Абонементы на детские симфонические концерты. Концерт детской филармонии

Абонементы на детские симфонические концерты. Концерт детской филармонии
Абонементы на детские симфонические концерты. Концерт детской филармонии

Восприятие изящных искусств требует подготовки: умение слушать классическую музыку и понимать балет приходит, если систематически уделять этому время и внимание. Мы подобрали для вас самые интересные программы в Москве, предлагающие гармоничную траекторию музыкального образования детей.

Отдельно хотим отметить и то, что покупать билеты лучше заранее – места «разлетаются» очень быстро, и зачастую нужна удача, чтобы попасть на каждый концерт программы.

1. Название: «Четыре способа узнать и полюбить музыку» (детский абонемент № 4)

Место проведения: Московская консерватория имени П.И. Чайковского

Начало в 14:00 / 17:00

Программа:

«Радость первой встречи с музыкой»

«Детский утренник»

Симфонический оркестр студентов Московской консерватории

Художественный руководитель оркестра - Вячеслав Валеев

«Музыка и живопись»

Симфонический оркестр студентов Московской консерватории

Художественный руководитель оркестра - Анатолий Левин

«Музыка и поэзия»

Симфонический оркестр Оперного театра Московской консерватории

Художественный руководитель оркестра - Александр Петухов

Стоимость: от 1200 до 6000 рублей за 4 концерта

2. Название: «Лучшие песни для детей» (детский абонемент)

Начало в 13:00

Абонемент подарит прекрасный шанс услышать мелодии, которые сейчас редко звучат в радио- и телеэфире, но, к счастью, сохранились в репертуаре замечательных коллективов – легендарного Большого детского хора имени В.С. Попова, титулованных Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева и хора Детской школы «Весна». Они представят лучшие образцы творчества композиторов и поэтов-песенников нашей страны, популярные мелодии из известных мультфильмов и кинолент для детей.

Программа:

Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева

Художественный руководитель – Леонид Фридкин

Детская хоровая школа «Весна»

Художественный руководитель и дирижер – Надежда Аверина

Большой детский хор имени В.С. Попова

Российской государственной радиокомпании «Голос России»

Художественный руководитель и дирижер – Анатолий Кисляков

Стоимость: от 300 до 2400 за 3 концерта

3. Название: «Любимые сказки» (детский абонемент для детей 5-10 лет)

Место проведения: Московский Международный Дом Музыки, Театральный зал

Начало в 13.00

Программа:

«Волк и семеро козлят»

Театр Алексея Рыбникова

«Золотой ключик»

Музыкальный театр «Экспромт»

«Бременские музыканты»

Театр музыки и драмы Стаса Намина

«Волшебная лампа Аладдина»

Музыкальный театр «На Басманной»

«Муха Цокотуха»

Театр Владимира Назарова

«Али Баба и 40 разбойников»

Музыкальный театр «Экспромт»

Стоимость: от 500 до 1000 рублей за 1 концерт

4. Название: «БАЛЕТ – ДЕТЯМ»

Место проведения: Московский Международный Дом Музыки

Начало: 13:00 / 17:00

Юных зрителей встречают любимые сказочные герои, которые, оказываются, умеют общаться без слов и виртуозно танцевать под классическую или современную музыку. Зная сюжет известных сказок, разыгрываемых на сцене, маленькие зрители без труда учатся понимать выразительный язык тела танцоров, а яркие костюмы и мастерская хореография превращают посещение сказочных балетных спектаклей в незабываемое событие.

Программа:

«Маугли» по книги Р. Киплинга

Спектакль «Маугли» – это масштабное зрелище, рассчитанное на большой состав артистов, серьезный симфонический оркестр и хор, современную световую партитуру. В «Маугли» новаторство хореографии проявилось в освоении пластики, привнесенной из мира джунглей, характерных «звериных» жестах и движениях

«Чиполлино»

Один из лучший балетных коллективов Москвы «Русские сезоны» предлагает детям красочный балет «Чиполлино» на музыку К. Хачатуряна, в постановке Николая Андросова превращающийся в увлекательную комедийно-детективную историю.

«Золушка» по сказке Ш. Перро

Одно из самых любимых пpоизведений Cергея Пpокофьева. В ноябpе 1945 года он писал: «Основное, что мне хотелось пеpедать в музыке «Золушки» – поэтическая любовь Золушки и Пpинца, заpождение и pасцвет чувства, пpепятствия на его пути, осуществление мечты». Интеpпpетация Касаткиной и Василёва очень близка замыслу композитора. В их постановке на первый план выходит пpонзительное ожидание чуда и само чудесное пpеобpажение главной героини, ставшее pеальностью благодаpя волшебной помощи Феи и хpустальному башмачку.

«Коппелия» Э.Т.А. Гофмана.

Балет «Коппелия» расскажет о взаимоотношениях людей и автомата-робота. Зрителей здесь ждет множество сюрпризов: фантастические механизмы, «ожившая» мебель и др.

Стоимость: 400-1800 рублей за 4 концерта

5. Название: «Сказки с оркестром. Избранное» (детский абонемент № 59)

Место проведения: Концертный зал им. П.И. Чайковского

Начало в 15:00

Программа:

А. Дюма «Белоснежка»

Дирижер – Игорь Манашеров

Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии

Субботние дневные симфонические концерты для детей

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Дирижер – Димитрис Ботинис

Авангард Леонтьев (художественное слово)

В. Гауф. «Холодное сердце». Субботние дневные симфонические концерты для детей

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Дирижер – Владимир Понькин

Дмитрий Назаров (художественное слово)

«Золушка» (по сказке Ш.Перро и киносценарию Е.Шварца).

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Дирижер – Юрий Симонов

Павел Любимцев (художественное слово)

Стоимость билетов: от 500 до 2000 рублей за 1 концерт

6. Название: « Знакомство с композиторами » (детский абонемент)

Место проведения: Театрально-концертный центр Павла Слободкина

Начало в 14:00

На встречах этого цикла юные зрители знакомятся с различными группами оркестра и их инструментами. Концерты-лекции «Знакомство с оркестром» проходят несколько иначе, чем обычные встречи. Это настоящее практическое занятие! Любознательная публика сможет при желании дотронуться до инструментов и даже попробовать на них поиграть. Руководить всем этим процессом будет дирижер Илья Гайсин. Он и превратит встречу любителей и профессионалов в настоящее совместное представление.

Когда музыканты будут исполнять «живые» творения композиторов, у ребят будет возможность послушать, как тот или иной инструмент солирует в оркестре, сможет выделить его из общей звуковой массы, и, конечно, будет время насладиться звучанием оркестрового tutti.

Музыканты приоткроют секреты мастерства, ведь впереди еще будут встречи, на которых юные зрители продолжат общение с музыкой.

Программа:

Концерт-лекция № 1 «Барокко»

Московский камерный оркестр

Дирижёр и ведущий Илья Гайсин

В программе прозвучат произведения И.С. Баха, Г. Генделя, А. Вивальди.

Концерт-лекция № 2 «Венские классики»

Московский камерный оркестр

Дирижёр и ведущий Ариф Дадашев

В программе произведения Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена

Концерт-лекция № 3 «Ранний романтизм»

Московский камерный оркестр

Дирижёр и ведущий Илья ГАЙСИН

В программе произведения Ф.Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Дж. Россини

Концерт-лекция № 4 «Расцвет романтизма»

Московский камерный оркестр

Дирижёр и ведущий Илья ГАЙСИН

В программе произведения Й. Брамса, Ф. Листа, А. Дворжака, Дж. Верди

Стоимость: от 1200 до 1500 рублей за 1 концерт

7. «В стране невыученных уроков» (абонемент № 159)

Место проведения: Гнесинский концертный зал на Поварской

Начало в 13:00

Воскресные дневные концерты для детей для детей младшего и среднего школьного возраста. Иллюстрациями выступают рисунки песком (sand art) – художник-мультипликатор Лилия Равилова.

Ансамбль солистов «Русская Рапсодия»

В программе: Полевая «Чистый дор». Музыкально-литературная композиция по мотивам рассказов и повестей Ю. И. Коваля

В программе: Николаев, Барток, Григ, Хондо. Музыкально-литературная композиция по мотивам рассказов Н. М. Грибачева

В программе: Маляров, Панин, Яшина

Музыкально-литературная композиция по мотивам рассказов Н. Н. Носова

С апреля 2014 года дает музыкальные концерты для слушателей от 0 до 4 лет. В репертуаре - классика, джаз, фолк, рок-баллады, каверы романтических мелодий, танцевальных хитов и песен из мультиков. На сцене - профессиональные музыканты, от региональных групп до звезд мирового масштаба. В зале - подушки вместо стульев и полная свобода для малышей. Разобрались, в чем секрет популярности необычного для современных детей развлечения.

Проект стартовал с аншлага на классическом концерте струнного квартета и меньше чем через год стал лауреатом премии Kids-friendly Business Award 2014 (среди других номинантов - Дарвиновский музей Москвы и «Сочи Парк»).

Накануне второго дня рождения детской филармонии мы встретились с ее создателем и руководителем Ириной Столецкой, чтобы поговорить о целях, детях, музыке и самарском досуге.

Ирина Столецкая

создатель и руководитель Детской филармонии

О проекте

Наш проект - как кислород в духовной жизни города, где львиная доля детского досуга построена на соревновательном принципе «кто ярче», на работе с формой, а не содержанием. В Самаре до сих пор модно устраивать дни рождения детей одно круче другого; фотосессии, изображающие любовь в семьях, не умеющих договориться даже в бытовых мелочах; модно скупать все новых «свинок пепп», втягивая детей в общество потребления и создавая из них таких же потребителей, не умеющих отдавать и не способных остановиться, потому что точка насыщения - в бесконечности.

Единственный способ прекратить эту гонку - начать наслаждаться жизнью, делая то, что нравится, а не то, что в тренде; быть, а не казаться. Я вижу такие семьи на наших концертах - соскучившиеся по настоящему, качественному досугу для души.

Идея классических концертов для малышей не нова, но если в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге или Новосибирске на них нужно записываться за месяц, у нас до сих пор есть выступления, которые не окупаются.

О подходе

Познакомить детей с живой музыкой во всем ее многообразии дома или в клубе практически невозможно. Для этого должны быть особые условия, особый репертуар, особые музыканты. Необходимо учитывать специфику восприятия и музыкального развития малышей. Поэтому разработку своего проекта мы начали с серьезных консультаций - у нейрофизиолога Татьяны Потехиной и председателя Самарского орф-клуба Ирины Корнеевой. От их советов отталкивались при формировании концепции, структуры концертов, выборе и оформлении помещения, приобретении реквизита.

Разработку проекта мы начали с консультаций с нейрофизиологом и орф-педагогом

Во время наших концертов дети могут двигаться - в раннем возрасте они познают мир и, в частности, музыку через движение. Нам очень важно, чтобы у родителей не было неловкости за поведение своих детей: они могут свободно подойти к музыкантам, попытаться поймать смычок у виолончели, стащить маракас у перкуссиониста. Против капризов у нас есть целый арсенал средств от музыкальных инструментов до лакомств.

Мы стараемся работать с любым слушателем, в том числе и с семьями, в сферу интересов которых не входит музыка. Нередко, побывав у нас на концерте, люди меняют свое отношение к классике, приводят друзей; к малышам присоединяются бабушки и дедушки, понимая, что это одно из немногих мест в городе, где вместе с детьми можно отдохнуть душой.

География нашей аудитории с самого начала была обширной - к нам приезжали и приезжают из Новокуйбышевска, с Красной Глинки, Сухой Самарки. Для малышей такая долгая поездка, конечно, своего рода испытание, но, с другой стороны, никому же не приходит в голову сетовать на то, что цирк, к примеру, построен не на Мехзаводе.

О финансах

Проект всегда финансировался из личных средств его участников и порой выживает исключительно благодаря нашему альтруизму. Билет для мамы и малыша стоит 1000 рублей, дополнительный билет для члена той же семьи - братика или папы - всего 100 рублей. То есть в среднем на человека получается около 330 рублей - вполне конкурентоспособная цифра, - в развлекательных центрах или кафе люди тратят больше.

Посещение выходит в 300 рублей на человека. В развлекательных центрах тратят куда больше

При этом мероприятия камерные. На концерты мы ждем 15-20 семей. Больше двадцати малышей-пчелок, жужжащих и летающих по залу, - это уже дискомфорт для всех участников. Но даже при полной записи обычно приходит на 5-7 семей меньше: у малышей может начаться насморк, заболеть животик. Мы дорожим своими слушателями и отменяем концерты крайне редко. Кроме того, у нас - единственных в Самаре - действует правило о полном переносе стоимости билета на любой другой концерт в случае болезни малыша. Мы это делаем, чтобы родители не приводили приболевших или недолеченных детей, но многие, кто ведет бизнес в детской сфере, откровенно нас не понимают.

Ну и наконец, у нас до сих пор есть дотационные концерты, которые возможны за счет донорских - на этом балансе все и держится. В любом случае это не бизнес, а, скорее, социальный проект.

Про репертуар

Каждую неделю у нас выступают разные коллективы - сейчас их больше 20. В основном артисты самарской филармонии и театра оперы и балета - струнные квартеты, дуэты гитары и флейты, и так далее. Есть коллективы, играющие рок-н-ролл, вальсы, танго и мелодии из мультфильмов. Есть интерактивные концерты русской народной музыки, где лучшие фольклористы Самары не только поют, но и играют с детьми, показывают представления, водят хороводы. Мы ценим возможность работать с музыкантами, которым рукоплескал весь мир, с виртуозами, про которых ясно, что их работа в Самаре - временна.

У многих коллективов в нашем клубе уже есть поклонники из малышей и родителей, которые знают песни, ждут концертов и пополнили арсенал игрушек полюбившимися музыкальными инструментами.

Мы не делаем акцент на детских мелодиях - нам важно дать детям возможность услышать музыку во всем ее многообразии

Все наши музыканты - профессионалы. Многие имеют приличный опыт работы с детьми. Они стараются поддерживать диалог с залом, подбирают репертуар, чтобы быть со слушателями на волне. Мы не делаем акцент на детских мелодиях - нам важно дать детям возможность услышать музыку во всем ее многообразии. Мелодии эпохи классицизма и барокко дарят чувство умиротворения и гармонии, танцевальная музыка способствует музыкально-двигательному развитию, фольклор вызывает пробуждение памяти и приобщает ребенка к народной культуре.

Многие фолк-концерты у нас дотационные, но мы не теряем надежду убедить родителей в том, что фолк может быть притягательным и завораживающим, как у группы

Зачем вообще покупать абонементы? Ну, во-первых, правило "оптом дешевле" работает даже в филармонии. Сравните абонементную стоимость с обычными билетами на те же концерты - заметите. Приятно, особенно если вы любите музыку (или хотите ее полюбить) и мечтаете, что самый близкий человек разделит с вами увлечение. Или – о счастье! – если это уже случилось, и чадо жить не может без симфонических концертов. Короче, если вы часто ходите слушать музыку, абонемент спасет от разорения.

Во-вторых, абонемент дисциплинирует. При нашем темпе жизни, не секрет, преследует соблазн "выдохнуть" и расслабиться. Не забыть, отследить, когда билеты появятся в кассе, купить их по-быстрому, пока не кончились, и все для того, чтобы в законный выходной покинуть уютное жилище в поисках культурных развлечений… Может быть, не в этот раз? Впереди еще полно концертов. Знакомо, не правда ли? В финале необъяснимым стечением обстоятельств наступает май, концертов в афише практически не осталось, а вы так и не выбрались в этом году. Абонемент снижает вероятность такого отпадения от культуры. Что скрывать: уплочено! Но даже если вдруг какой-то концерт пропустите, в деньгах сильно не потеряете по сравнению с обычной ценой билетов.

Эти доводы, правда, работают при одном условии. Поход в филармонию должен действительно доставлять радость вам и не мучить ребенка. Иначе - обратите внимание на ветку форума "Лишний билетик". Именно там, среди страдальцев, мучительно пристраивающих пропадающие абонементы и горько сожалеющих о неразумно потраченных деньгах, вы рискуете оказаться.

С чего начать?

Тут нет универсального рецепта. Выбирая, лучше всего ориентироваться не на моду, одноклассников или друзей по деткой площадке/детскому саду. Исходите из пристрастий своего ребенка. Можно почитать описания концертов и отзывы о них, посмотреть, что за оркестр играет, что пишут об исполнителях. А можно – и это самый беспроигрышный вариант – купить на пробу билет и сходить на концерт приглянувшегося абонемента. Его и купите в следующем сезоне, если понравится.

Как выбрать подходящий абонемент?

Ребенок готов слушать чтение вслух хоть сутками напролет, и ему практически все равно, что ему читают? В этом случае предпочтительнее, кажется, начинать с программ, совмещающих музыку и художественное слово. Это может быть, конечно, любой вариант крепко держащего пальму первенства по популярности все последние годы абонемента "Сказки с оркестром". Здесь известные артисты читают вслух известные детские тексты в диалоге с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии.

Абонемент №51А "Сказки с оркестром" сезон 2013-2014

Абонемент №51 "Сказки с оркестром" сезон 2013-2014

Абонемент № 52 "Сказки с оркестром. Избранное" сезон 2013-2014

Абонемент № 52-А "Сказки с оркестром. Избранное" сезон 2013-2014

Можно выбрать "Были и небылицы", он же "Забавный профессор ", чтобы послушать виртуозное чтение прекрасного Павла Любимцева.

Все эти концерты ежегодно проходят в Зале Чайковского (там очень красиво, и это тоже важно), и не только абонементы на них пользуются бешеным спросом, но даже отдельные билеты купить непросто.

Но не нужно зацикливаться! Попробуйте выбрать похожую программу, на менее "раскрученной" площадке. Например, для самых маленьких - любой из сказочных абонементов в Камерном зале , РАМ имени Гнесиных , Гнесинском концертном зале на Поварской , "Оркестрионе " или даже . Не столь грандиозные, как Большой зал филармонии, эти залы могут быть комфортнее для малышей, и абонементы туда стоят дешевле. А концерты и здесь отличные. Скажем, "Сказки для самых маленьких " в Гнесинке. Или, например, рассказывавшая сказки еще нам, родителям, Светлана Виноградова ведет концерты в "Оркестрионе". Лучше, правда, предварительно убедиться, что эти "Сказки для всех " подойдут и вам. Особенно если за вашим выбором не стоит детская ностальгия.

Программы, сочетающие музыку и слово, филармония ежегодно готовит и для детей постарше. Список немного меняется от года к году, но описанное выше правило выбора действует и здесь. Попробуйте, например, походить на "В стране невыученных уроков " на Поварской. "Сказочные" абонементы, здесь же или в любом другом зале тоже часто интересны и подрощенным деткам – выбирайте на свой вкус. Отменная музыка в виртуозном исполнении практически гарантирована.

Некоторые счастливые люди обожают учиться – узнавать новое, слушать истории. Концерты, ориентированные на такую аудиторию разного возраста, у филармонии тоже есть. Прежде всего, вспоминается опять же с детства знакомая еще многим родителям "Большая музыка для маленьких" с бессменной ведущей Натальей Панасюк. Детям постарше, "а также их родителям", будет интересно послушать уже упомянутую Светлану Виноградову легендарную Жанну Дозорцеву – она ведет программы в Зале Чайковского ("Музыка, живопись, жизнь ") и в Большом зале Консерватории ("По странам и континентам "). Здесь всегда играют самые лучшие исполнители и оркестры. Предпочитаете более молодежный стиль? Идите на Артема Варгафтика и убедитесь, как современна классическая музыка.

Теперь о самой главной и самой целевой аудитории любых филармонических концертов. О детях, которые не хотят слушать никакие слова, потому что слова им мешают. О тех, кто хочет слышать только музыку. Это дар, и возраст здесь роли не играет. Если вы заметили, что с вашим ребенком все именно так, не мучайте его. Эти залы - уникальное место, где у него есть такая возможность. А слова он еще получит – ну хоть бы и в театре. Детских абонементов с минимумом слов не слишком много, но они есть. Здесь снова имеет смысл, например, обратить внимание на программы Жанны Дозорцевой. Пока ребенок еще маловат, чтобы выдерживать вступительный текст, можно приходить к его концу. И просто слушать музыку. Если же вы не подобрали подходящий абонемент из детского репертуара, присмотритесь к взрослым симфоническим концертам. В конце концов, вы можете уйти пораньше, если ребенок устанет. Правда, в том случае, если мы имеем дело с описанным выше типом, скорее устанете вы.

Предложенное деление, конечно, весьма условно. Как бессмысленны попытки получить четкую рекомендацию при выборе любого концерта, спектакля или книги. Пока не послушаешь, не увидишь, не прочтешь, не поймешь. Так что, вперед, к хорошей музыке. Только не опоздайте! С каждым годом продажа абонементов открывается все раньше и раньше, а очереди за ними в кассах все длиннее. И это не может не радовать: даешь поколение меломанов!

Сегодня будет сугубо полезное, формата «куда пойти с ребенком в выходные» и «концерты с детьми» и тому подобное. Профессионалы музыкальных абонементов могут не читать, текст для начинающих, о детских абонементах в московские филармонию и консерваторию.

Так вот. Почему сейчас. Потому что уже неделю, как открылся сезон продажи абонементов, взрослых и детских. Можно выбирать. Два основных направления формата «дети+классическая музыка» (и не только).

Классика жанра — детский абонемент №4, Московская консерватория. Дирижер и рассказчик — Вячеслав Валеев. Концерты по воскресеньям (всего 4 за сезон), продолжительность около часа. Валеев прекрасно справляется с детской аудиторией, К. его очень любит. Важно понимать, что детские абонементы не означают того, что ваш ребенок будет сидеть на одном месте, вытянувшись по струнке. Все совсем не так. Например, на одном из концертов абонемента дети всем залом пели песни вместе с оркестром, К. был очень вдохновлен, потом дня два рассказывал, как ему понравилось, вот так вот петь в консерватории. Стоимость абонемента на следующий сезон — 1200-8000 рублей.

Помимо классического четвертого абонемента есть еще «Путешествие вокруг света» — каждый концерт посвящен какой-либо стране, например, Францию. Слушаем Дебюсси, Равеля, Пуленка. И так далее. Есть абонемент, посвященный великим композиторам, есть «сказочный абонемент».

Московская филармония предлагает еще больший выбор различных абонементов для детей. Мы в этом сезоне ходили слушать «Забавного профессора». Каждый концерт — тематический, Павел Любимцев чудесно рассказывает о самом разном, оркестр Осипова поддерживает, на экраны выводят слайды, словом, все сделано идеально для детей, чтобы никому не было скучно. Например, вчера К. ходил на концерт «От Москвы к Тихому океану. Великие русские путешественники-первооткрыватели Дальневосточных земель». Вышел в абсолютном восторге, рассказывал про Беринга, Камчатку, гейзеры, якутскую музыку. Словом, это не просто знакомство с музыкой, а еще условно «просветительская программа», причем Павел Любимцев так захватывающе обо всем рассказывает, без сюсюскания и заигрывания с детской аудиторией, но с массой интересных фактов, прекрасные интонациями, что слушают и взрослые и дети. Я, например, вчера рано приехала за К., решила зайти, немного посидеть в вестибюле, чуть-чуть послушать, а потом еще сбегать по делам. Но в итоге на экране посмотрела весь концерт — просто не могла оторваться.

На самом деле, Филармония предлагает десятки детских абонементов, самые разные по темам . Если любите сказки и музыку — масса «сказочных абонементов». Например, «Сказки с оркестром. Субботние дневные симфонические концерты для детей» с участием прекрасных Юлии Пересильд и Чулпан Хаматовой, чудесный абонемент «страноведческой музыки», который ведет Артем Варгафтик, есть абонемент «Как лесовичок музыкальную азбуку учил». Дневные концерты для малышей от 3 до 7 лет» для самых-самых маленьких, единственный, который на сайте Филармонии идет не 6+, а 0+. В общем, на любой вкус.

Кстати, что касается возраста. Я долго сомневалась, когда начинать вот эти хождения на концерты с ребенком, в итоге решила в три еще его никуда не водить, начали мы ходить в четыре, в нашем случае это уже оказался самый возраст. Ходит он абонементы 6+, вопросов нет.

Наконец, еще одна история, которая иногда останавливает людей — типа покупаем абонемент, потом болеем, пропускаем и так далее. На самом деле, как обычно, ложки нет. На нашей практике мы пропустили по болезни только один концерт из восьми. Но, если вы все же сомневаетесь, на некоторые абонементы билеты можно купить прямо перед концертом в качссе.

Самый практический вопрос. Когда покупать. Покупать лучше прямо сейчас. Потому что некоторые абонементы распродаются стремительно и быстро исчезают из продажи. Еще важно, когда вы выбираете абонемент, обращать внимание на место проведения концерты, чтобы не приехать к залу Чайковского тогда, когда концерт проходит в Филармонии-2 в Олимпийской деревне. И да, абонемент действует на одно лицо, а не на сочетание взрослый+ребенок.

На этом, кажется, музыкальные лайфхаки закончились, пойду жарить утку на обед.