Билеты на оперу «Трубадур. Ближневосточный «Трубадур» Верди: об артистах и террористах Трубадур геликон кто будет петь

Билеты на оперу «Трубадур. Ближневосточный «Трубадур» Верди: об артистах и террористах Трубадур геликон кто будет петь
Билеты на оперу «Трубадур. Ближневосточный «Трубадур» Верди: об артистах и террористах Трубадур геликон кто будет петь

Премьера опера

Театр «Геликон-опера» представил в своем зале «Стравинский», оснащенном по последнему слову театральной техники, премьерную серию оперы Верди «Трубадур». Одна из самых популярных оперных партитур теперь идет в Москве в постановке режиссера Дмитрия Бертмана и дирижера Оливера Диаза, дополняя вердиевскую серию «Геликона» еще одним экстравагантным и пронзительным оперным шоу. Рассказывает Юлия Бедерова.


Выдающаяся по эмоциональной пышности, театральной красоте музыки и легендарной запутанности сюжета опера Верди «Трубадур» одновременно и популярна, и трудна в исполнении. Но «Геликон» никогда не боялся никакого Верди, регулярно запросто ставя в репертуар самые трудные вердиевские блокбастеры от «Аиды» до «Фальстафа» и «Бала-маскарада». В нескольких премьерных составах «Трубадура» занята только труппа театра без приглашенных солистов. Единственный гастролер в команде - испанский дирижер Оливер Диаз, и он, отвечая на испанские обстоятельства либретто, ведет спектакль упруго, плотно, азартно по краскам, балансу и артикуляции, с купюрами и в самых стремительных темпах, какие не дают певцам, хору и оркестру расслабиться, а драматургии - расплыться.

Режиссура Бертмана, спрямляя некоторые особенно витиеватые оперные линии, с гулом роскошной театральной машинерии трансформирует партитуру в компактную, пылкую и кроме прочего игривую драму, не лишенную трагизма, но не лишенную и сарказма. Братоубийство в основании вердиевской пружины «Трубадура» разворачивается на сцене в сюжет о современной братоубийственной войне и если не в антивоенный манифест, то в живой мемориал, столь же печальный, сколь без стеснения артистичный. Рецепт режиссерских решений Бертмана - очаровательный популизм театрального шоу в смеси с социальной меткостью и музыкальностью мизансцен - работает в «Трубадуре» по-настоящему уместно. Переинтерпретация либретто обязывала бы оперного рецензента проявлять щепетильность, больше принятую в рассказах о кино, и не раскрывать секрет финального поворота в сценическом сюжете геликоновской версии Верди. Но основная мысль спектакля, полностью раскрывающаяся только к концу, не тайна. Тот яд, что в финале пьет Леонора, жертвуя собой ради спасения другого, лишь материальное воплощение ядовитой идеи мщения, передающейся от матери к дочери, от отца к сыну, заражающей и отравляющей жизнь старых и нынешних поколений. Главной драматургической идеей спектакля становится тема катастрофической силы жертвы и мести и жизненной необходимости прощения, а главной музыкальной темой - хор Miserere, плач по погибшим и погибающим.

А то, что к премьерной серии «Трубадура» приурочена фотовыставка «Война и… миръ?», рассказывающая о судьбе Алеппо (и утверждающая: «Современные войны - бессмысленные и беспощадные - мало отличаются от событий романтической оперы Верди, и фотография дает почувствовать оголтелую жестокость войны»), только подчеркивает тему прощения и сочувствия, услышанную в бурной партитуре Верди.

Спектакль построен (специфика сценографии художников Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой такова, что он именно построен как архитектурная конструкция, как дом) с удивительно обаятельной мерой элегантности и вампуки, не только не чуждых вердиевской партитуре, но пропитывающих горючей смесью ее насквозь. Здесь визуализирована среди прочего танцевальность мелодраматического Верди, и ей упиваются с экстравагантной непринужденностью и даже удалью, особенно в хоровых эпизодах, что занятным образом перекликается с некоторыми вердиевскими постановками более высокого полета вплоть до пермской «Травиаты».

Ансамбль певцов в спектакле должен проявлять не только вокальные и драматические, но и пластические способности, что, впрочем, никогда не мешало артистам «Геликон-оперы» звучать и выглядеть выразительно. Актерски сильная Лариса Костюк в партии Азучены форсировала голос, а Дмитрий Пономарев (Манрико) скорее подчеркивал неровность ансамбля, чем скрадывал ее. Но ясный и почти всегда вокально убедительный драматургический рисунок у Елены Михайленко в партии Леоноры, Алексея Исаева в роли графа ди Луны, Станислава Швеца в роли Феррандо очень подходил к музыкально-драматической структуре спектакля. Которая, несмотря на нарочитую технологическую эффектность сценографии и света, выстраивалась гибко и пугающе понятно.

Самый запутанный сюжет мирового оперного репертуара режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Валерий Кирьянов (первое исполнение), художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, хореограф Эдвальд Смирнов распутали при помощи аллюзий с сегодняшними событиями в мире. При этом гениальная музыка Верди не только не оказала сопротивление режиссерскому решению, но в полной мере раскрыла всю свою силу, страсть и фантастическую красоту.

Публика любит оперу Верди, хотя многие театры мира отказываются от ее постановки – слишком сложны и эмоциональны партии главных героев.

Роскошные интерьеры «Геликона» стали основой решения для спектакля, рассказывающего о жестокой мести, ненависти, братоубийстве невероятно прекрасными средствами итальянской оперной музыки в ее радикальнейшем - вердиевском - варианте.

Маэстро Валерий Кирьянов исполнил партитуру Верди вдохновенно, с необходимым драйвом и эмоциональностью, с пафосной театральностью, присущей этой музыке, но при этом с огромным вкусом и любовью.

Леонора и Манрико по версии Бертмана - артисты. Что, впрочем, отличается от оригинала только применительно к Леоноре: Манрико и у Верди тоже певец, трубадур, представитель художественной интеллигенции. Театральная реальность спектакля условна и метафорична. Спектакль посвящен человеческим чувствам и характерам - ярким, вполне однозначным, не усложненным противоречиями, но при этом мотивированным и обоснованным.

Стиль режиссуры Дмитрия Бертмана — этот сплав оперной условности и психологической безусловности, который он и передает своим ученикам.

Сценическое пространство одновременно страшное и завораживающее — синтез этих полярных состояний — часть концепции спектакля. Огромные металлические решетки, образующие разноуровневые мосты, стены, задник, позволяющие артистам распределяться не только по горизонтали, но и по вертикали зеркала сцены. Решетки то раскаляются, то заполняются дымом, перемещаясь и меняя форму.

Спектакль решен как синтетическое действие, в котором пластика и хореография - полноценное выразительное средство наряду с вокалом. Эдвальд Смирнов создал подробную танцевальную партитуру, в которой соединил самые разные пластические элементы - от поз тореро и гаучо до движений риверданса. Ее выполняет феноменальный геликоновский хор под управлением Евгения Ильина.

Вертикальные мизансцены - отличительная черта спектакля. Сцена в монастыре, в которой несколько артистов образуют распятия на заднике, - отдельное произведение визуального искусства.

Противостояние двух сил друг другу: кто они, эти участники междоусобной войны? Мусульмане и христиане? Язычники и монотеисты? Красные и белые? Кто прав и на чьей мы должны быть стороне? На эти вопросы «Геликон» ответа не дает. Но и за всю историю человечества ответов найдено не было.

Примадонна Леонора в исполнении Алисы Гицбы — изысканная, тонкая, живущая в воображаемом художественном мире. Дебютант Иван Гынгазов(Манрико) — с равной бесшабашностью кидается в объятия любимой и в бой с врагом. Ди Луна Михаила Никанорова таинственен и весьма харизматичен.

Ксения Вязникова(Азучена) - манипулятор. Это она движет сюжетом и событиями. У Вязниковой образ выходит одноплановый, лишенный подтекста: Азучена зомбирована местью. Она ненавидит Манрико и фактически сама убивает его в финале. Но и она не злодейка. Как сказал после премьеры Дмитрий Бертман, в опере нет злодеев. Потому что самый ужасный оперный злодей поет такую прекрасную музыку, что все его злодейство мгновенно прощается.

Именно в этом главная мысль спектакля! Велик соблазн погрузиться в мир классического театра и музыки, где бурлят настоящие человеческие чувства, уйдя из реальности, ставшей циничным театром военных действий…

Людмила Юрьевна (начинающий театрал) после просмотра поделилась своими впечатлениями:

«Зал торжественный, уютный, завораживающий. Экскурсии по театру в антракте – интересные и познавательные. Живой оркестр и проникновенные голоса создают впечатления праздника. Смотрится на одном дыхании. Спасибо артистам за доставленное удовольствие».

Сабадаш Владимир из «Геликона»

Фото – пресс-службы театра.

  • В театре «Геликон-опера» поставили самую загадочную…

За более чем тридцатилетнюю историю театра в «Геликоне» не раз ставились разные оперы Джузеппе Верди, но особых вокальных побед как-то не припомнишь. Не многим лучше обстоит дело и в других московских оперных театрах, кроме Большого, где систематически заняты собиранием певцов со всего мира, умеющих исполнять именно вердиевскую музыку. Можно вспомнить, как провалился «Трубадур» в театре «Новая опера», – его некому было петь. Такие оперы Верди, как «Трубадур» или «Сила судьбы», должным образом исполнить силами штатной труппы невозможно – даже если в театре есть очень хорошая штатная труппа, как в театре «Геликон-опера».

Стоит все же с признательностью назвать солистов, обладателей крепких, ярких голосов, – Елену Михайленко (Леонора), Виталия Серебрякова (Манрико), Алексея Исаева (граф ди Луна), Ларису Костюк (цыганка Азучена) и Станислава Швеца (Фернандо), вышедших в первом составе. Каждый из них выдал немало достойных фрагментов, да и купюры чуть-чуть уменьшили нагрузку на их связки, но говорить о стилистически законченных вокальных работах пока рано. Хор и оркестр оказали коллегам качественную поддержку, приглашенный из Испании дирижер Оливер Диаз скрепил целое, но часто брал слишком подвижные темпы или в помощь певцам деловито быстро проходил утомительные для голосов замедления.

Видеть ушами

«Трубадур» станет пилотным проектом по внедрению в оперу тифлокомментариев для слабовидящих. На показе 4 июля слабовидящие гости театра будут слышать в наушниках комментарии, помогающие им понять действия артистов и перемену декораций, сообщил ТАСС художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.

С другой стороны, «Геликон-опера» всегда была театром прежде всего режиссерским, и забористые решения его спектаклей нередко успешно отвлекали от музыкальных несовершенств. Между тем «Трубадур» выглядит так, словно его поставил истощенный на выдумку режиссер, – трудно поверить, что это Дмитрий Бертман. Вялая фантазия повела его сразу в два пути – в Сирию и в театр-в-театре. Братоубийственная интрига в запутанном оригинальном либретто «Трубадура» трансформировалась в братоубийственную войну на Востоке, результатом стали руины Пальмиры, использованные в сценографическом решении Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Граф ди Луна и его войско одеты в арафатки, трубадур Манрико и его приспешники – в костюмы миротворцев-пехотинцев, а женский хор предстал в виде неизвестно откуда взявшихся на Востоке монашек. В мире театра-в-театре Леонора оказалась оперной примадонной, вокруг которой суетится костюмер и служители с цветами в корзинах. Впрочем, про внутритеатральный аспект замысла режиссер забыл и только однажды вспомнил.

Но этому есть объяснение. Братья-соперники, христиане, мусульмане, цыгане – все оказалось не столь важным, сколь демонстрация работы сценических механизмов зала «Стравинский». Часть сцены ставилась в наклон, другие части ездили вверх и вниз, образуя переходы, лестницы, клетки, здесь и там горели костры, валил дым, светил мрачный свет Дамира Исмагилова.

Героем спектакля стало техническое решение нового зала театра, мощь которого заслонила вокальные высоты и режиссерскую мысль.

Идея написания оперы возникла у Верди после того прочтения пьесы талантливаго испанского драматурга Антонио Гутьерреса. Написанная в стихах, с великолепными женскими образами, эта история так захватила композитора, который в то время работал над “Риголетто”, что он немедленно обратился к своему другу Каммарано с просьбой написать либретто для оперы.

Опасаясь, что сюжет в стиле греческой трагедии, может вызвать недовольство цензоров, Каммарано долго тянул с ответом. Но Верди был настойчив и в 1851 году появился первый вариант либретто, но был отвергнут из-за слишком оптимистичного финала и Каммарано вернулся к работе, но закончить не успел. Верди был потрясен смертью друга, но закончил оперу.

В 1853 году на сцене римского театра “Апполо” состоялась премьера. Вопреки беспокойствам Каммарино опера имела не была закрыта. Постановка имела огромный успех. Она и сегодня остается одним из самых популярных произведений Джузеппе Верди.

Граф ди Луна влюблен в юную Леонору, которая живет в монастыре. Он приходит к ее окнам, чтобы хоть одним глазком взглянуть на нее. Однако ночные прогулки вельможи не дают стражникам спокойно покемарить на посту и они развлекают себя сплетнями.

Когда-то у графа был младший брат, которого околдовала цыганка. Негодную схватили и справедливый суд приговорил ее к сожжению. Но у ведьмы осталась дочь, Азучена. Она поклялась отомстить за смерть матери и выкрала брата ди Луны, чтобы бросить младенца в костер, на котором сгорела ее мать. Отец графа не вынес горя и скончался. С тех пор ди Луна мрачен и суров.

В это время прекрасная Леонора мечтает вовсе не о вельможном женихе, а о простом трубадуре Манрико, который напевает ей серенады под окнами. Она слушает его песню и, в темноте, принимает графа за бедного музыканта. Двое влюбленных мужчин сталкиваются у монастырских стен. Граф выхватывает шпагу. Манрико защищается, но получает страшные раны.

Его мать, цыганка, та самая Азучена, воспитавшая графского отпрыска как родного сына и внушившая ему мысли о мести, выхаживает его.

Убежденная в смерти своего возлюбленного Леонора собирается принять постриг. Манрико спешит к монастырю, чтобы помешать ей. Те же мысли посещают и графа, который со своим отрядом тоже направляется к святой обители.

Трубадур успевает первым. Они с Леонорой уже идут к алтарю, когда приходит известие, что граф арестовал Азучену. Манрико спешит ей на помощь. Его арестовывают и, вместе с матерью бросают в темницу.

Ради того, чтобы спасти любимого, Леонора соглашается выйти замуж за графа и быть ему верной, пока смерть не разлучит их. Она решает ускорить события и принимает яд. Перед смертью она спускается в камеру, где ожидают своей участи Манрико и Азучена, чтобы освободить их. Молодой человек понимает во что обошлась его свобода и отказывается покинуть темницу, проклиная бывшую невесту. Оскорбленная она падает замертво.

Граф обнаруживает свою мертвую молодую жену на руках у трубадура и отравляет его на казнь, но этого ему кажется недостаточно. Он глумится над старухой, заставляя ее смотреть на гибель сына. Азучена, убитая горем, успевает сказать, что ди Луна отправил на казнь собственного брата и погибает.

Постановка Трубадур

Геликон-опера умеет поразить воображение зрителей не только прекрасным исполнением и великолепными оперными голосами, но и постановкой, и сценографией. Эта долгожданная премьера позволит по-новому взглянуть на классику и разглядеть тонкие оттенки в уже, казалось бы, знакомой музыке.

» давно оброс бородой. Похоже, он всем нравится! На самом деле, есть много опер, где хитросплетения интриг в разы сложнее. Но те произведения не столь популярны, вот и приходится бедной цыганке Азучене, перепутавшей с горя родного и чужого сына, отдуваться уже полтораста лет за всю романтическую вампуку.

Ещё веселее, когда поверх либретто Сальваторе Каммарано, переделавшего для оперы забытую испанскую пьесу Антонио Гутьерреса, постановщики вносят неизбежный сейчас момент актуализации. Чего только не пришлось пережить персонажам «Трубадура» в последние десятилетия: от переноса к временам Верди (к противостоянию гарибальдийцев и австрияков) до жутковатого закулисья циркачей или, совсем уж радикально, показа сеанса психоанализа в запертой квартире.

Режиссёр-постановщик новой версии «Трубадура» в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» чутко ловит злободневность. Его таинственность на пресс-конференции по поводу оформления сцены и табу на вопросы про стиль костюмов вызывали улыбку после заявления, что в фойе театра в связи с премьерой развёрнута выставка фотографий МИА «Россия сегодня» на тему «Судьба Алеппо». Да ещё подсказка, что сюжет «Трубадура», где в результате брат убивает брата, перекликается с братоубийственной войной, не затихающей на Ближнем Востоке. Что ж, традиционные одежды правоверных эффектно смотрятся на сцене, но вот как вписать во фронтовые сводки электронных информагентств любовный треугольник оперы?

Вот что мы увидели. Зрелая примадонна условного оперного театра (услужливо додумалось: кроме как в Тель-Авиве, нигде в тех краях нет регулярной оперы!) флиртует, вполне невинно, с юным партнёром, тенором. Но не противится и ухаживаниям солидного поклонника, богатого шейха, засыпающего её корзинами цветов. И не подозревает, что коллега по сцене параллельно «подрабатывает» командиром какого-то вооружённого формирования. А исламский «авторитет», он же арабский меломан, с нехарактерной кличкой Граф ди Луна, соответственно, воюет с ним. Кто здесь хороший, кто плохой, на чьей стороне правда и справедливость – непонятно. И это так, в междоусобицах границы добра и зла размыты. Оригинален лишь артист-террорист, то есть сам Трубадур, Манрико. Однако если подобный персонаж смог выйти из-под талантливого пера Дины Рубиной в её трилогии «Русская канарейка» (напомним, там главный герой совмещает карьеру звёздного контратенора и суперагента израильских спецслужб), то уж в опере чего стесняться «нелепости»?

Главное, и ради этого стоит идти в «Геликон» на «Трубадура», – на сцене всё красиво! Что в наши дни уже подарок. Театрально, эстетично, не переходя нравственные рамки «9+» – это я про возрастной ценз, со всей ответственностью. Элегантно смотрятся и белая арабская форма воинов ди Луна, и сам Граф, меняющий светлый и тёмный бедуинские костюмы. Роскошны театральные сине-алые бархатные платья Леоноры. «Двуликий» Манрико то щеголяет в расшитом камзоле, когда «выступает», то выворачивает жилет наизнанку, сливаясь серо-зелёной подкладкой со своим непонятным «цыганским отрядом» в интернациональном армейском обмундировании.

Сложные решётчатые конструкции, поднимающиеся вместе с людьми или опускающие несчастных в тюремные подземелья, иногда дополняются узнаваемой руинированной аркой, останками древней Пальмиры. Имитация старинного красного занавеса с золотыми кистями – альков Леоноры. Огромный месяц, висящий в небе рогами вверх, словно на минарете, знаменует победу правоверных. Всё это – блестящая работа художников Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. И вместо цыганской наковальни – огненные трассирующие очереди, мрак ночи и дым пожарищ, скупые лампочки застенков, меркнущие с бьющим потоками южного солнца прощальным рассветом героев, – продуманная световая партитура .

Хор «Геликона» на сей раз не только замечательно поёт, но показывает пластические чудеса, к которым трудно привыкнуть. Хореограф Эдвальд Смирнов может гордиться результатом: замершие в картинных позах на вертикальной решётке тела арабских воинов «в засаде» на прологе (там высота конструкции страшноватая!), ритмично живущие в походном лагере «как бы цыгане», подтанцовка прелестниц-корифеек в быстрой части Каватины Леоноры Di tale amor che dirsi . Особенно удивила сцена в лагере ди Луна. Squilli, echeggi la tromba guerriera – типично вердиевский, песенно-суровый мужской хор. И стройные как на подбор парни в белом складно пели и танцевали, ловко двигая бёдрами на грани приличия под восточными шароварами. Сакрально ясно возвестили из-за кулис знаменитое Miserere . А потом повторили заупокойные строки исламисты в белом, сверх плана, на последней минуте действия, в момент казни. У Верди такого не написано, но получилось.

Специально для постановки был приглашён молодой испанский дирижёр Оливер Диаз. Оркестровое звучание как таковое получилось очень достойным. Чисто и вместе (что уже немало!), без киксов у солирующих духовых. И ладно, пропустим некоторые расхождения в ансамблях. Пресс-показ, генеральная репетиция – ещё не обкатанный устоявшийся спектакль. Но чем объяснить неоправданно медленные темпы в некоторых номерах? Например, божественная кантилена Графа Il balen del suo sorriso чуть не превратилась в стоячее болото. И только мастерство Михаила Никанорова помогло ему выдержать долгую фразу. Вообще, из квартета протагонистов именно баритон показался наиболее органичным. У Никанорова рядовой по тембру, но хорошо выделанный голос, он музыкален, понимает, о чём поёт. Внешние и актёрские данные – то что надо: рост, стать, правильные черты лица, умение двигаться. Настоящий благородный злодей!

Леонора в исполнении Алисы Гицбы привлекает особым, горьковато-полынным тембром, умением филировать на пиано верхние ноты, передавать голосом краски страдания. Она царственно красива в подчёркнуто пышных туалетах примадонны и пугающе достоверна в финале, в чёрной абайе – да-да, Леонора, по всей видимости, заканчивает шахидкой! Но хотелось бы, чтобы замеченное было не про «уже», учитывая взрослость певицы и её долгую насыщенную карьеру, а про «ещё» – то есть пока не впетая партия и тесситурные виртуозные номера, такие как стретта Tu vedrai che amore in terra и следующий за ней дуэт с Графом, крупному драматическому сопрано Алисы даются с трудом.

Самый желанный для певиц и не имеющий аналогов в оперной классике образ – Азучена. Здесь – лишённая начисто национальности, коротко стриженая седая мать-солдатка. Конечно же, безумная фанатичка, своей рукой воспитавшая «орудие возмездия» – Манрико, и сама же в него стреляющая – то ли чтобы уберечь от мучительной смерти, то ли… просто нервы не выдержали. По образу у Ксении Вязниковой вполне логично получается. Хотя не захватывает, потому что спето не роковым густым меццо, а центральным сопрано. Звучным, но скрежещущим, неприятным и заметно занижающим интонационно, особенно в финале.

Сложнее всего оценивать заглавного героя. Если учесть, что мы услышали дебют Ивана Гынгазова (не только в партии Манрико, но и вообще на московской сцене) – это зачёт. Молодой, неопытный, учивший партию просто для страховки (подготовлено целых четыре состава солистов!) – и вдруг пришлось выручать театр и заболевшего коллегу. Высокий, худой, русоволосый, похожий на сказочного Иванушку, юноша подошёл фактурно к режиссёрской концепции – Манрико не романтический рыцарь, а пешка в чужой игре, сирота, которым манипулируют по очереди остальные персонажи. Все ноты Гынгазов спел, и пресловутое Di quella pira , стретту, не побоялся в до мажоре прокричать. (Даже многие мастера спокойно поют в си мажоре, на полтона ниже, и есть вариант в си-бемоль мажоре, тоже используется.) Дальше выбегают не его соратники «серо-зелёные», а «белые» арабы и под ликующее All’armi , подняв на руки, уносят Трубадура (он здесь снова в камзоле на фоне занавеса) – в тюрьму, как впоследствии оказывается. А он так сияет, так счастлив! Непонятно, кто в тот момент радовался – глуповатый ближневосточный тенор, не узнавший врагов, или солист «Геликона» Иван Гынгазов, что не дал петуха (близок к тому был, в первом дуэте с Азученой), взял верхнее до, и осталось петь уже не много и не страшно. Голос у новичка громкий, простецкий, прямой, но не раздражающий. Жаль, если продолжит петь в такой крикливой манере, особенно силовые партии, вроде Манрико, – рискует стать хроником у фониатров. Какая-то осмысленность, нюансы в пении, сценическая свобода у Гынгазова пока только в перспективе.

Ещё в спектакле есть бас, Феррандо. Матёрый вояка, повествующий в прологе о старой цыганке, сожжённой как ведьма, и о пропавшем младшем брате нынешнего графа. Рассказ Феррандо Di due figli vivea padre beato бас Дмитрий Скориков исполнил актёрски выразительно, хотя и не точно технически на мелких фиоритурах.

Компримарио удались. Инес – Марина Калинина, Руис – Николай Меликов, Старый цыган – Алексей Егоров.

В премьерной серии «Трубадура» впервые в рамках нового проекта, организованного совместно с фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», в «Геликоне» стартует программа поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» – тифлокомментирование: в наушниках слабовидящие зрители будут слышать комментарии, помогающие им понять то, что происходит на сцене, – от действий артистов до перемен декораций. Начинание заслуживает уважения, хотя вызывает вопросы. Подготовленная на репетициях «Трубадура» милая девушка-комментатор до этого работала в драматических театрах. Но в пьесах полно пауз, удобных для дополнительной информации «на ушко», а в опере всё время заполнено музыкой. Возможно, пришедший в «Геликон» по социальному билету незрячий новичок оценит заботу. Но среди обделённых «даром света» полно меломанов. Выслушивать: «уходит за кулисы», «клетка опускается», «достаёт пистолет» и пропустить что-то в пении или оркестре они вряд ли согласятся. Да и в принципе – незрячим лучше слушать великие записи «Трубадура», от них скорее забегают мурашки по коже на трагической исповеди Азучены и польются слёзы сострадания несчастной любви Леоноры и Манрико.

Новый «Трубадур» от Дмитрия Бертмана – отнюдь не для строгих ревнителей бельканто, а для открытых мейнстриму зрителей, ценящих театральность в её гротесково вахтанговском ключе, признающих абсурд и авантюрность постановки.

Фото предоставлены пресс-службой

“ММТ “Геликон-опера”