Александрийская православная церковь. История александрийской православной церкви

Александрийская православная церковь. История александрийской православной церкви
Александрийская православная церковь. История александрийской православной церкви

Александрийский собор 362 г.

Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым же постановлением собора было провозглашение Никейского символа, почти забытого на Востоке. Ради этого повторено правило Сердикского собора: «…во всем довольствоваться верой, исповеданной никейскими отцами, потому что она не имеет никакого недостатка и полна благочестия, и не подобает составлять иного изложения , дабы написанное в Никее не сочли несовершенным».

После этого постановлено приемлющих такое условие единения принимать в сущем сане.

He мог не подняться спор? точном понимании и употреблении терминов «усиа» и «ипостасис». Начались споры. Большинство «староникейцев» предлагало сердикское словоупотребление, т.е. «одну ипостась». Меньшая восточная группа, воспитавшаяся в омиусианстве, предлагала все-таки не употреблять «омоусиос», a заменить его на «омиос кат усиан». Поднялись горячие дебаты. «Старые никейцы» поясняли, что формулой «Единая ипостась» они хотят утвердить «тожество божественной природы всех Трех Лиц – ??? ????????? ??? ??????». Но было очень важным заявление Афанасия, что он приемлет формулу «Три Ипостаси» с правильным ее толкованием.

Поднят был формально на этом соборе и важнейший вопрос? форме учения, ? божестве 3-й Ипостаси. Констатировали, что древние (Тертуллиан, Ориген) богословствовали? Духе то же самое, что и? Сыне. Но вот теперь ариане определенно проповедуют, что Дух есть творение. A Евномий и еще острее – что Дух есть творение творения, как данный нам через Сына. Ясную доктрину? богоравенстве Святого Духа сам св. Афанасий обстоятельно развил в своих письмах к Серапиону Тмуитскому. Незаконченность в раскрытии этого вопроса сказалась в том, что на данном соборе не было принято никакой обязательной формулы.

He мог собор не коснуться и так называемого «Антиохийского раскола», длившегося уже 32 года. Но, конечно, был не в силах реально помочь его исцелению. Поучительна история этой затяжной церковной болезни. Очень легко создавать церковные разделения. И почти выше человеческих сил их залечивать.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в

И др.) заложили основы Александрийской школы богословствования , ставшей одним из важнейших богословских центров христианского мира.

В течение первых трёх столетий было построено большое количество храмов и введён собственный чин литургии - литургия апостола Марка (александрийская).

В III веке в Александрийской церкви благодаря деятельности Антония Великого появилось монашество . Оно распространилось в Египте. К концу IV века его основными центрами стали Фиваида и Нитрия . Впоследствии опыт монашеской жизни распространился на территории Палестины , Сирии и других стран.

Официальным и литургическим языком Александрийской церкви был греческий . Большинство александрийских богословов также использовали греческий язык .

Ко времени правления святителя Афанасия Александрийского относится знаменательное событие: ок. 330 года Александрийская Церковь простёрла свою юрисдикцию за пределы Римской империи - в Аксум , куда был поставлен епископом Св. Фрументий . Позже христианство распространилось и в других, соседних с Египтом областях, в частности, в Нубии и Аравии . Возникшие автономные Церкви, Эфиопская и Аравийская, находились в канонической зависимости от престола апостола Марка. Возможно, что в VI веке в ведение Александрийского Патриархата были переданы области Северо-Западной Африки (Карфагенская Церковь) и Южной Испании, присоединённые к Византии при императоре Юстиниане I .

Разделение Александрийской церкви после Халкидонского собора

Александрийская Церковь, имевшая свою богословскую школу, в разное время возглавлявшуюся великими Отцами Церкви , стала последовательной сторонницей миафизитской христологии , что позволило ей защитить учение церкви от несторианского диофизитства , возникшего в Антиохийской богословской школе . Отказ Александрийского патриарха Диоскора I (444-451) признавать диофизитское учение папы Римского Льва привело в 451 году к созыву Халкидонского собора , где по требованию папских легатов Диоскор был осужден и низложен. Низложение патриарха Диоскора обезглавило александрийскую делегацию, однако, стало формальным поводом для отказа александрийцев подписываться под вероопределениями собора. При серьезной оппозиции Александрийской церкви Халкидонскому собору, имперской властью в ней был поставлен патриарх-халкидонит Протерий . Он был свергнут восставшими александрийцами, как только город покинули имперские войска. На место Протерия был поставлен патриарх-антихалкидонит Тимофей II Элур , что привело к конфликту с константинопольскими властями и дало начало расколу единой Александрийской церкви на две параллельные церкви: нехалкидонитскую и халкидонитскую. С 538 года стали действовать двойные патриаршие структуры.

В период арабского господства и крестовых походов

При халифе аль-Мутаваккиле (847-861) христианам пришлось пережить тяжёлое гонение. Были разрушены многие церкви, запрещалось совершать Богослужения и Таинства.

К X веку произошла арабизация православной общины Египта, у неё сложилась собственная арабоязычная литература, самыми яркими представителями которой были Патриарх Евтихий II и историк X-XI веков Яхья Антиохийский , первую половину жизни проведший в Египте. Этническое самосознание египетских мелькитов было весьма размыто, однако заметно, что они не отождествляли себя ни с ромеями-византийцами , ни тем более с арабами . Распространёнными самоназваниями этой общины были термины «христиане мелькитские», «мелькиты александрийские» и т. п., никакой более конкретной этнической идентификации они не знали. Большинство Александрийских Патриархов VIII - начала XI века происходили из земель, находившихся во владении халифата, и были слабо связаны с греко-византийской культурой.

С XI века начинается обратная волна эллинизации Александрийской Церкви, укрепляются её связи с Византией. Патриархи, видимо греческого происхождения, часто посещали Константинополь , писали свои трактаты и проповеди на греческом языке (как Кирилл II на рубеже XI-XII веков).

Тяжёлый упадок, который переживала Александрийская Церковь под мусульманским владычеством, обусловил крайнюю ограниченность исторических источников, позволяющих судить о её внутренней жизни, общественном устройстве и т. д. Известно, что численность православных в Египте была крайне незначительной и постоянно сокращалась. С 300 тыс. чел. на момент араб. завоевания (ок. 5 % от всего количества египетских христиан) мелькитская община уменьшилась до 90-100 тысяч к началу XIII века и до нескольких тысяч к началу османской эпохи.

Многие Александрийские Патриархи XIII-XIV века происходили из греческой среды, долгие годы жили в Константинополе и почти не появлялись в Египте, но активно участвовали в церковной жизни Византии.

В 1439 году представитель Александрийского папы Филофея подписал Флорентийскую унию (Ферраро-Флорентийский собор) .

В период турецкого господства

В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи . Резиденция Александрийского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике Александрийской церкви византийской литургии. Александрийские патриархи в этот период жили зачастую также в Константинополе, принимая активное участие в местных делах, и бывая у себя на кафедре наездами. Александрийская патриархия фактически потеряла свою самостоятельность, попав в зависимость от Константинопольского патриарха, который совместно со своим синодом и назначал Александрийских патриархов. Немногочисленной паствой управлял фактически сам патриарх, при котором иногда был ещё один епископ. Поскольку большую часть православных в Египте составляли греки, то и духовенство Александрийской Церкви было исключительно греческим .

В Оттоманской империи греческая Александрийская церковь во многом сохранила своё значение благодаря тому, что султаны наделяли всех подвластных им патриархов правами этнархов (лидеров нации). Посетивший в 1657 году Египет русский монах Арсений (Суханов) сообщал, что в Каире «постоянно живут 600 православных арабов и эллинов». Во всем Александрийском Православном Патриархате в XVI - начале XIX века было 8 храмов - 4 в Каире и по одному в Александрии (в монастыре святого Саввы), Розетте и Дамиетте - и 2 монастыря: преподобного Саввы в Александрии и великомученика Георгия в Каире , где размещалась резиденция патриарха.

Александрийская церковь почти не имела собственных доходов в Египте и потому постоянно находилась в тяжёлом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных патриархов и помощи православных государств; прежде всего, России. Контакты Александрийского Патриархата с Россией и Русской церковью начались ещё во времена Ивана IV Грозного . Первым из Александрийских пап побывал в России патриарх Паисий , принимавший участие в соборе 1666-1667 годов, низложившем патриарха Никона .

В 1830-1840-х годы наблюдатели оценивали численность православной общины Египта в 2-5 тысяч человек, включая проживающих в стране иностранных подданных. Большинство православных жили в Каире , Александрии и Дамиетте , незначительные общины существовали в Розетте (араб. Рашид) и Суэце . Численный рост православного населения и его растущее благосостояние не могли не сказаться на положении Александрийской патриархии. Стали открываться школы, благотворительные учреждения. В 1856 году был освящён построенный на средства общины кафедральный Благовещенский собор в Александрии. К середине XIX века усилиями преуспевающих бизнесменов у греков были созданы общественные организации - общины и благотворительные учреждения. Эти общины были совершенно новым явлением в общественной жизни крупных городов, где на протяжении столетий единственной легитимной общественной организацией православного населения была Александрийская православная Церковь, которая, несмотря на стеснённость в средствах, старалась выполнять не только чисто церковные, но и социальные функции, например, поддерживать бедных. С появлением общин, которыми руководили энергичные и социально активные люди, эта традиционная монополия Церкви была оспорена. Трения между Патриархией и общинами начались из-за соперничества за руководство благотворительными учреждениями. Затем общины стали претендовать и на участие в делах самой Патриархии . С ростом паствы и благосостояния Александрийской церкви усилилась её независимость от Константинопольской патриархии. При патриархе Иерофее II были учреждено несколько епископских кафедр, что позволяло самостоятельно поставлять епископов и избирать патриарха. В 1866 году патриарх Никанор был избран уже в Египте, а не в Константинополе .

При слабых наследниках Мухаммеда Али, во второй половине XIX века, Египет превратился в полуколонию европейских держав и был оккупирован британскими войсками в 1882 году. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа большого числа количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много православных греков и сирийцев , заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование). К началу XX века православная община (главным образом за счёт иммиграции) насчитывала уже около 100 тысяч человек (63 тысяч греков, остальные - арабы). Клир Александрийского патриархата на тот момент насчитывал (помимо Патриарха) два митрополита и 50 клириков.

Александрийская церковь в XX веке

Реформатором церковной жизни в Александрийской церкви стал патриарх Фотий (1900-1925); при нём Александрийская церковь начала выпускать свои печатные издания, в том числе периодические. В начале XX века началась иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет, в результате чего к 1930 году православные византийской традиции составляли в стране около 150 тысяч человек.

В 1925 году греческий архимандрит Никодим (Сарикас), проживавший в Моши Карфагенской церкви Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 году присоединены к Александрийской церкви.

Вследствие деятельности повстанцев мау-мау в 1952 году британские колониальные власти в Кении объявили чрезвычайное положение . Православная церковь была запрещена, храмы и школы были закрыты, за исключением собора в Найроби , бывшего преимущественно греческим (православные африканцы сочувствовали восставшим, в то время как католики и протестанты поддерживали власти).

При патриархе Николае VI , в 1982 году, в Найроби открылась патриаршая семинария архиепископа Макария III , где обучаются будущие православные священники из многих стран Африки. Создание этого учебного заведения стало отправной точкой для стремительного роста количества православных христиан на востоке Африки.

В настоящее время Александрийская церковь насчитывает всего около 6 млн верующих, которые объединены в 5 египетских и 19 африканских епархий. Богослужение совершается на древнегреческом, арабском и местных языках. В частности, в Кении основной литургический язык - суахили . В африканских епархиях ведутся работы по переводу богослужения и на другие местные языки.

Александрийский патриархат

один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические - мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптская Католическая Церковь), одна православная и одна древневосточная (Коптская Церковь).

Город Александрия Египетская был заложен в 332 до н.э. Александром Македонским, с 311 Александрия стала столицей Египта, с кон. IV в. до н.э. по VII в. н.э. она была одним из крупнейших центров эконом. и культ. жизни эпохи эллинизма и Рим. империи. Александрия была вторым по значимости христ. городом после Рима вплоть до основания Константинополя. Основателем Церкви в Александрии считается ап. Марк, проповедовавший здесь, принявший мученическую кончину (63) и почитаемый как первомученик и просветитель Африки. На гербе патриархов А.п. изображается лев - символ ап. Марка. Христианство в Египте распространилось вначале лишь в греч. и евр. среде. Египтяне не проявили интереса к новой религии, и поэтому егип. имена в списке епископов Александрии появляются лишь к концу II в.

С сер. III в. Александрийский епископ носит почетный титул папы. Впервые его использовал Дионисий Александрийский. Титул патриарха за Александр. епископом утвердился с VI в. Офиц. языком А.п. был греческий. Большинство александр. богословов также использовали греч. язык.

I Никейский собор (325) уделил А.п. второе по чести место после Рима, однако I Константинопольский собор, а затем Халкидонский собор (451) закрепил за ним третье место после Рима и Константинополя. Римские папы долгое время не соглашались с этим решением и придерживались никейских постановлений. В течение первых трех столетий христ. истории на территории А.п. было построено большое количество храмов и введен собственный чин литургии - литургия ап. Марка (александрийская).

Монашество в А.п. появилось в III в. Благодаря деятельности Антония Великого оно распространилось в Египте; к кон. IV в. его осн. центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монаш. жизни распространился на терр. Палестины, Сирии и др. стран. Этот период истории А.п. ознаменован также деятельностью Александрийской богословской школы, ставшей одним из важнейших богосл. центров христ. мира.

Единство А.п. было расколото после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции в А.п.: бóльшая часть верующих последовала за монофизитским патр. Диоскором I (444–451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви; меньшая часть, преимущественно греки, оставалась верной ортодокс. учению и стала основой Мелькитской Церкви А.п. С 457 в А.п. существовали две параллельные иерархии: ортодоксальная греч. (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Патриарший престол А.п. постоянно оспаривался мелькитскими и копт. кандидатами, с 482 по 538 на нем преобладали копт. патриархи монофизитской ориентации. После 538 стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская ортодокс. и копт. монофизитская. Со времен имп. Юстиниана I и вплоть до араб. нашествия копт. патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией мон. Св. Макария в горном Египте; в 642 коптский патр. Вениамин I (623–662) вернул патриаршую резиденцию в Александрию, но в сер. XI в. патр. Христодул (1047–77) перенес местопребывание копт. патриархов в Каир.

Араб. завоевание Египта (638) положило конец соперничеству мелькитского и монофизитского патриархов в А.п., поскольку мелькитский патриарх был вынужден бежать в Константинополь. После смерти патр. Петра II (652) мелькитский патриарший престол Александрии оставался вакантным на протяжении 75 лет. В это время А.п. переживал новый кризис, связанный с распространением монофелитства. Избранный в 727 на Александрийский престол при поддержке визант. имп. Льва III патр. Косма I (727–767) отрекся от монофелитства на поместном соборе 743. Коптская Церковь во время араб. правления имела относительную свободу, в то время как Мелькитская Церковь подвергалась преследованиям, а также эконом. и социальному давлению со стороны мусульм. властей, которые рассматривали мелькитов как полит. сторонников Византии. К XIII в. численность правосл. населения в Александрии составляла ок. 100 тыс. чел.

Во время крестовых походов установились тесные связи мелькитского А.п. с Римом. По просьбе мелькитского патр. Николая I (ок. 1210–18) Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований сарацин. Апост. посланием Ex litteris quas от 29.04.1213 Иннокентий III пригласил патр. Николая I на IV Латеранский собор, на котором мелькитский А.п. представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи А.п. с Римом были прерваны, о чем свидетельствует назначение крестоносцами первого лат. патр. Александрии Афанасия Клермонского в 1219; впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться в Александрии и считались титулярными. Окончательно лат. патриархат Александрии был упразднен в понтификат Папы Иоанна XXIII.

В 1439 мелькитский патр. Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор).

С 1517 Александрия оказалась под властью турок. Резиденция мелькитского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике А.п. визант. литургии. В Оттоманской империи А.п. во многом сохранил свое значение благодаря тому, что султаны наделяли правосл. патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). С XVI в. начали развиваться отношения А.п. с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России патр. Паисий (1657–77), принимавший участие в соборе 1666–67, низложившем патр. Никона.

В 1442 была формально заключена уния Рима с Коптской Церковью, однако реальных плодов она не имела. В 1761 Папа Климент XIII учредил в Александрии апост. викариат, а в 1824 буллой Папы Льва XII Petrus apostolorum princeps был основан патриархат для коптов-католиков, возобновленный Папой Львом XIII в 1895.

В 1774 Конгрегация по распространению веры подчинила юрисдикции мелькитского патр. Антиохии мелькитов-католиков в Египте. В 1833 Папа Григорий XVI даровал Антиохийскому мелькитскому катол. патриарху Максиму III Мазлюму (1833–55) в качестве личной привилегии также титулы патриарха Александрийского и Иерусалимского. Все последующие мелькитские катол. патриархи также носили эти титулы и пребывали попеременно в Каире и в Дамаске. В Александрии находилась резиденция их викариев.

Положение правосл. А.п. улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али Паши (1806–48), установившего рел. свободу. Зависимость правосл. Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX в., последним назначенным в Стамбуле предстоятелем А.п. стал Иерофей I (1846/47–58), первым за несколько столетий вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. Его преемник патр. Иерофей II в 1858 был избран правосл. общиной Александрии, а не назначен Константинопольским патриархом. Реформатором церк. жизни в правосл. А.п. стал патр. Фотий (1900–25); при нем А.п. начал выпускать свои печатные издания, в т.ч. периодические. В нач. XX в. шла обширная иммиграция малоазийских греков и правосл. арабов в Египет, в результате чего к 1930 православные составляли в стране ок. 150 тыс. чел. Преемник Фотия, патр. Мелетий II (1926–35), составил правила самоуправления для А.п. и подал их на рассмотрение егип. пр-ву, которое одобрило их. С этих пор А.п. стал независимым и даже получил защиту гос-ва. Патр. Мелетий также основал семинарию Св. Афанасия, упорядочил систему церк. судопроизводства и распространил юрисдикцию А.п. на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки».

Отношения между А.п. и Русской Правосл. Церковью оживились в XX в. На Московском поместном соборе 1945 при избрании патриарха Алексия I присутствовал Александрийский патр. Христофор II, еще дважды после этого посещавший СССР. Его преемник патр. Николай VI (1968–86) неоднократно бывал гостем Русской Правосл. Церкви, начиная с собора 1971, избравшего патр. Московского Пимена. В Александрии существует подворье Русской Правосл. Церкви с храмом Св. Александра Невского. С 1956 в Одессе действует подворье А.п. с храмом Пресвятой Троицы.

В наст. время в Египте к правосл. А.п. принадлежит около 3 тыс. греков и 15 тыс. арабов. В др. странах большинство верующих, относящихся к А.п., составляют этнические греки, но также есть и араб. приходы, всего ок. 250 тыс. человек в разных странах африк. континента.

Управление правосл. А.п. осуществляется в соответствии с традицией, установленной в кон. XIX в.: Свящ. Синод включает в себя не менее 7 митрополитов и собирается не реже раза в год. По той же традиции избрание патриарха осуществляется как клиром, так и мирянами. Патриаршая резиденция правосл. А.п. находится в Александрии, кафедр. собора два: Св. Саввы Освященного - в Александрии и Св. Николая - в Каире. Правосл. А.п. делится на 13 митрополий, располагает 166 храмами, 2 монастырями. При патриархате действует Институт восточных исследований, а также библиотека, в которой собраны ценные манускрипты и редкие издания. Офиц. печатный орган А.п. - журнал Pantainos. Правосл. А.п. - член Всемирного совета Церквей.

Лит-ра: История Православной Церкви в XIX веке / Под ред. А. Лопухина. СПб., 1901 (переизд. М., 1998), т. 1, с. 217–236; Роберсон, 60–62; Hardy E.R. Christian Egypt. NY., 1952; At*****er D. The Christian Churches of the East. Milwaukee, 1961–62. 2 vol.; Vries W. de u.a. Rom und die Patriarchates des Ostens. Fri., 1963; Michałowski K. Aleksandria. Wwa, 1970


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АПЦ; Александрийский патриархат), православная Поместная церковь, юрисдикция которой распространяется на Египет и Африку. Именование по названию столицы эллинистического и римского Египта - Александрии. В древности занимала главенствующее место среди православных церквей Востока, но со 2-го Вселенского собора (381 год) уступила его Константинопольской православной церкви. Согласно постановлениям двух первых Вселенских соборов (I Всел. 6, II Всел. 2), власть епископа Александрийского распространялась «на весь Египет».

История АПЦ. Хотя распространение христианства в Александрии многих апокрифических и древних литературных памятников связывали с именами апостолов Луки или Варнавы (из числа 70), церковная традиция приписывает основание АПЦ евангелисту и апостолу Марку (Евсевий. Церковная история. II. 16.1), проповедовавшему в Египте, Фиваиде и Пентаполе около 39-49. В Александрии Марк претерпел мученическую смерть и был погребён в церкви Вукола (позднее здесь погребались архиепископы Александрийские).

Во 2-3 веках дидаскалы (христианские учители) АПЦ Пантен, Климент Александрийский, Ориген, заложившие основы александрийской школы богословия, полемизировали с гностиками, язычниками и иудеями. В 202-312 годах христиане Египта подвергались гонениям со стороны гражданских властей. В начале 4 века возник мелитианский раскол, осуждённый Александрийским собором 306 года, а также арианство, осуждённое на 1-м Вселенском соборе (Никея, 325 год) благодаря усилиям святителя Александра Александрийского, Осия Кордубского и святителя Афанасия Великого.

Святой Кирилл Александрийский (патриарх в 412-444 годах) активно боролся с новацианским расколом в Александрии и несторианством, добившись осуждения последнего на 3-м Вселенском соборе (город Эфес, 431 год). Выступление патриарха Александрийского Диоскора в середине 5 века на стороне монофизитства, осуждённого на 4-м Вселенском соборе (город Халкидон, 451 год), привело к расколу в АПЦ на халкидонитов (монофизиты их стали именовать мелькитами, то есть «царскими», намекая на эллинизированность и помощь императора власти) и монофизитов [получивших именование коптов (от греческого Αιγ?πτιοι - египтяне)], образовавших Коптскую церковь. В 7 веке АПЦ пережила ересь монофелитства, против которой в Александрии выступил преподобный Максим Исповедник.

Именно в египетских пустынях сформировалось христианское монашество, родоначальниками которого считают анахорета (отшельника) Павла Фивейского (середина 3 века) и преподобного Антония Великого (3-4 века). У преподобного Антония скрывался во время преследований святитель Афанасий Великий. Наиболее известными египетскими обителями к середине 4 века были Нитрия, основанная преподобным Аммоном (Аммуном) Египетским, и Скит, основанный преподобным Макарием Великим. Начало общежительным монастырям (киновиям) положил в начале 4 века преподобный Пахомий Великий. В некоторых обителях проживало до 2 тысяч монашествующих. Монастыри играли важную роль не только в религиозной жизни АПЦ, но и в политической жизни Византии. Ко времени персидского вторжения в Египет (619 год) в окрестностях Александрии насчитывалось около 600 монастырей.

Эпоха расцвета АПЦ закончилась с переходом Египта под власть Халифата в середине 7 века. Христиане были причислены к сословию зиммиев, сохранявших определённую свободу веры и автономию. Вместе с тем христиане (в основном мелькиты, поскольку копты воспринимались мусульманами как враги Византии) неоднократно подвергались гонениям, исламизации и арабизации, особенно в правления халифов аль-Мутаваккиля (847-861 годы), аль-Хакима (996-1020 годы), а затем при мамлюках (13-16 века). Крестовые походы 11-13 веков усугубили тяжёлое положение египетских христиан, притеснявшихся и мусульманами (например, при султане Салах-ад-дине Юсуфе ибн Айюбе в 12 веке), и крестоносцами, для которых восточные христиане были схизматиками. В Османский период (с 1517 года) внешнее положение египетских христиан было относительно терпимым.

В 16 веке начинаются контакты АПЦ с Русью (в 1523 году, 1556 году делегации АПЦ посещали Русь для сбора пожертвований, в 1593 году патриарх Мелетий Пигас участвовал в Константинопольском соборе, обсуждавшем учреждение на Руси патриаршества). В АПЦ в 1830-40-х годах насчитывалось около 2-5 тысяч человек (греков и арабов), тогда как коптов-монофизитов - около 150-160 тысяч человек. В 16 - начале 19 веках во всей АПЦ действовало 8 храмов и 2 монастыря. Все патриархи были греческого происхождения. В 1834 году АПЦ восстановила контакты с Россией, получая значительные суммы от Российской империи и частных жертвователей. В 1855 году в России было учреждено Александрийское подворье.

Британский протекторат над Египтом облегчил положение христиан. К началу 20 века в АПЦ насчитывалось уже около 100 тысяч человек (63 тысяч греков, остальные арабы сирийского и ливанского происхождения).

Современное положение АПЦ . Предстоятель АПЦ носит титул «папа и патриарх Александрийский и всея Африки». В АПЦ входят 1 архиепископия, 14 митрополий и 4 епископии, находящиеся в Египте, ЮАР, Конго, Эфиопии, Судане, Уганде, Кении, Танзании. Действуют монастыри Святого Саввы Освященного в Александрии (основан в 320 году), Святого Николая в Каире (10 век). В составе АПЦ более 400 приходов, около 300 священников, более 1 миллиона членов. АПЦ является членом Всемирного совета церквей, имеет 2 подворья в Афинах, представительство на Кипре, подворье в Москве (возглавляется патриаршим экзархом в России).

Источн.: Порфирий (Успенский), епископ Александрийской патриархии: Сб. материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии. СПб., 1898. Т. 1-2.

Лит.: [Матвеевский П.]. Очерк истории Александрийской церкви со времени Халкидонского собора // Христианское чтение. 1856. Кн. 1; Лоллий (Юрьевский), архиепископ Александрия и Египет// Богословские труды. 1978. Сб. 18. С. 136-179; Bagnall R.S. Egypt in the late antiquity. Princeton, 1993; Haas Ch. Alexandria in late antiquity: topography and social conflict. Balt.; L., 1997; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV в. СПб., 1998; Александрийская православная церковь // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Александр Носевич Александрийский Патриархат. Новейшая история (с 1935-го года до наших дней) После кончины блаженнейшего патриарха Мелетия Метаксакиса (+1935), который был одним из наиболее выдающихся и деятельных патриархов современной эпохи; и которому Александрийская Церковь обязана своим возрождением, а именно установлением синодальной системы, учреждением церковно-административной структуры по всему Африканскому континенту, созданием митрополий, строительством новых храмов и благотворительных учреждений (школ, больниц, детских домов, приютов и т.д.), на престол святого Марка взошел митрополит Ермупольский Николай V.

После кончины блаженнейшего патриарха Мелетия Метаксакиса (+1935), который был одним из наиболее выдающихся и деятельных патриархов современной эпохи; и которому Александрийская Церковь обязана своим возрождением, а именно установлением синодальной системы, учреждением церковно-административной структуры по всему Африканскому континенту, созданием митрополий, строительством новых храмов и благотворительных учреждений (школ, больниц, детских домов, приютов и т.д.), на престол святого Марка взошел митрополит Ермупольский Николай V.

НИКОЛАЙ V (1935-й – 1939-й)

При Николае V в Александрийском Патриархате утвердился новый способ избрания главы этой Церкви.

После кончины патриарха Мелетия в 1935-м году, открыл свою работу Поместный Собор Александрийской Церкви, созванный для избрания нового предстоятеля. Процедура избрания должна была проходить в соответствии с действовавшими в то время законами египетского государства. Однако православные сирийцы стали протестовать по поводу способа избрания патриарха и добились отсрочки выборов нового главы Церкви. Вследствие этого министерство иностранных дел Египта представило патриархии письменный документ, который содержал новые положения о выборах патриарха. Выборы считались законными при соблюдении следующих условий:

  1. Соблюдение законов египетского правительства и наличие согласия заинтересованных сторон, включая сирийских православных.
  2. Последние должны быть включены в управление церковным имуществом.
  3. Назначение ещё одного епископа из сирийцев.
  4. Организация церковных судов должна быть санкционирована правительством Египта. При этом должны быть учтены мнения и требования сирийских православных.
  5. Патриарх должен принять египетское подданство, если он такового не имел.

Несогласие патриаршего местоблюстителя с этими требованиями привело к непризнанию египетским правительством результатов выборов патриарха.

Новый глава Александрийской Церкви был избран с соблюдением вышеперечисленных условий. Это произошло 11-го февраля 1935-го года. Новым патриархом стал митрополит Ермупольский Николай V.

После выборов патриарх поручил смешанной комиссии, которая состояла из греков и сирийцев, подробно изучить вопрос о порядке избрания главы Церкви.

Комиссия работала долгое время, что привело к запоздалому признанию египетскими властями результатов выборов нового патриарха, что произошло лишь в марте 1937-го года, когда было принято новое правило о выборах главы Александрийской Церкви. В этом правиле говорилось, что православные сирийской диаспоры принимают участие в выборах нового патриарха на равных правах.

Николай V был ревностным последователем принципа соборности в управлении Церковью. Он с неутолимой энергией трудился над переустройством патриархии согласно этому принципу. Также большое внимание он уделял церковным учебным заведениям. Ему удалось перевести отношения с египетским правительством в русло сотрудничества и взаимопонимания. К сожалению, патриаршество Николая V продлилось недолго, и, поэтому он не успел осуществить своего дела до конца.

ХРИСТОФОР II (1939-й – 1967-й)

Митрополит Леондопольский Христофор II был избран на патриарший престол 21-го июля 1939-го года Поместным собором Александрийской Церкви.

Перед избранием он давал обещание заполнить все вдовствующие кафедры Александрийской Церкви, улучшить материальное положение священников и многое другое. Однако новые политические условия, в которых оказался Александрийский патриархат после окончания второй мировой войны, когда увеличился поток эмиграции греков в другие страны, особенно в Австралию, привели к сильному сокращению греческой паствы в Египте. Перемены, которые произошли в этом регионе, повергли страну в хаос и привели к утесненному положению греческой диаспоры и Александрийского патриархата. Таким образом, процветавшая некогда греческая община Египта, которая представляла собой опору Патриархата на африканском континенте, к концу 60-х годов двадцатого века стала насчитывать всего несколько тысяч человек.

Несмотря на это, патриарх Христофор продолжал энергично трудиться на благо Церкви, преодолевая возникшие трудности. Он смог добиться устранения распрей и раздоров внутри христианских общин, которые на протяжении целых десятилетий будоражили жизнь Церкви.

В вопросе признания Болгарского патриархата, патриарх Христофор не поддержал мнение многих других Поместных Церквей, но занял позицию Московского Патриархата. Он принял предложение советского правительства получить компенсацию за конфискованное имущество Александрийской Церкви в советской России.

Египетские власти пытались навязать школам Патриархата свои учебные программы, но патриарх смог добиться значительных уступок в пользу Церкви.

Его отношение к экуменическому движению было отрицательным, как и к многочисленным протестантским проповедникам, которых он резко осуждал за прозелитизм.

Он принимал деятельное участие в возобновлении многих церковных изданий, создании библиотек и составлении учебных программ.

Патриарх Христофор положил основание современной миссионерской деятельности Православной Церкви на африканском континенте. Его первым шагом на этом поприще стала хиротония архиереев в новооснованные епархии Аккры и Иринополя. Ядром нового миссионерского движения стала Уганда, где был создан постоянно действующий миссионерский центр. Последовали хиротонии в иереи из коренных жителей. Было совершено освящение многих новопостроенных храмов. Большой резонанс получило рукоположение трех иереев, до этого бывших активными англиканскими проповедниками. Патриарх Христофор прилагал большие усилия для того, чтобы дети из семей местных жителей воспитывались в греческих школах Александрии, а следом отправлялись на обучение в университеты Греции, где они могли обучаться не только на богословском, но и на других факультетах. Цель этого была подготовить молодых людей для последующей миссионерской работы среди местного населения.

Александрийская Церковь принимала участие во Всеправославной конференции, которая состоялась на о-ве Родос (Греция) в 1961-м году.

В последние пятнадцать лет патриарх Христофор, из-за возникших проблем со здоровьем, не созывал Синод, что в результате привело к его конфликту с епархиальными архиереями. Вместо Синода патриарх поручил специально им назначенным митрополитам Ермупольскому Евангелию и Иринопольскому Николаю, который впоследствии стал патриархом, вести часть дел патриархии. Это вызвало нестроения в управлении Церковью, что привело к появлению оппозиции и вынудило патриарха уйти на покой. Некоторое время спустя он скончался.

НИКОЛАЙ VI (1968-й – 1986-й)

Патриарх Николай VI столкнулся с проблемой резкого сокращения греко-говорящей паствы в Александрии. Но более серьезной проблемой стали нестроения, возникшие при его предшественнике.

Для более продуктивной работы на Африканском континенте он основал митрополии Зимбабве и мыса Доброй Надежды.

Продолжая миссионерскую деятельность своего предшественника, новый патриарх занялся главным образом реорганизацией управления патриархии и улучшением инфраструктуры учебных заведений и благотворительных учреждений.

Первое десятилетие патриаршества Николая VI можно назвать золотой эпохой Александрийской Церкви. Он заложил и построил новое здание монастыря святого Саввы и освятил его соборный храм. Он отремонтировал здание богословской школы, расширил фонды библиотеки и музея школы. На территории школы он отстроил новое здание патриархии.

В деле миссионерства патриарх продолжал вести линию своих предшественников. Он организовал центры духовного просвещения местной молодежи, из среды которой, после необходимой литургической подготовки, он выбирал достойнейших и рукополагал их в священники. Николай VI самоотверженно трудился для укрепления миссионерства Александрийской Церкви. При нем три африканца были рукоположены в епископский сан: епископ Нилопольский Христофор, Навкратиадский Феодор и Нитрийский Георгий.

Свое пристальное внимание патриарх Николай уделял изданиям Патриархии, а так же замещению вдовствующих митрополичьих и епископских кафедр.

Он скончался в 1986-м году, находясь с официальным визитом в России.

ПАРФЕНИЙ III (1986-й – 1996-й)

Блаженнейший патриарх Парфений III известен своим деятельным участием в экуменическом движении. Его личность была известной во многих международных, религиозных кругах и организациях.

Он, как и его предшественники, непрерывно трудился на миссионерском поприще, главным образом в таких странах как Кения, Заир, Камерун и особенно Уганда. Он много сделал для оказания гуманитарной помощи африканскому народу. Патриарх Парфений основал митрополию Кампалы. Он постоянно проявлял живое и деятельное участие в изданиях патриархии.

Парфений III-й скончался 23-го июля 1996-го года во время пребывания на острове Аморгос (Киклады, Греция).

ПЕТР VII (1997-2004)

Патриарх Петр, отличался большим опытом миссионерства. С первых шагов своей пастырской, а затем архипастырской деятельности он ревностно трудился в Западной Африке.

После сокращения греческой паствы в Александрийской Церкви, важной областью ее духовной и пастырской деятельности стало распространение евангельской проповеди среди местного населения, которое, однако, имеет свою духовную традицию, сильно отличающуюся от классической греческой культуры, в среде которой выросла, развилась, расцвела и окрепла христианская Церковь.

С первых шагов своего архипастырского служения новый патриарх взялся за административное переустройство не только Александрии и Каира, но и остальных митрополий Патриархата. Ниже приводятся некоторые важнейшие решения и действия главы Александрийской Церкви:

  1. Реорганизация и регулярная инспекция экономических служб патриархии.
  2. Создание четырех новых миссионерских епархий: Мадагаскарской, Нигерийской, Ганской, Букомбской и, соответственно, хиротония архиереев на эти кафедры.
  3. Устранение проблем экономического характера.
  4. Строительство новой патриаршей резиденции в Александрии.
  5. Ремонт и реставрация уже существующего комплекса зданий монастыря Саввы Освященного.
  6. Ремонт храма святителя Николая и патриаршей резиденции в Каире.

За то время, которое прошло с момента интронизации Блаженнейшего Патриарха Петра, стоит особенно отметить историческое решение Синода Александрийской Церкви по реабилитации святителя Нектария Пендапольского. По случаю этого события была созвана большая конференция в Александрии. Также прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех Православных Поместных Церквей, а 1999-й год был объявлен годом Святого Нектария.

11 сентября 2004 г. в Эгейском море в авиакатастрофе погибли Патриарх Александрийский Петр VII и сопровождавшие его. Глава африканского Православия направлялся с первым официальным визитом на Афон.

ФЕОДОР II

9 октября 2004 г. Синодом Александрийской Церкви Папой и Патриархом Александрийским и всея Африки был избран Блаженнейший Феодор II. Церемония интронизации состоялась в Соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии 24 октября 2004 г