Андрей Панов: биография, личная жизнь, семья, фото. Андрей Панов: биография, личная жизнь, семья, фото Где похоронен андрей панов свин

Андрей Панов: биография, личная жизнь, семья, фото. Андрей Панов: биография, личная жизнь, семья, фото Где похоронен андрей панов свин
Андрей Панов: биография, личная жизнь, семья, фото. Андрей Панов: биография, личная жизнь, семья, фото Где похоронен андрей панов свин

Рак и Свин

В этот день неблизкого сейчас 1998 года погиб Андрей Свин Панов - родоначальник нашего панк-рока. Я с ним не был близко дружен, хотя Майк и Свин в своё время братались изрядно и даже, как кое-кто тогда считал, оба писали песни в стиле панк.
Поближе с Андреем я сошёлся зимой 1998 года, когда он предложил мне поиграть на его новом альбоме, я согласился и Свин приехал ко мне. Приехал он не один - с ним была его жена Оля и дружок: речной рак в трёхлитровой банке, которую он заботливо прятал в курточке.
Прежде всего мы занялись благоустройством товарища - выпустили рака в ванну, предварительно налив туда отстоянной воды для цветов и добавив чуть тёплой кипяченой воды из чайника - холода стояли тогда знатные. Немного подумав, я решил предложить раку кусочек копчёного мяса на свином рёбрышке - испросив у Андрея позволения, я подсунул вкусность раку прямо к месту, где, как мы подозревали, у него находился рот. К нашему удивлению, он начал есть! Что ж, знак был удачный и мы отправились на переговоры в гостиную, где продолжили банкет уже без рака, но с женой Олей.
Выпивали, говорили, снова выпивали - я пытался выведать у него какую ни на есть линию программы предстоящего альбома, но как только Андрей умудрился мне её объяснить, то я призадумался и выпил кстати. Помню лишь, что дальше я обнаружил себя сидящим в обнимку со Свином в спальне на тахте перед зеркалом и мягким голосом внушающего ему о том, что «всё это ерунда, надо менять концепцию и брать троих тромбонистов, которые безусловно, внесут огромнейшую лепту в развитие панк-рока в нашей стране», причём, на его вопрос - а почему именно тромбонистов, и именно троих? - я ответить не смог.
Тем не менее, согласие было достигнуто; сытый и повеселевший рак был отправлен в банку, банка под куртку и счастливая семья отбыла восвояси домой.
И тут на тебе! Заключили меня так не вовремя в Лебедёвку по подозрению в людоедстве.
Подошёл там ко мне как-то на прогулке знакомый и одними губами бросил: «Ты вроде его знал?» - затем сунул мне в руку кусочек бумажки. Вернувшись в камеру я её развернул - это оказался обрывок статьи «Последний Ковбой», в которой сообщалось о смерти Андрея от перитонита. Сукародина! Самый конец XX века и где? В Петербурге! Человек, безусловная звезда умирает от перитонита!
Прошло время, пришёл адвокат и передал мне от Ковриги уже выпущенную обложку кассетного альбома Свина на котором было злобно начертано: «На этом альбоме должен был играть ты!». Выяснилось, что это послание адвокат уже пару месяцев носил с собой забывая мне передать. Я вернулся в камеру грустным - что тут ещё скажешь...
До сих пор я с большой опаской смотрю на его альбом «Праздник непослушания или последний день Помпеи» и у меня не хватает сил его включить. Да-да, я ни разу не его не слушал.

Родился в довольно известной семье балетных танцоров Валерия и Лии Пановых и получил хорошее воспитание. Поступил в Театральный, но скоро бросил. Купив на деньги, присланные ему отцом, хорошую музыкальную аппаратуру, летом 1979 года организовывает свою группу «Автоматические Удовлетворители».

С конца 80-х годов является иконой панк-движения Питерского рок-клуба (президент Николай Михайлов). Интеллигентный асоциальный тип.

Первое публичное выступление группы состоялось 23 марта 1980 года в питерском кафе «Бриг». Позже по приглашению Артемия Троицкого группа дает концерт в Москве. После этого - фестиваль в Прибалтике. В период 80-х группа периодически то распадается, то вновь воссоединяется. Причиной этого является то, что постоянным участником является только создатель группы - сам Андрей. Остальные музыканты беспорядочно меняются. Выступает и записывается группа в этот период где и как придется. Единственная относительно профессиональная запись того времени - альбом «Терри, Черри и Свин» 1984 года.

В 1988 году, после очередного распада «Автоматических Удовлетворителей», Свин вместе с музыкантами групп «Нате!», «Фронт», «Беглец», «ДДТ» принимает участие в проекте «600», в котором поет свои песни. Группа сыграла в двух турах VI Ленинградского рок-фестиваля и совершила несколько гастрольных поездок в разные города. Осенью группа записала альбом «Песенники и пёсенники» на студии «MC», не слишком успешно отыграла концерт на фестивале «СыРок-88», после чего группа «600» распадается.

В середине 1990-х организовывает проект «Аркестр АУ», где играл свои песни в более оригинальной обработке, с использованием духовой секции, а также исполнил две композиции в стиле диско («Автоматический удовлетворитель» и «Огуречный лосьон»), и в стиле ска («Я сегодня пью один» и др.)

Умер 20 августа 1998 года по официальной версии от перитонита. Похоронен на кладбище Петербургского крематория. Однако, его мать в личной беседе с отцом утверждала, что «Свин» был убит (намёк на тест аллергической реакции, которую не провели врачи).

Последний его альбом, «Праздник непослушания или последний день Помпеи», под лейблом «фАУ» (Свин + музыканты группы «Rock’n’Roll City»), вышел незадолго до его смерти (появился на прилавках в апреле-мае 1998г).

Дискография

  • 1985: Надристать! (Свин+Алексей Вишня)
  • 1987: Рейган провокатор
  • 1988: 600 Песенники и пёсенники
  • 1990 Шестисотый
  • 1995: Тел. 1979-1994. Претензии не принимаются
  • 1995: Пейте с нами!
  • 1995: Аркестр АУ С особым цинизмом
  • 1998: фАУ Праздник непослушания или последний день Помпея

Андрей Валерьевич Панов , сценические псевдонимы-прозвища Свин , Свинья (23 марта 1960, Ленинград, СССР - 20 августа 1998, Санкт-Петербург, Россия) - советский и российский панк-рок музыкант, основатель, лидер и вокалист первой советской панк-группы «Автоматические удовлетворители», пионеров жанра в Ленинграде.

Биография

Могила Андрея Панова на кладбище Санкт-Петербургского крематория

Родился в довольно известной семье балетных танцоровВалерия и Лии Пановых и получил хорошее воспитание. Поступил в Театральный институт, но скоро бросил. Купив на деньги, присланные ему отцом, хорошую музыкальную аппаратуру, летом 1979 года организует свою группу «Автоматические удовлетворители».

С конца 80-х годов является иконой панк-движения Питерского рок-клуба (президент Николай Михайлов). Интеллигентныйасоциальный тип.

Первое публичное выступление группы состоялось 23 марта1980 года в питерском кафе «Бриг». Позже по приглашению Артемия Троицкого группа дает концерт в Москве. После этого - фестиваль в Прибалтике. В период 80-х группа периодически то распадается, то вновь воссоединяется, постоянным участником является только создатель группы - сам Андрей. Остальные музыканты беспорядочно меняются. Выступает и записывается группа в этот период где и как придется. Единственная относительно профессиональная запись того времени - альбом «Терри, Черри и Свин» 1984 года.

В 1988 году, после очередного распада «Автоматических Удовлетворителей», Свин вместе с музыкантами групп «Нате!», «Фронт», «Беглец», «ДДТ» принимает участие в проекте «600», в котором поет свои песни. Группа сыграла в двух турах VI Ленинградского рок-фестиваля и совершила несколько гастрольных поездок в разные города. Осенью группа записала альбом «Песенники и пёсенники» на студии «MC», не слишком успешно отыграла концерт на фестивале «СыРок-88», после чего группа «600» распадается.

В середине 1990-х организовывает проект «Аркестр АУ», где играл свои песни в более оригинальной обработке, с использованием духовой секции, а также исполнил две композиции в стиле диско («Автоматический удовлетворитель» и «Огуречный лосьон»), и в стиле ска («Я сегодня пью один» и др.)

Умер 20 августа 1998 года, по официальной версии от перитонита (однако, его мать в личной беседе с отцом утверждала, что «Свин» был убит (намёк на тест аллергической реакции, которую не провели врачи)). Похоронен на кладбище Санкт-Петербургского крематория. У него осталась семья: жена и пятинедельная дочь.

Последний его альбом, «Праздник непослушания или последний день Помпеи», под лейблом «фАУ» (Свин + музыканты группы «Rock’n’Roll City»), вышел незадолго до его смерти (появился на прилавках в апреле-мае 1998 г.).

Жанровое определение творчества

Андрей Панов, несмотря на панковский имидж, сам никогда не причислял своё творчество к панк-року, ровно как и творчество «Автоматических удовлетворителей».

Ты причисляешь себя к панк-культуре? - К культуре?! Нет, меня причисляют. А если рассматривать различные течения, то мне ближе всего модернизм. Рокешник же я не люблю. Поэтому не могу к себе относиться серьезно.

Согласно другим источникам, Свин называл своё творчество анархическим роком.

Эпатажность и значимость в музыкальной культуре

В среде советских и российских рок-музыкантов «Свин» Панов считается олицетворением советского панка. Объясняется это не только бунтарским содержанием песен, но и эпатажным, часто неординарным, неадекватным, даже асоциальным поведением:

Концерт АУ в Ленинграде, 1988 год. На фото: Д.Парфёнов, И.Титов, А.Панов

А.Панов (слева) и группа «ДК» (Морозов, Полянский, Яншин, Жариков) на панк-фестивале в Зеленограде в 1983 году

  • Основной бедой Панова, по словам современников, являлся хронический алкоголизм. На каждом выступлении Свин требовал выпивку - если алкоголь не приносили, Свин отказывался выступать. С этим было связано известное выступление группы «Автоматические удовлетворители» в телепередаче «Программа А» в 1992 году. Впервые на постсоветском телевидении выступала группа с абсолютно пьяным музыкантом, заснувшим с микрофоном на полу. Проснувшись, Свин принялся исполнять невнятно песни, то и дело запинаясь или забывая слова.
  • Другим эпатажным актом Свина являлось поглощение собственных экскрементов. Музыкант Алексей Вишня упоминал об этом в воспоминаниях о Свине:

О Свинье ходили легенды. Рассказывали, что однажды на какой-то остолованной вечеринке Андрей спокойно испражнился на виду у всей публики на чистую тарелку, затем поставил её на стол, повязал на грудь салфетку, и, - вооружившись ножом с вилкой, - принялся поглощать говно, отрезая от ровной колбаски ножом небольшие кусочки, аккуратно насаживая их на вилку и отправляя в рот. Я отказывался верить и однажды прямо спросил Свинью об этом. Он безусловно это подтвердил, и сказал, что не только говно умеет есть, но и мочу пить тоже. Я провокационно выразил недоверие, на что Андрей попросил у меня стакан, спокойно отправился в туалет, нацедил три четверти мочи и выпил у меня на глазах.

По словам Олега Ковриги, одного из последних продюсеров Свина и издателя его работ, распивание мочи и поедание кала было лишь очередным «сценическим» эпатажем для публики. То же самое утверждал и Вишня.

  • По словам самого Панова, эпатажность является определённым актом «актёрской игры»:

Когда я учился в театральном, нам сказали, что мы, все здесь сидящие - говно. Настоящие артисты ходят по улицам. Я это принял буквально на свой счет и сообразил, что играю-то я в жизни, сейчас вот. А выходя на сцену - я расслабляюсь.

  • Особую популярность Панову добавляла определённая «вражда» с Егором Летовым. Брат Егора, Сергей Летов, утверждал, что Егор Летов не любил Андрея Панова за его выходки на сцене, например, убийство маленьких котят на публику.

Дискография

  • 1985 - Надристать! (Свин+Алексей Вишня)
  • 1987 - Рейган провокатор
  • 1988 - Песенники и пёсенники (600 )
  • 1990 - Шестисотый
  • 1995 - Тел. 1979-1994. Претензии не принимаются
  • 1995 - Пейте с нами!
  • 1995 - С особым цинизмом (Аркестр АУ )
  • 1998 - Праздник непослушания или последний день Помпея (фАУ )

Фильмография

  • Взломщик - в эпизоде (в титрах не указан)
  • Просто хочешь ты знать (документальный фильм о Викторе Цое) - в роли самого себя
  • To Russia with love (Scorpions) - в эпизоде выступления в рок-клубе Ленинграда "на разогреве" перед выступлением группы Scorpions.

Память

  • Панову посвящена песня Майка Науменко «Бу-Бу». Впоследствии в изменённом виде, под названием «Надристать», вошла в репертуар «АУ».
  • Песня Виктора Цоя «Мама-Анархия».

Андрей Панов - советский и российский рок-музыкант, который стал лидером панк-группы «Автоматические удовлетворители». Он жил в период 1960-1998 годов. Чаще всего называли Андрея Панова Свином. Он вошел в историю как пионер жанра панк-рок в СССР.

Начало

Родился Панов Андрей Валерьевич 23 марта 1960 года в Ленинграде. Его родители вплотную занимались балетом. В детстве Андрей Панов часто бывал на репетициях, где сидел за кулисами, наблюдая за, как он говорил, «почти голыми женщинами».

В 1965 году его отец начал танцевать в Кировском театре, а потом решил уехать из страны. В тот момент семья Андрея Панова распалась - мать не хотела покидать страну. У нее в СССР оставалась больная мать. Когда отец уехал, Андрей Панов начал испытывать большие трудности в школе. Тем не менее, он сумел отучиться 8 классов, а затем пойти в медучилище.

В возрасте 16 лет услышал Андрей Панов песни Sex Pistols, познакомившись с Евгением Юфитом. Последний стал автором вошедшей в историю фразы: «У них появились такие же идиоты, как и мы…».

1977-1979

Когда Панов ушел из училища, он всерьез увлекся музыкой. Чтобы быть ближе к любимым песням, Андрей Панов устроился на работу в магазин звуковой аппаратуры. Там он обрел круг единомышленников.

«Когда мы начали идиотничать, еще не было никаких панков… Тогда мы все находились под влиянием Юфы. Никакие панки здесь вообще ни при чем — никакие Роттены, никакие ПИСТОЛЗЫ. Все это Юфины телеги…», - говорил о своей биографии Андрей Панов.

Уже потом молодые люди увидели в европейской коммунистической газете статью о панках. Как рассказывал сам Андрей, вся его команда завелась.

Идея создания группы родилась у Монозуба, который был знаком с Гребенщиковым. Как он рассказывал, он взял на прокат инструменты и привез к Андрею Панову. Группа называлась «Х…», так как играть никто ни на чем не умел.

В 1979 году Андрей поступает в Театральный институт. Отец выслал ему денег, и он сразу приобрел музыкальные инструменты, а место для репетиций появилось прямо у него дома. Квартира Панова, его группа была тесно связана с Виктором Цоем, группой «Пилигрим», «Палатой № 6». Как говорили сами ребята, хотели играть все, и делали это самозабвенно. Ради группы «Пилигрим» Рыбин бросил втуз, а Цой был исключен из художественного училища. Не проучился дольше семестра в училище и сам Панов, он ушел из института.

Слава

Андрей стал легендарным музыкантом, первым, чье выступление в пьяном виде транслировалось по центральному ТВ страны. Ходит много слухов о его выходках. И действительно, группа была эпатажным и ярким пятном на отечественной сцене.

Группа прославилась по большей части благодаря самому Андрею. Сам он отрицал принадлежность группы к панковскому движению, повторяя в интервью, что играет анархическую музыку, а ребята просто шалопаи.

В самой группе «Автоматические удовлетворители» состав менялся постоянно, а бывшие участники быстро становились настоящими звездами, в отличие от группы, из которой они были выходцами. Так, в группе был басистом Виктор Цой, друг детства Панова. Сохранилось немало вызывающих фото Андрея Панова с Цоем, которые называют «компроматом» на отечественное музыкальное светило.

Гитаристом в коллективе был и Алексей Рыбин, который позже ушел с Цоем. Клавишник «Алисы», Дмитрий Парфенов, также был гитаристом в коллективе Андрея.

Алексей Вишня, который позже работал с Цоем, а также со многими музыкальными коллективами, также некогда был членом коллектива «АУ».

Евгений Федоров, который позже стал лидером многих групп, также отмечался в составе «Автоматических удовлетворителей».

Илья Черт, который позже возглавил группу «Пилот», также играл на барабанах в группе Панова.

Сид из «Тараканов» был басистом в группе Панова.

О матери

Мать Андрея Панова не слишком любила мероприятия с панками, в которых участвовал ее сын. Но ей было интересно, как все происходило. Она встречала его с концертов раньше, он попадал в отделения милиции или вытрезвители. Она сама могла подложить сыну в карман коньяк, заботясь о его похмелье. А сам Андрей посвятил своей матери песню «Мама-мать». И она была уникальной, такого больше никто своей матери на отечественной сцене не писал.

Почему Свин?

Много вопросов осталось вокруг того, почему Андрей Панов назывался Свином. Вокруг его персоны ходило множество баек, в которые отказывались верить многие. Однако сохранились свидетельства о реальности некоторых из них.

Так, ходил слух о том, что как-то раз Панов испражнился на глазах у публики прямо во время мероприятия, а затем, положив продукт жизнедеятельности на тарелку, стал есть. На вопросы от Алексея Вишни о том, правда ли это, Панов отвечал, что да. Согласно воспоминаниям Алексея, Андрей Панов тут же подтвердил это действием.

Остались слухи о том, что Андрей увлекался самиздатовской книгой про уринотерапию. И дома у него были заготовки для данного рода терапии.

О творчестве

Нужно отметить, что, несмотря на то, что группа «Автоматические удовлетворители» стала колыбелью для многих ярких представителей отечественной рок-сцены, особых хитов она сама не записала. По крайней мере, в народной памяти они не сохранились. Самые известные их песни - «Дельтаплан», «Асса», «Огуречный лосьон». В историю группа вошла как первые российские панки.

Но есть один хит, написанный группой Панова. Теперь его считают народным, и даже на центральном телевидении, в передаче «Голос» объявили народной. А написали ее Солидный и Нехороший, панки в компании Андрея Панова. Называется она «Комиссар», а теперь ее часто называют «Вот пуля просвистела» либо «Батька-атаман». Так панковская песня стала признанной на всю страну в качестве белогвардейской народной.

Написали ее для Свина, согласно преданию, всего за час. Андрей Панов стал первым, кто ее исполнил. Затем ее пели «Чиж», Кинчев и так далее. Теперь она появляется на телевидении.

Личная жизнь

Жена Андрея Панова - Ольга Король-Бородюк. Чуть больше, чем за месяц до смерти Свина у них родилась наследница. Дочь Андрея Панова назвали Катаржиной.

О характере

В школе Андрей был домашним мальчиком, ему нередко доставалось от одноклассников. Он начал ненавидеть школьную жизнь. И до конца жизни вспоминал 1 сентября как день траура и скорби. Он радовался, когда школьники шли в школу, но среди них не было его. В тот момент формировалось его уникальное мировоззрение.

Нужно отметить, что Свин был прекрасно воспитан, он обладал изящными манерами, которыми мог при желании блеснуть. Но он бурно реагировал на серость, на правила, которые всегда стремился нарушить, разрушить среднестатистическое, и все в его деятельности было бунтом.

Он не любил ханжества, снобизма, он хотел избавиться от этого в своем искусстве. Он стоял особняком, он выражал самый настоящий социальный протест.

Про свою известность он подчеркивал, что это произошло случайно. Он говорил, что натура у него лакейская, и он должен был быть слугой, продавцом, но никак не социальным героем.

Однако никто из окружающих не видел ничего лакейского в Андрее Панове. Он наоборот был нонконформистом самой чистой воды, который отличался бесстрашием и страстной жаждой к жизни.

Он стал первым, кто ушел из ЛГИТМиКа по собственному желанию. В дальнейшем он не предпринял ни единой попытки, чтобы вернуться обратно, даже когда перебивался неквалифицированной работой. Выше всего он ценил свою свободу для настоящего дела, в которое верил. О своих мечтах он говорил так: создать самую плохую музыкальную команду, которая вообще только может быть. Это было дерзко, цель была высока, так как существовавшие в те времена группы вообще не выдерживали особой критики.

Но у Андрея было важнейшее преимущество перед всеми ними - они стремились стать лучше, а он сознательно добивался обратной цели. И он мгновенно получил соответствовавших его цели музыкантов, и дальше закрутилось. Никто не умел играть на своем инструменте во всей его команде.

Главным принципом группы стало «делай то, что любишь, невзирая на то, умеешь ты это делать или нет». Он говорил, что отдыхает, а не работает на сцене. Ему не было дело до того, что порой его музыку было невозможно слушать.

Образовывалась группа под действием закона вытеснения в группу. Он говорил о том, что непонимание и враждебность со стороны окружения заставляет тех, кто стремится создать или найти нечто новое, менять образ своей жизни до момента, пока они не найдут единомышленников. Тогда и сложилась группа «Автоматические удовлетворители», они называли себя «зверями», так как слова «панк» тогда еще даже не было в обиходе. Хотя по сути явление было тем же.

Они выглядели настоящими идиотами. Сложилась традиция носить непритязательную одежду, которая была отечественного производства, темные очки, а также появилась своя схема приветствия. Встречаясь, звери сгибали пальцы крючком, сцепляясь ими, затем приседали и издавали вопль. Окружающие люди вздрагивали и обходили компанию с опаской.

Андрей Панов, хотя не отличался примерностью в учебе, внутри был настоящим интеллигентом. А снаружи оставался вечно пьяным. Именно в таком образе большинству он и запомнился, и это создавало двоякое впечатление. Мышление его было уникальным. Он был личностью, которая многими не была понята, но все же личностью.

Провокации всегда были бунтарскими, артистическими, таким образом он выражал свое стремление к свободе. Даже многие коллеги по цеху, музыканты, возненавидели Андрея Панова. До сих пор осталось много преданий о противостоянии, которым наполнились его отношения с рядом музыкантов. Так, Панова ненавидел Летов. По слухам, все дело было в том, что однажды ради эпатажа Свин убил котенка прямо на сцене, а Летов котов очень любил.

Безусловно, такое поведение вызывало вопросы у многих, кто играл русский рок. Группы Свина не пускали в Ленинградский рок-клуб, руководствуясь идейными соображениями.

А Александр Липницкий вспоминал, как когда-то был обустроен банкет в честь Андрея Макаревича. Андрей Панов изысканно оформил стол, а затем в каждую белую тарелку положил по элементу собственных фекалий. Макаревич был шокирован.

«Автоматические удовлетворители» стали первой группой на отечественной сцене, вышедшей пьяной на телевидение. Участники коллектива вели себя неподобающе, и это была точка соприкосновения с Sex Pistols, которые были первой группой, ругнувшейся на национальном телевидении.

Виктор Цой был в первом составе «Автоматических удовлетворителей». Как вспоминал Панов, Цой всегда отличался скромностью и молчаливостью, и тогда он с приятелями начал его «раскачивать», говоря, что все занимаются сочинительством, а Цой просто играет на бас-гитаре. И тогда Виктор начал сочинять музыку, слова, а затем собрал свой отдельный коллектив.

Как-то раз Свин высказал идею смастерить из осколков бутылок статую Цоя и поставить на крышу дома, где он жил.

Панов прославился негативным отношениям к наркотикам. Хотя его часто обвиняли в пропаганде алкоголизма, он отвечал, что так выражается его пропаганда против наркотиков. Он повторял, что лучше пить, чем употреблять наркотики и ходить мрачным.

Про смерть Андрея осталось много разных догадок. Кто-то считает, что виновата в его гибели врачебная халатность, кто-то - что Андрей постоянно пил, а кто-то - что его убили. В любом случае, со смертью Панова страна потеряла личность.

Про байки

Истории про Андрея ходили из уст в уста, заставляя всех содрогаться в ужасе и смехе. Известно достоверно, что он неоднократно пил свою мочу, когда страна еще ничего не слышала о Малахове с его методами уринотерапии. В присутствии множества свидетелей он совершал акты копрофагии. Один раз он совершал акт дефекации во дворе, когда его обнаружил милиционер. Последний попросил Панова убрать безобразие, а тот взял все в горсти и подошел к милиционеру с продуктом дефекации в руках, вытянув их. Шокированный блюститель порядка убежал.

Известно, что он оставлял фломастерами надписи на девушках, с которыми просыпался в одной постели. Выражения были достойными настоящего панка.

Панов неоднократно раздевался прямо на сцене, а на одном из концертов, когда открылся занавес, зрителям предстали сидящие за столом члены группы «Автоматические удовлетворители», которые самозабвенно распивали алкогольные напитки, совершенно не обращая внимания на зал. Порой кто-то из них вставал, что-то бренчал, шумел, компания за столом запевала, а затем все продолжали пить. Так продолжалось 1,5 часа, после чего под бурные жесты недовольства из зала занавес закрылся.

Он не был чужд самокритики, чем еще больше поражал всех вокруг. Что бы не делал Свин, он превращал это в яркое действо, каким являлся он сам на протяжении всей своей жизни.

Невозможно вспомнить все байки, ходившие вокруг Свина, так как он создавал их ежедневно, ежечасно, и в каждой был настоящим панком.

Смерть

Умер он 20 августа 1998 года в Санкт-Петербурге. Причина смерти Андрея Панова - перитонит. Похоронили его на кладбище крематория, был устроен концерт его памяти, а все собранные денежные средства перечислили вдове. Ходит много споров по сей день по поводу смерти Свина Андрея Панова. Причины считаются невыясненными до конца. К примеру, его мать считает, что его убили.

(1998-08-20 ) (38 лет)

Андре́й Вале́рьевич Пано́в , прозвища Свин , Свинья́ (23 марта , Ленинград , СССР - 20 августа , Санкт-Петербург , Россия) - советский и российский панк-рок музыкант, основатель, лидер и вокалист группы «Автоматические удовлетворители », пионеров жанра в Ленинграде и СССР.

Биография

Родился в семье артистов балета Валерия и Лии Пановых .

После вечерней школы поступил в , но скоро бросил. Учился на одном курсе с Николаем Фоменко и Максимом Леонидовым . Тогда же, купив на деньги, присланные ему отцом, музыкальную аппаратуру, летом 1979 года начинает организовывать свою группу.

Первое публичное выступление «Автоматических удовлетворителей» в Ленинграде состоялось 23 марта 1981 года в кафе «Бриг» на дне рождения Андрея Тропилло . До этого группа уже гастролировала в Москве по приглашению Артема Троицкого .

По словам Олега Ковриги , московского издателя Свиньи, распивание мочи и поедание кала было лишь очередным «сценическим» эпатажем для публики. То же самое утверждал и Вишня.

  • По словам самого Панова, эпатажность является определённым актом «актёрской игры»:

Звукозапись

Самое удивительное, что при всем раздолбайстве «АУ» записало несколько лент, которые можно назвать альбомами.
Так заканчивалась статья о группе на сайте Питерского рок-клуба ещё до смерти Свина.

Первая запись «Дураки и гастроли» (она же «На Москву!», 80 год), подробно описанная Алексеем Рыбиным в своей книге, бесследно исчезла. У Троицкого, несмотря на уверения Свиньи, её не оказалось. Группу времен застоя (в стране) можно послушать на двух «лайвах» (Люберцы и Зеленоград, весна и осень 83 года соответственно) и «студии» Леши Вишни 84-го.

Вместе с перестройкой начинаются легальные фестивальные концерты. Один такой в Шушарах, записанный Андреем Тропилло на передвижную студию-вагон, значится первым альбомом «АУ». В следующем 1988-ом, вариант «600» записывает на студии свою программу. В 89-90 гг. «АУ» записывает полуторник в клубе-сквоте «НЧ/ВЧ», в общем лучшее из всего зафиксированного на плёнке (сама пленка правда почти сразу осыпалась).

В девяностые (ввиду отсутствия денег) записываться не стало проще. Ударным в этом смысле стал 1995 год, когда на малобюджетных студиях сделали сразу три кассеты: «Претензии не принимаются» в двух частях, «Пейте с нами!» и «С особым цинизмом». Последняя в общем отражала новую программу группы, ставшую уже «аркестром», в отличии от первых двух, записанных одним Черновым с большей частью песнями прошлых лет.

Единственный раз на профессиональной студии Свинья записался только в 98-м незадолго до смерти с группой "R’n’R City" (отметаемые Черновым старые песни, в металлическом звуке с новыми аранжировками).

Напишите отзыв о статье "Панов, Андрей Валерьевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Панов, Андрей Валерьевич

– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.
Как ветер по листьям пронесся взволнованный шопот: «едут! едут!» Послышались испуганные голоса, и по всем войскам пробежала волна суеты последних приготовлений.
Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.
В мертвой тишине слышался топот только лошадей. То была свита императоров. Государи подъехали к флангу и раздались звуки трубачей первого кавалерийского полка, игравшие генерал марш. Казалось, не трубачи это играли, а сама армия, радуясь приближению государя, естественно издавала эти звуки. Из за этих звуков отчетливо послышался один молодой, ласковый голос императора Александра. Он сказал приветствие, и первый полк гаркнул: Урра! так оглушительно, продолжительно, радостно, что сами люди ужаснулись численности и силе той громады, которую они составляли.
Ростов, стоя в первых рядах Кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал то же чувство, какое испытывал каждый человек этой армии, – чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества.
Он чувствовал, что от одного слова этого человека зависело то, чтобы вся громада эта (и он, связанный с ней, – ничтожная песчинка) пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть или на величайшее геройство, и потому то он не мог не трепетать и не замирать при виде этого приближающегося слова.
– Урра! Урра! Урра! – гремело со всех сторон, и один полк за другим принимал государя звуками генерал марша; потом Урра!… генерал марш и опять Урра! и Урра!! которые, всё усиливаясь и прибывая, сливались в оглушительный гул.
Пока не подъезжал еще государь, каждый полк в своей безмолвности и неподвижности казался безжизненным телом; только сравнивался с ним государь, полк оживлялся и гремел, присоединяясь к реву всей той линии, которую уже проехал государь. При страшном, оглушительном звуке этих голосов, посреди масс войска, неподвижных, как бы окаменевших в своих четвероугольниках, небрежно, но симметрично и, главное, свободно двигались сотни всадников свиты и впереди их два человека – императоры. На них то безраздельно было сосредоточено сдержанно страстное внимание всей этой массы людей.