Бланк строгой отчетности допустимы исправления. Ошибки в бланке строгой отчетности признаны малозначительным нарушением

Бланк строгой отчетности допустимы исправления. Ошибки в бланке строгой отчетности признаны малозначительным нарушением

В работе мы используем БСО, разъясните пожалуйста как правильно поступить если в БСО была допущена ошибка и обнаружили ее через несколько дней? Спасибо за ответ, но не понятно нужно ли выписывать новый БСО взамен испорченного и как быть если копия неправильного БСО находиться у покупателя и заменить ее нет возможности?

Ответ

Если допущена ошибка в БСО, нужно заменить сам бланк и его копию. Бланк строгой отчетности - это документ, который организация выдает клиенту взамен кассового чека. Поэтому экземпляр клиента нужно заменить. Если копия находится у покупателя, то организация не может выписать новый БСО. Как исправить ошибку в данном случае законодательством не сказано.

В случае проверки организацию могут оштрафовать по КоАП РФ. Штраф на должностных лиц по этой статье составляет - от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000рублей. Однако привлечь предприятие к ответственности по ст.14.5 Административного кодекса можно только в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Если ошибка допущена раньше, налоговики не смогут Вас оштрафовать.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка ведения кассовых операций

Важно: срок исковой давности по административным правонарушениям в области кассовой дисциплины составляет два месяца с момента совершения правонарушения ( , ).

Если в БСО допущены ошибки

Заметим, даже если туристическая фирма некорректно заполнила бланк строгой отчетности, но он являлся действующим в проверяемый период, привлечь ее к ответственности за неприменение ККТ в таком случае налоговикам будет проблематично.

Судьи не считают, что это образует состав правонарушения, предусмотренного КоАП РФ (постановления ; ).

Ошибки в бланке строгой отчетности недопустимы

При заполнении БСО работник турфирмы иногда ошибается - неверно указывает дату или номер. Как быть в таких случаях?

Необходимо оформлять новый бланк. Дело в том, что бланк строгой отчетности - это документ, который турфирма выдает клиенту взамен кассового чека (). Следовательно, использование БСО заменяет собой использование кассового аппарата. А исправления в кассовых документах не допускаются (). Поэтому бланк придется оформить заново.

Допускаются ли исправления в книге учета БСО? Можно при заполнении журнала учета БСО руководствоваться правилами ведения журнала кассира-операциониста?

Ответ

сообщаем следующее : Порядок ведения книги учета БСО содержится в п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Согласно этому пункту, листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом). Других правил учета БСО законодательство не содержит. Поэтому порядок ведения такой книги организация вправе определить самостоятельно.

Законодательство не содержит правил ведения книги учета БСО, а также запрета на внесение исправлений в данную книгу. Поэтому организация при выявлении ошибки в книге может ориентироваться на порядок внесения исправлений, предусмотренный для регистров бухучета.

Согласно этому порядку, исправления вносятся на основании бухгалтерской справки. В регистрах бухучета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение соответствующего регистра. Если исправление в регистре разрешено ответственными лицами, то заверьте его подписями этих лиц (с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц), проставьте дату внесения исправления.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359

13. Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).*

2. Ситуация: Как исправить ошибку в регистре бухучета

Исправить ошибку в регистре бухучета можно на основании бухгалтерской . В этом документе должно быть обоснование исправления.

В регистрах бухучета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение соответствующего регистра (). Если исправление в регистре разрешено ответственными лицами, то заверьте его подписями этих лиц (с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц), проставьте дату внесения исправления. Такие правила установлены статьи 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Регистры

Формы регистров утверждает руководитель организации. Обязательными реквизитами регистра бухучета являются:

  • наименование регистра;
  • наименование организации (экономического субъекта), составившей регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка ;
  • единица измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, и их подписи с расшифровкой.

Регистры составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного .

При внесении исправлений в регистры нужно проставить дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра (с расшифровкой).

При регистрации в регистрах не допускаются:
– пропуски или изъятия;
– отражение и

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи на территории Российской Федерации товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Данный порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон №54-ФЗ).

Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ организациям и индивидуальным предпринимателям при выполнении определенного условия разрешено не использовать контрольно-кассовую технику. Таким условием является осуществление наличных расчетов в случае оказания услуг населению с выдачей соответствующих бланков строгой отчетности.

Обратите внимание!

Федеральный закон №54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг именно населению. При оказании услуг юридическим лицам вышеуказанный закон расчеты с применением бланков строгой отчетности не разрешил. Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель заключает договор на оказание услуг с юридическим лицом и расчет производится наличными денежными средствами, применение контрольно-кассовой техники обязательно.

Федеральным законом №54-ФЗ также определено, что порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. В течение достаточно продолжительного периода времени такой порядок не был утвержден, однако 31 марта 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее Положение №171).

Утвержденное Положение №171 устанавливает порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

1. сведения об утверждении формы бланка;

2. наименование, шестизначный номер и серия;

3. код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

4. наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

5. идентификационный номер налогоплательщика;

6. вид услуг;

7. единица измерения оказания услуг;

8. стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

9. дата осуществления расчета;

10. наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Для бланка строгой отчетности, предназначенного для расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, то есть для билета за проезд, предназначено гораздо меньше обязательных реквизитов. Билет должен содержать наименование, шестизначный номер и серию, код формы бланка, наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавшего бланк, вид транспортного средства и стоимость услуг в денежном выражении.

Пунктом 7 Положения №171 установлено, что, помимо обязательных реквизитов, характеризующих специфику оформляемых операций, бланк строгой отчетности должен содержать сокращенное наименование изготовителя бланка, его ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, а также тираж. Проанализировав текст данного пункта, можно сделать вывод, что бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом, хотя прямого указания на это Положение №171 не содержит.

Обращаем внимание читателей еще на один момент, касающийся изготовления бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность только по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией. Определение защищенной полиграфической продукции дано в пункте 2 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №817 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией»:

«защищенная полиграфическая продукция»- полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, необходимость защиты которой предусмотрена нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и решениями юридических лиц, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции».

В Письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2003 года №16-00-12/29 «О лицензировании деятельности по изготовлению полиграфической продукции» сказано, что бланки строгой отчетности, изготовленные с применением различных способов защиты, могут быть изготовлены полиграфическими предприятиями или другими предприятиями, соблюдающими соответствующие технические требования и имеющими лицензию Минфина Российской Федерации. В письме также сказано, что деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности, не защищенных от подделки, и деятельность по торговле указанными бланками в соответствии с Федеральным законом №128-ФЗ лицензированию не подлежит. Так как бланки строгой отчетности являются полиграфической продукцией, то проставление серии на документах строгой отчетности, а также их нумерация осуществляется типографским способом.

Обратимся еще к одному письму, в частности, к Письму Минфина Российской Федерации от 17 февраля 2005 года №05-03-06/11 «О ситуации в области изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией». В письме содержится указание на то, что изготовление защищенной полиграфической продукции представляет собой законченный цикл полиграфических работ, в связи с чем, доизготовление данной продукции на других предприятиях не допускается. Кроме того, продажу такой продукции имеет право осуществлять только изготовитель защищенной полиграфической продукции непосредственно заказчику или его представителю.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что бланки строгой отчетности с элементами защиты должны быть изготовлены полиграфическими предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, и самостоятельно изготовление таких бланков с помощью имеющейся компьютерной техники недопустимо. При изготовлении бланков серию им присваивает организация или индивидуальный предприниматель самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланка в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография.

При изготовлении бланка строгой отчетности допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения или сужения отдельных граф с учетом реквизитов.

Бланк строгой отчетности должен заполняться под копирку с оформлением не менее чем 1 копии либо должен содержать отрывные части. Все реквизиты, содержащиеся в бланке, должны быть заполнены. Если у организации или индивидуального предпринимателя отсутствуют те или иные показатели, в соответствующей строке ставится прочерк.

Бланки должны заполняться четко и разборчиво. Если бланк не содержит отрывной части, он должен заполняться с помощью копировальной или самокопировальной бумаги. При заполнении не допускаются подчистки, поправки и исправления.

Выше мы отметили, что каждый бланк строгой отчетности нумеруется типографским способом, поэтому испорченные или неправильно заполненные бланки должны быть сохранены, при этом они перечеркиваются, и прилагаются к отчету за тот день, в котором они были выписаны.

Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом, за исключением билетов за проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования. Бланки строгой отчетности приравниваются к чеку ККТ.

Учет бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями должен вестись по наименованиям, сериям и номерам бланков. Для учета бланков должна быть открыта книга, листы которой (по аналогии с кассовой книгой) должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью. Унифицированной формы такой книги не предусмотрено, поэтому хозяйствующие субъекты могут разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Затраты на приобретение бланков строгой отчетности организации, оказывающие населению услуги, относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием этих услуг.

В бухгалтерском учете эти расходы отражаются в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», как расходы организации по обычным видам деятельности.

Для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности» .

Приобретение бланков (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета в условной оценке, например, 1 рубль, что дает возможность определять количество бланков, находящихся на хранении. Списание бланков отражается по кредиту счета на основании соответствующих документов об их использовании. Аналитический учет ведется по каждому виду бланков и местам их хранения.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Приобретены бланки строгой отчетности по фактической себестоимости

Учтен НДС по приобретенным бланкам

Переданы бланки строгой отчетности в производство

Приняты к учету бланки строгой отчетности для хранения

Погашена задолженность поставщику за приобретенные бланки

Принята к вычету сумма НДС

Списаны использованные бланки строгой отчетности

Расходы организаций на приобретение бланков строгой отчетности уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение бланков, нужно производить сразу при выдаче в производство, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они, в соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, имеют право на в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.

Получение, хранение и выдача бланков строгой отчетности возлагается на работника организации или индивидуального предпринимателя, с которым должен быть заключен договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким договором является договор о материальной ответственности. Обязанности по приему, хранению и выдаче бланков строгой отчетности, как правило, возлагаются на кассиров.

В день поступления бланков ответственный работник должен их принять, причем приемка производится в присутствии комиссии, которую назначает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Члены комиссии проверяют соответствие фактического количества бланков, а также их серий и номеров данным, содержащимся в документах изготовителя бланков. По результатам приемки составляется акт, который утверждается руководителем или индивидуальным предпринимателем. Данный акт является основанием для принятия бланков на учет ответственным работником.

Работнику, ответственному за приемку, хранение и выдачу бланков строгой отчетности должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность бланков. Бланки должны храниться в металлических шкафах и (или) сейфах. В тех случаях, когда бланки используются в больших количествах, для их хранения могут отводиться специально оборудованные помещения. Места хранения бланков строгой отчетности по окончании рабочего дня должны быть опечатаны или опломбированы.

При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется сохранность копий и корешков бланков, отсутствие подчисток и исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях и корешках, суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию. Следует обратить внимание, что не допускается возложение контроля за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, за исключением тех случаев, когда ответственное лицо является главным бухгалтером или руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем.

Корешки и копии использованных бланков должны храниться не менее 5 лет. Для хранения их упаковывают в мешки, которые затем опечатывают. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации, бланки уничтожаются. Основанием для уничтожения бланков с истекшим сроком хранения является акт о списании, составляемый комиссией, состав которой утверждается руководителем или индивидуальным предпринимателем. В аналогичном порядке подлежат уничтожению некомплектные или испорченные бланки.

Пунктами 25 и 26 Положения №171 установлен порядок расчета с населением за оказанные услуги с использованием бланков строгой отчетности.

1. заполнить бланк строгой отчетности, оставляя не заполненным место подписи;

2. получить от клиента денежные средства;

3. назвать вслух сумму полученных денежных средств и положить их отдельно на виду у клиента;

4. подписать бланк строгой отчетности;

5. назвать сумму сдачи и выдать ее клиенту вместе с бланком, при этом бумажные купюры и монеты выдаются одновременно.

Если оказанные услуги оплачиваются платежной картой, лицо, принимающее платеж, осуществляет следующие действия:

1. получает от клиента платежную карту;

2. заполняет бланк, за исключением места подписи;

3. вставляет платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты;

4. подписывает бланк;

5. возвращает клиенту платежную карту одновременно с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

Также допускается смешанная оплата за услуги, когда одна часть оказанной услуги оплачивается денежными средствами, а другая – с использованием платежной карты. В этом случае выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.

Неисполнение организацией или индивидуальным предпринимателем обязанности по выдаче клиентам документов строгой отчетности, приравненных к чекам, является основанием для их привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

«Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».

При этом следует обратить внимание на один нюанс. Обратимся к Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин». В данном постановлении сказано, что неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности. В случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовых машин. Далее в постановлении сказано, что до издания Правительством Российской Федерации нормативных актов, касающихся порядка утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, использование организациями и индивидуальными предпринимателями документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином Российской Федерации, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Аналогичная позиция по этому вопросу высказана в Письме МНС Российской Федерации от 4 июля 2003 года №ШС-6-22/738 «О решении ГМЭК по ККМ от 24 июня 2003 года». В указанном документе говорится о том, что данное ведомство обязывает налоговые органы «на местах» не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности (ранее утвержденных), впредь до утверждения Минфином Российской Федерации новых форм.

Для справки: на основании Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, с 1 января 2001 года производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Более подробно с вопросами, касающимися бланков строгой отчетности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Бланки строгой отчетности ».

Нет, не допускаются.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья: Исправление в бланке строгой отчетности

Турфирма в 2009 году заказывала в типографии изготовление бланков «Туристская путевка». Год в них указан как «200_». Можно ли использовать такие бланки в 2010 году?

Нет, нельзя.

Туристская путевка является бланком строгой отчетности, приравненным к кассовому чеку согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…». А исправления в кассовых документах не допускаются (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

2. Статья: Все о работе с бланками строгой отчетности

Требования к оформлению БСО

При разработке бланков строгой отчетности предприниматели за основу могут взять ранее применявшуюся в отношении оказываемых ими услуг форму, убрав оттуда ссылки на реквизиты нормативного документа, код ОКУД и дополнив ее недостающими реквизитами. После этого ИП должен утвердить ее соответствующим приказом.

Заметим, что бланки строгой отчетности должны заполняться четко и разборчиво. Недопустимы подчистки, поправки и исправления в документе (п. 10 Положения). Бланки должны иметь отрывные части.* Если их нет, индивидуальному предпринимателю следует оформлять не менее одной копии документа. Исключением являются следующие случаи:
федеральными органами исполнительной власти, указанными в пунктах и Положения, установлен иной порядок заполнения БСО;
все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка;
все или часть реквизитов указываются в электронном виде.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Зайкин Павел.

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт БСС "Система Главбух"

Колосова Наталья

Если продавец переведен на ЕНВД или по другим причинам освобожден от применения кассового аппарата, то инспекция проверяет бланки строгой отчетности. Допущенные в них нарушения опасны и для продавца, и для покупателя. Последнего могут необоснованно обвинить в отсутствии документов, подтверждающих расходы. Покупатель не должен отвечать за то, что продавец не соблюдает закон о применении ККТ. Так справедливо замечают судьи. Расходы можно учесть и по документам, оформленным с нарушениями (см. , а также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.08 № А19-10319/07-43-Ф02-9567/07, ФАС Дальневосточного округа от 28.02.07 № Ф03-А37/06-2/5516, ФАС Поволжского округа от 20.04.09 № А06-4450/2008 и др.).

Бланки налогоплательщик может разработать сам, указывая обязательные реквизиты из пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ (для вмененщиков). Или из пункта 3 Положения, одобренного постановлением Правительства России от 06.05.08 № 359 (для всех, кто оказывает услуги населению). Если вмененщик оказывает услуги населению, то он может на выбор применять любой бланк: составленный по Закону или по Положению. Они отличаются незначительно. Если документ не соответствует официальным требованиям, то могут оштрафовать за работу без ККТ. Законность санкций подтвердил и ФАС Восточно-Сибирского округа. Арбитраж освободил от наказания, но только ссылаясь на малозначительность нарушения. Его доводы незначительность суммы и выдача неправильных, но все-таки оформленных квитанций.

Подобные аргументы помогли и в других случаях. Они упомянуты среди решений по похожим спорам. В самой статье поговорим об ошибках, отмеченных в анализируемом постановлении.

Ошибки, отмеченные судом

Первое, на что обратил внимание ФАС Восточно-Сибирского округа, место нахождения (реквизит обязателен только для юрлиц). Эта информация необязательна, если вмененщик оформляет бланки по Закону № 54-ФЗ. И необходима всем, кто оказывает услуги населению, работая без ККТ и применяя общую либо упрощенную систему налогообложения.

В бланке надо сообщить адрес госрегистрации компании, взятый из устава. Дополнительно может приводиться и адрес фактического места деятельности либо подразделения предприятия. Но это уже необязательные сведения, и они не заменяют уставный адрес.

На примере.

Организация зарегистрирована по адресу: ул. Зеленая, д. 6. Клиентов обслуживают в парикмахерской, открытой на ул. Цветочной. В бланке записан адрес самой парикмахерской, но не внесен уставный (ул. Зеленая). Предприятие могут обвинить в нарушении закона о применении ККТ.

Если в квитанции указан только адрес по ул. Зеленой, то документ заполнен без нарушений. Претензии необоснованны и когда указаны два адреса: госрегистрации и фактический. Налогоплательщик дополнил бланк, что разрешено подпунктом к пункта 3 Положения.

Второй недочет, отмеченный ФАС Восточно-Сибирского округа: не приведен ИНН налогоплательщика. Этот реквизит нужен и для организаций, и для предпринимателей. Необходим он и для тех, кто применяет ЕНВД.

Третья ошибка: в документе нет стоимости услуги, оплаченной клиентом. И четвертая: нет имени и отчества лица, ответственного за оформления операции (для вмененщиков достаточно инициалов сотрудника). Это работник, принявший деньги от клиента. Если в документе указана только фамилия сотрудника, то бланк заполнен с нарушением. Не считается правильным и тот документ, где не упомянута должность работника.

Ошибки в бланках, заменяющих кассовый чек, или невыдача этих документов редко признается малозначительным нарушением. Как правило, чиновники доказывают законность штрафа. Отметим хотя бы постановления ФАС Дальневосточного округа от 22.08.08 № Ф03-А51/08-2/2929, ФАС Поволжского округа от 07.10.09 № А65-6309/2009, ФАС Северо-Западного округа от 10.09.08 № А13-2368/2008, ФАС Уральского округа от 28.07.09 № Ф09-5263/09-С1 и ФАС Центрального округа от 01.02.07 № А64-3289/06-4.

Поддерживая инспекцию, арбитраж обращается к пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.03 № 16. Там указано, что анализируемое нарушение посягает на порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов. Из этого следует вывод о невозможности включения нарушения в малозначительные. Хотя есть и решения в пользу налогоплательщиков.

Обратимся к постановлению ФАС Поволжского округа от 04.05.10 № А55-39916/2009. Стоимость услуг, на которые не выдана квитанция, 100 руб. Взыскиваемый штраф 30 тыс. руб. Данную сумму арбитраж признал несоразмерной нарушению. По утверждению судей, нарушение не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям. Это основание для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Так же решил ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 11.06.08 № А11-11130/2007-К2-28/105/17. Там стоимость неоформленных услуг 2 руб. Та же сумма не признана существенной в постановлении Поволжского округа от 03.12.09 № А65-10149/2009.

Еще пример постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.09 № А33-17217/08-Ф02-1364/09. Там общество выдавало квитанции на свои услуги, но они не соответствовали утвержденным образцам. Признав возможность штрафа, суд подчеркнул: выручка полностью оприходована и нарушение можно счесть малозначительным. Дополнительно арбитраж отметил: компания ведет некоммерческую и социально значимую деятельность (защита прав потребителей). Впрочем, полное оприходование выручки помогло уйти от штрафа и коммерческой структуре, использующей неутвержденные бланки (постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.06.09 № Ф03-2286/2009).

Отметим также постановление ФАС Уральского округа от 21.01.09 № Ф09-10429/08-С1. Предприятием выдана неутвержденная квитанция, его можно оштрафовать. Но наказание несоразмерно нарушению. Кроме того, еще до рассмотрения дела в суде организация приобрела и зарегистрировала кассовый аппарат. Ссылаясь на это, арбитраж отменил санкции.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.10 № А19-6430/10

Установлено [...] оформления бланков строгой отчетности [...] с отсутствующими обязательными реквизитами [...], а именно: место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица [...]; идентификационный номер налогоплательщика [...]; размер оплаты [...]; имя, отчество лица, ответственного за совершение операции [...].
[...] Учреждением совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[...] Выводы судов о малозначительности [...] правонарушения сделаны с учетом характера, степени общественной опасности содеянного, отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.06.2004 № 10.