Байронические герои- изгнанники: Прометей, Манфред, Шильонский узник и Корсар. Восточная поэма Байрона

Байронические герои- изгнанники: Прометей, Манфред, Шильонский узник и Корсар. Восточная поэма Байрона
Байронические герои- изгнанники: Прометей, Манфред, Шильонский узник и Корсар. Восточная поэма Байрона

Обобщенный образ человека, созданный Дж.Г. Байроном, отражающий байроновские представления о человеческой личности и во многом близкий самому автору. Герои поэм и драм Байрона различны, однако во всех образах, созданных английским поэтом, можно проследить некую общую идею, выделить черты, сближающие их всех.

«Б. г.» отличается от прочих людей уже внешне. Несмотря на юность, его лоб изрезан морщинами - свидетельством силы его переживаний. Взгляд героя также выразителен: он может быть мрачным, пламенным, таинственным, пугающим (до такой степени, что лишь немногие способны выдержать его), может гореть гневом, яростью, решимостью, по нему можно догадаться о тайных страстях, терзающих «Б. г.».

Соответствует масштабу личности героя и обстановка, в которой он изображен: над морем, у входа в пещеру (Корсар), в ночи на узкой горной тропе (Гяур), в старинном мрачном замке (Лара).

«Б. г.» горд, угрюм, одинок, а владеющая им страсть поглощает его целиком, без остатка (страсть Селима к Зулейке, желание Гяура отомстить Гассану). Стремление героя к свободе неукротимо, он бунтует против любого принуждения, ограничения, даже против существующего миропорядка (Каин).

Рядом с таким героем обычно находится его возлюбленная - полная противоположность ему, кроткое, нежное, любящее существо. Она единственная, кто может примирить «Б. г.» с миром и укротить его буйный нрав. Гибель возлюбленной означает для героя крушение всех его надежд на счастье, утрату смысла существования (Гяур, Манфред).На существование такого обобщенного типа «Б. г.» указывал еще А.С. Пушкин. По наблюдению русского поэта, в лице своего героя Байрон выводит «призрак себя самого». Пушкин называет «Б. г.» «мрачным, могущественным», «таинственно пленительным» .

Исследователь М.Н. Розанов характеризовал такого героя как «титанического» . В.М. Жирмунский в исследовании «Байрон и Пушкин» говорит о «Б. г.» не только как о герое произведений Байрона.

Титанический, героический образ, созданный Байроном, оказался настолько интересным его современникам, что черты «байронизма» можно обнаружить и в произведениях других авторов. Т.о., «Б. г.» перестает принадлежать одному Байрону и превращается в своеобразный социокультурный феномен, продолжающий традиции английских «страшных романов» XVIII в. и по-новому переосмысленный авторами XIX в. В русской литературе, в частности, в творчестве Пушкина, которому и посвящена монография В.М. Жирмунского, «Б. г.» развенчивается, показывается не только его сила, но и его слабость.

Из современных исследований, посвященных данной проблеме, особенно интересна работа «Байрон и романтизм» (Кембридж, 2002) Джерома Макганна, автора нескольких книг о Байроне, а также редактора полного собрания его сочинений. Ключевыми понятиями для данной работы являются «маска» и «маскарад». По мнению Макганна, «Б. г.» - это своеобразная маска, надеваемая Байроном не с целью скрыть свое истинное лицо, а напротив, с целью показать его, так как парадоксальным образом «Байрон надевает маску и оказывается в состоянии говорить правду о себе» . Маска выступает как средство самопознания: поэт, изображая близкого, но не тождественного себе героя, стремился объективировать себя, исследовать собственные мысли и чувства. Однако этот способ самопознания несовершенен, так как в конечном счете созданные Байроном герои действуют согласно его «поэтическим приказам».

К «маскам» Байрона Макганн относит не только вымышленных персонажей - Чайльд-Гарольда, Гяура, Корсара, Лару, Манфреда - но и образы реальных исторических лиц, появляющиеся в байроновском творчестве: Данте, Торквато Тассо, Наполеона.

Отчасти отношения Байрона и «Б. г.» напоминают отношение Л. к «лермонтовскому человеку», однако есть и некоторые различия. Герой Л. не обязательно его «маска», его самопроекция.

Поэта интересуют и другие, непохожие на него герои, «простые люди»: рыбаки, крестьяне, горцы, солдаты, а впоследствии - и старый «кавказец» Максим Максимыч. Интерес Л. к другому проявляется и в том, что он обращается к образу соседа в ст. «Сосед» (1830 или 1831), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840).

Это несходство двух поэтов особенно ярко видно при сопоставлении байроновской поэмы «Лара» и лермонтовского романа «Вадим». И Лара, и Вадим - вожди крестьянского восстания, трагические демонические личности. Но если Байрона занимает лишь душевная жизнь Лары (и отчасти влюбленной в него девушки, которая под видом пажа сопровождает его), то Л. так увлекся изображением простых людей, что они заслонили собой образ Вадима и получились с художественной точки зрения убедительнее его. Однако на раннем этапе творчества герои Байрона - мятежные, непонятные, одинокие - были именно теми людьми, к которым Л. испытывал «эстетический интерес». Байрон привлекал юношу Л. силой, страстностью, энергией, жаждой деятельности. Именно такие герои преобладают в его раннем творчестве: Вадим, мстящий Рюрику за смерть Леды и порабощение родного Новгорода, Фернандо, стремящийся вырвать Эмилию из лап коварного Соррини, и т.д. Даже Корсар из ранней поэмы, написанной еще до знакомства с Байроном в подлиннике, уже наделен этими чертами характера. Следовательно, интерес Л. к сильным и страстным личностям объясняется не подражанием Байрону, а внутренней потребностью самого поэта изображать именно таких людей. Русский поэт искренне восхищался британским гением, однако хотел «достигнуть» его, т.е. сравняться с ним по силе своего таланта, известности, степени оригинальности творческой и личной судьбы, а не уподобиться ему.

Лит.: 1) Белова Н.М. Байронический герой и Печорин. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 95 с.; 2) Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. - Л.: Наука, 1978. - 424 с.; 3) Пушкин А.С. Полно. собр. соч.: В 10 т. - т.VII . - Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1977–1979; 4) Розанов М.Н. Очерк истории английской литературы XIX века. Часть первая. Эпоха Байрона. - М.: Государственное издательство, 1922. - 247 с.; 5) McGann, Jerome J. Byron and Romanticism. - Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2002.

Т.С. Милованова

10 выбрали

228 лет назад, 22 января 1788 года родился лорд Байрон . Для своего времени он был настоящей суперзвездой. Знаменитый поэт успешнее Наполеона завоевал Европу, вторгся в Россию и оставил свой след в нашей литературной жизни. При этом Байрон повлиял не только на мировую литературу, но и на человеческую психологию, нарисовав новый тип личности – байронического героя. Давайте подумаем, встречаются ли такие персонажи в реальной жизни.

Персонажи Байрона – романтические герои в несовершенном мире. Это несоответствие заставляет их страдать, а заодно и делать несчастными окружающих. Они загадочны (часто это связано с какой-то тайной прошлого), умны (что заставляет их чувствовать себя выше окружающих) и безнадежно эгоистичны. Поступки подобных персонажей делают их ближе к антигероям, но антигероям безмерно привлекательным . И в литературе, и в жизни их мрачное обаяние безотказно действует на юных восторженных особ, которые в тайне мечтают перевоспитать такого героя и подарить спокойствие его мечущейся душе. Не зря женщины-писательницы создали невероятно привлекательные образы байронических героев: мистер Рочестер ("Джейн Эйр"), Хитклифф ("Грозовой перевал"), Ретт Батлер ("Унесенные ветром"). А вот у писателей-мужчин байронические персонажи не способны принести кому-либо счастье. Вспомним хотя бы Онегина (хотя, на мой взгляд, жизнерадостный Пушкин описывал своего "Чайлд-Гарольда" с изрядной долей иронии) и Печорина. Популярный байронический персонаж в современной массовой культуре – доктор Хаус .

Характерные черты байронического героя как в литературе, так и в жизни часто определяют его судьбу.

  • Презрение к обществу . Такой человек считает себя умнее окружающих людей, ставит себя выше общества, его моральных и нравственных законов. Это не дает ему стать частью общественной жизни. Наверное, молодой Сальвадор Дали считал себя немного Байроном, когда на одном из экзаменов Мадридской художественной академии отказался отвечать преподавателям, пояснив, что себя считает гораздо умнее их.
  • Одиночество . Из первого пункта логичным образом вытекает второй: презирая людей вообще, байронический мужчина соответствующим образом относится к женщинам. Он соблазняет их, но больше от скуки или стремясь к власти над чужими чувствами. А после всегда оставляет, обрекая своих случайных спутниц на несчастье, а себя – на вечное одиночество.
  • Отсутствие целей . Часто байроническая личность обречена на бесцельное существование. Мещанские интересы окружающих слишком мелки для него, а для высоких целей не хватает идеализма.
  • Безразличие к жизни . Следствием всего этого становится безразличие к жизни. Байронические герои отчаянно скучают, не боятся риска (надеясь, что опасность их хоть как-то развлечет), имеют вредные привычки. Их поведение – это последовательное саморазрушение. Такие люди явно не нацелены на то, чтобы жить "долго и счастливо".

Лично мне подобный тип мужчин встречался только в юности. Может быть, в этом есть своя логика. Ведь Пушкину и Лермонтову было всего по 24 года, когда они начали описывать своих Онегина и Печорина. Часто в реальной жизни байронизм – это лишь маска, которую некоторым мужчинам нравится носить в юности. А если это реальная сущность человека, то стоит от него бежать без оглядки. Ведь он делает несчастными и себя, и окружающих.

Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название "восточных". К этому циклу относятся следующие поэмы: "Гяур" (1813), "Абидосская невеста" (1813), "Корсар" (1814), "Лара" (1814), "Осада Коринфа" (1816) и "Паризина" (1816). Определение это в полной мере, если иметь в виду колорит, относится только к первым трем; в "Ларе" же, как указывал сам поэт, имя испанское, а страна и время события конкретно не обозначены, в "Осаде Коринфа" Байрон переносит нас в Грецию, а в "Паризине" - в Италию. В стремлении объединить эти поэмы в один цикл есть известная логика, подсказанная общими признаками, характерными для всех названных поэм. В них Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться "байронической". Героем "восточных поэм" Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это - типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Этих героев лучше всего охарактеризовать словами Белинского, сказанными им о самом Байроне: "Это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своём, опёршаяся на самое себя". Восхваление индивидуалистического бунтарства было выражением духовной драмы Байрона, причину которой следует искать в гибели освободительных идеалов революции и установлении мрачной торийской реакции. Этот байроновский индивидуализм был впоследствии весьма отрицательно оценён передовыми современниками английского поэта. Однако ко времени появления "восточных поэм" это их противоречие не столь резко бросалось в глаза. Гораздо более важным тогда (1813 - 1816) было другое: страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая замечательная черта "восточных поэм" - воплощённый в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг. Современников глубоко волновали разбросанные повсюду в "восточных поэмах" мысли о гибели сокровищ человеческих сил и талантов в условиях буржуазной цивилизации; так, один из героев "восточных поэм" грустит о своих "нерастраченных исполинских силах", а другой герой, Конрад, был рождён с сердцем, способным на "великое добро", но это добро ему не дано было сотворить. Селим мучительно тяготится бездействием; Лара в юности мечтал "о добре" и т.д. Торжество реакции породило настроения трусливости и ренегатства. Реакционные романтики воспевали "покорность провидению", бесстыдно прославляли кровопролитную войну, угрожали "карой небесной" тем, кто ропщет на свою судьбу; в их творчестве всё сильнее звучали мотивы безволия, апатии, мистики. Настроение подавленности заражало многих лучших людей эпохи. Безвольным, безликим героям реакционных романтиков Байрон противопоставил могучие страсти, исполинские характеры своих героев, которые стремятся подчинить себе обстоятельства, а если это им не удаётся, то они гордо погибают в неравной борьбе, но не идут ни на какой компромисс с совестью, не делают ни малейшей уступки ненавистному миру палачей и тиранов. Их одинокий протест бесперспективен, и это с самого начала накладывает трагический оттенок на весь их облик. Но, с другой стороны, их беспрестанное стремление к действию, к борьбе придаёт им неотразимое очарование, увлекает и волнует. "Весь мир, - писал Белинский, - с затаённым волнением прислушивался к громовым раскатам мрачной лиры Байрона. В Париже его переводили и печатали ещё быстрее, чем в самой Англии".


Композиция и стиль "восточных поэм" весьма характерны для искусства романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Оно развёртывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Однако тщетно было бы искать в них изображения ландшафтов какой-либо определённой страны. Каждая из "восточных поэм" является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей. Поэмы 1813 - 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Зато здесь нет больших народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее. Раньше всех "восточных поэм" увидел свет "Гяур". Повесть была написана в мае - ноябре 1813 года. Гяуром мусульмане называли иноверцев. Сюжет этой поэмы сводится к следующему: Гяур на смертном одре исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ - это бред умирающего, какие-то обрывки фраз, последняя мучительная вспышка сознания. Лишь с большим трудом можно уловить нить его мыслей. Гяур страстно любил Леилу, она отвечала ему взаимностью. Радость и свет наполняли всё существо гяура. Но ревнивый и коварный муж Леилы Гессан выследил её и злодейски убил. Гяур страшно отомстил тирану и палачу Леилы. Гессан погиб мучительной смертью от его руки. Поэма "Корсар" - шедевр английской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в ней со сравнительной простотой художественной разработки темы; грозная героическая энергия стиха в "Корсаре" сочетается с тончайшей его музыкальностью; поэтичность пейзажей - с глубиной в обрисовке психологии героя.

· «Байронический герой» как подвижное, эволюционирующее образование. Тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), метафизический бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»). пафос гражданственности, борьбы, протест против пошлости и зла, стремление освободить личность от цепей суеверия, власти авторитета. образ свободной личности, наделенной исключительностью. в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» и восточных повестях.

· Личность, для которой независимость дороже покоя и счастья. Горд, умен, бескомпромиссен, нелицемерен и одинок. Эгоцентризм, замкнутость на себя, пресыщение жизнью, утрата связей с окружающим миром.

· Такие байронические герои встречались не только в литературе, но и в жизни XIX века. Поскольку гармония личности и общества была утрачена и свобода была возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни, главным предметом искусства стала область внутренних переживаний личности.

· Герой - активный бунтарь (у Байрона и де Виньи), Например, в песенных циклах Франца Шуберта звучит мотив одиночества, тема трагического странничества бездомных путников («Шарманщик», «Скиталец»).

· Гюго вывел на сцену героев-романтиков: благородные разбойники, люди из низов, отверженные, обнаруживающие незаурядные способности («Отверженные», «Эрнани», «Человек, который смеется»).

· Расцвет лирики и психологизма => Главный порыв устремлён внутрь себя, человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Такой акт приравнивается к процессу мироздания. Внутри человека - вся Вселенная.

Байронизм - это течение в литературе, которое оказало влияние на многих талантливейших писателей и поэтов всего мира. Особой популярностью оно пользовалось среди российских литераторов ХІХ в. Давайте узнаем подробнее о байронизме и его создателе, а также рассмотрим самых известных русских писателей этого периода, которые были увлечены данным течением.

Кто такой Байрон?

Прежде чем рассмотреть, что такое байронизм в литературе (определение и отличительные черты данного течения), стоит узнать о его основателе - британском поэте-аристократе Джордже Гордоне Байроне.

Детство будущего литературного кумира прошло в бедности, так как, несмотря на благородное происхождение, получить наследственный титул и деньги поэт смог лишь в 10 лет, когда умер его дальний родственник.

Во время учебы в Кембриджском университете Байрон открыл в себе талант поэта и стал писать стихи. Они неплохо были приняты в литературных кругах, но настоящую славу автору принесла поэма о скучающем дворянине «Паломничество Чайльд-Гарольда». Вскоре после ее публикации байроновская благородная тоска, как чума, распространилась не только по Великобритании, но и по всей Европе.

Как и положено кумиру, жил на полную катушку: покорял сердца прекрасных дам, транжирил деньги без счета, открыто критиковал современный ему политический строй и дрался на дуэлях.

По роковой традиции гениев, Байрон умер молодым - в 36 лет. Причиной его смерти стала простуда, однако больший интерес составляет то, как поэт заболел. Несмотря на свою популярность, Байрон был известен более как теоретик, причем сам автор мечтал доказать, что он и на деле окажется так же благороден, как и на словах. Именно поэтому, когда греки (чьей культурой писатель восхищался всю жизнь) начали войну с Османской империей за независимость, поэт пришел им на помощь. Он тратил все свои деньги и влияние, чтобы снаряжать солдат повстанцев. Однако до победы так и не дожил, простудившись и скончавшись.

Байронический герой

Вскоре после публикации «Паломничества Чайльд-Гарольда» в мировой литературе возникло такое понятие, как «байронический герой». Фактически Чайльд-Гарольд был первым представителем такого вида.

В дальнейшем подобные персонажи часто встречались в произведениях российских писателей - Пушкина, Лермонтова, Тургенева и, конечно же, Достоевского.

Каковы же отличительные черты байронического героя?

  • Он всегда очень умен, имеет отличное образование и воспитание.
  • Герою присущи цинизм и высокомерие. Он почти всегда находится в оппозиции к власти - а значит, обречен на долю изгнанника.
  • Подобный персонаж является своеобразным секс-символом, способным обольстить любую. Однако классический байроновский герой не находит в этом особой радости и чаще всего делает это просто так.
  • И главной чертой такого героя является его таинственность. В сердце и прошлом каждого подобного персонаже кроется тайна, которая как магнит манит к себе всех, особенно женщин.

Байронизм - это что такое?

Узнав, кто такой Байрон и какими особенностями обладает созданный им тип героя художественных произведений, стоит рассмотреть главное. Итак, давайте узнаем ответ на вопрос: "Байронизм в литературе - это что такое?"

Подобное название носит особенное течение романтизма XIX в., приверженцы которого наследуют традиции творчества лорда Байрона. Иными словами, в центре любого произведения такого рода находится байронический лирический герой.

Особенные черты этого литературного течения

Узнав ответ на вопрос «Байронизм - это что такое?», стоит рассмотреть произведений, написанных в подобном стиле.

  • Для большинства приверженцев рассматриваемого течения в творчестве характерно настроение разочарованности в мире и его общественном укладе.
  • Также важной чертой байронических персонажей является так называемая мировая тоска. Как писал об этом Пушкин «Подобно аглицкому сплину, короче: русская хандра».
  • Еще одной особенностью байронических произведений является ощущение главного героя собственного отличия от всех окружающих.
  • Несмотря на показную отрешенность от мира и тоску, для приверженцев данного течения характерна попытка вознести своих героев (как и самих себя) в роль возможных спасителей человечества. Своеобразным воплощением этого идеала для многих в то время стал Наполеон Бонапарт. Кстати, именно поэтому он в той или иной форме фигурирует во многих произведениях того времени.

Байронизм в европейской литературе

После выхода «Паломничества…» почти все молодые литераторы Европы были пленены красотой слога и идеями автора.

При этом более зрелые писатели прекрасно видели, что за восторженной романтикой и благородными порывами лорда ничего не стояло, кроме юношеского максимализма и эгоистичной веры в собственную уникальность. Но и они часто оказывались неспособны противостоять очарованию поэзии тоскующего британца.

Наиболее известные литераторы-байронисты во Франции - это Альфред Виктор де Виньи и Альфред де Мюссе.

Даже тяготеющий к реализму Виктор Гюго разделял стремление героев Байрона к свободе и их готовность противостоять властям.

В Италии наиболее известный представитель байронизма - это Джакомо Леопарди, в Германии - Генрих Гейне, в Польше - Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий.

Байронизм в русской литературе ХІХ в.

Как и прочие европейские гении, писатели царской России были очарованы идеями британского тоскующего лорда и вдохновлялись ими при создании собственных сочинений.

Среди поклонников байронизма наиболее успешными стали такие авторы, как В. Кюхельбекер, А. Полежаев, А. Пушкин. М. Лермонтов, А. Грибоедов.

Кроме того, влияние этого течения можно найти в творчестве Ф. Достоевского, И. Тургенева.

Интересные факты о байронизме в творчестве Пушкина

Рассматривая более подробно примеры байронизма в творчестве российских писателей, стоит начать с основоположника русского литературного языка - А. С. Пушкина.

Как и его товарищ школьных лет Кюхельбекер, будущий классик был влюблен в поэзию Байрона. Причем, по свидетельствам современников, Александр Сергеевич больше всего восхищался умением британца описывать экзотические страны и их обитателей.

По этой причине в ранней поэзии Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан») довольно сильно чувствуется романтический байронизм.

Когда Александр Сергеевич повзрослел как поэт, он стал более трезво оценивать творчество своего кумира. Так, его знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» стал своеобразной российской пародией на Чайльд-Гарольда.

На протяжении всего произведения его создатель иронизирует над увлечением общества байронизмом. В частности, автор высмеивает основные постулаты этого течения в его «благородную тоску», лень, поверхностную образованность и постоянное стремление к запретному. При этом сам создатель романа активно использовал в нем такой излюбленный байроновский прием - остроумные замечания автора по ходу действия.

Даже в более поздние периоды в творчестве Пушкина ощутимо влияние Байрона. Создается впечатление, что классик в определенной мере соревновался со своим британским коллегой. К примеру, в ответ на поэму лорда «Мазепа» Александр Сергеевич написал «Полтаву».

В творчестве Пушкина и Байрона есть истории о Дон Жуане. Интересно то, что у Александра Сергеевича известному обольстителю более присущи черты байроновского героя, нежели у создателя Чайльд-Гарольда.

Байронизм в творчестве Лермонтова

Еще одним талантливейшим российским поэтом - приверженцем рассматриваемого течения является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Вполне возможно, что его обожание творчества британского гения было обусловлено любовью поэта и к стихам Пушкина. Так, в биографии писателей есть интересный факт: они оба в разное время написали поэмы в стиле байронизма - «Кавказский пленник».

Увлечение Лермонтова байронизмом развивалось по той же схеме, что и у Александра Сергеевича. Юный гений написал несколько поэм («Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», «Мцыри»), полных восхищения восточным колоритом кавказских народов и все той же неутолимой тоски и разочарования в жизни.

Взрослея, поэт стал также переосмысливать свое увлечение романтичной тоской, но, в отличие от Пушкина, продолжал ощущать близость своей судьбы с творчеством Байрона. Возможно, этим можно объяснить своеобразную неприкаянность Михаила Юрьевича и его саморазрушительное поведение, которое стоило ему жизни. Некоторые исследователи его творчества полагают, что поэт не просто стремился подражать своего британскому кумиру, но и неосознанно превратился в своеобразного Чайльд-Гарольда.

Что касается более позднего творчества Лермонтова, то пример байронизма в поэзии - это «Демон», а в прозе - «Герой нашего времени».

Образ демона в одноименной поэме был навеян автору Люцифером из произведения Байрона «Каин». А вот главное действующее лицо «Героя нашего времени» Печорин - это оригинальная находка Лермонтова, наделенная многими собственными чертами.

Байроновские мотивы в творчестве Тургенева и Достоевского

В отличие от Лермонтова и Пушкина, Тургенев и Достоевский были людьми занятыми, времени на аристократическую тоску у них не было. Несмотря на это, и на их произведения оказало влияние рассматриваемое течение.

К примеру, главный персонаж романа Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров - это типичный байронический герой, названный модным в то время словом «нигилист». При этом Тургенев на протяжении всего произведения не только мастерски демонстрирует утопичность его идей, но и еще раз показывает ненужность таких «героев нашего времени» обществу. Чего только стоит фраза в финале «Отцов и детей» о молодых российских студентах: «…которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью… не умеющие отличить кислорода от азота, но исполненные отрицания и самоуважения…».

Еще дальше пошел в критике байронизма мастер слова Федор Михайлович Достоевский. В своем эпохальном романе «Преступление и наказание» он выводит образы не одного, а сразу нескольких байронических героев (Родиона Раскольникова и Аркадия Свидригайлова) которых противопоставляет друг другу.

Раскольников разочарован в жизни и находит утешение в своей «особой миссии» - спасении мира. В итоге он идет на преступление, которое никому не приносит ничего хорошего.

Свидригайлов - более типичный байронический герой. Он таинственен, богат, умен, циничен и дьявольски обольстителен. Маясь от традиционной «мировой тоски», он влюбляется в сестру Раскольникова. В финале ему приходится осознать, что и ее взаимность не сможет исцелить его - поэтому герой убивает себя.

В противовес Свидригайлову, Раскольникову не удается достичь ничего из желаемого, однако в финале он находит не только новую цель в жизни, но и нового наставника (Соню), которая помогает ему стать на путь истинный.

Исследователи творчества Достоевского полагают, что еще больше черт байронизма можно найти в романе «Братья Карамазовы». Здесь Федор Михайлович не только показывает целую серию чайльд-гарольдов с российским колоритом, но и прямым текстом критикует подобное мировоззрение: «Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная - это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука...».

После столь глубокого разбора основ байронизма в литературе и человеческой психологии, как это сделал в свое время Достоевский, казалось, эта тема должна была перестать волновать умы литераторов. Однако магия благородной точки не иссякла и по сей день.

Поэтому таинственные герои, изнывающие от одиночества и непонимания, по-прежнему являются одними из самых распространенных книжных персонажей.

УДК 882 (09)

Н.М.ИЛЬЧЕНКО, доктор филологических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина, [email protected]

БАЙРОНИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА» И «РУССКОГО СКИТАЛЬЦА» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

BYRONIC CHARACTER AND THE SINGULARITY OF FORMING OF THE IMAGES OF "A SUPERFLUOUS PERSON" AND "A RUSSIAN WANDERER" IN NATIVE LITERATURE

Рассматривается актуальная тема, связанная с проблемой национальной идентичности. Показана многоликость «русского байронизма» и роль байронического героя в идеологической борьбе XIX века. Данный подход позволяет выделить особенности формирования и распространения двух типов героев в отечественной литературе - «лишнего человека» и «русского скитальца».

Ключевые слова: образ, тип героя, поэтика, литературный диалог, переходная эпоха.

The article deals with the topical subject related to the problem of national identity. The richness of "Russian Byronism" and the role of Byronic character in the ideological struggle of XIX century are described. This method helps to identify the singularity of forming and development of two types of characters - "a superfluous person" and "a Russian wanderer" in native Russian literature. Keywords: image, type of character, poetics, literature dialogue, transitional era.

С начала 20-х годов XIX века творчество Д.Г.Байрона становится в России постоянной темой литературно-критических статей, а его жизнь - примером подвига, воплощенного в делах. Английский романтик превратился в знаковую фигуру отечественного историко-литературного процесса и идеологической борьбы.

Диалогу Байрона с русскими поэтами и прозаиками посвящено много исследований . Однако в последнее время констатируется факт «поразительного пренебрежения» к поэзии Байрона . Между тем влияние художественного мира Байрона в России XIX века было огромным. Необходимость в появлении обобщающих исследований, посвященных восприятию Байрона, была отмечена на сессии, приуроченной к 200-летию со дня рождения великого романтика .

Характерной особенностью периода русской жизни, когда происходит наиболее активное восприятие романтизма Байрона и созданного им героя, стало осознание, что Россия находится на перепутье. В.Н.Майков, характеризуя переходные эпохи, выделяет следующие особенности: «мысль, одушевляющая период, начинает изнемогать, истощаться в содержании... общество утомляется той точкой зрения, с которой смотрело на вещи в течение этого периода. партии, образовавшиеся под влиянием духа времени, начинают распадаться.. .это... - миг всеобщего раздумья, всеобщей самостоятельности, всеобщего порыва к обнаружению своей личности» . В этих условиях байронический герой оказывается наиболее востребованным.

Новый тип героя был зафиксирован А.С.Пушкиным в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Евгении Онегине», «Выстреле». Существует огромная критическая литература об особенностях выстраивания диалога Пушкина и Байрона. Здесь важно учесть прежде всего реакцию современников. Так, в 1828 году С.П.Шевырев и И.В.Киреевский пишут статьи, в которых сопоставляют героев Байрона и Пушкина, подчеркивая оригинальность, самобытность русского поэта: в «Цыганах» выделяется «борьба между идеальностью

Байрона и живописною народностью поэта русского» , «противоречие двух разноголосных стремлений: одного самобытного, другого байронического» . При этом важно подчеркнуть, что называя характер Онегина «однородным с характером байронического героя», И.В.Киреевский полагает, что «время Чильд-Гарольдов, слава богу, еще не настало для нашего отечества: молодая Россия не участвовала в жизни западных государств, и народ, как человек, не стареется чужими опытами... нам дано еще надеяться -что же делать у нас разочарованному Чильд-Гарольду» . По Киреевскому, молодая Россия еще не доросла до байронического типа: Онегин равнодушен к окружающему, «но не ожесточение, а неспособность любить сделали его холодным. он не завлечен был кипением страстной, ненасытной души. Он также бросил свет и людей; но не для того, чтобы в уединении найти простор взволнованным думам». Кстати, А.С.Пушкин афористично высказал сходную позицию: «Что нужно Лондону, то рано для Москвы».

Однако В.Г.Белинский вскоре высказывал другую позицию о собирательном типе героев, представленных русским поэтом: «Не Пушкин родил или выдумал их: он только первый указал на них, потому что они начали показываться еще до него, а при нем их было уже много».

Дискуссионная проблема формируется уже при жизни Пушкина: поэт воспроизводит тип, сложившийся в контексте отечественного исторического процесса или он возникает на основе книжного облика байронического героя. С одной стороны, Онегин как байронический тип связан с современниками поэта, в качестве основных прототипов пушкинского героя называют П.Я.Чаадаева и Ал.Н.Раевского. С другой стороны, петербургскую молодежь обвиняют в подражательности байроническому герою, проявляя озабоченность, что они начинают играть в книжные роли английского романтика. Кто же с кого берет пример? Несомненно, что именно Петербург связан с увлечением байронизмом. Московская молодежь, если учитывать позицию Пушкина, ориентировалась на немецкую философию, что оказалось чрезвычайно полезным, поскольку спасло ее «от холодного скептицизма» . Формирование московского и петербургского текстов происходит в том числе и через отношение к байроническому герою.

Материалом для анализа стали две светские повести, созданные между пушкинским «Евгением Онегиным» и лермонтовским «Героем нашего времени» - «Маскарад» (1835) Н.Ф.Павлова и «Большой свет» (1840) В.А.Соллогуба. Произведения, созданные, условно говоря «писателями второго ряда», обычно нагляднее представляют процессы, идущие в обществе. Жанр светской повести - разновидность романтической повести (обычно выделяются еще фантастические и исторические повести), в центре которой «оказывается психологические раскрытие характеров главных героев, различных типов светского общества и совокупного собирательного «лица» света или своеобразной светской атмосферы» .

В повести «Маскарад» Павлов запечатлел тип гордого, как тогда называли со слов Белинского, «лишнего» человека. Байроническая составляющая образа главного героя связана с тоской и отчаянием. Автор прямо называет своего героя «англичанином». Тайну разочарования, презрения к свету, душевной черствости героя раскрывает доктор, оказавшийся свидетелем его семейной драмы. В середине 20-х годов XIX в. (Павлов стремится к точной датировке событий: непосредственное действие происходит один вечер в начале января 1834 года, когда герою лет тридцать, а знакомство с доктором произошло лет за восемь до этого) Левин, страдающий от одиночества в светском обществе, находит смысл жизни в любви к милой девушке, которая стала его женой. Однако счастливая семейная жизнь продлилась недолго: его жена простудилась и тяжело заболела. Перед смертью она пытается сжечь письма любовника.

Байронический тип героя в русской романтической повести включал определенные эмоциональные характеристики и свое интонационное выражение. В начале повести он окружен тайной, его воспринимают как «непостижимого человека». «Не подделался ли он с намерением под героев Байрона. Нет, эта мода прошла: надо равняться со всеми, смешно

быть занимательным, потому что наши дерзкие глубокомысленные Наполеоны, наши мрачные рассеянные Байроны - все изуверились, ни у кого не было за душой ни тяжких дум, ни немого отчаяния» . Вслед за Пушкиным Павлов проводит героя по сходным жизненным «ступеням»: Левин отказался от «первой роли на паркете и понял, что свет -«механическое сцепление, фосфор, который светит, а не греет, - тут нечем наполнить жизнь» , герой не чувствует призвания «запереться уединенно в кабинете и пойти в мученики к какой-нибудь плодотворной идее» , он не находит полезного дела: «На улице каждый день все та же карета, все то же лицо» . Если Онегин сначала отвергает мысль о возможности счастья в семейной жизни, то Левин только в семье находит «независимые наслаждения». Лермонтов тоже использует подобную ситуацию: Печорин в любви ищет применения своим недюжинным способностям, однако достижение цели приводит к угасанию чувств. Иначе эта ситуация разрешается в повести «Маскарад». Левин счастлив в семейной жизни, он все продумал, все заранее рассчитал. При этом Павлов подчеркивает, что герой все делает для себя. Пушкин называл это свойство байронических героев «безнадежным эгоизмом» (таковы Гяур, Конрад, Лара и др.). Автор повести «Маскарад» комментирует поведение своего героя следующим образом: «Его не терзали эти желания, требования, замыслы, несоразмерные с способностями, полученными от природы, - отличительная черта нашего века, - следы, оставленные, может быть, Наполеоном и Байроном; он не испытывал на себе этого стремления к какому-то безыменному и невообразимому подвигу; не страдал от этой тоски, от этого сброда мыслей, нахватанных отовсюду, растений не по нашему климату и не из нашей почвы, мыслей без корня и без плода» . Ситуация, подобная этой, представлена в драме Лермонтова «Маскарад», первая редакции ее относится к 1835 году. Не случайно Павлова называют ближайшим предшественником Лермонтова . Писатели работали над одноименными произведениями в одно время (Лермонтов представил драму в цензурный комитет в октябре 1835 года, повесть Павлова была опубликована в журнале «Московский наблюдатель», ч. 3, 1835). Между Арбениным и Левиным много общего: разочаровавшись в свете, они находят цель и смысл жизни в любви к женщине. Однако герои обнаруживают обман: в драме -ложный, в повести - действительный. В результате рушатся надежды героев на возрождение. Примерно одинаково они и наказаны: в одном из вариантов драмы Лермонтов заменил сумасшествие Арбенина отъездом. Последняя фраза повести Павлова звучит так: «Левин уехал куда-то умирать» . Связь произведений прослеживается и на уровне поэтики. Намеки и предсказания, предостережения таинственной маски, письмо, попадающее в руки главных героев - все это усиливает эмоциональное воздействие драмы и повести.

История «богатого эгоиста девятнадцатого столетия» повести «Маскарад» - очередная попытка анализа характера определенной группы людей светского общества, не нашедших своего места в жизни. Русский, точнее московский (Н.Ф.Павлов - известный в 30-50 гг. XIX в. поэт, прозаик, критик Москвы), вариант байронического героя заключает в себе устойчивые характеристики: одинокий, угрюмый, страдающий, загадочный, но все-таки «растение не по нашему климату и не из нашей почвы». Павлову важно было показать парадигму поведения, связанную с ущемлением чувства: мучительные страдания человека, осознавшего невозможность найти счастье в любви. Страдания тем более усиливаются, что с потерей веры в любовь рушатся надежды на возрождение к жизни.

В русской романтической повести важную функцию выполняют женские образы, с ними связан не только поиск идеала, смысла жизни, но более конкретное желание - создать семью, уединиться, обрести таким образом счастье.

Герой повести В.А.Соллогуба, гвардейский офицер Леонин, прототипом которого называют Лермонтова, становится жертвой интриги: его коварно увлекает блестящая светская красавица, чтобы не допустить его брак со своей младшей сестрой. Графиня Воротынская хочет казаться разочарованной. Она даже произносит речи, разоблачающие светское общество: «Мне свет гадок, неимоверно гадок; мне душно и тяжело». Между тем под маской страдающей женщины скрывается расчетливая и жестокая интриганка.

Когда-то она отказалась от любимого человека - Сафьева. Он как раз является героем, с которым в основном связан комплекс мотивов байронизма. Прежде всего, он - воплощение духа дендизма. «Опершись у колонны, высокий молодой человек, разряженный со всей изысканностью денди, смотрел довольно презрительно на окружающую толпу; сардоническая улыбка сжимала его уста» . Бытовой дендизм получил распространение в России в связи с увлечением Байроном. Его характерным признаком является элегантная поза разочарованности. В портретных характеристиках Сафьева это не раз подчеркивается: «высокого роста. с пальцем, заложенным за жилет, в лондонском черном фраке» . Дендизм становится манерой жизни Сафьева: «Пора мне ехать домой пообедать. У меня вино чудесное, а ростбиф такой, что в Лондоне бы на диво. Я не могу обедать один. Это единственная минута, в которую я имею надобность в людях» . Поведение Сафьева - своеобразный вызов светскому обществу и изменившей ему возлюбленной. Для нее он - «спутник неотвязный», «вечный упрек, вечный судья, вечная неотвязная тень» . Сафьева боятся, он имеет власть над окружающими, у него острый, озлобленный ум, он по-настоящему разочарован, его скорбь неподдельна.

К байроническому типу относится еще один герой повести Соллогуба - Щетинин: «нередко находила на него хандра неописанная. Тогда догадывался он, что в дружбе друзей его промелькивала зависть; что в приветствиях молодых девушек скрывалась тайная мысль о выгодном женихе; что светские дамы заманивали его в свои сети, потому что он в моде.. Тогда голова его склонялась от пустоты и усталости; тогда хватался он за грудь и чувствовал, что в ней билось сердце, созданное не для шума и блеска, а для жизни иной, для высшего таинства, - и тяжело ему было тогда, и хандра налагала на него свои острые когти». От хандры Щетинина спасает любовь к Наденьке - «полуземному существу», которое «будто слетело с полотна Рафаэля, из толпы ангелов, и смешалось с цветами весны» . Романтический конфликт героя с окружающим миром в данном случае счастливо разрешается: под влиянием Наденьки в Щетинине проявляются человеческие качества. Однако «свет» не меняется, и младшая сестра Воротынской легко вписывается в его жизнь.

Для русских байронических героев, относящихся к типу «лишнего» человека, очень важной оказывается земная любовь к женщине: с ней они связывают назначение человека. Этот вариант был продуман героем Павлова, но оказался разрушенным из-за неверности жены, в которой он тоже видел ангела; графиня Воротынская когда-то предпочла человека высшего света армейскому майору Сафьеву, а брак Щетинина и Наденьки преподносится с нескрываемой иронией.

Байронический герой светских повестей вписывается в типологию героев, охарактеризованных Н.А.Добролюбовым в статье «Что такое обломовщина?»: Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин и Обломов - как завершающий образ. «Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела». Добролюбов отмечает, что «типы, созданные сильным талантом, долговечны», «в общественном сознании все они более и более превращаются в Обломова», но иначе «могли бы развиться при других обстоятельствах» .

«Другие обстоятельства» существовали: в байроническом герое русского варианта были не только характеристики, связанные с разочарованием индивидуалиста, с ситуацией «сильной натуры, задавленной неблагоприятной обстановкой». Существует еще одна типологическая линия байроническая героя, которая в последнее время актуализируется: Онегин не только предшественник Обломова, но и предшественник Ставрогина. Герой пушкинского романа, как и герои поэм, Алеко и Пленник, как Сильвио из «Выстрела», символизируют не только определенную эпоху, незаурядную личность, которая не может найти применения своим силам, но - демонологического героя, определяется среди других (готической, французской) и байроновской традицией. Один из основных мотивов, связанных с образом Онегина, - мотив маски. Своеобразный риторический вопрос

поставлен в письме Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, /Или коварный искуситель.. .». В лирическом отступлении после объяснения в саду звучат слова: «Любовью шутит сатана». После чтения в кабинете Онегина Татьяна размышляет о своем избраннике: «Чудак печальный и опасный, / Созданье ада или небес, /Сей ангел, сей надменный бес, /Что ж он?» . Татьяна склонна видеть в Онегине «коварного искусителя»: «Ужель загадку разрешила? /Ужели слово найдено?» . В восьмой главе в лирическом отступлении перед появлением Онегина ему дается среди прочих определение «сатанического урода» .

С мотивом маски «надменного беса», «сатаны», «коварного искусителя», «сатанического урода» и др. связан мотив «чужого». Для Татьяны Онегин - «чужих причуд истолкованье» , и «для всех он кажется чужим» . А в письме к Татьяне Онегин сам заключает: «Чужой для всех» .

Инфернальность Онегина подчеркивается через взгляд, сближающий его, прежде всего, с героями Байрона и готических произведений, а не с фольклорными представлениями об «окаянном». Герой романа появляется перед Татьяной, «блистая взорами»: «Стоит подобно грозной тени, / И, как огнем обожжена, / Остановилася она» .

В вещем сне Татьяны «Онегин, взорами сверкая», внушает героине страх . Строки, в которых говорится о предстоящей дуэли, тоже включают описание взгляда Онегина: «И дико он очами бродит» .

При восприятии Татьяной во сне Онегина звучат слова: «Кто мил и страшен ей». При последней встрече с Онегиным она вспоминает прошлое и снова использует это слово: «В тот страшный час» .

Данные характеристики легко применимы к лермонтовским героям, к Сафьеву из «Большого света» В.А.Соллогуба, но определяющими они становятся в русской романтической фантастической повести, которая развивается параллельно светской -«Уединенный домик на Васильевском» Пушкина и В.П.Титова, «Перстень» Е.А.Боратынского, «Кто же он?» Н.Мельгунова. В «Искусители» М.Н.Загоскина даже появляется лорд Байрон, он оказывается главным агентом дьявольского барона Брокена . Характеристика этого типа дана в Пушкинской речи Достоевского: «Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей русской земле поселившейся. Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще надолго, кажется, не исчезнут» . Логическим завершением образа демонического скитальца оказывается герой романа Достоевского «Бесы» - Ставрогин. С байроническим героем здесь связывается комплекс мотивов отчуждения, неограниченного индивидуализма, своеволия и утверждение представление о демонизме, бесовстве как не русском явлении.

Таким образом, байронизм многолик. В разной среде он проявил себя по-своему, но в любом случае байронический герой наполнялся определенным идеологическим содержанием и напрямую связывался с задачей формирования личности.

Выделив в качестве основания типологии байронического героя русской литературы содержательный признак - степень идейной причастности героев отечественных произведений к байронизму - было выделено два типа: «лишний» человек как порождение политической ситуации национальной истории (байронический герой здесь совпал с внутренним явлением); и герой-скиталец, потерявший почву, не только как порождение русской истории, но как герой, пришедший в моду из книжного мира, прежде всего из творчества Д.Г.Байрона (это внешнее явление).

ЛИТЕРАТУРА

1. См., например:: Иванов,В.И. Байронизм, как событие в жизни русского духа [Текст] /В.И.Иванов // Иванов В.И. Собрание сочинений- Брюссель, 1971-1987. - Т.4. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин [Текст] /В.М.Жирмунский. - Л., 1978. Бродский Н. Байрон в русской литературе [Текст] /Н.Бродский // Литературная критика. - 1938. - №4. Бэгсби Л. Александр

Бестужев-Марлинский и русский байронизм [Текст] /Л.Бэгсби. - СПб, 2001. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания [Текст] /Н.Я.Дьяконова. - М., 2007. Люсова Ю.В. Рецепция Д.Г.Байрона в России 1810-1830-х годов. Автореферат... канд. филол. наук [Текст] / Ю.В.Люсова. - Н.Новгород, 2006.

2. Gardner, H. Don Juan // English Romantic Poets / M.H.Abrams, ed. - New York, 1975. -P.303.

3. См.: Великий романтик Байрон и мировая литература. - М., 1991.

4. Майков, В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году [Текст] /В.Н.Майков // Отечественные записки. - 1847. - №1. - С.1-2.

5. Шевырев, С.П. Обозрение русской словесности за 1827 год [Текст] / С.П.Шевырев // Московский вестник. - 1828. - №1. - Ч..7. - С.67.

6. Киреевский, И.В. Нечто о характере поэзии Пушкина [Текст] /И.В.Киреевский // Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М., 1979. - С.51.

7. Белинский, В.Г. Собрание Сочинений: В 9 т. - М., 1982. - Т.7. - С.375.

8. Цит по: Благой, Д.Д. Д.В.Веневитинов [Текст] / Д.Д.Благой // Веневитинов, Д.В. Полное собрание сочинений /Под ред. Б.В. Смиренского. - М-Л, 1934. - С.11.

9. Коровин, В.И. «Среди беспощадного света» [Текст] /В.И.Коровин // Русская светская повесть первой половины XIX века. - М., 1990. - С.5.

10. Павлов, Н.Ф.Маскарад [Текст] / Н.Ф.Павлов // Русская светская повесть первой половины XIX века. - М., 1990. - С.172.

11. См.: Вильчинский, В.П. Николай Филиппович Павлов. Жизнь и творчество [Текст] /В.П.Вильчинский. - Л., 1970. Трифонов Н.А. Когда же и где родился Павлов [Текст] /Н.А.Трифонов // Русская литература. - 1973. - №3.

12. Соллогуб, В.А. Большой свет [Текст] / В.А.Соллогуб// Русская светская повесть первой половины XIX века. - М., 1990. - С.360.

13. Добролюбов, Н.А. Что такое обломовщина? [Текст] / Н.А.Добролюбов // Добролюбов Н А. Избранные сочинения. - М.-Л., 1947. - С. 82-83.

14. Пушкин, А.С. Евгений Онегин [Текст] / А.С.Пушкин // Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. - М.,1981. - Т.4. - С.60.

15. См.: Вайскопф, М. Черный плащ с красным подбоем: Булгаков и Загоскин [Текст] / М.Вайскопф // Вайскопф М. Птица-тройка и колесница души. - М., 2003.

16. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. / Ф.М.Достоевский. - Л., 1984. - Т.26. - С.129.

© Ильченко Н.М., 2014