин, но в итоге попросту забывает всё, что было им выслушано, потому что ему это не важно.

Он падок на женщин и пытается добиться успеха сразу и у дочери Городничего, и у его жены. Даже на таком уже абсурдном моменте, никто не догадывается, что из себя представляет Хлестаков, а когда понимают - уже поздно.

Сочинение про Хлестакова

Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония, которая мало у кого не вызовет улыбку, актуальные социальные проблемы, которые заставляют задуматься вот уже не одно поколение читателей, ну и, конечно, герои: яркие, самобытные, очень узнаваемые. Одним из таких персонажей, является главный герой бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», аферист и проходимец по фамилии Хлестаков. Это наглый и самоуверенный молодой человек, который хорошо знает людскую психологию и умеет, пользуясь человеческими слабостями, добиваться успеха в своих планах.

Одна из главных черт характера Хлестакова заключается в том, что этот нагловатый молодой человек считает, что все почему-то должны его всячески ублажать и помогать ему. Именно поэтому он охотно принимает от окружающих взятки и подарки и с радостью начинает играть роль мнимого ревизора. Хлестаков любит, когда ему уделяют большое внимание, когда перед ним преклоняются, заискивают. Ему нравится чувствовать себя всесильным, хот на самом деле он абсолютно ничего собой не представляет.

Хлестаков – из тех людей, которые привыкли брать от жизни все. Когда его принимают за ревизора, он упивается своей властью и безнаказанностью, нисколько не задумываясь о будущем, о том, куда его приведет этот спектакль одного актера. У этого человека нет никаких морально-этических принципов, он привык жить по принципу «после меня хоть трава не расти». Хлестаков считает себя королем жизни, а остальных – жалкими, абсолютно никчемными людишками. Но потом жизнь расставляет все по своим местам, в конце спектакля, когда приезжает настоящий ревизор.

В своей комедии Гоголь имел в виду, что черты Хлестакова живут во многих, современных ему, людях, и не случайно эпиграфом к произведению он выбрал русскую народную поговорку «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Этим он хотел сказать читателям, чтобы они не обижались, если ненароком найдут свои черты в образе Хлестакова.

Хлестаков просто мелкий чиновник, но, тем не менее, он уверен, что все самое лучшее в жизни должно доставаться именно ему. Он просто не замечает других людей, равнодушен к их потребностям и желаниям. Другие люди для него – просто пешки, с помощью которых он осуществляет свои планы. Также Гоголь изображает Хлестакова хорошим психологом: Он легко входит в доверие к самым разным людям, находит с людьми общий язык, использует людские слабости для того, чтобы нажиться на них. Гоголь изображает его совершенно беспринципным и черствым, глухим к чувствам и переживаниям других людей.

Комедия Гоголя «Ревизор» актуальна до сих пор в связи с тем, что в ней Гоголь рисует очень яркие типы людских характеров, в частности, яркие образы наглого афериста Хлестакова и малодушных людей, которые боятся ревизора и всячески заискивают перед ним, теряя собственное достоинство. Но образ Хлестакова нарисован ярче всего. Хлестаков – это наглый, самоуверенный аферист, который уверен, что его мошенничество останется безнаказанным, и ни во что не ставит окружающих людей. Такие люди были во все времена, были во времена Гоголя, есть они и сейчас. И будут.

Характеристика Хлестакова в комедии Ревизоре Гоголя

Один из главных действующих лиц в комедии Гоголя «Ревизор» - Хлестаков. Гоголь специально выбрал ему такую фамилию. Корень слова - хлестать, ухлёстывать за кем-то. Неприметный, худой мужчина, двадцати трёх лет от роду. Мелкий чиновник, игрок, по дороге проиграл все деньги и сидит теперь в гостинице уездного города голодный. Поэтому, и заглядывает ко всем в тарелки. Есть хочет, а городничий принимает его за ревизора.

Любит мечтать и любит немного приврать о себе. И получает от этого удовольствие. Как- будто все на него внимание обращают и даже приняли за важного генерала.

Его враньё похоже на враньё ребёнка, он и сам верит в него. Выдаёт желаемое за действительное. Жители города невольно помогают ему в этом - верят всем его байкам. Никто, включая городничего, не удосужился его проверить и посмотреть его документы. Все ждали ревизора, боялись его проверки, а тут приезжий не платит денег и повсюду суёт свой нос. Чем не ревизор? Поэтому никто и не обратил внимания на некоторую нестыковку фактов в его речах. Где это видано, чтобы послы иностранных держав играли с первым встречным в карты. А человеку, не имеющему никакого военного звания, обещали присвоить высший военный чин фельдмаршала.

Хлестаков сумел обмануть даже городничего, который хвастается, что в течение тридцати лет своей службы обманывает людей. Он так и не понял, с кем его спутали. Если бы был немного поумнее, то извлёк бы выгоду из сложившейся ситуации. А так он просто хотел поесть и взять в долг немного денег, чтобы ехать дальше. Ведь в этом городе он не планировал оставаться надолго. Он вообще никогда и ничего не планирует, живёт не разумом, а извлекает выгоду из сложившейся ситуации.

Хлестаков - человек без моральных принципов, глупый, ленивый. Он предпочитает не работать, а проводить время за карточным столом. Берёт у людей в долг деньги, заранее зная, что отдавать их не будет. Обманывает сразу двух женщин - жену и дочку городничего. Дочку прельщает перспектива выйти замуж за человека из столицы. Никого не жалеет и не видит кроме своей персоны, циник и эгоист.

В лице Хлестакова Гоголь показывает, что как можно обмануться в человеке, который только хочет казаться тем, кем он не есть на самом деле.

Сочинение 4

Произведение Гоголя “Ревизор” является прекрасным примером отечественной фантасмагории и юмора в рамках литературной прозы и произведения. Данное произведение отличается от остальных его творений тем, что оно имеет свою уникальную атмосферу и самобытность, опять же, в рамках его творчества, и его видения проблем и их решения. Также произведение уникально своим особым стилем повествования и слога, хотя это уже более технические аспекты произведения. Так или иначе, произведение является замечательным примером литературного гения Гоголя. Этим произведением является “Ревизор”.

В произведении рассказывается об истории с очень хитрым и талантливым мошенников Хлестаковым, который благодаря своему знанию человеческой психологии и своей напористости, и отчасти, самоуверенности, получает все, что ему необходимо. Также в произведении присутствует множество различных аспектов, которые хотелось бы обсудить, но пока обсудим только образ и характер мошенника Хлестакова.

Хлестаков по сути своей является человеком, которому без разницы состояния его окружения, ведь из любой ситуации он всегда сможет найти выгоду для себя. Его не заботит ничего кроме его сохранности, и его благополучия, из-за чего у читателя иногда возникают противоречивые чувства насчёт данного образа. Он человек скрытый, не имеющий, по крайней мере, не показывающий их, настоящих друзей. Он только делает вид, что ему важны его якобы друзья, а на самом деле же продумывает, как из них можно выжать выгоду для себя любимого. Таков уж он человек и ничего с этим не поделать. Он также старается обманывать как можно большее количество людей, для, скорее всего совершенствования своего навыка.

Именно образ Хлестакова получился у Гоголя наиболее ярким и сильным, который, несомненно, должен запомниться читателю, хотя бы за его хлёсткость и самоуверенность. Я считаю, что именно на это автор пытался сделать упор, когда писал произведение, ведь именно это и помогает читателю запомнить образ, и держать его в голове, осмысляя и, прокручивая всё тоже, и соответственно, вновь возвращаться к данному произведению. Это моё субъективное мнение, а следственно, оно не может расцениваться как объективное.

Несколько интересных сочинений

  • В чем противоречивость характера Печорина

    Мне кажется, что этот образ противоречив во всём! С самого начала говорится, что этот герой мерз, когда на улице было жарка, а когда холодно – наоборот. Вот уже противоречие! Но самые большие проблемы в его чувствах и разуме.

  • Любовь в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Любовь – это то чувство, без которого все вокруг не имеет смысла, оно наполняет жизнь красками, делает ее яркой и насыщенной. Именно поэтому в творчестве поэтов и писателей всех времён прослеживается тема любви.

  • Сочинение по произведению Мастер и Маргарита Булгакова

    Это произведение, которое мне очень понравилось читать в школе. Оно настолько захватывающее, яркое, юморное и философское! Даже после просмотра фильма, то есть сериала, мне было очень интересно его читать.

  • Сочинение по картине Зимние забавы 2, 3 класс

    Ребята вышли во двор. Всем нашлось занятие по душе. Мальчик Витя в синей куртке и трико едет, проворно отталкиваясь лыжными палками по проложенной лыжне.

  • Колобок - анализ русской народной сказки

    Сказка рассказывает о колобке герое, который не дал бабке с дедкой съесть его, сделанного из некачественных ингредиентов, а точнее из скребеной муки и метённой по сусеку.

Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гого­ля - смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устрой­ством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем доста­лось, а мне более всех».

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению, умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?

Оба они - представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами. Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков - также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий - «человек, созданный об­стоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков - беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, человек «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба - лицемеры, люди нечестные. \

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о про­цветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отда­ется «приятности» нового положения. И его главное качество - тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно со­чиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, - все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их пред­ставлениям о «настоящей жизни».

Иван Александрович Хлестаков - это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, оба этих человека - и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба - лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.

Гоголь гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, ко­торые были типичными для России его времени.

» очень важно, ведь именно создав образ этого лжеревизора из Санкт-Петербурга, автору удается раскрыть сущность чиновников, которые привыкли все решать с помощью взяток.

Итак, описывая Хлестакова и давая ему характеристику, следует отметить, что это главный герой комедии, с которым автор нас знакомит уже вначале своего произведения. Характеристика Хлестакова с цитатами из произведения позволит нам составить точный образ героя.

Характеристика Хлестакова с цитатами

Это парень «тоненький, худенький», ему «лет двадцать три». Он «приглуповат», «без царя в голове», «одет по моде». Не для него деревенская жизнь «душа моя жаждет просвещения», его привлекает столица. Именно таким представляет нам автор своего героя. Не сумев покорить Петербург, промотав деньги, он едет обратно домой, не забыв приодеться в модные одежды. Именно это и сыграло злую шутку над чиновниками небольшого городка, которые приняли Хлестакова за ревизора.

Краткая характеристика Хлестакова

Хлестаков — мошенник, неудачник и как же он удивился, когда ему стали предлагать деньги, приняв за ревизора. А ему это только на руку, ведь он даже и не пытается разуверить в обратном, а только «подпускает пыли». Краткая характеристика Хлестакова позволяет нам назвать героя наглым человеком, который не брезгует брать деньги у чужих.

Хлестаков врет так, что трепещут чиновники. Встречаются и вульгарные слова, может и обозвать «дураком», «скотиной» в адрес своего слуги, «подлецами», «бездельниками», когда кричал на хозяина трактира. Его духовный мир нищий, так как он не может акцентировать внимание на чем-то конкретном, произнося отрывистые речи.

В конце он покидает город, не забыв написать письмо, в котором сообщает, что городничий глуп, Земляника – свинья и прочее. Это говорит о неблагодарном отношении Хлестакова к окружающим.

Характеристика образа Хлестакова позволяет назвать героя произведения пустым, никчемным человеком. И, правда здесь в том, что такие вот городничие, Хлестаковы существуют по сей день, поэтому и «Ревизор» в наше время актуален как никогда, а созданный образ героя бессмертен, ведь он будет существовать до тех пор, пока чиновники не начнут работать и жить правильно, а, значит, вечно.

Характеристика Хлестакова сочинение, 2 вариант

Сегодня на уроке мы изучали комедию Ревизор, познакомившись с ее главным героем, и сейчас нам предстоит дать характеристику Хлестакова, которая поможет получше познакомиться с данным персонажем. Кстати, фамилия Хлестакова со временем стала нарицательной, а хлестаковщина включила в себя ложь, манерность поведения, зазнайство, глупость и внутреннюю пустоту. Давайте остановимся на характеристике Хлестакова кратко и понятно.

Характеристика образа Хлестакова

Наверное, в сочинении по теме характеристика Хлестакова в комедии Ревизор, сразу имеет смысл охарактеризовать героя со стороны автора произведения… Чтобы помочь актерам более точно играть роль Хлестакова, он дает подсказку. Гоголь характеризует героя, как пустого и очень глупого человека, что говорит без соображения. Хлестаков — дворянин, занимающий самый низкий чин. Согласно цитатной характеристике Хлестакова — это елистратишка простой, хотя ведет он себя заносчиво и не по статусу. Хозяин гостиницы называет этого человека мошенником и плутом, при этом Иван Хлестаков продолжает с детской наивностью производить должное впечатление, дальше продолжая врать. Лучше всего ложь ему дается в общении с чиновниками некоего уездного городка, которые приняли приезжего за ревизора. Вот здесь Хлестаков, пользуясь случаем, и дает волю своей фантазии.

Хлестаков — пустышка, а смысл жизни он видит в поиске выгоды для себя. Живет всегда не по средствам, любит все самое лучшее, азартный, поэтому играет в карты и часто проигрывает крупные суммы денег.

Характер Хлестакова

Продолжая изучать характеристику Хлестакова на уроке литературы, рассмотрим его характер. Здесь мы видим трусливого обманщика и тщеславного человека. Правда стоит отдать должное смекалке Хлестакова. Поняв, что его принимают за другого, он тут же вживается в роль ревизора, понимая что на празднике жизни можно погулять только в случае, если умеешь пользоваться выпавшим шансом.

Хлестаков — авантюрист, который ищет приключения, но при этом он жалок и ничтожен. Как сказал городничий о главном герое комедии, это сосулька, тряпка, но умеющая себя подать. Никчемный и наглый пустобрех. Что самое страшное, Хлестаков не просто человек, прожигающий свою жизнь, это настоящее детище бюрократии, которая сложилась в царской России.

Характеристика речи Хлестакова

Если охарактеризовать речь Хлестакова, то уже вначале мы замечаем хаотичность его мыслей. Его беседа ни грамотная, ни последовательная, что ни слово, то сюрприз не только для собеседника, но и для самого героя. Речь Хлестакова всегда бессвязная, и он постоянно врет. Так как его словарный запас скуден, да и по большей части общается он лишь с картежниками и слугами, то часто использует в речи лишние слова вставки. Например, «а что», «а как бы», «а если», «а как же». Его речь непоследовательна и может быстро перескакивать с одной темы на другую. Из-за неумения придумать что-то оригинальное, его вранье превращается во второсортное. Единственное, мы видим в речи Хлестакова немного поэзии в общении с женщинами. И то лишь потому, что он говорит заученными фразами и штампами, которые были вырваны им из французских романов. Но все наиграно, смешно и не искренне.

Внешность Хлестакова

Характеризуя внешность Хлестакова, мы понимаем, что его внутренний мир очень скуден, и он духовно пустой человек. Может поэтому автор много внимания уделяет внешности героя.

Согласно описанию, у Хлестакова приятные черты лица, располагающие к себе. Волосы каштанового цвета, небольшой нос и часто бегающие глаза, что характеризуют Хлестакова, как трусливую личность. Однако это не настораживает окружающих, а наоборот, быстрые глаза всех смущают. Он небольшого роста, очень худой, физически непривлекателен, и далек от грациозности. Но и здесь Хлестаков находит выход из ситуации, отдавая предпочтение дорогим костюмам. Благодаря этому первое впечатление о нем складывается наилучшим образом. Не зря же чиновники небольшого городка приняли его за ревизора. А все потому, что одет Хлестаков был с иголочки, одежда из дорогой ткани и пошита по последней моде, что кажется это некая хитрость. Ведь благодаря внешности он отвлекает внимание людей от своего внутреннего мира пустоты и бездушия.

Вот так, благодаря своей внешности, умению врать, быстро говорить и перескакивать с темы на тему, Хлестакову удается обмануть чиновников. И это все автор раскрывает при помощи своего главного героя Ивана Хлестакова, над чьей характеристикой, манерой поведения, внешностью и характером мы сегодня поработали.

Данный материал по теме характеристика Хлестакова можно использовать в сочинении для 8 класса.

Характеристика Хлестакова. Ревизор Гоголя

5 (100%) 4 votes

Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь представил целую галерею чиновников - мошенников, воров в вицмундирах, но особого внимания заслуживают Хлестаков и городничий, написанные очень ярко и убедительно.

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, совершенно разных людей - разных по возрасту, общественному положению и умственному развитию? Что общее у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмухановского и маленького, тщедушного Хлестакова? У «очень неглупого по-своему» городничего и «приглуповатого» Хлестакова?

Общее то, что оба они, и это главное, представители чиновничьего мира, наделенные всеми свойственными этому миру отрицательными качествами. Они тщеславные и честолюбивые, корыстные и бессовестные, отъявленные лгуны, мошенники и взяточники, не желающие добросовестно трудиться, привыкшие жить обманом. Оба, лакеи по натуре, умеют приспосабливаться к ситуации, угождать, если нужно.

Итак, Сквозник-Дмухановский , и Хлестаков - бессовестные люди, мошенники, взяточники.

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво обирает купцов и горожан, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви. Он жулик, обманщик, «обманувший на своем веку трех губернаторов». Присваивая казенные деньги, заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений.

О том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии из письма его кума: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Хлестаков, как только почувствовал благосклонное внимание чиновников к себе, тоже повел себя как царек. Так же, как и городничий, начал беззастенчиво брать деньги , якобы взаймы, все больше наглея, выпросил большую сумму денег, зная, что не вернет ее. Берет деньги и у городничего, и даже после обещания жениться на его дочери.

Еще одна общая черта – высокомерие.

Городничий смотрит свысока и на жителей города, и на чиновников. С теми и другими он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Чувствуя свою власть и безнаказанность, занимается самоуправством, никого не щадит.

И Хлестаков пренебрежительно относится к людям низшего сословия. Грубо разговаривает с трактирным слугой: «Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?», с горожанами, которые пришли жаловаться на городничего, бесцеремонно выпроваживая их: «Кто там еще?.. Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип!» В роли директора департамента презирает мелкого чиновника для письма - «эдакую крысу».

С вышестоящими чиновниками и тот, и другой сама любезность и внимательность. Хлестаков вежлив с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме…»

И городничий, приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, очень вежлив с ним, угодлив. Он старается предугадать малейшее его желание, лишь бы тот остался доволен. Так, при удобном случае умело «ввертывает» ему вместо двухсот рублей четыреста.

Оба лживы.

Наиболее красочное проявление вранья в Хлестакове видим в сцене оправдания перед городничим, когда он всю вину пытается перекинуть на трактирщика и на хозяина заведения, обвиняя их в разных преступлениях: «Он больше виноват: говядину мне подают такую твердую, как бревно…Он меня морил голодом по целым дням…»

И городничий не уступает Хлестакову, рассказывая, как радеет он о делах в городе: «Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… чего ж мне больше? … и почестей никаких не хочу».

Оба тщеславны и честолюбивы. Поэтому у них есть потаенные мечты, связанные с высоким положением в обществе, собственным величием и властью.

Хлестаков грезит быть «птицей высокого полета», очень значимым лицом, заслуживающим всеобщее уважение, почитание и благоговение : »Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство» … А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…»

О мечтах городничего мы узнаем, когда Хлестаков просит руки его дочери. Он тут же начинает строить планы о том, как будет жить в Петербурге, как со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть» в генералы, ч тобы обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? Потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там, на станциях, никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь…»

Все, что рассказывает Хлестаков о высшем петербургском обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, соответствуют самым заветным мечтам и стремлениям городничего, так как их представления о шикарной жизни совпадают.

А мечтают они потому, что их не устраивает собственная роль в жизни, ведь в обществе культивируется положение о том, что не человек красит место, а место человека. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!»- слышим мы от городничего.

И, конечно, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Оба они дерзкие в счастье и трусы в беде.

Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече: дрожат от страха друг перед другом. Что же вызывает испуг Хлестакова? Он, как известно, по пути домой проигрался «дочиста» в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю живет в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестуют и отправят в тюрьму.

А что вызывает испуг городничего? У городничего причина страха гораздо серьезнее. Уже из первого действия комедии понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство обогащения, поэтому он очень боится потерять это сладкое место.

Таким образом, оба этих героя - и Хлестаков, и Сквозник-Дмухановский - близки по духу: люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, корыстные и бессовестные. Они оба представители николаевской России, той аморальной, антидуховной системы, которая уродовала людей, превращала их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивала в людях душу, делала лакеями по натуре.

Хочется добавить, что и в наше время, к сожалению, встречается немало лживых, надменных и тщеславных людей. Эта типичность характеров убеждает в том, что хлестаковы и городничие еще живы и что произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» по праву считается бессмертным.


Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого полного патологоанатомического курса о русском чиновнике. С хохотом на устах он без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представляют собой ужасную исповедь современной России.
А.И. Герцен

«Ревизор» - всем известная комедия, относящаяся перу Н.В. Гоголя, считается одним из ярчайших драматических произведений отечественной прозы 19 века.

Николай Васильевич Гоголь стал продолжателем традиций русской драмы в жанре сатиры. Его комедия «Ревизор» лаконично вписалась в тематическую линию, заложенную знаменитыми комедиями Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Но, несмотря на комедийный жанр, произведение «Ревизор» является глубоко реалистичным, так как проникает в жизненный устрой мелкого и среднего чиновничьего класса провинциальных городов России второй четверти 19 века. Проникая в саму душу, Гоголь оголяет мир, который строят эти люди, раскрывая их потаенные намерения и характеры.

Едва открыв комедию «Ревизор», понимаем, что помимо смысла и проблем, заложенных в само произведение, мы будем иметь дело с персонажами, характер, жизненные приоритеты которых уже раскрыты в их фамилиях. Говорящие фамилии имеются у каждого героя произведения. Например, фамилия частного пристава: Уховертов, - а уездного лекаря: Гибнер.

Благодаря фамилиям с первого знакомства с персонажами мы понимаем, с кем будем иметь дело в дальнейшем. Например, по фамилии уездного лекаря Х.И. Гибнера можно судить, что почти все, кого он лечил, погибли. Так что она больше похожа не на фамилию, а на прозвище.

Гоголь написал критические ремарки, характеризующие каждого из главных действующих персонажей. Эти ремарки помогают лучше понять характер каждого героя, их душу и помыслы. Например, что представляют собой Иван Александрович Хлестаков и Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский, городничий? Кто они такие?

Городничий: «Хоть и взяточник, ведет себя очень солидно».
Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения».

Кажется, они люди одного склада, оба тянутся к власти, любят, когда все ползают у них в ногах. В конце комедии Антон Антонович становится хвастуном высшего разряда, мечтателем (впрочем, как и Анна Андреевна, его жена).

«Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь, признаюсь, такой воздух… деревенский уж слишком!.. Признаюсь, большая неприятность… Вот и муж мой: там получит генеральский чин».

Вот до какого предела мечтаний они дошли: Петербург им подавай, хочет уж больно он (городничий) быть генералом.

А в действии II явлении VIII посмотрите, как он пытается выдать себя за добродетеля, желая, видимо, этим подлизаться к «ревизору».

«Желаю здравствовать! Извините. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений»…

Но как выглядел в это время «ревизор». Он думал, что его собираются посадить в тюрьму за то, что не платил за гостиницу, еду. А городничий то…

Как он мог принять какого-то оборванца-самозванца за такую высокую персону, как Ревизор. Это простительно Бобчинскому и Добчинскому, которые позиционируются в уездном городе, как местные дурачки, сплетники. С ними и общаются в соответствии с этими личностными качествами: с презрением или покровительством. Но в отличие от них городничий - человек достаточно умный, что не мешает быть плутом первого класса, а, может, даже способствует его процветанию в плутовстве. Ну, а Хлестаков в доме Антона Антоновича вел себя, как самый настоящий чиновник (великолепный актер).

«Слова вылетают у него вдохновенно: оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее первого слова», - писал В.Г. Белинский.

Ну, а кто, скажите, не будет молоть чепуху, опасаясь чего-то. Хлестаков думал, что его посадят в тюрьму, а его, напротив, приглашают в дом важной и значимой персоны в городе. Хлестаков обрел деньги, почет, угощение, отчего и без вина можно прийти в какое-то полупьяное расслабление.

Гоголь в статье про театр написал, что в своей комедии он отразил только одно частное лицо, имя которому «Смех». Смех, а вовсе не ревизор, прибывший, по высочайшему повелению.