Человек как вид, происхождение человека. Отличительные особенности человека

Человек как вид, происхождение человека. Отличительные особенности человека
Человек как вид, происхождение человека. Отличительные особенности человека
Того, кто оценивает себя сам, обесценить очень трудно.

Помимо уже упомянутых ранее секретов счастливой жизни , определенного отношения к настоящему, прошедшему и будущему , четырех компонентов счастья, существуют характерные особенности поведения, реагирования, мышления, свойства личности , которые способствуют росту уровня счастья. Причем эти черты характера каждый , как только пожелает быть счастливым.

Какие это черты характера и свойства личности? Их всего 12 и они закономерно вытекают один из другого. Другими словами, совершенствуя себя в одном направлении, мы автоматически будем улучшать и другие показатели. Сегодня речь пойдет о положительной самооценке, уверенности в себе , самоуважении, ответственности за свою жизнь, осознанности (сознательном выборе), саморефлексии.

1. Самая весомая особенность счастливого человека – это адекватная, положительная самооценка, она стоит во главе угла и влияет на все его поведение, взаимоотношения, деятельность, активность, умение ставить цели и добиваться их. Чтобы показать насколько важна здоровая самооценка, приведу примеры того, как влияет заниженная самооценка на жизнь человека:

Что бы мы ни делали, мы непроизвольно оцениваем себя, свое поведение, результаты своей деятельности и отношений с другими. Отрицательная самооценка приводит к зависимости от мнения других, неумению отстаивать свои интересы, или нецелесообразной форме их защиты (агрессия, обвинения других, жесткая самокритика). Люди с низкой самооценкой не дооценивают свои способности и не решаются изменять обстоятельства жизни в свою пользу. Они часто игнорируют благоприятные возможности достичь желаемого, осознанно или бессознательно считая себя недостойными этого блага. В случае успеха в любом предприятии они видят его причину во внешних обстоятельствах, а в случае неудачи – винят себя . Неадекватно относятся к другим, либо очень принижая их, либо воздвигая на пьедестал. Болезненно воспринимают даже конструктивную критику и при виде успеха других. И самое неприятное, человек неразлучно 24 часа в сутки живет со своим внутренним “обвинителем”, и, мягко говоря, – это утомительно, от себя то не убежишь. Заниженная самооценка становится причиной различных зависимостей (алкогольной , никотиновой , игровой, , трудоголизма – в таком случае успешная карьера служит компенсацией “своей ущербности, неполноценности” и т.д.). Зависимости всегда направлены на решение как минимум одной задачи: они лишают силы или снижают активность внутреннего “обвинителя”.

Есть простой тест (не претендующий на стопроцентную достоверность результатов, но чаще всего диагностирующий верно), позволяющий определить, что важнее для человека – само-оценка или мнение других людей. “Нарисуйте” пальцем у себя на лбу букву Е, все равно какую, заглавную или строчную. Запомните, как вы это сделали. Зачем это нужно – чуть погодя.

Итак, что способствует здоровой, адекватной, положительной самооценке?

2. Вторая особенность счастливого человека – это уверенность в себе. Уверенность в себе подразумевает, что нет необходимости ожидать перманентного идеального поведения или результатов, как от самого себя, так и от кого-то еще, без ущерба для своей положительной адекватной самооценки. Уверенность в себе дает – себе и другим. Уверенность в себе позволяет сохранять положительное отношение к себе практически при любых обстоятельствах жизни. Как вариант: самооценка меняется незначительно или сильно, но на кратковременный срок.

Завышенная, неадекватная самооценка как раз говорит о неуверенности человека в себе, неумении признавать за собой право на ошибки и быть неидеальным.


3. Следующая особенность счастливого человека – это доверие к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства. Подробно, что такое доверие к себе, говорилось в статье “Как научиться доверять себе и другим ”.

Самоуважение включает в себя уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.

Самоуважение не означает чрезмерную демонстрацию своей значимости. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях, она проявляется в поступках, отношении к себе и, конечно, в уважительном отношении к окружающим.

4. Следующее свойство личности, вытекающее из предыдущих трех – это . Имея представление о своих способностях, уважая свои потребности, природные особенности темперамента и телосложения, не страшась ошибок, негативного отношения к себе или недопонимания со стороны других, счастливые люди не лишают себя права , не перекладывают ответственность на других.

5. В то же время они делают свой выбор осознанно, не под гнетом обстоятельств, а сознательно, основательно или мимоходом взвесив все “за” и “против” и на благо себе, защищая свои интересы и принципы. При этом, даже обделяя себя в чем-то, они понимают ради чего (каких более значимых ценностей) был сделан данный выбор.

Как проявляется осознанность в конкретной жизненной ситуации, хорошо демонстрирует дзенская притча “С любовью и без” .

6. Следующая особенность счастливых – это саморефлексия. Данный психологический термин подразумевает, что мы отдаем себе отчет в своих чувствах , мыслях, умеем объективно посмотреть на себя со стороны, наблюдать и целенаправленно описывать свои переживания и поведение в третьем лице. Т.е. не “мне хорошо или плохо”, а он(а) почувствовал(а) радость, грусть, потому-то и потому-то. Такое сознательное “раздвоение личности”. Почему так важна саморефлексия? Она дает нам возможность понизить накал страстей и увидеть истинное положение вещей. А значит перейти от бесплодных переживаний – А в случае радостного события – лучше понять себя, свои потребности, цели, систему ценностей.

Саморефлексия наиболее развита и доступна для человека, обладающего чувством самоуважения, доверия к себе и адекватной положительной самооценкой. Саморефлексия как делает наши положительные эмоции насыщенными и яркими, так и высвечивает те, которые не “приветствуются” стереотипами общества . Но на то они и стереотипы – потому что весь спектр человеческих чувств и эмоций доступен для практически любой личности, другое дело, что не все осознают или понимают свое “законное” естественное право на любые эмоции, как и право на их выражение. Вот только когда, как и почему? Немного этот вопрос освещался в статье “Как вернуть радость жизни . ” Более подробно об этом и других шести чертах характера, помогающих нам стать счастливыми - во второй части статьи, которая будет добавлена позднее.

А теперь вернемся к тесту с буквой Е. Если буква Е пишется так, чтобы ее было удобно читать написавшему, а, к примеру, для собеседника, находящегося напротив, она видна зеркально отображенной, в таком случае главенствующей является само-оценка; если наоборот, буква написана правильно с точки зрения смотрящего на вас извне - более значимо .

4.5 Rating 4.50 (2 Votes)

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с про-

исхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объёму мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. После наступления ледникового периода обезьянам, ведшим ранее древесный образ жизни и не отступившим к экватору, пришлось перейти к жизни на открытых пространствах. Высокая и густая трава африканской саванны в дождливый период заставляла их часто подниматься на задние конечности, чтобы ориентироваться на местности. Вместе с тем, передние конечности часто использовались ими для бросания камней, палок, переноса пищи, что смещало центр тяжести тела на задние конечности.

Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило всœе большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими. Вместе с тем, несколько увеличилась длина и подвижность пальцев.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально-параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга, однако платой за новые способности зрения стало ухудшившееся обоняние.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителœе разума - мозге. Не случайно признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 ᴦ. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Конечно, речь древних людей была очень примитивной, но она выражала качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных.

Мозг наших предков постоянно увеличивался в ходе биологической эволюции. Так, у австралопитеков объём мозга составлял 500-600 см 3 , у питекантропа - до 900 см 3 , у синантропов - до 1000 см 3 . Объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у

современного человека 1 . При этом нет прямой зависимости между объёмом мозга и способностями человека. Так, довольно маленький по объёму мозг - не более 1000 см 3 имел французский писатель А. Франс, а мозг И.С. Тургенева был очень велик - 2012 см 3 .

Разумеется, масса и объём мозга человека - далеко не всœе, чем наш мозг отличается от мозга животных. Ведь и у кита͵ и у слона мозг по массе больше, чем у человека. Определяющую роль играет не масса мозгового вещества, а его структура. Чем же мозг человека отличается, к примеру, от мозга его ближайших родственников - приматов? Как это не покажется странным, но обнаружить принципиальные отличия в строении мозга человека и шимпанзе удалось лишь во второй половинœе XX в.

Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом. Этот показатель достигает 94% у человека против 50% у рептилий. Изменилась в сторону округления и роста в высоту форма черепа, исчезли надбровные дуги и черепной гребень. Стал развиваться новый тип складчатости головного мозга с преобладанием радиального направления главных борозд, что способствовало укрупнению полушарий. Из-за того что увеличение головы плода новорожденного дошло до предела ширины родовых путей, ребенок стал рождаться как бы с эволюционно недоношенным мозгом. В период внутриутробного развития человеческий мозг достигает менее 25% своего будущего объёма, в то время как у шимпанзе - 65%.

Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль нейронов со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функцией организма. Эволюция мозга, его усложнение идет за счёт растущей организованности, упорядоченности функционирования структурных ансамблей, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции.

Структурные единицы мозга развиваются в форме вертикальных колонок, которые включают как клетки древних отделов мозга, расположенные в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в строении мозга можно выделить древние отделы, которые формируются на эмбриональной стадии, и молодые отделы (кора головного мозга), которые в основном развиваются на постэмбриональной стадии, или после рождения ребенка.

Новая мозговая кора состоит из 600 млн. вертикальных колонок, образуемых примерно 50 млрд. нейронов. У взрослого челове-

1 Средний размер мозга современного человека составляет 1400 см 3 у мужчин и 1270 см 3 у женщин.

ка новая кора занимает 95-96% общей площади, а на долю старой коры остается лишь 4%. В ходе эволюции шло изменение удельного соотношения древних и молодых отделов мозга. У низших обезьян лобные доли занимают 10% коры, у высших обезьян - 15%, а у человека - 25%, что является рекордом для животного мира. Именно лобные доли управляют социальным поведением.

Количественное увеличение ансамблей нервных клеток происходит главным образом за счёт перестройки старых отделов и использования освобождающихся нейронов, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всœего структурного ансамбля.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела, практически не различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности.

В конце 1950-х гᴦ. начались исследования асимметрии мозга, и в 1970-х гᴦ. П. Линдсей и Д. Норман создали вполне обоснованную теорию. Оказалось, что при разрушении левого полушария теряется целœенаправленность действий, меняется содержание представлений о прошлом и будущем. Так, будущее начинается с того события, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ давно прошло, но случайно всплыло в памяти. Нарушение целостности правого полушария приводит к расстройствам чувственной и эмоциональной сфер человеческой деятельности, теряется способность к выполнению практических действий. Нарушение связи между полушариями мозга (подобную операцию иногда делают для лечения эпилепсии) приводит к возникновению двух потоков сознания. Каждое полушарие независимо хранит информацию и перерабатывает внешние впечатления, что приводит к ʼʼраздвоениюʼʼ личности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, было выяснено, что целостный мозг функционирует иначе, чем рассеченный. Между полушариями мозга идет непрерывный обмен информацией, так как каждое полушарие имеет определœенную специализацию. Правое полушарие связано с яркой эмоциональной образностью, доминированием чувственности над словесными формами. Окружающий мир воспринимается им интуитивно, с мгновенным отражением множества признаков. Левое полушарие дает человеку возможность заниматься абстрактными схемами, словесными понятиями, оно обеспечивает логическое мышление.

На этом основании был сделан вывод, что в ходе эволюции сформировалась функциональная асимметрия мозга, которая при-

вела к тому, что левое полушарие оказалось связанным с логическим мышлением, а правое - с интуицией. Их взаимодействие идет по правилу дополнительности: логика корректируется чувственным восприятием, а эмоции - абстрактными схемами. Такое функционирование мозга дало человеку огромные преимущества.

Асимметрия мозга человека формируется сразу после его рождения. После появления на свет мозг ребенка функционирует по принципу дублирования полушарий, как это бывает и у других млекопитающих. При этом получение и обработка информации идет в зеркально-перекрестном режиме: левое полушарие воспринимает мир справа, а правое - слева. Оба полушария однородны по своей структуре и функционально взаимозаменяемы. Именно в связи с этим у маленького ребенка твердо не фиксированы речевые области, которые начинают развиваться сразу в двух полушариях. Но позднее речевые центры мигрируют из правого полушария в левое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ становится доминантным. Так, постепенно левое полушарие берет на себя функции речи и логического мышления, а правое - управление координацией движения и фиксацию геометрических связей объектов.

Важно отметить еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи и всœе прочие особенности человеческого мозга программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителœей. Но наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются лишь при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Редкие случаи, когда дети бывают воспитаны животными (науке известно порядка 30 подобных примеров), после чего их находят и возвращают к людям, показывают, что они никогда в полной мере не могут овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. По этой причине история про Маугли - не более, чем красивая сказка. Реализация генетического потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. В случае если сроки пропущены, потенциал гаснет, и человек остается на уровне развития примата. По той же причинœе дети, вырастающие в домах ребенка и не получающие достаточного количества внимания от взрослых, часто отстают в развитии, хотя никаких органических нарушений у них нет.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий су-

шествования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

Специфические особенности человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специфические особенности человека" 2017, 2018.

Пожилые люди - это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.

Известный ученый И. И. Мечников говорил, что «… старость - печальное состояние и для того чтобы проникнуть в его сущность, необходимо глубокое изучение. Пока не имели никакого представления о настоящей причине болезней, большею частью не могли ничего предпринять для пересечения их. То же относится и к старости».*

Старение - закономерный биологический процесс, неизбежно развивающейся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей организма и увеличением вероятности смертности. Старость - заключительный этап жизнедеятельности организма, следствие процесса старения. Время наступления старения чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются. Старческим принято считать возраст после 75 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей.**

Обычно выраженные признаки физиологического старения - изменение внешнего вида, психики, снижение работоспособности, физической активности - появляется у человека с 60 лет. Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчиваются рост организма. Так уже в 30 - 35 лет происходит снижение уровня активности биологических процессов. Темп и характер старения в значительной мере определяют приспособительные возможности стареющего организма. Существенную роль в этом играет конституция человека, определяемая главным образом наследственностью.

Процесс физиологического старения начинается в разных тканях и органах неодновременно и протекает с различной интенсивностью. Старость заключается в постепенном снижении жизнеспособности клеток организма - изменяется биосинтез белка, снижается активность окислительных ферментов, уменьшается количество митохондрий, нарушается функция клеточных мембран. В конечном итоге старение клеток приводит к их разрушению и гибели.

Другими словами, старость характеризуется борьбой между благородными элементами организма и простыми, первичными, - борьбою, кончающую в пользу последних. Победа их выражается ослаблением умственных способностей, расстройствами питания, затруднением обмена веществ и т.д.

Возрастные сдвиги, происходящие в организме в результате старения клеток и тканей, обуславливают значительные изменения в регуляции функций органов и систем. Постепенно изменяются и сами функции, что, в свою очередь приводит к структурным изменениям. Например, в процессе старения уменьшается масса головного мозга происходят адаптационные изменения, по - разному выраженные в различных отделах мозга.

Основные проявления старости человека связаны с возрастными изменениями функций центральной нервной системы. Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Труднее вырабатываются условные рефлексы, изменения характер безусловных рефлексов. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, уменьшается острота зрения и сила аккомодации глаза (дальнозоркость), постепенно понижается верхняя граница слуха (тугоухость). Появляются сдвиги в регуляции внутренней среды организма, чаще происходят ее срывы.

Отмечается снижение психической активности, при которой затрудняется восприятие, сужается его объем, ухудшается способность сосредоточения внимания и его переключения, развивается эмоциональная неустойчивость. Нередко пожилой и тем более старый человек становится обидчивым, капризным, скупым, черствым, эгоистичным. Ему страшны любые жизненные перемены, он консервативным в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям и одновременно подвержен сильному внушению.

Снижение критичности самоанализа способствует переоценки собственных достоинств и прежних заслуг, вызывает стремление постоянно их подчеркивать.

Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым.

Неприятие окружающей действительности, власть воспоминаний, страх перед будущим усиливают убеждение в том, что все лучшее - в прошлом, а настоящее малоценно.

Тяготение к прошлому проявляется не только в его восхвалению и постоянных воспоминаниях, но и в выраженной привязанности к старым вещам. Некоторые люди, напротив, утверждаются во мнении, что прожитая жизнь была бесценной и не имела смысла.

В старости легко возникает тревога, под час по самому ничтожному поводу. Нередко тревогу вызывает состояние собственного здоровья. Тогда людям кажется, что близкие о них не заботятся. Тревога перерастает в страх, который сменяется унынием и безысходностью. Подобные отрицательные эмоции резко снижают жизненный тонус, что, в свою очередь, усугубляет проявление старости.

Постоянное внимание, терпение и снисходительность окружающих в отношении к пожилым и старым людям помогают им справиться или вовсе избежать присущих старости переживаний.

Знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старением, должны быть положены в основу подхода медицинского персонала и людей, связанных своей деятельностью с пожилыми. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факты (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту, семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой человек или старый человек чувствует себя больным и обиженным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус людей старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызывать у них ряд сдвигов, обуславливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний.

Многие пожилые и старые люди нуждаются, в первую очередь, в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.

Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы. В возрасте старше 60 лет уменьшается масса сердца. У пожилых и тем более старых людей снижается частота сердечных сокращений в состоянии покоя. При умеренных физических нагрузках обычно не происходит свойственного молодым людям учащенного сердечного ритма, что, с одной стороны, ограждает сердце от чрезмерного напряжения, с другой - ограничивает кровоснабжение органов и систем организма. При резком учащении сердечных сокращений, связанном с большими физическими нагрузками, быстро наступает несоответствие между притоком крови к сердцу через коронарные сосуды и резким усилием обменных процессов в сердце, которые приводит к недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы.

В процессе старения развиваются атрофические и склеротические изменения в эндокринной системе. Аналогичные изменения происходят в дыхательной системе - несколько увеличивается частота дыхания, чаще возникают дыхательные аритмии, уменьшается жизненная емкость легких и их максимальная вентиляция.

Страдают функции пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, атрофируются скелетные мышцы.

Актуальность проблемы профилактики преждевременного старения, которой занимаются геронтология и гериатрия связана, прежде всего, с наблюдением в современных условиях ростом доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Причем происходит не только количественное, но и качественные изменения возрастного состояния населения. В частности, улучшается здоровье людей старших возрастных групп. Участие в общественной и культурной жизни, профессиональная деятельность стали необходимыми для большого количества людей, переступивших пенсионный рубеж, пожилые люди вносят значительный вклад в развития общества.

Потребность в максимально возможном для конкретного времени продление жизни, так же как и в сохранении здоровья, -- одна из не проходящих человеческих потребностей, появившихся вместе с обществом. Если в прошлые века доживали до старости не многие люди, то преодоление в ходе прогресса общества установившегося уровня смертности в ряде индустриально развитых стран привело к тому, что впервые в истории человечества большинство людей могут дожить до старости.*

Процесс постарения населения объясняется как снижением рождаемости, так и увеличением продолжительности жизни, также увеличение продолжительности жизни вызвано уменьшением смертности.**

Старость как явление человеческой жизни по необходимости представлена двумя качественно различными аспектами.

Во - первых, биологическим. Он выражается в прогрессирующем с возрастом снижении функциональных отправлений различных систем органов человеческого организма. В основе этого процесса, по широко распространенной точке зрения в геронтологии - спонтанные накопления с течением времени разнообразных нарушений и ошибок в функционировании органов, в свою очередь провоцирующих нарастание новых ошибок и нарушений. Психологическая старость выступает закономерной заключительной фазой онтогенеза индивида биологического вида Homo Sapiens и как токовая изучается целым комплексом наук.

Во - вторых, старость представлена еще и социальным аспектом своего существования, «социальная старость». Под последней понимаются закономерные изменения в социальном статусе личности, вызываемые явлениями биологического старения и необходимая адаптация личности к этим явлениям.

Таким образом, оба аспекта человеческой старости органически взаимосвязаны: второй, социальный, существует на основе и как следствие первого, биологического. И если биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития человека, то социальная старость выступает столь же закономерной заключительной фазой возрастной структуры общества.

В понимании сущностной природы и, соответственно, поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два существенно отличительных подхода - функциональный и хронологический. Первый, функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости, как процессы нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности, а значит - и способности к материальному самообеспечению. Социальная старость есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым и, соответственно, его переход на чье-то иждивение -- такого широко распространенное как в отечественной, так и в зарубежной науке понимание и определение социальной старости.

Второй, хронологический подход к пониманию природы социальной старости, складывается в условиях индустриально - развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института - пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введения строго формализованного возрастного порога старости. В хронологическом подходе оказался начисто утрачен качественно-функциональный аспект социальной старости, следствием чего и явилась высокая степень социальной неоднородности выделяемой на основе такого подхода группы стариков.

Тема:Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Типы ВНД. Современные представления о механизмах сна и бодрствования.

Специфические особенности внд человека

Анализ и синтез непосредственных сигналов, поступающих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляют 1 сигнальную систему. Характерна для животных и человека.

Словесные сигналы, речь составляют 2 сигнальную систему. Слово – сигнальный раздражитель.

Деятельность коры вызывается словом, как при общении с другими людьми, так и наедине. Представления о предметах и явлениях передаются словом без непосредственного контакта с действительностью. В этом есть определенная опасность отрыва от истины, искажение действительности. Поэтому очень важным является связь первой и второй сигнальных систем, т.е. рассказ должен подтверждаться показом.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного мышления, в которой участвуют оба полушария.

Формируется вторая сигнальная система постепенно. У новорожденного имеются в наличии только звуки. Во втором полугодии жизни появляются зачатки речевой деятельности и необходимость освобождаться от врожденных сосательных движений. Если этот автоматизм не ослабеет, то речь формируется нечеткой. Присасывающие действия языка способствуют неправильному произношению некоторых звуков (р, л, ш, ф, с и т.д.)

Этот дефект может остаться на всю жизнь, хотя сосательный автоматизм исчезает.

К концу первого года жизни слово приобретает самостоятельное значение. В два года формируется вторая сигнальная система.

В 6-7 лет слово приобретает ведущее значение.

Развитие речевых двигательных функций должно происходить в строго определенное время. Позже речь уже не развивается. Речь у детей, растущих среди животных может развиваться при обучении не позднее 5-летнего возраста. По видимому, к этому возрасту завершается формирование отделов мозга, обеспечивающих речевую функцию.

Типы внд

Тип ВНД – это совокупность индивидуальных свойств нервной системы, определяющая собой особенности психофизиологических механизмов взаимоотношений организма и среды.

При определении типа ВНД учитывают:

Скорость образования условных рефлексов (УР)

Величину условного рефлекса

Прочность условного рефлекса

Скорость иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения и др.

Павлов основываясь на: силе, уравновешенности,

Подвижности процессов возбуждения и торможения выделил 3 сильных и 1 слабый тип ВНД

Были выделены крайние типы ВНД, но чаще встречаются типы смешенные. Человеческий генотип под влиянием среды и воспитания превращается в фенотип.

Сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик).

Человек упрямый, нетерпеливый, склонен к риску, бывает агрессивным, нетерпеливый к недостаткам других, подвержен резким сменам настроения. Прямолинеен, незлопамятен.

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Легко привыкает к новым условиям, контактен, склонен к самопереоценке, тяготится однообразием. Легко переживает неприятности. Порой несобран, проявляет поспешность в решениях.

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Молчалив, ровен в отношении с другими, любит аккуратность и порядок во всем. Нетороплив, умеет ждать. Не склонен к быстрой смене настроения. Маловосприимчив к одобрению и порицанию. С трудом приспосабливается к новому.

Слабый тип (меланхолик)

Стеснительный, застенчивый. Теряется в новой обстановке. Не верит в свои силы, мнителен, впечатлителен. Затрудняется в контактах, подвержен влиянию. Легко переносит одиночество. Восприимчив к одобрению и порицанию.

По соотношению между 1 и 2 сигнальными системами (СС) Павлов различал три типа ВНД человека.

Художественный (преобладает 1 СС)

Мыслительный (преобладает 2 СС)

Средний тип (равновесие СС)

У человека имеется ряд очень важных с его (человека) точки зрения отличий от животных, на часть из которых указывал еще Аристотель.

В связи с прямохождением - выпрямленное положение тела, вертикальность туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей в коленном сочленении, S-образно изогнутый позвоночник и хорошо уравновешенная на нем голова, сводчатое строение стопы.

Кроме того, человек обладает отличительными особенностями, не связанными непосредственно с прямохождением: редуцированный волосяной покров, почти неподвижные, но хорошо развитые ушные раковины, прямой высокий чистый лоб, хорошо очерченные брови, сильно развитый наружный нос, четкий желобок на верхней губе, сильно развитая слизистая или каемочная часть губ, выдающийся подбородок.

Волосяной покров у человека своеобразен: наряду с общей редукцией его на теле имеет место характерное развитие волос в подмышечных впадинах и на лобке. На голове волосы густые, обладают постоянным ростом; борода, усы и брови лишены осязательных волос.

У человека сильнее, чем у человекообразных, выражены различия между полами (половой диморфизм), который проявляется в весе, длине и пропорциях тела, в волосяном и кожном покровах. Женщина в среднем на 8 кг легче и на 9 см ниже мужчины; волосяной покров у нее развит на теле слабее, а подкожный жировой слой - сильнее; волосы на голове гуще и растут интенсивнее; плечи у женщины уже, талия более выражена, таз шире; ягодицы развиты сильнее; физическая сила приблизительно на 1/3 меньше мужской; голос в среднем на октаву выше.

Особого развития у женщины достигают млечные железы, в то время как у самок человекообразных выдаются лишь соски, а железистая часть набухает незадолго до родов, лишь во время лактации, да и то не очень заметно.

И, наконец, наибольшее различие человека от антропоидов заключается в величине головного мозга.

Известные своими достижениями люди и масса их мозга в г:

Тургенев И.С. писатель 2012

Кромвель О. политик, диктатор 2000

Бисмарк О. политик, рейхсканцлер 1807

Маяковский В.В. поэт, художник 1700

Кант И. Философ 1650

Ландау Л.Д. ученый, физик 1580

Шиллер И.Ф. поэт 1580

Гаусс К.Ф. ученый, математик 1492

Павлов И.П. ученый, физиолог 1457

Данте Алигьери поэт 1420

Ульянов В.И. политик, диктатор 1340

Кони А.Ф. юрист, писатель 1130

Франс А. Писатель 1017

(Из: С.В.Савельев. Природа индивидуальности мозга человека. Природа, 1995, 9: 16-31).

Масса мозга зависит в значительной степени от величины тела животного; более крупные животные обладают в общем абсолютно большим мозгом. Так, слон и кит превосходят человека по абсолютной величине мозга.

Относительная масса мозга - отношение массы мозга к массе тела выше у мелких животных; по этому показателю человек уступает маленьким обезьянам и некоторым другим мелким млекопитающим. При сравнении разных животных ни абсолютная, ни относительная масса мозга не могут служить достаточным показателем его развития.

Был предложен квадратный указатель массы мозга (E*E/S), представляющий собой произведение абсолютной массы мозга на его относительную массу. По этому показателю человек резко отличается от всех животных:

человек - 32,0

слон - 9,82 человекообразные - 2,03-7,35

низшие узконосые - 0,56-2,22

полуобезьяны - 0,13-1,37

Этот указатель отражает уровень “кефализации” или цефализации.