Что думает о жизни илья ильич обломов. И.А

Что думает о жизни илья ильич обломов. И.А
Что думает о жизни илья ильич обломов. И.А

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года в купеческой семье. Его отец, Александр Иванович (), зажиточный купец, хлеботорговец и владелец свечного завода, скончался, когда Гончарову было 7 лет. После смерти отца воспитанием сына занималась мать, Авдотья Матвеевна, и его крестный отец, отставной моряк, представитель старого дворянского рода Н.Н.Трегубов. Любимым занятием И.А. Гончарова в детстве было чтение. Уже в то время он познакомился с произведениями М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, В.И. Жуковского, Ж. Расина и Ж.-Ж. Руссо. Правда, больше всего ему нравились книги о путешествиях и исторические сочинения Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года в купеческой семье. Его отец, Александр Иванович (), зажиточный купец, хлеботорговец и владелец свечного завода, скончался, когда Гончарову было 7 лет. После смерти отца воспитанием сына занималась мать, Авдотья Матвеевна, и его крестный отец, отставной моряк, представитель старого дворянского рода Н.Н.Трегубов. Любимым занятием И.А. Гончарова в детстве было чтение. Уже в то время он познакомился с произведениями М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, В.И. Жуковского, Ж. Расина и Ж.-Ж. Руссо. Правда, больше всего ему нравились книги о путешествиях и исторические сочинения


1. Мать писателя Авдотья Матвеевна Гончарова () Портрет работы неизвестного художника, начало 19 века. 2. Дом, в котором родился И.А. Гончаров (до перестройки), фото Г. Степанова, 1890


Учеба и служба Начальное образование И.А. Гончаров получил дома. В 1822 году он поступил в Московское коммерческое училище, однако в 1830 году, не закончив его, ушел. С 1831 по 1834 год И.А. Гончаров учился на словесном факультете Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. После окончания университета И.А. Гончаров некоторое время жил в Симбирске и служил в канцелярии губернатора. В 1835 году он переехал в Петербург и устроился в Министерство финансов на должность переводчика. Начальное образование И.А. Гончаров получил дома. В 1822 году он поступил в Московское коммерческое училище, однако в 1830 году, не закончив его, ушел. С 1831 по 1834 год И.А. Гончаров учился на словесном факультете Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. После окончания университета И.А. Гончаров некоторое время жил в Симбирске и служил в канцелярии губернатора. В 1835 году он переехал в Петербург и устроился в Министерство финансов на должность переводчика.


С 1856 по 1867 год, - с небольшим перерывом, - И.А. Гончаров работал в Цензурном комитете: сначала был цензором, затем стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати. С 1856 по 1867 год, - с небольшим перерывом, - И.А. Гончаров работал в Цензурном комитете: сначала был цензором, затем стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати.


В Петербурге И.А. Гончаров сблизился с литературно- художественным кружком живописца Н. А. Майкова. Он преподавал русскую литературу и латинский язык его сыновьям - будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым. В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах кружка Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые его повести – "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". В том же майковском кругу Гончаров пишет еще два очерка – домашних, шуточного содержания: () и Пепиньерка (1842). Ни одно из этих произведений писателем опубликовано не было. В 1842 году он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя. В Петербурге И.А. Гончаров сблизился с литературно- художественным кружком живописца Н. А. Майкова. Он преподавал русскую литературу и латинский язык его сыновьям - будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым. В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах кружка Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые его повести – "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". В том же майковском кругу Гончаров пишет еще два очерка – домашних, шуточного содержания: () и Пепиньерка (1842). Ни одно из этих произведений писателем опубликовано не было. В 1842 году он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя.


Путешествие Осенью 1852 года И.А. Гончаров отправляется в путешествие на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е.В. Путятина. В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года И.А. Гончаров возвращается в Петербург через Сибирь и Заволжье. Осенью 1852 года И.А. Гончаров отправляется в путешествие на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е.В. Путятина. В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года И.А. Гончаров возвращается в Петербург через Сибирь и Заволжье.


По возвращении из путешествия Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и снова обратился к незавершенному роману. "В 1857 г., рассказывает писатель, я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Роман был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год (Отечественные записки; отд. изд. СПб., 1859) и имел большой успех. По возвращении из путешествия Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и снова обратился к незавершенному роману. "В 1857 г., рассказывает писатель, я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Роман был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год (Отечественные записки; отд. изд. СПб., 1859) и имел большой успех.


Последние годы жизни В е годы И.А. Гончаров выступил как талантливый критик. В статьях «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Литературный вечер» и др. нашли отражение его размышления о взаимоотношениях автора и публики, читательском восприятии книг. Писатель скончался 15 сентября 1891 года в Петербурге.




В 1849 г. в Литературном сборнике с иллюстрациями появилась глава Сон Обломова (с подзаголовком Эпизод из неоконченного романа). Этот эпизод, по свидетельству Достоевского, с восхищением прочла вся Россия. Но дальше работа над романом шла медленно, с большими перерывами. «Вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело», писал Гончаров Краевскому. Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году. В 1849 г. в Литературном сборнике с иллюстрациями появилась глава Сон Обломова (с подзаголовком Эпизод из неоконченного романа). Этот эпизод, по свидетельству Достоевского, с восхищением прочла вся Россия. Но дальше работа над романом шла медленно, с большими перерывами. «Вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело», писал Гончаров Краевскому. Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году.


Роман «Обломов» Гончаров вспоминал: «успех превзошел мои ожидания. И Тургенев однажды заметил мне кратко: Пока останется хоть один русский до тех пор будут помнить Обломова». Один из современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя" Гончаров вспоминал: «успех превзошел мои ожидания. И Тургенев однажды заметил мне кратко: Пока останется хоть один русский до тех пор будут помнить Обломова». Один из современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя"


Обломов и «обломовщина» Названием романа «Обломов» служит фамилия главного героя Ильи Ильича Обломова, говорит о том, что образ Обломова является центральным в книге. Гончаров ставит задачу дать объемный, выразительный портрет главного героя, показать его в различных ситуациях, в сопоставлении с другими персонажами, в отношениях дружбы и любви. Названием романа «Обломов» служит фамилия главного героя Ильи Ильича Обломова, говорит о том, что образ Обломова является центральным в книге. Гончаров ставит задачу дать объемный, выразительный портрет главного героя, показать его в различных ситуациях, в сопоставлении с другими персонажами, в отношениях дружбы и любви.


Определяя замысел романа, Гончаров писал: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель», показать «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни переползание изо дня в день в одном лице и в его обстановке». Определяя замысел романа, Гончаров писал: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель», показать «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни переползание изо дня в день в одном лице и в его обстановке».


В первой части романа мы видим главного героя, погруженного в сон и апатию, для которого лежание на диване его «нормальное состояние», и до самого конца первой части герой продолжает лежать на диване. Символом лени, сна, созерцательности становится халат Обломова, «настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу» (сравните с европейским костюмом Штольца) «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» В первой части романа мы видим главного героя, погруженного в сон и апатию, для которого лежание на диване его «нормальное состояние», и до самого конца первой части герой продолжает лежать на диване. Символом лени, сна, созерцательности становится халат Обломова, «настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу» (сравните с европейским костюмом Штольца) «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!»


Комната Обломова также многое говорит о ее хозяине: это некое «сонное царство», все здесь в запустении, в пыли: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Один за другим, к Обломову приходят посетители и пытаются его куда-нибудь «вытащить»: на прогулку, в гости… Гончаров выводит пятерых персонажей, каждый из которых противопоставлен Обломову Комната Обломова также многое говорит о ее хозяине: это некое «сонное царство», все здесь в запустении, в пыли: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Один за другим, к Обломову приходят посетители и пытаются его куда-нибудь «вытащить»: на прогулку, в гости… Гончаров выводит пятерых персонажей, каждый из которых противопоставлен Обломову


Хотя все персонажи романа призывают Обломова к какой-нибудь деятельности, их жизнь кажется герою скучной, пустой и суетливой. И действительно, чем наполнена жизнь этих персонажей? Что могут они предложить взамен спокойной, созерцательной жизни Обломова? Вот Волков рассказывает о своей «деятельности»: «Слава Богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь…». Слушая своих посетителей, Обломов только радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей», что он не «увяз по уши», устраивая свою карьеру, как Судьбинский, что он не вынужден, как литератор Пенкин «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением», но может лежать, «сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». Хотя все персонажи романа призывают Обломова к какой-нибудь деятельности, их жизнь кажется герою скучной, пустой и суетливой. И действительно, чем наполнена жизнь этих персонажей? Что могут они предложить взамен спокойной, созерцательной жизни Обломова? Вот Волков рассказывает о своей «деятельности»: «Слава Богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь…». Слушая своих посетителей, Обломов только радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей», что он не «увяз по уши», устраивая свою карьеру, как Судьбинский, что он не вынужден, как литератор Пенкин «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением», но может лежать, «сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».


Сон Обломова: Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть


Обломов и Ольга Ильинская (Испытание любовью) Ольге сначала как будто удается вывести Обломова из привычного сна, в нем «просыпается бодрость», «появляется лихорадка жизни, сил, деятельности». На некоторое время Обломова просто не узнать: «Встает он в семь часов, читает, носит куда- то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности». Ольге сначала как будто удается вывести Обломова из привычного сна, в нем «просыпается бодрость», «появляется лихорадка жизни, сил, деятельности». На некоторое время Обломова просто не узнать: «Встает он в семь часов, читает, носит куда- то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности».


В последнем, решительном объяснении с Ольгой (часть III, глава XI), Обломов на реплику Ольги - «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя?» - сам и отвечает: «Обломовщина!» И когда Обломов после прощания с Ольгой приходит домой, Захар, как, бывало, раньше, подает ему халат. В последнем, решительном объяснении с Ольгой (часть III, глава XI), Обломов на реплику Ольги - «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя?» - сам и отвечает: «Обломовщина!» И когда Обломов после прощания с Ольгой приходит домой, Захар, как, бывало, раньше, подает ему халат.


К концу жизни Обломов окончательно успокаивается, отбрасывая все стремления и порывы, покоряясь своей природе, и, когда в очередной раз Штольц пытается вырвать его из «грязного быта» и «удушливой атмосферы тупоумия, грубости», Обломов просит навсегда забыть его «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». «Покойно и решительно» сообщает он, что Агафья Матвеевна его жена, а Андрей его сын. К концу жизни Обломов окончательно успокаивается, отбрасывая все стремления и порывы, покоряясь своей природе, и, когда в очередной раз Штольц пытается вырвать его из «грязного быта» и «удушливой атмосферы тупоумия, грубости», Обломов просит навсегда забыть его «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». «Покойно и решительно» сообщает он, что Агафья Матвеевна его жена, а Андрей его сын.


Проверь себя Как вы думаете, почему, узнав, что Обломов женат на Агафье Матвеевне, Штольц отступается от него, чувствуя, что «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена»? Как вы думаете, почему, узнав, что Обломов женат на Агафье Матвеевне, Штольц отступается от него, чувствуя, что «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена»? потому, что Обломов женился на простой, необразованной женщине, заключил неравный брак с простолюдинкой потому, что Обломов женился на простой, необразованной женщине, заключил неравный брак с простолюдинкой потому, что Штольц понимает: теперь Обломова уже никак не изменить и не сдвинуть с места, он навсегда связан и уже никогда не выберется «из болота, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь» потому, что Штольц понимает: теперь Обломова уже никак не изменить и не сдвинуть с места, он навсегда связан и уже никогда не выберется «из болота, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь»


Причины деградации: Нельзя сказать, что Обломов доволен своим «полуживотным» существованием. Он мечтает воскреснуть и начать новую жизнь, однако мечта остается мечтой, несмотря на усилия близкого друга и любимой женщины. Причины деградации Обломова заключаются не только в его характере, но и в русском обществе того времени. Представители этого общества, - Судьбинский, Волков, Пенкин, - создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена исключительно на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов. В таких условиях образованному, интеллигентному молодому человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов, - поэтому Обломов выбирает откровенное бездействие и «сон». Нельзя сказать, что Обломов доволен своим «полуживотным» существованием. Он мечтает воскреснуть и начать новую жизнь, однако мечта остается мечтой, несмотря на усилия близкого друга и любимой женщины. Причины деградации Обломова заключаются не только в его характере, но и в русском обществе того времени. Представители этого общества, - Судьбинский, Волков, Пенкин, - создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена исключительно на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов. В таких условиях образованному, интеллигентному молодому человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов, - поэтому Обломов выбирает откровенное бездействие и «сон».


Смерть Обломова Как-то Обломов говорит Штольцу: Как-то Обломов говорит Штольцу: «Лег бы и заснул… навсегда…». И «Лег бы и заснул… навсегда…». И смерть приходит к нему тихо и смерть приходит к нему тихо и мирно, он «покоится на одре смерти, мирно, он «покоится на одре смерти, как на ложе сна». как на ложе сна». Д. С. Мережковский в статье «Вечные спутники. Гончаров» (1890 г) писал: «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир… Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна…» Д. С. Мережковский в статье «Вечные спутники. Гончаров» (1890 г) писал: «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир… Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна…»


Конец Обломовки Обломов умирает, и Обломовка «отжила свой век». Патриархальный уклад традиционной русской жизни рушится, на смену приходит новая эпоха, несущая множество изменений, жизнь, в которой нет места Обломовым. И Штольц решает не сообщать Обломову о происходящем в Обломовке: «нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше...». Но сын Обломова, Андрей, уже растет в других условиях, он воспитывается Штольцом, который обещает: «поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты». Обломов умирает, и Обломовка «отжила свой век». Патриархальный уклад традиционной русской жизни рушится, на смену приходит новая эпоха, несущая множество изменений, жизнь, в которой нет места Обломовым. И Штольц решает не сообщать Обломову о происходящем в Обломовке: «нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше...». Но сын Обломова, Андрей, уже растет в других условиях, он воспитывается Штольцом, который обещает: «поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты».


Л.Н.Толстой писал в 1859 году А. В Дружинину: Обломов капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. Л.Н.Толстой писал в 1859 году А. В Дружинину: Обломов капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.


Многие современники И.А. Гончарова, охотно отождествляли его с 0 бломовым, тем более, что, как пишет А. Ф. Кони в « Воспоминаниях о писателях», «его грузная фигура, медлительная походка и спокойный, слегка апатичный взор красивых серо- голубых глаз давали к этому некоторый повод». Повод к этому предположению отчасти давал и сам Гончаров. М.М.Стасюлевич в своей статье «Иван Алексеевич Гончаров» (1891) писал: «Обыкновенно говорят, что в собственной его природе было много обломовщины, что потому ему так и удался Обломов, но это могло только показаться тем, кто не знал его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно Гончаров охотно поддерживал в других мысль о своем личном сходстве с своим же собственным детищем». Так, например, в письме к Ю. Д. Ефремовой (20 августа Симбирск) И.А. Гончаров писал: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату». Многие современники И.А. Гончарова, охотно отождествляли его с 0 бломовым, тем более, что, как пишет А. Ф. Кони в « Воспоминаниях о писателях», «его грузная фигура, медлительная походка и спокойный, слегка апатичный взор красивых серо- голубых глаз давали к этому некоторый повод». Повод к этому предположению отчасти давал и сам Гончаров. М.М.Стасюлевич в своей статье «Иван Алексеевич Гончаров» (1891) писал: «Обыкновенно говорят, что в собственной его природе было много обломовщины, что потому ему так и удался Обломов, но это могло только показаться тем, кто не знал его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно Гончаров охотно поддерживал в других мысль о своем личном сходстве с своим же собственным детищем». Так, например, в письме к Ю. Д. Ефремовой (20 августа Симбирск) И.А. Гончаров писал: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату».


В "Фрегате Палладе" Гончаров восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною". Вспомним и эпилог "Обломова": "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами". И оказывается, что литератор, беседующий со Штольцем, есть не кто иной, как сам автор романа. Но люди, близко знавшие И.А. Гончарова, никогда не поддерживали этот миф. Так, М.М.Стасюлевич писал: «он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова», то же утверждает и А.Ф. Кони: «Главных свойств Обломова задумчивой лени и ленивого безделья в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником». В "Фрегате Палладе" Гончаров восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною". Вспомним и эпилог "Обломова": "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами". И оказывается, что литератор, беседующий со Штольцем, есть не кто иной, как сам автор романа. Но люди, близко знавшие И.А. Гончарова, никогда не поддерживали этот миф. Так, М.М.Стасюлевич писал: «он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова», то же утверждает и А.Ф. Кони: «Главных свойств Обломова задумчивой лени и ленивого безделья в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником».


Критика о романе и его герое Образ Обломова в романе вызвал бурные споры, критики- современники И.А. Гончарова выдвинули множество разных трактовок и оценок этого образа. Рассмотрим самые знаменитые статьи: В статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) роман оценен как «знамение времени», а Обломов назван «коренным», «народным нашим» типом, «символизирующим лень, бездействие и застой всей системы отношений», символом косности крепостнической России. Добролюбов жестко отзывается об Обломове, не желая видеть в нем ничего положительного и достойного: «Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». По мнению критика, «обломовщина» является «созданием воспитания и окружающих обстоятельств», и она обязательно кладет на человека «неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Образ Обломова в романе вызвал бурные споры, критики- современники И.А. Гончарова выдвинули множество разных трактовок и оценок этого образа. Рассмотрим самые знаменитые статьи: В статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) роман оценен как «знамение времени», а Обломов назван «коренным», «народным нашим» типом, «символизирующим лень, бездействие и застой всей системы отношений», символом косности крепостнической России. Добролюбов жестко отзывается об Обломове, не желая видеть в нем ничего положительного и достойного: «Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». По мнению критика, «обломовщина» является «созданием воспитания и окружающих обстоятельств», и она обязательно кладет на человека «неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете».


Критика о романе и его герое А.В. Дружинин в статье «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (1859) дает совершенно иную оценку Обломова, утверждая, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…Сам его творец беспредельно предан Обломову…». Дружинин видит в Обломове прежде всего «нежную, любящую натуру», с «чистой, детски ласковой русской душой»: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих». А.В. Дружинин в статье «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (1859) дает совершенно иную оценку Обломова, утверждая, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…Сам его творец беспредельно предан Обломову…». Дружинин видит в Обломове прежде всего «нежную, любящую натуру», с «чистой, детски ласковой русской душой»: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих».


Критика о романе и его герое Д. И. Писарев, автор статьи «Роман И. А. Гончарова Обломов» (1859), считает, что Обломов олицетворяет в себе «умственную апатию», которая является «одним из существенных пороков нашей русской жизни», болезнью, которая «сковывает собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства». О своем отношении к Обломову Писарев пишет: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя: в них слишком много истинно-человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенств своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую». Д. И. Писарев, автор статьи «Роман И. А. Гончарова Обломов» (1859), считает, что Обломов олицетворяет в себе «умственную апатию», которая является «одним из существенных пороков нашей русской жизни», болезнью, которая «сковывает собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства». О своем отношении к Обломову Писарев пишет: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя: в них слишком много истинно-человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенств своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».


Критика о романе и его герое И.Ф. Анненский в статье «Гончаров и его Обломов» (1892) отказывается определить Обломова как «положительный» или «отрицательный» тип, и пишет: « Я много раз читал Обломова, и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату». Анненский отмечает, что Обломова любят: «Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне. Припомните конец романа и воспоминание о нем Захара. Он, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце». И.Ф. Анненский в статье «Гончаров и его Обломов» (1892) отказывается определить Обломова как «положительный» или «отрицательный» тип, и пишет: « Я много раз читал Обломова, и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату». Анненский отмечает, что Обломова любят: «Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне. Припомните конец романа и воспоминание о нем Захара. Он, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце».


Проверь себя Прочитайте эти строки: Прочитайте эти строки: Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцалуй, Узде послушный конь ретивый, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина… Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцалуй, Узде послушный конь ретивый, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина… Не правда ли, жизнь описанная здесь, напоминает ту, о которой мечтал Обломов? О каком из персонажей русской литературы XIX века идет речь в приведенных строках? Не правда ли, жизнь описанная здесь, напоминает ту, о которой мечтал Обломов? О каком из персонажей русской литературы XIX века идет речь в приведенных строках?

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Тест по произведению

Роман Ивана Гончарова «Обломов» носит весьма поучительный характер.

Образ жизни Обломова являет собой сплошную рутину, и главный герой даже не пытается вырваться из нее самостоятельно. С помощью этого персонажа автор докажет, что лень и равнодушие губят судьбы людей.

Первая встреча

Иван Гончаров знакомит читателя с Ильей Ильичем Обломовым уже с первых страниц романа. Мужчина лежит в собственной постели с отрешенным взглядом. Он пытается заставить себя подняться, но попытки заканчиваются безрезультатно. Обещания встать спустя часок приводят к тому, что день плавно переходит к вечеру, и покидать постель уже необязательно.

Жизнь в горизонтальном положении

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

«Когда пребывал дома - почти всегда лежал, и все в одной комнате».

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

«Неужели к подобному быту ты готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?».

Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

«После обеда ничего не могло нарушить сна Обломова. Он обыкновенно ложился на диване на спину».

Положительные перемены

После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.

«Он прочел несколько книг, написал письма в деревню, сменил старосту в собственном имении. Не ужинал, и уже две недели не ведает, что значит прилечь днем. Встает в семь часов. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Он весел, напевает».

Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.

Жизнь с вдовой Пшеницыной

Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.

«Обломов, замечая участие хозяйки в его делах, предложил, в виде шутки, взять заботы о его продовольствии на себя и избавить его от хлопот».

Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.

1. Главный герой романа Гончарова «Обломов».
2. Вопрос о смысле жизни.
3. Мечтательность и деятельность Обломова.
4. Деградация Ильи Ильича.

Роман А. А. Гончарова «Обломов» остается актуальным и для нас. современных читателей несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени. Главный герой романа Илья Ильич Обломов не может не вызывать интереса. Невольно начинаешь задумываться о смысле жизни и пытаешься ответить на вопрос, кто же такой Обломов? Был ли он прежде всего лентяем. Или проблема главного героя романа намного глубже? Видел ли Обломов какой-либо смысл в жизни? Или ему не было свойственно задумываться об этом? Едва в начале произведения мы знакомимся с Обломовым, как понимаем всю абсурдность ситуации. Из-за дня в день Ильи Ильича лишен новых впечатлений, следующий похож на предыдущий. Дни идут, не украшенные абсолютно ничем. Обломов ведет почти растительное существование, он ничем не интересуется, ничем не увлекается. Главным в жизни становится уютный диван, на котором Обломов лежит целыми днями. Мир вокруг кажется Илье Ильичу враждебным и опасным. В жизни Обломова не было каких-либо потрясений, которые могли бы повлиять на его мировоззрение. Нет, все было весьма благополучно. С детства Илья Ильич был окружен заботой и вниманием родных. И никогда ему не приходилось заботиться о хлебе насущном. Обломову удобно жить, ни о чем не думая, ни о чем не заботясь. У него нет абсолютно никаких стремлений и желаний. Дни и ночи напролет лежит Обломов на диване в одном и том же халате из персидской материи. «... Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью. как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием...».

Человеку всегда свойственно задумываться о смысле жизни. Но даже если счесть вопрос о смысле жизни абстрактной философской категорией, нельзя не признзть, что бездействие никогда и никого не делало счастливым. Ощущение полноты жизни возможно только в случае постоянного движения, активного поиска новых впечатлений. Пусть человек не в состоянии изменить мир или совершить что-нибудь значительное. Но сделать свою собственную жизнь более яркой и интересной он может. И не последнюю роль в этом играет повседневная жизнь с ее делами и заботами. Повседневность не всегда бывает унылой и неинтересной. При желании повседневные дела могут быть яркими, впечатляющими. Но все это никак не относится к Илье Ильичу Обломову. Он лежит в неубранной, пыльной комнате. Здесь грязно и неуютно. Но у героя романа нет желания изменить хотя бы эту комнату, сделать свою жизнь чуть более комфортной. Вот как писатель говорит о комнате Обломова: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною... Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память... Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».

Обстановка, которая окружает главного героя, достаточно неприятна. Обломов пытается упрекнуть своего слугу Захара за неряшливость. Но слуга оказывается под стать своему хозяину. Он говорит о пыли и грязи: «... чего ее убирать, если она снова наберется». Захар так же считает, что «клопов и тараканов не он выдумал, они есть у всех».

У Обломова нет сил и желания заставить своего слугу навести порядок в комнате. Не под силу ему и сделать хоть что-нибудь в родной деревне. Но Илья Ильич с удовольствием строит планы, продолжая лежать на диване. Обломов мечтает о переустройстве в деревне. Конечно, его мечты не имеют ничего общего с реальностью. Осуществить их в принципе невозможно. И уж, конечно, никогда не сможет их осуществить сам Обломов. Мечтательность у Обломова приобретает какой-то чудовищный размах. Он живет этими мечтами, отказываясь тем самым от настоящей жизни. Писатель дает нам возможность понаблюдать за Ильей Ильичем, когда тот мечтает: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности...».

Обломов не задумывается о собственной жизни. С одной стороны, он может показаться счастливым. Его не беспокоит завтрашний день, он не думает о каких бы то ни было проблемах и неприятностях. Но с другой стороны, жизнь его лишена очень важных составляющих - движения, новых впечатлений, активных действий. Обломов практически не общается с людьми, ему достаточно полного уединения от людей и забот.

Надо сказать, что внутренний мир Обломова весьма богат. Ведь Илья Ильич способен чувствовать и понимать искусство. Кроме того, он находит удовольствие в общении с некоторыми людьми, например, с другом Штольцем, Ольгой Ильинской. Однако этого явно недостаточно для ощущения полноты жизни. И в глубине души Обломов это понимает. Он пытается создать мнимую гармонию между своим внутренним миром и миром внешним. Но это сделать не так-то просто. Ведь реальная жизнь вступает в противоречие с миром грез и мечтаний. Пусть Обломов вполне доволен своим существованием. Но вместе с тем он несчастен, потому что заменил реальную жизнь полусном. Не случайно ничего не радует Илью Ильича, яркие переживания, чувства и эмоции не знакомы ему. Инертность Обломова и безразличие к жизни становятся его трагедией.

Обломов считает, что все его устраивает. На самом деле он не знает иной жизни, ему чужда деятельность, стремления и активность. Все проходит мимо главного героя. А он по-прежнему живет своими иллюзиями. И единственное, что видит перед собой, это неубранную комнату. Мир сузился для Обломова до размеров собственного дивана. Илья Ильич отказывается от любви, карьеры, семейного счастья ради того, чтобы спокойно лежать на диване. На самом деле узость мышления Обломова становится причиной его трагедии. Илья Ильич не смог разглядеть все преимущества реальной жизни. Деградация Обломова стала вполне оправданной. Он не уделяет внимание даже собственному внешнему виду. Зачем? Ему и так хорошо. Неважно, что было и что будет. Главная и единственная реальность - это тот самый диван, на котором он спал столько времени и на котором главный герой предпочитает остаться.

В жизни Обломова нет смысла. Ведь нельзя назвать смыслом бездействие, пустоту, лень, апатию. Жизнь становится тягостной, ведь человеку не свойственно вести растительное существование. Роман «Обломов» заставляет читателей задуматься о том, что человек способен сам стать своим врагом, если решает подменить реальную жизнь на