Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души. "мертвые души" открытые вопросы Чья это характеристика

Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души. "мертвые души" открытые вопросы Чья это характеристика

Тест по поэме Гоголя Н.В. «Мёртвые души»

1. Кому принадлежит идея «Мёртвых душ»?

2) Пушкину А.С.

3) Грибоедову А.С.

4) Лермонтову М.Ю.

2. Укажите жанр произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1) притча

2) повесть

3) роман

4) поэма

3. В чем проявляется лирический элемент в произведении «Мёртвые души»?

1) в любовной интриге

2) в размышлениях Чичикова обо всем, что он видел

3) в лирических отступлениях

4) в пейзажных зарисовках

4. Укажите основную тему произведения.

1) жизнь крестьян

2) жизнь всей России

3) жизнь помещиков

4) жизнь чиновников

5. Укажите правильное продолжение высказывания.

Все части произведения связаны

1) образом помещиков

2) образом Чичикова

4) общим сюжетом

6. С каким мотивом тесно связан образ автора?

1) дороги

2) дружбы

3) свободы

1) действующее лицо

2) приятель главного героя

3) повествователь и лирический герой

4) сторонний наблюдатель

8. Укажите правильное продолжение высказывания.

Смысл названия произведения состоит в том, что

1) в основе произведения лежит фантастический сюжет

2) Гоголь называет «мёртвыми душами» крепостников и чиновников

4) главное в произведении – афера Чичикова по скупке бумаг на умерших крестьян

9. Кого в произведении можно назвать поистине живыми душами?

3) губернское общество и Манилова

4) Селифана и Чичикова

10. Укажите верную последовательность помещиков, к которым заезжал Чичиков.

1) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев

2) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

3) Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин

4) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

11. С какой целью Н.В. Гоголь именно в такой последовательности показал помещиков?

1) Помещики показаны произвольно.

3) Н.В. Гоголь таким образом противопоставляет помещиков друг другу.

12. Почему Гоголь в своём произведении подробно останавливается на биографии Чичикова?

2) Для читателя необходимо знать все подробности жизни главного героя.

3) Гоголь хотел провести параллель между Чичиковым и Плюшкиным.

13. С какой целью Гоголь вводит в своё произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

1) расширить круг действующих лиц

2) показать, к чему приводит нищета и безвыходность

3) указать на бюрократизм чиновников

4) опровергнуть суждение о безнаказанности властей

14. К какому типу литературных героев можно отнести капитана Копейкина?

1) «маленький человек»

2) «лишний человек»

3) «благородный разбойник»

4) резонёр

15. Какая проблема не поднята в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

1) проблема варварства

2) проблема ложных ценностей

3) проблема нравственного падения

4) проблема разрушающего влияния денег

ОТВЕТЫ: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 1, 7 – 3, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 4, 11 - 2, 12 – 1, 13 – 4, 14 – 3, 15 – 1.

1. Каков общий замысел «Мёртвых душ»?

Гоголь, долго и упорно размышляя над предназначением своего творения, пришёл к выводу, что цель его – показать всю Русь с присущими ей противоречивыми чертами, истинного русского человека во всей его полноте, с многогранностью национальных характеров и особенностей. Писатель хотел раскрыть перед нами все затаённые уголки русской души, съедающие изнутри недостатки и скрытые достоинства русского человека, окружённого повседневной паутиной мелочей, дел и событий. Гоголь, думая о будущем произведении, начинает чувствовать в себе даже миссионерскую мощь: он горит желанием помочь своему отечеству путём пробуждения «мёртвой», уснувшей души русского человека лучшим лекарством – очищающим смехом. Поэма была предназначена как разоблачающее, спасительное средство для «дремлющей» России, Гоголь считал, что это – его долг, его возможность быть столь же полезным своим писательским делом, как и любой простой государственный служащий полезен отечеству. Николай Васильевич намеревался создать грандиозное, всеобъемлющее сочинение, состоящее из трёх взаимосвязанных и вытекающих одна из другой частей. Они символизировали уникальный путь России от «летаргического сна» к осознанию, пробуждению, очищению и стремительному нравственному саморазвитию.

Таким образом, можно сказать, что замысел поэмы «Мёртвые души» был широчайшим по своему охвату персонажей, характеров, идей, событий и явлений сложной русской жизни.

2. Какие противоречащие друг другу принципы сюжета и композиции легли в основу поэмы?

Поэма «Мёртвые души» кажется противоречивой уже по обозначенному автором жанру произведения. Ведь, как нам известно из определения, поэма – это жанр литературы, отличающийся стихотворной формой. Получается, что Гоголь раздвигает существующие жанровые рамки и создаёт, как мы сейчас её называем, поэму в прозе. Почему это произошло? Ответ кроется ещё в одном противоречии: размышляя над своим творением, писатель твёрдо держался за идею создания невероятно масштабного, общечеловеческого произведения, хотел уподобить, приравнять его к эпопее, проводя аналогию его между такими огромными произведениями, как «Божественная комедия» Данте и поэмы Гомера. И осуществление всех этих мыслей в прозе было возможно лишь благодаря многочисленным лирическим отступлениям по ходу повествования, напоминающих читателю о грандиозности замысла, о его дальнейшем развитии по ещё неведомому, но великому пути.

И, наконец, одно из главных сюжетных и композиционных противоречий – возможность самой реализации всех идей Гоголя. Писатель буквально грезил о том, чтобы создать сильнейшее по воздействию на всех читателей произведение. В нём он хотел ярко и точно показать деградацию, застой, пробуждение и становление на путь истинный порочных русских душ. Однако он не хотел просто представить миру художественный идеал, возникший у него в голове. Наоборот, всеми своими силами и гением он пытался нарисовать живого человека, будто бы рядом с нами стоящего, осязаемого и реально существующего. Писатель хотел буквально воплотить человека, вдохнуть в него живой дух. И это трагично противоречило действительному осуществлению: такая задача оказалась не только не по силам Гоголю, но и неподвластной времени, отведённому самому творцу.

3. Есть ли противоречие в сочетании «мёртвые души»? Какие значения скрывает это сочетание?

Противоречие в этом словосочетании очевидно: ведь это – литературный оксюморон (таковы же, например, «живой труп», «грустная радость» и др.). Но, обращаясь к самой поэме, мы обнаруживаем и другие смыслы.

Во-первых, «мёртвые души» – это просто умершие крепостные крестьяне, «охота» за которыми составляет главную задачу Чичикова для достижения личного своего благосостояния.

Но здесь, и это во-вторых, открывается и другое значение, более важное для идейной составляющей произведения. «Мёртвые души» – это «сгнившие», порочные души того помещичьего и чиновничьего круга, в котором вращается Чичиков. Эти души забыли, что такое настоящая жизнь, исполненная чистых, благородных чувств и следования человеческому долгу. Чисто внешне все эти люди кажутся живыми, они разговаривают, ходят, едят и т.д. Но внутреннее их содержание, душевное наполнение мертво, оно либо навсегда канет в лету, либо с огромными усилиями и страданиями может возродиться.

В-третьих, кроется ещё один потаённый смысл словосочетания. Он представляет собой религиозно-философскую идею. Согласно христианскому учению, душа человека не может быть мёртвой по определению, она всегда жива, лишь тело может умереть.

Получается, что Гоголь усиливает значение возрождения, обновления «грязной» души, уподобляя её простой человеческой плоти.

Тем самым можно сказать, что даже такое короткое и ёмкое название поэмы помогает писателю передать и раскрыть огромное множество идей и тем, отображённых в произведении.

4. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?

Религиозно-нравственные искания писателя напрямую связаны с замыслом «Мёртвых душ». Можно сказать, что всё произведение построено на религиозных, нравственных и философских идеях.

Николай Васильевич стремился показать в поэме перерождение «грешников» в «праведников». Он тесно связывал нравственное перевоспитание и самовоспитание главного героя с христианской догматикой. Ведь по-христиански жить – это жить по божественным заповедям, в соблюдении которых отображаются лучшие черты человека. Верить в единого Бога, быть уважительным, не завидовать, не воровать и не красть, быть почтительным и вообще в сущности своей праведным – вот религиозно-нравственный идеал, который Гоголь хотел воплотить в произведении. Он считал, что преображение насквозь порочного человека всё же возможно с помощью смеха над самим собой, очистительных страданий, а затем принятия следования истине. Более того, писатель верил, что такой пример перевоплощения русского человека, а скором времени и всей России, может послужить «маяком» для других наций и даже для всего мира. Вполне возможно, что он мечтал о недостижимом идеале – всемирном, вселенском возрождении из пучины грехов и установлении праведности.

Гоголь тесно связал свои искания с замыслом поэмы, буквально соткав из этих мыслей всю «канву» произведения.

5. Почему у некоторых персонажей поэмы есть биографии, а у других нет?

В поэме показаны характеры многих помещиков, описан их быт, пристрастия, нравы. Но только у двух людей присутствует предыстория, рассказ об их прошлом. Это Плюшкин и Чичиков.

Дело в том, что такие личности, как Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрёв и другие показаны ярко, «во всей своей красе» и очень правдоподобно, мы можем полностью сложить своё впечатление о них и предсказать им их дальнейшую судьбу. Эти персонажи – представители «застоя» человеческой сущности, они такие, какие есть, со всеми их пороками и несовершенствами, и другими они уже не станут.

Что же касается Чичикова и Плюшкина, то здесь открывается одна из граней великого замысла писателя. Два этих героя, по мнению автора, ещё способны к развитию, обновлению своей души. Поэтому и у Плюшкина, и у Чичикова есть биография. Гоголь хотел провести читателя по всей линии их жизни, показать полную картину становления их характера, а затем преобразования и нового формирования характеров в последующих томах. Ведь, на самом деле, нельзя понять всю сущность человека, пока ты не познакомишься со всей его историей, со всеми его жизненными перипетиями, и Гоголь это прекрасно осознавал.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что писатель любую деталь своего повествования строил не случайно, а по определённым принципам, помогающим реализовать его замысел наиболее полно.

1143000Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Владимирский авиамеханический колледж»
Методическая разработка
ВИКТОРИНА
«Души мертвые и живые»
по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Владимир 2015
Пояснительная записка
Нелегкие времена переживает учебная дисциплина Литература. И дело не столько в том, что сокращается количество часов на ее изучение, сколько в том, что интерес студентов к чтению художественной литературы упал практически до нуля. Даже самые трудолюбивые студенты, имеющие в зачетных книжках лишь «4» и «5», при встрече с литературой стараются заменить процесс общения с книгой чтением краткого ее пересказа или экранизацией. А размышление над проблемами произведения и характерами героев подменяют зазубриванием ответов на вопросы, извлеченных из интернета.
В этих непростых условиях преподавателю приходится искать такие формы урока, при которых можно будет активизировать и читательский интерес, и исследовательский в отношении прочитанного.
Одной из форм такого «активизирующего» урока является литературная игра или викторина. Викториной называется игра, участники которой отвечают на вопросы, объединенные общей темой.
Использование литературной игры на уроках или во внеурочной деятельности преподавателя решает сразу несколько учебных задач: чтобы иметь шанс на победу (а желание победить всегда присуще большинству подростков), необходимо внимательно прочитать текст произведения. Значит первая задача – повышение интереса к чтению - будет решена. Если начать изучение произведения на уроках с уведомления студентов о том, что итоговой работой по нему будет соревнование между командами (особенно, если состязаться придется с командой другой учебной группы), то активизируется интерес и к изучению исторической обстановки времени написания произведения, и к характерам героев, и к авторскому замыслу, и даже к отдельным внешним деталям романа: как выглядит герой, что он говорит, с кем и как общается и т.п. (Ведь неизвестно, какие знания понадобятся на игре, а выиграть так хочется!). Значит, будет решена и задача повышения интереса к изучению различных аспектов произведения. Игра даст возможность пополнить свои знания, систематизировать их и закрепить, так как все ответы на вопросы будут озвучены и при необходимости прокомментированы преподавателем или жюри. Кроме того, литературная игра позволит преподавателю и оценить знания студентов, так как такая форма четко выявляет конечные знания студентов (на игре уже нет времени искать подсказки в интернете, и каждый студент оперирует уже закрепившейся в сознании информацией). При этом форма игры дает студентам возможность проявить творческие способности, научиться работать в команде, нести ответственность за общий результат, развить лидерские качества и т.п. Недаром Фридрих Шиллер заметил, что «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». То есть посредством игры будут решены и воспитательные задачи урока. Таким образом получается, что старинная форма урока – игра оказывается очень подходящей для использования в современном учебном процессе.
Способы проведения викторины различны:
Участники делятся на 2 команды, ведущий задает вопросы поочереди каждой из команд. Кто даст больше правильных ответов, тот и выиграл.
Участники делятся на 2 команды, ведущий задает вопрос первой команде, если ответа нет, этот же вопрос задается второй команде. Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.
Можно не делить участников на команды, а задавать вопросы всем играющим, после чего выявить набравшего больше других баллов.
Можно организовать игру так, что команды сами будут придумывать и задавать сопернику вопросы.
Можно в различных заданиях применять разные формы проведения игры, такой вариант сложнее в организации для преподавателя, но интереснее для студентов.
В данном методическом пособии я предлагаю вариант литературной викторины по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» с использованием материалов и по биографии писателя.
Данное мероприятие рассчитано на 1,5 – 2 астрономических часа, поэтому под него необходимо отводить две пары или проводить его во внеурочное время как внеклассное мероприятие.
Литературная викторина по поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души»
«Души мертвые и живые»
«Будьте не мертвые, а живые души»
Н.В. Гоголь
Цели:Повышение интереса к чтению художественной литературы и к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в частности, популяризация произведений Н.В.Гоголя, нравственное воспитание студентов, формирование стремлений к духовному обогащению, к активной жизненной позиции, воспитание патриотизма,проверка знаний по изученному произведению, раскрытие творческих способностей студентов.
План
Разминка.
Угадай героя.
Угадай эпизод (инсценировки).
Ответы на сложные вопросы, требующие обсуждения в команде.
Вопросы болельщикам.
Конкурс капитанов.
Заключение.
Подведение итогов.
Ход викторины:
Задание 1. Разминка
(отдельные несложные вопросы, оцениваются 1 баллом за правильный ответ)
Вопросы команде 1:
1. С какой целью Чичиков скупает мертвые души?
(заложить в Опекунский совет как живых и получить под них деньги)
2. Две главные мечты Манилова?
(построить мост через пруд и подземный ход под ним)
3. Назовите «исторического человека»? (Ноздрев)
4. Какой помещик назван «прореха на человечестве»? (Плюшкин)
5. Какой из помещиков смог обмануть Чичикова? (Собакевич)
6. Кому из чиновников «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или
погреба, и на столе все будет»? (полицеймейстеру)
7. Кто из помещиков подарил, а не продал Чичикову свои « мертвые души»? (Манилов)
Вопросы команде 2:
Как Гоголь определил жанр «Мертвых душ»? (поэма)
Историю жизни какого помещика поведал Гоголь? (Плюшкина)
Кто из чиновников «был добрый малый и вышивал по тюлю»?
(губернатор)
Как называлась беседка у Манилова? («Храм уединенного размышления»)
Какое прозвище дал Чичиков Коробочке? (дубиноголовая)
Кто из помещиков дороже всего продал Чичикову мертвые души?
(Собакевич)
О ком сказано: «Он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все
делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире»? (о прокуроре)
Задание 2. Угадай героя
(ответы оцениваются в 2 балла)
Вопросы командам:
« Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость
горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-ан-
глийски 2-3 клумбы с кустами сиреней; пониже пруд, поктытый зеленью…»
(Манилов)
2. «темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном
столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся ма-
ятником, к которому паук уже приладил паутину».
(Плюшкин)
1.«Впереди виднелся дом с мезонином, красной крышей и дикими стенами, - дом
вроде тех, какие строят для военных поселений. Было заметно, что при по-
стройке зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий хотел сим-
метрии, хозяин – удобства»
(Собакевич)
2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-
то птицами, зеркала с темными рамками…за всяким зеркалом заложены были
или письмо, или старая колода карт, или чулок»
(Коробочка)
1. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком то-
нок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»
(Чичиков)
2. «…он был человек видный, черты лица его не были лишены приятности, но в
эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства»
(Манилов)
«Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета,
рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и на
ступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий,какой
бывает на медном пятаке»
(Собакевич)
«Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей,
как мыши… На шее у него было повязано что-то такое, которого нельзя было
разобрать: чулок ли, подвязка ли, только никак не галстук»
(Плюшкин)
Кто так говорит: «Разинь, душенька, ротик»
«Препочтеннейший, прелюбезнейший»
«Майский день, именины сердца»?
(Манилов)
Кто сказал:«Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником
погоняет»?
(Собакевич)
Задание 3. Угадай эпизод и действующих лиц
(разыгрываются 3 сценки, отрепетированные заранее, обе команды определяют эпизоды и записывают ответы на листочки, после окончания листочки передаются жюри, ответы каждой команды зачитываются и оцениваются в 3 балла каждый правильный)
1. Чичиков и Собакевич. Покупка мертвых душ.
2. Плюшкин и ключница. Поиск четвертушки бумаги в доме Плюшкина
Встреча просто приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях. Первая
привезла второй историю о покупке мертвых душ.
(Текст сценок смотри в Приложении 1)
Задание 4.Ответы на сложные вопросы с предварительной подготовкой
(Обеим командам выдаются сразу 3 вопроса в письменном виде, на подготовку ответов 5 минут, отвечает любой игрок команды устно, зачитывая вопрос перед ответом. За правильный ответ – 5 баллов за каждый) Задание можно изменить, заменив вопросы ведущих на вопросы, которые заранее готовят команды друг другу.
Вопросы 1 команде:
1.Зачем введена в поэму «Повесть о капитане Копейкине»?
(Для изображения беззакония и бездушия чиновников как общероссийского явления и
оправдания протеста народа против произвола чиновников в борьбе за свои права)
2. Почему Чичиков смог найти с помещиками общий язык?
(В Чичикове есть многие из черт помещиков. Он «ни то, ни се» и мечтателен, как
Манилов; в шкатулке Чичикова все безделушки разложены, как у Коробочки;
Чичиков мечтает пожить в свое удовольствие, во всю ширь души, как Ноздрев,
хитер и расчетлив как Собакевич и т.п.)
3.Есть ли в поэме «живые души»? Кто они, почему?
(Умершие крестьяне, которые живут не для себя, а для людей, сумели, вопреки
тяготам бытия, сохранить живой интерес к жизни, способны на сострадание,
взаимопомощь,умеют радоваться мелочам жизни.)
Вопросы 2 команде:
1.Как относится Гоголь к появлению в России подобных Чичикову людей?
(Чичиков – выразитель новых тенденций развития русского общества, он предприниматель. Он энергичен, деятелен, находчив,не так закостенел и обабился, как помещики, он не так жаден, умеет ради достижения цели держать себя в узде, в отличие от чиновников. На момент написания поэмы Чичиков – будущее России. Но Гоголя это совсем не радует. Чичиков – подлец. Свое благополучие он строит на чужих бедах: оттолкнул старого умирающего учителя, обманул начальника и его дочь, брал взятки и т. п. Он ставит эгоистические цели, пользуется безнравственными средствами, чтобы их достичь. Он герой своего времени, но это еще один повод постараться изменить российскую действительность)
2.Кто «мертвые души» в поэме? Обоснуйте.
(Помещики, чиновники, Чичиков. Они ведут бесполезное существование,
интеллектуально и духовно не развиваются, не имеют позитивной жизненной цели,
не стремятся кдушевному контакту с людьми, не способны любить,сострадать,
сопереживать окружающим, радоваться мелочам жизни)
3.Почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?
(Поэма–это форма лиро-эпической поэзии, основные черты которой: развернутый
сюжет и развитый образ лирического героя - повествователя, который активно
включается в действие. Лирический герой эмоционально откликается на все события
произведения, оценивает героев и их поступки, отрицает Россию помещиков и
чиновников и утверждает Россию живого русского народа.
Без лирических отступлений поэма утратила бы мотив любви к России и надежды на
возрождение духовности. В «Мертвых душах» на 1 месте чувства автора: его грусть
по поводу происходящего в России и его надежда на возрождение страны, а не
события, происходящие с главным героям, как это должно быть в романе)
Задание 5: Вопросы болельщикам
(параллельно с выполнением 4 задания командами)
(задаются сидящим в зале, по 1 баллу за правильный ответ отдается команде, чей болельщик первым ответил на вопрос)
1.У кого из помещиков два года лежала книга, заложенная на 14 странице?
(Манилов)
2.Кого из героев поэмы характеризует ненасытная жадность, скупость, крохоборство?
(Плюшкин)
3.Кому принадлежат слова: «Почел за долг познакомиться и принести лично свое
почтение»; «Вы изволили пойти»; «Я имел честь покрыть и вашу взятку»?
(Чичиков)
4.Определите героя по описанию: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный
молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль
бакенбардами»
(Ноздрев)
5.В какой последовательности посещал Чичиков помещиков?
(Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин)
6.Кого из героев характеризуют: кулачество, человеконенавистничество, мракобесие,
грубость?
(Собакевич)
7.Кто из помещиков жил среди развлечений?
(Ноздрев)
8.Кто из чиновников рассказал «Историю о капитане Копейкине»?
(почмейстер)
9.Кем представляют чиновники Чичикова, узнав о его действиях с мертвыми душами?
(Фальшивомонетчик, капитан Копейкин, Наполеон, беглый преступник)
10.Какое прозвище дали мужики Плюшкину?
(Заплатанной)
11. Что сближает помещиков и чиновников
(все они мертвые души)
12.С чем сравнивает Н.В. Гоголь Русь в конце поэмы?
(с птицей – тройкой, т. е. тройкой лошадей, несущейся по просторам вселенной)
Задание 6 Конкурс капитанов:
выразительное чтение отрывков из текста поэмы (домашнее задание, отрывки выбирали сами капитаны или преподаватель предложил лирические отступления финала поэмы и про молодость души)
7.Перед подведением итогов - чтение ведущим стихотворения Н.Некрасова о Гоголе.
(Смотреть Приложение 2)
8.Подведение итогов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценка 1 Покупка мертвых душ у Собакевича
Ч. - Я хотел было поговорить с вами об одном дельце. По существующим положениям нашего государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми. Чтоб таким образом не обременять присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма в части оплаты податей за крепостных… При всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, поэтому я, чувствуя личное уважение к вам, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Я готов взять на себя эти расходы и выкупить, так сказать, ваши несуществующие души.
С. - Вам нужно мертвых душ?
Ч.- Да, … несуществующих.
С.- Найдутся, почему не быть
Ч.- А если найдутся, то вам, без сомнения... будет приятно от них избавиться?
С.- Извольте, я готов продать
Ч.- А, например, как же цена?.. хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно...
С.- Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку!
Ч.- По сту?!
С.- Что ж, разве это для вас дорого? А какая бы, однако ж, ваша цена?
Ч.- Моя цена! Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чем состоит предмет. Я полагаю с своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен за душу, это самая красная цена!
С.- Эк куда хватили - по восьми гривенок!
Ч.- Что ж, по моему суждению, как я думаю, больше нельзя.
С.- Ведь я продаю не лапти.
Ч.- Однако ж согласитесь сами: ведь это тоже и не люди.
С.- Так вы думаете, сыщете такого дурака, который бы вам продал по двугривенному ревизскую душу?
Ч.- Но позвольте: зачем вы их называете ревизскими, ведь души-то самые давно уже умерли, остался один неосязаемый чувствами звук. Впрочем, чтобы не входить в дальнейшие разговоры по этой части, по полтора рубля, извольте, дам, а больше не могу.
С.- Стыдно вам и говорить такую сумму! вы торгуйтесь, говорите настоящую цену!
Ч.- Не могу, Михаил Семенович, поверьте моей совести, не могу: чего уж невозможно сделать, того невозможно сделать, однако ж по полтинке еще прибавлю.
С.- Да чего вы скупитесь? Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы Бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом! Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.
Ч.- Но позвольте, зачем вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это всё народ мертвый.
С.- Да, конечно, мертвые. Впрочем, и то сказать: что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди.
Ч.- Да всё же они существуют, а это ведь мечта. Нет, больше двух рублей я не могу дать
С.- Извольте, чтоб не претендовали на меня, что дорого запрашиваю и не хочу сделать вам никакого одолжения, извольте - по семидесяти пяти рублей за душу, только ассигнациями, право только для знакомства!
Ч.- Мне странно, право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фуфу. Что ж он стоит? кому нужен?
С.- Да вот вы же покупаете, стало быть нужен.
Ч.- Два рублика
С.- Ну, извольте, и я вам скажу тоже мое последнее слово: пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!
Ч.- Как вы себе хотите, я покупаю не для какой-либо надобности, как вы думаете, а так, по наклонности собственных мыслей. Два с полтиною не хотите - прощайте!
С.- Ну, Бог с вами, давайте по тридцати и берите их себе!
Ч.- Нет, я вижу, вы не хотите продать, прощайте!
С.- Какая ж ваша будет последняя цена?
Ч.- Два с полтиною.
С.- Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа. Уж хоть по три рубли дайте!
Ч.- Не могу.
С.- Ну, нечего с вами делать, извольте! Убыток, да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему. Согласен на 3 рубля.
Ч. –Договорились!
Сценка 2 Плюшкин и ключница
П –Лежала на столе четверка чистой бумаги, да не знаю. куда запропастилась: люди у меня такие негодные! Мавра! А Мавра! Куда ты дела, разбойница бумагу?
М – Ей – Богу, барин,не видывала, опричь небольшого лоскутка,которым изволили прикрыть рюмку.
П – А вот я по глазам вижу, что подтибрила.
М – Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.
П – Врешь. ты снесла пономаренку:он маракует, так ты ему и снесла.
М – Да пономаренок,если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!
П – Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! Вот посмотришь, как припекут!
М – Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвертки?Уж скорее другой какой бабьей слабостью, а воровством меня еще никто не попрекал.
П – А вот черти –то тебя и припекут! Скажут: « А вот тебе, мошенница,за то,что барина –то обманывала!» , да горячими –то тебя и припекут!
М – А я скажу « Не за что! Ей – богу, не за что,не брала я …» Да вон он лежит на столе Всегда понапраслиной попрекаете!
П – Ну что ж ты расходилась так?Экая занозистая! Ей скажи только одно слово,а она уж в ответ десяток!Поди –ка принеси огоньку запечатать письмо Да стой,ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси – ка мне лучинку!
Сценка 3 Две дамы
Какой веселенький ситец!
Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтоб не коричневые были крапинки, а голубые.
Милая, это пестро.
Ах, нет, не пестро.
Ах, пестро.
Да, поздравляю вас: оборок больше не носят.
Как не носят?
На место их фестончики.
Ах, это нехорошо, фестончики!
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
Нехорошо, если все фестончики.
Мило до невероятности. Шьется в два рубчика: широкие проймы и сверху… юбка вся собирается вокруг, как, бывало, в старину, даже сзади немножко подкладывают ваты, чтоб была современная бель-фам.
Уж как вы хотите, я ни за что не стану подражать этому.
Я сама тоже…Право, как вообразишь, до чего иногда доходит мода… ни на что не похоже!
Я выпросила у сестры выкройки нарочно для смеху; Меланья моя принялась шить.
Так у вас разве есть выкройка?
Как же, сестра привезла.
Душа моя, дайте мне ради всего святого!
Ах, я уже дала слово Прасковье Федоровне. Разве после нее.
Кто же станет носить после Прасковьи Федоровны? Это уже слишком странно будет с вашей стороны, если вы чужих предпочтете своим.
Да ведь она тоже мне двоюродная тетка.
С мужниной стороны… Это выходит: вы мне хотите нанесть такое оскорбленье… Видно вы хотите прекратить со мной всякое знакомство.
Ну чтож наш прелестник?
2. Ах, боже мой! Что ж я так сижу перед вами! Вот хорошо! Вы ведь знаете, с чем я приехала к вам? Позвольте же, позвольте только рассказать…
Как вы ни восхваляйте ни превозносите его – а я скажу прямо, и ему в глаза скажу, что он негодный человек, негодный, негодный, негодный.
Да послушайте только, что я вам открою.
Распустили слухи, что он хорош, а он совсем не хорош, и нос у него самый неприятный нос.
2. Позвольте же, позвольте же только рассказать вам, душенька. Ведь это история, понимаете ли, история…
Какая же история?
2. Вообразите: приходит ко мне сегодня протопопша – и что бы вы думали: наш – то смиренник, приезжий – то наш, каков, а?
Как, неужели он и протопопше строил куры?
2. Ах, пусть бы еще куры, это бы еще ничего. Приехала к ней помещица Коробочка, перепуганная и бледная как смерть и рассказывает, совершенный роман: вдруг в глухую полночь раздается стук в ворота, ужасный, какой только можно представить, кричат: « Отворите, не то будут выломаны ворота.»
Да что Коробочка, разве молода и хороша собою?
Ничуть, старуха!
Ах, прелесть! Так он за старуху принялся.
Да ведь нет, душенька, совсем не то, что вы полагаете. Является вооруженный с ног до головы и требует « Продайте, говорит, все души, которые умерли». Коробочка отвечает « Я не могу продать, потому что они мертвые.» – « Нет, говорит, они не мертвые, это мое, говорит, дело знать, мертвые ли они, или нет; они не мертвые, не мертвые, кричит, не мертвые».
Это однако ж странно, что бы могли значить эти мертвые души?
Здесь не мертвые души, здесь скрывается что-то другое.
А что ж, вы полагаете здесь скрывается.
Ну, как вы думаете
Как я думаю? Я признаюсь, совершенно потеряна
Ну слушайте ж, что такое эти мертвые души. Мертвые души…
Что, что?
2. Мертвые души…
Ах, говорите ради бога!
2. Это просто выдумано для прикрытия, а дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку!
Приложение 2
Н.А. Некрасов. В день смерти Гоголя. 21 февраля 1852
Блажен незлобливый поэт, Питая ненавистью грудь,
В ком мало желчи, много чувства: Уста вооружив сатирой,
Ему так искренен привет Проходит он тернистый путь
Друзей спокойного искусства. (…) С своей карающею лирой.
Любя беспечность и покой, Его преследуют хулы:
Гнушаясь дерзкою сатирой, Он ловит звуки ободренья
Он прочно властвует толпой Не в сладком ропоте хвалы,
С своей миролюбивой лирой. А в диких криках озлобленья.
Дивясь великому уму, И веря и не веря вновь
Его не гонят, не злословят. Мечте высокого призванья,
И современники ему Он проповедует любовь
При жизни памятник готовят… Враждебным словом отрицанья. (…)
Но нет пощады у судьбы Со всех сторон его клянут,
Тому, чей благородный гений И, только труп его увидя,
Стал обличителем толпы, Как много сделал он, поймут,
Ее страстей и заблуждений. И как любил он – ненавидя!
Список литературы
1. Н.В. Гоголь «Мертвые души».-Любое издание.
2. Литература / Ред. Сигов В.К.- М., 2009.
3. Русская литература 19 века. / Ред. Архангельский А.Н. в 2-х частях. Часть 1., М.,
2002.
4. Козак О.Н. Литературные викторины.- С.-Пб: «Союз», 1998.
5. Алиева Л.Ю. Литература: тесты, контрольные вопросы.- М.: Издат-Школа, 1998.
6. Тесты. Литература/Автор – составительИ.М. Михайлова.- М.: Дрофа, 2002.
7. Геймбух Е.Ю. Русская литература 19 века. Учебное пособие.- М.: Издательский
отдел УНЦ ДО, 2003.

МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С.Лазаренко Волоконовского района Белгородской области»

Учитель русского языка и литературы

Тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»?

а) В.А.Жуковский; б) М.Ю.Лермонтов; в) никто; г) А.С.Пушкин.

2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя?

а) эпос; б) лироэпос; в) драма; г) лирика.

4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»

а) роман; б) повесть; в) поэма; г) рассказ.

5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии:

а) экспозиции; б) развязки; в) внесюжетных линий; г) завязки.

6. Как звали Чичикова?

а) Пётр Иванович; б) Павел Николаевич; в) Николай Иванович;

г) Павел Иванович.

7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки; б) С полтины; в) С рубля; г) С пяти рублей.

8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова?

а) Председатель; б) Заседатель; в) Депутат; г) Министр.

9. Кто из этих персонажей не из «Мёртвых душ»?

а) Манилов; б) Коробочка; в) Земляника; г) Ноздрёв.

10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова?

а) Картуз; б) Берет; в) Цилиндр; г) Шапка-ушанка.

а) Плюшкин и Чичиков; б) Коробочка и Манилов;

в) Ноздрев и Собакевич; г) Коробочка и Ноздрев

12. Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья»

а) Манилов; б) Коробочка; в) Ноздрев; г) Собакевич.

13. Узнай героя по ключевым словам: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило»

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

14.Кто из героев Н.В.Гоголя так угощает гостей:
«У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!»

а) Плюшкин; б) Собакевич; в) Ноздрев; г) Коробочка.

15. Чей это господский дом: «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»?

а) Коробочка; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

16. Чей это портрет: «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его лица»

а) Манилов; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Чичиков.

17. Кому из героев произведения принадлежал этот крепостной: «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного»?

а) Губернатор; б) Плюшкин; в) Собакевич; г) Чичиков

18. Кого из этих помещиков Чичиков посетил первым?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Манилов; г) Коробочка.

19. Кто из персонажей поэмы заломил Чичикову самую высокую цену за «мертвые души»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Коробочка.

20. От кого Чичиков получил мертвые души на самых выгодных условиях?

а) от Собакевича; б) от Манилова; в) от Плюшкина; г) от Коробочки.

21. Кто из этих гоголевских персонажей «Мёртвых душ» отличался особой скупостью?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Манилов.

22. Во что играли Чичиков и Ноздрёв в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?

а) Городки; б) Карты; в) Шахматы; г) Шашки.

23. У какого героя «Мертвых душ» книга всегда была открыта на 14-й странице?
а) у Ноздрева; б) у Манилова; б) у Собакевича; в) у Коробочки.

24. Тема «Повести о капитане Копейкине»:

а) столкновение истинного патриота Отечества с бездушной властью;

б) история жизни участника Отечественной войны 1812года;

в) жизнь Петербурга начала 19 века;

г) жизнь Петербурга конца19 века.

а) Метафора; б) Гипербола; в) Эпитет; г) Литота.

Ответы к тесту по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Как вы думаете, почему А. С. Пушкин, выслушав первые главы "Мертвых душ" (эти главы читал ему сам Гоголь), воскликнул: "Боже, как грустна наша Россия"? Как вы можете объяснить название поэмы? Какие черты объединяют изображенных Н. В. Гоголем персонажей?

Их объединяют отсутствие высоких побуждений, безразличие к судьбам родины и народа, корыстолюбие, узость интересов, грубый эгоизм, притупление всех человеческих чувств, умственное убожество и ограниченность.

Эти пороки типичны: они присущи и помещикам, и городским чиновникам, хотя проявляются в разной форме. Корыстолюбие, взяточничество, стремление не служить, а услужить, завистливость, подсиживание друг друга, сплетни, клевета - таковы характерные черты чиновничьего аппарата. И помещики, и чиновники, и "приобретатель" Чичиков - мертвые души, которые владеют и распоряжаются душами живыми.

Что важнее: общие черты помещиков и чиновников или их индивидуальные различия? Почему вы так думаете? Случайно ли сходство изображенных Гоголем в "Мертвых душах" городских чиновников и персонажей "Ревизора"? Как готовился Чичиков к своему жизненному поприщу? Что наказывал ему отец?

Чем отличается это наставление от "завещания" отца Молчалина? Чичиков с детства проявлял способности бесчестного "делового" человека: умел произвести благоприятное впечатление, угодить тем, от кого зависел, провернуть выгодную сделку, а добившись своего, предать, отвернуться от обманутого им человека (вспомним его школьные спекуляции, отношение к учителю; затем "путь наверх" в канцелярии). Он на всю жизнь запомнил совет отца пуще всего на свете беречь копейку, которая "никогда не предаст". Отцовский наказ Чичикову очень напоминает "завещание" отца Молчалина: оба учили своих сыновей приспосабливаться к жизни, пользуясь бесчестными средствами, но время внесло свои поправки в родительские наставления: если Молчалин-старший превыше всего ставил связи и благосклонность нужных людей, то отец Чичикова в период капитализации России считал, что самое верное средство преуспеть в жизни - деньги.

Как построена галерея помещиков-уродов? Какова последовательность рассказа о каждом из них? По сути, главы, посвященные помещикам, построены по одному плану. Считаете вы это достоинством или недостатком произведения? Почему? Какую роль в "Мертвых душах" играет "Повесть о капитане Копейкине"? Почему именно она была запрещена цензурой? Как в поэме раскрывается тема народа? Как по-вашему, согласился бы Гоголь со словами Некрасова: Еще народу русскому Пределы не поставлены. Пред ним - широкий путь? Назовите основные темы лирических отступлений в "Мертвых душах". Какова их роль в раскрытии идейного содержания произведения?

Лирические отступления раздвигают рамки повествования. В них раскрывается образ автора - патриота, верящего в великое будущее своей родины, в ее народ. В лирических отступлениях проявляется тонкая наблюдательность, остроумие, гражданское мужество писателя. Темы их очень разнообразны: о толстых и тонких (гл. I), о слабости русского человека (гл. II), о скрытом значении образа Чичикова (гл. XI), об отношении автора к жизни в юности, зрелом возрасте и старости (гл. VI), об отношении читателей к писателю-романисту и писателю-сатирику (гл. VII).

Особое место в раскрытии идейного содержания поэмы занимают размышления автора о судьбах беглых крестьян Плюшкина и "Русь-тройка", утверждающие веру писателя в будущее России.

Какие элементы композиции поэмы вы можете назвать уже после чтения первой главы?

Уже в первой главе мы находим два элемента композиции - экспозицию и завязку. Экспозицию представляет описание города, знакомство с губернскими чиновниками, некоторыми окрестными помещиками, конечно, знакомство читателя с самим Чичиковым. Знакомство Чичикова с помещиками и согласие нанести им визиты - это уже начало завязки сюжетного действия.

Что помогло вам найти границу между экспозицией и завязкой?

Практически границы между экспозицией и завязкой не существует. Оба этих композиционных элемента тесно слиты между собой. Как бывает во многих литературных произведениях, когда одни и те же эпизоды вводят читателя в обстановку будущего действия и одновременно намечают его отправные точки.

Один из исследователей творчества Гоголя утверждает, что у писателя детали "впаяны в сюжет". Как пример приводится колесо, о котором в самом начале рассуждают мужики. Казалось бы, пустяк. О нем сразу же забываешь. Но вот колесо подводит Чичикова в дороге. Исследователь утверждает, что при втором появлении колеса можно говорить об известном по мифологии колесе Фортуны. Прав ли он?

Исследователь прав. "Мертвые души" - это своеобразная трансформация плутовского авантюрного романа, динамика развития сюжета в котором строилась на идее превратности Фортуны (судьбы). Колесо Фортуны не раз подводило Чичикова в его предприятиях и до и после его основной авантюры с "негоциями" мертвых душ.

Назовите помещиков, которые дали Чичикову возможность осуществить свою "негоцию". Расскажите о том, кто вас более всего заинтересовал. Вам поможет сам Гоголь. Используйте план, по которому писатель создал эти образы: описание поместья и дома, портрет, диалог о продаже мертвых душ, расставание с героем.

Чичикову дали возможность осуществить его "негоцию" Манилов, Коробочка, Собакевич и Плюшкин. Трудно сказать, кто более всех может меня заинтересовать - все помещики как художественные образы яркие, колоритные, и обо всех можно составить содержательные рассказы. Возьмем, к примеру, Коробочку, к которой Чичиков попадает случайно. Интересно то, что она единственная женщина - помещица. Существует мнение, распространяемое некоторыми исследователями, что развитие сельского хозяйства в имениях задерживалось потому, что многие из них находились в руках женщин, как правило, вдов или незамужних дочерей. В основном дамы, не имеющие образования и опыта, либо передоверяли управление наемным лицам или приказчикам, или своими неумелыми действиями приводили имение к разорению. Малообразованная Коробочка вела хозяйство сама и достаточно успешно. В своей округе ее нельзя было назвать мелкопоместной, потому что она владела восьмьюдесятью душами мужского пола.

Приехав ночью, Чичиков смог заметить, что "уже по одному собачьему лаю… можно было предположить, что деревушка была порядочная". Обстановка комнаты была старинная: стены увешаны картинами с какими-то птицами, старыми маленькими зеркалами с темными рамками в виде свернувшихся листьев между обоев. За всяким зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Висели стенные часы с нарисованными цветами на циферблате. Основательностью и старинным вкусом отличалась и постель, которую служанка приготовила Чичикову, со взбитой периной. Она была настолько высока, что он вынужден был встать на стул, чтобы взобраться на нее, а потом она опустилась под ним почти до самого пола. Утром он заметил, что на стене висели не только картины с птицами, но и портрет Кутузова. Из окна гость увидел нечто похожее на курятник с огромным количеством птиц и всякой домашней твари, "свинья с семейством очутилась тут же". За ним тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем и прочим хозяйственным овощем. В огороде были яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями от воробьев и сорок. "Для этой же причины было сооружено несколько чучел на длинных шестах с растопыренными руками; на одном из них надет был чепец самой хозяйки". За огородами шли крестьянские избы, которые показывали довольство обитателей, "ибо были поддерживаемыми как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились", в сараях стояли новые телеги, а то и по две.

У самой Коробочки был типичный вид матушки-помещицы, которая держит голову несколько набок, постоянно жалуется на неурожай, но складывает денежки в пестрядиновые мешочки - в один целковые, в другой полтиннички, в третий четвертачки - и раскладывает их по ящикам комода.

В диалоге о продаже мертвых душ Коробочка изображена резко сатирически: с одной стороны, Гоголь подчеркивает ее религиозность, страх перед нечистой силой, с другой - хозяйственную и торговую сметку, доходящую до крайней тупости. Как и Собакевич, она с добром вспоминает умерших работников-крестьян. И даже уговоры, что Чичиков освобождает Настасью Петровну от уплаты податей за ревизские души (убытки от этого ее весьма огорчают), не убеждают ее, что души эти ничего не стоят и не имеют какой-либо материальной пользы.

В диалоге Коробочка показывает себя хорошим знатоком конъюнктуры цен на натуральные продукты - мед, пеньку и т. д. и настойчиво предлагает их вместо мертвых душ, цены на которые ей неизвестны.

Комический эффект создается подставляемыми Чичиковым ситуациями, вызывающими мистический страх Коробочки, например, предположением использовать мертвых вместо пугал на огороде и пожеланием увидеть черта ("С нами сила крестная! Какие ты страсти говоришь!" - проговорила старуха, крестясь", "Черта помещица испугалась необыкновенно"). Она уступает, испугавшись "забранок" Чичикова и надеясь, что он в будущем станет ее покупателем ("не позабудьте насчет подрядов"). Чичиков соглашался на все, лишь бы сейчас избавиться от нее. Упорство Коробочки психологически изматывает Павла Ивановича. При всем его умении вести себя, приспосабливаясь к собеседнику, о чем говорилось в этой главе, ему приходится основательно "попотеть", чтобы заключить с ней соглашение о "негоции".

Интересна речь Коробочки. В ней сочетаются народные выражения, что говорит о ее постоянном общении с крепостными (боров, чай, задедателя подмаслила, прихлебнете чайку, обращения батюшка, отец мой и т. д.) и выражения из Священного Писания.

При расставании с хозяином имения обычно Гоголь устами Чичикова дает заключительную характеристику, афористично и метко выраженную. Коробочка названа дубинноголовой. Однако Гоголь это обобщение расширяет и таким образом типизирует ее образ. "Точно ли велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остро - умно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее поместьях, запутанных и расстроенных благодаря незнанию хозяйственного дела, а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм". Гоголь, как бы успокаивая своего героя и призывая не сердиться на Коробочку, попутно замечает: "иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка".

Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания.

Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки - незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по количеству душ имения, приносящего определенный доход благодаря практической сметке хозяйки. Пейзаж в имении Манилова носит романтический характер: каменный дом в два этажа на юру, покатость горы была одета подстриженным дерном, разбросанные по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций, пять-шесть берез, беседка с характерной надписью "Храм уединенного размышления", пруд, покрытый зеленью, "что… не в диковинку в англицких садах русских помещиков". Внизу расположилось около двухсот бревенчатых изб, которые пока еще по неизвестной нам причине Чичиков принялся считать. Пейзаж этот соответствует мечтательной настроенности Манилова и его супруги, а также говорит о том, что хозяйством они не занимались.

Поэма Гоголя написана очень ярким, насыщенным различными художественными приемами языком. Найдите в одной из глав (по вашему выбору) эпитеты и попытайтесь их охарактеризовать. Они могут быть близки к фольклорным, могут быть метафоричны, могут быть гиперболичны.

К примеру, эпитет несуществующие заменяет мертвые. Манилов, стремясь выразиться как можно благороднее, когда Чичиков предложил назначить ему цену, отказался брать деньги, сославшись на то, что они которые в некотором роде окончили свое существование. Этот развернутый эпитет производит комическое впечатление. Комично и даже гротескно звучит также развернутый эпитет к слову "негоция" - не соответствующая гражданским постановлениям и дальнейшим видам России. Так витиевато спрашивает Манилов, смягченно определяя то, что является авантюрой. Но "образованность" и "преприятнейшее" впечатление, которое производит гость, заставляют его верить, что дальнейшим видам России оформление покупки мертвых душ не повредит. Кощунственно звучит слово "священное" в качестве эпитета к слову "обязанность" в устах Чичикова в контексте его махинаций.

Вспомните два сравнения в поэме: человек был назойлив, как муха, и люди мерли, как мухи. Вспомните, с чем были связаны эти сравнения. Чем отличается их содержание, характер использования сравнения?

Образ мухи в качестве сравнения неоднократно используется в "Мертвых душах". Так, в первой главе писатель сравнивает чиновников в черных фраках с кучами мух, носящимися вокруг рафинада в пору жаркого июльского лета. Размышляя о приспособляемости Чичикова к характерам своих собеседников, Гоголь рисует портрет чиновника, правителя канцелярии, который среди своих подчиненных восседает важно, как Прометей, а перед вышестоящим ведет себя, как муха. Сравнение Прометея и мухи говорит о приспособленчестве как качестве российского чиновничества. Если в первых двух случаях сравнение носит комический характер, то выражение "люди мрут, как мухи", характеризующее состояние дел в имении Плюшкина, уже подчеркивает трагичность положения русского крепостного крестьянства, находящегося в полной зависимости от "мертвых душ" помещиков и чиновников, управляющих Россией.

Вспомните примеры гипербол, которые запомнились при чтении. Смогли бы вы отличить гиперболы из произведений Гоголя от гипербол в произведениях других писателей? Что бы вам в этом могло помочь?

У каждого писателя своя манера использования изобразительно-выразительных средств, в том числе и гиперболизации. На гиперболе построена глава о Плюшкине, к примеру. Гиперболичен образ кучи, находящейся в помещичьем доме и собранной из хлама, подобранного на дороге. Гиперболически комичен вид старика, которого Чичиков принимает то ли за ключника, то ли за ключницу. Здесь гипербола сливается с гротеском в аспекте сочетания уродливого со смешным и придает описанию элемент трагического.

Гиперболами часто пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Мы знакомы с его сказками. В них гипербола приобретает фантастический оттенок. Генералы, оказавшиеся на необитаемом острове, настолько не приспособлены к жизни, что не знают, как делается хлеб, они думают, что булки растут на деревьях. Фантастична гиперболическая покорность мужика, который позволяет, находясь на свободе, эксплуатировать себя и даже привязывать веревкой, чтобы не убежал.

Попробуйте создать словарик наиболее типичных слов и выражений Ноздрева или Манилова, Собакевича или Коробочки. Что, кроме слов, характерных для каждого из них, можно было бы в него поместить?

Словарик Манилова может включать в себя характерные для него слова, придающие "сахарность" и приторность его поведению, такие, как сделайте милость, прошу покорнейше, позвольте вам этого не позволить, душенька, прелюбезнейший, обходительный и приятный человек, достойнейший, духовное наслаждение, именины сердца, случай доставил счастье, любезный (обращение к приказчику) и т. д. Манилов часто повторяет слово образованность, блестящее образование, которое он ценит в собеседнике или в людях, о которых говорит, явно преувеличивая его уровень благодаря ощущению собственного недостатка в образовании. Никакие другие персонажи поэмы не говорят об образовании и образованности. Так нейтральное слово, употребляемое Маниловым, несколько углубляет характеристику его образа.

Поэма "Мертвые души" - лироэпическое произведение. Таково ее кратчайшее определение. До сих пор вы читали и слушали поэмы, которые были написаны стихами, их лироэпический характер был вам очевиден и, наверное, не вызывал сомнений. Однако лирическое и эпическое начала сливаются во многих прозаических произведениях. Выделите элементы эпического и лирического в поэме Гоголя.

Приезд Чичикова в губернский город, сюжет, связанный с посещением помещиков с целью покупки "мертвых душ", разоблачение героя, предыстория героя - эпические элементы произведения. Авторские отступления и рассуждения Чичикова о крестьянах, "Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!", о "двух путниках и двух писателях, юности и старости", о "Руси-тройке" и др., которых много в "Мертвых душах", придают произведению лирическое начало.

В. Г. Белинский называл такие размышления писателя "гуманной субъективностью".

Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает?

Сближает патриотическое чувство: любовь к стране, размышления о ее будущем и настоящем, хотя темы лирических отступлений и Пушкина и Гоголя различные. Вместе с тем отступления у Гоголя по сравнению с пушкинскими привносят гражданский пафос, хотя, как и у Пушкина, в поэме есть размышления-воспоминания о юности. В "Евгении Онегине" есть также лирические пассажи об искусстве, обычаях светской жизни и т. п.

Главный герой поэмы "Мертвые души" - Чичиков. С ним связаны эпические стороны произведения, развитие сюжетной линии. Вместе с тем некоторые литературоведы относят к героям и Автора. Основания для этого есть, потому что он активно высказывает свою позицию в монологах, которые являются лирическими отступлениями и размышлениями. В лирическом произведении образ Автора может сливаться с образом лирического героя.

Булгаков в списке действующих лиц (афише) указал таких героев: Первый в спектакле; Чичиков Павел Иванович; Секретарь опекунского совета; Половой в трактире; Губернатор; Губернаторша; Дочка губернатора; Председатель Иван Григорьевич; Почтмейстер Иван Андреевич; Прокурор Антипатор Захарьевич; Жандармский полковник Илья Ильич; Анна Григорьевна; Софья Ивановна; Макдональд Карлович; Сысой Пафнутьевич; Петрушка; Селифан; Плюшкин, помещик; Собакевич Михаил Семенович, помещик; Манилов, помещик; Ноздрев, помещик; Коробочка Настасья Петровна, помещица… Как вы объясните последовательность появления этих героев в списке действующих лиц?

На первое место выходит Первый как комментатор, скрепляющий действие пьесы. Далее следует Чичиков, главный герой пьесы, и Секретарь опекунского совета, роль которого весьма существенна, так как он невольно подал идею для авантюры Чичикова, а стало быть, подсказал Гоголю сюжет поэмы, а Булгакову - сюжет пьесы. Затем герои разделяются на городских чиновников, их жен, обитателей города. Они составляют в афише особую группу как лица, определяющие жизнь российской провинции. При этом интересно заметить, что некоторые персонажи гоголевской поэмы, которые лишь упомянуты в тексте, в пьесе получают свой голос и какую-то функцию, например Макдональд Карлович и Сысой Пафнутьевич, напоминающие известных Бобчинского и Добчинского. Другую значительную группу персонажей, следующую за группой городских обитателей, составляют помещики, с которыми сговаривался Чичиков о купле-продаже мертвых душ. Именно городская группа, воплощающая административную систему России, создала условия для осуществления авантюры Чичикова.

Всего в комедии действуют 32 персонажа. Кто из них (посмотрите еще раз на афишу) пришел со страниц поэмы Гоголя и кого Булгаков ввел дополнительно?

Дополнительно введен Первый в спектакле. Из поэмы Н. В. Гоголя пришли в пьесу Чичиков, помещики, чиновники, слуги. Ряд второстепенных персонажей, о присутствии которых в поэме только упомянуто, включены в афишу и названы конкретными именами, что объясняется закономерностями процесса инсценирования прозаического произведения и претворения его в пьесу. Так, получают свои роли и дочка губернатора, и Сысой Пафнутьевич, и Макдональд Карлович, о которых Гоголь говорит, что о них "и не слышно было никогда".

Какие главы поэмы Гоголя использованы для создания "Пролога"? Какую роль играет "Пролог" в композиции комедии?

Для создания текста "Пролога" использован эпизод из главы XI (разговор Чичикова с секретарем и дача взятки). Композиционная роль этого диалога очень важна: Булгаков выносит в "Пролог" рождение замысла Чичикова разбогатеть на приобретении существующих только на бумаге душ умерших крестьян. Такое начало позволяет сценаристу динамично выстраивать сюжет пьесы, основанный на реализации этого замысла. Для Гоголя же важно постепенно раскрыть биографию и становление личности своего героя, поэтому эпизод возникновения преступного замысла дан в контексте предыстории Чичикова, включенной в композицию поэмы уже после завершения авантюры. Таким образом, "Пролог" в пьесе Булгакова можно считать экспозицией.

Сравните первый акт комедии Булгакова с текстом поэмы Гоголя. Какие главы в нем использованы?

Первый акт скомпонован из следующих глав. Во-первых, инсценировано краткое описание первого визита Чичикова к губернатору (глава I), откуда зритель узнает о пристрастии последнего к вышиванию по тюлю, о "бархатных" дорогах и о приглашении "пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку". Из этой же главы в пьесу вошли представление Чичикова губернаторше, знакомство с помещиками и чиновниками. Некоторые биографические сведения, которые можно было сообщить губернатору, перешли в первый акт пьесы Булгакова из XI главы поэмы с эмоциональными преувеличениями о своей честности перед законом и людьми (главы о встречах с помещиками). Представление губернаторской дочки, имеющее место в первом акте пьесы, состоялось у Гоголя в XVIII главе. Первый акт включает также визиты к помещикам и сцены торговли мертвыми душами (Манилов, Собакевич). Монолог Первого дает представление о лирических отступлениях Гоголя, его размышлениях о родине. Его заключительные реплики о помещиках переносят в пьесу авторские характеристики.

Последовательность визитов Чичикова к помещикам в пьесе Булгакова нарушена по сравнению с гоголевским текстом. Сначала изображены запланированные встречи, что приближает их к первым знакомствам на вечеринке у губернатора.

Подготовьте сообщение об одном из помещиков, пользуясь текстом комедии. Обозначьте сходство и различие с персонажами поэмы Гоголя.

Выбор персонажа для своего сообщения каждый сделает индивидуально. Различия в изображении помещиков в пьесе и поэме объясняются особенностями драматического произведения, которые создавал Булгаков на основе прозаического текста Гоголя. Характеристика персонажа будет составляться вами на основе его диалогов с Чичиковым, ремарок и некоторых комментариев Первого. В поэме достаточно много авторских описаний и самого помещика, и обстановки, в которой он изображается.

Подготовьте сообщение о Чичикове как главном герое комедии. Попробуйте хотя бы в самых общих чертах обозначить, что потерял и что приобрел герой комедии по сравнению с героем поэмы.

Готовя это сообщение, следует также опираться на знание специфики драматического произведения. Предыстория Чичикова не дана целиком, как у Гоголя, но оказалась разбросанной в репликах Первого и в сцене с секретарем опекунского совета. Выпадает описание внешности героя, детали его быта. И это, несомненно, обедняет представление о Чичикове, но усиливает в глазах зрителя занимательность пьесы, ее комедийный характер, так же как и комедийность образа главного героя.

Какова роль Первого в спектакле? Зачем, на ваш взгляд, ввел Булгаков этот персонаж в комедию?

Роль Первого - комментаторская. Булгаков собирался сделать его ведущим спектакля. В письме к В. И. Немировичу-Данченко драматург высказывал мысль, что "пьеса станет значительнее… если Чтец, открыв спектакль, поведет его в непосредственном и живом движении вместе с остальными персонажами, то есть примет участие не только в чтении, но и в действии". Эта идея не нашла поддержки режиссера, и по мере подготовки премьеры роль Первого сократилась и была отодвинута на второй план.

Так, по замыслу Булгакова, в финале комедии, когда Чичиков, ограбленный дочиста жандармским полковником и полицмейстером, снова покатил по России, Первый старается пробудить сочувственное отношение зрителей к самим себе, к обычной в нашем отечестве судьбе гонимого современниками поэта.

Какие излюбленные приемы писателя-сатирика полностью сохранились при инсценировке поэмы? Что добавил Булгаков из собственного арсенала драматурга?

Булгаков бережно относится к гоголевскому тексту и сохраняет в пьесе приемы писателя-сатирика, например контраст между религиозностью Коробочки, ее постоянным испугом перед мистическими силами, упорной боязнью не прогадать при продаже мертвых душ. Она не понимает, что совершает кощунственное действие, чем демонстрирует свою тупость. Однако ей (и это смешно) свойственна романтическая фантазия. Она рассказывает, что Чичиков вломился к ней в дом и заставил продать мертвых. Усилению гротеска в изображении Коробочки способствует введенная сцена ее допроса у председателя.

Булгаков добавил новый для сюжета финал, совершенно неожиданную развязку. Реальный смысл придается фантасмагорическому событию. В город назначается новый генерал-губернатор. Чичикова арестовывают. Грозя ему Сибирью, полицмейстер и жандармский полковник в "арестном помещении" обдирают его, как липку, берут с него взятку в тридцать тысяч ("Тут уж всем вместе - и нашим, и полковнику, и генерал-губернатору") и отпускают его. Сатирическая сила в разоблачении Чичикова и губернских правителей драматически возрастает, как говорится, вдвое. Зритель убеждается, что если уж такого авантюриста и мошенника, как Чичиков, в городе Н. обирают до нитки, то правы и Собакевич и Чичиков, говоря о городских властителях "мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет".

Как использованы в комедии лирические отступления поэмы?

Лирические отступления поэмы, естественно, значительно сокращены и включены в речи Первого, а также в некоторые высказывания самого героя. Это отступления о дороге, о юности и старости, которые звучат и перед и после посещения Чичиковым имения Плюшкина. Интересно представлена в комедии повесть о капитане Копейкине. Ее рассказывает почтмейстер, который упускает передать те мытарства, которые испытал Копейкин в своих хлопотах. И вдруг появляется настоящий Копейкин, оказавшийся фельдъегерем и принесший депешу о назначении нового генерал-губернатора. Прокурор умирает.

Как использованы в комедии пейзаж, интерьер, портреты из текста Гоголя?

В ремарках, в диалоге Манилова и Чичикова, в каких креслах сидеть дорогому гостю. Портреты героев и интерьер возникают в комментариях Первого, особенно перед диалогами в имениях Плюшкина и Собакевича. Интересные замечания звучат в ремарках об изменениях в лице Плюшкина, когда тот вспоминает совместные годы учебы вместе с председателем палаты. Сначала: "Разливается вечерняя заря и луч ложится на лицо Плюшкина" - появился какой-то светлый проблеск человеческого. И замечание Первого: "О, бледное отражение чувства. Но лицо скряги вслед за мгновением, скользнувшим на нем чувствам, стало еще бесчувственнее и пошлее".

Подготовьте чтение в лицах одного из эпизодов комедии. Участники могут дать после исполнения свой комментарий к изображенному эпизоду.

Выразительно читается сцена приобретения мертвых душ у Манилова. Разговор ведется в прекраснодушной манере. Каждый хочет понравиться. Чичиков говорит вкрадчиво, Манилов напряженно пытается вставить в свою речь ученые слова, например "негоция", вместо "сделка", "покупка".

Составьте краткий словарик языка одного из персонажей комедии. Можно создать и словарики двух героев, чтобы затем их сравнить. Если вы работали над созданием таких словариков при изучении поэмы Гоголя, то сравните их.

Словарик Михаила Семеновича Собакевича: дурак, разбойники, собака, свинья, лицо ласковое, разбойничье, Гога и Магога, мошенник, христопродавцы, пареная репа (отзывы о людях); торговаться, скупиться, настоящая цена, задаточек и др.

Охарактеризуйте ремарки в одном из актов комедии.

Акт второй. Ремарки к картинам пятой, шестой и седьмой рисуют кратко обстановку перед домами Плюшкина, Ноздрева, Коробочки, обстановку, соответствующую характерам и настроению хозяев дома. Запущенный, гнилые, набитая хламом - эпитеты, характеризующие состояние дома и усадьбы Плюшкина. В доме Ноздрева интерьер указывает на разгульный характер хозяина - сабля на стене, два ружья и портрет Суворова. Свеча, лампада, самовар, грозовые сумерки - обстановка, в которую Чичиков попадает у Коробочки.

Любители театра могут подготовить рассказ о судьбе комедии "Мертвые души" на сцене МХАТа.

История постановки "Мертвых душ" на сцене МХАТа была сложной и доставила Михаилу Афанасьевичу много душевных страданий. Когда он после телефонного звонка Сталина поступил в театр, ему предложили инсценировать "Мертвые души" и принять участие в постановке пьесы. К тому времени было уже предложено 160 вариантов инсценировки. Ни один из них не удовлетворил Булгакова, и он заявил, что "Мертвые души" инсценировать нельзя, нужно создавать новое драматическое произведение. С ним согласились и поручили выполнить эту работу. В мае 1930 года он делает первые наброски. У него был замысел показать и самого Гоголя, диктующего в Риме поэму. Однако эта затея была сразу отвергнута. 31 октября состоялось первое прочтение инсценировки в присутствии В. И. Немировича-Данченко. Знаменитый режиссер в целом одобрил комедию, но Булгакову не удалось ввести в спектакль образ равноправного действующего лица, в чем-то напоминающего автора. Его сочли резонером, комментатором, мешающим развитию действия. Булгаков настаивал. Ему казалось, что Первый сыграет положительную роль, особенно в сцене с Плюшкиным, и даже хотел ввести его в действие. Была предпринята попытка реализовать эту идею, но Качалов, которому была поручена роль Первого, не смог справиться с ней. Пришлось ее вывести за пределы спектакля. Кроме того, режиссер Сахновский ориентировал актеров на гротескно-трагического Гоголя, на символическое решение темы в духе Вс. Мейерхольда, что не устраивало Булгакова. С февраля 1931 года в работу над спектаклем включился К. С. Станиславский, и спектакль стал приобретать реалистические черты. Однако от роли Первого Станиславский также отказался. В процессе долгих, изматывающих репетиций менялся замысел инсценировки: у Станиславского было свое видение "Мертвых душ", и он ставил их по-другому, чем хотелось бы Булгакову.

В письме к П. С. Попову он так описывает творческий процесс работы над "Мертвыми душами": "И я разнес всю поэму по камням. Буквально в клочья. В Прологе действие происходит в трактире в Петербурге или в Москве, где Секретарь опекунского совета дал случайно Чичикову мысль купить и заложить покойников (загляните в т. I, гл. XI). Поехал Чичиков покупать и совсем не в том порядке, как в поэме. В картине десятой, называемой в репетиционных листках "камеральной", происходит допрос Селифана, Петрушки, Коробочки и Ноздрева, рассказ про капитана Копейкина, отчего прокурор умирает. Чичикова арестовывают, сажают в тюрьму и выпускают (полицмейстер и жандармский полковник), ограбив дочиста. Он уезжает".

Владимир Иванович был в ярости. Был великий бой, но все-таки в этом виде пьеса пошла в работу, которая продолжалась около двух лет.

Со многими решениями Станиславского Булгаков был согласен и даже восхищался ими, о чем писал Константину Сергеевичу. Так, его восхищало суждение о Манилове: "Ему ничего нельзя сказать, ни о чем спросить - сейчас же прилипнет".

В процессе работы Станиславского над пьесой нарастало сценическое действие. Выпала роль Первого, сокращены одни, изменены другие сцены. Возник театральный вариант комедии. Премьера состоялась 28 ноября 1932 года. В ней приняли участие такие знаменитые актеры, как Топорков, Москвин, Тарханов, Леонидов, Кедров. Он выдержал сотни представлений, стал классикой русского драматического искусства.

Как пишет современный исследователь жизни и творчества М. А. Булгакова В. В. Петелин, "Булгаков создал самостоятельное произведение, яркое, сценическое, многие актеры с упоением отдавались игре, потому что, как говорилось, роли были "играбельными", были индивидуальные сцены, были массовые, где были заняты десятки актеров и актрис… Так что театр торжествовал свой успех. И вместе с тем в пьесе "все из Гоголя, ни одного слова чужого", не раз утверждал сам Булгаков, а исследователи лишь подтвердили истинность его слов".

Внимательно прочтите фрагменты из "Мертвых душ" Гоголя. Решите, что перед вами: сравнения или метафоры, и попробуйте доказать свою правоту: "Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями"; "Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке". В. Катаев утверждает, что это метафоры. Прав ли он?

Вопрос сложный, так как все-таки метафорой можно считать нерасчлененное сравнение, в котором легко усматриваются оба члена. Здесь же они соединены союзами "как будто", "как", что характерно для сравнений. Их можно считать метафорическими сравнениями в силу того, что Гоголь придал сопоставляемым образам чрезвычайную выразительность и зримость.

По какой причине или совокупности причин Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой? Почему он в своих письмах иногда называл те же "Мертвые души" романом?

"Мертвые души" названы поэмой благодаря заложенному в этом произведении сильному лирическому элементу, сопровождающему сюжетное действие: вставным рассуждениям и лирическим отступлениям. Много грустных и вместе с тем мечтательно-лирических раздумий о будущем России, о ее талантливом народе, достойном иной участи и страдающем от глупых и бездарных помещиков и чиновников, распоряжающихся его судьбой. Вместе с тем многообразие поставленных в "Мертвых душах" проблем, широкий охват российской действительности, выразившийся в создании ярких картин городской и поместной жизни, позволяет считать это произведение романом.