Анализ диагностики по развитию речи. Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе

Анализ диагностики по развитию речи. Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе
Анализ диагностики по развитию речи. Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе

Методическое пособие

Диагностика уровня развития детей по речевому развитию

Перова Вера Николаевна,
старший воспитатель ГДОУ д/с №62
Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.

Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.

Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.

Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики.

IIМЛАДШАЯ ГРУППА

1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда».

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий..

Материал:картинки с изображением: игрушек - кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д.

2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./

Цель:определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет действия - 3 балла

Допускает 2 и более ошибки - 1 балл

3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи.

Цель:Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Много ошибок - 1 балл

4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку.

Цель:определение понимания предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5.Назови у кого что?

Цель:Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога.

Это хвост кого? - Лисы.

Это сумка кого? - Мамы.

Это машина кого? - Мальчика.

Это уши кого? - Зайца.

Материал:картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - ….

Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и употреблять их в речи..

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает две и белее ошибок - 1 балл

Инструкция к проведению:

2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает.

3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам.

4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции..

5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит.

6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково.

Итоговая оценка:

14- 18 баллов - высокий уровень

10 - 14 баллов - средний уровень

9 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

Чайник - блюдце - тарелка - кастрюля … /посуда/

Куртка - шапка - свитер - брюки…/одежда/

Тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги…/обувь/

Огурец - помидор - капуста - картофель - морковь …/овощи/

Яблоко - груша - апельсин - банан …/ фрукты/

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

животные, игрушки, мебель

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает 1-2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Материал:картинки

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает 1 ошибку - 2 балла

Допускает 2 и более ошибок - 1 балл

4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……

Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибок - 1 балл

5. Скажи правильно:

Яблоко. У Тани много …..

Дерево. В лесу много …..

Туфли. У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного

Числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина

Кофта бабушки - …

Газета папы - …

Нора лисы - …

/Чей? Чья? чьё?/

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./

Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./

Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./

Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.

Критерии:

Ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10.Скажи правильно:

У меня есть карандаш. /ручка/

У меня нет …

Я рисую …

Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

Материал:

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.

6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.

8. Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

22 - 27 баллов - высокий уровень

15 - 21 баллов - средний уровень

14 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3. Много чего? Шар - шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

Множественного числа.

Материал:картинки с изображением названных предметов

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными

Суффиксами.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца - …

Лапа медведя - …

Шерсть волка - …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

/Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Закончи предложение:

Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама - белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

Одна кукла, две …

Один шар, два …

Один жук, два …

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит.

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать чьи это части.

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

24 - 30 баллов - высокий уровень

14 - 23 баллов - средний уровень

13 и менее баллов - низкий уровень

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1. Составление и называние целого предмета из его частей.

Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь.

Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля.

Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло.

Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор.

Цель: Развитие высших психических функции мышления - внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого - 3 балла

Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла

Допускает 3 и более ошибки - 1 балл

2. Кто что делает? /с использованием профессии/

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

3.Закончи предложение: карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла

Допускает небольшое количество ошибок - 2 балла

Много ошибок - 1 балл

4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …,

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал:картинки с изображением животных и их детенышей.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева - деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - …

Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/

Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

7. Что делает мальчик?

Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: сюжетные картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла

Допускает одну ошибку - 2 балла

Допускает 2 ошибки - 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.

2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются.

6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети.

7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик.

Итоговая оценка:

17- 21 баллов - высокий уровень

12 - 16 баллов - средний уровень

11 и менее баллов - низкий уровень

Раздел «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» включает описание методик, направленных на выявление уровня речевого развития дошкольников. Учебно - методический комплект диагностических методик речевого развития создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

Учебно - методический комплект по организации обследования речевого развития дошкольников будет интересен и полезен преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Работая над учебно - методическим комплектом, нами был использован материал, представленный в книгах и пособиях Ф. Г. Даскаловой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Е.С. 3aйцевой, В.К.Шептyнoвой и др.

"Обследуя - обучаем, обучая - обследуем"

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Однако для построения правильной и эффективной работы, прежде всего, необходимо выявить нарушения и недостатки в речевом развитии ребенка, что проводится в процессе диагностического исследования. Коррекционно-профилактическую работу необходимо начинать с диагностики, которая является начальным этапом работы.

Определение уровня речевого развития ребенка - одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин, так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности, онтолингвистики, когнитивной психологии, нейропсихологии и мн.др.

Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка.

Однако исследование столь уникальной способности человека, как способность к речевой деятельности, относится к самым сложным областям научного знания, в силу того что здесь приходится иметь дело с объектом, развитие которого происходит как системогенез (по П.К. Анохину): это значит, что разные элементы (блоки, модули) системы развиваются неодновременно и неравномерно. Одни из них, первичные, необходимы для формирования других, вторичных, осуществляющих более сложные и тонко дифференцированные функции. Поэтому концентрация исследовательского интереса лишь на отдельных, хотя и очень значимых, аспектах развития речи и усвоения языка оказывается неоправданной с точки зрения общепризнанной системной методологии.

Поиск унифицированных методик исследования детской речи предпринимался специалистами практически с самого начала изучения этой проблематики. Анализ источников, содержащих описание различных подходов, методов и приемов исследования речи детей, проведенный Т.Н. Ушаковой, показал, что уже на самых ранних этапах становления этой области научного знания специалисты говорили о бесперспективности узконаправленных, фрагментарных исследований отдельных звеньев речевого процесса (регистрационный учет голосовых реакций, фонетической составляющей речевого потока, описания детских слов и др.). Еще в 1927 г. известный исследователь детской речи Н.А. Рыбников подчеркивал важность и значимость систематических методов, позволяющих дать целостную картину непрерывного развития ребенка.

Во второй половине ХХ в. исследования детской речи получили интенсивное развитие, и здесь особое место заняли темы врожденности/приобретаемости речеязыковых навыков и умений, зависимости речевого развития от интеллектуальных способностей, периодизации усвоения родного языка и мн. др. Возникли новые методические подходы и технические возможности исследований.

Во многом это было обусловлено появлением на свет такой интегративной научной дисциплины, как психолингвистика, которая нашла свое применение в обучении родному и иностранному языкам, речевом воспитании дошкольников, логопедии, реабилитационной работе после мозговых травм, судебной психологии, криминалистике и мн.др.

В качестве «инструментальной» науки психолингвистами была выбрана системология, дающая возможность моделировать процесс речепроизводства.

Именно моделирование позволило психолингвистам приблизиться к осознанию сущности речеязыкового феномена человека, выделив в процессах понимания и продуцирования речи отдельные звенья, определенным образом связанные между собой.

Психолингвистика оказала известное методологическое влияние на все науки, объектом изучения которых является речь ребенка.

Так, например, в логопедии были разработаны и приняты различные классификации речевой патологии, в одной изкоторых нарушения внешней (фонационной) стороны речи отделялись от нарушений, возникающих на более ранних, глубинных этапах речепроизводства (клинико-педагогическая классификация); а в другой нарушения усвоения языковых средств общения (язык) противопоставлялись нарушениям применения этих средств (речь) (психолого-педагогическая классификация). Также на основе психолингвистических разработок Р. Е. Левина впервые доказала наличие корреляции между определенными нарушениями в устной речи и соответствующими специфическими ошибками в письменной речи. А в лингводидактике (теории обучения языку) ключевыми понятиями стали: языковая компетенция, речевая компетенция и коммуникативная компетенция. Виды речевой деятельности были классифицированы по принципу различия их психофизиологического механизма.

Под влиянием психолингвистических идей к оценке речи ребенка стали подходить уже на основе оценки не только звуковой стороны высказывания, а всего комплекса используемых ребенком языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических, фонетических и др. Структурно эти методы исследования нашли отражение в виде уровневого деления речевого развития ребенка. Наиболее известной, является классификация уровней речевого развития, созданная Р. Е. Левиной.

Уровневое деление речевого развития ребенка позволило добиться определенной унификации в речевой диагностике, предоставляя логопедам возможность методически более грамотно осуществлять свою деятельность. Однако описательный характер этой классификации, по сути затрагивающей лишь внешние проявления глубинных мысле-речеязыковых процессов, а не саму коммуникативную деятельность, на современном этапе развития науки уже не может полностью удовлетворить специалистов. Результатом такой неудовлетворенности явились многочисленные публикации, в которых в качестве основных критериев определения уровня речевого развития ребенка предлагались: состояние языковой способности как психолингвистической универсалии (Н.В. Микляева), состояние высших психических функций, выявляемое на основе нейропсихологического исследования (Т.В. Ахутина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова), уровень владения языковыми средствами (О.Е. Грибова, Т.П Бессонова), состояние когнитивной сферы и потенциальных возможностей овладения речью (О.Н. Усанова, Н.Я. Семаго) и др.

Безусловно, эти наработки позволили существенно расширить и углубить представления об устройстве и функционировании речеязыкового механизма в условиях нормы и речевой патологии. Однако практикующему педагогу бывает достаточно сложно без специальной теоретической подготовки разобраться в методологии той или иной диагностики (очень часто эти методики представлены исключительно как сборник тестовых заданий различной направленности). В настоящее время профессионалы нуждаются в универсальных, верифицированных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих оценить речь ребенка с позиции сформированности ее главной функции - функции коммуникации.

Мы разделяем мнение специалистов, которые считают бесперспективным изучение отдельных психических процессов или функций, различных видов деятельности в отрыве от общепсихического развития ребенка, ибо изучение такой важной сферы психики, как речевая, не может осуществляться с помощью хаотичного набора концептуально не связанных между собой проб или заданий.

Диагностика речевого развития дошкольников предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка речевых возможностей детей дошкольного возраста.

Диагностика состояния речи ребёнка.

Учебно - методический комплект «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(Диагностика уровня речевого развития дошкольников 4 - 5 лет. )

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М.: Каисса, 2008. - 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников 5 - 6 лет. )

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М.: Каисса, 2008. - 95 с. (Диагностика уровня речевого развития дошкольников 6 - 7лет. )

Диагностика речевого развития детей 1 младшей группы

Диагностика речевого развития детей 2 младшей группы по программе Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».

Диагностика речевого развития детей средней группы по программе Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с. ( Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова) .

( Диагностика понимания значений многозначных слов и фразеологизмов).

(Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы).

Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
Подбор перечней слов, разработка технологии обследования осуществлялась с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967, 1970); Н.П. Ивановой (1980); Л.Ф. Спировой (1992); В.И. Яшиной (1975); О.И. Соловьевой (1966) и других авторов. (Изучение лексического развития дошкольников ).

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с. (Диагностика познавательных способностей. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»).

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с . ( Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи).

Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1989. ( Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей 5 лет).

(Импрессивная речь).

3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c. (Устная речь).

Обследование грамматического строя речи.

Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников c задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с. Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, 1992; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; И.О. Соловьева, 1996). ( Изучение сформированности грамматического строя языка.)

Технология обследования звукопроизношения.

Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи де­тей. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. (Библиотека журнала «Логопед».) (Диагностика выразительности речи).

3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб. : КАРО, 2012- 72c. (Методика диагностики состояния фонематических компонентов речи).

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. (Обследование звукопроизношения дошкольников ).

Методика обследования речедвигательной сферы дошкольников (Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. ).

3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c. (Обследование состояния неречевых психических функций).

Обследование звукопроизношения у детей в картинках (1 часть).

Обследование звукопроизношения у детей в картинках (2 часть).

Тест функции дыхания ребёнка.

Методики обследования связной речи у дошкольников.

Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. - М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. - 80 с. (Изучение умений придумывать монологи (рассказ, сказку) с использованием образных средств языка).

Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. - М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. - 80 с. ( Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения ).

Обследование речи ребёнка с помощью интерактивных игр и мобильной документации.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

Диагностика успешности развития речи детей подготовительной группы.

Источники:

psmetodiki.ru

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1985. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. - М., 1984.

2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //

4. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.

5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978. Воспитание и обучение в детском саду. - М., 1976. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. - М., 1986.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

8. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.А. Абакумова. - М., 1940. - Ч. 1.

9. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М., 1978.

10. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1986.

11. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1974. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. -

12. М., 2001.

13. Зарубина НД. Методика обучения связной речи. - М., 1977.

14. Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1986.

15. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусстве?. - М., 1969.

16. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. - М., 1985.

17. Карпинская КС. Художественное слово и воспитание детей. -М., 1972.

18. Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Изв. АПН РСФСР. - М.;Л., 1948.

19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

20. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. - М., 1965.

21. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1992.

22. Негневицкая ЕЖ, Шахнарович A.M. Языки дети. - М-., 1981.

23. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1990.

24. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А.П. Усовой. - М., 1955.

25. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

26. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2001. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. -- М., 1994.

27. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

28. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов/ Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1990.

29. Развитие речи и речевого общения / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1995.

30. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М., 1966.

31. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М., 1978.

32. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. - М., 1988.

33. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи II Дошкольное воспитание. - 1981. - № 2.

34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1981.

35. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 2001. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.

36. Ушинсшй К Д. Избр. пед. произв. - М., 1968.

37. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.

38. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М., 1974.

39. Чуковский К.И. От двух до пяти. - 19-е изд. - М., 1966.

40. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М., 2000.

41. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1966. Мурашова И. Дифференциация видов логопедической диагностики (журнал "Дошкольное воспитание№ 07.2017").

    Критерии связной речи. Требования к рассказам дошкольников.

    Цель и задачи обследования уровня связной речи детей.

    Методика диагностики уровня связной речи детей.

1. Критерии детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников. К ним относятся:

    логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

    грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

    точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

    богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

При обследовании связной речи выявляется умение детей составлять разные виды рассказов, в каждом из них проверяются следующие умения:

1) при пересказе литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику героев;

2) в описании (по картинке, по игрушке) отражать основные признаки и части предмета, называть его функции, назначение;

3) в повествовательном рассказе последовательно передавать развитие сюжета, использовать косвенную речь при передаче диалога героев;

4) составлять рассказ-рассуждение на основе проблемной ситуации, перечислять основные факты, события, делать соответствующие умозаключения, выводы.

Во всех видах рассказов важно отметить умение детей соединять части высказывания разными типами связей.

2. Особенность обследования связной речи состоит в том, что по результатам диагностики навыков связной речи можно судить об остальных направлениях речевого развития детей: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи.

Обследование проводят в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. При правильных ответах следует поддержать, одобрить ребенка, при неправильных – не исправлять ребенка, но в протоколах отметить невыполнение. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике воспитатель должен пользоваться данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделяют четыре уровня развития связной речи.

Высокий уровень . Ребенок может поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомое художественное произведение, без помощи взрослого составить рассказ на наглядной основе (по предмету, по картине), рассказать о событиях из личного опыта. У ребенка достаточный запас слов, редко встречаются неточности и повторы в употреблении лексических средств, наблюдается владение способами согласования и образования слов, грамматические ошибки допускаются в отдельных, сложных словоформах. Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет навыками интонационной выразительности речи.

Достаточный уровень . Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ребенка не отличается яркой выразительностью.

Средний уровень . Ребенок может участвовать в общении, самостоятельно пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова, смешивает слова из близкородственных языков (русского и белорусского). Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна.

Низкий уровень . Ребенок с трудом поддерживает разговор на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексический запас ниже возрастной нормы, смешивает русские и белорусские слова, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов), не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.

Оценка по всем заданиям выставляется ребенку в баллах. Оценивается каждый ответ ребенка в соответствии с показателями уровней развития связной речи.

4 балла ставят за самостоятельный, точный и правильный по всем параметрам ответ.

3 балла получает ребенок за самостоятельный, но неполный ответ, с незначительной неточностью.

2 балла получает ребенок, допустивший неточность, отвечающий по наводящим вопросам на основе уточнений взрослого.

1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, не понимает вопросы.

В целом, если 2/3 ответов оцениваются у ребенка в 4 балла – это высокий уровень развития связной речи. Если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла – это достаточный уровень. Если 2/3 ответов оцениваются по 2 или 1 баллу, то соответственно определяется средний или низкий уровень.

3. Для проведения обследования уровня развития связной речи используются следующие задания.

Описательный рассказ . Ребенку предлагают составить рассказ описание по предмету или картинке, например про ежика. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, конец и выражено свое отношение к объекту;

3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;

2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;

1 балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.

Повествовательный рассказ . Ребенку предлагают серию сюжетных картинок, которые ему надо разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последовательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

Творческий рассказ . Ребенку предлагают придумать рассказ или сказку без опоры на наглядность. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок придумывает самостоятельно рассказ или сказку с развернутым сюжетом или описанием;

3 балла – ребенок затрудняется выбрать самостоятельно тему, составляет рассказ на тему, предложенную педагогом;

2 балла – ребенок придумывает рассказ с помощью взрослого;

1 балл – ребенок не может составить связное высказывание даже с опорой на вопросы педагога.

Пересказ литературного произведения. Ребенку предлагают пересказать только что прочитанный воспитателем рассказ или сказку. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

Качество выполнения ребенком заданий оценивается и на основе критериев связной речи, которые характеризовались выше. Кроме того, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, черты характера, скорость мыслительных процессов и индивидуальные качества голоса (силу, темп речи).

Результаты обследования уровня связной речи каждого ребенка заносятся в протоколы обследования и обобщаются в сводной таблице для всей группы. На основе этих данных можно запланировать как индивидуальную работу с каждым ребенком, так и основные направления работы по развитию связной речи детей в группе.

Литература

1. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

В этой статье:

Чтобы понять, каким образом проводится диагностика речевого развития у детей дошкольного возраста, необходимо уяснить для себя, что такое речь и какой она бывает у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Итак, речь - это еще одно подтверждение психического развития дошкольника. С помощью речи дети знакомятся с окружающим миром, учатся налаживать коммуникационные связи с детьми и взрослыми. Своевременная диагностика речевого развития детей позволит выявить возможные отклонения и найти способы для их решения.

Особенности речевого развития в младшем дошкольном возрасте

Если дошкольник развивается в благоприятных для него условиях, то правильное произношение с соблюдением основных интонаций устанавливается к 4 годам. К этому же времени у малыша сформирован достаточно солидный запас слов, в котором подавляющее большинство – существительные и глаголы. Также малыш в младшем дошкольном возрасте осваивает множественное и единственное число в речи, применяет падежи, учится выражать мысли и эмоции с помощью как простых, так и сложных предложений.

Что касается анализируя речь особенностей, которые можно диагностировать,детей младшего дошкольного возраста, то
они могут быть следующими.

  1. Дошкольники могут нечетко произносить отдельные звуки.
  2. Интонации несовершенны.
  3. Дикция, сила голоса нуждаются в развитии и корректировке.
  4. Неточности в числах и падежах при объединении слов.
  5. Пропуски отдельных членов предложения.
  6. Стремление создавать новые слова, как способ познания родного языка.

Речь детей 4 лет имеет яркую ситуативную окраску и очень экспрессивна.

Речевое развитие дошкольников среднего возраста

В среднем дошкольном возрасте речь
детей переходит на новый уровень: малыши пробуют осваивать монолог и новые способы словообразования. После 5 лет для детей становится естественным понимание слова как звукового процесса, многие пробуют себя в роли юных поэтов, рифмуя слова, которые порой не имеют смысла, но отличаются созвучием. Не стоит пресекать подобное занятие, так как именно оно способствует развитию речевого слуха, умению подбирать слова, схожие по звучанию.

На 5-м году жизни словарный запас малыша пополняется словами, которые характеризуют качества предметов и действия, производимые с ними. Для детей среднего дошкольного возраста уже не является проблемой определение функций предметов. Именно в этот период дети знакомятся с основными грамматическими правилами. Пока их речь наполнена неологизмами, но, несмотря на это, они уже понимают, что такое описание, как построить повествовательный рассказ.

Основные проблемы с речью у детей в этом возрасте связаны с неправильным произношением определенных звуков, а также непониманием грамматических правил. Особенность речи в этом возрасте - это ее неустойчивость и подвижность.

У детей одного возраста может быть разный уровень речевого развития. Диагностика речевого развития детей на 5-м году жизни проводится по методике диагностики уровня развития речи для младших дошкольников с небольшим изменением заданий.

Речевое развитие у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте дети говорят практически на уровне взрослого человека, разве что их
словарный запас пока не такой богатый. Большинство детей произносят звуки и слова без ошибок, их речь наполнена контролируемыми интонациями, словарный запас пополняется синонимами, антонимами, многозначными словами.

Дошкольник такого возраста использует слова в речи с полным пониманием их значения, усваивает грамматическую систему языка, использует сложноподчиненные предложения, старается говорить правильно, самостоятельно исправляя ошибки.

Главная особенность старших дошкольников
- умение строить тексты разных типов, с использованием слов-связок и соблюдением основной структуры текста: завязки, середины и концовки.

Несмотря на все достижения, речь детей старшего дошкольного возраста по-прежнему несовершенна. Допускаются грамматические ошибки при попытках построить сложные конструкции, а также неспособность построить идеально связный текст.

О диагностике речевого развития

Чтобы диагностика развития речи у детей на каждом из этапов дошкольного возраста дала точный результат, необходимо понимать, какими навыками должны владеть малыши.

Итак, в младшем возрасте к концу 4-го года жизни дети способны:


В среднем дошкольном возрасте степень речевого развития может быть определена по итогам анализа навыков детей. Они способны:

В старшем дошкольном возрасте дети способны:


Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассказывают о сюжетах картин, демонстрируемых им, используя разные виды связей.

Проанализируйте речь малыша дошкольного возраста для определения его навыков, после чего сделайте выводы о его речевом развитии. Также диагностика может быть проведена по специальной методике с учетом возраста и особенностей ребенка.

При диагностике речевого развития у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на следующие положения:

Коммуникативно-риторические умения в подготовительной группе связаны с умением анализировать и оценивать общение

А также с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки:

Умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что - о чем, как и др.;

Умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;

Овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

Уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; -- соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялась диагностика «Развитие речи по программе «Радуга».

Диагностика детей подготовительной группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям.

1. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

Были предложены следующие задания:

а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Для обследования понимания речи и уровня активного словаря предлагалось следующее.

а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу.

Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она… . 3. Художественная литература.

а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение

б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название.

в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Оценка выполнения заданий проводилась следующим образом:

9-10 баллов (высокий уровень) - отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.

5-8 баллов (средний уровень) - на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно.

1-4 баллов (низкий уровень) - на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно.

Анализ полученных данных заносили в индивидуальную карту ребенка, где указывались данные о ребенке. Ниже приводится сводная таблица данных испытуемых по всем трем видам заданий (см. таблицу 2).

Таблица 2

Звуковая культура речи

Понимание речи, активный словарь

Художественная литература

1. Марина В.

2. Артем Б.

3. Слава Т.

4. Роман С.

5. Диана Н.

6. Константин Д.

8. Света В.

9. Даниил Ж.

10. Алина Л.

11. Ирина М.

12. Вероника С.

13. Ярослав К.

14. Богдан Г.

15. Кирилл А.

16. Лада Д.

17. Севастьян С.

19. Мария Б.

20. Марк З.

В результате анализа полученных данных, был получен средний балл, результаты, представлены в таблице № 3 и в виде диаграммы на рисунке № 2.

Таблица №3 Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей подготовительной группы

Полученные данные представлены в следующей диаграмме:

Рис. 2

Таким образом, в процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что у 10 детей из 20 высокий уровень развития речи, у 7 детей - средний (удовлетворительный) уровень, а у 3 детей - низкий.

Работа по определению особенностей развития речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают немного ошибок в словоупотреблении, построении не только простого, но и сложного предложения; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Старшие дошкольники стараются не нарушать последовательность изложения мыслей, часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Но иногда дети обращаются к помощи взрослого, так как не всегда могут справиться самостоятельно с заданием.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения комплексных занятий на протяжении 3-4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной включительно. Это подтверждает необходимость проведения такого обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий.