Балет спящая красавица о спящей красавице.

Балет спящая красавица о спящей красавице.
26 марта 2015

Слово «балет» с итальянского языка переводится как танец. Костюмы, красивые декорации, оркестр - все предназначено для того, чтоб зрителю было интересно. Но как понять, что пытаются выразить в движениях танцоры балета? В каждом театральном действии есть краткое содержание, сценарий. Он называется либретто.

Композитор П. И. Чайковский еще в XIX веке написалбалет «Спящая красавица». Краткое содержание, либретто его несут в себе аллегорию. Это сказочная история о злых чарах феи, заснувшей принцессе и волшебном поцелуе любви.

История создания

Творчество композитора Петра Ильича Чайковского высоко ценили его современники. Симфонии, балеты, музыкальные миниатюры собирали огромные залы зрителей, срывали бурю аплодисментов.

Любовь к его творчеству побудила директора императорских театров сделать интересное предложение. Несколько сказок Шарля Перро объединить в одну сюжетную линию и написать для Большого театра новый балет.

Чайковскому пришлась по вкусу эта идея. Он с большим удовольствием прочитал сказочное либретто будущего балета. Эта фантастическая история настолько вдохновила композитора, что музыка сама лилась из-под его пера.

Балет «Спящая красавица», краткое содержаниеи музыка - удивительное сочетание сказочного действа, живописных декораций, классической хореографии.

Балет в наше время

Премьера балета состоялась в январе 1890 года в Мариинском театре (г. Санкт-Петербург). Более века прошло с того времени, но «Спящая красавица» до сих пор популярна. Этот балет можно увидеть в Большом театре Москвы. Ставится он и в региональных театрах.

В Санкт-Петербурге, на сцене Эрмитажного театра, «Спящая красавица» впервые предстала в 2009 году. Следует знать, что в зале для зрителей отсутствует нумерация мест. Давняя традиция предполагает свободное рассаживание. Поэтому балет «Спящая красавица» в Эрмитажном театре можно смотреть с любого понравившегося места зала.

Самое интересное, что хореография сохранилась практически неизменной. Ее ставил к премьере легендарный Мариус Петипа. С тех пор балетмейстеры разных стран, городов, регионов добавляли в нее что-то свое. Слегка меняли рисунок танца, вносили поправки в некоторые движения. Но общий стиль хореографии Петипа прослеживается в каждой новой постановке балета. Этот образец танцевального искусства стал классикой.

Чайковский, балет «Спящая красавица» для малышей

Театральное действие всегда служит предметом многочисленных обсуждений, способствует новым творческим идеям. Сказочный балет - хорошая основа для детского вдохновения. На уроках рисования школьники создают картины по мотивам сюжета. Создаются доступные постановки для театральных кружков.

В общеобразовательных школах несколько уроков отведены под балет «Спящая красавица». Краткое содержание, музыка, просмотр видеоматериалов спектакля способствуют приобщению учащихся к элитарному искусству.

Существует учебный материал для музыкальных школ. Туда входят слайды, адаптированные для определенного инструмента ноты. На компакт-дисках записаны главные темы балета.

Во многих детских садах для малышей показывают музыкальную сказку, основанную на музыке и сюжете «Спящей красавицы». После прослушивания дошкольники сами пробуют станцевать понравившиеся темы. С лентами, колокольчиками малыши пытаются выразить себя в искусстве.

«Спящая красавица». Краткое содержание

Либретто балета написано директором императорских театров - Иваном Всеволожским. Это оригинальный сплав нескольких сказок Шарля Перро. Вечный конфликт добра и зла представлен в образе двух волшебниц - Феи Сирени и Феи Карабос. Пробуждение красоты ото сна символизирует силу и торжество любви.

Фантастические сцены, волшебные превращения - все это зрелищно и поэтично. Поэтому «Спящая красавица», балет П. И. Чайковского,стал успешной работой композитора, хореографа, сценариста. И уже в течение века не сходит со сцены, став лучезарным шедевром мирового искусства.

Пролог

Находясь в путешествии (Франция, Турция, Грузия), писалЧайковский балет «Спящая красавица». Содержание, действиеспектакля рассказывают о том, что происходит в сказочной стране.

Во дворце праздник - рождение принцессы Авроры. Король Флорестан и королева пригласили гостей. Фея Сирени и еще 5 волшебниц благословляют новорожденную. Одаривают ее пятью необходимыми качествами. Феи Кандид, Флер-де-Фарин, Крошка, Канарейка, Виолант успевают сделать свои подношения.

Но только к принцессе подошла ее крестная, Фея Сирени, как врывается в торжественный зал злая ведьма по имени Карабос. Она обвиняет короля и королеву в том, что ее не пригласили на праздник. Она желает жестоко отмстить. Добрые волшебницы уговаривают ее, просят не губить судьбу юной принцессы. Но зло Феи Карабос неумолимо. Она призывает злые силы и заклинает, что Аврора уколет руку веретеном и умрет.

В этот момент Фея Сирени, которая не успела сделать свое предсказание, провозглашает, что принцесса не умрет. Она только уснет на много-много лет. Злу никогда не победить добро, и Фея Карабос в бессилии отступает.

Первое действие

Сможет ли принцесса предотвратить страшное проклятие? Свое повествование продолжаетбалет «Спящая красавица». Краткое содержаниепервого действия сообзает, что прошло 20 лет. Все ближе день совершеннолетия принцессы, когда должно исполниться злое пророчество.

Во дворце идет подготовка к празднику. Крестьяне плетут гирлянды из цветов. Четыре жениха - претенденты на руку Авроры - волнуются. В день своего совершеннолетия она назовет того, кто станет счастливым избранником-супругом.

Аврора спешит начать праздник. Она радуется танцам и готова одарить своей улыбкой каждого из женихов. Но сердце ее молчит, принцесса не любит ни одного из претендентов.

Тайком, переодевшись, прокрадывается во дворец Фея Карабос. Она тоже приготовила подарок. Принцесса, не ведая о плохом, раскрывает очередной презент. Среди цветов спрятано веретено. Аврора, не заметив его, нечаянно уколола палец. В испуге она бросается к родителям, но тут же падает замертво.

Карабос торжествует, настал ее час, и пророчество сбылось - принцесса мертва. Фея Сирени пытается успокоить гостей. Она приготовила свое волшебство - погружает в сонное царство весь двор короля Флорестана. Только появление героя и его любовь разбудят принцессу, ее родителей, весь дворец.

Второе действие

«Спящая красавица» - балет фантазийный, сказочный. Поэтому к началу второго действия прошел целый век. Крестник Феи Сирени, принц Дезире, охотится в лесу. Ему захотелось побыть одному, определиться. Он уже взрослый, и пришла пора выбрать себе супругу. Но принц не может выбрать. Его сердце молчит.

Неожиданно в лесу появляется Фея Сирени. Она хочет узнать, кого же выберет принц Дезире в жены. Крестник честно отвечает, что ни одна из невест не мила ему. Тогда Фея предлагает принцу познакомить его с еще одной претенденткой. Она вызывает дух Авроры. Принц впечатлен красотой и грацией девушки. Но Фея не позволяет ему даже прикоснуться к Авроре. Принц должен отправиться за нею в волшебное царство.

Спящий замок, все вокруг в тумане, покрыто пылью и паутиной. Принц Дезире осторожно оглядывается. Вдруг появляется Фея Карабос. Ей не нравится этот принц и его желание разбудить Аврору. Происходит сражение, Карабос повержена. Рассеивается туман, Дезире видит лежащую принцессу. Один поцелуй любви - и злые чары разбиты. Аврора просыпается, а вместе с ней просыпаются король с королевой, весь двор.

Герой просит долгожданную награду - руку принцессы. Король Флорестан благословляет молодых. Начинается подготовка к свадьбе.

Апофеоз

Злые чары рассеяны, мир и добро торжествуют. На свадьбу Дезире и Авроры приходит множество сказочных персонажей. Кот в сапогах и герцог Синяя Борода с женой. Красная Шапочка и Серый Волк. Белая кошечка и Голубая птица. Золушка и принц Фортюне. Пришли на свадьбу Феи Серебра, Сапфиров, Бриллиантов, Золота. Счастье и радость царят ныне во дворце.

Пролог
Во дворце короля Флорестана XIV празднуют рождение дочери — принцессы Авроры. Церемониймейстер Каталабют проверяет списки приглашённых. Среди придворных и приехавших с поздравлениями гостей появляются Фея Сирени и феи Добра. Они подносят новорожденной дары, наделяя Аврору самыми прекрасными человеческими качествами. Раздаётся шум - и в зал въезжает со своей отвратительной свитой злая и могущественная Фея Карабос. Её забыли позвать на церемонию. В ярости Карабос предсказывает юной Авроре смерть от укола вязальной спицей. Но Фея Сирени останавливает страшное заклятие. Она предсказывает, что силы добра разрушат злые чары. Повелительным жестом она заставляет Карабос покинуть дворец.

Действие I
Авроре исполнилось шестнадцать лет. Четыре иноземных принца сватаются к ней. В разгар веселья около неё оказывается старушка с веретеном. Аврора доверчиво берёт его и продолжает танцевать. Вдруг танец её прерывается, она в ужасе смотрит на свою руку, которую нечаянно уколола веретеном. Смертельный холод сковывает Аврору, и она падает. Незнакомая старушка сбрасывает плащ - это Фея Карабос! Сбылось её заклятье. Зловеще кружась, она с хохотом исчезает. Но появляется Фея Сирени - в её силах ослабить зло. Аврора не умерла - она заснула. Её вернёт к жизни горячий поцелуй прекрасного принца. Фея Сирени погружает всё королевство в сон.

Действие II
Картина 1
Принц Дезире в окружении вельмож предаётся развлечениям в королевском парке. Им овладевает меланхолия. И будто откликаясь на зов неведомой мечты, перед ним является Фея Сирени. Она вызывает видение Авроры, окружённой божественными существами - нереидами. Очарованный принц устремляется за прекрасным образом, но по мановению феи видения исчезают. Дезире страстно умоляет разыскать красавицу. И Фея Сирени приглашает принца на волшебной ладье плыть к заколдованному замку.

Картина 2
В уснувшем королевстве мрак и запустение. Его охраняет злая Фея Карабос. Стремительно приближаются Фея Сирени с принцем Дезире. Злодейка и её свита пытаются скрыть от них Аврору, но тщетно - принц увидел спящую красавицу. Покорённый и очарованный, он нежно целует её - и злые чары разрушены! Карабос со свитой исчезает. Аврора пробуждается, и вместе с ней оживает королевство. Принцесса видит своего избавителя, и в её сердце рождается любовь. Дезире просит у Короля и Королевы руки их дочери.

Эпилог
На свадьбу Авроры и Дезире пришли герои волшебных сказок: принцесса Флорина и Голубая птица, Белая кошечка и Кот в сапогах, Красная шапочка и Волк, Золушка и Принц Фортюне. В согласном и торжественном дуэте предстают принц и принцесса. Фея Сирени и её свита благословляют жениха и невесту.

Распечатать

, Константин Сергеев , Юрий Григорович

История создания

До Чайковского к тому же сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд , сочинив балет с таким же названием (буквально: Красавица в спящем лесу - La Belle au bois dormant ) по либретто Эжена Скриба . Этот балет впервые прошёл на сцене Парижской Оперы 27 апреля 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони , Лиз Нобле и др.

Новая версия Чайковского и Петипа была признана выдающейся и балет занял место среди мировых шедевров балетного искусства .

Главные действующие лица балета: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флёр-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виолант (Страсть) и Карабос; принц Дезире.

Перечень номеров (в соответствии с клавиром П. И. Чайковского)

Дальнейшая судьба музыки

Уже в процессе работы над первой постановкой партитура П. И. Чайковского претерпела некоторые изменения. В авторской редакции исполнялась музыка пролога и первого действия балета. Во втором и третьем акте были сделаны отдельные пропуски и перестановки. В сюите танцев охотников, охотниц и крестьян купировался менуэт (примерно в начале XX века ситуация изменилась до наоборот - вместо существовавших ранее танцев исполнялся менуэт и завершающая сцену фарандола). Вариация Авроры в «Нереидах» шла на музыку вариации феи Золота из третьего акта (впоследствии ряд балетмейстеров возвращали оригинальную вариацию). Пропускался скрипичный антракт, предшествующий второй картине этого действия (в ряде постановок он восстановлен, в редакции Р. Нуреева использован для монолога принца Дезире перед появлением видения Авроры, известны также случаи, когда на эту музыку ставили адажио «Нереид»). В третьем действии сокращениям подвергся Pas de quatre фей драгоценных камней. Отсутствовала вариация феи Золота (звучавшая ранее в танце Авроры), была также купирована вариация феи Сапфиров. В окончательном виде Pas de quatre приобрел форму танца солистки (Бриллиант) в сопровождении трех танцовщиц. В антре танец тройки сменялся выходом солирующей феи. Затем шла вариация трех фей на музыку Серебра, сольная вариация Бриллианта и общая кода. Этот номер не исполнялся в авторской музыкальной редакции ни в одной из многочисленных постановок. Ближе всех к ней подошёл Р. Нуреев, вернувший вариацию Сапфира (исполняется танцовщиком, включенным также в Антре фей). Вариация Золота в редакции К. М. Сергеева включена в партию феи Сирени (с хореографией, поставленной Петипа для Авроры) и исполняется перед ансамблем Драгоценностей, хотя большинство балетмейстеров не делает такой перестановки даже если в «Нереидах» используется специально написанная Чайковским музыка соло. В Pas de deux главных героев на музыку Антре исполнялся танец фей Золота и Серебра (по некоторым свидетельствам, с участием неких «пажей» - однозначной информации о том, были ли это воспитанники или взрослые танцовщики нет).

На императорской сцене спектакль претерпевал постепенные изменения, установить точную последовательность которых можно из афиш. Почти сразу после премьеры из третьего акта выпала медленная Сарабанда, предшествующая финальной мазурке. К началу XX века были произведены указанные выше перемены в сцене охоты, пролог недосчитывался вариации феи Сирени. К 20-м годам XX века купированию подвергся большой объём оригинальной хореографии: в Прологе сокращался выход Карабос, в первом акте - сцена вязальщиц и некоторые фрагменты финала, во втором - танцы на охоте.

В 1922-23 годах Ф. Лопухов поставил перед собой задачу объективно воспроизвести постановку М. И. Петипа, насколько можно более полно восстановив её хореографическую и музыкальную драматургию. Однако в процессе работы он допустил ряд изменений, тем самым положив начало широкой практике пересмотра музыкальной стороны спектакля.

Сегодня почти каждый балетмейстер, осуществляющий новую редакцию «Спящей красавицы», создает и новый вариант её партитуры.

Постановки

В России

Мариинский театр

Премьера
  • 3 января - балетмейстер М. И. Петипа , художники Г. Левот , И. П. Андреев, К. M. Иванов, M. А. Шишков , M. И. Бочаров (декорации), И. А. Всеволожский (костюмы), дирижёр Р. Дриго ; Аврора - К. Брианца , Дезире - П. А. Гердт , фея Сирени - M. M. Петипа , Кот в сапогах - А. Ф. Бекефи
Возобновления
  • 16 февраля - балетмейстер H. Г. Сергеев , художник К. А. Коровин , дирижёр Р. Дриго .
  • 8 октября - балетмейстер Ф. В. Лопухов , художники К. А. Коровин , П. Я. Овчинников, В. С. Яковлев, С. И. Петров, Н. А. Клодт , дирижёр В. А. Дранишников ; Аврора - Е. П. Гердт , Дезире - М. А. Дудко , фея Сирени - M. Ю. Пильц, фея Карабос - А. И. Чекрыгин .
  • 25 марта - балетмейстер К. M. Сергеев , худ. С. Б. Вирсаладзе , дирижёр Б. Э. Хайкин ; Аврора - Н. M. Дудинская , Дезире - К. М. Сергеев , фея Сирени - А. Я. Шелест , фея Карабос - Б. В. Шавров ; спектакль экранизирован (1964).
  • - балетмейстеры К. M. Сергеев и Н. М. Дудинская , художник С. Б. Вирсаладзе , дирижёр Дж. Э. Далгат .
  • - балетмейстер С. Г. Вихарев , попытка реконструкции спектакля 1890 года.

Большой театр

  • 17 января - перенос постановки М. Петипа в Мариинском театре, балетмейстер А. А. Горский , художники А. Ф. Гельцер , К. Ф. Вальц , дирижёр А. Ф. Арендс ; Аврора - Л. А. Рославлева , принц Дезире - И. Н. Хлюстин , фея Сирени - M. И. Грачевская, фея Карабос - В. Ф. Гельцер .
  • 24 мая - балетмейстер В. Д. Тихомиров (по постановке Петипа), художник А. Ф. Гельцер , дирижёр Ю. Ф. Файер ; Аврора - Е. В. Гельцер , Дезире - В. Д. Тихомиров , фея Сирени - M. В. Васильева, фея Карабос - В. А. Рябцев .
  • 20 марта - балетмейстеры А. M. Мессерер , А. И. Чекрыгин , режиссёр Б. А. Мордвинов , художник И. M. Рабинович , дирижёр Ю. Ф. Файер ; Аврора - M. Т. Семёнова , Дезире - В. Д. Голубин, фея Сирени - Г. П. Петрова , фея Карабос - Г. А. Лерхе.
  • 9 апреля - балетмейстер M. M. Габович , А. M. Мессерер , художники M. Оболенский (декорации), Л. Н. Силич (костюмы), дирижёр Ю. Ф. Файер ; Аврора - О. В. Лепешинская , Дезире - В. А. Преображенский , фея Сирени - Л. К. Черкасова, фея Карабос - Е. С. Ванке.
  • 7 декабря - балетмейстер Ю. Н. Григорович (новая композиция и редакция по постановке Петипа), художник С. Б. Вирсаладзе , дирижёр Б. Э. Хайкин ; Аврора - M. M. Плисецкая , Дезире - Н. Б. Фадеечев , фея Сирени - Р. К. Карельская , фея Карабос - Е. А. Холина, Принцесса Флорина - Е. С. Максимова , Голубая птица - В. В. Васильев .
  • 31 мая - балетмейстер Ю. Н. Григорович (новая редакция), художник-постановщик С. Б. Вирсаладзе , дирижёр А. А. Копылов ; Аврора - Е. С. Максимова , Дезире - В. В. Васильев ; фея Сирени - М. К. Леонова , фея Карабос - В. А. Левашёв .
  • 18 ноября года - балетмейстер Ю. Н. Григорович (новая редакция в двух действиях), художник-постановщик Эцио Фриджерио, художник по костюмам Франка Скуарчапино, дирижёр-постановщик Василий Синайский Действующие лица:
  • Принцесса Аврора - Светлана Захарова , (затем Нина Капцова , Мария Александрова , Екатерина Крысанова , Анна Никулина, Евгения Образцова)
  • Принц Дезире - Дэвид Холберг , (затем Александр Волчков, Николай Цискаридзе , Семён Чудин, Артём Овчаренко , Руслан Скворцов, Дмитрий Гуданов)
  • Фея Карабос - Алексей Лопаревич, (затем Игорь Цвирко)
  • Фея Сирени - Мария Аллаш , (затем Екатерина Шипулина , Ольга Смирнова)
  • Белая кошечка - Юлия Лунькина, (затем Виктория Литвинова, Мария Прорвич)
  • Кот в сапогах - Игорь Цвирко, (затем Александр Смольянинов, Алексей Матрахов)
  • Принцесса Флорина - Нина Капцова , (затем Дарья Хохлова, Анастасия Сташкевич, Чинара Ализаде, Кристина Кретова)
  • Голубая птица - Артём Овчаренко , (затем Владислав Лантратов , Вячеслав Лопатин)
  • Красная шапочка - Анастасия Сташкевич, (затем Ксения Пчёлкина, Мария Мишина)
  • Серый волк - Алексей Корягин, (затем Антон Савичев, Александр Воробьев)
  • Золушка - Дарья Хохлова, (затем Ксения Керн, Анна Тихомирова)
  • Принц Фортюне - Карим Абдуллин, (затем Клим Ефимов, Артём Беляков)

Михайловский театр

  • 11 ноября года - балетмейстер Н. Н. Боярчиков (использована хореография Мариуса Петипа в редакции Фёдора Лопухова , Константина Сергеева , Петра Гусева), художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по костюмам Ирина Пресс, музыкальный руководитель и дирижёр Андрей Аниханов. Действующие лица:
  • Принцесса Аврора - Регина Кузьмичёва, (затем Ольга Шестакова)
  • Принц Дезире - Юрий Петухов, (затем Сергей Басалаев)
  • Фея Сирени - Галина Ларичева
  • Фея Карабос - Геннадий Судаков
  • Принцесса Аврора - Ирина Перрен , (затем Светлана Захарова , Наталья Осипова)
  • Принц Дезире - Леонид Сарафанов , (затем Иван Васильев)
  • Фея Сирени - Екатерина Борченко
  • Фея Карабос - Ришат Юлбарисов
  • Принцесса Флорина - Сабина Яппарова
  • Голубая птица - Николай Корыпаев

В других театрах

  • Саратовский театр оперы и балета - 1941, балетмейстер К. И. Сальникова; 1962, балетмейстер В. Т. Адашевский.
  • Екатеринбургский театр оперы и балета - 1952, балетмейстер M. Л. Сатуновский; 1966, балетмейстер С. М. Тулубьева; 1989, редакция К. М. Сергеева, балетмейстер Т. Соболева.
  • Новосибирский театр оперы и балета - 1952, балетмейстеры В. И. Вайнонен ; 1967, балетмейстеры К. М. Сергеев и Н. М. Дудинская ; 1987, балетмейстер Г. Т. Комлева .
  • Нижегородский театр оперы и балета - 1953, балетмейстер Г. И. Язвинский; 1973, балетмейстер Ю. Я. Дружинин.
  • Пермский театр оперы и балета - 1953, балетмейстер Ю. П. Ковалёв; 1968, балетмейстер Н. С. Маркарьянц.
  • Самарский театр оперы и балета - 1955, балетмейстер Н. В. Данилова; 1970, балетмейстер Э. X. Танн, 1977, возобновление И. А. Чернышёв ; 2011, балетмейстер Г. Т. Комлева .
  • Воронежский театр оперы и балета - 1983, балетмейстер К. М. Тер-Степанова.

За рубежом

Русский балет Дягилева

В начале 1920-х годов, испытывая серьёзные финансовые затруднения, Дягилев искал способы коммерциализации искусства. Оглядываясь на многолетний сценический успех музыкальной комедии «Чу Чин Чоу », он решил «придумать балет, который шёл бы постоянно»: «Вот было бы счастье!». Поначалу Григорьев заявил ему, что это не только неосуществимо, но и смертельно ему наскучит. Тем не менее, Дягилев решил осуществить пышную многоактную постановку, которая должна была делать ежедневные сборы в Лондоне в течение всего зимнего сезона. В качестве такого «коммерческого» спектакля он выбрал «Спящую красавицу» в хореографии «ретрограда» Петипа , к которому во времена «Мира искусства » он выказывал лишь презрение. Теперь же балет, подготовленный командой русских эмигрантов, должен был стать «грандиозной хвалебной одой искусству дореволюционной царской России». Дягилев заключил контракт с Николаем Сергеевым , в году возобновлявшем спектакль в Мариинском театре и имевшим нотацию спектакля и ангажировал на главную партию жившую в Риге Ольгу Спесивцеву . Постановку должна была осуществить Бронислава Нижинская , бежавшая из Киева и теперь жившая в Париже. Она согласилась взяться за работу, однако возрождение «Спящей красавицы» представлялось ей «абсурдом, провалом в прошлое… это казалось опровержением фундаментальной „религии“ труппы… отказом от поиска новых форм». «Я начала мою первую работу переполненная протестом с самой собой» - писала она.

Вероятно, Дягилев изменил название со «Спящей красавицы» на «Принцессу» (The Sleeping Princess ) с оглядкой на моду на высшую аристократию после революции. В то же время известно, что на вопрос, почему он так сделал, он якобы ответил, что «не располагает красавицами».

Дягилев решил поручить оформление Андре Дерену , но тот не заинтересовался проектом; вторая кандидатура, Александр Бенуа , решил остаться в Петербурге, посвятив себя Эрмитажу . Тогда Дягилев обратился к Баксту . Художник, которому предстояло за два месяца выполнить более 200 эскизов для более чем 100 костюмов и декораций трёх актов, чтобы финансово обезопасить себя, поставил условием отдать ему также следующую авангардную, как он считал, постановку - «Мавру » Игоря Стравинского, что позднее привело Дягилева к судебному процессу и ещё большим убыткам.

Дягилев внёс серьёзные купюры в партитуру и включил в неё вариацию феи Драже из балета «Щелкунчик ». В то же время Стравинский оркестровал ранее не исполнявшийся антракт. К оригинальной хореографии Мариуса Петипа Нижинская добавила несколько собственных фрагментов, включая гопак «Три Ивана», ставший одним из самых популярных номеров, танцы маркиз, Синей Бороды , Шехеразады , вариацию принца Шармана. Кроме проведения репетиций, она сама также исполняла роли Феи канареек, Феи сирени и Пьеретты.

Новая хореографическая редакция и постановка: Народный артист СССР, Лауреат государственных премий ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ
Дирижер-постановщик: АЙДАР АБЖАХАНОВ
Художник-постановщик: ЭЦИО ФРИДЖЕРИО (ИТАЛИЯ)
Художник по костюмам: ФРАНКА СКУАРЧАПИНО (ИТАЛИЯ)
Художник по свету: ВИНИЧО КЕЛИ (ИТАЛИЯ)
Ассистенты хореографа-постановщика: ОКСАНА ЦВЕТНИЦКАЯ (Большой театр России, г. Москва); Заслуженный деятель РК ГАЛИЯ БУРИБАЕВА
Руководитель постановки: ГВИДО РИЧЧИ (ИТАЛИЯ)
Художественный руководитель балета ГТОБ «Астана Опера»: Заслуженный деятель РК ТУРСЫНБЕК НУРКАЛИЕВ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

Пролог
Во дворце короля Флорестана XIV празднуют рождение его дочери - принцессы Авроры.
Каталабют - старший церемониймейстер проверяет списки приглашенных. Звук труб. Выход короля Флорестана и королевы. Няни и кормилицы вносят колыбель, в которой почивает новорожденная принцесса Аврора. Церемониймейстеры объявляют о прибытии волшебниц - добрых фей. Появляются Фея Сирени - крестная мать Авроры и феи Добра, они преподносят новорожденной дары, наделяя принцессу самыми прекрасными качествами...

Вдруг раздается шум: это прибыла злая Фея Карабос в сопровождении безобразных пажей, которую Каталабют забыл пригласить на пир. В ярости Карабос предсказывает, что Аврора заснет вечным сном от первого же укола вязальной спицей...
Но Фея Сирени, еще не успевшая одарить свою крестницу, останавливает страшное заклятие. Она предсказывает, что силы добра разрушат злые чары. Повелительным жестом она заставляет Карабос покинуть дворец.

Действие первое
Авроре исполнилось шестнадцать. Король счастлив, что предсказание злой феи не исполнилось.
Четыре иноземных принца претендуют на руку принцессы Авроры. Она выбегает в сопровождении своих фрейлин с букетами и венками. Четыре принца ослеплены ее красотой.
Аврора беззаботно танцует, кружась по залу. В разгар веселья она замечает старуху, стоящую в толпе с веретеном. Принцесса доверчиво берет его и продолжает танцевать. Вдруг танец ее прерывается. Она с ужасом смотрит на свою руку, которую нечаянно уколола веретеном. Смертельный холод сковывает Аврору, она мечется в испуге и падает.
Незнакомая старуха сбрасывает свой плащ и все узнают злую фею Карабос! Сбылось ее страшное заклятье! Смеющаяся над отчаянием Королевской четы Фея Карабос исчезает в облаке дыма и огня.
Но, озаренная волшебным светом, появляется добрая Фея Сирени - она в состоянии ослабить зло, причиненное Карабос. Она утешает родителей принцессы - их дочь не умерла, она заснула намного лет. Ее вернет к жизни страстный поцелуй прекрасного принца. Но чтобы ничего не изменилось для ее счастья, Фея Сирени погружает в сон все королевство.

Действие второе
Картина первая
Деревья и большие кусты сирени превращают королевский сад в непроходимый лес. Прошли годы. Звуки охотничьих рогов раздаются в лесу, где охотится принц Дезире. Охваченный меланхолией, принц предлагает охотиться без него. И будто в ответ на его грусть перед ним является Фея Сирени. Она являет взору принца видение спящей Авроры, окруженной божественными существами - нереидами.
Очарованный принц устремляется за прекрасным образом, но по мановению феи видения исчезают. Дезире страстно умоляет разыскать красавицу. И Фея Сирени приглашает принца к своей волшебной ладье, на которой они отправляются в путь к заколдованному замку.

Картина вторая

Пейзаж становится все более диким: плющ и ползучие растения покрывают дворец и спящих людей. Везде царит мрак и запустение. Уснувшее королевство охраняет злая Фея Карабос. Злодейка Карабос и ее свита пытаются скрыть от Феи Сирени и принца Дезире Аврору. Но тщетно - принц увидел спящую красавицу. Покоренный и очарованный, он нежно целует ее - и злые чары разрушены. Колдовство злой Феи Карабос исчезает. Принцесса Аврора просыпается, и вместе с ней оживает королевство.
В сердце принцессы вспыхнула любовь к своему избавителю. Принц Дезире просит Короля отдать ему в жены Аврору. Король соединяет руки молодых влюбленных.

Эпилог
Свадьба Дезире и Авроры. Придворные собираются на праздник. Каталабют распределяет места для гостей. На свадьбе веселятся герои волшебных сказок: принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Красная шапочка и Волк, Золушка и принц Фортюнэ. В торжественном дуэте появляются принц и принцесса. Фея Сирени и ее свита благославляют жениха и невесту.


Фантастический балет в трех действиях
Автор либретто (по одноименной сказке Ш. Перро) и балетмейстер М. Петипа. Первое представление: Петербург, Мариинский театр, 3 января 1890 г.
Действующие лица
Флорестан XIV. Королева. Принцесса Аврора, их дочь. Принц Флер де Пуа, принц Шери, принц Шарман, принц Фортюне - претенденты на руку Авроры. Каталабют, старший дворецкий короля Флорестана. Принц Дезире. Галифрон, его наставник. Добрые феи: фея Сирени, фея Кандид, фея Флер де Фарин, фея
Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Фея Карабосс. Дамы, сеньоры, пажи, охотники, охотницы, телохранители, лакеи. Духи из свиты фей и другие.
Пролог
Картина первая
. Крестины принцессы Авроры.
Парадный зал в замке короля Флорестана XIV. Справа - возвышение для короля, королевы и фей - крестных принцессы Авроры. В глубине - дверь
из прихожей.
Дамы и сеньоры стоят группами в зале, ожидая появления короля и королевы. Распорядители празднества указывают каждому его место, прося строго придерживаться намеченного порядка во время церемонии поздравлений и
выражения своих пожеланий королю, королеве, а также влиятельным феям, приглашенным на праздник в качестве крестных.
Каталабют, окруженный придворными, проверяет список фей, которым разосланы приглашения. Все сделано так, как того хотел король. Все готово к празднику - король и королева могут вступить в парадный зал; весь двор в сборе, и с минуты на минуту ждут появления фей.
Фанфары. Входят король и королева, предшествуемые пажами, сопровождаемые няньками и кормилицами принцессы Авроры, несущими колыбель, в которой спит королевское дитя.
Едва король и королева заняли свои места на возвышении по обе стороны колыбели, как распорядители возвещают, что прибыли феи.
Явление фей. Феи Кандид, Фарин, Виолант, фея Канареек и фея Хлебных крошек входят в зал первыми. Король и королева встают им навстречу и
приглашают подняться на возвышение.
Появляется фея Сирени - главная крестная принцессы Авроры. Она окружена своей свитой - добрыми духами, несущими большие опахала,
благовония и поддерживающими шлейф своей повелительницы.
По знаку Каталабюта появляются пажи и девушки, несущие на парчовых подушках подарки, которые король приготовил для крестных своей дочери.
Образовав красивые группы, они указывают каждой фее на предназначенные ей дары.
Феи спускаются с возвышения, чтобы в свою очередь одарить свою крестницу.
Наступает очередь феи Сирени, но едва она хочет подойти к колыбели, чтобы преподнести Авроре свой дар, как раздается громкий шум в прихожей.
Вбегает паж и сообщает Каталабюту, что прибыла новая фея, которую забыли пригласить на праздник, и она находится у ворот замка. Это фея Карабосс, самая могущественная и самая злая в стране.
Каталабют в растерянности. Как мог он позабыть о ней,- он, сама точность! Весь дрожа, дворецкий приближается к королю и сознается в своей вине.
Король и королева очень встревожены. Оплошность главного дворецкого может стать причиной больших несчастий и повлиять на судьбу дорогой их дочки. Феи тоже кажутся озабоченными.
Появляется Карабосс в возке, который тащат шесть больших крыс. Уродливые, нелепо одетые пажи сопровождают ее. Король и королева умоляют фею
простить забывчивого Каталабюта. Они готовы подвергнуть его любому наказанию, какое только соблаговолит указать Карабосс. Каталабют, ни жив ни
мертв, бросается к ногам злой феи - пусть только она сохранит ему жизнь, и он готов верно служить ей до конца своих дней.
Карабосс злобно хохочет и забавляется тем, что вырывает волосы Каталабюта и бросает крысам, которые тут же их пожирают. Вскоре голова Каталабюта становится лысой.
- Я не крестная Авроры,- говорит Карабосс,- но все же хочу преподнести ей свой дар.
Добрые феи уговаривают Карабосс простить невольную вину дворецкого, умоляя не отравлять счастья лучшему из королей, но в ответ Карабосс только злобно хохочет, хохочут с ней ее чудовища пажи и даже крысы. Добрые феи с негодованием отворачиваются от своей сестры.
- Дары шести крестных принцессы Авроры,- говорит Карабосс,- помогут ей стать самой красивой, самой пленительной и самой умной принцессой в целом мире. Но дабы ничто не могло омрачить ее счастья,- видите, как я добра,- в первый же раз, как принцесса уколет себе палец или руку, она уснет, и сон этот будет вечным.
Король, королева и все придворные в ужасе.
Карабосс протягивает к колыбели свою волшебную палочку и произносит волшебные заклинания. Затем, радуясь, что ей удалось провести своих сестер, добрых фей, разражается смехом. Свита Карабосс безудержно ликует.
Но тут фея Сирени, которая не успела еще одарить крестницу и стояла незамеченной за колыбелью Авроры, выходит из своего убежища. Карабосс
смотрит на нее с недоверием и гневом.
Добрая фея склоняется над колыбелью.
- Да, ты уснешь, моя маленькая Аврора, как того пожелала наша сестра Карабосс,- сказала фея Сирени, но не вечным сном. Наступит день - и явится принц, который влюбившись в твою красоту, поцелует тебя, и ты очнешься от долгого сна, чтобы стать подругой принца и жить в счастье и радости.
Взбешенная Карабосс усаживается в свой возок и исчезает. Добрые феи собираются вокруг колыбели, словно защищая свою крестницу от злой сестры.
Действие первое
Картина вторая . Четыре жениха принцессы Авроры.
Парк замка Флорестана XIV. Справа от зрителей - вход в замок, первые этажи которого скрыты за листвой деревьев. В середине сцены - мраморный
фонтан в стиле XVII века.
Авроре исполнилось двадцать лет. Флорестан, видя, что предсказания феи Карабосс не сбываются, полон радости. Каталабют - волосы которого так и
не выросли, и он носит смешной парик - собирается оштрафовать нескольких поселянок, которые с рукоделием уселись перед замком. Он указывает
им на объявление, в котором говорится о запрещении пользоваться иглами или спицами в округе ста лье от королевской резиденции. Дворецкий велит отвести их под стражей в тюрьму.
На балконе замка появляются король и королева. Их сопровождают четыре принца - претенденты на руку Авроры. Король спрашивает, какое
преступление совершили поселянки, которых препровождают в тюрьму. Каталабют сообщает о причине ареста и показывает вещественные улики. Король и королева в ужасе:
- Пусть их примерно накажут за преступление и пусть никогда не увидят они света дня.
Принцы Шарман, Шери, Флер де Пуа и Фортюне умоляют пощадить виновных. Ни одна слеза не должна пролиться в королевстве Флорестана в день
двадцатилетия Авроры. Король дает себя уговорить. Поселянки прощены, но их рукоделия будут сожжены палачом на площади.
Все радуются. Начинаются деревенские танцы и хороводы. Да здравствует король Флорестан! Да здравствует принцесса Аврора!
Четыре принца никогда не видели принцессу Аврору, но у каждого из них есть медальон с портретом дочери короля. Каждый принц охвачен страстным желанием быть любимым ею, и они выражают это желание Флорестану и королеве. Те отвечают, что предоставляют дочери полную свободу и право выбора. Тот, кого она полюбит, будет их зятем и наследником королевства.
Появляется Аврора. Она вбегает в сопровождении фрейлин, несущих букеты и венки. Четверо принцев потрясены ее красотой. Каждый из них старается
понравиться ей. Но Аврора никому не оказывает предпочтения. Она танцует, окруженная своими поклонниками.
Следует сцена соперничества принцев и кокетства Авроры.

Король и королева уговаривают дочь остановить свой выбор на одном из претендентов на ее руку.

Я еще молода,- отвечает Аврора,- дайте мне насладиться жизнью и свободой.
- Поступай как знаешь, но помни, что интересы королевства требуют, чтобы ты вышла замуж и подарила стране наследника. Мы не перестаем тревожиться, думая о предсказаниях Карабосс.
- Успокойтесь, отец. Для того чтобы сбылось ее предсказание, мне надобно уколоть руку или палец. Но ведь я ни разу не держала в руке ни иголки, ни спицы; я пою, танцую, забавляюсь, но никогда не работаю.
Четыре принца окружают Аврору, умоляя ее потанцевать при них, ибо они слышали, что на свете нет девушки грациознее принцессы.
Аврора охотно исполняет их желание. Она танцует под звуки лютни и скрипок, на которых играют ее фрейлины и пажи.
Четверо принцев по очереди подходят к принцессе, чтобы выразить свой восторг и заслужить ее внимание. Танец становится все изящнее и живее. Не
только принцы - весь двор любуется ею; население города и окрестных деревень - и стар и млад - с любопытством следят за каждым ее па. Все в
восторге. Начинается общий танец. Вдруг Аврора замечает какую-то старуху, которая сидит за прялкой и веретеном и словно отбивает такт ее легких па.
Аврора схватывает веретено и, то размахивая им, словно скипетром, то подражая работе пряхи, вызывает новый восторг своих четырех поклонников. Но внезапно танец прерывается - принцесса смотрит на свою руку, пронзенную веретеном и обагренную кровью. Вне себя от ужаса, она уже не танцует, а мечется словно в приступе безумия. Она бросается в одну сторону, потом в другую и в конце концов падает замертво. Король и королева
устремляются к любимой дочери и, увидев окровавленную руку, понимают всю меру несчастья. И тут старуха с прялкой внезапно сбрасывает прикрывающий ее плащ, и все узнают фею Карабосс. Она хохочет над отчаянием Флорестана и королевы. Четыре принца выхватывают из ножен свои шпаги и бросаются, чтобы поразить ими фею, но Карабосс с адским хохотом исчезает в вихре огня и дыма. Принцы и их свита в ужасе спасаются бегством. В этот момент в глубине сцены волшебным светом начинает светиться фонтан, и среди бьющих струй появляется фея Сирени.
- Утешьтесь,- говорит фея убитым горем родителям,- принцесса спит и будет спать сто лет. Но чтобы ничего не нарушило ее счастья при пробуждении, вы будете спать вместе с нею. Когда пробудится она, проснетесь и вы. Возвращайтесь в замок. Я буду охранять ваш покой.
Уснувшую принцессу укладывают на носилки и уносят. За ней следуют король, королева и главные придворные.
Сеньоры, пажи и телохранители низко склоняются перед приближающимся к ним кортежем. Фея указывает своей волшебной палочкой на замок. И стоящие на крыльце и на лестнице люди внезапно окаменевают. Все засыпает, даже цветы, даже вода в фонтане. Внезапно выросшие плющ и лианы скрывают из виду замок и уснувших людей. Деревья и густые заросли сирени, поднявшиеся по мановению руки могущественной феи, превращают королевский парк в непроходимый лес. Вокруг феи Сирени собираются духи из ее свиты. Фея наказывает им строго следить за тем, чтобы ни один посторонний не приблизился к замку и не нарушил покоя ее любимицы.
Действие второе
Картина третья. Охота принца Дезире.
В глубине сцены на фоне густого леса вьется широкая река. Справа от зрителей - скала, покрытая растительностью. Веселое солнце освещает этот
пейзаж.
Поднимается занавес, на сцене - никого. Слышатся звуки охотничьих рогов. Это охота принца Дезире на волков и рысей в соседних лесах. Выходят
охотники и охотницы, располагаются на траве, чтобы отдохнуть и подкрепить
свои силы.
Вскоре появляется принц Дезире со своим наставником Галифроном и несколькими сеньорами, придворными его отца-короля. Принцу и его спутникам
подают угощение. Охотники и охотницы, чтобы развлечь молодого принца, водят хороводы, стреляют из лука и придумывают всякие игры. Галифрон
уговаривает своего воспитанника присоединиться к развлечениям придворных, а главное, быть полюбезнее с дамами, ибо ему предстоит выбрать супругу из числа наиболее знатных девиц страны. У королей соседних государств одни лишь сыновья, а дочерей нет. Поэтому Галифрон пользуется случаем, чтобы на охоте представить принцу наиболее достойных его внимания невест.
Танец герцогинь. Танец маркиз. Танец княжон. Танец баронесс.
Все девицы во что бы то ни стало стараются понравиться принцу, но Дезире, держа бокал вина в руке, лишь посмеивается над тщетными усилиями этих
красивых девушек. Сердце его молчит - он еще не встретил женщину своей мечты. Принц не женится, пока не встретит ту, которую ищет.
Являются егеря и сообщают, что обложили медведя в берлоге. Если принцу угодно, ему достаточно сделать один только выстрел.
Но принц чувствует себя утомленным.
- Охотьтесь без меня,- говорит он придворным,- я хочу еще отдохнуть. Мне нравится здесь. Охотники и придворные удаляются, а Галифрон, который
выпил не одну бутылку шампанского, засыпает рядом с принцем.
Едва все исчезли, как на реке появляется перламутровая лодка, украшенная золотом и драгоценными каменьями. Из нее выходит фея Сирени, являющаяся крестной принца Дезире. Принц преклоняет перед ней колени; фея благосклонно поднимает его и начинает расспрашивать о сердечных делах.
- Ты еще никого не полюбил? - спрашивает она.
- Нет,- отвечает принц,- благородные девицы моей страны не пленили моего сердца; лучше остаться холостяком, чем жениться лишь ради интересов государства
- Если так,- говорит фея,- я покажу тебе твою будущую супругу; она - самая красивая, пленительная и умная принцесса во всем мире.
- Но где мне увидеть ее?
- Я сейчас явлю тебе ее тень. Посмотри, понравится ли тебе принцесса и сможешь ли ты полюбить ее.
Фея Сирени обращает свою волшебную палочку в сторону скалы, которая внезапно разверзается, и в глубине виднеются спящие Аврора и ее подруги. Фея взмахивает палочкой, и Аврора пробуждается. Вместе со своими фрейлинами принцесса устремляется на сцену. Лучи заходящего солнца
освещают ее розовым светом. Дезире поражен, охваченный восторгом; он неотступно следует за Авророй, но всякий раз ускользает от него. Ее танец,
то томный, то страстный, все больше и больше восхищает его. Он хочет обнять девушку, но она ускользает, чтобы внезапно появиться там, где принц не
ожидает ее увидеть,- то качается на ветвях деревьев, то плавает в реке, то покоится среди цветов. Наконец она вновь оказывается в глубине скалы - и
тут же исчезает. Обезумев от любви, Дезире бросается к ногам своей крестной.
- Где это божественное создание, которое вы мне показали? Отведите меня к ней, я хочу видеть ее, хочу прижать ее к своему сердцу!
- Пойдем! - говорит фея. Она велит принцу сесть в ее лодку, которая начинает медленно спускаться по течению реки. Галифрон продолжает спать сладким сном.
Лодка плывет быстро, ландшафт становится все более и более пустынным. Темнеет, вскоре наступает ночь - серебряный свет луны освещает путь лодке.

Вдалеке появляется замок и вновь исчезает за поворотом реки. Но вот наконец и замок - цель путешествия. Принц и фея выходят из лодки.
Движением волшебной палочки фея велит открыться двери замка. Видна прихожая, где сладким сном спят телохранители и пажи.
Принц Дезире устремляется туда, сопровождаемый феей.
Сцену окутывает густой туман. Звучит тихая музыка.
Музыкальный антракт.
Картина четвертая. Замок Спящей красавицы.
Когда туман рассеивается, зрители видят покои, где на большой постели, под балдахином, спит принцесса Аврора. Король Флорестан и королева спят в
креслах у ложа дочери. Придворные дамы, сеньоры и пажи, привалившись друг к другу, тоже крепко спят. Густые слои пыли и паутина покрывают мебель и людей. Спит пламя свечей, спит пламя в камине. Словно фосфорический свет освещает всю картину.
Слева открывается дверь - Дезире и фея проникли в святилище.
Дезире устремляется к ложу Авроры, но сколько он ни зовет принцессу, сколько ни пытается разбудить короля, Королеву и Каталабюта, который спит на
табурете у ног короля, те не просыпаются. Фея спокойно взирает на отчаяние Дезире.
Наконец принц устремляется к Спящей красавице, целует ее в лоб.
И вот чары разрушены. Аврора просыпается. Вместе с ней пробуждаются и придворные. Пыль и паутина исчезают, свечи вновь освещают комнату,
огонь весело трещит в камине.
Дезире умоляет короля отдать ему руку его дочери.

Это ее судьба,- отвечает король и соединяет руки молодых людей.
Действие третье
Картина пятая. Свадьба Дезире и Авроры.
Эспланада наподобие той, что перед Версальским дворцом. Появляется король в сопровождении свиты и жениха. Их приветствуют придворные.
Дивертисмент.
Выход балета.
Турецкая кадриль. Эфиопская кадриль. Африканская кадриль. Американская кадриль. Шествие персонажей волшебных сказок.
Большой полонез.
В нем участвуют:
1. Синяя Борода и его жена.
2. Кот в сапогах. (Маркиз де Карабас появляется в своем портшезе в сопровождении слуг.)
3. Золушка и принц Фортюне.
4. Красавица и Чудовище.
5. Голубая птица и принцесса Флорина.
6. Белая кошечка. (Ее несут на алой бархатной подуш
ке четверо высоких слуг.)
7. Красавица с золотыми волосами и принц Авенан.
8. Ослиная кожа и принц Шарман.
9. Красная Шапочка и Волк.
10. Рике-Хохолок и принцесса Эме.
11. Мальчик с Пальчик и его братья.
12. Людоед и Людоедка.
13. Фея Карабосс (в своем возке, запряженном крысами).
14. Добрые феи (из пролога).
15. Фея Сирени и ее свита.
16. Четыре феи: фея Чистого Золота, фея Серебра, фея Сапфиров, фея Алмазов.
Все проходят перед королем и женихом, кланяются им.
Все танцуют кадриль.
Апофеоз. Большие фонтаны Версаля, или Слава.