Бог любит тебя. Любит ли Бог грешников

Бог любит тебя. Любит ли Бог грешников
Бог любит тебя. Любит ли Бог грешников

Вопрос: Есть мнение среди христиан, что Бог не любит грешника, а лишь изливает на него Свой гнев. Пожалуйста, объясните на основании Библии: любит ли Бог грешника?

Лютер говорил, что некоторые прочтут две-три книги и воображают, что теперь знают все, что знает Святой Дух. И ныне есть «знатоки», которые, услышав о теории экономии Божьих действий, решили, что им все понятно с Божьей любовью: «Бог ничего не совершает впустую, а значит, не может напрасно возлюбить кандидатов в адское пекло. У Него все просчитано до мелочей и тратиться Себе в убыток Он не может». Этот взгляд кажется логически безупречным, однако он не соответствует Библейскому учению.

Мы должны понимать, что библейское учение в некоторых своих частях не является абсолютно полным и согласованным. В нем остаются белые пятна. Есть вещи от нас скрытые, и они принадлежат Господу, открытые принадлежат нам (Втор.29:29). Давид не порывался уразуметь недоступные для понимания действия Бога, но смирял свои недоуменные чувства (Псалом 130:1-2). Действительно, «мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1 Кор.13:9). Только на небесах мы будем знать на 100% Библию и многое сверх нее. А пока согласимся с тем, что Библия не объясняет происхождение греха в ангельском мире, взаимосвязь Божьей суверенности и человеческой свободы, механизм боговоплощения, смысл вечного сосуществования рая и ада и т.д.

Подлинная мудрость не в том, чтобы закрасить белые пятна непознанного в угодный нам цвет, но в том, чтобы верить всему написанному в Слове Божьем и объяснять ровно столько, сколько оно позволяет.

Теперь, после предварительных замечаний, перейду непосредственно к ответу на вопрос, любит ли Бог грешника?

Если бы в Библии был всего один стих из 1 Иоан.4:8 «Бог есть любовь», его было бы достаточно, чтобы применить к грешникам. На самом деле стихов, повествующих о Божьей любви к ним намного больше. Иисус Христос учил в Нагорной проповеди: «… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Почему последователи Христа должны взять на себя нелегкий подвиг любви к врагам? Ответом был Божий характер, которому следовало бы подражать: «… да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:44-48). Вполне очевидно, что милосердием Бога не обойден ни один человек и потому мы не имеем права отказывать в нашем милосердии даже врагам.

Апостол Петр убеждает: «…Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). И здесь ясно видна заинтересованность Бога в спасении грешников. Без любви к ним Бог не терпел бы их беззаконий.

Апостол Павел говорил идолопоклонникам-ликаонцам, что Бог «…не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:15-17). Павел объяснял надменным афинянам, что они живы, благодаря Богу: «….ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян.17:26-28). И если Бог поддерживает жизнь грешников, значит Он их любит!

В послании к Тимофею говориться, что Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). А так же: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10).

Глубокое понимание любви Божьей к грешному человечеству дало Павлу основание сказать развращенному царю Агриппе: «… молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» (Деян.26:29). Если немощный человек желал спасения грешным сановникам и их слугам, не тем ли более его желал Бог?

Но самое великое доказательство Божьей любви к грешникам было явлено через Иисуса Христа. Христос сказал: «видящий Меня, видел Отца». Это значит, что Христос наиболее полным образом в земных условиях выразил отношение Небесного Отца к грешникам. Его любовь к ним проявляла себя в терпении к их интригам, в готовности вступать с ними диалог, в обличениях, в искренней скорби и плаче об их ожесточении. Даже к своему предателю Иуде, Спаситель проявил любовь, умыв ему ноги и назвав его другом. Апогеем Божьей любви к миру стал Голгофский крест: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан.3:16,17).

Именно с креста прозвучало на все времена и всем народам: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают!» Молитва была вознесена за тех, кто глумился над Христом, кто забил гвозди в Его руки и ноги, кто увенчал Его голову терновым венцом. Некий итальянский художник нарисовал, как гвозди пригвоздившие руки Спасителя, проходят древо и пронзают руки Небесного Отца, которые были простерты за крестом. Голгофа Сына, была так же Голгофой Отца.

Вот почему мы имеем дерзновение говорить каждому человеку «Бог тебя любит!» Божья любовь удивительно широка, глубока и расточительна! Иной она быть не может! Поныне она громко взывает: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис.45:22).

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Писание свидетельствует, что на неверующих пребывает так же и гнев Божий. Любовь и гнев одновременно? Может ли такое быть? Посмотрите на пример Христа, и вам станет все ясно: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мар.3:5). Христос любил и гневался одновременно. О Его любви свидетельствовала скорбь об ожесточении врагов, а о гневе Его осуждающий взгляд. Христос любил и гневался на своих учеников, когда они не допускали детей прийти к Нему за благословением.

Кто –то из русских поэтов сказал: «То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть». Бог способен и к самой глубокой, святой любви и к самой глубокой, священной ненависти. И с этим необходимо считаться. Августин Блаженный верно сказал, что деться нам от Бога некуда, если мы убегаем от Его любви, то мы прибежим к Его гневу. Выбор за нами. Святой Павел писал: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:18-21). Павел призывал грешников к выбору Божьей любви, а не Божьего гнева. Если человек все же выберет гнев, то это будет только его виной.

Я хочу завершить свой ответ выразительной цитатой из «Исповеди» Августина Блаженного. В ней показано, как в совершенном Божьем характере гармонично пребывают различные качества, которые мы должны признавать, прославлять и проповедовать, не понимая толком, как они взаимодействуют:

« Что же Ты, Боже мой? Что, как не Господь Бог? «Кто Господь, кроме Господа? и кто Бог, кроме Бога нашего?» Высочайший, Благостнейший, Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший и Справедливейший; самый Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый, Ты обновляешь все и старишь гордых, а они того и не ведают; вечно в действии, вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь; творишь, питаешь и совершенствуешь; ищешь, хотя у Тебя есть все. Ты любишь и не волнуешься; ревнуешь и не тревожишься; раскаиваешься и не грустишь; гневаешься и остаешься спокоен; меняешь Свои труды, и не меняешь совета; подбираешь то, что находишь, и никогда не теряешь; никогда не нуждаешься и радуешься прибыли; никогда не бываешь скуп и требуешь лихвы. Тебе дается с избытком, чтобы Ты был в долгу, но есть ли у кого что-нибудь, что не Твое? Ты платишь долги, но Ты никому не должен; отдаешь долги, ничего не теряя. Что сказать еще, Господь мой, Жизнь моя, моя Святая Радость? И что вообще можно сказать, говоря о Тебе? Но горе тем.которые молчат о Тебе, ибо и речистые онемели».

Пусть каждый читатель задаст себе этот вопрос: «Любит ли меня Бог?» А я спрошу себя так: «За что Бог должен любить меня? И вообще, должен ли Бог любить меня? » Любовь Бога к человеку в христианской религии – это непреложная догма. А в исламе Бог – это Справедливость. Он создатель всего сущего на Земле и на небесах. Ему принадлежит всё, что находится на Земле, в небесах и между ними. «Это Он – единственный хозяин всего сущего, Господь Земли и 7 Небес, Господь Миров, Он, который заставил плакать и смеяться, Он, который умертвил и оживил, Он создал супругов – мужа и жену, Он, который обогатил и наделил, Он – Господь Сириуса»(Коран, сура №53 «Звезда»).

В Священном Коране Господь говорит людям: «О сыны Исраила! Вспомните милость Мою, которую Я оказал вам и верно соблюдайте Мой завет, тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь» (Коран, сура №2 «Корова», стих№38) Так, где тут про любовь?

Богобоязненность – вот то ключевое слово, которое соединяет нас с Творцом. Слово, которое мы давно исключили из своего обычного лексикона в силу исторических обстоятельств. А теперь я осмелюсь задать читателю такой вопрос. Уничтожение церквей, храмов, мечетей, монастырей коммунистами в 30-ых годах ХХ века известно всем, как доказанный факт вандализма, об этом все знают, а некоторые даже помнят. А кто-нибудь помнит тех людей, кто это делал? Спросите своих старших родственников, помнят ли они тех, кто крушил веками намоленные храмы и мечети? Так что с ними стало?

По рассказам моей бабушки в нашей деревне тоже разрушили мечеть, а люди, которые это сделали, поплатились за свои деяния очень высокой ценой. Думаете, они умерли? Нет, намного хуже. Один из них 27 лет своей жизни пролежал в постели без всякого адекватного тому диагноза, врачи просто разводили руками. Ни живой, ни мёртвый. Другой коммунист спился сам, и все потомки его вот уже 4 поколения горькие пьяницы и из-за алкоголя рано ложатся в могилу. Женщина, которая полезла на минарет той мечети, впоследствии сошла с ума, хотя видимых предпосылок к этому не было. Так и дожила свои дни в качестве овоща, не помня ни себя, ни родных, ни близких.

Только 4-ый коммунист спустя некоторое время после этих событий опомнился и начал выпрашивать у Господа прощения, но Бог наказал его одиночеством - ни жены, ни ребёнка. Умер в доме престарелых. Эти люди были атеистами, не признавали никого, о богобоязненности забыли. И вот какая жуткая расплата. Так любил ли Господь этих людей, ведь они глубоко раскаялись? А собственно, за что он их должен любить? За раскаяние? Но ведь мечети не стало. А раскаяние очищает душу, но мечетей не строит...

О богобоязненности мы, как люди верующие, должны помнить всегда и везде. И в богатстве, и в бедности, и в болезни, и тем более, в здравии. Всё, что нам даёт Господь, он даёт лишь во испытание. Как человек распорядится дарами Господа, зависит только от самого человека. Один будет делится с ближними благами, которые дал ему Господь. А другой заявит: «Это всё я сам заработал, сам всего достиг. И поэтому я никому ничего не должен!» А сам ли?

В современном обществе существует такая фраза, даже уже поговорка: «Оказался в нужное время в нужном месте». А как конкретный человек там оказался (заметьте – именно оказался!)? Господь привёл этого человека туда, куда нужно. А почему? Думаете, потому что Бог любит этого конкретного человека? Нет, Господь выбрал этого человека для испытания, например, богатством. Кстати, весьма тяжкое испытание. « Они – те, которые купили ближайшую жизнь за будущую, и не будет облегчено им наказание, и не будет им оказана помощь. А если бы они уверовали и были богобоязненны, то награда от Аллаха лучше – если бы они знали! Да! Кто предал свой лик Аллаху, причём, творит добро, то ему – его награда у его Господа, и нет страха над ними и не будут они печальны.» (Коран, сура №2 «Корова», стихи №86, 103, 112)

Как наш Господь определяет - кто богобоязнен, а кто нет? «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в Ангелов, и в Писание, и Пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат договор, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненны» (Коран, сура №2 «Корова», стих № 177). Вроде, всё очень просто. Ничего сложного, и всё вполне выполнимо.

Так почему же не выполняется? Почему сироты наши, которые растут в детских домах, не видят перспективы в будущем? Потому что в детстве недополучили, поэтому нет уверенности в дне завтрашнем. Почему так много нищих пенсионеров? Потому что мы не даём им стать богатыми. Это мы отбираем из их маленькой пенсии за коммунальные услуги, хлеб, молоко и лекарства. А ведь цены на это всё совсем не равнозначны их пенсиям. Это из этих нищенских пенсий складываются баснословные зарплаты топ-менеджеров российских энергетических компаний и руководителей ЖКХ.

Почему в СМИ встречаются такие вопросы: «Достали нищие и попрошайки! Давать им денег или нет?» И в этих же СМИ печатаются и показываются очерки и телепередачи о том, что это за мафия – попрошайки. Не стыдно? Потратили кучу денег, чтобы снять видеорепортаж. Так кто из нас более нечестив? Зачем приумножаем свой собственных грех? Дай ты им, не задавая вопросов! Не миллионы ведь раздаёшь? Будь богобоязненным, ведь Господь всё видит! Не твоё это дело, как нищий потратит твои 10 рублей. Даже если он купит себе квартиру в Москве – возрадуйся за него! Скажи: «Слава Богу! Помог человеку». Про путников и просто бедняков я вообще умолчу. Нам легче всё свалить на государство и правительство… А ещё лучше создать ток-шоу на ТВ и смаковать у телеэкрана: « Вот нищие – пьющие!» Между прочим, не все нищие пьющие, и ещё больше пьющих, далеко не нищих.

Чтобы надеяться на любовь Господа к себе, необходимо её заслужить. Ведь даже на любовь близкого человека можно рассчитывать, лишь любя его самого. Чтобы влюбить в себя противоположный пол, мы идем, в какой-то степени, на самопожертвование: тратим деньги на одежду и побрякушки, на салон красоты, маникюр-педикюр, цветы, конфеты, рестораны и так далее. А что мы делаем для любви Господа? Где наше самопожертвование ради Божественной любви? И вообще, не стоит рассчитывать только на любовь Господа, потому что за грехи всё равно отвечать придётся.

И знаете что? Отвечаем за свои грехи мы здесь, на этой земле и в этой жизни. Не рассчитывайте на то, что это произойдёт когда-нибудь потом, «после смерти, на том свете». Господь терпелив и милосерден. Он – прощающий и милостивый. И милость его к нам заключается в том, что свои долги перед Господом мы отдаём в жизни ближайшей. И это лишь для того, чтобы наши грешные души предстали перед Творцом, как можно более чистыми. Ведь после смерти у души нет права просить прощения за грехи, содеянные умышленно или нечаянно. За гордыню мы отвечаем последующим унижением. За убийство – жуткой насильственной смертью. За жадность – бедностью. За воровство – потерей в 100-кратном размере. За ложь – ложным обвинением в свой адрес. За прелюбодеяние –потерей любящей семьи. За несправедливость по отношению к ближним – несправедливым отношением к себе. За зависть – никогда не исполнятся наши собственные мечты и желания, потому что желаем чужого, забыв о своём. Наши лень, чревоугодие и уныние могут безвозвратно погубить здоровье. Безрадостная картина, не правда ли?

«Кто даст Аллаху хороший заём, дабы ОН увеличил ему во много раз? Аллах сжимает и щедро даёт, и к нему вы будете возвращены! (Коран, сура №2 «Корова», стих №245) Чтобы брать, сначала необходимо дать. Будьте щедрыми, и не только в деньгах. Дарите окружающим свою бескорыстную помощь и своё искреннее участие, свой добрый совет и своё доброе слово. Свою улыбку, в конце концов! Не скупитесь! И будьте богобоязненны. Ведь богобоязненность - источник милости Господа. «И Мы осенили вас облаком и низвели для вас манну и перепелов. Питайтесь благами, которыми Мы вас наделили! Не Нам вы причинили несправедливость, а самих себя обидели!» (Коран, сура №2 «Корова», стих№57)

Так, любит ли нас Бог? Любит, конечно. Поэтому и дал нам свободное волеизъявление. То есть СВОБОДУ…

М ир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

К ак человек может точно знать, любит ли его Господь?

Д ля чего Бог создал человека, если Он наперед знал, что часть людей попадет в ад?

Ч то значит — познавать Бога?

Е сли человек призывается к Богу и все должно покориться Творцу, что это означает?

Отвечает протоиерей Олег Стеняев:

«В Писании есть такие слова: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49,15).

О том, как часто Господь проявлял Свою любовь по отношению к каждому из нас, мы узнаем только в Вечности. Но уже сейчас можно сказать, что без Его заботы и Любви мы не смогли бы и дня прожить.

Св. Иоанн Златоуст учит нас: (толкование на 113-й псалом).

О Божией Любви в Писании сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Здесь мы видим, что Бог возлюбил мир, который нуждался в жертве. Это означает, что Господь возлюбил каждого из нас, несмотря на нашу греховность.

Итак, со Своей стороны, Бог все сделал для нас, все необходимое, чтобы нам иметь надежду на жизнь вечную. Ту Надежду, о которой сказано: «Ибо мы спасены в надежде…» (Рим.8,24), и еще: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5,5).

Говоря о Любви Божией, надо помнить о том, что Господь возлюбил нас беспричинно, исключительно Своего Милосердия ради. Спасая нас, Он просто проявил одно из Своих свойств (качеств), а именно - МИЛОСЕРДИЕ.

Сказано:«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3,5). Если «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили» , это означает, что Он возлюбил нас еще тогда, когда мы были мертвы по преступлениям нашим. То есть, Бог принял нас, как неких блудных детей в объятия Отча такими, какими мы и пришли к Нему из страны далече. Это значит, что Господь готов принять и любого человека со всеми его проблемами и грехами, т. е. такого, как он, грешник, есть на самом деле. Бог примет и не оттолкнет его и поможет исправиться, преобразиться, преосуществиться.

Здесь мне хочется вновь процитировать слова св. Иоанна Златоустаго, слова столь удивительные, столь поразительные и точные. Св. Иоанн Златоуст учил о Любви Божией: «Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто либо другой, и даже больше, чем мы сами можем себя любить, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей собственной славе, свидетельством чего служит то, что Он послал в мир на страдания и смерть (плотию человеческою) Своего Единородного Сына только ради того, чтобы открыть нам путь спасения и вечной жизни» .

— Для чего Бог создал человека, если Он наперед знал, что часть людей попадет в ад?

— Бог есть совершенная Любовь. Сказано: «…Бог есть любовь» (1Ин.4,8). Любовь есть - Добро. Следовательно, Господь Бог является источником добра для всего Своего творения. Сам замысел творения - нести Добро всему сотворенному. Св. Отцы учат, что сама божественная любовь есть движение. И, как известно, любовь есть обоюдный процесс. Посему мы познаем любовь Бога, поскольку возрастаем в познании Бога. Познавать Бога - означает любить Его, т. е. во всем стараться исполнить волю Любимого. Любить - означает познавать Его. Сказано: «Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия» (1Ин.2,4-5).

Итак, мы призваны, как и Адам, хранить и возделывать «рай» наших взаимоотношений с Господом Богом. Посему когда Писание говорит, что человек оправдывается только верою, надо иметь в виду ту веру, о которой сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1). Как видим, здесь: вера есть, прежде всего, осуществление и лишь потом уверенность. Это означает, что и с нашей стороны в любви к Богу, в Которого мы уверовали, должно быть движение, т. е. действие. Посему тот, кто ответил на призыв Бога, тот и объемлется вечною Любовью, а кто отверг этот призыв, тот и оказался удаленным от Добра, Благости и Любви (вечной жизни в Боге и с Богом).

Посему надо прямо сказать: Бог сотворил все для блага, но не все оказалось способным воспринять это благо. Впрочем, в Писании сказано: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15,28).

Если человек призывается к Богу и все должно покориться Творцу, это означает, что не только человек, но и весь мир изменится. Иначе отчего и для чего спасение? Ап. Павел пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор.15,51). Св. Феофан Затворник писал: «Будет небо ново и земля нова, говорит Господь. Чего ради все мы, верующие, “ожидаем нового неба и новой земли” (2Пет.3,13)? Вот первая истинная новость! Она откроется во всей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем; но приготовление к ней начато с первых дней бытия неба и земли и действуется с того времени невидимо, конечно, для ока чувственного, но зримо для ока веры» .

Почему Бог любит каждое Свое творение и чем будут недовольны злодеи на Страшном Суде – размышляет Сергей Худиев.

Бог любит все Свое творение

В ответ на одну из своих последних статей я получил вопрос, который мне кажется очень важным - и я попытаюсь на него ответить. Любит ли Бог злодеев? Или, как этот вопрос подробнее формулирует человек, который его ставит:

«Вы утверждаете: “Бог любит всех людей - трезвенников и пьяниц, почтенных отцов семейств и блудников с мужеложниками, врачей-подвижников - и наемных убийц, все они являются Его творениями, и Он всем им желает временного и вечного блага. Нет человека настолько ужасного, чтобы Бог его не любил. Этот человек не существовал бы, если бы Бог не любил его”.

Будьте добры, скажите, пожалуйста, как сказанное Вами согласуется со словами из Пс. 10:5, где о Боге говорится, что “нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его”?

И еще. Гитлер, на Ваш взгляд, ужасный человек? А Пол Пот? А Сталин с Лениным в придачу, одним росчерком пера приговаривавшие к смерти тысячи людей? А сатанисты, совершающие ритуальные жертвоприношения? А сексуальные извращенцы и совратители детей? А современные политики, которые для удовлетворения своих амбиций и желания удержаться у власти принимают решения, в результате которых страдают ни в чем не повинные люди? А религиозные руководители, современные саддукеи и фарисеи, лицемерно говорящие одно, думающие другое, а поступающие по-третьему (или Вам такие не знакомы?)?

Их тоже Бог любит?»

Итак, любит ли Бог дурных людей? Определенно, да, Бог любит все Свое творение. Все, что существует, поддерживается в бытии исключительно силой Его любви - никто и ничто не могло бы просуществовать следующее мгновение, если бы не любовь Божия. Каждый следующий вдох, который делает человек - даже человек самый дурной - есть дар любви Божией. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Творение есть дело любви, и Искупление есть дело любви - Христос умирает за злобных, порочных, враждебных Богу и друг другу грешников. Как говорит апостол:

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:3-6).

Бог любит погибшие души в аду, Бог любит сатану и бесов. Бог не питает ненависти ни к одному из Своих творений.

Абсолютно все сотворенное погружено в океан Его любви и не могло бы существовать иначе.

В то же время Писание говорит, что Бог ненавидит злодеев и сурово накажет их. Как это понимать? Одна и та же реальность выглядит любовью и гневом - в зависимости от того, откуда мы на нее смотрим.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму

Я как-то разговаривал с одним человеком, который в молодости избрал скользкую дорожку и стал профессиональным преступником. Кончилось это, предсказуемо, тем, что до него добрались начальствующие, которые не напрасно носят меч, и стражники отвели его к судье, а судья вверг его в темницу - что, несомненно, было крайне тяжелым и мучительным опытом, гневом Божиим и гневом человеческим, который пришел на его беззакония. Но в тюрьме он услышал проповедь Евангелия, раскаялся в своей прежней жизни и вышел на волю уже совершенно другим человеком.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму и тем спасли от дальнейшего возрастания во зле. Он понимает, что именно любовь Божия, ища его спасения, устроила его арест. «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:67, 71).

С точки зрения озлобленного преступника, заключенного под стражу, он претерпевает ярость и гнев, и тяжкое наказание; с точки зрения преступника раскаявшегося, который научился смотреть на вещи с точки зрения его подлинного блага, и это тоже было делом спасающей любви Божией.

Но что, если бы преступник не раскаялся, а закоснел бы в упорной ненависти к Богу и людям, и уж точно не видел бы в своем заключении дело любви? Увы, так тоже бывает. Было бы его наказание делом любви к нему Божественного Промысла? Да, конечно - в любом случае Промысл бы сдерживал его возрастание во зле и ограждал бы других людей.

То, что со стороны Бога (и человека, который встал на сторону Бога) выглядит как дело любви и милости, со стороны злодея выглядит как проявление ненависти и гнева - еще недавно он, гордый и довольный собой, проводил время в дорогих ресторанах с шикарными женщинами - а теперь идет по тюремному коридору, руки взяв назад.

Суд Божий будет делом любви

Как-то я работал в организации, один из сотрудников которой постоянно придирался, критиковал, унижал других и создавал невыносимую атмосферу. Долгое, слишком долгое время его терпели - а потом уволили, что нужно было сделать гораздо раньше. Но он сам не увидел себя как человека, чрезвычайно злоупотребившего добротой, миролюбием и терпением других - он видел себя справедливым и благочестивым человеком, пострадавшим от негодяев за правду.

То, что на самом деле является проявлением любви и долготерпения, озлобленный грешник видит как ненависть, ярость и гнев.

Конечно, любой человеческий суд погрешим - я просто использую эту аналогию, чтобы показать, что любовь по отношению к злодею может проявиться в том, что он пострадает, и что он сам может отказаться видеть в этом проявление любви.

Страшный Суд Божий будет делом любви - и спасенные души, ангелы, и все, кто видит его со стороны Бога, именно так его и увидят. В псалмах суд - невероятно радостное событие. «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей» (Пс. 95:10-13).

Со стороны озлобленных, нераскаянных грешников все будет выглядеть совершенно иначе: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17).

Любовь Божия положит предел неисцельному злу, окажет последнюю милость тем, кто не дает оказать себе другой милости, даст им столько блага, сколько они в состоянии принять. Потому что существование - это благо, познание истины - это благо, быть остановленным на пути возрастания во зле - это благо. То, что сами злые будут воспринимать это как мучительную кару, будет результатом вовсе не того, что Бог их ненавидит и желает мучить - это ни в коем случае не так, а того, что грех настолько извратил их восприятие реальности.

Но обычно они вовсе не считают себя злодеями

Из того, что Бог любит злодеев, никак не следует, что злодеи будут довольны - они как раз будут недовольны. Такова трагедия и чудовищная глупость греха.

Но у злодеев есть еще одна особенность - обычно они вовсе не считают себя злодеями; чем в худшем духовном состоянии человек находится, тем труднее ему заметить, что с ним что-то не в порядке.

Злодеи - это всегда другие, и когда нас неприятно царапает мысль о том, что Бог может любить злодеев, то это потому, что мы себя к таковым не относим.

Библия говорит, что напрасно - мы все грешники, виновные, испорченные и глубоко мятежные. Но Бог неизменно любит нас и ищет спасти - то есть восстановить нас в отношениях с Ним и изменить нас так, чтобы мы стали райскими, а не адскими существами.

Для этого нужно признать, что дурные люди - это не только они. Это мы тоже, и нам следует смириться, раскаяться, возложить свое упование на Христа и довериться Святому Духу в том, чтобы глубоко изменить нашу жизнь.

Причины страданий Секлитова Лариса Александровна

Любит ли нас Бог?

Любит ли нас Бог?

Эта глава передает наши живые диалоги с читателями наших книг во время встреч с ними в издательском доме «Амрита-Русь».

Один читатель как-то на встрече спросил:

Как понять фразу из Библии: «Кого люблю, того наказываю»?

– Обратимся к тому, что наиболее близко и понятно нам. Когда любящие родители наказывают своего ребенка за какие-то нежелательные для них действия, это не означает, что они его не любят . Всякий родитель любит свое дитя и желает, чтобы его поведение соответствовало общепринятым человеческим нормам.

Поэтому их наказание – это не желание причинить ему боль, а желание наставить ребенка на правильный путь, научить его вести себя достойно в обществе и семье. Родители хотят, чтобы сын или дочь умели видеть последствия своих поступков и, соблюдая общественные нормы поведения, могли вжиться в это общество и нормально существовать в нем.

Так же и Бог любит человека, как свое творение, и желает видеть своих детей не праздными «счастливцами», а высокоразвитыми, высокодуховными членами своего мира.

Поэтому Он заставляет души проходить через страдания, трудности и испытания. Человек может раскрыться только в сложных ситуациях. Они обнажают и его пороки, и его достоинства. Но недостатки в человеке выявляются с целью их ликвидации и превращения в достоинства. Все души на Земле начинают свою эволюцию, проходя через пороки и грехи. Но однажды они поднимутся до высот Божественных миров и превратятся в высокодуховных и сверхразумных Личностей.

И чтобы произошло такое превращение из гадкого утенка в прекрасного лебедя, Бог посылает человеку трудности, испытания и наказания, чтобы тот понимал, в какую сторону ему следует идти.

Богу важно, чтобы человек стал высокосознательным, научился понимать боль других, сострадать им. На Земле нет ни одного человека, у которого высокая сознательность появилась бы сама по себе. Человек приобретал ее, борясь с трудностями и невзгодами. Только страдая сам, он научился сострадать другим. Поэтому все души, которые совершенствуются в добре, проходят через страдания.

Но если в страданиях душа начинает приобретать качества, неугодные Богу: мстительность, злобу, нечестность, жадность и т. д., – то такая душа передается в отрицательную Систему.

Трудности, испытания и наказания помогают душам приобретать опыт, знания жизни, а также способствуют приумножению духовного багажа.

Кроме того, страдания качественно разделяют души. Одни души, пройдя страдания сами, начинают сочувствовать другим, помогать им. И таким образом происходит очищение и увеличение энергопотенциала человека. А другие, наоборот, начинают ненавидеть окружающих, мстить им за свои страдания и вступают на путь инволюции.

Каждая трудность – это своего рода задача, которую человек должен решить в данной жизни. Чем больше задач он осилит, тем больший опыт приобретет, а следовательно, станет совершеннее – и поэтому быстрее попадет в Иерархию Бога.

Так что все связано с развитием души.

Вопрос: Как по-новому можно трактовать страдания человека?

– Помимо перечисленных задач, которые вкладываются в процесс страданий, существует еще их энергетическая суть. Страдания связаны с набором в матрицу души определенных типов энергий и с построением на их основе отдельных человеческих качеств.

Проходя жизненные ситуации, совершая в них действия и пропуская их через свои чувства, человек нарабатывает определенные качества души. Если он решает ситуацию правильно, то набирает нужные энергии в ячейки матрицы. А если ситуации решаются неправильно, то в матрицу нужная энергия не поступает и качества не строятся.

Например, по своей программе человек должен наработать сочувствие к бедным и больным членам общества, любовь к человеку, доброту, жалость. А он эгоистично занимается ублажением себя и данных качеств не нарабатывает.

Поэтому в следующей жизни ему посылают критические ситуации, в которых он должен бороться за свою жизнь и жизнь близких. Он проходит через страшные события, страдания, и только после этого в нем зарождаются такие качества, как сострадание, любовь к человеку, жалость, самоотверженность и даже – жертвенность, когда ради любимого человека он готов пожертвовать своей жизнью.

То есть, когда человек не желает сам нарабатывать Божественные качества по доброй воле, его принудительно заставляют это делать, проводя через всевозможные жизненные потрясения.

Страдания помогают личности строить в ячейках матрицы на положительных энергиях качества любви, милосердия, благородства, ответственности и т. д.

А индивид, который не помогает и не сострадает другим людям, который живет только в собственное удовольствие, в сытости, покое, довольстве, – нарабатывает такие отрицательные качества, как: черствость, жестокость, равнодушие, жадность, бессердечие. И с такими качествами души индивид может попасть только в отрицательную Систему, но не к Богу.

Вопрос: Можно ли заработать страдания для себя хорошим поступком?

– В современной жизни многие люди стараются жить порядочно. Они не нарушают законов, делают добрые дела, стараются помогать нуждающимся, добросовестно выполняют свои производственные и семейные обязанности. Но если человек при этом не будет думать о последствиях своих поступков, то рано или поздно он заработает для себя наказание, даже совершая хорошие поступки.

Ведь добро может иногда обернуться злом. Например, когда отец, желая облегчить участь сына, решает за него школьные задачи, он препятствует наработке его душой нужного качества – трудолюбия, то есть способствует его деградации. А чтобы этого не происходило, отец должен объяснить ему то, чего ребенок не понимает, но чтобы тот решал все сам.

Или родители часто по доброте души дают своим детям деньги, не желая их ограничивать в средствах. А дети тайно от них курят, употребляют наркотики, начинают гоняться за соблазнами. В результате добро родителей оборачивается злом для их же детей. Они деградируют. А родители получают наказание в этой же жизни. Им приходится глубоко страдать, когда их дети превращаются в наркоманов или алкоголиков.

В таком случае человек сам может видеть последствия своих «хороших» поступков. Он начинает осознавать, что помимо самого поступка существуют еще последствия, а они иногда имеют отрицательный результат.

Вопрос: По каким еще причинам могут страдать порядочные люди?

– Безусловно, на Земле очень много хороших людей, которые стараются жить правильно, по Божьим Законам. За свою жизнь они нарабатывают незначительную карму. Поэтому их последующая жизнь протекает относительно спокойно, без особых потрясений.

Они совершают мало ошибок, потому что их душа достигла уже высокого Уровня совершенства.

Но таким людям трудно жить в окружающем обществе. Для них создать полностью идеальную жизнь невозможно, так как общество остается еще на достаточно низком Уровне в своих взаимоотношениях, морали, духовных связях. Поэтому такие порядочные люди будут страдать от несовершенства общества, от того, что они видят вокруг себя.

Вопрос: Многие люди страдают не от ситуаций, а от дефектов своего тела. Они рождаются слепыми или с уже больными телами. Их души страдают от своих изъянов. С чем связаны такие страдания?

– Действительно, в каждом городе имеются люди, слепые от рождения, инвалиды, дети с болезнью Дауна и т. д. Можно было бы предположить, что это вызвано плохой экологией или непосредственно какими-то нарушениями в организме будущих родителей. Но это не всегда так.

Высшие Учителя говорят нам, что ничего случайного не бывает, во всем скрываются свои закономерности. И если физическое тело получает от рождения какой-то дефект, то это – или наказание, или испытание, даваемое душе человека на одну жизнь.

Причин для наказания человека Высшими, например слепотой, несколько:

1) Кармические причины. Человек в прошлом преднамеренно или по неосторожности лишил зрения другого и по законам причинно-следственной связи в этой жизни получает возмездие. Он сам теперь в полной мере прочувствует всю тяжесть содеянного им зла.

2) Слепотой могут наказать человека бесчувственного, равнодушного к страданиям других. Такого индивида не трогает ни чужое горе, ни чужие трагедии или проблемы. Ему безразлично, что рядом кому-то плохо. Это – такая черствая, эгоистичная душа. Но она еще не потеряна для Позитивной Системы, и, чтобы в ней пробудить человеческие чувства, сострадание, отзывчивость, такую душу саму заставляют страдать, наделяя ее слепотой.

3) Слепотой могут наказать ленивую душу в целях развития в ней каких-то качеств, например музыкальных способностей, ясновидения или яснослышания, интуиции, осязания, обоняния и т. д.

Например, один молодой человек, будучи слепым, усилием воли развил в себе третий глаз и научился свободно ориентироваться в окружающем пространстве без палочки для слепых.

4) Что касается тел с ограниченными физическими возможностями, здесь тоже причины, по которым человека заставляют страдать, могут быть самые разные.

Это может быть наказание за разврат, за увечье, причиненное кому-то в прошлом воплощении, за алкоголизм или наркоманию и многое другое.

Если такому человеку в прошлом давали красивое, здоровое тело, чтобы он свободно и радостно развивался, а он не смог этого оценить и стал пить, употреблять наркотики, развратничать, то в качестве наказания теперь ему дают уродливое тело. И все те энергии, которые он недодал Высшим и планете, обладая здоровом телом, он наработает теперь в дефектном теле через страдания и таким образом компенсирует энергетические долги прошлого.

Причин для вселения души в тело с ограниченными физическими возможностями много, но все дается индивидуально.

Вопрос: Что такое грех с точки зрения Высших Учителей и как он влияет на будущее человека?

– Если говорить упрощенно, по-старому, то грех – это нарушение морально-нравственных установок, принятых обществом на определенный период времени.

С космической точки зрения Грех означает отступление от программы, которую Высшие Учителя составляют для человека на одну жизнь.

Если он проходит все ситуации жизни правильно, в соответствии с требованиями программы, то понятие греха становится неприемлемо для данного индивида. Праведник, который руководствуется в своем поведении высшими морально-нравственными нормами, выполняет свою программу максимально правильно. Именно нормы морали помогают ему совершать правильные действия в различных ситуациях. Следовательно, Высшие нормы поведения позволяют человеку избежать греховности и тем самым помогают выполнять личную программу жизни правильно.

Если же человек руководствуется в своих поступках низкими нормами морали, то совершает множество ошибок, которые способствуют невыполнению программы и завязывают кармические связи, переходящие в последующую жизнь.

Но у понятия греха имеется еще и энергетическая сторона. Поэтому с энергетической точки зрения грех – это вырабатывание душой не того качества энергии , которая могла бы поступать от нее при правильном выполнении ею программы, а энергий более низких частот.

Если, например, ребенку предлагают убраться в комнате, а он этого не делает, то он, сам того не сознавая, нарушает общепринятые правила развития в семье. Ребенок ленится и не слушается родителей, совершая проступки. И то, и другое считается грехом. Если человек ленив и непослушлив – он неправильно выполняет свою программу.

При правильном прохождении своей программы жизни он должен подчиняться своему родителю и выполнять его указания. В этом случае душа нарабатывает в матрицу те энергии, которые требуются, а именно качества послушания и трудолюбия. И все это формируется благодаря простому правильному действию.

Когда же человек ленится, его душа не получает требуемых энергий и развития не происходит.

Здесь важно уловить связь между понятием «греха», действием и получением или, наоборот, неполучением душой энергии, которая способствует ее совершенствованию.

Все запреты в поведении человека направлены на то, чтобы человек знал, что запрещаемое ведет к наработке низких энергий, которые не пропускаются в матрицу души, а задерживаются временными оболочками, отягощают их и после смерти удаляются вместе с ними.

Почему нельзя пьянствовать, употреблять наркотики, воровать, убивать, развратничать? Потому что данные действия приводят к выработке человеком бракованных или отрицательных энергий, которые не строят душу в Божественном направлении.

Все запреты связаны с построением матрицы души человека. И само понятие «грех» изначально давалось упрощенно, как запрет на совершение некоторых действий. Но на самом деле греховность выражает сложные процессы, которые связывают ситуации жизни, действия человека и тонкие построения, происходящие в его оболочках и матрице души.

Что касается влияния греха на будущее индивида, то это хорошо отражает карма. Все, что человеком в настоящей жизни пройдено неправильно, будет повторяться в следующем воплощении, пока человек не научится решать ситуации жизни правильно, то есть пока не построит в себе нужные качества по заданной программе.

Вопрос: Может ли покаяние в своих грехах избавить человека от страданий?

– Покаяние – это очищение, осознание своих ошибок, каких-то неправильных действий.

Многие люди каются в чем-то, а спустя какое-то время опять совершают те же проступки. То есть покаяние было не столько неискренним, сколько неосознанным. При таком покаянии, когда человек сначала раскаивается, а через какое-то время совершает то же самое, он не улучшает свое будущее, а ухудшает.

Если же он искренне раскаивается и больше не повторяет своих проступков, то с него часть кармы снимается, и человек в будущем избавляется от части страданий.

Но многое зависит от степени тяжести греха. Если человек убил кого-то или нанес непоправимый вред здоровью другого человека, то как бы он ни раскаивался, а в будущем обязательно понесет аналогичное наказание.

Если каждому кающемуся убийце прощать, то убийц будет становиться все больше и больше, потому что они будут знать, что их простят, что они – безнаказанны. Но по законам причинно-следственной связи тяжелые грехи Свыше не прощают, а заставляют прорабатывать в будущем через аналогичные ситуации. При этом палача Высшие превращают в жертву, то есть заставляют человека прочувствовать то, что он сделал другому.

Однако при искреннем раскаянии человеку дается некоторое послабление.

Что касается мелких проступков, то они прощаются человеку, если он осознал и искренне раскаивается в том, что их совершил.

Только тогда покаяние полностью избавляет человека от страданий, когда после него он будет стремиться жить праведно всегда . В этом случае Высшие учитывают его стремление к лучшему и составляют ему программу последующей жизни без этих страданий. Это является поощрением за те усилия, которые он проявлял, борясь со своими соблазнами в данной жизни. Высшие учитывают все.

Так что покаяние в грехах обязательно связывают с последующим поведением человека. И в зависимости от того, как он себя вел после признания ошибок, могут или наказать его болезнями, неудачами, сложными ситуациями в жизни, или снять с него часть страданий.

Вопрос: Сохранятся ли страдания в будущем на Земле?

– Мы будем говорить только о представителях пятой расы, дорабатывающих свои прошлые задолженности и достраивающих недостроенные ячейки качеств в матрице души. Они не могут перейти в шестую расу, пока не построят себя определенным образом. Поэтому и прогнозы мы даем только для них. Пока душа еще не достигла требуемого Уровня совершенствования, она не может быть избавлена от страданий.

И здесь сразу же встает вопрос – почему?

Развитие превращает слепую душу в зрячую. А пока, ввиду своей слепоты, человек принимает зло за добро, развлечения – за путь развития, животные инстинкты – за любовь, а стремление к роскоши и благам – за главные цели в жизни. Он не способен отделить иллюзию от реальности, поэтому собственное благополучие распространяет на все человечество, а личные неудачи – на весь мир. То есть у человека есть такая тенденция считать, что если ему хорошо и достаточно денег, то так же хорошо и достаточно всем остальным. А когда ему плохо, он говорит: «Как плохо мы все живем!»

А это и есть принятие иллюзии собственных ощущений за реальность. Это – душевная слепота, неспособность видеть дальше собственного благополучия или собственного несчастья. А это говорит о том, что такой душе надо многому учиться. Сама она не способна прозреть.

Механизмами пробуждения ее от спячки являются трудности жизни, испытания, экстремальные ситуации. Но все они сопровождаются негативными эмоциями. Кто не хочет развиваться и сам разбираться в тонкостях настоящего существования, тех приходится насильственно заставлять это делать, проводя их через несчастья и страдания.

Но человек спросит – как же надо разбираться? Приведу пример человеческих устремлений для большинства молодых душ. Как они сейчас проводят свое свободное время? Ходят на дискотеки, концерты и фильмы, которые не учат, а развлекают, впустую проводят время с друзьями и т. д. Но то же время можно было бы использовать для собственного развития: учиться играть на музыкальном инструменте, что-то мастерить, заняться изучением каких-либо наук, добиваться успехов в спорте, искусстве, просто учиться мастерить необходимое для дома и семьи. А раз свободное время используется не на то, что желательно Высшим, то всех, кто тратит время на пустые развлечения, Они заставят учиться в следующей жизни через сложные ситуации и трудности.

Поэтому еще пятьсот лет на Земле продолжатся войны, катаклизмы, несчастья и страдания. Но причины этих страданий кроются в несовершенстве души человека и его нежелании добровольно совершенствовать себя в положительных качествах. Он лучше будет лежать на диване и смотреть в потолок, чем заделает в нем трещины или отремонтирует дверь.

Человеку дают варианты путей развития, а он достижение богатства принимает за цель жизни, удовольствия – за путь духовного совершенствования, спокойную жизнь – за венец лучших достижений человека.

Он путает материальное и духовное, равнодушие и мужественную стойкость души, ослиное упрямство и силу воли возвышенного духа. Так что вся жизнь современного человека проходит в смешении плохого и хорошего, того, что дается от Бога и от лукавого.

И только потому, что он думает не так, как того желают Высшие, выбирает не тот путь развития, его проводят через страдания и частые лишения, через всякого рода потрясения.

Радость и благополучие, полный достаток в жизни не способствуют у молодых душ развитию мышления и тех качеств души, которые требуются положительной Системе. Они вырабатывают качества, угодные отрицательному Иерарху: легкомыслие, лень, слабоволие и т. д. И это все – основная причина, по которой даются сложные ситуации и несчастья. Только благодаря им человек начинает задумываться о жизни.

Но когда индивид достигнет определенной степени развития и наработает в себе такое качество, как Сознательность, он сможет использовать его для личного прогресса и будет способен правильно оценивать происходящее.

В таком случае его развитие пойдет уже не через страдания, а через собственное осознание жизни, когда включается логическое мышление, умение сравнивать, делать правильные выводы, умение видеть свои ошибки и самому их исправлять.

Путь развития в шестой расе на Земле пойдет через высокое самосознание личности, ее самокритичность и лучшие высшие качества, наработанные ею в прошлой, пятой расе.

Вопрос: Присущи ли страдания мирам Бога?

– Бог, воплощаясь рядовой личностью, Сам прошел в развитии множество миров. Он в полной мере познал страдания и муки. Но Он не просто страдал, а размышлял над тем, что они дают ему, какие качества помогли в нем развить. Бог пришел к выводу, что только страдания могут пробудить и направить личность по положительному пути.

Поэтому Творец решил оставить их в низких мирах, как способ ориентации и выбора положительного направления . Во всех мирах Бога, расположенных ниже его иерархии, страдания существуют.

Но они (страдания) действуют только до определенного Уровня развития, а именно до первого Уровня Божественной Иерархии, и выше не поднимаются. В иерархии Бога страдания отсутствуют , так как в энергетических мирах ситуации существования строятся по-другому, чем в низких мирах, и само развитие души идет через другие процессы. В духовных мирах – все иначе, чем на Земле.

И здесь встает вопрос – как достичь Уровня, который позволяет душе избавиться от страданий?

Таких путей, избавляющих человека от страданий, два:

1) Пока человек воплощается в земном мире, он должен знать, что путь праведника избавляет его от страданий в будущем воплощении и гарантирует хорошую жизнь.

2) Чтобы избавиться от страданий, надо как можно быстрее перейти в Высший мир, в иерархию Бога. А это можно сделать только через собственное развитие. Чем быстрее душа будет совершенствоваться, тем быстрее она избавится от страданий.

Но путь познания нового остается и там. А пока душа постигает неизвестное, она способна допускать ошибки и ввергать себя в полосу неприятных ощущений. Так что пока личность познает новое, а это вечно, она не может пребывать в ощущениях полной радости и блаженства. Эти ощущения появляются у нее как награда за достигнутое, но на небольшой период времени.

Личность начинает видеть, что кто-то знает больше нее, кто-то преуспел в каких-то сверхспособностях, и Дух вечной устремленности к Высшему будет заставлять ее испытывать неудовлетворенность достигнутым и двигаться дальше и дальше.

Таким образом, в Высших мирах Бога страдания исчезают полностью, но остается чувство неудовлетворенности и стремление к вечному поиску нового.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 01 автора Степанова Наталья Ивановна

Если женщина любит другого Вы можете прочитать приворот на мартовский снег, который поможет возродиться угасшим чувствам. Для этого в любую пятницу марта возьмите горсть снега и принесите ее домой. Потом вы должны успеть прочитать над снегом, пока он не растает,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 21 автора Степанова Наталья Ивановна

Любит ли вас ваш ребенок Из письма: «Дорогая Наталья Ивановна! Сегодня я поняла, что прожила свою жизнь зря. Если позволите, я расскажу о своей беде подробнее, сердце ноет, и хочется, чтобы хоть кто-нибудь услышал мою боль. В юности меня засватал вдовец с тремя детьми. Дети

Из книги Почему одни желания сбываются, а другие – нет, и как правильно захотеть, чтобы мечты сбывались автора Лайтман Рейчел Соня

Тот, кто не любит, не ощущает связи? Есть хороший пример.Заботливая мать, ушедшая в магазин за покупками, часто сердцем чувствует, что с ее ребенком, гуляющим со сверстниками возле дома, что-то не так, как бы далеко она ни находилась в этот момент. «Он потерялся? Его кто-то

Из книги Я ЕСМЬ Вечность. Литературные беседы с Творцом (сборник) автора Климкевич Светлана Титовна

Творец Любит Всех! 236 = Разум – это око души = Рождение нового человека = Сфера Христоразума = Я есть Воскресение = Я Мастер служения (37) = «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия 21.08.13 г.Я ЕСМЬ ЧТО Я ЕСМЬ!Я ЕСМЬ Отец Небесный! Приветствую, Отец!Светлана, тебя беспокоит тот

Из книги Слова-лекари. Большая секретная книга славянских знахарей автора Тихонов Евгений

Из книги Золотая книга старорусской магии, ворожбы, заклятий и гаданий автора Южин В. И.

Чего не любит слово «Аминь» Это слово-лекарь не любит двух вещей: лени и косности. Слово «Аминь» дает человеку огромную энергию свершения, раздвигает горизонты его сознания, помогает увидеть новые пути. Но что толку, если человек увидит эти пути, а идти по ним не захочет?

Из книги Беседы о Гераклите. Тайный смысл древней философии автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Практическая Книга Белой магии. Как управлять людьми и деньгами автора Захарий

Чего не любит слово «Болого» Болого означает благо, а благо – это, в первую очередь, польза. Это слово-лекарь не любит ничего пустого, бесполезного: пустых мыслей, пустых чувств, пустого времяпрепровождения. Всего того, что не развивает душу, не дает ей пищу, а отупляет и в

Из книги Причины страданий автора Секлитова Лариса Александровна

Чего не любит слово-лекарь Лђпо Слово-лекарь «Лђпо» не любит, когда человек пытается кому-то подражать, когда он впихивает себя в рамки чужих стандартов. Все, что противоречит естественной красоте – изнуряющие диеты, пластические операции, неудобная одежда и обувь,

Из книги автора

Чего не любит слово-лекарь Матерђть Слово-лекарь «Матерђть» не любит, когда человек пытается «чужими руками жар загребать». Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя перекладывать свою долю ответственности на других людей. Вы можете попросить о помощи, когда

Из книги автора

Из книги автора

Чего не любит слово-лекарь Непразд?нъ «Непразд?нъ» не любит праздности. Не сидите без дела. Отдыхайте только тогда, когда вы чувствуете утомление. При этом старайтесь не просто расслабляться, а менять вид деятельности: интеллектуальную на физическую, физическую на

Из книги автора

25. «Любит» Трава любит (применяемый и ныне любисток) ростет при полониках и при красных розных борах, при старых сильных местах, при великих реках, на раменских (темнохвойных,т. е.) местах.Ростом в локоть, цвет рудожелт (ый) или походит на бело, среди цвету шишечка, корень что

Из книги автора

Глава 10 Природа любит прятаться Было бы не лучше,если бы с людьми происходило то,чего они желают.До тех пор, пока вы не начнете ожидать неожиданного,вы никогда не найдете истину,потому что ее тяжело найтии тяжело достичь.Природа любит прятаться.Владыка, чей оракул – в

Из книги автора

Богатство любит смелых И еще одно вы должны помнить. Богатство любит смелых. Не наглых и беспардонных, тех, что шагают по головам и вовсю работают локтями, стараясь оттолкнуть ближнего от «кормушки». Но именно – смелых, тех, кто не боится жизни. А жизнь есть жизнь, и без

Из книги автора

Любит ли нас Бог? Эта глава передает наши живые диалоги с читателями наших книг во время встреч с ними в издательском доме «Амрита-Русь».Один читатель как-то на встрече спросил:– Как понять фразу из Библии: «Кого люблю, того наказываю»?– Обратимся к тому, что наиболее