Брендон стоун настоящее имя и фамилия. Интервью недели

Брендон стоун настоящее имя и фамилия. Интервью недели
Брендон стоун настоящее имя и фамилия. Интервью недели

Фотографии предоставлены пресс-службой Брендона Стоуна.


С Брендоном мы познакомились в Юрмале, на Новой Волне в этом году, в 2014-м. Все произошло как-то стремительно, и я не успела сразу понять, что еду в Юрмалу, что так много увижу и с такими людьми познакомлюсь.

Конечно, напросилась на интервью, но хочу верить, что эти тридцать пять минут разговора, записанные на диктофон, оставят приятные воспоминания и еще раз напомнят о тернистом и нелегком пути к славе.

Брендон Стоун (Brandon Stone) - певец, композитор, аранжировщик, продюсер и вообще хороший человек.

Брендон, очень у вас интересное имя, и фамилия тоже ничего. Говорите по-русски, акцент присутствует, но определить его доподлинно мне не под силу. В общем, мисс Марпл из меня никакая, поэтому может вы сами расскажете, что к чему?)

Нет. Это не настоящее имя, это псевдоним, и может сразу на «ты», чтобы было легче общаться?

Я никогда не планировал реализовываться в России, потому что вся моя жизнь и карьера была в Европе, в Германии, да и в Америке, хотя родился я в Грузии. Так получилось, что в детстве мы переехали жить в Германию, а поскольку имя у меня грузинское и фамилия довольно длинная - немцы не могли ее выговаривать, я задумался над псевдонимом. И после долгих раздумий получился Брендон Стоун. Тетушка Шерон Стоун - поделилась фамилией.

- То есть тетушка? Ну-ка, ну-ка

Все спрашивают, кем мне приходится Шерон Стоун, а я шучу, что это моя тётя). И в ответ слышу, красивая у тебя тётя!

И правда красивая! А фамилию тебе она «подарила» уже в то время, когда ты стал известным и утвердился как композитор?

Мне было лет двадцать. На тот момент я уже начал работать с продюсерами и стал задумываться об интернациональном имени. А знаешь, как мы выбирали имя Брендон Стоун?

- Как?

Меня пригласили на America Grammy Awards. В списках приглашенных: Элтон Джон, Джордж Майкл… Брендон Стоун… О, звучит! Оставляем! Вот так примерно это и было, но инициалы моего настоящего имени сохранились в псевдониме - БС.

- То есть тебя в 20 лет пригласили на Grammy?

Да, один известный продюсер Harry Hinde пригласил меня туда, он тогда был продюсером известной в Америке кантри-певицы Shania Twain. Вот он и пригласил меня в Америку записывать свой альбом в Нэшвилл (Nashville), и мы записали его в лучшей студии, там, где записывается Элтон Джон. Конечно, как все американцы умеют это делать, мне 21-летнему парню обещали золотые горы, они очень любят говорить, что ты самый обалденный, самый красивый, самый гениальный. И когда такой продюсер зовет тебя и говорит, что поведет на Grammy, познакомит с лучшими продюсерами Америки и так далее, ты радуешься и веришь. Кстати, интересно то, что половину своих обещаний он все же исполнил: мы записали красивые песни в студии, он познакомил меня с Shania Twain, я ужинал с Анжелиной Джоли (Angelina Jolie), с Колин Фаррел (Colin James Farrell), Оливером Стоуном (Oliver Stone)… - такой небольшой ужин на десять человек.

Сейчас половина мужского населения России сделают вот так по поводу ужина с Джоли: вздохнут полной грудью, сожмут губы, растопырят ноздри и представят себя на твоем месте

Что правда, то правда), очень было интересно, и еще я познакомился с замечательной Шарлиз Терон (Charlize Theron). Я тогда был просто в шоке от того, что люди рядом - мега звезды.

Но дальше случилось ужасное. Мы были уже в стадии подписания контракта, через две недели должен был начаться промотур, меня вызвали в Берлин, и на это время я уехал туда, а через несколько дней случилось 11 сентября…

Компания, которая должна была подписать со мной контракт, не смогла этого сделать, потому что у них начались серьезные проблемы. В конце концов, все, конечно же, забылось, потому что весь год никто ничем не интересовался. Но я продолжал заниматься музыкой в Германии и потом попал на Новую Волну, откуда началась моя настоящая карьера.

Вернусь немножко назад - уточнить: в 21 год, когда выбирался псевдоним, когда тебя пригласили на Grammy, это все происходило, потому что ты уже был известным композитором?

Я тогда еще очень мало писал песен и был просто певцом - это была моя мечта. А написание песен и аранжировок - это пришло позже, когда я не дождался никого, кто бы начал для меня это делать. В 18 лет я просто начал писать себе песни, думая, что, быть может, они и не такие хорошие, но пусть будут.

И только после Америки, когда я находился в студии в Нэшвилле, я понял, что я тоже могу так делать. Я вернулся в Берлин 8 сентября, а 11-го уже знаете, что происходило. Когда я увидел эти кадры, я был так потрясен, что написал песню Peace to the World, которая стала символом траура и на Новый год, в 2001 я ее уже исполнял в полночь у Бранденбургских ворот, а миллионы зрителей смотрели и слушали, держа в руках зажженные зажигалки и размахивали ими.

Если бы ты только видела, какой это нереальный вид, когда ты стоишь на сцене, а перед тобой такое количество людей, размахивающих огоньками в руках!

- Я только могу представлять, как ты себя ощущал тогда. Наверное, это из разряда воспоминаний на всю жизнь?

Это навсегда… Это было мое первое большое выступление, еще и в 21 год.

В 21 год - это значительно. Нужно понимать, что помимо того, что человек обладает талантом, наверняка, ему нужно очень много работать. Я о тебе сейчас говорю). Ты подтвердишь, что 90% таланта - это тяжелый труд? Это утверждение верно в отношении тебя?

Видишь ли, да. Еще и потому, что я не родился с ростом в два метра, и мне всегда было тяжело пробивать себе дорогу. Я всего метр семьдесят.

- Ну, знаешь ли, многие великие люди невысокого роста

Но все равно было нелегко. Вот пример - певец, которого я привозил на Новую Волну в прошлом году, - Роберто Кель Торрес (Roberto Kel Torres), который представлял Кубу и занял первое место, ему по жизни всегда было легко, он везде, куда ни заходил, его было видно - зашла звезда! А мне надо было пробиваться талантом, сердцем покорять зал. Отсюда начался такой интересный и очень длинный путь к той финишной, которую еще и не видно, потому что у меня еще много идей.

Вообще, все в жизни мне давалось с большим трудом. Вот тогда впервые в 21 год мне была дана возможность поехать в Америку, а потом больше такого не было. С 22-х лет я начал пробиваться сам, но я благодарен Богу, потому что этот жизненный опыт меня сделал тем, кем я являюсь сейчас, хотя и нелегко, так как нет богатых дядей, которые в тебя вкладывают деньги…


- Тетя Шерон не помогает?)

Что-то забыла она про меня в последнее время…((. Кстати, с Шерон я не встречался лично, увы(.

Вообще, в жизни был момент, когда ничего не хотелось. Но я всегда возвращался к музыке и шел вперед, потому что я музыкант и ничего другого делать я просто не умею. А потом случилась Новая Волна.

- Это какой год был?

2005 год. Кстати, в 22 еще все у меня было отлично, потому что моя песня Magic Cristmas стала в Испании новогодним хитом номер один и даже обогнала песню Робби Вильямса. Мы тогда еще все удивлялись, как песня попала в Испанию, когда рассылка была по Германии? А тогда не было интернета, и все рассылалось по почте. И были перехватчики песен, которые переслали ее в Испанию на Радио, и ее там стали крутить. И вот в 22 годая приезжаю в Испанию, мне так приятно: моя песня - хит номер один!)

А потом, с 22 до 25 лет я просто занимался музыкой, и было затишье, и очень все трудно давалось.

- А в 2005 я попал на Новую Волну, так?

Да. Тогда Александр Давидович хотел менять всем репертуар, и первой, кому меняли песню, была Тина Кароль. Тогда она взяла второе место и приз Аллы Пугачевой, я занял четвертое еще в качестве певца. Эта Волна была гениальной. Потом меня начали приглашать не только как певца, но и как композитора. Дальше было приглашение поехать в Украину и написать для Тины несколько песен, чему я был очень рад. На сегодняшний день мои песни: «Намалюю тоби зори» и «Ты отпусти» стали мега хитами.

- Ты пишешь и музыку, и слова?

Нет, я тогда писал только музыку, а слова, кстати, стал писать уже после тридцати. К тем песням слова написала сама Тина, они ведь еще и на украинском).

И вот пошло-поехало. И я уже девятый год в российском шоу-бизнесе, девятый год на Новой Волне. Кстати, Игорь Яковлевич Крутой, первым увидел мой талант, позвонил и сказал, что хочет предложить мне работать на Новой Волне, что было вдвойне приятно услышать из его уст.

Я помню этот момент! Это было после Новой Волны, я еду в машине по Берлину и тут звонок: «Алло! Брендон? Это Игорь». «Какой Игорь?», - не понимаю я. «Игорь Крутой». Ну, ничего себе, думаю: «Здравствуйте, Игорь Яковлевич!»)

Спасибо Игорю Яковлевичу за то, что однажды поверил в меня, спасибо Александру Давидовичу Ревзину, Александру Румянцеву и еще одному человеку, который мне в моей жизни помог, - Михаилу Задорнову.

- А чем помог Михаил Задорнов?

Это уже параллельная история - моя карьера певца в юмористическом жанре. Да, потому что, если вы посмотрите записи, то увидите, что почти на всех концертах Михаила Задорнова выступаю именно я. Уже пять лет. Именно он открыл для меня русскую поэзию, благодаря чему я обогатил свое знание русского языка. До этого я читал в основном поэзию на немецком языке - Гете, Шиллер.

- А ты вообще не говорил по-русски? Ты из Грузии уехал во сколько?

В десять лет. Я говорил на грузинском и на русском, поскольку тогда еще это был Советский Союз. Но после переезда в Германию у меня не было никакой практики, и поэтому я не очень хорошо говорил по-русски. Благодаря Михаилу Задорнову я освоил его гораздо лучше. Он учил меня по своей схеме - посылал мне произведения Николая Гумилева, Евгения Евтушенко, Леонида Филатова, и говорил мне: читай, читай, впитывай, тебе это пригодится.

- Брендон, скажи, вот еще работа с каким известным человеком запомнилась больше всего?

Конечно, были очень яркие моменты. Я благодарен Анни Лорак, что она поет мои песни, например, «Не дели любовь». Эту песню просили у меня многие звезды, но она была мне дорога, и хотелось, чтобы кто-то спел ее очень красиво. И когда мне позвонила Анни Лорак и сказала, что она обязательно хочет петь эту песню, выпустить сингл, я понял, что представить певицу лучше я не могу!

Еще вспоминаю работу с конкурсантами Новой Волны 2009 года, когда победил Санди Сандоро (Sandhy Sondoro) из Индонезии, покорил всех телезрителей своим голосом. Он выходит на сцену (при росте метр шестьдесят) открывает рот, и все ахают. До сих пор его вспоминают. Для него я тогда делал все - не только песню, но и весь продакшн. И в Индонезии его тоже заметили, в журнале Роллинг Стоунз Индонезия была маленькая заметка - про Новую Волну, после чего его пригласили на Джазовый фестиваль в Индонезии, и это послужило мощной катапультой - его выдвинули на премию - Лучший певец года - он выиграл сразу в нескольких номинациях, а я получил Grammy в Индонезии как Лучший продюсер года.


На фото: Санди Сандоро и Брендон Стоун.

Поздравляю! Ты такой молодец! Мне интересно, как ты пишешь музыку так, что каждая песня становится хитом, их исполняют звезды, и песни эти всем нравятся? Здесь есть какой-то секрет?

Да нет. Я могу рассказать, как это происходит. Например, мне звонят и просят прислать песни на выбор. А я не могу просто так прислать песни и отвечаю обычно, что у меня нет песен. Все потому, что писать песни я могу только под конкретного артиста! Слушаю его сначала, узнаю о чем он поет, стараюсь понять его. И работаю я только с талантливыми артистами и еще ни разу себе не изменял. Когда я вижу артиста, понимаю, что ему надо, у меня сразу рождается образ в голове, и под этот образ я пишу песню.

Возможно, это и есть та самая составляющая успеха в твоем случае, потому что на выходе все получается очень индивидуально и есть прямая связь между артистом и композитором.

Именно, я не присылаю на выбор песни просто потому, что у меня их нет, как в магазине. Я не могу сесть и писать просто так. А когда есть время, то могу написать себе. Но для себя труднее! Я же не вижу себя со стороны). Не могу себя скреативить сам. Для других легче! Вот сажусь вечером и думаю - напишу для себя. И ничего! А сажусь писать для кого-то - сразу все получается!))

Так надо эксплуатировать эту фишку, представлять себя кем-то и писать)). А на счет того, что после тридцати ты стал писать тексты: что этому способствовало?

Михаил Задорнов. Я мечтал сделать карьеру в Америке, а приехал в Россию и успешно работаю здесь, еще и пою на русском языке. Все удивляются моему имени, что меня зовут не Вася Пупкин)). Но я уже не мог менять имя под Россию, потому что я под ним выступаю очень давно, да и глупо было бы. Но чтобы писать тексты на русском языке, мне нужно было столько лет проработать с Михаилом Задорновым, перечитать столько поэзии…

Хотя я всегда знал, что вряд ли буду писать слова, потому что есть ребята, которые гораздо лучше меня это делают. Но когда работаешь над песней, приходится записывать демки, какие-то слова, чтобы подчеркнуть идею. И вот так писал и писал, не особо обращая на это внимание, а артистам нравилось! Меня спрашивали часто, а кто текст написал? Удивлялись, что это тоже я. «Оставляем! Нам нравится», - говорят.

В этом году у тебя на Новой Волне было две песни - у и Моники Линките. Вот по поводу песни могу сказать, что еще по дороге в Юрмалу, в поезде поставил нам эту песню послушать, и после этого я сразу стала ее напевать, потому что она запоминается быстро и ее хочется петь, и еще она очень лиричная. В общем, мне понравилась. Потом уже, когда я послушала ее на репетициях в зале, с мощным звуком, с другой подачей, она вызвала во мне сильные эмоции, даже слезы навернулись на глаза. И песня Моники мне тоже понравилась. Расскажи о них.

В песне Моники слова не мои, я, конечно, пишу на английском, но здесь решил пригласить другого автора - девушку-англичанку. А в песне изначально был другой текст, подходящий для более зрелого мужчины. Когда я отправлял песню , понимал что слова слишком тяжелые. И вот какая история интересная произошла: и его продюсер отправили мне несколько писем с описанием того, что хотели бы получить по словам. Эти письма я не получил. Я просто знал, на что поменять слова и за ночь они мне пришли в голову - «Я уходил, чтоб вновь найти тебя», и я отправил песню с новыми словами Нодару. Ему слова сразу понравились, и он сказал: это точно то, что мы и просили, молодец. Он очень удивился тому, что я ничего не получал и попал в точку, словно описал жизнь Нодара, как он сам сказал.

Брендон, я желаю, чтобы в очередной раз песня покорила все чарты и стала хитом. И мне очень приятно было с тобой побеседовать и вообще познакомиться!

Мне тоже приятно!)

Желаю тебе всегда присутствия вдохновения, и чтобы в загашнике оставались пара-тройка мечт… Ну и подружимся на Фейсбуке!

Конечно!) Ищи - Брендон Стоун.

Нашла. Подружились. Я даже узнала настоящее имя Брендона. Очень красивое. Верю, что когда-то буду давать свое первое в жизни интервью и рассказывать о том, что сидела за одним столом с великим композитором Брендоном Стоуном, говорила с ним о его жизни и все время думала, ну как же это получается - сел и написал музыку… Гениально.

Беседовала Юлия Санжаревская.

Восходящая звезда музыкального олимпа, гениальный молодой певец, композитор, пианист, аранжировщик и продюсер Брэндон Стоун написал более 250 произведений разных жанров и направлений.
Brandon Stone родился в Грузии в 1980 году. Уже в раннем детстве он был влюблён в музыку. С пяти лет играл в вокально-инструментальном ансамбле "Саженцы", которы был известен не только в Грузии, но и во всём Советском Союзе. В 15 лет он уехал за границу. Сначала судьба привела его в Америку, затем он переехал жить в Германию, где он заработал себе имя талантливого певца, композитора и аранжировщика.
В Америке продюссерами Брэндона Стоуна являются Harry Hinde и Joel A.Katz , которые продюссируют таких известных вокалистов, как Mariah Karey, Whitney Houston, Tony Braxton и т.д.
Brandon Stone записал несколько композиций в одной из самых известных студий звукозаписи "East Iris studios", как один из немногих молодых музыкантов. Там он и получил свой сценический псевдоним "Brandon Stone".
В Германии Брэндон Стоун закончил Берлинскую консерваторию по классу фортепиано (джазовое отделение) .
Brandon Stone стал известным в Германии, как певец и продюссер. 2002 год Германия встретила с песней Брэндона "Peace to the world" ("Миру мир") , посвящённую жертвам терракта 11 сентября в Нью Йорке, которую он исполнил перед многомиллионной публикой на Бранденбургских Воротах в центре Берлина. Он выпустил 5 синглов; его рождественский хит "Magic Christmas" в 2003 году занял верхние строчки европейских хит-парадов, а в Испании долгое время находилась на первом месте, подвинув с пьедестала Robbie Williams.
Сейчас Брэндон Стоун продюссирует известную представительницу германского шоу-бизнесса Kader Loth .
В апреле 2005 года Brandon Stone выпустил свой первый русскоязычный альбом "Случайный взгляд", в создании которого принимали участие многие талантливые музыканты и поэты: Лариса Машкевич, Дмитрий Геллер, Евгений Харьков, Лора Григ и один из лучших гитаристов Европы Франк Яуэрник. На одну из песен этого альбома ("Моя мадонна") текст и музыку которой написала Лариса Машкевич, был снят видеоклип знаменитым грузинским режиссёром Зазой Орашвили.
В июле 2005 года Брэндон Стоун громко заявил о себе в российском шоу-бизнесе, приняв участие в самом престижном и популярном конкурсе «Новая волна» в Юрмале. Он оказывал помощь организаторам конкурса в подготовке конкурсантов,как музыкальный продюссер, написал песню, с которой участница конкурса Тина Кароль заняла второе место и получила специальный приз от Аллы Пугачёвой. Сам Brandon лидировал после первого конкурсного дня и занял призовое место. После конкурса, в соавторстве с Евгением Харьковым, он написал две песни для дуэта с Тиной Кароль, которые сразу стали хитами на Украине, после чего Brandon получил приглашение принять участие в съёмках телепередачи «Песня года». Так же в Берлине, на студии продюссерского центра «Brandon Stone Production», планируется запись нового альбома Тины Кароль.
География концертных выступлений Brandon Stone очень обширна: Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Монте-Карло, Барселона, Берлин, Брюссель, Париж, Рига, и уже ждут его выступлений Киев, Минск, Москва и другие столицы и города стран СНГ.
Яркий талант и завораживающий голос Брэндона ставят его в ряд с немногими исполнителями, которые сохраняют и обогащают лучшие традиции популярной музыки, привнося индивидуальность и содержательность своего творчества.

Огромное количество телезрителей впервые увидело этого симпатичного молодого человека с обаятельной улыбкой на концерте Михаила Задорнова в его «Задоринках». Этот заводной парень так заразительно весело и с огромным энтузиазмом играл на рояле, его пальцы так стремительно летали по клавишам, а сам он пел замечательно поставленным голосом песни на разных языках, что хотелось слушать еще и еще. Знакомимся, Брендон Стоун, биография которого пока мало известна широкой публике.

Детские годы будущей звезды

Будущий пианист, аранжировщик, гениальный молодой певец Брендон Стоун (настоящее имя Бесик Шпетишвили) появился на свет в Грузии, в городе Тбилиси, в 1980 году. Будучи еще совсем маленьким мальчиком, он много занимался музыкой, очень ею дорожил и восхищался. Ему очень хотелось уметь играть на ударных, но в Грузии почти все дети должны овладеть игрой на пианино. В итоге научился всему, даже играть на гитаре. Ему исполнилось только пять лет, а он был в составе вокально-инструментального ансамбля «Саженцы», который знали на как территории Грузии, так и всего Советского Союза.

Брендон Стоун, биография которого пока мало известна, уехал с родителями за границу, когда ему исполнилось пятнадцать лет. Первое время семья жила в Америке, а позже перебралась в Германию, где все они живут и сейчас.

США и Германия: путь к себе

Переехав в Германию,Брендон Стоун, биография, личная жизнь которого уже несколько лет интересуют поклонников его таланта, становится студентом Берлинской консерватории, которую и оканчивает по классу фортепиано джазового отделения.

Harry Hinde и Joel A.Katz, продюсирующие на протяжении многих лет звезд мировой сцены — Уитни Хьюстон, Мэрайю Кэри, и других, стали продсерами и молодого дарования из Тбилиси. Брэндону посчастливилось записать несколько своих первых композиций в одной из известнейших студий звукозаписи. А такая возможность есть далеко не у всех. Имено в этот период своей жизни он и получил свой сценический псевдоним «Брэндон Стоун». Биография Бесика стала пополняться новыми фактами: несмотря на такое удачное начало карьеры в США, именно в Германии свои трудом Стоун заработал себе имя аранжировщика, певца, композитора и продюсера.

Он уверен, что его душа еще не онемечена. В ней есть грузинские и русские корни. Такой он, Брендон Стоун. Биография, национальностьэтого молодого человека стали вызывать неподдельный интерес с того самого дня, как он впервые вышел на российскую сцену. Тем более что в своих немногочисленных интервью он говорит о том, как его тянет писать именно минорную музыку, согласно метаниям души.

Брендон какой он есть...

Самые первые мелодии Брендона как композитора увидели свет в начале 2000-х, но альбом на русском языке вышел только через пять лет, в 2005 году. Тогда же молодой человек принимает участие в «Новой волне», в Юрмале, где его песню исполнила Тина Кароль. В том году она заняла второе место и получила специальный приз. Следующий альбом Стоуна появился только через семь лет.

Сам Брендон Стоун, биографиякоторого теперь — сплошные победы как во всяческих конкурсах, так и над самим собой, стал лидером после первого же конкурсного дня, а потом и победителем. «Новая волна» уже завершилась, когда парень написал две песни для Тины, моментально ставшие хитами на Украине. Брендона пригласили на съемки телепередачи «Песня года». Он до сих пор поддерживает рабочие отношения с Кароль и планирует записать ее новый альбом на студии своего продюсерского центра.

География его сегодняшних выступлений весьма обширна: Рига, Париж, Брюссель, Минск, Киев, Москва...

Свою семью - маленькую дочку и жену - Брендон видит очень мало и в основном за столом, когда они завтракают, обедают или ужинают. У него всегда много работы - аранжировки, бэк-вокалы, фонограммы, подготовка к концертам... Поэтому редкие свободные вечера он старается проводить со своими девочками, прогуливаясь по улицам или паркам.

С иронией о важном

Михаил Задорнов увидел Брендона несколько лет назад, когда тот принимал участие в конкурсе «Новая волна», представляя Испанию. Тогда и произошла встреча прекрасного и смешного. По словам российского юмориста, он увидел парня, потрясающе «полоскавшего» рояль. Задорнова подкупило то, что музыкант старался выразить себя в игре, в музыке, а не строил из себя звезду. Они разговорились на английском, потому что юморист по-английски говорил лучше, чем Брендон Стоун, биография которого теперь связана и с Россией, на русском. Задорнов предложил спеть несколько песен на русском языке вместе, Брендон согласился и начал усиленно учить русский по системе учителя — Задорнова. Система последнего основывалась на том простом факте, что все языки произошли от русского. И это сработало.

Отцы и дети — это не проблема, а изумительный тандем

Брендон Стоун — биография, личная жизнь которого (а у симпатичного певца есть жена Наталья и дочь Луиза) сейчас представляет огромный интерес для поклонниц, выучил язык за шесть месяцев. А Задорнов преподнес ему песню, которая была написана четыре десятилетия назад и Владимиром Качаном - «Ленка». Так неожиданно получился прекрасный тандем отцов и детей: вкус и содержание старшего поколения, а энергетика и исполнение — молодого. Было решено и дальше показывать, что отцы и дети вполне способны понимать один другого, поэтому новый дуэт продолжил работу. Бесик писал музыку на стихи Евтушенко, Гумилева, делал аранжировки советских и русских народных песен. Поскольку в дуэте слух есть только у него (Задорнов о себе как-то сказал, что медведь не просто наступил ему на ухо, а и станцевал там кадриль), то именно он улавливал мелодию в напевах Задорнова и облачал это в ноты.

Теперь Задорнов в своем концерте частенько представляет его так: «Выступает «крутой» певец и музыкант Брендон Стоун. А «крутой» потому, что у него «на разогреве» сам Задорнов».

Когда-то великий Будда говорил, что сперва восточные ценности потеряют свои силы, но потом вернутся к людям с Запада. Сегодня, слыша, как поет русские песни европеец Брендон, понимаешь, что Будда был прав...

Саундпродюсер «Новой волны», победитель многочисленных музыкальных конкурсов, композитор, певец, музыкант с мировым именем – и все это в какие-то 32 года! На первый взгляд, у Брендона Стоуна биография настоящего баловня судьбы. Однако, каков истинный путь к успеху, знает только он сам и его родные. О том, как зажечь свою звезду на музыкальном небосклоне, о любви и о Москве, Брендон Стоун рассказал в своем интервью специально для портала MuseCube.

— Брендон, когда читаешь статьи о тебе, создается ощущение, что ты человек, которому патологически везет. Это действительно так?

— В моей жизни никогда не было такого, чтобы мне все подносили на серебряной ложечке или блюдечке с голубой каемочкой. Мне везло на каких-то определенных этапах. Поэтому иногда так получалось, что я выигрывал какие-то места, что-то завоевывал. Но для этого всегда надо было очень много работать. Я просто такой человек, трудоголик, и считаю, что если чего-то хочешь достичь, то обязательно надо трудиться. Поэтому не скажу, что все так просто дается.

— Значит, на одном таланте далеко не уедешь?

— Как раз наоборот, талант меня и вывел в люди. Потому что не было богатого папы, который давал много денег. Был папа, который помогал тем, чем он мог. Например, продав квартиру, на последние деньги купил мне синтезатор, чтобы я учился делать аранжировки. И этим самым проложил мой путь в музыку. Чтобы я не только пел, но еще делал и другие вещи: играл на пианино, занимался аранжировками, писал песни. Фактически все, что я сейчас умею, это все благодаря моим родителям! Потому что я хотел всегда только петь (смеется) . А они сказали: «Сынок, к сожалению, пением не всего можно добиться в жизни». И чем могли, всегда помогали. А остальное приложилось за счет таланта.

— Получается, это родители сделали из тебя универсального музыканта?

— Да. Универсальный солдат. Универсальный музыкант (смеется). Я запомню это.

— Какой твой любимый музыкальный инструмент?

— Я начинал играть в детстве на ударных инструментах. Играть на пианино меня заставляли в школе. Я же родился в Грузии, а там каждый ребенок должен уметь играть на пианино. А я очень хотел играть на барабанах. И когда я попал в детский вокально-инструментальный ансамбль («Саженцы» — ред. ), я первым делом подошел к ударным и сказал, что я хочу играть именно на них. И потом конечно фортепиано, гитара. Но все равно мне ближе всего ударные.

Но на концертах тебя чаще всего можно увидеть именно за роялем?

— Подыграть себе на ударных, разумеется, непросто. Для этого надо целый оркестр пригласить. В сольных концертах иногда две-три вещи играю на барабанах. А так рояль — это рояль, все-таки. Поэтому да, если не гитара, то рояль.

— Гитару тоже не забываешь?

Конечно. Тоже на концертах периодически играю. Гитара – это совсем другая музыка по сравнению с роялем. Год назад я снова взял ее в руки и понял, что песни под нее выходят совсем не такие, как на рояле. Они не хуже, не лучше, просто другие. Иногда, к примеру, хочется, сыграть пару знакомых аккордов, ощутить другое настроение … И пишется, надо сказать легко! Я очень много сейчас написал песен именно для исполнения под гитару.

Они войдут в твой новый немецкий альбом, который должен выйти в этом году?

— Да, пару песен, наверное, включу. Вообще было написано очень много песен для этого альбома и до моего участия в проекте «Voice of Germany», и во время него, и уже после его окончания. Я сейчас занимаюсь их отбором со своей специальной помощницей. Она сама немка и помогает мне писать слова на немецком языке. Ей всего 19 лет, но она очень хорошо знает менталитет немцев. Вот такой у нас сложился такой творческий тандем.

— Зачем тебе такой помощник? Ты же сам живешь в Германии практически с детства. Наверняка уже хорошо знаешь культуру и нрав этой страны…

— Да, знаю. Но моя душа еще не онемечена. Она у меня с грузинскими и русскими корнями. И поэтому меня все равно клонит к тому, чтобы писать минорную музыку. А немцы ненавидят минорную музыку. Они любят, чтобы все было в мажоре. Вот я и пытаюсь сделать так, чтобы моя музыка тоже как-то дошла до немцев. Русскую душу они пока еще не понимают. Поэтому моя помощница все время возвращает меня к немецким корням. Я ей показываю какую-то мелодию, а она сразу: «Нет, нет, это немцу точно не понравится. Давай что-нибудь другое» (смеется). Я думаю, недели через две мы закончим альбом.

— А еще у тебя планируются к выпуску альбомы в этом году?

— Да, планирую еще один выпустить. Это будут дуэты со звездами российской эстрады. Я уже начал его записывать. Не буду говорить, с кем именно, пусть это станет сюрпризом. Но сначала надо закончить с немецким где-то к марту-апрелю, а потом займусь уже этим. Потому что я не могу делать два-три проекта за раз. У меня не получается так писать музыку. Нужно сначала закончить что-то одно, чтобы начать что-то другое. Поэтому раньше конца года он вряд ли появится. Тем более, в России выпустить свой диск – это не так просто. После того, как его запишешь, еще три месяца документы собираешь, чтобы он вышел. Так что лучше сказать, что альбом будет к концу года, чем сказать, то он будет завтра.

— На подготовку к «Новой волне» времени хватает?

— Сейчас как раз начинается отбор. Как всегда, занимаюсь европейскими конкурсантами. Ищу сначала, с нуля, потому что это не так просто. В Европе, к сожалению, не очень хорошо знают «Новую волну». И надо очень долго объяснять, что это за конкурс и зачем туда нужно ехать. Для них, конечно, это не так значимо, как «Евровидение». Но когда ты говоришь, сколько зрителей у «Новой волны» и что их увидит вся Россия, они сразу соглашаются. Потому что Россия – это не последний рынок мирового бизнеса даже для иностранных артистов.

— Поскольку ты хорошо знаком с тем, как устроен музыкальный бизнес на Западе и в России, скажи, где проще стать популярным начинающему певцу? Например, кто быстрее достигнет успеха: русский артист или немецкий?

— Я думаю все-таки, что русский. В России чуть-чуть проще пробиться к славе, чем в Германии, да и в целом во всей Европе. Там несколько другой подход к шоу-бизнесу. Там нет таких развлекательных программ, как здесь, где можно себя показать. И «Песня года», и премии различные, и «Голос» и прочие, прочие. В Европе тоже есть программы вроде «Х-фактора» или «Голоса». Но кроме этих больше нет никаких других форматов, где бы артист мог спеть. Ему приходится идти в огромную компанию Universal Music и ждать в очереди 20 000-ным претендентом, чтобы показать свой диск и не факт, что его еще возьмут. Так что это очень и очень трудный процесс. Слава богу, сейчас есть интернет и через него тоже можно как-то пробиться. Но без поддержки огромной компании на Западе это практически невозможно.

В России если есть хоть какое-то начальное финансирование, можно нанять себе директора и попробовать раскрутиться самому без большой компании. И есть вероятность, что получится! А там это невозможно даже с большими деньгами.

— У меня очень много друзей работало на проекте «Голос» и я знаю, что отбор шел по–честному. Изначально его организаторы понятия не имели, во что ввязались. И здесь сложно было говорить о каком-то блате. Неважно, кто приходил на кастинг. Если у него был голос, он хорошо пел, то проходил во второй тур.

Конечно, связи дают некие поблажки. Если у тебя есть знакомый, который сидит в жюри, понятно, что ты можешь его попросить, чтобы он помог тебе быстрее пройти на кастинг, а не ждать в утомительной очереди. И на этом, собственно все. Публику же не обманешь. В конечном итоге выбирает она. И если у тебя нет таланта, дальше тебе уже никто не поможет. Поэтому в этом шоу победила девочка с действительно хорошим голосом – Дина Гарипова. В Европе точно также: приходишь на кастинг, поешь и если хорошо это делаешь, тебя выбирают.

— Что сейчас хочет слышать европейская публика?

— Сейчас стал очень моден dance bit. Все звезды работают в дэнсе, и получается такая странная вещь, что они все звучат уже одинаково. Раньше у каждого был свой стиль и их можно было отличить: вот это Мэрайя, это Бритни… Теперь же все делают dance-музыку с одинаковым битом и ты уже не понимаешь, кто это исполняет. Нет, мне на самом деле очень нравится эта музыка! К примеру, последний хит Will.I.Am ft Britney Spears - Scream & Shout. Но если бы мне кто-то сказал, что это поет Бритни, я бы не поверил! Потому что была сделана очень мощная компьютерная обработка голоса.

Даже реперы, которые делали r’-n’-b раньше, теперь тоже делают dance. Все стараются деньги заработать. Это понятно, нужное дело. Но хочется, чтобы все-таки ситуация изменилась и можно было на слух узнавать, что это за исполнитель.

— Возможно, «Новая волна» даст новые течения европейской музыке?

— На «Новой волне» всегда появляется что-то необычное. Так что и в этот раз обязательно будет.

— Совсем недавно прошел день Св. Валентина. Как ты его отмечал?

— Не праздновал, потому что был уже в дороге. Успел только ночью поздравить свою жену, подарить цветы, поцеловать и улететь. Мне очень нравится этот день, но я считаю, что каждый день можно превратить в день Св. Валентина. Не обязательно 14-го февраля дарить цветы жене или любимому человеку, потому что тебе так сказали. Это можно сделать и 10-го февраля и в любую другую дату. Я думаю, что все равно будет приятно.

— В прошлом интервью для MuseCube, в Белоруссии, ты сказал, что Минск тебе очень понравился, и ты готов там даже пожить некоторое время. А вот в Москве – нет. Почему?

— На самом деле Москва мне тоже очень нравится. Но меня останавливают ваши пробки (улыбается). Очень шумно и грязно и одновременно красиво. Хорошо, что есть такое интенсивное движение – оно не дает стоять на месте. Классно прилетать сюда, заряжаться энергией, а потом возвращаться обратно в Европу, где атмосфера такая, словно ты попал в дом престарелых. Я живу в Берлине, и он слишком тихий и спокойный по сравнению с Москвой. А здесь такое движение и одновременно пробки, в которых теряешь столько времени.

Ну, чтобы не стоять в пробках, есть метро…

— На метро тоже успел пару раз проехаться, потому что не было другой возможности добраться до места. Но в метро сложно постоянно ездить – узнают! И все время смотрят на тебя: «О, мы тебя знаем!». Один, другой…Когда популярность появилась, сложно стало спокойно ездить в метро.

— Видимо, популярность возросла после твоих выступлений с Михаилом Задорновым. Как у вас сложился такой необычный дуэт – музыкант и сатирик?

— Мы познакомились на «Новой волне». Он увидел, как я выступал. Ему очень понравилось, как я пою. Потом я случайно попал к нему на день рождения в его доме, в Риге, и он предложил поработать с ним. Мы буквально за день выбрали репертуар для его концерта. Ему очень понравилось, как люди меня принимали.

Задорнову важно, чтобы в процессе его выступления публика расслаблялась. Для того, чтобы потом держать ее на смеху, так сказать. Ведь его концерты длятся иногда по пять-шесть часов и людям надо давать передышку. Вот так мы и стали сотрудничать. Три года подряд мы этим занимались, и это принесло мне массу удовольствия.

— Почему сейчас ваше сотрудничество приостановилось?

— Он начал делать фильм. Но как только вернется на сцену, я буду рад снова выступать с ним вместе.

В твоих ближайших планах есть гастрольный тур по России?

— Пока нет. Планируются гастроли по Германии после выхода немецкого альбома. А когда выпущу русский альбом, то подумываю о концертах. Пока ближайшее мое выступление состоится в Киеве, 3 марта. И это будет большой концерт под аккомпанемент симфонического оркестра, посвященный Международному женскому дню.

Беседовала Полина Жорова

Брендон Стоун (Бесик Шпетишвили) известный певец, музыкант, композитор, продюсер. Родился в 1980 году в городе Тбилиси (Грузия).

Еще один интересный аккаунт в Инстаграм – страница популярного исполнителя Брендона Стоуна — . Для любителей музыки, имя Брэндон Стоун не ново, а вот массовый российский слушатель узнал о его существовании совсем недавно. И это не удивительно, т.к. певец, покорив Америку и Европу, только сейчас решил «завоевать» Россию. И свое наступление он начал через популярное российское телешоу , где в начала 2016 года, в ночном эфире, «крутили» клип Брендона Стоуна и на композицию «Она».

Песня в дуэте с «Она» взорвала вершины музыкальных чартов

Биография артиста довольно интересна. Его настоящее имя Бесик Шпетишвили. Родился певец в Грузии, его мама еврейка, родом из Новосибирска, а отец грузин. В 1995 году он вместе с родителями переехал жить в Америку, а затем в Германию, где живет и сейчас. Музыкой занимается с раннего возраста, с 11 лет принимает участие в различных мировых музыкальных конкурсах. Окончил Берлинскую консерваторию «Hans Eisler» по специальности джазовый пианист. Брэндон покорил Европу не только, как исполнитель, но и как талантливый композитор и продюсер. В 2005 году он выступил на ежегодном конкурсе в Юрмале «Новая волна», где занял 4 место. А с 2006 года стал одним из музыкальных продюсеров конкурса.

Михаил Задорнов и Сати Казанова помогли Стоуну «освоиться» в России

Именно в Юрмале, Бесик познакомился с российским комиком Михаилом Задорновым, который подал ему идею завоевать российского слушателя, он же помог певцу в совершенстве овладеть русским языком.

На сегодняшний день у артиста три сольных студийных альбома, среди них один под названием «Случайный взгляд» полностью на русском языке. Стоун успешно сотрудничает с известными российскими исполнителями, среди которых Сати Казанова и . А в 2016 году песня «Она», исполненная Брендоном и Вахтангом, успешно стартовала на российском радио, с первой недели заняв лидирующие позиции в чартах.