Благословение исаака. Украденное благословение

Благословение исаака. Украденное благословение

Перед кончиной патриарх Иаков призвал своих сыновей, что¬бы возвестить им, что будет с ними в "грядущие дни" (1-2). Затем каждому из своих сыновей патриарх предрекает будущую судьбу его потомства (3-28). Благословив своих сыновей, Иаков дал им завещание, чтобы они похоронили тело его в пещере Махпела (29-32), после чего Иаков возлег на смертный одр и мирно "приложился к народу своему" (33). Ст. 1-2° Выражение "в грядущие дни" в Священном Писании означает не просто неопределенные последующие дни, но время определенное, известное и ожидаемое. Таким временем для Иакова и его потомков, прежде всего, было время наследования земли обетованной, предсказанное Господом патриархам и ими ожидаемое. С другой стороны, ожидаемыми последними днями для ветхозаветной церкви вообще было время пришествия на землю спасительного семени Жены, т.е. Мессии. В этом последнем смысле выражение "в грядущие дни" употребляется в Ветхом Завете (Числ. 24,14; Иер. 30,24). Новозаветные писатели точно также полагают время пришествия на землю Христа Спаси-теля "в последние дни" (Евр. 1,1-2), "полноту времен" (Гал. 4,4), "последние времена" (1 Петр.1, 20). Таким образом, изрекая пророческие благословения своим сыновьям, патриарх Иаков созерцал судьбу своих потомков в земле обетования, в мессиански-пророческом же смысле он видел исполнение своих благословений во дни Мессии - Спасителя. Ст. 3-4. Р увим был "начатком чад" Иакова, его первенцем, рожденным во всей крепости физических сил патриарха. С первородством в патриархальные времена соединялись немаловажные преимущества, первенец был главою рода, он получил двойную часть наследства, ему принадлежало право священства. Но этих преимуществ первенец Р увим лишается Иаковым; двойная часть наследства уже ранее дана была Иосифу в лице двух его сыновей, главенство над родом ниже дается Иуде, священство впоследствии дано было Левию. Страстность, грубая чувственность Р увима, его кровосмешение вместе с Валлою, наложницею отца (35,22) были причинами, по которым Р увим лишился прав первородства. Предсказание патриарха исполнилось в точности; колено Р увимово в последующей истории еврейского народа никогда не занимало выдающегося положения. После выхода евреев из Египта, во время сорокалетнего странствования, представители колена Р увимова - Дафан и Авирон вместе с Левитом Кореем, восстали против Моисея и Аарона и хотели захватить рувимляне гражданскую власть, принадлежащую Моисею, а Корей - власть первосвященника, бывшую достоянием Аарона, но восстание их не имело успеха; возмутители со своими союзниками погибли (Числ. 16). Впоследствии при завоевании и разделении земли обетованной колену Р увимову достался удел в южной части восточной заиорданской страны, где рувимляне занимались скотоводством, мало принимая участия в судьбе израильского народа (Суд. 5,15-16), и ранее других утратили свою политическую самостоятельность. Ст. 5-7: В словах, обращенных к Симеону и Левию патриарх вспоминает жестокость братьев при избиении сихемлян за оскорбление, нанесенное Дине (36 гл.). В наказание за это, братья осуждаются на разделение и рассеяние во Израиле, т.е. на жизнь, после будущего разделения земли обетованной на уделы, в рассеянии между другими коленами. Действительно, при разделении земли обетованной, колено Симеоново получило наследие среди удела сынов Иудиных (Ис.Нав.19,1); при этом участок, доставшийся колену Симеонову, оказался столь недостаточным, что представители колена должны были оружием приобретать себе владения за пределами земли обетованной - в горе Сеир и в долине Герарской (1 Пар. 4,38-43). Предание, кроме того, добавляет, что ввиду недостаточности земельного удела, наследован¬ного коленом Семионовым, представители колена расходились по всей земле обетования в качестве книжников и законников, учителей и воспитателей юношества. Что касается колена Левиина, то слова патриарха исполнились на нем с буквальною точностью. Колено Левиино не получило самостоятельного удела, для жительства же Левитам из всех колен было выделено 48 городов. Впоследствии своею ревностью по Боге, своими заслугами (Исх. 32,26-29; Числ. 25,10-13) Ле¬виты искупили вину своего родоначальника. Наказание, изреченное Иаковым Левию, Господь обратил для его потомков в благословение, сделав Левитов Своим жребием и наследием (Втор. 33, 8-11). Ст. 8-12: Словами "Иуда! тебя восхвалят братья твои... поклонятся тебе сыны отца твоего" - Иуде дается одно из прав и преимуществ первородства - главенство над родом. Исполнение этого пророчества отчасти можно видеть уже во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне (Числ. 2,3,10,14) и впоследствии, при завоевании Ханаана (Суд. 1,1-2), когда колено Иудово стоит во главе других колен. Но в собственном смысле первенство колену Иудову досталось тогда, когда из этого коле-на был избран царь (Давид), роду которого было обетовано наследие вечного престола (2 Цар7, 12-16). Затем, указывая на успешную борьбу Иуды с врагами, Иаков силу могущества и величие колена Иудина изображает по¬степенно возрастающим. Сначала Иуда уподобляется молодому льву похожим на которого Иуда является в период окончательного завоевания земли обетованной, когда после смерти Иисуса Навина колено Иудово во главе других колен начало истребление хананеев (Суд. 1,1-2). Затем колено Иудово уподобляется льву, который возвращается с добычи. Можно понимать в смысле сравнения колена Иудова с могучим и высоким деревом, кото-рое вырастает "от леторасли" - от низкого и едва заметного сначала молодого побега. Таким образом, львом, возвращающимся с добычи, Иуда представляется в царствование Давида, который в своих победоносных войнах покорил окружающие языческие народы и необыкновенно расширил пределы своего царства. Наконец, Иуда уподобляется львице, которая уснула и которую никто не осмелится потревожить. Таковым Иуда явился в первую блестящую половину царствования Соломона, когда Израиль под скипетром Иуды мирно покоился, не тревожимый своими врагами (3 Цар. 4,20-25). Самое замечательное место в этих стихах и во всей главе в целом пророчество о Примирителе. Важность этого пророческого места требует более тщательного его рассмотрения. Это место в славянской Библии читается так: "Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложения ему, и той чаяние языков" (10). По смыслу этого стиха, первенство, главенство, царская власть - представляются неотъемлемыми от Иуды до пришествия Мессии. Эта мысль, несомненно заключающаяся в 10 стихе, в различных текстах и переводах выражена неодинаково. В еврейском тексте читается "не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, пока не придет Примиритель (доколе не придут в Шило) и Ему покорность народов". По смыслу это¬го чтения царская "скипетр" и законодательская власть не отойдут, не будут отняты от Иуды до пришествия Примирителя. Очевидно, что это последнее имя приложимо только ко Христу Спасителю, Который примирил падшее человечество с Богом и иудеев с язычниками (2 Кор. 5,18-19; Еф. 2,14-18). С другой стороны, слова: "и Ему покорность народов" не могут относится к какому-нибудь земному царю, а вполне приложимы только к Мессии (Исх. 11,10). Нако-нец, мессианский смысл слов Иакова подтверждается точным историческим исполнением пророчества. Самостоятельная правительственная власть, принадлежавшая колену Иудову, была отнята от него перед рождением Христа Спасителя, когда Иудеею в качестве царя управлял Ирод Идумеянин. Мысль еврейского подлинника в разных переводах выражена другими словами. Возможно, что переводчики вместо "Шило" "Примиритель" читали "шелло" (ему же) и потому перевели "отложенная ему". Очевидно, что в общем мысль этого перевода одинакова с современным еврейским текстом. Патриарх, по смыслу перевода 70-ти, говорит, что царская власть не отнимется от Иуды до тех пор, пока не придет все предназначенное, преопределенное, т.е. Тот, Кому царская власть должна принадлежать по преимуществу. Но царская власть над всеми народами принадлежит Самому Мессии, (как об этом свидетельствует Священное Писание (Исх. 9,6-6; Иер. 23,5, Дан.2,44, Мих.5,2). Поэтому древние еврейские таргумы (халдейские переводы) пере-дают пророчество патриарха словами: "Мессия, Ему же принадлежит царство". Как уже отмечалось, со времени кончины патриарха Иакова и до пришествия Христа Спасителя обещанный скипетр всегда оставался в колено Иудовом. Около времени пришествия Христа государство иудейское начало быстро клониться к окончательному падению. Через несколько десятков лет после рождения Мессии, Иерусалим и храм были разрушены до основания и существование еврейского государства прекратилось. Изображая богатство удела, имеющего достаться Иуде, Иаков говорит, что удел этот будет так богат виноградом, что Иуда будет привязывать к виноградным лозам свой рабочий скот, виноградного вина будет так много, что Иуда будет мыть в вине свои одежды, очи его будут блестеть от вина, а зубы - белеть от молока. Указанный на естественные богатства удела, доставшегося Иуде, в Писании встречается немало (Песн. 1,13; Числ. 13,24). Кроме ближайшего исторического смысла пророческое благословение Иаковым Иуды, св. отцы и учителя Церкви, при несомненном мессианском смысле 10 стиха, объясняют в высшем таинственном смысле, в приложении к потомку Иуды - Христу Спасителю. По этому изъяснению, сравнение Иуды со львом может относится к Иисусу Христу, Который в Апокалипсисе на-зы¬вается "львом от колена Иудина" (5,5). Нерушимый покой льва указывает на смерть и воскресение Христа Спасителя. Под лозою в таинственном смысле разумеется также Христос Спаситель (Ин. 15,2), а под кровию гроздьев Его искупительная кровь. Ослица "сын ослицы", привязанные к этой лозе, указывают на призвание в Церковь Христову иудеев и язычников, причем ослица, как носящая ярмо, прообразовательно указывало на Иудею, состоящих под игом закона Моисеева, а "жребец" или молодой осел предуказывал народ из язычников, не знавших законного ига. Последними словами ("блестящи очи (его) от вина") указывается на божественную красоту воскресшего Христа Спасителя. Ст.13: Восточною границею удела, доставшегося впоследствии колену Завулонову (Ис.Нав.19,10-16), было Галлилейское (Генисаретское озеро), а с Запада от Средиземного моря его отделяла узкая полоса финикийских владений. Это соседство с торговыми и предприимчивыми финикийцами, в частности, с большим торговым городом древности Сидоном, заставило потомков Завулона заняться морскою торговлею (Втор. 33,18-19; Суд. 5,27). Ст.14-15: Иссахару, по смыслу славянского текста, Иаков предсказывает занятие удела в средине земли обетованной. Действительно, колено Иссахарово при разделении Ханаана получило в наследие одни из центральных участков (Ис.Нав.19,17-23). Здесь, ввиду необыкновенного плодородия своего удела, сообразно с своим характером (1 Пар. 12,32), Иссахар занялся мирным трудом земледельца. По еврейскому тексту, будущая торговая жизнь Иссахара представляется под образом сильного работящего осла. Ст.16-18: Пророчество Дану о происхождении от него самостоятельных судей исполнилось на судии Самсоне, который проис¬ходил из колена Данова (Суд. 13,1-2). Что касается сравнения Дана со змеем, угрызающим коня и поражающим всадника, то по мнению толковников, здесь указывается на хитрость и коварство, которыми отличались потомки Дана. Эти свойства от части видны из истории Самсона (Суд. 13-16), но еще яснее выразились в похищении потомками Дана идолов из дома Михи и при завоевании города Лаиса (Суд. 17-18). Слова, которыми закан-чивается благословение Дана: "На помощь Твою надеюсь. Господи!" можно понимать в том смысле, что Дан должен свое благополучие основывать не на своей хитрости и коварстве, а на Боге. Некоторые толковники, в виду того, что в 7 гл. Апокалипсиса, в видении запечатленных рабов Божиих, из всех колен Израильских опущено колено Даново, думают, что из этого колена произойдет антихрист. К этому последнему врагу человечества вполне приложимы слова патри-арха о хитрости и коварстве змея (2 Сол. 2, 3-10). Ст.19: Гаду Иаков говорит: "толпа будет теснить его", указывая этим на постоянные нападения врагов, которые будут теснить колено Гадово. История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел в восточно-заиорданской половине обе¬тованной земли, в сосед-стве с различными хищническими племе¬нами, неоднократно подвергались нападениям со стороны последних. Так, во времена судей потомков Гада в продолжение 18 лет утесняли Аммонитяне (Суд. 10,7-9), враждебно относившиеся к колену Гадову и совершавшие над ним страшные жестокости (Ам. 1,13). Но Гад, по словам Иакова, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносною борьбою с Аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например судия Иеффей Галаадитянин (Суд. II). В позднейшие времена колено Гадово, вместе с коленом Р увимовым, полуколеном Манассииным успешно боролись с Агарянами и другими аравийскими племенами (1 Пар.5,18-22). Ст.20: Удел, доставшийся колену Ассирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю северо-западную оконечность земли обетованной, заключал в себе плодоносные земли около горы Кармила (Ис.Нав.19,24-31). Богатые хлебные произведения этих земель Ассир мог, согласно с пророчеством Иакова, доставлять ко дворам иудейских, израильских и финикийских царей, владения которых были в соседстве с уделами Ассира. Ст.21: По принятому еврейскому тексту "Неффалим - торевинф рослый, распускающий прекрасные ветви" и по славянскому переводу: "Неффалим стебль распускающаяся..." - благословение, изреченное Иаковым Неффалиму, можно понимать в смысле указания на богатый участок, который имело наследовать колено Неффалимово. Сравнение колена Неффалимова с дере-вом, простирающим свои ветви в разные стороны и увенчивающимися прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с историческою судьбою этого колена при наследовании обетованной земли. Область колена Неффалимова от берегов Генисаретского озера постепенно возвышается до горной группы Ливана, корень терефинфа покоится на берегах озера, красивые города - это ветви простирающиеся от него, а горная цепь Ливана есть вершина, которой он заканчивается. Ст. 22-26: Обращаясь к Иосифу, патриарх прежде всего вспоминает враждебное отношение к нему братьев, но эти козни братьев не имели успеха, потому что Иосиф находился под покровительством Господа. Затем, Иаков призывает на Иосифа, т.е. на колено Ефремове и Манассии-но, происшедшие от него "благословение небесное свыше" - благовременные дождь и росу "бла-гослове¬ние земли имущия вся" - плодородие земли, "благословение сосцев и ложесн" - изобилие скота и многочадие. Из последующей истории Израиля известно то выдающееся по¬ложение, которое заняло среди других колен Ефремове колено, что было предуказано Иаковым еще ранее, в благословении им своих внуков. При разделении земли обетованной при Иисусе Навине колено Ефремове получило один из лучших участков. Во времена Судей колено Ефремове неоднократно заявляет свои права на первенство - (Суд.8,1-2,12,1). Впоследствии при разделении Еврейского царства на два - Иудейское и Израильское, во главе отделившихся 10 колен стоит колено Ефремове и первый царь Израильский Иеровоам был ефремлянин (3 Цар. 12). С этого времени в царстве Израильском колено Ефремове занимает первенствующее место и потому в пророческих речах десятиколенное царство нередко называется просто Ефремом. Ст.27: Сравнение Вениамина с хищным волком, который утром выходит на добычу и вечером делит её, указывает на воинственный характер вениамитян. Своею воинственностью потомки Вениамина засвидетельствовали в последующей истории евреев неоднократно. Судия Аод вениамитян своим геройским подвигом освободил соотечественников от рабства Моавитян (Суд. 3,14-30). По указанию книги Судей, вениамитяне вели вначале успешную войну против всех соединенных колен Израильских (20-21). Из колена Вениаминова был избран первый царь народа еврейского Саул, военные подвиги которого в первую половину его цар¬ствования создали ему славу. Некоторые толковники в словах Иакова о Вениамине видят указание на святого апостола Павла, который, происходя из колена Вениаминова (Фил.3,5), сначала преследовал Церковь Христову, а потом в пользу ее приносил "добычу" - души спасенных его проповедию. Ст.29-33: Завещание Иакова о перенесении его тела в пещеру Махлела ("пещера сугубая") свидетельствует о его глубокой вере в истинность и непреложность божественных обетований. Очевидно, что несмотря на те благоприятные условия, при которых потомки Иакова поселились в Египте, он считал землю еги¬петскую местом только временного их пребывания, с верою взирая на землю обетования. С этою землею Иаков соединил исполнение великих обетований, данных его отцам и ему самому. Со времени Ноя, родоначальника народов, до великих пророков народа Божия не было произнесено более ясного, более замечательного пророчества, чем рассмотренное нами пророчество Иакова, родоначальника народа израильского. В своих сыновьях Иаков видит пред собою колена Израилевы и в необыкновенном просветлении духа изрекает им их будущую историю. Во всеоружии веры он приподнимает таинственный покров будущего и возвещает со¬бытия, сокрытые во мраке времен. Величественно он разделяет между своими сыновьями обетованную землю, как будто бы она уже принадлежала ему и пророчески нарекает судьбу ее будущих начальников, как бы видя ее перед собою. Из боговдохновенных слов Иакова, как из своего семени, выросла и развилась вся последующая история народа Божия, начиная от исхода его из Египта и кончая пришествием на землю Божественного потомка Иакова по плоти - Господа нашего Иисуса Христа.

Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так.

При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет (), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона + 7 лет плодородия + 2 года голода, ), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по (сн. ), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни – на 137 году Исаака (по при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, ).

. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

«Тул» или «колчан», у LXX: φαρέτρα , Vulg:. pharetra; но в таргуме Онкелоса – saif, меч. Евр.: teli , от talah, «вешать», приложимо к тому и другому (что-то повешенное).

. и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

Имея в виду благословить Исава, как первородного (ст. 1) и притом любимого за услужливость (), Исаак выражает естественное желание вкусить блюда, приготовленного рукою его любимца, в знаменательный для последнего день; нельзя сказать с некоторыми толкователями, будто самое благословение Исаак ставит в зависимость от удовлетворения своего каприза.

Противоположная деятельность Ревекки и Иакова

. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

Как в намерении Исаака выразилось чрезмерное проявление его человеческой воли, так это еще более выступает в действиях Ревекки. То обстоятельство, что Ревекка знала и помнила откровение Божье о том, что из двух сыновей ее «больший будет служить меньшему» (), конечно, делает понятною ее уверенность в благоприятном исходе предпринятого ею дела – даже до готовности подвергнуться проклятию (ст. 13), но не придает действиям ее характера законности, как не оправдывает и обмана Иакова факт продажи ему первенства Исавом. И Ревекка, и Иаков обнаружили здесь недостаток твердой веры и совершенной нравственности. Естественно возникающий при этом вопрос об отношении Промысла Божия к воле и неправде человеческой решается тем общим соображением, что совершенной праведности не было и в избранниках ветхозаветных, и что нравственные понятия в их сознании так же лишь постепенно усовершались, как и религиозные верования.

Рус. «принести» – евр. le-habi; но слав. «отцу своему» перев. греч. τῶ πατρὶ αὐτοῦ : LXX вм.: le-habi читали – le-abiv , «отцу своему».

. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред моею.

Эти слова не приведены в речи Исаака, но совершенно уместно вставлены в повторении речи его Ревеккою: Исаак именно именем Иеговы хотел благословить Исава (и благословил Иакова) и передать духовное наследие Авраама пред лицом Божиим.

. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

В разговоре с матерью Иаков не скрывает понимания, что собирается сделать именно ,только, соответственно уровню своего нравственного развития, рассматривает обман не по его нравственной ценности, а со стороны его внешних невыгодных последствий для себя.

. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

В готовности Ревекки принять проклятие на себя слышится горячая, нежная и самоотверженная любовь ее к младшему сыну; может быть, впрочем, надеялась она и на известную ей кротость Исаака.

. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

Особенно богатая одежда у Исава могла быть отличительным знаком его первородства (в такой одежде первенцы могли совершать и домашнее богослужение, жертвы и под.).

. а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

Шерсть коз на Востоке отличается особенною нежностью; обман Иакова тем легче мог удаться.

Приход Иакова к отцу и благословение его последним

. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

Рус. «вошел», евр. jabo; слав. «внесе» – по-греч. ἐισήνεγκεν . Исаак обставил предстоящее благословение тайной, и с большой недоверчивостью встречает Иакова: спрашивает об имени его (18 ст.), о причине скорого возвращения (20 ст.), предлагает поцеловать себя, вероятно, с целью осязать Иакова (26 ст.).

. Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;

Выдавая себя за Исава, Иаков допускает обман, греховность которого отягчается еще последующим призыванием им имени Божия (ст. 20). Неизбежным, по праведному суду Божию, последствием обмана Иакова были тяжкие испытания последующей жизни Иакова.

После нескольких выражений сомнения и попыток увериться в лице пришедшего (), Исаак приступает (ст. 27) к благословению сына, которое (в отличие от благословения, ст. 23, – простого приветствия) является пророчеством, определяющим судьбу Иакова и его потомства (ср. ). Поэтическая форма, образность и непосредственность благословения видна из того, что оно начинается с выражения приятного ощущения благоухания одежды Исава. LXX: ἀγροῦ πλήρους , Vulg:. agri pleni, слав:. «нивы исполнены» ; рус:. "поля" , по-Евр: sadeh. Поле – Ханаан.

. да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!

Роса – первое условие плодородия на знойном и в летние месяцы почти лишенном дождя Востоке (; ). Исполнением начальной части благословения является известное из Библии плодородие Палестины ( и др.). Видимое несходство этой части благословения с обетованиями Аврааму объясняется тем, что Исаак (как после и Иаков) занимался уже земледелием (), почему и начинается речь с благ земледелия. Подчинение Исава Иакову осуществилось в лице их потомков, при Давиде (; ); под братьями матери Иакова разумеются все вообще потомки Авраама не только через Сарру, но и через Агарь и Хеттуру. Слова Исаака о благословении благословляющих Иакова и о проклятии проклинающих его близко напоминают обетования Аврааму, но, в отличие от последних, не содержат обетования о благословении в семени Иакова всех народов, как бы в возмездие за неблаговидный способ получения благословения; только уже после, когда Иаков бегством из дома отца начал искупать грех свой, упомянутое высокое благословение дается и ему ().

О значении благословения Исаака блаженный Феодорит говорит: «От Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной... Исаак обещает ему росы небесной и тука земли, а сие изображает благодать свыше и обилие земных благ, а затем разуметь во Владыке Христе под росою божество, а под туком земли от нас воспринятое человечество» (отв. на вопр. 83).

Скорбь Исава и благословение его

. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

Рассказ о благословении Исава изложен не менее рельефно; вместе с тем еще более возвышается преимущество благословения Иакова над благословением Исава: такому впечатлению служат все подробности рассказа. Так, по святому Иоанну Златоусту , «кто не изумится промышлению Божию в том, что Исав не прежде пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, вышел от него?» (Бес. на , с. 569). По раввинам, Исав пришел непосредственно после выхода Иакова.

Обстановка беседы Исава с отцом напоминает беседу Иакова, только, по замечанию Раши, приглашение Исавом отца к столу звучит (ст. 31) грубее, чем подобное же приглашение (ст. 19) Иакова (в евр., LXX и в слав. глагол: встать здесь – в 3-м л., а в 19 ст. – во 2-м).

. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

Вместо ожидаемого негодования на обманщика, Исаак трепещет вследствие ясного ощущения, что случившееся произошло по допущению силы Божьей. Это сознание в связи с присущею патриархальному времени верою в непреложность отеческого благословения побуждает Исаака оставить всякую нерешительность и твердо заявить об Иакове: «я благословил его, и он будет благословен» , тем он приводит Исава в возбужденное состояние жгучей скорби и напряженной мольбы.

. Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма громкий вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

Он не требует перенесения на него благословения, данного Иакову, а лишь просит какого-либо, хотя бы и меньшего, благословения, при этом в таинственное значение благословения Иакова он не проникает и даже склонен поставлять благословение в зависимости от каприза отца (хотя, подобно Исааку, считает отеческое благословение, раз данное, неизменным).

. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

«Благословение, данное Иакову, Исаак почитает препятствием благословению Исава: а) по самому содержанию первого благословения, в котором уже включалось унижение Исава; б) потому, что в нечаянном благословении Иакова он видит руку Божию, карающую Исава; в) не потому ли еще, что сила благословения, которая обитала в патриархе и посредством духовного общения переходила от предков к потомкам, – что сия сила, единожды быв возбуждена верою и излита всею полнотою своею, обыкновенно не возбуждалась более в преподавшем ее в прежнем образе и степени» (м. Филарет, Зап. на кн. Бытия 2,35).

Раввины в пояснение отказа Исаака выставляют ходячий у них принцип: «раб и все принадлежащее ему, принадлежат его господину; посему всякое благословение, какое бы ни дал Исаак Исаву, принадлежало бы Иакову, в силу данного ему подчинения Исава» (Beresch. rabb., s. 323).

. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

Искренняя скорбь Исава достойна сострадания (хотя и не снимает с него ответственности за двукратное пренебрежение первородства – при продаже его и при женитьбе), и Исаак (ст. 39), тронутый (LXX: κατανυχθέντος ), хотя и после некоторого раздумья, благословляет его – в выражениях, по началу тождественных с благословениями Иакову. Плодородие почвы и обилие росы обещается Исаву так же, как и Иакову (вопреки некоторым толкователям, напр., Кнобелю, Кейлю, что Исаву предвещается лишение и этих благ), а различие – лишь в степени политической самостоятельности и благосостояния (ср., впрочем, ).

. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

«Жить мечем» – жизнь разбойнических нападений на караваны и путников, – такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля (). Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома (; ), наконец, при И. Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но «пришло время» – по Таргуму: «когда Израиль отверг иго закона, то едом сверг с себя иго его», – и в лице Ирода Вел. и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев.

Побуждения к бегству Иакова

. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Исав возненавидел Иакова тайною, коварною ненавистью (со временем, однако он забыл обиду, причиненную ему Иаковом, ), но из почтения к отцу решает отложить мщение до ожидаемой смерти его.

. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;

и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран,

и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,

пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?:

И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

Намерение это он высказал и открыто, о чем узнала Ревекка и предусмотрительно отсылает Иакова в Харран к Лавану (на «дни некие», т.е. немногие), лишь самому Иакову открывая смысл этого путешествия (ст. 42–45), а Исааку указывая другую причину – в отыскании невесты из родственной семьи (ст. 46). Так «Бог вложил в ее ум все, что могло содействовать будущему домостроительству и спасению ее сына» (святой Иоанн Златоуст, с. 579).

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Исаак и Исав. ок. 1379 г.

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Благословение Иакова. ок. 1379 г.

(Быт., 25:19-34; 27; 28:1-5)

Иаков не только обманом (за чечевичную похлебку) завладел правом первородства Исава , ему также удалось, по наущению матери, лишить Исава отцовского благословения. Когда Исаак был стар и почти слеп, он послал Исава наловить дичи и приготовить ему еды, «чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру». Ревекка подслушала этот наказ и сказала Иакову, чтобы он, пока Исав отсутствует, занял его место, дабы получить благословение. Она обрядила Иакова в одежды Исава и обложила его руки и шею козлиной кожей, так как «Исав… человек косматый». Она приготовила еду, и Иаков отнес ее отцу. Исаак по ошибке благословил Иакова вместо Исава. Раз данное благословение не могло быть взято назад, и Иаков бежал от гнева брата, найдя убежище у своего дяди Лавана (брата Ревекки) в Харране в Месопотамии. Этот сюжет часто встречается в западной живописи XVII века. Исаак порой изображается приподнявшимся на постели, Иаков стоит перед ним на коленях. Руки последнего не всегда закрыты. Позади Иакова, положив руку ему на плечо, стоит Ревекка. Сцена может изображаться в интерьере европейского дома. Вдалеке на заднем плане порой изображается Исав с охотничьими собаками, или он входит в комнату с телом молодого оленя на плечах. Эта история, похоже, первоначально связывалась с древним родовым обычаем наследования не через старшего сына, а, наоборот, через самого младшего.

Когда Исаак состарился и его зрение притупилось, он, почувствовав приближение смерти, обратился к Исаву: «…налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру». Но Ревекка, услышав это, решила, что пусть лучше благословение отца достанется не Исаву, а ее любимому сыну Иакову. В отсутствии Исава она надела на Иакова Исавову одежду и обложила его руки кожей козлят, ибо Исав был «человеком косматым». Затем она приготовила кушанье и послала с ним Иакова к отцу. Исаак по слепоте своей не смог узнать, кто к нему пришел. «Иаков подошел к Исааку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы». Так Исаак принял Иакова за Исава, ибо руки, к которым он прикасался, были волосатыми, и благословил Иакова, дав ему господство над братьями и над всем народом (Быт. 27).

хххе́

Под старость Исаак ослеп, так что ничего не видел. Однажды позвал он своего сына Исава и сказал: «Сын мой! Ты видишь, я стар и не знаю, долго ли Господь даст мне пожить еще. Поэтому ты возьми свой охотничий снаряд, иди в поле и принеси мне дичи или что-нибудь подобное и приготовь мне из нее кушанье такое, какое я люблю. Ты знаешь, какое. Приняв пищу, я хочу благословить тебя прежде, чем умру». Исав ушел.

Все это слышала мать, Ревекка. Она поскорее побежала к Иакову и сказала: «Послушай, милый сын, сейчас я услышала, что отец хочет благословить Исава, когда тот принесет ему кушанье. А лучше, если бы он благословил тебя. Как бы только это устроить, чтобы ты получил благословение? Вот что пришло мне в голову. Беги скорей и принеси мне двух молодых козлов из стада. Я заколю их и сварю, а ты потом отнесешь их своему отцу. Отец твой подумает, что ты Исав, и благословит тебя».

«Но посмотри, матушка, – сказал Иаков, – ведь мой брат Исав косматый, а я не такой. Если отец дотронется до меня и заметит, что я не Исав, поймет, что я хочу обмануть его, тогда он не благословит меня, а проклянет».

Ревекка сказала тогда Иакову: «Не бойся! Если отец проклянет тебя, пусть это проклятие падет на меня. Ступай же скорее и принеси, что я велела, а то, пожалуй, брат твой придет раньше тебя».

Иаков пошел и принес двух козлят, а мать приготовила из них кушанье.

Чтобы старый слепой Исаак и в самом деле не узнал Иакова, вот что придумала Ревекка. Она принесла одежду Исава и надела ее на Иакова. Потом взяла две козлиные шкуры, разрезала их и обвязала вокруг шеи и рук Иакова. Для чего она делала все это? Разумеется, для того, чтобы Иаков показался таким же косматым, как Исав, если бы отец вздумал ощупывать сына.

Наконец, когда кушанье было готово, Иаков взял в руки блюдо и вошел в палатку к слепому отцу.

Услышав, что кто-то вошел, Исаак спросил: «Кто там?» «Это я, твой сын Исав, – сказал Иаков. – Я несу тебе кушанье, которое ты любишь. Встань, поешь, а потом благослови меня».

«Неужели ты так быстро нашел дичь?» – спросил Исаак.

«Бог помог мне так быстро настрелять», – ответил Иаков.

Тогда Исаак сказал: «Подойди, сын мой, ко мне: я хочу ощупать тебя, чтобы узнать, что ты в самом деле сын мой Исав».

Страшно было Иакову, но он все-таки подошел. Отец пощупал его шею и руки. «Тело в волосах, – подумал Исаак, – точь-в-точь как у Исава». Но все-таки не веря, что это Исав, отец сказал: «По рукам и шее – Исав, а по голосу – Иаков».

Поев пищи, Исаак еще раз спросил: «В самом ли деле ты – сын мой Исав?»

«Да, я – Исав», – ответил Иаков.

Тогда Исаак сказал: «Поди сюда, сын мой, и поцелуй меня». Иаков подошел к отцу и поцеловал его. Затем Иаков встал на колени. Старый благочестивый отец положил ему на голову руки и благословил его.

Но лишь только Иаков вышел, как вошел, тоже с кушаньем, Исав и сказал: «Встань, отец, поешь и потом благослови меня».

Исаак испугался и спросил: «Кто ты такой?» Исав ответил: «Я – Исав, старший сын твой».

Исаак испугался еще больше: «Что? Ты Исав? Здесь уже был кто-то, кто назвал себя Исавом, и я благословил его. И пусть он будет благословлен».

Когда Исав услышал это, огорчился, заплакал и стал просить отца: «Благослови и меня, отец!»

Но Исаак ответил: «Теперь я понимаю: приходил твой брат Иаков и хитростью взял твое благословение».

Плакал, рыдал Исав и говорил отцу: «Что же, отец мой, разве у тебя одно только благословение? Батюшка! Благослови и меня!»

Исааку жаль было Исава, и он не стал лишать его благословения. Только старшим благословенным сыном остался Иаков.

С этого времени Исав возненавидел Иакова. Он терпеть его не мог. Однажды Исав даже сказал: «Я убью Иакова».

Ревекка узнала, что Исав хочет убить ее любимца Иакова.

Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший, Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший, Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. И благословил их: Ефрема как старшего, а Манассию как младшего. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то время, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам.

Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, Израиль каждому из них дал благословение. Наиболее важным является благословение Иуде (к которому перешло первородство от первых трех братьев из-за их грехов), т. к. оно заключает в себе пророчество о пришествии Спасителя: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » (Быт. 49.10) – т. е. из потомства Иуды будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель – Христос Спаситель. Слова же «Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? » (Быт. 49.9) указывают на Его воскресение.

После этого Иаков заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там же, где похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Лия. И умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там (Быт. 49.33; 50.13).

После смерти отца братья очень боялись, как бы Иосиф не отомстил им за то зло, которое они ему причинили. Узнав об этом, Иосиф пригласил к себе своих братьев, простил им грех и, плача, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро…» (Быт. 50.19–20).

Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет народ Израильский из Египта и возвратит в землю Ханаанскую. Он также заповедал, чтобы кости его были перенесены в родную землю (Быт. 50.24–26).

В истории патриарха Иосифа ярчайшим образом прообразуются грядущие черты служения Спасителя. Как Иосиф был ненавидим братьями, так и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками иудейскими. Эта нелюбовь к Иосифу выливается в желание его убить и, в конце концов, проявляется в деянии, фактически равном убийству, – в продаже его купцам. Сумма, за которую он продан, – двадцать сребреников – близка к той, за которую был продан Спаситель. А брат, который придумал совершить эту сделку, – Иуда. Прообразовательным является безвинное оклеветание Иосифа в Египте, заключение, тюрьма, и, наконец, оправдание и вознесение во славе до второго места во всем Египте, и через это – спасение Египта, и прощение, и спасение своих братьев – причем спасение, которое доставляется им посредством дарования хлеба. Так и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, подавая им в снедь Хлеб таинственный в Таинстве Евхаристии. И даже само имя «Цафнаф-панеах», которое дает фараон Иосифу в Египте (Быт. 41.45) – «Спаситель мира», говорит само за себя.